Сравнительный анализ действий
Временного правительства России и французского Конвента. Словный состав Временного правительства напоминает разный по классам состав французского Конвента. Оба руководящих органа обладали исполнительными и законодательными полномочиями сразу. Однако французский конвент сразу учредил французскую республику, принял новую конституцию и даже создал свой календарь, в то время как Временное правительство тянуло восемь месяцев с созывом учредительного собрания, не смогло разработать свод новых законов для жизни страны. Налаживание порядка в стране и устранение хаоса в законодательстве правительство России перекладывало для решения на будущее учредительное собрание. Французский Конвент, несмотря на разноклассовый состав сумел проявить творчество в своей законодательной работе. В отличие от Конвента, Временное правительство, состоящее из высокообразованных профессионалов, не разработало ни одного важного закона для страны по устранению внутригосударственного кризиса. Когда в 1848 г. во Франции пала июльская монархия, Учредительное собрание для избрания нового правительства созвали в два месяца. В Германии в конце 1918 г. после поражения в войне и отречения кайзера в разгар народных волнений новые власти сумели созвать Национальную ассамблею менее чем за четыре месяца. Российское Временное правительство не смогло сделать этого за весь восьмимесячный срок своего существования. Вывод. Французский Конвент, практиковавший смешанный - творческий (пролетарский) и профессиональный (буржуазный) подход в разработке законов оказался более эффективным и продуктивным, чем Временное правительство России, применявшее только профессиональный (буржуазный) подход в законодательной работе.
3.9 Этапы практического законотворчества в СССР XX в. Исследование выявляет, каким образом коллективное законотворчество съезда партии трансформировалось в индивидуальную разработку законов креативными руководителями страны. Дается ответ на вопрос, что влияло на этапы практического законотворчества в Советском союзе. Делается вывод о том, к чему привело угасание креативного законотворчества в государстве.
Съезд - как законотворческий орган. Высшим законодательным органом страны советов в первые годы ее существования являлся съезд партии, а в дальнейшем, съезд ЦК КПСС Центрального Комитета Коммунистической Парии Советского Союза – осуществлявшего принцип коллективного законотворчества (по принципу Новгородского Вече, собираемого на площади, от представителей всех Концов Новгородской республики). Власть Советов Народных Депутатов изначально подразумевала совещательную процедуру высших представителей от народа (ЦК КПСС) с низовыми представителями народа (местными депутатами, делегированными на съезд партии) по всем вопросам законодательного устройства страны. На съезде (в совещательном порядке) решались все государственно-политические вопросы, обсуждались социальные законы и гарантии государства гражданам, принималась конституция и поправки к конституции, определялись планы будущих пятилеток. Так было в идеальных представлениях партийных СМИ о работе съезда партии. На практике коллективное законотворчество в СССР полностью поменяло свою полярность и направленность, совещательный принцип съезда народных депутатов стал формальным. Проекты законов, конституций и планов развития страны предлагались не народом, а руководством центрального комитета партии и, по сути, исходили от первого лица государства, думающего креативно за весь народ. Задача делегатов законодательного съезда была не обсуждать, а утверждать предложенные законопроекты, доверяя авторитету главного руководителя страны и «безусловно - верному курсу» правящей партии.
Многие принимаемые законы строились исключительно по идеологическому, а не практическому принципу, были оторванными от реальной жизни, поэтому изначально не работали и считались декларативными, рассчитанными на воплощение в далеком - коммунистическом будущем. «Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».[45] Такая общественно-экономическая формация, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил (развитие науки и техники, всестороннее развитие людей), отсутствие деления на социальные классы, отмирание государства, изменение его функций и постепенное упразднение денег. Главными законотворцами в СССР являлись – Ленин, Сталин и Хрущев. Первым креативным законодателем, авторитетом партии и руководителем СССР был Ленин В.И., который творчески переработал социальное учение Маркса и Энгельса, адаптировав доктрину коммунизма к реальной жизни в Советском Союзе. Вторым творческим законодателем оказался Сталин И.В. сумевший по-своему развить учение Маркса и Ленина в социалистическом обществе. Третьим новатором выдвинулся Хрущев Н.С., поставивший целью – практически воплотить создание коммунизма в отдельно взятой Советской стране к 1980 году. Каждый из творческих руководителей понимал создание реального коммунистического общества по-своему, что привело к появлению разных исторических этапов в законотворческой работе СССР по обустройству советской страны. Каждому этапу построения социализма и коммунизма предшествовало принятие целого свода новых законов и постановлений, разработанных по креативному идеологическому принципу, что стало причиной вариативного развития создаваемого в СССР социального общества.
Рассмотрим примеры вариативного воплощения Коммунистического учения в Советском Союзе при разных руководителях страны – креативных и функцыональных. Творческие доктрины креативных правителей в социальном устройстве СССР. Креативный подход в разработке законов. При Ленине провозглашается - Диктатура пролетариата (1917-1924г.) Земля передается крестьянам, фабрики рабочим, мир достается народам. Устанавливается Военный коммунизм (1917-1921) – товары и продовольствие распределяются по карточкам. Проводится Продразверстка (1922-1929) – принудительно изымаются излишки продовольствия у крестьян для перераспределения в город и в армию. Объявляется Новая экономическая политика – легализуется коммерция, мелкий и средний бизнес, создаются советские акционерные общества. Осуществляется Электрификация всей страны. Вводится всеобщее начальное образование. Все виды образования становятся бесплатными. Вводится бесплатное медицинское обслуживание.
При Сталине устанавливается - Культ личности и Диктатура Партии. (1924-1953г.) Объявляется Строительство социализма Запрещаются акционерные общества. Отменяется частная собственность. Обобществляется (огосударствляется) земля и промышленность. Проводится Коллективизация – единоличные хозяйства крестьян объединяются в колхозы Начинается Индустриализация всей страны – строительство заводов, фабрик, электростанций, железных дорог (создание материальной базы для социализма) Вводится Советское «Крепостничество» –рабочие закрепляются за заводами, а крестьяне за колхозами. Паспорта выдаются только мужскому населению страны. Женщины вписываются в паспорт мужа. После второй мировой войны проводится беспрецедентное снижение цен на товары и продовольствие.
При Хрущеве объявляется - Общенародное государство как общественный орган выражения воли народа. (1955-1964г.) В СССР создается социализм, от которого можно переходить к коммунизму.
Начинается развернутое строительство коммунизма. Выдаются паспорта для женщин, как и для мужчин (отменяется советское крепостничество - приписка граждан к заводам и к колхозам) Вводится всеобщее среднее образование. Открываются школы для одаренных детей (с1953г) Происходит быстрое развитие науки и техники. Развивается автоматика и космическая техника. Осуществляется массовое жилищное строительство. Советскими людьми создается материальная база для строительства коммунизма. На пути к воплощению коммунизма следует решить три группы задач: - создание материально-технической базы коммунизма; - развитие коммунистических общественных отношений; - воспитание нового человека. Задачи из Программы XXII съезда КПСС (1961г.) - Воспитать нового человека: идейного, образованного, морального, физически совершенного. - Не только удовлетворять, но и развивать духовные потребности человека. - Избавить человека «светлого будущего» от недостатков прошлых веков. - Развить коммунистические отношения в обществе (высмеивать эгоизм, стяжательство, нечестность). - Подготовить коммунистическое самоуправление в низах (на принципах высокого самосознания граждан). - Ликвидировать различия между классами, между городом и деревней (создать аграрные города), между умственным и физическим трудом (готовить высокообразованных рабочих для автоматических производств и программируемых станков). - Перевести промышленный способ производства в сельское хозяйство, перевести колхозников в разряд сельхоз рабочих (колхозы заменить совхозами). - Развить кукурузную кормовую базу для животноводства, молочной, мясной и пищевой промышленности. - Создать материально-техническую базу для коммунизма. - Наладить высокопродуктивное сельское хозяйство. - Занять первое место в мире по производству товаров и продуктов на душу населения. - Достичь изобилия культурных и материальных благ. - Заменить экстенсивный путь развития народного хозяйства - на интенсивный. - Осуществить построение коммунизма «в основном» к 1980г.[46] Креативные правители сами изобретали новое государственное и общественное устройство, творчески разрабатывали новые социальные, экономические и общественные законы, аналогов которым не существовало ранее. Творческим подходом в разработке законов, креативные руководители поэтапно развивали страну - создавая базу (электрификации) для страны советов, промышленную базу (индустриализации) для социализма и продовольственную базу (пищевой промышленности) для коммунизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|