Пожарный автомобиль пенного тушения АВ–20
На автомобиле АВ–20 установлен пожарный насос ПН–1200, который размещен в кормовом отсеке. Для огнетушащих веществ на автомобиле установлены три цистерны общей вместимостью 7000 л. Между собой они соединены гибкими трубопроводами. Поверхность каждой цистерны покрыта теплоизоляционным материалом (пенопластом), уложенным между стенками цистерны и наружной обшивкой. Внутри корпуса каждой цистерны установлены дренажная труба и успокоители, а внизу вварен всасывающий патрубок, предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху цистерны имеется люк для ее осмотра и наливная горловина. На одном из днищ задней цистерны установлены три датчика уровня жидкости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости в цистерне расположены на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя. Для поддержания положительной температуры жидкости в цистернах и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева их отработавшими газами двигателя. На каждой цистерне установлены обогреватели. Все обогреватели соединены последовательно. Система водопенных коммуникаций на АВ–20 не имеет пенобака и пеносмесителя. Для подачи воздушно-механической пены на АВ–20 имеется шесть генераторов ГПС–600, один ГПС–2000, два пеноподъемника, магистральный пеносмеситель, трехходовое разветвление. Для подачи большого количества пены используется переносной пеносмеситель. К нему пенообразователь подается насосом АВ из цистерны при открытых вентиле и задвижке. Тактико-технические характеристики эксплуатируемых автомобилей пенного тушения представлены в табл. 5.3. Таблица 5.3.
5.4 Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) предназначены для доставки огнетушащих порошков, ПТВ к месту пожара или взрыва. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого ОПС. Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. Их на автомобиле может устанавливаться 1 или 2. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно-пусковой и предохранительной арматурой.
Порошковый автомобиль комплектуется одним или двумя лафетными стволами с расходом от 2 до 100 кг/с порошка, рукавами от 20 до 60 м. Лафетные стволы поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360° и в вертикальной — в пределах от –15 до +75°. Ручные стволы имеют расход порошка до 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее двух. Порошок из сосуда по трубопроводам и рукавным линиям вытесняется воздухом. При этом порошок переводится в псевдосжиженное состояние, т. е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам к лафетным и ручным стволам. В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы: 1.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). 2.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. 3.С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа). В установках первого и второго типа (рис. 5.9) псевдосжижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств в установках первого типа используются пористые перегородки, в установках второго типа — форсунки. Рис. 5.9. Схема порошковой установки с псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент: 1 — баллоны со сжатым газом; 2 — вентиль; 3 — редуктор; 4 — коллектор; 5 — обратный клапан; 6 — сосуд для порошка; 7 — пористый элемент; 8 — сифонный трубопровод; 9 — шаровой кран; 10 — шарнир лафетного ствола; 11 — обратный клапан; 12 — крышка сосуда Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом. В установках третьего типа (рис. 5.10) порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением. В порошковых установок первого и второго типов, сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 или 20 МПа. После открытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе. Открыванием соответствующего шарового крана порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки, и рукавные линии лафетного ствола продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.
Рис. 5.10. Схема порошковой установки с совместным хранением сжатого газа и порошка в сосуде (установка закачного типа): 1 — малогабаритный компрессор; 2 — обратный клапан;3 — порошок; 4 — сифон; 5 — шаровой кран; 6 — лафетный ствол; 7 — фильтр; 8 — датчик давления; 9 — блок автоматики В порошковой установке третьего типа сжатый воздух и порошок хранятся в сосуде под высоким давлением. При снижении давления воздуха в сосуде до 2,8 МПа включается в работу малогабаритный компрессор, который доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий и лафетного ствола производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки. Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового тушения АП — 3 (130) — 148А и АП–5 (53213) — 196. Порошковая установка на шасси КамАЗ–53213 имеет одинарную кабину, поэтому расчет, включая водителя, составляет 3 человека. К раме шасси крепится подрамник, на котором установлены три сосуда для порошка и отсеки. Сосуд объемом 1,9 м3 вмещает 1667 кг порошка. Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси. На крыше каркаса секции закреплен лафетный ствол с расходом порошка 40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.
Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверями. Сосуды для хранения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены четыре лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения. В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40 м и условным проходом 20 мм. Максимальная подача порошка через ручной ствол составляет 5 кг/с. Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состоящая из газоструйного вакуум-аппарата и пневмоцилиндра. Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно. Установка второго типа использована в конструкции ПА АП–5000–40 (53213) ПМ–567. Принципиальная схема установки приведена на рис. 5.11.
Рис. 5.11. Принципиальная схема порошковой установки пожарного автомобиля порошкового тушения АП–5000–40(53213) ПМ–567: 1 — батарея баллонов с коллектором; 2 — кран для зарядки баллонов сжатым газом; 3 — кран для выпуска сжатого газа; 4 — манометр; 5 — фильтры; 6 — предохранительный клапан; 7 — кран для подачи порошка к пожарному стволу; 8 — лафетный ствол; 9 — сосуд; 10 — краны подачи порошка к ручным стволам; 11 — рукавные катушки с рукавами; 12 — ручные стволы; 13 — форсунки; 14 — кран продувки линий лафетного и ручных стволов; 15 — кран подачи сжатого газа в сосуд; 16 — кран для выпуска сжатого газа из сосуда; 17 — понижающий редуктор; 18 — кран подачи газа к редуктору
На схеме показан один порошковый сосуд из имеющихся трех. Работа порошковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей поступает к манометру 4, понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться лафетным стволом 8 и ручными стволами 12, которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осуществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7, 10 и открываются краны 14. Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16. Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.
Основные характеристики отечественных пожарных автомобилей порошкового тушения представлены в табл. 5.4.
Таблица 5.4.
Для обеспечения работы автомобиль порошкового тушения комплектуется ПТВ, оборудованием и инвентарем (прил._) (выпуск автомобилей до 2006 г.). Приложение ___
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|