Навыки установления делового контакта
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 128 с. — (Тренинги и практикумы). ISBN 978-5-8291 -1090-1 (Академический Проект) ISBN 978-5-902357-84-1 (Фонд «Мир»)
Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЛЕДОВОЕ ОБЩЕНИЕ 1.1. Анализ и планирование делового Общения Упражнения 1.2. Навыки установления делового контакта 1.3. Выявление барьеров и помощников в деловом общении 1.4. Выработка навыков активного слушания 1.5. Формирование навыков риторики (ораторского искусства) 1.6. Развитие навыка аргументации 1.7. Развитие навыка коррекции эмоционального состояния партнера 1.8. Принятие решения и завершение общения ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2.1. Составление сообщения 2.2. Выступление (на совещании) 2.3. Общение по телефону 24. Переговоры ГЛАВА 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ
Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения. Основная цель тренинговых занятий — развитие коммуникативной компетенции, так как на их основе происходит овладение специальными навыками делового общения. Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность. Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:
а) коммуникативных способностей (развития правильного использования средств коммуникации, культуры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и др.), эмпатия, понимания; б) способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Цель тренинга: повышение коммуникативной компетенции. Задачи: Обучение: • анализу и прогнозированию поведения партнеров; • навыкам установления делового контакта; • навыкам эффективного общения. Развитие: • навыка коррекции эмоционального состояния партнера; • навыка целеполагания и планирования. Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начинать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их. Такими групповыми правилами являются: 1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые. 2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все. 3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам. 4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас». 5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга. 6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно. Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы. Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:
1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы. 2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчиваются, как правило, обсуждением и рефлексией. 3. Заключительный — подведение итогов занятия (высказывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание. Целесообразно чередовать основные упражнения с психогимнастическими для активизации работы, либо для психологической и эмоциональной разрядки после основных упражнений. Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позволить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, отработка всех этапов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекватность выбранных свойств личности. При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть корректны. Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каждый получил столько, «сколько смог унести»... ГЛАВА 1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире. Дж. Рокфеллер
В нашей стране долгое время деловые контакты, будь то в управленческой сфере либо в юридической консультации, либо в любой другой структуре, сводились в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Современные социально-экономические условия потребуют от начинающих бизнесменов (менеджеров), адвокатов, нотариальных работников и других специалистов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессионалом!
Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеских, и наоборот. Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов. Вступая в деловой контакт, мы должны отчетливо представлять, что партнера по общению интересует прежде всего, то, насколько мы ему можем быть полезны. При этом при прочих равных условиях всякий предпочтет того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу. Самое заманчивое для партнера предложение можно «провалить» своим хмурым видом или невоспитанностью. Высокий уровень умения общаться в деловом мире предполагает: 1) высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать; 2) умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера; 3) умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов. Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством — их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т. п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире.
Подлинная культура делового общения предполагает и высокую этическую культуру, умение видеть в деловом партнере не только нужную тебе, но и интересную, полноценную личность. Понимание специфики делового общения приводит к мысли о том, что ему нужно учиться.
1.1. Анализ и планирование делового общения
Деловая беседа является самой распространенной формой делового общения. В процессе деловой беседы рассматриваются вопросы устройства на работу, предложения о сотрудничестве, совершаются сделки купли-продажи и т. д. Проведение деловой беседы — это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении, словом, того, насколько мы владеем культурой делового общения. Поэтому анализ и планирование делового общения мы рассматриваем на примере деловой беседы. Практика показала, что из десяти бесед, которые подготовлены заранее, семь проходят успешно, а из десяти неподготовленных — только три. А ведь после неудачного делового разговора сложно вернуться к нему еще раз. Получив отказ, труднее добиться положительного решения, чем при первой встрече. Перед началом разговора нужно четко сформулировать для себя, чего необходимо достигнуть в результате встречи. Общая подготовка к беседе предполагает следующее.
/. Обоснование делового предложения Вести разговор можно только о том деле, о котором вы хорошо осведомлены. Нужно подготовить базу для ведения разговора, продумать ответы на следующие вопросы: • Что представляет собой фирма или организация, в которую вы обратились? • Кто из ваших знакомых имел дело с этой фирмой? Каковы их впечатления? • В чем суть вашего предложения? • Почему или как оно появилось? • Как связано ваше предложение с другими сторонами деятельности фирмы? • Какие выгоды получит фирма от принятия вашего предложения? • Каковы минусы этого предложения для фирмы? • Почему вы настаиваете на принятии своего предложения? • В каком положении окажется фирма в случае, если по каким-то причинам реализация вашего предложения будет прервана (форс-мажорные обстоятельства)? Что конкретно тогда нужно будет сделать? Следует иметь в виду, что, так как принимать решение будет живой человек, им могут руководить не только интересы дела, но и личные. Кроме того, успех во многом зависит от того, как подать предложение, а выбор формы подачи определяется особенностями тех, к кому оно обращено.
2. Знание о партнере Получить информацию можно от секретаря или сотрудника вашего будущего собеседника, если удастся познакомиться с ними и «разговорить» их. Следует выяснить: • компетентность партнера, то есть в состоянии ли этот человек решить вопрос; • чего опасается партнер, на что он надеется; • предполагаемую позицию партнера по данному вопросу; • особенности характера партнера, предпочитаемая им психологическая позиция и его манера ведения разговора. Это очень важная деталь, так как есть трудные собеседники, разговор с которыми может провалиться, если не настроить себя определенным образом; • жизненные установки и принципы партнера. Представление о них позволяет легче найти подход к партнеру; • потребности партнера. Знание стремлений и желаний партнера помогает оценить, насколько его может заинтересовать ваше предложение, и представить последнее в выгодном свете. Учет потребностей партнера необходим для успешной аргументации; • возраст, семейное положение партнера, его увлечения, политические взгляды, образование и т. д. Эти, казалось бы, не имеющие отношения к делу сведения могут помочь наладить контакт с партнером. Человеку всегда приятно, когда в нем видят не только должностное лицо, но и личность.
3. Преодоление негативного отношения к партнеру В деловом общении часто приходится иметь дело с постоянными партнерами или клиентами. Встречаются и такие, в общении с которыми возникает множество барьеров, — «неприятный человек». Это мешает деловым контактам, так как партнер может чувствовать вашу настороженность или неприятие и соответственно относиться к вам. Известно, что убедить легче того, кто вам доверяет, и к кому с уважением и приязнью относитесь вы. Подумайте, кому вы доверяете? Очевидно, тому человеку, которого вы считаете «своим», тому, кто вас понимает или стремится понять, наконец, тому, кто хорошо к вам относится. Следовательно, чтобы проникнуться чувством доверия к партнеру, нужно: • узнать как можно больше о партнере и принять его таким, какой он есть; • понять его затруднения, и станет ясно, почему он ведет себя так, а не иначе; • отнестись к партнеру как к другу, «полюбить» его, сделать «своим»; • опираться на лучшее, что есть в человеке. При этом в процессе делового разговора следует вести себя так, чтобы партнер или клиент чувствовал ваше стремление его понять и пойти навстречу его интересам. Нужно настроиться на такой разговор с клиентом или партнером, в котором он смог бы высказать свои затруднения. Для этого следует заранее продумать вопросы, в тактичной форме затрагивающие его проблемы, и, взвесив свои возможности, помочь ему.
4. Подготовка материалов и документов Материалы и документы необходимы для введения собеседника в курс дела и успешной аргументации. Документы не только иллюстрируют и поясняют сказанное, но и придают вес словам, подтверждая их. Следует заранее подготовить также заявление или договор. При благоприятном исходе разговора можно будет сразу же закрепить достигнутую договоренность, предложив партнеру подписать документ.
5. Разработка стратегии ведения делового разговора В первую очередь следует четко уяснить главную цель разговора (достичь договоренности, прийти к какому-то решению и т. д.). Исходя из цели разговора вы определяете, чего именно вы хотите добиться в результате беседы. Например: цель разговора — заинтересовать руководителя фирмы вами как ценным специалистом. Чего добиваетесь — чтобы он записал ваши координаты и назвал конкретный срок вашей следующей встречи (или подписал заявление и т. п.). Для успеха делового разговора важно спросить себя: а какую цель может ставить партнер и какого результата хочет он? Необходимо заранее предусмотреть, какой исход беседы вас устроит, какой нет, какой вариант вы посчитаете приемлемым для обеих сторон (программа максимум, минимум, компромисс). Например, если вы пришли с деловым предложением, максимальный результат — собеседник одобрил ваше предложение и назначил следующую встречу для обсуждения сотрудничества. Минимальный — сказал: «Позвоните позже, может быть, это предложение нас и заинтересует, тогда и рассмотрим». Компромисс — партнер заявил, что рассмотрит предложение в ближайшее время и потом позвонит сам или предложил позвонить ему в определенный день.
Упражнения
Упражнение «Изменение отношения» Цель: • выработка навыков работы над изменением отношения к неприятному партнеру. Студенты делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему собеседнику по следующей схеме: 1. Как выглядит. Как одевается. 2. Возраст. 3. Семейное положение. Есть ли проблемы в семье. 4. Состояние здоровья. 5. Где учился, где работал раньше. 6. Что представляет собой организация, где он работает сейчас. 7. Как к нему относятся в коллективе. 8. Каковы его политические взгляды, увлечения. 9. Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать. 10.Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется. Собеседник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например: вместо «длинный, тонкий» — «стройный», вместо «консерватор» — «человек устоявшихся взглядов», вместо «ругает все заграничное» — «патриот» и т. д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности. Затем о неприятном партнере рассказывает тот, кто слушал этот рассказ. В его изложении этот человек может выглядеть даже привлекательным. Первый рассказчик бывает потрясен. Это способно изменить его отношение к партнеру.
Упражнение «Стратегии» Цель: • отработка навыков подготовки к ведению деловой беседы. Группа делится на команды по 3-4 человека. Ведущий предлагает каждой команде разработать стратегию и продумать ход деловой беседы на темы, предложенные слушателями или им самим. Можно предложить двум командам подготовиться к проведению делового разговора на одну и ту же тему. Представители команд докладывают о выполнении задания. Группа может предложить другой вариант начала разговора или дополнить аргументацию. Полезно сравнить два варианта подготовки разговора на одну тему. Примерные темы деловых бесед: 1. Собеседование при приеме на работу по специальности после окончания вуза по направлению молодежного центра занятости. 2. Разговор с директором фирмы, давшей объявление о наборе рекламных агентов. 3. Разговор с организатором курсов по вождению автомобиля, на которых вы хотели бы заниматься, несмотря на то, что прошло две недели после начала занятий. 4. Разговор с заведующим телеателье, в котором испортили ваш телевизор. 5. Разговор с ректором института с просьбой разрешить перейти на другой факультет.
Упражнение «Гость» Цели: • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; • ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах; • развитие умения эффективной вербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций. Участников тренинга ведущий просит представить, что они беседуют с гостем. Им может быть кто-то, кого они знают, или же некто, с кем им хотелось бы познакомиться. Участники должны нарисовать себя, своего гостя и угощение. В пространстве для слов над столом они записывают воображаемую беседу. Обсуждение: Студенты рассказывают, почему они выбрали именно этого гостя к обеду. Ведущий помогает им сфокусироваться на том, чем интересен для них данный человек. Участники описывают обед, зачитывают текст беседы и подробно излагают ее. Необходимо остановиться на тех чувствах и желаниях, которые возникли у них во время приема гостя. Ведущий поощряет остальных к тому, чтобы больше и подробнее расспрашивать о госте, угощении и о беседе.
Упражнение «Аукцион хорошего настроения» Цель: • выработать приемы улучшения настроения и уверенности в себе перед сложной деловой беседой. Упражнение организуется в виде «мозгового штурма». Отбираются приемы которые подходят наибольшему количеству участников тренинга.
Упражнение «Я тоже» Цель: • возбудить у участников тренинга любопытство, интуицию. Студенты рассаживаются. Один из них выходит в центр и становится ведущим. Он тщательно осматривает сокурсников, а затем выбирает некоторых из них и просит встать рядом с собой. После завершения отбора оставшиеся сидеть игроки должны попытаться угадать, по каким параметрам были выбраны другие. Они начинают искать между избранными что-то общее. Критерием выбора могут быть различные причины: одинаковый цвет глаз, ботинки, совместная работа, опоздание и т. д. Упражнение «Личности» Цель: • развитие гибкости мышления, умения применять полученные знания в ситуациях с различным контекстом. Студентам предлагается запланировать деловую беседу с партнерами, имеющими различные личностные характеристики. Характеристики придумываются участниками тренинга или предлагаются ведущим. Примерная характеристика: мужчина 53 лет, директор не очень преуспевающей рекламной фирмы, боится рисковать, доверяет только себе, готов все проверять самостоятельно, не считаясь со временем и т. д. Группу можно разбить на две команды, дав одинаковое описание партнера или изменить некоторые детали в характеристиках. Упражнение «Просьба» Цели: • развитие навыков эффективного общения; • планирование своего речевого поведения для достижения поставленных целей. Ведущий напоминает, что очень многое зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит — «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Для пробы предлагается выбрать себе партнера и пока в порядке шутки попросить его о некотором одолжении (попросите у него на время, например, очки, авторучку или что-то более существенное; можно попросить о каком-то одолжении с его стороны). Все будет зависеть от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета, ваши шансы повышаются, причем сам факт обращения как бы подчеркивает его авторитет. После работы в парах идет групповое обсуждение лучшего варианта просьбы. Навыки установления делового контакта
Установление контакта с собеседником (невербальные способы, навыки вербального контакта) составляет главное содержание первой фазы общения. Под контактом понимается наличие симпатии между собеседниками, желание взаимодействовать, доверие и искренность. По-другому это можно назвать умением понравиться собеседнику, личным обаянием. Одной из важнейших составляющих способности нравиться людям является умение продемонстрировать им свое уважительное, доброжелательное отношение. Вспомним, о ком мы обычно говорим: «Какой приятный человек!» Как правило, эти слова мы относим к тому, кто «приятно», хорошо вел себя по отношению к нам, дал нам почувствовать теплоту и уважение. Таким образом, умение проявить в данный момент добрые чувства к собеседнику — очень важный компонент успеха. Далеко не всегда это легко по отношению как к знакомым, так и к тем, кого мы видим впервые. Нередко нам мешает сложившаяся в прошлом «установка», т. е. предварительная настроенность на определенное отношение к тому или иному человеку. Когда мы имеем дело со знакомым, то установку формируют прошлые впечатления о его поступках, словах, отношение к ним. При встрече с незнакомым на нас влияют стереотипные представления о психическом складе людей с определенным типом внешности, манерой одеваться, их похожесть на наших приятных или неприятных знакомых и т. д. Если мы не относимся к таким предубеждениям с разумной критикой, они могут значительно исказить реальную картину. Мы часто склонны делать преждевременные выводы: «Я с первого взгляда понял, что это за человек!» При такой установке впоследствии подкрепляется и воспринимается только та информация, которая подтверждает первое впечатление, а остальное отсеивается, кажется малозначительным и недостоверным.
1.2.1. Невербальные способы Восприятие и понимание партнера по деловому общению осуществляются путем оценки вербальной и невербальной информации. Если по словесному каналу в основном передается чистая информация, то по невербальному — отношение к партнеру по общению, его эмоциональное состояние. Любое переживание человека так или иначе проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в процессе общения 55-65% информации о партнерах человек получает посредством наблюдения за ними. Если слова человека — чаще всего плод его сознания, то невербальные проявления — реакция подсознательных процессов. Вот почему необходимо обращать самое пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуальных психологических и социальных характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. В социальной психологии разработаны различные классификации невербальных средств общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинесические — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|