Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 4 страница




В литературе < 1> по результатам анализа функций Минфина России сделан вывод о том, что уполномоченный федеральный орган применяет как правовые, так и организационные формы государственного регулирования аудиторской деятельности. С данным выводом можно согласиться. При этом преобладающими становятся правовые формы. С учетом возрастания роли саморегулируемых организаций аудиторов определенная часть нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа будет носить рекомендательный характер. Что касается организационных форм государственного регулирования аудиторской деятельности, то применение одних сужается, другие делегируются саморегулируемым организациям, третьи отменяются совсем < 2>.

--------------------------------

< 1> Шишкин С. Н. Государственное регулирование аудиторской деятельности // Гражданин и право. 2009. N 7.

< 2> Там же.

 

Таким образом, несмотря на существенные изменения порядка государственного регулирования аудиторской деятельности и введение саморегулирования в данной сфере, Минфин России продолжает играть большую роль в механизме государственного воздействия на аудит. Если до принятия Закона об аудите 2008 года Россия относилась к группе государств с сильным государственным регулированием аудита, то сегодня она заняла промежуточную позицию.

Механизм регулирования аудиторской деятельности современной России может быть охарактеризован как смешанный, построенный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности (далее - Совет). Правовой статус Совета определен ст. 16 Закона об аудите 2008 года. В силу данной нормы Минфин России утвердил Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 г. N 146н " О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа" // БНА. 2010. N 21. Действует с изменениями от 16 сентября 2010 г.

 

Создание аналогичного органа предусматривалось и Законом об аудите 2001 года в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Правовой статус Совета, его функции, задачи, права и порядок организации работы определялись ст. 19 Закона об аудите 2001 года и Положением о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России, которое было утверждено Приказом Минфина России от 3 июня 2002 г. N 47н < 1>. Заметим, что ранее создание подобного органа предусматривалось Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП.

--------------------------------

< 1> БНА. 2002. N 27.

 

Исследователи отмечают, что " по сравнению с предыдущей редакцией, в новой редакции законодатель иначе понимает основную задачу деятельности Совета. В связи с введением института саморегулируемых организаций аудиторов на Совет возлагается деятельность по реализации интересов всех потенциальных участников правоотношений в сфере аудиторской деятельности, поддержания высокого профессионального уровня такой деятельности" < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" / Под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2009; СПС " ГАРАНТ".

 

Соответственно, претерпела изменение функциональная нагрузка Совета. Рассмотрим функции Совета по Закону об аудите 2008 года, сравнивая их с нормами предыдущего законодательного акта.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции (ч. 2 ст. 16 Закона об аудите 2008 года ).

1. Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Участие Совета в разработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности Закон об аудите 2001 года прямо не обозначал, но с очевидностью подразумевал при определении задач деятельности данного органа.

2. Рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. В ч. 2 ст. 19 Закона об аудите 2001 года устанавливалось, что Совет разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом. Закон об аудите 2008 года в ч. 5 ст. 17 устанавливает, что проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности разрабатывают саморегулируемые организации аудиторов. В отношении иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, практически воспроизведена такая же функция Совета, предусмотренная в ч. 2 ст. 19 Закона об аудите 2001 года.

В настоящее время действуют несколько одобренных Советом документов методического характера, которые не являются обязательными, но могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита. В частности, это:

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 апреля 2004 г. (протокол N 25). Текст Методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 апреля 2004 г. (протокол N 25). Утверждены Минфином России 23 апреля 2004 г. Текст Методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 апреля 2004 г. (протокол N 25). Утверждены Минфином России 23 апреля 2004 г. // Нормативные акты для бухгалтера. 2004. N 10.

 

- Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2005 г. (протокол N 41). Утверждены Минфином России 23 апреля 2004 г. Текст Методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2005 г. (протокол N 41). Утверждены Минфином России 23 апреля 2004 г. Текст Методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

- Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг < 1>.

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 21 - 22 октября 2003 года (протокол N 18). Текст Методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

Советом по аудиторской деятельности одобрено также Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики < 1>.

--------------------------------

< 1> Одобрены Советом 30 октября 2008 г. (протокол N 69). Текст размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

3. Одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене. Поскольку в соответствии с Законом об аудите 2001 года к полномочиям Совета относилась непосредственная разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, функция по одобрению порядка разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности не могла быть предусмотрена. В литературе отмечается, что " указывая на порядок разработки проектов ФСАД, федеральный законодатель ничего более о таком порядке не говорит, что представляется не вполне удачным" < 1>. Видится, что по смыслу данной нормы функция по разработке и одобрению порядка разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности закреплена именно за Советом, который и должен одобрить указанный документ.

--------------------------------

< 1> Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.

 

Что же касается Кодекса профессиональной этики аудиторов России, то хотя в Законе об аудите 2001 года о нем не упоминалось, такой Кодекс был одобрен именно Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г. (протокол N 56) < 1>.

--------------------------------

< 1> ФГ. 2007. N 27.

 

Применительно к реализации функции установления перечня вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, отметим, что Советом одобрены:

- Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков)) < 1>;

--------------------------------

< 1> Одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол N 71). Утверждена Минфином России 27 января 2009 г. Текст Программы размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).

 

- Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит) < 1>.

--------------------------------

< 1> Одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 24 сентября 2009 г. (протокол N 78). Утверждена Минфином России 5 октября 2009 г. Текст Программы официально опубликован не был.

 

4. Оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности. Очевидно, что такая функция не могла содержаться в Законе об аудите 2001 года. Ее появление предопределено переходом от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию.

5. Вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Хотя в Законе об аудите 2001 года подобная функция Совета не предусматривалась, пунктом 15 Положения о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России, утвержденного Приказом Минфина России от 3 июня 2002 г. N 47н, определялось, что Совет на основе решения, принятого большинством голосов членов Совета, присутствующих на его заседании, имеет право ходатайствовать перед Минфином России о рассмотрении и принятии решений по вопросам организации и осуществления аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, в том числе связанным с аккредитацией профессиональных аудиторских объединений, контролем качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, применением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, лицензированием, аттестацией и другим вопросам, связанным с организацией, регулированием и развитием аудиторской деятельности в Российской Федерации.

6. Рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа. Часть 2 ст. 19 Закона об аудите 2001 года предусматривала, что Совет рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

7. Осуществляет в соответствии с Законом об аудите 2008 года и Положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. В Законе об аудите 2001 года перечень функций Совета также носил открытый характер. Однако если ч. 2 ст. 19 Закона об аудите 2001 года отсылала к Положению о Совете, то ч. 2. ст. 16 Закона об аудите 2008 года - к нормам как упомянутого Закона, так и Положения. При этом внимание акцентируется на необходимости соответствия функций Совета главной задаче, ради решения которой он создан. Так, п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об аудите 2008 года установлена функция Совета по одобрению решения саморегулируемой организации аудиторов о признании уважительной причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Для осуществления функций, предусмотренных Законом об аудите 2008 года, Совет наделен правом запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Законом об аудите 2008 года четко определен состав Совета:

1) представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25% их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности < 1>, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков < 2>, и от Центрального банка Российской Федерации;

--------------------------------

< 1> Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития Российской Федерации на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867. Действует с изменениями от 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 29, 30 апреля, 1, 22 июня, 15 сентября, 2 октября, 5 ноября 2009 г., 26 января, 20, 27 февраля, 4, 15 мая, 15 июня, 23 сентября, 5, 30 октября, 17 декабря 2010 г., 28 января 2011 г.

< 2> Указанным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по финансовым рынкам на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780. Действует с изменениями от 10 августа 2005 г., 20 марта, 14 декабря 2006 г., 10 марта 2007 г., 6 мая, 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 15 июня 2010 г., 4 февраля 2011 г.

 

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Таким образом, нормами Закона об аудите 2008 года впервые определен количественный состав Совета (17 членов) и четко предусмотрен порядок их ротации.

Ранее действовавшими актами предусматривалось, что в состав Совета включаются представители Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (число их представителей в Совете должно составлять не менее 51%), научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг. Ротация и замена представителей аккредитованных профессиональных аудиторских объединений могут осуществляться не чаще одного раза в год, после предварительного рассмотрения руководящего органа аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Сравнение правил формирования состава Советов по аудиторской деятельности " старого и нового образцов" показывает, что в новом Совете очень мало представителей аудиторской профессии. Причина кроется в изменении целей его деятельности. Еще раз отметим, что согласно Закону об аудите 2001 года Совет по аудиторской деятельности создавался для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Соответственно, данный орган выражал мнение представителей профессии. В Законе об аудите 2008 года сказано, что Совет создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Следовательно, " речь идет об органе, который выражает не только и не столько интересы самих аудиторов, сколько интересы общества в целом, интересы тех, кто пользуется услугами аудиторов" < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Интервью с Л. З. Шнейдманом: " Общество вправе контролировать, как аудиторы выполняют свою миссию" // Российский налоговый курьер. 2009. N 4.

 

Что касается рабочего органа Совета, то здесь ситуация иная. В соответствии с Положением о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности рабочий орган Совета подготавливает решения Совета при осуществлении им функций, предусмотренных Положением о Совете по аудиторской деятельности < 1>. В состав рабочего органа Совета входят:

--------------------------------

< 1> Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 г. N 146н " О создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа" // БНА. 2010. N 21. Действует с изменениями от 16 сентября 2010 г.

 

1) руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов;

2) руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Законом об аудите 2008 года;

3) представители Министерства финансов Российской Федерации;

4) представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе Совета должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.

Этот орган обсуждает все вопросы с профессиональной точки зрения, вырабатывает профессиональные решения и передает их в Совет, который, в свою очередь, рассматривает решения, предложенные рабочим органом, уже с точки зрения их соответствия общественным интересам. Исходя из общественных интересов, Совет по аудиторской деятельности принимает либо отклоняет предложения рабочего органа. Таким образом, подобная структура позволит каждое решение в сфере аудиторской деятельности оценить с точки зрения и профессионалов, и представителей общественности < 1>, с позиций как частных, так и публичных интересов.

--------------------------------

< 1> См.: вышеназванное интервью с Л. З. Шнейдманом.

 

В целом нормы Закона об аудите 2008 года более четко определяют правовой статус Совета, что должно способствовать оптимизации его деятельности и достижению той цели, ради которой он был создан.

Советы по аудиторской деятельности созданы и в субъектах РФ. Так, распоряжением мэра Москвы от 17 ноября 2005 г. N 377-РМ < 1> создан Совет по аудиторской деятельности при мэре Москвы и утверждено Положение о нем. Основной целью создания Совета по аудиторской деятельности при мэре Москвы как экспертно-консультативного, коллегиального органа является разработка и проведение единой государственной политики в сфере аудита государственных унитарных предприятий и предприятий с долей города.

--------------------------------

< 1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. N 70. С изменениями от 5 марта 2007 г.

 

Рассматривая основы государственного регулирования аудиторской деятельности, нельзя не отметить реализацию государством функции внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об аудите 2008 года внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Законом об аудите 2008 года. Положение о Росфиннадзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 " Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561. Действует с изменениями от 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 17 января 2011 г.

 

В соответствии с п. 5. 14. 5 Положения о Росфиннадзоре данный орган государственной власти наделен полномочиями запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Росфиннадзора вопросам, а также запрашивать и получать в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций необходимые для проверки документацию и информацию.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. N 16н утвержден Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) " Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля" < 1>.

--------------------------------

< 1> Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. N 16н " Об утверждении Федерального стандарта аудиторской деятельности " Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля" // БНА. 2010. N 26.

 

Значение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации очень велико. Как отметил еще в 2005 году доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России А. Д. Шеремет, " в России начинают приобретать влияние саморегулируемые аудиторские организации, аккредитованные при Минфине РФ. Именно им будет передана часть функций контроля за работой аудиторов" < 1>. Однако, как представляется, основную роль в регулировании аудиторской деятельности все-таки должны нести органы государственной власти, и в первую очередь Минфин России < 2>.

--------------------------------

< 1> Шеремет А. Д. Аудит держит курс на Запад // Консультант. 2005. N 1.

< 2> Как отметил Е. А. Самойлов, депутат Государственной Думы РФ, член фракции " Единая Россия", член Комитета по бюджету и налогам, один из авторов Закона об аудите 2008 года, " закон не предполагает отмены государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности. Государство сохраняет за собой рычаги контроля, но взаимодействует уже не со всеми участниками рынка, а с объединениями аудиторов, предоставляя им возможность самим решать большинство вопросов... Получается двухзвенная система контроля, которая позволит освободить государственные органы от ряда функций, а профессиональное сообщество - от избыточного административного давления" (Самойлов Е. А. Новый закон об аудиторской деятельности // Налоговая политика и практика. 2009. N 2).

 

При этом согласимся с мнением Л. И. Булгаковой, которая отмечает: " Государство остается основным звеном в системе регулирования аудиторской деятельности. Мировая практика показывает, что общественное регулирование без надлежащего надзора со стороны государства не в состоянии обеспечить контроль над профессиональной деятельностью" < 1>.

--------------------------------

< 1> Булгакова Л. И. Развитие законодательства об аудиторской деятельности // Право и экономика. 2009. N 5.

 

Вместе с тем, как отмечается в литературе < 1>, ситуация, при которой произошло перераспределение функций государственного регулирования аудиторской деятельности от Правительства Российской Федерации к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов, видится соответствующей рыночной природе аудита.

--------------------------------

< 1> Массарыгина В. Ф. Закон об аудиторской деятельности: новая модель регулирования // Аудиторские ведомости. 2009. N 4.

 

2. 2. Источники правового регулирования

аудиторской деятельности

 

2. 2. 1. Нормативно-правовое регулирование

аудиторской деятельности

 

Приступая к рассмотрению системы нормативно-правового регулирования аудита в России, отметим, что специальное законодательство об аудиторской деятельности принято и действует в большинстве стран с рыночной экономикой, причем в развитых экономических странах законодательству об аудите уже более 100 лет. Так, аудиторская деятельность в США была регламентирована законодательным путем в 1896 году, Закон об обязательном аудите принят в 1937 году. В 1862 году в Англии был принят Закон, регулирующий аудиторскую деятельность.

Первый Закон об обязательном аудите Франции был принят в 1867 году < 1>. В настоящее время аудиторская деятельность во Франции осуществляется в соответствии с Декретом от 12 августа 1969 года и Постановлением Правительства от 24 января 1994 года < 2>.

--------------------------------

< 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М.: Юрайт, 2010. С. 17.

< 2> Лабынцев Н. Т., Сычев Р. А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

 

В Швеции аудиторская деятельность регламентируется Законом " Об аудиторах", принятым решением Риксдага от 18 мая 1995 года и Постановлением Правительства Швеции " Об аудиторах". Закон был принят в связи со вступлением Швеции с 1 января 1995 года в Европейский союз < 1>.

--------------------------------

< 1> Лабынцев Н. Т. Шведский опыт подготовки кадров в области аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2002. N 7.

 

Основополагающим нормативным актом Испании в области аудита является Закон N 19/1988, принятый в соответствии с 80-й директивой Европейского союза < 1>.

--------------------------------

< 1> Добина Л. Н. Международный аудит. Организация аудиторской деятельности в Испании // Аудиторские ведомости. 2002. N 6; Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 51.

 

В Японии действует Закон о дипломированных общественных бухгалтерах Японии (CPA). В 1950 году была опубликована Инструкция о терминологии, формах и методах подготовки финансовых отчетов, впервые опубликованы стандарты аудита и связанные с ними правила < 1>.

--------------------------------

< 1> Мазуренко А. А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. М., 2005. С. 154.

 

Законодательная база в области аудита во Вьетнаме представлена Законом " О государственном аудите", регулирующим порядок проведения аудита для организаций, имеющих государственные капиталовложения < 1>.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...