Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализм и нереалистические направления в литературе Германии конца 19-начала 20 века. Лирика С.Георге как отражение духовно-интеллектуальной жизни Германии рубежа столетий.




Основные течения в Германии этого периода – натурализм, символизм, неоромантизм, импрессионизм, декаданс, экспрессионизм. В новых условиях развивались немецкий критический реализм в творчестве Ф.Шпильгагена, В.Раабе, Т.Шторма, Т.Фонтане, социалистическая литература. Писатели-реалисты запечатлели в своих романах правдивую и разнообразную картину новой грюндеровской империи, хотя и не достигли художественного мастерства Бальзака и Диккенса. В немецкой литературе современная история не отражалась во всей полноте и конкретности, для духовной жизни немецких интеллигентов была характерна отстраненность от злобы дня. Немецкий натурализм (А.Гольц, И.Шлаф) – сложнейшее явление последней трети 19 века. Героями его стали люди из народа. Писатели-натуралисты призывали к обновлению литературы, к изучению актуальных проблем современной жизни. На практике сближение с природой проявилось в скрупулезной фиксации наблюдений и ощущений, в выработке некоего секундного стиля, передающего суть мгновения, в приближении литературного языка к говору улиц. Натуралисты неразумно отказались от фантазии, поэтического воображения и вымысла, от художественного анализа явлений. Экспрессионизм –идеологическое течение 20 века, полнее проявившееся в немецкой и австрийской литературе. В нем выражен протест против современной буржуазной цивилизации, мировой войны, социальных контрастов, порабощения человека машинами и вещами. Экспрессионисты выразили свое понимание кризиса буржуазной цивилизации, катастрофы, надвигающейся на человека и природу. Прежде всего их привлекали проблемы героя и массы, интеллигенции и революции, убеждения и насилия. «Не конкретность, а абстрактное представление о ней, не действительность, но дух – таков основной тезис эстетики экспрессионизма». Характерные черты экспрессионизма – абстрактность, страстность, субъективность. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемому в новой, неповторимой форме. Экспрессионисты, учтя некоторые традиции предшествовавшей литературы, выработали новые принципы образного мышления: они отказались от внешнего правдоподобия, предпочитали моделирование отображению, использовали откровенную публицистичность и выразительные средства поэзии. В экспрессионизме различают два направления. Для левых (И.Бехер, Ф.Вольф, Л.Рубинер, Э.Толлер) группировавшихся вокруг журнала «Акцион», характерны социальная устремленность и публицистичность. Немецкий символизм возник как отклик на французскую символическую поэзию и драматургию. Георге и Гофмансталя, наиболее значительных представителей этого направления, порою называют не символистами, а неоромантиками. В символистской лирике и драме образуется сложная смесь мечты и неизбежной все же реальности, но у символистов к этому прибавляется смешение книжного и действительного, исторического и современного. Важным отличием символистов от романтиков является то, что произведения рубежа веков лишены критического бунтарского пафоса, а тем более сатиры Клейста и Гофмана. Символист не подвергает действительность критическому анализу, а эстетизирует ее, недовольство жизнью оборачивается приукрашиванием и приятием ее. Нарочитый эстетизм, романтическая изобретательность, причудливая выдумка характерны и для самого известного представителя живописного символизма А.Бёклина. Немецкие и австрийские символисты объединились вокруг журнала «Листки искусства» Георге. Георге и Гофмансталь стремились сделать поэзию владением поэта, вкладывая в понимание сущности поэта его исключительно эстетическое мировосприятие, его фантазию, его отрешенность от практической деятельности. Мэтр немецкого символизма Георге глубоко воспринял ницшеанские идеи. Его поэзия утверждала духовный аристократизм и пренебрежение к жизненным бурям. Георге постоянно декларировал свою исключительность, обособленность. Он претендовал на подчиняющее воздействие своих поэтических созданий, воспевающих замкнутость и эгоцентризм. Он демонстративно подчеркивал свою непричастность к реальной действительности, рассматривая поэта как пророка-избранника, презрительно относящегося к народу. Он претендовал не роль наставника и мэра молодых поэтов, которые считали себя духовной элитой Европы. Созерцательная мудрость была позой, прикрывающей пустоту. Поэту импонировала сильная личность, самоутверждающаяся жестокостью; борец, герой, победитель – его идеал. Мужество дарует господство и подчиняет слабых. Преступление, совершенное сильной личностью, - эстетически прекрасно, поэт охотно декорирует убийство различными красотами. Опираясь на опыт французских символистов, Георге придает решающее значение форме, звукосочетанию, а не содержанию поэзии. Георге использовал особые графические средства, которые получили назваине «Стефан-георге-шрифт». Темы для своих творений он брал часто из античности и средневековья. Мотивы и сюжеты он в очновном черпал из эпохи католического средневековья, из истории древнего Рима, пережившего глубокий кризис. В цикле стихов «Альгабал» поэт воспевает позднего римского императора Гелиогабала – своеобразного ницшеанского «сверхчеловека», жестокого и утонченного деспота, которому беспрекословно подчиняется покорная масса. Лучший сборник стихов Георге «Год души», навеянный личными переживаниями, посвящен природе и любви. Любовная и пейзажная лирика отмечены статичностью и рассудочностью чувств. Вместе с тем Георге любит загадывать поэтические загадки, создавая мифы о темных таинственных силах, которые оказывают на мир роковое влияние. В начале 20 века символист и эстет Георге, проповедовавший в 90-е годы «чистое искусство», обращается к политической тематике и обнаруживает приверженность к антидемократическим, империалистическим силам. Усиливаются мистические черты в его творчестве. Эти мотивы особенно явственно звучат в «Седьмом кольце» и в сборнике «Звезда союза». Георге приветствовал империалистическую войну. В годы фашизма он был объявлен национальным поэтом третьего рейха.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...