Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»




 

Тема: Регулировка зазора в тормозном колесном механизме автомобиля

Норма времени – 2 часа

Учебная цель занятия:

- закрепление теоретических знаний по техническому обслуживанию тормозной системы автомобиля;

- освоение технологии регулировки зазора в тормозном колесном механизме автомобиля;

- приобретение навыков по проведению техническому обслуживанию тормозной системы автомобиля.

 

Оснащение учебного занятия: комплектные тормозные механизмы с пневмоприводом, инструкционная карта.

 

Вопросы входного контроля

1. Что считается нормой предельного износа фрикционных накладок тормозных колодок?

2. Расскажите об обслуживании тормозной системы автомобиля с пневмоприводом.

3. С какой целью и когда проводят частичную и полную регулировку зазора в тормозном колёсном механизме?

Задание

1. Изучите технологию проведения технического обслуживания тормозной системы автомобиля.

2. Выполните практические действия, необходимые при регулировке зазора в тормозном колесном механизме автомобиля.

3. Составьте отчет по выполненному практическому занятию.

 

Ход работы

 

Регулировка тормозных колесных механизмов ЗИЛ-4314.

Регулировка тормозных механизмов колес может быть полной и частичной. Перед регулировкой тормоза должны находиться в холодном состоянии.

Полную регулировку выполняют только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Такую регулировку выполняют при помощи эксцентриковых осей колодок, проходящих через кронштейн осей, укрепленных в опорных тормозных дисках. При повороте осей колодок перемещается ось эксцентриситета и поворачивает колодки относительно тормозного барабана.

Полную регулировку передних и задних тормозов необходимо выполнять в следующем порядке.

Рисунок 1. Колесный тормозной механизм ЗИЛ-4314: 1 – опорный диск (щит); 2 – эксцентриковые оси колодок; 3 – стяжная пружина; 4 – тормозная колодка4 5 - тормозной барабан; 6 – ось разжимного кулака; 7 – пробка отверстия для смазывания; 8 – регулировочный рычаг; 9 – шток тормозной камеры; 10 – корпус камеры; 11 – крышка камеры; 12 – диафрагма; 13 – пружина; 14 – кронштейн тормозной камеры; 15 – червяк; 16 – червячная шестерня; 17 – фиксатор; А – разжимной кулак; Б – тормозная камера; В – штуцер для подвода сжатого воздуха.

 

1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики осей, повернув оси метками одну к другой. Ослабить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному тормозному диску. На заднем мосту ослабить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста. Разжимный кулак должен находиться в среднем положении, не разжимая колодок.

2. Подать в тормозную камеру 31 сжатый воздух под давлением 1-1,5 кГ/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки). При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики осей в одну и другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20-30 мм от наружных концов накладок. При регулировке следует проверить затяжку контргайки вилки штока.

3. На задних тормозах автомобиля прилегание колодок удобнее проверять со стороны редуктора моста при снятых щитках тормоза. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить сквозь всю ширину накладки тормозной колодки.

4. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха – не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака. У тормозов задних колес автомобиля также затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру заднего моста.

5. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

6. Повернуть ключом ось червяка, находящегося в зацеплении с шестерней, так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15-25 мм для передних тормозов и 20-30 мм для задних тормозов (верхний предел имеет среднее значение). При этом разжимный кулак, поворачиваемый регулировочным рычагом, должен занять рабочее положение, но без разжима тормозных колодок.

7. Закончив регулировку, надо убедиться, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без задевания. Убедиться, что в расторможенном состоянии барабаны вращаются равномерно и свободно, не касаясь колодок, при этом колеса должны быть вывешены.

8. При полной регулировке зазоры между рабочей поверхностью тормозного барабана и накладками колодок должны быть: у разжимного кулака не менее 0,4 мм, у осей колодок не менее 0,2 мм.

9. Частичную регулировку выполняют для уменьшения зазоров между колодками и барабанами, увеличивающихся вследствие износа накладок и барабанов. Наличие больших зазоров, требующих частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 35 мм для передних тормозов и 40 мм для задних тормозов. При большом ходе штоков выполняют частичную регулировку вращением осей червяков регулировочных рычагов. Для этого необходимо: поднять домкратом регулируемое колесо или мост автомобиля, затем, вращая ключом в правую сторону за квадрат оси червяк регулировочного рычага, повернуть вал разжимного кулака так, чтобы колесо затормозилось, после чего повернуть ось червяка шестерни в левую сторону до свободного вращения колеса; замерить через окно барабана зазор между накладками колодок и рабочей поверхностью барабана. У правильно отрегулированного тормоза зазор должен соответствовать величине, указанной для полной регулировки тормозов.

10. Закончив регулировку, следует убедиться в правильности ее, нажимая на педаль тормоза при вращающемся колесе.

11. При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять их установку, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

12. При полной и частичной регулировках надо устанавливать наименьшие ходы штоков тормозных камер.

13. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес автомобиля следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту мало отличались один от другого.

Регулировка ручного стояночного тормоза автомобиля ЗИЛ-4314.

Рисунок 2. Стояночный тормоз автомобиля ЗИЛ-4314: 1-фрикционная накладка; 2-барабан; 3-кронштейн; 4-сальник кронштейна; 5-малая пружина колодок; 6-че­ка колодок; 7-ось колодок; 8-гайка; 9-винт; 10-фланец вторичного вала коробки передач; 11-регулировочный болт; 12-шайба; 13-колодка; 14-большая пружина колодок; 15-сухарь колодки; 16-разжимной кулак; 17-щит; 18-регулировочный рычаг;19-вилка; 20-тяга привода; 21-ушко тяги привода тормозного крана; 22-палец тяги; 23-гайка; 24-пластина рычага; 25-зубчатый сектор; 26-распорная втулка сектора; 27-стопорная защёлка; 28-тяга стопорной защёлки; 29-рычаг привода стояночного тормоза; 30-рукоятка тяги стопорной защёлки.

 

1. Отсоединяют резьбовую вилку регулировочной тяги привода от рычага стояночного тормоза.

2. Отводят рычаг стояночного тормоза в крайнее переднее положение до упора в распорную втулку.

3. Изменяя длину регулировочной тяги привода её резьбовой вилкой, добиваются такого положения, чтобы после присоединения тяги привода к рычагу стояночного тормоза полное затормаживание происходило при перемещении стопорной защёлки на 4…6 зубьев сектора, а при возвращении рычага стояночного тормоза в крайнее переднее положение тормозной барабан свободно вращался, не задевая за накладки колодок тормозного механизма.

4. Если укороченная до предела регулировочная тяга привода не обеспечивает затормаживание при перемещении стопорной защёлки на шесть зубьев сектора, нужно перенести палец, к которому присоединён верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормозного механизма и надёжно затянуть и зашплинтовать гайку.

5. Произвести регулировку стояночного тормоза согласно пунктам 2. и 3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...