Тема 11. правовой режим использования
Тема 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима использования и охраны вод. Задача: дать студентам знания и представления об охране вод, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране.
1. Правовое регулирование использования и охраны вод. 2. Загрязнение вод. Засорение вод. Источники загрязнения и засорения вод. Истощение вод, его причины. 3. Государственный контроль за использованием и охраной вод. Субъекты охраны вод. 4. Ответственность за нарушения законодательства об охране вод. Правовое регулирование использования и охраны вод. Воды согласно ст. 1 Водного кодекса определены как вся вода, находящаяся в водных объектах, представляющих сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распределения и черты режима. Все воды (водные объекты), расположенные на территории Республики Беларусь, находятся в исключительной собственности государства (ст. 13 Конституции, ст. 4 Водного кодекса) и составляют государственный водный фонд (ст. 3 Водного кодекса). К водному фонду относятся: поверхностные воды (водные объекты) – реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т. п.; подземные воды. Поверхностные водные объекты также классифицируются на естественные (реки, озера, ручьи) и искусственные (водохранилища, каналы, пруды). Подземные воды подразделяются на пресные, минеральные и термальные (с повышенным температурным режимом). Водное законодательство базируется на нормах Конституции Республики Беларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. (с изм. и доп. ) и иных актов законодательства. Задачами водного законодательства являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, восстановление и улучшение состояния водных объектов.
Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь. Отношения в области охраны вод регулируются также рядом международных документов, в частности Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и др. Право водопользования – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод (объективное право), объем правомочий по использованию и охране вод (водных объектов) субъектов права водопользования (субъективное право). Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребителей, т. е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами водных отношений. Объектом права водопользования являются водные объекты или их части. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяиственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.
Виды водопользования: 1) общее и специальное; 2) обособленное и совместное; 3) первичное и вторичное. Общее водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами, как правило, без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и не требует специального разрешения. Особенностью общего водопользования является то, что его субъектами признаются не только физические, но и юридические лица. Специальное водопользование представляет собой забор воды из водных объектов и отведение сточных вод в окружающую среду с применением сооружений и технических устройств. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минприроды и его территориальными органами. Обособленным является водопользование одного юридического или физического лица на основании решения соответствующих органов государственного управления о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей). Право обособленного водопользования удостоверяется государственным актом на право обособленного водопользования. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование. Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами. Водные объекты предоставляются только во временное пользование (краткосрочное – до 5 лет, долгосрочное – от 5 до 25 лет). Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном законом порядке. Водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства и др. Не подлежат передаче в аренду водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Содержание права водопользования составляют права и обязанности водопользователей. Ответственность за нарушения законодательства об охране вод. Ответственность за эти нарушения бывает административной, уголовной, гражданско-правовой. Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания предусмотрена административная ответственность – (ч. 2, ст. 15. 51 КоАП): · нарушение правил водопользования (ст. 15. 52 КоАП); · за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств или сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение вод, либо нарушение условий сброса сточных вод (ст. 15. 53 КоАП); · за повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним (ст. 15. 54 КоАП). Уголовная ответственность предусмотрена за: · загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 1, ст. 272 УК); · загрязнение либо засорение вод, повлекшие умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере, либо умышленные загрязнение или засорение источников питьевого водоснабжения (ч. 2, ст. 272УК); · загрязнение либо засорение вод, повлекшие по неосторожности смерть человека либо заболевания людей (ч. 3, ст. 272 УК); · нарушение правил водопользования, повлекшее по неосторожности истощение водного объекта (ст. 273 УК). Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке и размере, установленной гражданским законодательством (ст. 97 Водного кодекса). Размер вреда определяется в соответствии с Методикой подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства, утвержденной приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды от 6 января 1995 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|