Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развиваем способность видеть и слышать эмоции




Развиваем способность видеть и слышать эмоции

Чтобы собрать точные невербальные данные, нужно немного поработать детективом, а это непросто. Но если вы знаете, что искать, то полдела уже сделано. Теперь вы понимаете достаточно, чтобы заглянуть за те маски, которые носят на работе ваши коллеги, и сможете защитить себя от обмана, интриг и манипуляций. Вы можете распознавать и настоящие эмоции близких, и поддерживать с ними искренние, теплые отношения. Но прежде чем повесить на грудь значок «Особого агента тайных эмоций», нужно научиться еще одному: как развить способность видеть и слышать эмоции… практически. Другими словами, нужно сделать всю эту детективную работу естественной – а иначе и смысла не будет, верно?

Как я говорил в предыдущей главе, чтобы «считывать» людей, нужна концентрация, концентрация и еще раз концентрация! А чтобы научиться концентрироваться, нужна практика, практика и еще раз практика! Вот где действительно пригодится Ключ к общению № 1.

Проявляйте осознанность по отношению к себе и прежде всего прислушивайтесь к своим эмоциям. Чем более мы открыты своим эмоциям, тем легче будет настроиться на эмоции и чувства других. Так что задайте себе вопрос: что я чувствую? Распознайте свои чувства, позвольте им просто всплывать. Например: Я чувствую усталость, тревогу, чувствую счастье или грусть.

Воздержитесь от оценок и комментариев, как если бы вы слушали ребенка. Если у вас есть что-то, но вы не можете понять или хотите изучить это подробнее, то задайте себе несколько вопросов. Допустим, вы слышите: «Я чувствую тревогу». Спросите себя: «Что меня тревожит? »

Когда вы найдете причину тревоги, проявите к себе эмпатию, не осуждайте себя. Заверьте свое Эмоциональное Я, что вместе вы найдете способ избавиться от тревоги. Прислушиваясь к своим чувствам, задавая себе вопросы и воспринимая свои чувства, вы развиваете способность управлять своим Эмоциональным Я с состраданием и мудростью.

Настало время посмотреть вовне. А теперь понаблюдайте за языком тела других людей – посмотрите, о чем мы говорили в двух предыдущих главах. Обратите внимание на выражение лица, движения рук, жесты, тон и голос собеседника.

Будьте в контакте с эмоциями собеседника. Важнее, как человек говорит, чем что он говорит. Результаты исследований показали, что 90 % информации мы получаем от людей с помощью невербальных сигналов.

Научитесь слушать. Чтобы проявлять эмпатию, нужно по-настоящему слышать, что вам говорят. Для развития эмпатии необходимо знать все детали. Дайте другому человеку возможность выразить свои чувства и мысли, не перебивайте его.

 

Вопросы для развития самоосознания

→ Что вызвало у меня эмоции?

→ Какими невербальными сигналами я выдаю свои чувства?

→ Как я себя веду, когда переживаю стресс?

 

Вопросы во время наблюдения за другими

→ Характерны ли это выражение или эта поза для моего собеседника?

→ Знаю ли о каких-то событиях, которые могли вызвать это поведение?

→ Мешают ли мне мои собственные эмоции адекватно реагировать на это поведение?

 

Вопросы о том, как я строю отношения с людьми

→ Как мои эмоции влияют на окружающих?

→ Как эмоции других людей влияют на меня?

→ Что или кто выводит меня из себя?

 

Ключ к общению № 3

Распознавайте и управляйте пятью базовыми эмоциями

Счастье, грусть, злость, страх и стыд  

Человеческие эмоции изучают, разбирают и обсуждают уже очень давно – с тех пор как в 1879 году появилась психология. Но в наше время известный психолог Пауль Экман свел их все к шести базовым состояниям: злости, отвращению, страху, счастью, грусти и удивлению. Впоследствии его поддержало множество экспертов, и все они сходятся на том, что из этих базовых эмоций складываются более сложные состояния. Взволнованность, например, может быть комбинацией страха и счастья. Хотя совсем недавно группа психологов из Калифорнийского университета в Беркли посчитала, что список Пауля Экмана слишком упрощенный. Они его расширили до двадцати семи определенных типов эмоций. Вот некоторые пункты, которые они внесли в список: благоговейный трепет, неловкость, спокойствие, замешательство, ужас, ностальгия, сексуальное желание, сочувствие и триумф. (62)

Интересно, правда? Но не торопитесь добавлять слово «перегруженный» в свой список! Давайте я расскажу, что думаю (и что мне помогло). Я склоняюсь к мнению из еще одного лагеря: Тревиса Брэдберри, Ph. D. и Джин Гривз, Ph. D – сторонников теории Эмоционального интеллекта. Их подход ближе к подходу Пауля Экмана – они выделяют пять базовых эмоций: счастье, грусть, злость, страх и стыд.

Ну и что нам все это дает? По наблюдениям Брэдберри и Гривз, устройство нашего мозга делает нас эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на любую ситуацию эмоциональная.

«Очень часто нам не хватает навыков управления эмоциями, чтобы справляться со сложными, напряженными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся в жизни, – объясняют они. – Чтобы принять взвешенное решение, одного знания фактов недостаточно. Когда такие решения наиболее необходимы, для их принятия требуются хорошее знание себя и эмоциональная грамотность». (63)

Разобраться в эмоциях непросто, и большинство из нас не очень хорошо умеют распознавать эмоции, которые переживают сами, не говоря уже о чувствах окружающих. Результатом этого становятся постоянные недопонимания и ошибки – и не только с близкими. Представьте себе обычный день на работе. Менеджмент, руководство, специалисты по работе с персоналом и продажам понимают, что чувствуют люди. Это поразительно, сколько конфликтов, зря потраченного времени, усилий и ресурсов могла бы предотвратить одна-единственная уступка или какой-то верный поступок. (64)

Умение распознавать и понимать эмоции позволяет ими управлять.

 

Так что наш третий ключ к общению раскрывает скрытые эмоции благодаря тому, что мы…

 

Распознаем и управляем пятью базовыми чувствами. Это эмоции, которые мы испытываем, реагируя на то или иное событие или ситуацию. Давайте посмотрим на эти категории, как на основные ингредиенты, которые смешиваются и превращаются в намного более сложное блюдо из эмоций. Обратитесь к таблице «Составляющие эмоций» на стр. 170 и изучите каждую эмоцию, примеряя ее на себя и окружающих.

 

Счастье. Его трудно не заметить у себя и окружающих. Обычно нас притягивает к счастливым людям, а других тянет к тем, кто испытывает эту эмоцию. Это привлекательная смесь радости, жизнерадостности, покоя и позитивного настроя… и по некоторым данным, это состояние связано с чувством удовлетворенности жизнью, благодарности и разными приятными моментами.

 

Как я себя чувствую?

Что делает меня счастливым? (Поделитесь тем, что скрывается за этими чувствами. )

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я счастлив и позитивно настроен, я испытываю следующие эмоции: (например, взволнованность, воодушевление, удовлетворение, умиротворение):

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление своими эмоциями

Вот что на самом деле происходит сейчас у меня внутри:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я счастлив и испытываю позитивные эмоции, я отношусь к окружающим так:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Наблюдение за другими людьми

Вот что я вижу в окружающих, когда они счастливы:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление отношениями

Вот как я могу посмотреть на мир глазами другого человека, увидеть его чувства и проявить по отношению к нему больше эмпатии:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Грусть. Мы бежим от нее как от огня, не так ли? Ребенок плачет, и мы вручаем ему мороженое. Когда нашим взрослым друзьям больно, кто-то их подвел и они обижены, мы делаем все возможное, чтобы их приободрить. Однако грусть – это часть жизни.

 

Как я себя чувствую

Что вызывает во мне грусть? (поделитесь, что скрывается за этими чувствами)

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я грущу и настроен пессимистично, я испытываю следующие эмоции (например, одиночество, боль, разочарование, расстройство):

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление своими эмоциями

Вот что на самом деле происходит сейчас у меня внутри:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я грущу и настроен пессимистично, я отношусь к окружающим так:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Наблюдение за другими людьми

Вот что я вижу в окружающих, когда им грустно:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление отношениями

Вот как я могу посмотреть на мир глазами другого человека, увидеть его чувства и проявить по отношению к нему больше эмпатии:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Злость. Мы все испытываем ее время от времени. Как и грусть, она часть нашей жизни. Однако обычно мы не хотим испытывать эту эмоцию, и нам не нравится ее переживать. (Чего только не делают некоторые, чтобы ее избежать. ) Легкую злость может вызвать усталость или стресс, тогда ее называют раздражением, досадой или нетерпимостью. С другой стороны, сильная злость может негативно сказываться на нашей способности к общению, заставлять нас говорить другим обидные вещи, а у окружающих – видеть в нас угрозу.

 

Как я себя чувствую

Что вызывает во мне злость? (поделитесь, что скрывается за этими чувствами)

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я злюсь, я испытываю следующие эмоции (например, ярость, чувство, что меня предали, раздражение, обиду):

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление своими эмоциями

Вот что на самом деле происходит сейчас у меня внутри:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда я злюсь, я отношусь к окружающим так:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Наблюдение за другими людьми

Вот что я вижу в окружающих, когда они злятся:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление отношениями

Вот как я могу посмотреть на мир глазами другого человека, увидеть его чувства и проявить по отношению к нему больше эмпатии:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Страх. По словам специалистов, это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, которая приводит к изменениям в работе нашего мозга и тела, а также к изменениям в поведении. (65) Страх может переводить нас в режим «бей или беги», когда мы или начинаем борьбу, или убегаем. Сильный страх называют ужасом или паникой, а слабый – нервозностью или тревогой.

 

Как я себя чувствую

Что вызывает во мне страх? (поделитесь, что скрывается за этими чувствами)

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда мне страшно, я испытываю следующие эмоции (например, ужас, шок, чувство угрозы, неуверенность):

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление своими эмоциями

Вот что на самом деле происходит сейчас у меня внутри:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда мне страшно, я отношусь к окружающим так:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Наблюдение за другими людьми

Вот что я вижу в окружающих, когда им страшно:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление отношениями

Вот как я могу посмотреть на мир глазами другого человека, увидеть его чувства и проявить по отношению к нему больше эмпатии:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Стыд. Это сильная эмоция, которая часто мешает людям. Из-за нее человек поддается бесконечной череде вредных мыслей. Стыд отличается от чувства вины – того неприятного ощущения, которое мы испытываем, если нас осуждают или мы сами сделали что-то не так. Стыд бурлит, копится и съедает самое наше нутро. Стыд – то самое, на чем многие люди формируют свое представление о себе: им кажется, что они глубоко испорчены. Они часто верят, что их личность порочна… и даже непоправимо порочна.

 

Как я себя чувствую

Что вызывает во мне стыд? (поделитесь, что скрывается за этими чувствами)

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда мне стыдно, я испытываю следующие эмоции (например, горечь, никчемность, бесполезность, я чувствую свою никчемность и скорбь):

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление своими эмоциями

Вот что на самом деле происходит сейчас у меня внутри:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Когда мне стыдно, я отношусь к окружающим так:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Наблюдение за другими людьми

Вот что я вижу в окружающих, когда им стыдно:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Управление отношениями

Вот как я могу посмотреть на мир глазами другого человека, увидеть его чувства и проявить по отношению к нему больше эмпатии:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...