Устройство и принцип работы измерительных приборов
Измерительный прибор состоит из проектора схождения и параллельного проектора, конструктивно объединённых в корпусе, и измерителя угла наклона. Из проекторов выходят световые пучки, которые формируют в плоскости соответствующих шкал световые указатели (проектор схождения) и (параллельный проектор) в форме круга с затемнённым сектором. Световой указатель служит для считывания по шкале при контроле схождения передних колёс, а световой указатель – при контроле осей, центровки рулевого колеса. Измеритель угла наклона проецирует на встроенную прозрачную шкалу световой указатель, предназначенный для считывания по шкале величин развала колёс, продольного и поперечного наклонов оси поворотной стойки колеса. Измеритель угла наклона фиксируется в двух взаимно перпендикулярных положениях относительно корпуса проекторов при помощи фиксатора. Положение измерителя перпендикулярное корпусу проекторов соответствует перпендикулярному положению оси базового отверстия диаметром 16Н7 кронштейна относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения зеркала-маятника. Это положение является регулируемым и влияет на точность измерения углов наклона оси поворотной стойки колеса. Положение измерителя угла наклона параллельно корпусу проектора обеспечивается легким вращением измерителя вокруг своей оси на 90° до фиксированного положения. Уровень служит для контроля горизонтального положения прибора в процессе измерений, при котором обеспечиваются его метрологические характеристики. Рукоятка предназначена для подвижки объектива проектора схождения с целью обеспечения четкого изображения светового указателя в плоскости шкалы противоположного измерительного прибора.
Рукоятка предназначена для подвижки объектива параллельного проектора с целью обеспечения четкого изображения светового указателя в плоскости шкалы индикатора. Кронштейн и винт служат для крепления прибора на оси опорной балки. Шкала для левого колеса должна быть закреплена на правом приборе, шкала для правого Оптическая схема проекторов изображена на рисунке 1. В качестве источника света 1 применена автомобильная галогенная лампа АКГ-12-55-1(НЗ) мощностью 55Вт, а в качестве конденсоров 2 и 3 – специальная асферическая оптика, что позволяет проводить работу с прибором в помещениях с естественной и искусственной освещенностью.
Рисунок 1. Оптическая схема проекторов: 1-лампа АКГ-12-55-1(НЗ); 2,3-линза конденсора; 4,5-объектив; 6-зеркало; 7-стекло защитное. Объективы 4 и 5 формируют изображения диафрагм, в виде указательных стрелок (световых указателей), на заданных расстояниях. В ветви I зеркало 6 является юстируемым элементом и конструктивно соединено с вращающейся оправой, что позволяет наклоном рукоятки 8 (смотри рисунок 1) обеспечить попадание светового указателя на соответствующую часть измерительной шкалы. Рисунок 2. Оптическая схема измерителя угла наклона: 1-лампа А-12-10; 2,3-линза; 4-зеркало-маятник; 5-шкала.
Оптическая схема измерителя угла наклона изображена на рисунке 2. В качестве источника света 1 применена автомобильная лампа А12-10. Световой пучок от диафрагмы формируется объективом 2 и 3 и через свободно качающееся зеркало-маятник 4 попадает на закреплённую в корпусе стеклянную шкалу 5. Объектив 2 и 3 размещён на подвижной пластине, наклон которой управляется рычагом с рукояткой. Использование по назначению Подготовка к работе 1. Автомобиль должен заехать на поворотные диски как можно ближе к центру их вращения, после чего необходимо установить его на ручной тормоз и проконтролировать давление воздуха во всех четырех шинах. Если имеется предписание – автомобиль нагрузить.
2. Опорные балки установить последовательно на передних колесах следующим образом: - Покачиванием опорной балки вдоль оси убедиться в надёжности её закрепления на ободе колеса. При необходимости дожать вращением рукоятки опорной балки. Для страховки прибора от повреждения крюки каната, закреплённого на опорной балке, зацепить на ободе колеса. На измерительные приборы левый и правый закрепить соответственно шкалы, поставляемые раздельно в составе комплекта ЗИП-О. Измерительные приборы установить на посадочные оси опорных балок до упора. Зажать винты. После этого передние колеса поднять, обеспечив их свободное вращение. Измерительные приборы подключить к источнику питания, входящему в комплект поставки тест-системы. Источник питания подключить к сети переменного тока 220В, включить. О работе источника питания сигнализируют индикаторы красного свечения, расположенные на его передней панели. Далее необходимо совместить ось опорной балки с осью вращения колеса, осуществляя коррекцию изменением наклона оси опорной балки при помощи трех винтов, для чего: - измеритель угла наклона легким поворотом установить в фиксированное положение, перпендикулярное проектору; - винт фиксации измерительного прибора на оси опорной балки несколько ослабить; - придерживая измерительный прибор медленно вращать колесо. Если ось вращения колеса не совпадает с осью опорной балки, то световой указатель в пятне проецируемого круга на шкале перемещается вверх и вниз; - винтами отрегулировать наклон основания опорной балки до такого состояния, пока световой указатель не будет находиться в неподвижном состоянии при полном обороте колеса. - если колесо имеет осевой зазор подшипника выше допустимого, этот дефект необходимо устранить до того как будут производиться измерения. После коррекции вращательного движения колёс производят проверку правильности установки поворотных дисков под колесами, при необходимости подправляют. Колёса автомобиля медленно опускают посередине поворотных дисков.
Установить тормозное приспособление на ножной тормоз. На время измерений передние колёса должны быть блокированы. Автомобиль несколько раз нажимом на бампер прокачать вверх и вниз. Поворотные диски на подставках расфиксировать путём извлечения штифтов. Измерение схождения колёс Установить передние колеса в направлении прямолинейного движения. Оба измерительных прибора выставить по уровню и зафиксировать относительно оси опорной балки при помощи зажимного винта. Поворотом рукоятки блока зеркала направить изображения световых указателей приборов на соответствующие шкалы, закрепленные снизу на корпусах проекторов измерительных приборов. Вершина светового указателя должна находиться на горизонтальной линии одной из шкал, которая соответствует величине обода колеса проверяемого автомобиля. Вращением рукоятки подвижки объектива проектора схождения добиться четкого изображения светового указателя. Колёса вращать до тех пор, пока вершина светового указателя на одной из шкал не установится на нулевую отметку. Величину схождения передних колес считывают по другой шкале. При измерении схождения передних колёс и развала колёс измерительные приборы всегда должны находиться в выверенном по встроенному уровню положении. При измерении продольного и поперечного наклона оси поворота колеса встроенный уровень не используется. Центровка рулевого колеса Надеть индикаторы на задние колёса таким образом, чтобы выемки зацепов охватывали обод колеса. Передние колеса должны быть установлены в направлении прямолинейного движения. Измерительные приборы, как и прежде, должны быть выверены по встроенному уровню. Индикаторные шкалы перемещать вверх и вниз, пока на них не попадёт световой указатель параллельного проектора. Вращением рукоятки подвижки объектива параллельного проектора добиться чёткого изображения светового указателя. Передние колёса повернуть до положения, когда на обоих индикаторах задних колёс будет одинаковое отклонение светового указателя. В таком положении схождение передних колёс по отношению к продольной оси автомобиля одинаково и рулевое колесо должно быть отцентрировано. Если рулевое колесо не отцентрировано, необходимо отрегулировать поперечные рулевые тяги. При регулировке необходимо следить за тем, чтобы положение колёс оставалось неизменным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|