Концептуальный анализ по практически создаваемым «Передовым обществам».
Рассматривается использование профессионального и креативного подходов в законодательном процессе при практическом создании «Передовых обществ». Оценивается соответствие подходов в разработке законов, концепции формирования профессионально-креативной законодательной власти. Платон «Идеальное государство» IV в. до н/э В «Идеальном государстве» Платона предусматривается общая высокоинтеллектуальная подготовка законодателей «мудрецов-философов», но не предполагается конкретно профессиональная подготовка разработчиков законов. Философы вместо профессионалов принимают законы во всех сферах жизни. Креатив в народном законотворчестве вообще преследуется, ставятся на контроль все поэты и литераторы. Такой подход: Соответствует концепции – в высоко интеллектуальной (почти профессиональной) подготовке законодателей. Не соответствует концепции – в креативном подходе, происходит подавление творчества. Империя Тан. VI-XIII в. Система трехступенчатых экзаменов, разработанная в империи Тан для отбора профессиональных чиновников, предусматривала отбор на должности по талантам и способностям представителей разных сословий. Введение в империи правил предоставляющих право внеконкурсного продвижения на должности детям состоявшихся чиновников, привело к деградации всей системы экзаменов, порождая коррупцию и семейную передачу должностей по наследству. Оценка на экзаменах творческих способностей претендентов (в поэзии, живописи, литературе) не всегда способствовала разработке чиновниками грамотных законопроектов. Большинство законов принимались в угоду императорской семьи или самих чиновников (в частности закон «о праве тени» - праве наследования должности) Это:
Соответствует концепции – в профессиональном отборе чиновников через экзамены во все ветви власти. Не соответствует концепции – в творческой подготовке законов, контролируемых самим императором.
Новгородское Вече XI-XV век. Коллективное законотворчество Новгородского вече, представлявшее власть народа в XI веке, сменилось на законодательное собрание Совета господ и бояр в XIII веке, применявших элементы профессионализма в разработке торговых и налоговых законов, но малокомпетентных в других сферах деятельности и оставлявших вечевое собрание как совещательный орган для решения прочих вопросов. В XV веке, народное вече практически заменилось властью бояр, решавших единолично все вопросы, даже военные, не имея в военном деле ни какой компетенции, что и привело к падению Новгородской республики. Получилась ситуация, когда законодательная власть бояр отошла от коллективного законотворчества народного вече, но не пришла к полному профессионализму в разработке законов Советом господ. Такая ситуация в законодательной работе: Соответствует концепции – в коллективном законотворчестве народа, имеющего механизм принятия единого решения. Не соответствует концепции – в профессиональной разработке законов во всех сферах жизнедеятельности общества.
«Либерталия» пиратская республика (1694). XVIIв В пиратской республике гармонично сочетались два способа разработки законов – профессиональный и креативный. Профессиональной подготовкой обладало руководство республики, коллективное законотворчество применялось рядовыми республиканцами. В целом два подхода удачно дополняли друг друга. Профессиональный подход задавал перспективы в разработке конституции, творческий подход вырабатывал конкретные социальные гарантии и законы, которые не практиковались в 17 веке. Это:
Соответствует концепции – в профессиональной подготовке законопроектов. Соответствует концепции – в коллективном законотворчестве социальных законов. Смешанный подход в разработке законов Либерталии – оказался бесклассовым и гармоничным.
Французский Конвент (1792-1795г) XVIII в. Законодательная работа Конвента практиковала как профессиональные, так и творческие подходы в разработке законов, что зависело от классового состава законодательной власти. В период буржуазного (жирондистского) правления Конвента, законы принимались буржуазными профессионалами в бизнесе, преимущественно для самой буржуазии. В период пролетарского (якобинского) правления Конвента, народные декреты разрабатывались творческой инициативой рабочих, ремесленников и крестьян в интересах самого народа. Совместная деятельность (в якобинском Конвенте) левого крыла творческого пролетариата и правого крыла профессиональной буржуазии, привела к созданию смешанного профессионально – креативного подхода в разработке законов. Не смотря на всю креативность и профессионализм, Французский Конвент, сформированный из представителей двух враждующих классов не смог выработать единых законов, уничтожая друг друга в политических распрях. Классовые противоречия и разногласия, возникшие в Конвенте между буржуазной и пролетарской его частями, закончились диктатурой Наполеона. Работа революционного конвента: Соответствует концепции – в креативной разработке пролетарских законов. Частично соответствует концепции – в профессиональной разработке узко буржуазных законов. Смешанный подход в законодательной работе Конвента проявил себя как разно классовый и дисгармоничный. «Икария» Каабе (1840г) XIX в. Разногласия в законотворчестве (связанные с экономикой и обустройством колонии), возникавшие между выбранным руководством Икарии и ее «гражданами» приводили к неоднократным расколам и дроблениям Икарии на более мелкие коммуны. В Икарии не было своих войск и полиции, что бы предотвратить дальнейшие расколы поселенцев и обязать всех выполнять волю большинства или руководства Икарии. В итоге, коллективное законотворчество давало существенные сбои по причине отсутствия согласительного механизма регулирующего разногласия. Это:
Частично соответствует концепции – в коллективном законотворчестве, не имеющем механизма согласия. Большей частью не соответствует концепции - в профессиональной подготовке законов, так как не учитывались профессиональные и экономические интересы икарийцев, не было изначального профессионального подхода в разработке законов. Смешанный подход в законодательной работе появился позже у старшего поколения икарийцев (набравшихся профессионального опыта) и у молодого поколения (стремящихся к прогрессивным преобразованиям), что вызвало окончательный распад Икарии.
Эксперимент Спиранского М.М. (1811- 1839г) XIX в. Подготовка профессиональных чиновников-реформаторов (будущих законодателей) в Царскосельском Лицее делала ставку больше на профессионализм, чем на творчество воспитанников. Широкая гуманитарная программа, по которой обучали первый выпуск лицеистов, дала России выдающихся деятелей реформирования – декабристов, писателей, поэтов, композиторов. Последующие выпуски Лицея готовились по юридическим, узкопрофессиональным программам, в результате чего чиновники высшего уровня, имея профессиональную подготовку и аристократическое происхождение, не смогли решить острых государственных народных проблем, доведя Россию до революции. Данный принцип формирования и работы законодательной власти: Соответствует концепции – в профессиональной подготовке чиновников-реформаторов. Не соответствует концепции – в творческом подходе при разработке законов, чиновников-реформаторов, расцениваемое самодержцем как вольнодумство.
Временное правительство (1917г) начало XX в. Правительство профессионалов высшего законодательного органа страны, от которого ждали чуда, показало свою полную несостоятельность, бездеятельность и классовую ненависть к пролетариату. Временное правительство, обладая высоким профессионализмом, в первую очередь было буржуазным объединением, в котором господствовало мировоззрение капитализма, построенное на эксплуатации пролетариата и крестьянства, получения сверхприбылей любым путем. Поэтому профессионализм законодателей работал не на народ, не на государство, а на доходы капиталистов, олигархов и был заменен (в ходе переворота) творчеством пролетариата в разработке законов. Такой подход в законодательной работе Временного правительства:
Соответствует концепции – в профессиональном подборе законодателей и в их умении профессионально работать над законами (в угоду буржуазного класса). Не соответствует концепции – в творческой работе над законами нового общества в пользу пролетариата и народа.
Коммунистическое общество, воплощаемое в СССР (1922г) XX в. Законы в СССР разрабатывали с идеологической и политической точек зрения, а не с профессиональной, поэтому законодательство Советского Союза было создано благодаря творческому подходу главных его креаторов – Ленина, Сталина и Хрущева. Все они были творческими людьми, лично разрабатывавшими главные социалистические законы страны. За весь период существования СССР, креативный подход в законотворческой работе применялся руководителями страны несколько раз: 1. Военный коммунизм - изобретение большевиков. 2. Ленинский НЭП - Новая Экономическая Политика. 3. Сталинская конституция для народа СССР. 4. Хрущевской оттепель, передовая Программа 21 съезда КПСС 1959г. 5. Разработка социалистической Конституции СССР 1977г. - Брежневский застой полностью уничтожил любое законотворчество как инакомыслие. - Горбачевская перестройка привела к регрессу законотворчества, превратив его в сборник старых переделанных законодательств. В результате чего произошел: - Распад государства СССР на отдельные страны СНГ. - Восстановление в России законов «дикого капитализма». - Уничтожение социальных законов и гарантий. - Частичное установление монопольных (Монархических) законов. Отсутствие творческого подхода в законодательной работе, начавшееся с брежневских времен, привело страну не только к застою, но и к разрушительной деградации. Законотворчество в СССР в целом: Соответствует концепции – в креативной разработке идеологизированных законов. Не соответствует концепции – в профессиональной подготовке законодателей и в профессиональной проработке принимаемых законов, так как при распаде СССР не наблюдалось ни позитивного творчества в законодательной работе, ни профессионализма в переносе западных законов на Российскую территорию. Вывод: В практическом создании «Передовых обществ», применялись разные сочетания подходов в профессиональной и креативной законодательной работе, однако доминировал профессиональный подход.
Профессиональный подход применялся большей частью -в законодательной работе таких структур, как Временное правительство, Царскосельский лицей, Империя Тан, государство Платона. Креативный подход применялся меньше – на примере Новгородского Вече, Икарии, и Советской республики. Смешанный подход практиковался редко - во Французском Конвенте и в пиратской Либерталии, Данные подходы соответствуют концепции формирования законодательной власти по профессионально-креативным принципам, но не полностью. Уклон в законодательной работе, при практическом создании новых обществ, определяется в сторону профессионализма в разработке законов. Все «Передовые общества» реально создавались в истории людьми – практиками, часто имеющими несколько профессиональных образований (светских, юридических, философских, военных религиозных, и т.д.), поэтому и к разработке законов, в создаваемых ими обществах, они подходили большей частью с профессиональных позиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|