Техническая характеристика гидроэлеваторов
4.6. Использование пожарных автоцистерн при подаче воды перекачкой и подвозом Подача воды перекачкой или подвозом организуется при ограниченных возможностях подачи воды на ликвидацию пожара, которые условно можно разделить на: – неудовлетворительное водоснабжение; – безводные участки. К неудовлетворительному водоснабжению относятся участки местности, где подача воды возможна в пределах 10–15 л/с, или расстоянии от места пожара до водоисточника 300–500 м, или запасы воды имеются, но ее трудно забирать. К безводным относятся участки местности с расходом воды менее 10 л/с, или расстояние до водоисточника более 500 м. Подача воды перекачкой насосами пожарных автоцистерн осуществляется на расстоянии до 2 км. При подаче воды перекачкой необходимо: – выбрать схему перекачки; – рассчитать количество ступеней перекачки; – определить требуемое количество пожарных машин и пожарных рукавов; – организовать связь между ступенями перекачки; – определить время начала работы системы; – определить возможный ход развития пожара; – назначить ответственного за работу ступеней перекачки; – создать необходимый запас ПТВ. Способы подачи воды перекачкой могут быть: – из насоса в насос; – через промежуточную емкость;
– комбинированный способ подачи воды перекачкой. Наиболее надежна перекачка с промежуточной емкостью. При этом способе всегда видно наполнение емкости, и легко регулировать подачу воды насосом, забирающим ее из емкости; так как вода поступает «на излив», полностью используется напор пожарного насоса, работающего в перекачку. Однако большой недостаток этого способа — на пожаре не всегда может быть промежуточная емкость. Этот способ не всегда применим. При подаче воды перекачкой из насоса в насос в конце каждой рукавной линии необходимо поддерживать избыточный напор не менее 10 м, но не более, чем позволяет техническая характеристика насоса. При перекачке воды насосами пожарных автоцистерн должна быть полная синхронность их работы по всей линии, что достигается сохранением минимального напора каждого насоса. Поэтому водители по показаниям приборов выравнивают режим работы насоса. Для этого необходима бесперебойная связь по линии перекачки. Прокладывать рукавные линии лучше с помощью рукавных автомобилей. Большое значение имеет рассредоточение пожарных с резервом рукавов по участкам линии перекачки (из расчета один напорный пожарный рукав на 100 м рукавной линии) — они могут быстро заменить вышедшие из строя рукава. При перекачке на водоисточник устанавливается наиболее мощный насос, а головной автомобиль ставится как можно ближе к месту пожара. Лицу, организующему перекачку, надо помнить важное правило: если нет времени и трудно провести хотя бы ориентировочный расчет, или не хватает рукавов для прокладки второй магистральной линии, лучше немного завысить число ступеней перекачки. Когда вода на тушение пожара будет подана, можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные машины) снять, направить их на другие участки, или проложить за это время вторую магистральную линию.
Все расчеты по перекачке воды насосами пожарных машин при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточника нужно проводить в заранее разработанных планах. Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень большом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки. В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу принимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, расстояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомобилей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона. Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях. При принятии решения по доставке и подаче огнетушащих веществ с помощью подвоза РТП (НТ) обязан: - рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн; - создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн; - создать у места пожара пункт расхода воды (подачи ОТВ на пожар); - определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи воды; -назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах. Схемы заправки автоцистерн могут быть различны. Наиболее распространены: -самостоятельный забор воды пожарной машиной; -заправка емкости цистерны с помощью гидроэлеватора, мотопомпы, или гидранта. Способы использования емкости автоцистерн у места пожара: -подача стволов непосредственно от прибывшей пожарной машины; -пополнение водоема и подача стволов от пожарной машины, установленной на него; -пополнение емкости пожарной машины, от которой подаются стволы. При ограниченном количестве автоцистерн и удобном подъезде к горящему объекту, необходимо в действующую рабочую линию непосредственно включать автоцистерны, прибывшие с заправки. При заправке от колонки, установленной на гидрант водопроводной сети диаметром 150 мм и более и напоре 15-20 м, воду подают через оба штуцера колонки.
4.7. Пожарные насосно-рукавные автомобили (АНР)
АНР — пожарный автомобиль насосно-рукавный. Предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены. АНР принципиально отличаются от АЦ тем, что на них отсутствуют цистерны с водой. Поэтому они могут забирать и подавать воду на очаг пожара или из открытого водоема или от водопроводной сети. Подачу на очаг пожара воздушно-механической пены производится с использованием вывозимого на АНР пенообразователя или с забором его из посторонней емкости. Насосные установки, система дополнительного охлаждения, коробка отбора мощности аналогичны тем, которые установлены на пожарных автоцистернах. Рассмотрим устройство АНР–40(130) 127 (рис. 4.12). Рис. 4.12. Автомобиль пожарный АНР–40(130)127 1 — шасси; 2 — кабина боевого расчета; 3 — всасывающие рукава; 4 — кузов; 5 — отсеки ПТВ; 6 — рукавная катушка; 7 — запасное колесо; 8 — напорный патрубок; 9 — патрубок для подачи пенообразователя; 10 — всасывающий патрубок Насосная установка на основе центробежного насоса ПН–40УА расположена в кабине расчета, привод к насосу осуществляется от КОМ, установленной на коробке передач через короткий карданный вал. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двигателя при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±35°С в течение 6 ч. В отличие от АЦ бак для хранения пенообразователя размещен под кузовом АНР. В поперечном сечении он имеет форму сегмента. Пенобак изготовлен из нержавеющей стали. Насосная установка размещена в средней части машины, напорные патрубки выведены на оба борта. Вакуумметр установлен на щитке приборов у водителя автомобиля. Трубопровод для забора пенообразователя из посторонней емкости выведен на левую сторону автомобиля. Всасывающий патрубок расположен на переднем бампере, что позволяет устанавливать автонасос на водоем без предварительного маневрирования. Кузов автомобиля цельнометаллический, имеет восемь закрытых отсеков, в которых закреплено пожарно-техническое оборудование.
В средней части кузова установлены съемные стойки с роликами. Между стойками укладываются пожарные напорные рукава. При развертывании рукава прокладываются на ходу в одну или две магистральные линии. Общий запас напорных пожарных рукавов 1400 м. Для удобства укладки рукавов ящик изготовлен съемным, съемные также и боковые шторки в передних боковых отсеках кузова. В задней части АНР на специальных кронштейнах установлена специальная катушка, предназначенная для укладки, транспортировки и механизированной прокладки напорных рукавных линий. На шпульку катушки может быть намотано 100–120 м напорных рукавов диаметром соответственно 77 и 66 мм. Рукавная катушка снимается и устанавливается на автомобиле вручную двумя пожарными. При прокладке рукавной линии катушка перекатывается на двух колесах с пневматическими шинами. Шпулька с рукавами вращается в двух радиально-сферических шариковых подшипниках и имеет фиксатор, препятствующий ее произвольному вращению. На АНР установлены светопроблесковые маяки синего цвета, фары-прожекторы (боковая и задняя) для освещения места работы на пожаре. Для освещения кабины расчета (число мест 7) и отсеков кузовов установлены плафоны. На щитке приборов в кабинет водителя установлены выключатели плафонов кузова, подсветки вакуум-клапана, фары прожектора, задней фары, электропроблесковых маяков. Автомобиль оборудован сигнализацией открывания дверей кузова. Разработаны и выпускаются промышленностью другие модели АНР на различных шасси. Их отличают конструкции кузовов, использование штор для закрытия отсеков. Принципиальные схемы водопенных коммуникаций идентичны во всех типах АНР. Все АНР укомплектованы воздушно-пенными стволами, стволами РС–70 и СРК–50, воздушно-пенными стволами, ручным и механизированным пожарным инструментом и комплектом ручных лестниц.
4.9. Пожарный автомобиль первой помощи Автомобиль быстрого реагирования АБР 0,5-0,8/400 (VW-LT46) (рис. 4.13) с комплектацией пожарно-техническим вооружением, аварийно-спасательным оборудованием и инвентарем, предназначенного для оперативной доставки к месту пожара (чрезвычайной ситуации) личного состава, пожарно-технического вооружения, проведения работ по локализации очагов возгораний и аварийно-спасательных работ в населённых пунктах и на промышленных объектах. Общий вид АБР 0,5-0,8/400 (VW-LT46) Рис. 4.13
Таблица 4.13 Технические характеристики АБР 0,5-0,8/400 (VW-LT46)
5. Основные пожарные автомобили целевого назначения
К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся аэродромные пожарные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного тушения, пожарные автомобили порошкового тушения, пожарные автомобили комбинированного тушения, пожарные автомобили газового тушения, пожарные насосные станции, пожарные автомобили газоводяного тушения. 5.1. Аэродромные пожарные автомобили Аэродромный пожарный автомобиль АА–60(7310)–160.01 создан на шасси грузового автомобиля высокой проходимости МАЗ–7310. Его колесная формула 8х8, мощность двигателя 386 кВт. Общее устройство АА показано на рис. 5.1. За кабиной водителя размещен двигатель базового шасси 2. За ним установлена цистерна 6 и пенобак 7. Цистерна имеет теплоизоляцию и подогрев воды. Он осуществляется тремя трубчатыми электроподогревателями НВЖ 2/3 или выхлопными газами подогревателя ПЖД–600 (мощность 25 МДж). Пенобак обогревается одним электроподогревателем. АА–60(7310)–160.01 оснащен насосной установкой на основе центробежного насоса ПН–60Б, который при 3000 об/мин создает напор 100 м и подает 60 л/с воды. Максимальная глубина всасывания равна 7,5 м. Рис. 5.1. Автомобиль аэродромный пожарный АА–60(7310) мод 160.01 1 — лафетный ствол; 2 — отсек для двигателя шасси; 3 — ящик для ЗИП; 4 — подогреватель; 5 — ящик ЗИП; 6 — цистерна для воды; 7 — бак пенообразователя; 8 — ящик ЗИП шасси; 9, 10 — отсек моторно-насосного агрегата; 11 — радиатор обогрева насосного отсека; 12 — подножка откидная; 13 — система выпуска газов; 14 — щит электрооборудования; 15 — отсек ПТВ
Система всасывания оборудована газоструйным вакуумным аппаратом. На насосе установлен пеносмеситель ПС–5. Пожарный насос ПН–60Б имеет автономный привод от двигателя ЗИЛ–375 мощностью 132 кВт. Моторно — насосный агрегат 9,10 установлен в корме автомобиля. Отсек агрегата обогревается специальным радиатором от двигателя. Водопенные коммуникации (рис. 5.2), кроме ручного включения, могут управляться дистанционно с помощью пневмосистемы. Задвижка 13 коллектора открывается только при заправке цистерны водой насосом, или при необходимости использования лафетного ствола 9. В системе имеется дополнительная линия подачи пенообразователя из пенобака 5, через клапан 4, минуя пеносмеситель 2. Этот путь используется при работе лафетным стволом 9. Рис. 5.2. Водопенные коммуникации АА–60(7310) мод 160.01 1 — насос ПН–60Б; 2 — пеносмеситель; 3 — штуцер; 4 — клапан Ду–5; 5 — пенобак; 6 — клапан Ду–32; 7 — напорные задвижки; 8 — вакуумный кран; 9 — лафетный ствол; 10 — клапан Ду–125; 11 — клапан Ду–90; 12 — цистерна; 13 — задвижка коллектора; 14 — клапан Ду–150
Щитки управления лафетным стволом, запорной арматурой водопенных коммуникаций, запуском двигателя насосного агрегата, включения сцепления и контроля за работой агрегатов находятся в правой и левой кабине автомобиля, в насосном отсеке и у лафетного ствола. В комплект пожарного оборудования основного аэродромного автомобиля входят две установки СЖБ–60 и порошковый огнетушитель ОП–100. Для вскрытия конструкций самолетов на автомобилей вывозятся две дисковые пилы ПДС–400 с бензомоторными двигателями. Все пожарное оборудование размещается в отсеках кузова, отсеке насосной установки, на крыше автомобиля и надежно закрепляется специальными зажимами. Аэродромный автомобиль АА–7,2/55-(4310) создан на шасси Урал–4310. Основные элементы его компоновки представлены на рис. 5.3. За кабиной шасси размещена площадка для ПТВ. На ней размещены колонка, напорно-всасывающие рукава, огнетушитель ОПУ–2–03, огнетушитель ОУ–80 и другое оборудование. В переднем отсеке 3 установлен двигатель ЯМЗ–236 для привода насоса, размещенного в заднем отсеке 7. Трансмиссия насоса включает редуктор, повышающий обороты, и два карданных вала, соединенных промежуточным валом. Рис. 5.3. Общий вид АА–7,2/55(4310) 1 — шасси; 2 — площадка ПТВ; 3 — передний отсек, двигатель; 4 — лафетный ствол; 5 — цистерна; 6 — ПТВ; 7 — задний отсек насосной установки и ПТВ; 8 — установка покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) пеной; 9 — углекислотная установка; 10 — установка тушения пожара УТПС–3 На кузове автомобиля установлен лафетный ствол 4 СПЛК–60 с ручным управлением. Цистерна 5 размещена между автономным двигателем и насосной установкой. На крыше кузова закреплены: лестница, пять пеногенераторов ГПС–600, два всасывающие рукава и трубы для заливки полосы пеной. В переднем отсеке (за двигателем) размещаются соединительные головки, пожарные стволы, гидроэлеватор, сетка СВ–125, водосборник и другое оборудование. В заднем отсеке установлены насосная установка на основе центробежного насоса ПН–60, бак с пенообразователем, 16 пеногенераторов ГПС–200, шесть рукавов диаметром 77 мм и четыре рукава диаметром 51 мм, ключи, аптечка. В кормовой части автомобиля размещается установка для покрытия взлетно-посадочной полосы воздушно-механической пеной, управление которой осуществляется пожарным с подножки насосного отсека. Для ликвидации горения горючей жидкости на взлетно-посадочной полосе, под крылом и фюзеляжем воздушного судна, а также для тепловой защиты кабины пожарного автомобиля впереди него смонтирована установка тушения пожара (УТПС–3). Схема размещения УТПС, лафетного ствола и пожарного насоса представлено на рис. 5.4. Вода или ее раствор с пенообразователем подается насосом 9 в лафетный ствол 6 и (или) к установке УТПС 1. Включение лафетного ствола осуществляется краном управления 7. УТПС 1 включается краном управления 3, который приводится в действие пневмоприводом 5. Рис. 5.4. Схема размещения УТПС и лафетного ствола Установка тушения пожаров самолета (рис. 5.5) состоит из трех поворотных блоков, «ствола-пеногенератора», поворотного коллектора, подводящей магистрали и гидрооборудования. Поворотный блок «ствол-пеногенератор» состоит из ствола-распылителя 1 и ГПС–600. Он поворачивается гидроцилиндром 3 в горизонтальной плоскости на угол от 0° до 55° вправо и влево от оси автомобиля. Пеногенератор 2 служит для подачи воздушно-механической пены средней кратности. Ствол распылитель предназначен для создания водяной завесы. При подаче раствора пенообразователя в воде, насадок распылитель турбинный 13 ствола приводится во вращение и создает защитный экран перед кабиной автомобиля. Гидроцилиндр 10 осуществляет поворот коллектора 4 вместе с блоками стволов и пеногенераторов в вертикальной плоскости: от 45° вверх относительно горизонтального уровня, до 20° вниз (рабочее положение). В транспортном положении коллектор и блоки ствол-пеногенератора закрепляются фиксаторами 11 и 12. Перед началом работы фиксаторы необходимо вытянуть на себя и повернуть на 90° относительно оси фиксатора. Рис. 5.5. Установки тушения пожаров самолета Подводящая магистраль 5 служит для подвода раствора пенообразователя от насосной установки к УТПС. Гидрооборудование предназначено для управления блоками «ствол-пеногенератор» и коллектора 4. Оно включает маслобак 9, вместимостью 30 л, установленный под левым передним отсеком, гидроцилиндры и масляный насос 8. Насос лопастной двойного действия с подачей от 9 до 23 л/мин. Он установлен на двигателе ЯМЗ–236 и приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала. Рабочее давление масла в гидросистеме 5,5 МПа контролируется мономером, установленном на гидропанели 7. Управление движением блоков «ствол-пеногенератор» осуществляется четырьмя электромагнитами (напряжение 24 В), входящими в состав гидрораспределителей и четырех включателей, подающих питание от аккумуляторных батарей автомобиля на электромагниты гидрораспределителей. Кнопки для управления размещены в кабине на передней панели.
Водопенные коммуникации АА–7,2/55(4310) (рис. 5.6). При работе насоса 8 вода поступает в насос из цистерны 6 при включенном кране 11. Пенообразователь из пенобака 18, при включенном кране 17 поступает в пеносмеситель 14, а затем во всасывающий патрубок 13 насоса. Раствор пенообразователя из насоса через кран 2 будет подводиться к ГПС–600 УТПС. Кран 17 Ду–40 для подачи пенообразователя оборудован пневмоприводом. Рис. 5.6. Водопенные коммуникации АА–7,2/55(4310) 1 — установка тушения пожара самолета (УТПС); 2, 5, 20 — краны Ду–100; 3,11 — краны Ду–150; 4 — лафетный ствол ЛСПК–60; 6 — цистерна; 7 — уровнемер; 8 — пожарный насос ПН–60; 9 — вентиль Ду–100; 10 — кран сливной; 11 — кран; 12 — коллектор; 13 — всасывающий патрубок насоса; 14 — пеносмесители; 15 — головка-заглушка всасывания Ду–50; 16,17 — кран Ду–40; 18 — пенобак; 19 — головка-заглушка напорная Ду–80; 20 — кран; 21 — затвор вакуумный В схеме предусмотрено устройство для покрытия взлетно-посадочной полосы пеной. Пеногенераторы ГПС–200 в количестве 16 штук присоединяются к коллектору 12. Коллектор состоит из трех частей: центрального, жестко закрепленного на раме автомобиля и двух боковых съемных коллекторов. Эти коллекторы соединяются с центральным коллектором соединительными муфтами. В рабочем положении они удерживаются тягами и распорными штангами. В походном положении боковые коллекторы размещаются на крыше автомобиля, а ГПС–200 в заднем отсеке. Смесь пенообразователя с водой образуется в насосе, как и в случае подачи ее в УТПС. Из коллектора насоса 8 через вентиль 9 она поступит к коллекторам 12, а затем в ГПС–200. Шестнадцать ГПС–200 обеспечивают подачу пены средней кратности до 3000 л/с, покрывая полосу шириной не менее 12 метров. Водопенные коммуникации позволяют подавать воду или раствор пенообразователя к стволам или пеногенераторам по рукавным линиям, подсоединяемым к кранам 20 при снятых напорных заглушках 19. Заполнение цистерны водой может производиться при заборе ее из открытого водоисточника или от водопровода. При этом через всасывающий патрубок 13 вода поступит в насос, а затем через кран 5 в цистерну. Заполнение пенобака 18 пенообразователем можно осуществлять заливкой через заливную горловину или из посторонней емкости через кран 16 при снятой головке-заглушке 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|