Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 1 страница




 
" Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации" (Ершова И. В., Ершов А. А. )(" Юриспруденция", 2011)  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www. consultant. ru Дата сохранения: 02. 10. 2012  

 


 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

И. В. ЕРШОВА, А. А. ЕРШОВ

 

Авторы:

 

Ершова И. В. - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Ершов А. А. - кандидат юридических наук, помощник судьи Московского городского арбитражного суда Москвы.

 

Рецензент:

 

Грачева Е. Ю. - доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств;

ВСНД и ВС РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР;

ВСНД РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР;

ВСНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ;

Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ;

СЗ РФ - Собрание законодательства РФ;

СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР;

СП РСФСР - Собрание постановлений Правительства РСФСР;

СаПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства РФ;

ФГ - Финансовая газета;

РГ - Российская газета.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности". Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите 2008 года ), который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Важно отметить, что новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.

Вместе с тем с помощью Закона об аудите 2008 года не удалось разрешить все накопившиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений проблемы. В частности, данный акт не содержит правил регулирования внутреннего аудита, в связи с чем на сегодняшний день в России сложилась ситуация, при которой весьма важное для бизнеса явление не имеет адекватного законодательного обеспечения. Заложив основы механизма саморегулирования аудиторской деятельности, Закон об аудите 2008 года не сумел сформировать совершенный правовой механизм создания и деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Даже весьма небольшой временной период действия Закона об аудите 2008 года показал, что его положения нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Практика выявила нерешенные вопросы и противоречия. Доказательством тому явилось принятие Федеральных законов от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ, от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ, от 28 декабря N 400-ФЗ, внесших целый ряд изменений в Закон об аудите 2008 года после двух лет его применения. Это свидетельствует о том, что зачастую правовое регулирование финансовых отношений проводится непосредственно в ходе строительства рыночной экономики без должного научного познания применяемых категорий и инструментов.

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ предусмотрел проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, формируемой организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Таким образом, выявленные практические проблемы, необходимость их научного осмысления и законодательного разрешения, важность внесения ясности в теоретические разработки сферы аудита предопределили научный интерес и выбор темы исследования.

 

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ

 

1. 1. История аудита зарубежных стран

 

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Историки полагают, что зарождение аудита можно отнести примерно к 4000 году до н. э., когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. С самого начала правительства занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов. При этом необходимо было установление контроля, включая аудит, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных и нечестных чиновников < 1>.

--------------------------------

< 1> Подробнее см.: Аудит Монтгомери / Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В. М. О'Рейлли, М. Б. Хирш / Пер. с англ.; под ред. Я. В. Соколова. М., 1997. С. 22, 23.

 

Государственная система учета династии Чжоу (1122 - 256 гг. до н. э) в Китае включала в себя тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов. В Китае в VII веке до н. э. была введена должность главного аудитора, основной обязанностью которого было определять честность правительственных чиновников, распоряжавшихся государственным имуществом.

Примерно в 200 году до н. э. квесторы Римской империи - должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами, - осуществляли контроль деятельности государственных бухгалтеров на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и определила появление термина " аудитор" (от латинского " слушать", " слушание" ) < 1>.

--------------------------------

< 1> Практика слушания отчетов, восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия.

 

Римские юристы подчеркивали необходимость обнародования учетных данных банкиров, ибо их занятие представляет собой общественную значимость, и поэтому основной их задачей является прилежное составление отчетов < 1>.

--------------------------------

< 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М.: Инфра-М, 2009. С. 42.

 

Контрольная деятельность имеет такую же длительную историю, как и сам бухгалтерский учет и публичная отчетность. Она существовала в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, а в Средние века - в сфере торговли. Во главе финансового управления в Древнем Египте находился казначей, " заведующий тем, что есть и чего нет", которого именовали " глаза царя Верхнего Египта и уши царя Нижнего Египта" < 1>. Методы составления отчетности были очень трудоемкими, они составлялись по областям, подразделялись на внутригодовую, годовую и на отчетность за несколько лет.

--------------------------------

< 1> Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995. С. 30.

 

Проследим становление и развитие аудита в отдельных зарубежных странах.

Великобритания. Самое раннее упоминание об аудите датируется 1130 годом (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Лондонское Сити подвергалось аудиту уже в 20-е гг. XI в., а в начале XIV в. в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. С тех времен архивы изобилуют документами, свидетельствующими о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений, ремесленных гильдий < 1>.

--------------------------------

< 1> Аудит Монтгомери. С. 23.

 

24 марта 1324 года король Эдуард II подписал указ о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и " брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхеде, Саутгемптоне, Уэльсе, Сомерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны" < 1>.

--------------------------------

< 1> Терехов А. А. Аудит. М., 1998. С. 22.

 

Дальнейшее становление аудита связано с развитием крупного производства, транспорта, зарождением капиталистических отношений.

В старину в Великобритании проводился аудит двух типов. В городах аудит осуществлялся публично, в присутствии правящих должностных лиц и граждан и заключался в слушании аудиторских отчетов, которые зачитывал вслух казначей. К середине XVI века аудиторы городов начали включать в свои отчеты примечания типа " выслушано нижеподписавшимися аудиторами" < 1>.

--------------------------------

< 1> Аудит Монтгомери. С. 23.

 

Вторым типом аудита была детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий с последующим устным отчетом перед владельцем и советом управляющего данного поместья. Обычно аудитор являлся членом совета, преемником которого служит современный внутренний аудит.

Оба типа аудита, практиковавшиеся в Великобритании вплоть до XVIII века, в первую очередь были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств.

Таким образом, аудит в Великобритании начал свое формирование и развитие как форма государственного финансового контроля. В рамках государственного финансового контроля аудиторы закреплялись по ведомствам, однако уже в XVIII в. некоторые из них начали заниматься своей деятельностью как профессиональной вне государственной службы.

Экономические перемены в период 1600 - 1800 гг., которые характеризовались ростом городов, фабрик, а также расширением торговли, вызвали появление новых подходов к учету. Они ставили во главу угла право собственности на имущество и калькуляцию прибыли и убытков. Аудит стал превращаться из процесса слушания в подробный анализ письменной документации и исследование подтверждающих свидетельств.

В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора; тем самым в западном мире было введено современное понятие независимости аудитора.

После принятия Закона о британских компаниях (Companies Act, 1844), согласно которому компании по меньшей мере один раз в год должны были представить счета и отчеты для проверки специалистам по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, ряды аудиторов существенно пополнились. Численность аудиторов во всем мире в 1905 году достигла 11 тысяч, половина из которых приходилась на Великобританию.

В 1880 году был основан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, разработаны строгие правила приема в его члены < 1>. В 1888 году был создан Институт присяжных бухгалтеров Ирландии.

--------------------------------

< 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 45.

 

Первоначально обязанности аудитора не были четко определены: все инвесторы - и акционеры, и кредиторы - видели в нем защитника своих интересов. Современный взгляд на аудитора как на лицо, ответственное только перед акционерами, начал формироваться только после принятия Закона о компаниях в 1929 году, согласно которому все компании были обязаны включать в свои финансовые отчеты счет прибылей и убытков < 1>.

--------------------------------

< 1> Бычкова С. М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. СПб., 2000. С. 300.

 

Английские специалисты середины - конца прошлого века внесли существенный вклад в развитие аудита и техники ревизий.

Лоренс Р. Дикси по праву считается первым идеологом и теоретиком аудита, определившим, что аудит - это работа, связанная с подтверждением правильности и объективности бухгалтерского баланса. Лоренс Р. Дикси обозначил задачи аудита как " сбор доказательств, подтверждающих бухгалтерскую отчетность" и обосновал, что цели проверок связаны с раскрытием подлогов, случайных ошибок и недостатков в системе учета.

Английские ученые разработали анкеты, позволяющие существенно сократить трудоемкость проверок. В опубликованной в Англии в 1910 году книге " Программы аудита" отмечалось, что в качестве первой ступени аудита должно выступать установление системы внутренней проверки < 1>, что свидетельствует о понимании важности внутреннего контроля.

--------------------------------

< 1> Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995. С. 29.

 

Германия. В Германии первые шаги по организации аудита были сделаны в 1870 году, когда дополнение к Закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы данных обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распределении прибыли и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров. Однако в данном Законе не было указано, какая это была проверка, - собственными (внутренними) ревизорами или же приглашенными со стороны. В связи с тем что " грюндерская лихорадка" после 1870 г. привела к созданию и быстрому краху множества акционерных обществ, германское законодательство предусмотрело проведение внешнего аудита.

По примеру английских аудиторов 14 августа 1884 г. в Германии был создан институт бухгалтеров-ревизоров. С 1931 года для акционерных обществ внешние аудиторские проверки стали обязательными.

В 1932 году в Германии был создан Институт аудиторов, который просуществовал до 1945 года. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, который в ноябре 1954 года был переименован в Институт аудиторов Германии.

Италия. Развитие аудита в Италии неразрывно связано с формированием науки об учете. Одним из ярких теоретиков в данной области является Ф. Вилла, создатель одного из трех известнейших итальянских научных направлений в бухгалтерском учете, а именно ломбардского.

Ф. Вилле приписывают выделение трех составных частей бухгалтерского учета: теории учета; правил ведения регистров и их практического использования; организации управления, в том числе ревизии счетов < 1>. Италия исторически относится к числу стран, где сильно развито государственное регулирование аудита.

--------------------------------

< 1> Подробнее см.: Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М., 1996.

 

Соединенные Штаты Америки. В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики аудита. До рубежа XX века независимый аудит в США строился по английской модели, которая предполагала детальное исследование данных, относящихся к балансу. Роберт Х. Монтгомери называл американский аудит раннего этапа " счетоводческим аудитом", подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг.

Следует отметить, что Роберт Х. Монтгомери стал виднейшим теоретиком и практиком аудита в США. В 1905 году и впоследствии в 1909 году Роберт Х. Монтгомери издал в Америке написанную в Англии книгу Лоренса Р. Дикси " Аудит: практическое руководство для аудиторов".

В 1886 году в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 году была образована Ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 году в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность < 1>.

--------------------------------

< 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 52.

 

До 1902 года аудиторы назначались банком или материнской компанией, однако 17 февраля 1902 года акционеры одной из компаний сами выбрали себе в качестве аудитора фирму Price Waterhouse and Co. До сих пор такой порядок, т. е. назначение аудиторов собранием акционеров, является общепринятым.

Темпы развития бизнеса в США резко отличались от британских, методы аудита стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует слишком много времени и средств. Поэтому американские аудиторы стали практиковать применение тестового аудита, сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимание оценке активов и пассивов и отошли от преобладающей в английской школе детальной проверки, которую Роберт Х. Монтгомери охарактеризовал как " проверку канцелярской точности". В 1912 году, увидев, что американская практика отличается от британской, Роберт Х. Монтгомери написал книгу " Аудит: теория и практика", которая при последующих изданиях и переизданиях получила название " Аудит Монтгомери". После смерти ее первого автора крупнейшие специалисты в области аудита дополняли эту книгу и пересматривали ее, внося необходимые изменения, возникающие в ходе развития науки и практики аудита < 1>.

--------------------------------

< 1> Аудит Монтгомери.

 

Свое максимальное развитие аудит получил в XX веке по причине прокатившейся волны финансовых кризисов. Финансовые кризисы инициировали волну банкротств, следствием которых стало увеличение спроса на услуги бухгалтеров-аудиторов, которые защищали бы интересы населения. В этот период ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности < 1>, " повышается рыночная потребность в таких услугах" < 2>.

--------------------------------

< 1> После биржевого краха на Уолл-стрит в 1929 году аудит в США стал обязательным для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам (создана в 1934 году). Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.

< 2> Воронина Л. И. Аудиторская деятельность: основы организации. М., 2007. С. 11.

 

Спрос кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита, а также к разработке новых методов аудита < 1> и его стандартизации.

--------------------------------

< 1> Первое в США официальное постановление об аудите, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов по просьбе Федеральной комиссии по торговле, было опубликовано в 1917 году и посвящено " аудиту балансов". Пересмотренное издание вышло в 1929 году под названием " Проверка финансовых отчетов". Здесь главный упор также делался на аудит баланса, но подробно речь шла и о счетах, о прибылях и убытках.

 

Активный процесс стандартизации аудита в США начался с 1939 года, когда Американский институт дипломированных бухгалтеров (AICPA) учредил Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре (SAP). Комитет преобразован в Исполнительный комитет по аудиторским стандартам (позже он был переименован в Совет по аудиторским стандартам). Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS) N 1, которое действует в настоящее время < 1>.

--------------------------------

< 1> Аудит / Под ред. В. И. Подольского. М., 2003. С. 121.

 

В 1887 году в США был основан Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA), который с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров.

Рассмотрение истории возникновения аудита в зарубежных странах позволяет сделать некоторые выводы. Истоки возникновения аудита проистекают из объективных потребностей общества и развития экономики. Постепенное обособление интересов лиц, занимающихся управлением предприятий, и лиц, вкладывающих средства в развитие бизнеса, привело к появлению профессии аудитора. Собственникам, акционерам, инвесторам важно было получить информацию о реальном положении дел организаций, правильности ведения учета имущества, формирования доходов и расходов. Такая информация о деятельности предприятий была важна и для государства.

Возникнув как разновидность государственного финансового контроля, аудит постепенно обособляется, приобретая характер независимости.

Объективные экономические причины привели к формированию специальных правил осуществления аудиторской деятельности, а необходимость осуществления общественного контроля - к формированию специальных институтов, осуществляющих контроль деятельности аудиторов.

Несмотря на различные названия аудиторской профессии (в США - общественный бухгалтер, во Франции - бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии - контролер хозяйства), объективные причины ее возникновения и процесс развития сходны в различных странах с рыночной экономикой.

Если история аудита в европейских странах и США насчитывает не одно столетие, то в большинстве стран азиатского региона рассматриваемое правовое явление еще весьма молодо, обладает определенной спецификой, что не может не вызывать интереса у исследователей. Для освещения рынка аудиторских услуг стран Азии выбран Вьетнам в силу ряда причин, в частности, общего социалистического прошлого России и Вьетнама, схожести временных рамок становления аудита в указанных странах.

Вьетнам. Во Вьетнаме рынок аудиторских услуг еще достаточно молодой, но при этом весьма перспективный и быстро развивающийся. По сути, он зародился в 1991 г., когда появились первые две аудиторские компании. Толчком к стремительному развитию бухгалтерско-аудиторской деятельности стало открытие рынка услуг для внешнего мира в результате вступления страны в ВТО. В настоящее время одновременно с задачей расширения рынка данного рода услуг во Вьетнаме идет непрерывная работа по совершенствованию качества аудита и закреплению его места в экономике страны < 1>.

--------------------------------

< 1> Юшкова С. Д. Аудиторская деятельность во Вьетнаме // Аудиторские ведомости. 2010. N 4.

 

В 1991 г. созданы первые независимые, негосударственные компании: Вьетнамская аудиторская компания " VACO" (Vietnam auditing company) и Вьетнамская компания по оказанию бухгалтерских услуг " ASC" (Auditing service company), позже переименованная в " AASC" (Auditing and accounting financial consultancy service company) - компанию по услугам и консультированию в области финансов, бухгалтерии и аудита. VACO и AASC внесли большой вклад в развитие отрасли не только во Вьетнаме, но и за рубежом, развивая сотрудничество с международными организациями.

Несмотря на стремительное развитие независимого аудита, в настоящее время в стране превалирует государственный контроль.

Вьетнам активно развивает область международного сотрудничества, особенно после вступления в 2007 г. в ВТО. Страна представлена в двух крупных профессиональных объединениях: IFAC - глобальной организации в области бухгалтерского учета и ACEAH AFA - бухгалтерско-аудиторского объединения Южно-Восточных азиатских стран < 1>. Авторитет Вьетнамского государства в области экономики постоянно укрепляется и растет в регионе Юго-Восточных стран. Этому способствует в том числе, прозрачность проводимой политики в области аудита и бухгалтерии, что имеет большое значение в позиционировании страны и ее полноценного участия в мировой экономике. Рынок аудиторских услуг Вьетнама постоянно развивается.

--------------------------------

< 1> Подробнее см.: Ван Т. Т. Аудиторский рынок Вьетнама: процесс интеграции // Аудитор. 2008. N 2; Ву В. А. Аудит и его независимость // Аудиторский журнал. 2008. N 2; Ле Т. Б., Ву В. М. Аудиторский рынок Вьетнама // Вестник рынка. 2007. N 26; Май Т. Х. Рынок аудита страны: состояние и перспектива // Аудитор. 2008. N 1; Чан М. Х. Правовые основы аудита // Бухгалтерия и аудит. 2007. N 14.

 

В конце 1998 г. во Вьетнаме было зарегистрировано всего 17 аудиторских компаний, из которых 6 государственных (в настоящее время государственные аудиторские компании уже не существуют), 6 частных, 4 компании со 100-процентным иностранным капиталом и одна совместная компания. Они успешно развивали сеть подразделений практически во всех городах и провинциях страны. С 2000 года бухгалтерско-аудиторская деятельность получила новый мощный толчок к развитию, особенно после заключения договоров об открытии рынка услуг в результате двухсторонних и многосторонних переговоров. На конец 2009 г. в области аудита работала 161 компания с более чем 8000 сотрудниками. Были представлены 4 компании со 100-процентным иностранным капиталом. Членами международных аудиторских объединений являлись 16 вьетнамских компаний. Удостоверение аудитора получили 1534 человека, из них более 300 аудиторов - международного уровня квалификации. Согласно сводной отчетности, в 2007 году аудиторы оказали более 20 видов профессиональных услуг 16 тыс. клиентов с доходом 1810 млрд. донгов (2805, 5 млн. руб. ), что является весьма существенным показателем для Вьетнама. Тем не менее по итогам деятельности аудиторских компаний за 2007 год первые три места принадлежали иностранным предприятиям E& Y, PWC, KPMG. Это свидетельствует о том, что большинство предприятий во Вьетнаме все еще предпочитают заказывать услуги по проведению аудита иностранным компаниям. Как считают специалисты, аудиторское заключение иностранной компании способствует привлечению внимания инвесторов, а работа вьетнамских аудиторов еще не достигла международного уровня, кроме того, аттестаты большинства аудиторов не признаны в регионе и в мире < 1>.

--------------------------------

< 1> Юшкова С. Д. Указ. соч.

 

1. 2. Становление и развитие аудита в России

 

Возникновение аудита в России часто связывают с деятельностью Петра I. Однако еще раньше, задолго до Петра I, были заложены принципы бухгалтерского учета, а также проверка всех расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля полноты уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой налоговой системы.

При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел, сотрудники которого систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам < 1>.

--------------------------------

< 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 58.

 

История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года, т. е. с момента создания Приказа счетных дел. Данный орган специалисты предлагают считать прообразом Счетной палаты Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. СПб., 2004.

 

Для проведения ревизий в других городах в Москву вызывали в Приказ счетных дел целовальников с учетными книгами и оправдательными документами.

При Петре I происходит реформа государственного управления. Финансовое управление возглавил Сенат, для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами - Штатс-контор-коллегия (или Штатс-контора), для проверки счетов и отчетов - Ревизионная контора. Петр I уделял большое внимание контролю государственных доходов и расходов. Один из его указов от 1722 года предписывал ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверок.

Звание аудитора в России было введено Петром I. Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран.

В 1706 году по указу Петра I вступил в силу разработанный при его личном участии Устав прежних лет. В нем впервые была предпринята попытка систематизировать отечественный законодательный материал и придать ему внутреннее единство. Согласно его второй части, названной " Воинский наказ", в армии создавался постоянный институт военно-юридических учреждений, состоявший из генерала-аудитора и аудиторов, которые, по существу управляли судебным процессом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...