Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 2 страница
В соответствии с Воинским уставом 1716 г., который представлял собой совокупность официальных установок, определяющих военную организацию государства, аудитор осуществлял надзор за соблюдением законов в воинских судах и вместе с тем нес важную миссию добра и справедливости, истины и правоты < 1>. -------------------------------- < 1> Сутормин Г. Аудиторская служба Российского государства // Законность. 2001. N 9.
Именным указом Петра I в 1719 году было создано Аудиторское повытье как структурная часть Канцелярии Военной коллегии. В его состав входили генерал-аудитор, генерал-фискал, обер-аудитор и вспомогательные работники. Аудиторское повытье вело делопроизводство военной коллегии по военно-судебной части, регистрировало все судебные дела, возникавшие в войсках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел. Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. " По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора" < 1>. -------------------------------- < 1> Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Указом Павла I в 1797 г. Аудиторская экспедиция при Военной коллегии была реорганизована в Генерал-Аудиториат как высший суд по гражданским и уголовным делам для всех вооруженных сил армии. В 1812 г. Генерал-Аудиториат был разделен на два аудиториатских департамента: сухопутный и морской. В 1833 г. с целью обучения аудиторов в Петербурге была учреждена школа, переименованная затем в Аудиторское училище < 1>. -------------------------------- < 1> Цит. по: Арзуманова Л. Л. Развитие аудита в России: начиная с Петровской эпохи и до начала 90-х гг. XX в. // Юридические науки. 2005. N 4. С. 21.
Как следует из научных разработок российского ученого Я. В. Соколова, к середине XIX века в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 году высокопоставленный чиновник В. А. Татаринов (1816 - 1871) был командирован за границу для изучения опыта постановки учета < 1>. Однако представленные В. А. Татариновым в докладе Александру II результаты поездки так и остались на бумаге. Мало что изменилось и в годы правления Александра III < 2>, хотя обсуждение проблем учета и контроля проходило систематически < 3>. -------------------------------- < 1> Богданович И. С. Аудит. Омск, 2007. С. 12. < 2> Александр III писал: " К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием... ". Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 21. < 3> Там же.
Однако в России того времени институт аудиторов не прижился. Во многом это объясняется тем, что недостаточно внимания было уделено становлению аудиторской профессии со стороны Министерства финансов, возглавляемого в конце 1990-х гг. С. Ю. Витте. В декабре 1894 года, когда в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли, замечательный бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил ввести по примеру Англии институт присяжных бухгалтеров (аудиторов) < 1>. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии < 2>. Соответствующая докладная записка была подана Министру финансов С. Ю. Витте. -------------------------------- < 1> Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. < 2> " Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества", - писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров. Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22.
Развернулась бурная дискуссия о целях аудита в России и о роли аудитора в хозяйственной жизни страны. В 1895 году цели и задачи института присяжных бухгалтеров определили следующим образом: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах < 1>. -------------------------------- < 1> Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22.
Был составлен проект документа. По ряду причин технико-юридического характера проект вернули на доработку. В ноябре 1895 г. И. А. Жидков завершает новую редакцию документов и выносит ее на обсуждение в общество для распространения коммерческих знаний. В апреле 1896 г. проект был вновь отправлен в Министерство финансов России < 1>. -------------------------------- < 1> Изосимов С. В. История становления и развития российского аудита // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов. 2006. Выпуск 10. С. 64.
В Петербурге 18 октября 1889 года состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний. Одной из инициатив указанного Общества стала попытка создания Института присяжных бухгалтеров России. Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых окружных комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах < 1>. Однако в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров, в то время как общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы. -------------------------------- < 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 58, 59.
От аудиторов требовалось также соблюдение нравственной этики. Присяжный бухгалтер признавался таковым после произнесения специальной присяги: " Обещаю и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй воле в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь" < 1>.
-------------------------------- < 1> Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22, 23.
По данному поводу развернулась дискуссия. В. Миляев писал: " Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом" < 1>. -------------------------------- < 1> Там же. С. 23.
Членство в Институте предполагалось лишь для русских подданных, что исключало появление западных аудиторов. Попытки создать в России институт аудита предпринимались также и в 1912 году. Общество для распространения коммерческих знаний просуществовало до 1917 года, а Институт присяжных бухгалтеров так и не был создан. Конец XIX в. - начало XX в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия так и не появился. Если говорить о причине, в основном породившей современный западный аудит, - возникновение акционерных обществ, то в России в 1836 году было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX века - около 2, 5 тыс. Кроме того, опыт Запада для России не всегда был понятен и приемлем. Зарубежные аудиторы по просьбе клиента и за плату проверяли объективность представляемой отчетности, принимая на себя ответственность за качество своей работы и возмещая потерпевшим убытки в случае, если не замечали искажений отчетности. В России рассматриваемого периода господствовал принцип вертикального контроля, т. е. ревизии. И если необходимость оплаты деятельности ревизора можно было понять, то оплата услуг аудитора, да еще после того, как он в своем акте раскрывал недостатки работы клиента, не воспринималась обществом.
После Октябрьской революции 1917 года в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. По своей экономической сущности аудит как независимая финансовая проверка входил в противоречие с основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанной на централизованном планировании, государственном финансировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. В СССР развивался государственный контроль, предпосылок к развитию аудита не было. Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т. е. после 1985 года, причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. Необходимость появления аудита была обусловлена рядом следующих причин: 1. Появление совместных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых должна была контролироваться аудиторскими организациями. Так, в 1987 году были приняты Постановления Совета Министров СССР от 13 января N 48 " О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" < 1> и от 13 января N 49 " О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран" < 2>. Данными актами предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. -------------------------------- < 1> СП СССР. 1987. N 8. Ст. 38. < 2> СП СССР. 1987. N 3. Ст. 40.
2. Легализация предпринимательской деятельности и частной собственности, что приводило к необходимости получения независимой оценки имущественного и финансового положения организаций. Положение усугублялось либерализацией цен < 1>, повлекшей гиперинфляцию. В этих условиях возникла потребность в достоверной оценке и переоценке имущества, в первую очередь основных фондов.
-------------------------------- < 1> Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 " О мерах по либерализации цен" // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1878.
3. Либерализация внешнеэкономической деятельности, разрешение привлечения иностранных инвестиций в экономику. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 " Об иностранных инвестициях в РСФСР" < 1> обязывал предприятия с иностранными инвестициями представлять годовые бухгалтерские отчеты вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий должна была осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения плательщиков к ответственности в установленном порядке. -------------------------------- < 1> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.
4. Становление в стране финансового рынка, что сопровождалось принятием специального законодательства и установлением в нормативных правовых актах требований проведения аудиторских проверок. Например, согласно ст. 30 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 " О Центральном банке РСФСР (Банке России)" < 1> Банку России было дано право назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. Статьей 45 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 " О банках и банковской деятельности в РСФСР" < 2> была установлена обязательность ежегодной проверки аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РСФСР на осуществление таких проверок, деятельности коммерческих банков. Кроме того, банки были обязаны публиковать годовой баланс после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в них сведений. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 " Об организации страхового дела в Российской Федерации" < 3> содержал норму, согласно которой страховщики публиковали годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности в этих отчетах сведений. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 " О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" < 3> аудиторская проверка должна была проводиться в инвестиционных фондах. Положение об инвестиционных фондах (приложение N 1 к Указу) и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (приложение N 2 к Указу), устанавливали обязательную ежеквартальную публикацию информации о стоимости активов фонда, удостоверенной заключением независимого аудитора. Акт, составленный по результатам проверки, являлся неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда. -------------------------------- < 1> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356. < 2> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356. < 3> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56. < 3> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370.
В соответствии с Инструкцией Минфина России от 3 марта 1992 г. N 2 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации" < 1> была предусмотрена обязательность наличия аудиторского заключения при представлении сведений в проспекте эмиссий регистрирующим органам. -------------------------------- < 1> БНА. 1992. N 8.
Пункт 2 Указа Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 " О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" < 1> предписывал оказывать всемерное содействие созданию и развитию сети " аудиторских фирм". -------------------------------- < 1> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370.
5. Появление акционерных обществ, в том числе в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, что предопределило необходимость осуществления финансового контроля их деятельности. В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 < 1>, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний и внутренний аудит. В первом случае акционерное общество заключало договор со специализированной организацией для проведения проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности. Внутренний аудит акционерного общества осуществлялся ревизионной комиссией. Данное Положение устанавливало также правило о том, что годовой отчет общества должен быть проверен и подтвержден назначенной общим собранием акционеров аудиторской организацией. -------------------------------- < 1> СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.
6. Установление новых правил ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 81 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. N 10 < 1>, годовая бухгалтерская отчетность предприятий о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении стала открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др. ), а ее достоверность стала подтверждаться " независимой аудиторской организацией". -------------------------------- < 1> БНА. 1992. N 6.
Указанные причины привели к тому, что необходимость появления аудита стала объективной реальностью. Становление и развитие аудита в современной России прошли несколько этапов < 1>. -------------------------------- < 1> Следует отметить, что периодизация становления аудита представлена в ряде научных и учебных изданий. См., например: Аудит: Учебник / Под ред. В. И. Подольского. М., 2003. С. 19; Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 24, 25; и др.
Первый этап (1987 - 1993 гг. ) проходил в условиях отсутствия нормативной правовой базы аудиторской деятельности. Данный период отличался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий). Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. N 1033-245 " О создании советской аудиторской организации" на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество " Инаудит". Уставный капитал " Инаудита" был определен в 800000 рублей, а основными акционерами стали: Минфин СССР - 55%, Министерство внешней торговли - 10%, Госбанк СССР - 5%, всесоюзные объединения " Автоэкспорт", " Станкоимпорт", " Совфрахт", " Соврыбфлот" и другие - по 5%. В " Инаудите" было образовано 10 отделов, которые, имея высококвалифицированный штат, оказывали широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Однако сохранить " Инаудит" как единую структуру не удалось. Хотя " Инаудит" имел высокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчетными ревизионными группами или кооперативами, все же он был создан на базе государственного контрольного органа, а его учредителями были в основном союзные министерства. В дальнейшем эти министерства продали свою долю капитала коллективу акционерного общества " Инаудит", которое в 1992 году распалось на несколько самостоятельных организаций. В 1991 году совместно с Конгрессом деловых кругов состоялся Всероссийский съезд аудиторов, где присутствовали 189 представителей российских аудиторских фирм < 1>. -------------------------------- < 1> Характеризуя данный период отечественного аудита, В. И. Колбасин, председатель Московской аудиторской палаты, председатель Комиссии по работе с профобъединениями Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, член Экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности при мэре Москвы, писал: " В России не было ни законодательства об аудиторской деятельности, ни единой концепции становления аудита. На рынке действовали разрозненные аудиторы и аудиторские организации с собственными представлениями о задачах, правах, обязанностях и т. п. " (Колбасин В. И. Наша цель - повышение престижа профессии аудитора // Аудиторские ведомости. 2008. N 2).
У аудиторов появляется своя общественная организация - Аудиторская палата СССР, которая была учреждена 29 марта 1991 года. Ее учредителями стали Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью " Мосаудит", акционерное общество " Инаудит", журналы " Бухгалтерский учет", " Деньги и кредит", а также ряд других предприятий и научно-исследовательских институтов. Аудиторская палата на добровольных началах объединила аудиторские ассоциации, фирмы, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Цель палаты состояла в содействии развитию аудиторской деятельности в нашей стране. В ее функции входили: координация и поддержка аудиторской службы, разработка методических рекомендаций и квалифицированных требований к аудиторам, их аттестации, выдача сертификатов на занятие аудитом, контроль за качеством работ. Создание Аудиторской палаты СССР - независимой общественной организации - " было целесообразным шагом в деле создания важной и нужной контролирующей службы, поскольку в условиях рыночной экономики без правдивой, объективной финансовой информации весьма сложно принимать ответственные хозяйственные решения" < 1>. При аудиторской палате СССР были созданы Центр обучения и повышения квалификации контролеров, научный центр подготовки методологических материалов по аудиту. -------------------------------- < 1> Васильчук О. И., Спиридонова Е. Е., Загрязкина Е. Е. История развития и становления бухгалтерского учета и аудита. М., 2001. С. 116.
Второй этап (декабрь 1993 г. - август 2001 г. ) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 " Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" < 1> (далее - Временные правила аудиторской деятельности ), и ряд других документов. -------------------------------- < 1> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5069. С изменениями от 26 ноября 2001 г.
Следует отметить, что в 1992 году был разработан проект закона об аудиторской деятельности, однако в результате политического кризиса в стране он не был принят. И хотя Временные правила аудиторской деятельности согласно действовавшему в тот период порядку имели законодательную силу, даже название документа подчеркивало, что это акт переходного периода < 1>. -------------------------------- < 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 24. 25.
Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в том числе лицензирования и аттестации аудиторов. Как представляется, значение Временных правил аудиторской деятельности в становлении правового обеспечения аудита сложно переоценить, поскольку указанный документ стал первым в истории России нормативным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось созданной в данный период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ < 1>. За период 1996 - 2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методическую основу российского аудита. -------------------------------- < 1> Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-рп // САПП РФ. 1994. N 7. Ст. 438.
Очередным звеном в правовом регулировании аудита стало принятие Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 " Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" < 1>. Систему организации аудита в банковской деятельности определило Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденное Приказом Банка России от 18 марта 1996 года N 02-71 < 2>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451. < 2> Вестник Банка России. 1996. N 14.
Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг < 1>. -------------------------------- < 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М.: Юрайт, 2010. С. 25.
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности был утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 " Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" < 1>. -------------------------------- < 1> Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 было утверждено новое Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности // СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.
Организация проведения аттестации и лицензирования в области аудита соответствующего вида возлагалась на Министерство финансов РФ (аудит предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность), Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования) < 1>, Центральный банк РФ (аудит банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций). Указанные органы осуществляли свою деятельность на основе выданной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ генеральной лицензии, для проведения аттестации и лицензирования создавали центральные и межрегиональные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии < 2>. -------------------------------- < 1> Впоследствии данные функции были переданы Минфину России. < 2> См., например: официальное сообщение ЦБ РФ от 20 июля 1994 г. " О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии ЦБ РФ" // ФГ. 1994. N 30; Приказ Минфина России от 31 января 1997 г. N 20 " О составе Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина РФ (ЦАЛАК)". Официально не опубликован.
По данным Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1994 - 2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России было выдано 23600 лицензий (в том числе аудиторским организациям - 14700 и индивидуальным аудиторам - 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе по общему аудиту - 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков - 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900 < 1>. -------------------------------- < 1> Аудиторские ведомости. 2001. N 11. С. 8.
Третий этап (август 2001 г. - декабрь 2008 г. ) начался после вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности" < 1> (далее - Закон об аудите 2001 года). Принятие данного Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Как указывал В. И. Подольский, " принятие Федерального закона от 07. 08. 01 N 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности" ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народнохозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации" < 2>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422. Действует с изменениями от 14 и 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля и 3 ноября 2006 г., 30 декабря 2008 г. < 2> Подольский В. И. Новый Федеральный закон об аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2009. N 3.
Закон об аудите 2001 года определял место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. В Законе об аудите 2001 года впервые было дано законодательное определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, определен порядок осуществления контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов. Одна из статей Закона об аудите 2001 года была посвящена ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Но эта норма носила отсылочный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|