Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 3 страница
Ряд статей Закона об аудите 2001 года был посвящен вопросам регулирования аудиторской деятельности. В целом Закон об аудите 2001 года представлял собой концептуальный документ, в котором были сосредоточены фундаментальные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Впервые данный вид финансовой деятельности получил фундаментальное законодательное закрепление. Как отметил Л. З. Шнейдман, " в России сложилась система регулирования аудиторской деятельности, во многом отвечающая международно признанным принципам и моделям" < 1>. -------------------------------- < 1> Интервью с Л. З. Шнейдманом, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России: " Общество вправе контролировать, как аудиторы выполняют свою миссию" // Российский налоговый курьер. 2009. N 4.
Рассматриваемый период развития аудиторской деятельности характеризуется укрупнением аудиторских организаций и уходом с рынка неконкурентоспособных субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов была незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций на рынке аудиторских услуг. Причина данного факта видится в установленном Законом об аудите 2001 года запрете для индивидуальных аудиторов осуществлять обязательные аудиторские проверки. Общее состояние аудиторского рынка характеризует число лицензий на право осуществления аудиторской деятельности, выданных Минфином России в 2006 - 2008 годах. Положение о лицензировании аудиторской деятельности утверждалось Правительством РФ дважды < 1>, при этом несколько менялись правила получения лицензии и осуществления лицензирования в целом. Данные о количестве выданных Минфином России лицензий представлены в таблице 1.
-------------------------------- < 1> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298; Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 80.
Таблица 1
Лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, выданные Министерством финансов Российской Федерации < 1>
-------------------------------- < 1> Все статистические данные представлены на основе официальных данных Минфина России (сайт в Internet: http: //www. minfin. ru).
Однако, как и в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличалось от количества субъектов, имевших лицензии. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность около 4500 - 5000 субъектов < 1>. -------------------------------- < 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 27.
Отличительная особенность рассматриваемого этапа развития аудита состоит в стремлении отменить лицензирование данного вида деятельности и в неоднократных переносах сроков его отмены, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Переносы сроков отмены лицензирования аудиторской деятельности
Характеризуя финансовый рынок аудита рассматриваемого периода, необходимо отметить, что Законом об аудите 2001 года предусматривалась выдача квалификационных аттестатов аудиторов четырех видов: общего аудита; аудита кредитных организаций банковских групп банковских холдингов (банковский аудит); аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов (аудит бирж); аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков). Порядок проведения аттестации и квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности были установлены Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н < 1>. -------------------------------- < 1> РГ. 2002. N 230. С изменениями от 23 марта 2005 г., 11 мая 2006 г., 27 ноября 2007 г., 27 июля 2009 г.
Распределение выданных Минфином России квалификационных аттестатов различных видов представлено в таблице 3 < 1>. -------------------------------- < 1> Все статистические данные представлены на основе официальных данных Минфина России (сайт в Internet - http: //www. minfin. ru).
Таблица 3
Распределение по видам квалификационных аттестатов аудиторов, выданных Министерством финансов Российской Федерации
Рассматриваемый этап становления аудита в России закончился принятием нового Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" < 1> (далее - Закон об аудите 2008 года ), что отвечало потребностям как аудиторов, потребителей их услуг, так и государства в целом. Закон об аудите 2001 года, сыгравший положительную роль в становлении отечественного рынка аудиторских услуг, потребовал соответствующих изменений. " Причем коррективы, которых потребовали время и рынок, оказались настолько серьезными, что их не удалось осуществить путем внесения каких-то отдельных изменений в уже действующий правовой акт" < 2>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. Действует с изменениями от 1 июля, 13, 28 декабря 2010 года. < 2> Интервью с Е. А. Самойловым, депутатом Государственной Думы: " Принята новая редакция Закона об аудиторской деятельности" // МСФО и МСА в кредитной организации. 2009. N 1.
Вступление в силу нового закона ознаменовало собой начало нового этапа развития аудита в России. Указанный акт реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирования аудита. Таким образом, мы можем говорить о четвертом этапе развития аудиторской деятельности с января 2009 года. Подводя итоги экскурса в историю аудита России, можно сделать некоторые выводы. Аудит представляет собой правовой институт, неразрывно связанный с экономической и политической обстановкой в стране. Правовой институт аудита, будучи элементом надстройки, органичен рыночной экономике, построенной на принципах свободы предпринимательской деятельности, либерализации внешнеэкономической деятельности, иностранного инвестиционного сотрудничества, свободного ценообразования. Происходит формирование рынка, построенного на привлечении денежных средств неограниченного числа лиц. В таких экономических условиях формируется рыночное законодательство, неотъемлемым элементом которого является законодательство об аудиторской деятельности. Рассматриваемый правовой институт возникает как ответ на объективные потребности рыночной экономики и субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, появление аудита в системе правового регулирования общественных отношений в России способствовало становлению и развитию иных правовых институтов (страхования, рынка ценных бумаг и др. ).
Вместе с тем история аудита в России показала, что для становления и дальнейшего развития данного правового института требуется государственная воля. Только будучи санкционированным государством в лице соответствующих органов государственной власти, данный вид деятельности получает право на легальное существование. Отсутствие государственной воли приводит к тому, что аудит как независимый вневедомственный финансовый контроль, даже будучи объективно необходимым, не получает " прописки" в законодательстве. Изложенное позволяет говорить о выявленной тенденции: предпосылки появления и развития аудиторской деятельности в России имеют объективные и субъективные основания. Закономерностью правового регулирования аудита является и дальнейшая его корреляция с развитием экономической и политической ситуации в стране. Тесная связь роли, значения аудита, изменений законодательства об аудите с экономической политикой государства очевидна и опирается на положения, выявленные в ходе исторического исследования.
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2. 1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Необходимость государственного регулирования аудиторской деятельности объясняется рыночной основой аудиторской деятельности, ее общественной значимостью. Наблюдается расширение потребностей в аудиторских услугах и распространение аудита в различных отраслях экономики и в организациях различных организационно-правовых форм, форм собственности, масштабов деятельности. Аудиторы оказывают внушительный спектр услуг, осуществляют как инициативный, так и обязательный аудит. Аудиторская деятельность ведется как свободная и независимая предпринимательская деятельность.
" Мировой опыт свидетельствует о необходимости регулирования аудиторской деятельности. Это связано с тем, что на макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры. В условиях значительной неопределенности, присущей рыночным отношениям, большая часть субъектов, принимая инвестиционные решения, заинтересована в том, чтобы получить подтверждение достоверности информации финансовой (бухгалтерской) отчетности. Государство также заинтересовано в эффективном функционировании института аудита, так как это способствует социально-экономической стабильности общества" < 1>. -------------------------------- < 1> Миронова О. А., Азарская М. А. Роль государства в регулировании аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2007. N 12.
Эти и многие другие причины позволяют говорить о том, что государственное регулирование аудита необходимо. И строиться оно должно на основе принципа сочетания частных и публичных интересов < 1>. -------------------------------- < 1> В этой связи большой интерес представляет монографическое исследование А. Я. Курбатова. См.: Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В зарубежной практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности < 1>. -------------------------------- < 1> Подробнее см.: Данилевский Ю. А., Шапигузов С. М., Ремизов Н. А., Старовойтова Е. В. Аудит. М., 2002.
Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью. Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где государство не участвует в регламентации этих отношений вообще, а аудиторская деятельность в известной степени саморегулируется. Аудит здесь ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется в основном профессиональными аудиторскими объединениями. Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности < 1>. -------------------------------- < 1> Судаков С. В. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации // Экономический анализ. Теория и практика. 2007. N 16.
Механизм государственного регулирования аудиторской деятельности первоначально в нашей стране строился по первой модели. Исследователи отмечали, что " в России выбрана модель с сильным государственным регулированием. Законодательно определены все важнейшие элементы системы регулирования: сущность и цели аудита, субъекты аудита, их права, обязанности и ответственность; сформулированы критерии обязательного аудита и др. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, утверждение правил (стандартов) в соответствии с законом отнесены к компетенции государственных органов" < 1>. -------------------------------- < 1> Миронова О. А., Азарская М. А. Роль государства в регулировании аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2007. N 12.
Л. Л. Арзумановой было обосновано положение о том, что " государственное регулирование аудиторской деятельности заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности, включая организацию по разработке и утверждению федеральных стандартов аудиторской деятельности, в анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений (аккредитованных профессиональных аудиторских организаций), исполнении ими законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и единого реестра аудиторов и аудиторских организаций" < 1>. В целом соглашаясь с данным определением, заметим, что, по нашему мнению, оно грешит излишней детализацией из-за перечисления функций органов государственной власти. -------------------------------- < 1> Арзуманова Л. Л. Финансово-правовое регулирование обязательного аудита в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.
Анализ учебной и научной литературы < 1> позволяет сформулировать следующее понятие: --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Российское предпринимательское право" (отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.
< 1> Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005; Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000; Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М., 2000; Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2004; Лященко В. П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций. М., 2001; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия. М., 2000; Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010; Российское предпринимательское право / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М., 2006.
Государственное регулирование аудиторской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации управления в данной сфере, в том числе контроля за соблюдением требований законодательства об аудите, а также применения мер ответственности к нарушителям этих требований. Государственное регулирование аудита в целом осуществляется посредством реализации функций органов государственной власти всех ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. При этом если в деятельности органов законодательной власти по государственному регулированию аудита доминирует правовая составляющая, то органы исполнительной власти используют как правовые, так и организационные способы воздействия. Формами государственного регулирования аудиторской деятельности являются акты - как нормативные, так и ненормативные. Не претендуя на универсальность предложенного определения государственного регулирования аудиторской деятельности, отметим, что заложенный в нем подход позволяет в целях данного научного исследования вычленить отдельные направления государственного воздействия на аудит и провести их последовательный анализ. Следует учитывать и то, что в настоящее время в России идет процесс становления саморегулирования аудиторской деятельности, в связи с чем существенной корректировке подвергнуты основы государственного воздействия на аудит. Представляется целесообразным в данной работе отдельному анализу подвергнуть: - государственное управление в сфере аудита, реализация функций которого возложена на уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти; - нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности. При этом авторы отдают себе отчет в том, что вычленение и последовательное изучение указанных составляющих государственного регулирования аудита неизбежно приведут к определенным пересечениям, дублированию при рассмотрении ряда аспектов проблемы. Так, одной из черт государственного управления как административно-правовой категории является предусмотренная законодательством возможность административного правотворчества. С другой стороны, " содержание государственного управления заключается в осуществлении его субъектами нормативно определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми субъекты государственного управления наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" < 1>. -------------------------------- < 1> Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: Учебник. М., 2006. С. 20, 21.
Однако представляется, что избранный метод изучения позволит наиболее полно и последовательно рассмотреть различные аспекты воздействия государства на аудиторскую деятельность. В соответствии со ст. 15 Закона об аудите 2008 года функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 " О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" < 1> в качестве такого органа было определено Министерство финансов РФ. Положение о Министерстве финансов РФ (далее - Положение ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 " О Министерстве финансов РФ" < 2>. В силу данного акта Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 583. < 2> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258. С изменениями от 1 декабря 2004 г., 27 мая, 21 декабря 2005 г., 26 июля, 11 ноября 2006 г., 30 мая, 27 октября 2007 г., 30 января, 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января, 14 февраля, 10 марта, 26 июня, 30 июля 2009 г., 26 января, 20 февраля, 9 марта, 15 июня, 13 сентября, 27 декабря 2010 г., 17 января 2011 г.
Статьей 15 Закона об аудите 2008 года определены следующие функции государственного регулирования аудиторской деятельности: 1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных данным Законом; 3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; 4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; 5) иные предусмотренные Законом об аудите 2008 года функции. Определенные на законодательном уровне функции Минфина России детализированы в Положении. В литературе < 1> предлагается функции Министерства финансов РФ объединить по двум принципиальным направлениям: -------------------------------- < 1> Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г Лахно. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 751.
1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование); 2) создание условий для развития аудита в Российской Федерации (стратегическое регулирование). Полагаем, что такую классификацию функций уполномоченного органа следует признать приемлемой. В составе Министерства финансов РФ создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (далее - Департамент), Положение о котором было утверждено Приказом Минфина РФ от 7 июня 2005 г. N 110 < 1>. Департамент является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности. -------------------------------- < 1> Действует с изменениями от 11 февраля 2010 г. Текст Приказа размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).
Функции, осуществляемые Департаментом, корреспондируют полномочиям Министерства финансов РФ в целом. Так, в силу п. 5. 2 Положения Министерство финансов Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты: - федеральные стандарты аудиторской деятельности (п. 5. 2. 28. 5 Положения ); - порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (п. 5. 2. 28. 8 Положения ); - порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (п. 5. 2. 28. 9 Положения ); - положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности (п. 5. 2. 28. 10 Положения ); - порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (п. 5. 2. 28. 11 Положения ). Департамент как структурное подразделение Минфина России подготавливает к утверждению в установленном порядке нормативные правовые акты Министерства (п. 4. 2 Положения о Департаменте). Следует отметить, что функции Минфина России и Департамента подлежат корректировке в связи с изменениями в законодательном регулировании аудита. Так, с 1 января 2011 года введены в действие нормы Закона об аудите 2008 года о квалификационном аттестате аудитора и порядке проведения квалификационного экзамена. Соответственно, с 1 января 2011 года Минфин России осуществляет полномочия по утверждению: - порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и его формы (п. 5. 2. 28. 7 Положения ); - порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора (п. 5. 2. 28. 12 Положения ); - порядка создания единой аттестационной комиссии (п. 5. 2. 28. 13 Положения ). Пункт 4. 2. 2 Положения о Департаменте в части подготовки к утверждению Минфином России в установленном порядке указанных нормативных правовых актов также введен в действие с 1 января 2011 г. Сравнительный анализ полномочий Минфина России в сфере регулирования аудиторской деятельности, определенных соответственно Законом об аудите 2001 года и Законом об аудите 2008 года, показывает, что произошло серьезное их изменение. В первую очередь оно связано с отменой лицензирования как способа государственного регулирования аудита. Функции лицензирования ранее были закреплены за Минфином России, а Департамент осуществлял организацию лицензирования аудиторской деятельности, ведение государственных реестров лицензий на осуществление аудиторской деятельности и предоставление информации, содержащейся в них, всем заинтересованным лицам, организацию системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, подготовку и представление руководству Минфина России предложений по аннулированию в судебном порядке лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Теперь же Департамент осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, разработку порядка, сроков и формы отчета об исполнении саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность. Департамент ведет государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Таким образом, функции по государственному лицензионному контролю деятельности аудиторов и аудиторских организаций заменены функциями по государственному контролю за саморегулируемыми организациями аудиторов. Вместе с тем за Минфином России остались закрепленными некоторые полномочия, непосредственно связанные с функцией контроля за профессиональными субъектами аудиторской деятельности. В частности, Минфин России осуществляет: - определение порядка, сроков и формы отчета об исполнении членами саморегулируемых организаций аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 5. 3. 31 Положения ); - ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 5. 3. 28 Положения ). Следует обратить внимание на усиление нормотворческой функции уполномоченного органа власти. В соответствии с Законом об аудите 2008 года и Положением Минфину России переданы функции разработки и принятия федеральных стандартов аудиторской деятельности (п. 5. 2. 28. 5 Положения ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|