Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические игры и занимательные упражнения, формирyioщие временные представления у детей

 

Игры и занимательные упражнения данного раздела направлены на развитие временных представлений
младших школьников. Игры 202-205 способствуют закреплению представлений о сутках (утро, день, вечер, ночь).

Игры и занимательные упражнения 206-211 закрепляют представления учащихся о неделе, о последовательности дней недели, способствуют развитию внимания, наблюдательности.

Названия и последовательность времен года закрепляются в играх 212-215.

Выработке навыков определения времени по часам способствуют игры и занимательные упражнения под
номером 216.

Когда это бывает?

Игра требует предварительной подготовки. Вначале учителем проводится беседа о частях суток, дается характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: заряд-
ка, умывание, завтрак, уход в школу, приход из школы, прогулка, игры во дворе, приготовление уроков,
ужин, приготовление ко сну, сон.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель показывает картинку,
например «ЗарЯДКа», И спрашивает: «Когда это бывает?«Ученик должен ответить, что это бывает утром.
Учитель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут ис-
пользованы.

В а р и а н т 2. Все карточки с рисунками раздаются учащимся. Учитель называет часть суток, например
вечер. Учащиеся должны по казать карточки, на которых изображены характерные занятия людей вечером.
Каждый ученик показывает свою карточку и рассказывает, что изображено на ней.

203. Суточные часы.
Материал игры: суточные часы у учителя и у каждого ученика, карточки с названием частей суток (рис. 82).

Содержание игры. Учитель ставит стрелку суточных часов на какую-либо часть суток.

Учащиеся на своих часах должны поставить стрелку на эту же часть суток и назвать ее.  

1]9

 

 рис.82

 

 

В а р и а н т 1. Учитель ставит стрелку суточных часов на какую-либо часть суток. Учащиеся ставят стрел-
ки часов на последующую или предшествующую ей часть суток и называют ее.

В а р и а н т 2. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся должны поставить стрелки
своих часов на соответствующую часть суток.

В а р и а н т 3. Учитель называет часть суток, например вечер, а учащиеся ставят стрелки суточных
часов на часть суток, которая следует за данной или предшествует ей.     

204. Закрой пустые клеточки.            

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями частей суток, листы бумаги, на которых на-
рисованы четыре пустые клетки, равные по величине
табличкам (рис. 83).

Содержание игры. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся находят табличку с названием
этой части суток и закрывают ею первую клетку на листе бумаги.

Последующие клеточки учащиеся должны закрыть самостоятельно. В конце игры про водится проверка.

Можно каждому ряду дать задание закрыть первую клеточку табличкой с названиями разных частей суток.
205. Займи свое место (подвижная игра).

Материал игры: таблички с названиями частей суток, окрашенные в цвета, соответствующие каждой части суток: утро - розовый, день - оранжевый, ночь - черный, вечер - синий.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске четырех учеников и дает каждому по табличке. Один из них
становится перед классом, держа перед собой табличку. Остальные ученики должны встать в один ряд с
ним В правильной последовательности. Затем последний ученик становится первым, а остальные переме-
щаются так, чтобы последовательность частей суток была правильной.

Вызывается следующая четверка, игра повторяется.

Неделька.

Материал игры: таблички с названиями дней недели.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней
недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.

Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся к осталь-
ные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником.
Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде
«Неделька, постройся остальные шесть учеников должны образовать правильную последовательность
дней недели.

207. Поставь стрелку правильно!      

Материал игры:большой картонный круг (для учителя), разбитый на семь равных частей; каждая часть
изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, но меньших размеров,

розданы детям (рис. 84).

Содержание игры.

Учитель ставит стрелку на своем круге на какой- нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье.

Ученики должны на своих кругах поставить стрелки на тот день, который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.        

 

 

 

Рис84                                                             рис.85

 

 

Молчанка.

Материал игры: круги, разделенные на семь равных частей - дни недели; семь карточек с цифрами от 1
до 7. Такой же набор, только больших размеров, у учителя (рис. 85).

Содержание игры. Учитель молча на своем круге ставит стрелку на любой день недели (например, на среду) и показывает классу. Ученики должны найти и показать учителю ту цифру, которой этот день ответствует, Т.е. которым днем недели является среда (3).

В а р и а н т и г р ы.        Учитель показывает классу карточку с цифрой, например 4, а ученики на своих

кругах стрелкой должны показать.: какой ЭТО день не дели (четверг).

209. Каких дней в неделя недостает?

Игра проводится по рисунку 86.

210. Ответь на вопросы.

Содержание игры. Учащиеся должны дать ответы на вопросы:

Сколько дней в неделе?

В четверг у нас были гости и сказали, что придуг еще раз через неделю. В какой день недели снова придут гости? Который это день недели?

3) Прошло 3 дня с начала недели. Сколько дней осталось до ее конца?

4) Пятница (воскресенье и т.д.) - ЭТО который день недели?

5) Как называется второй (первый, четвертый и т.д.) день недели?

  211. Что изменилось

Материал игры: таблички с названиями дней недели, цифры от 1 до 7.

Содержание игры. Учитель раздает таблички с названиями дней недели ученикам класса. Затем он показывает табличку с цифрой, например 5, и тогда к доске должен выйти ученик с табличкой «Пятница». Все семь учеников по команде «Неделя, постройся!» встанут у доски в необходимой последовательности. Затем учитель предлагает закрыть глаза всем ученикам класса.   В ЭТО время он дает знак одному ученику (можно и двум) тихо сесть за парту. Свою табличку этот ученик кладет на стол. Ряд сомкнется. Учитель спрашивает: «Что изменилось?» Учащиеся открывают глаза и определяют, какого дня недели не стало. Ученик, правильно назвавший отсутствующий день недели, берет табличку на столе и становится в ряд. Игра повторяется.

Закрой форточки,

Материал игры: карточки (15 х 20 см), разделенные тремя вертикальными линиями на четыре равные по-
лоски, а тремя горизонтальными линиями на прямоугольники. Верхние прямоугольники закрашиваются в
четыре разных цвета; соответствующие каждому времени года: весна - в зеленый, лето - в оранжевый,
осень – в желтый, зима - в белый; отдельно должны быть заготовлены ПРЯМОУГОЛЬНИЮ1 такого же размера, как на карточке; на прямоугольниках написаны месяцы года (рис. 87)..

Содержание игры. Каждый ученик получает карточку и 12 прямоугольников. Он должен заставить фор-
точки прямоугольниками с названиями месяцев, соответствующих времени года.

 

В а р и а н т и г р ы. У учащихся прямоугольники
четырех цветов, соответствующих каждому времени года. Учитель называет месяц, а Ученики показывают прямоугольник, изображающий время года, к которому этот месяц относится.

Назови время года.

Материал игры: карточки с названием времени года.
Содержание игры. Учитель показывает карточку с названием времени года (например, весна). Ученик дол-
жен назвать время года, следующее заданным иди предшествующее данному.

Какое это время года?

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями времен года; у учителя картины с изображением
пейзажа, соответствующего каждому времени года.

Содержание игры. Учитель показывает картину, а ученик называет время года, которому соответствует эта
картина. Один из учеников объясняет, почему он поднял табличку с тем ИЛИ иным названием.

Поставь по порядку.

Материал игры: картинки, на которых изображен
пейзаж, характерный для того или иного времени года;
таблички с названиями времен года (рис. 88).

Содержание игры. Карточки переворачиваются лицевой стороной. вниз. Играют три-четыре ученика.
Первый ученик берет карточку и кладет ее первой в ряд. Это будет ИЛИ название времени года или изобра-
жение пейзажа. Второй ученик берет карточку и кладет ее рядом с первой, если она соответствует следующему по порядку времени года. Если карточка не подходит, то ученик кладет ее перед собой. Карточку берет третий ученик.

 

рис.87

 

рис.88


 

Игра Продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разложены в правильном порядке, а под ними положены соответствующие каждому времени года картинки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...