Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыка аргументации




 

Цивилизованное психологическое влияние (аргумен­тированное воздействие) — это влияние прежде всего сло­вом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека. Оно способ­ствует развитию и сохранению: 1) дела; 2) деловых отно­шений; 3) личностной целостности участников. Цивили­зованное психологическое влияние свободно от силовых и обманных приемов.

I. Аргументация — это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собесед­ника к данному решению или позиции.

Необходимые условия аргументации:

• Цель аргументации должна быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирова­на адресату.

• Согласие партнеров слушать друг друга.

• Эмоциональный «штиль». Общие правила аргументации:

1. Вежливость и корректность.

2. Простота.

3. Общий язык.

4. Краткость.

5. Наглядность.

6. Избежание чрезмерной убедительности. Техники аргументации:

1. Метод положительных ответов Сократа Последовательное доказательство предлагаемого ини­циатором решения проблемы или задачи.

Каждый шаг доказательства начинается со слов: «Со­гласны ли вы с тем, что...»

Если адресат отвечает утвердительно, данный шаг можно считать пройденным и переходить к следующему. Если партнер отвечает отрицательно, инициатор продол­жает словами: «Простите, я не совсем удачно сформули­ровал вопрос. Согласны ли вы с Тем, что...» и т. д. до тех пор, пока адресат не согласится со всеми шагами доказа­тельства и с предлагаемым решением в целом.

Примечание. Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы...», не рекомендуется. Особенно опасны вопросы: «А почему вы не согласны?» или «Почему вы воз­ражаете против очевидных вещей?»

2. Метод двусторонней аргументации

Открытое предъявление как сильных, так и слабых сто­рон предлагаемого решения, дающего адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения.

Предоставление адресату возможности самому взве­сить аргументы «за» и «против».

Примечание. Рекомендуется применять лишь по отно­шению к высокоинтеллектуальным партнерам.

 

II. Контраргументация — это высказывание и об­суждение доводов не в пользу предлагаемого решения или позиции с целью изменения отношения собеседника к данному решению или позиции.

Фактически контраргументация —• это более частое явление, чем аргументация, особенно если обсуждение темы занимает не 15 минут, а более длительное время.

Техники контраргументации:

1. Метод перелицовки аргументов партнера

Прослеживание хода решения проблемы или задачи, предложенного партнером, вместе с ним до тех пор, пока не будет найдено противоречие, свидетельствующее о справедливости противоположных выводов.

Рекомендуется тщательно придерживаться логики чу­жого решения, вместо того чтобы предлагать свою.

Шаги решения:

1. Выслушивание доказательства партнера.

2. Воспроизведение вслух того доказательства, которое предложил партнер.

3. Прослеживание логики доказательства партнера с ис­пользованием наглядных средств.

Цель:

• помочь партнеру прийти к открытию «Мы оба ошиб­лись» или «Ну вот видишь, я все же нашел правильное решение, а ты говорил...»

Примечание. Не рекомендуется быть «убийственно» убедительным и подчеркивать, что партнер допустил ошиб­ку или противоречие.

2. Метод развертывания аргументации Предъявление партнеру новых, ранее не известных ему аргументов.

Примечание. Можно использовать только после того, как проведена работа с уже предъявленными аргументами парт­нера, иначе новые аргументы просто не будут услышаны.

3. Метод разделения аргументов

Разделение аргументов инициатора на верные, сомни­тельные и ошибочные и обсуждение их по формуле:

1) «Я согласен с вами в том, что...» (далее воспроизво­дится соответствующий аргумент).

2) «Правда, я уже менее уверен, что...» или «Не могу избавиться от некоторого сомнения в том, что...» или «Хо­телось бы, чтобы это было так, однако мой опыт говорит, что не всегда...» (далее воспроизводится сомнительный аргумент).

Примечание. Такое начало помогает партнеру почув­ствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнеру почувствовать, что вы готовы трезво и честно взвешивать все аргументы.

3) «Ну, а что касается (далее следует ошибочный аргу­мент), то увы...» (далее следует опровержение с помощью метода положительных ответов, перелицовки или развер­тывания аргументации).

Примечание. Работа, проведенная на этапах 1 и 2, по­могает партнеру эмоционально смириться с вашим несог­ласием на этапе 3 и рационально оценить ваши встречные аргументы и доказательства.

 

III. Общая схема работы с возражениями (техни­ка извлечения корня):

1. Выслушайте возражение до конца (дайте человеку выговориться и растратить энергию).

2. Согласитесь с правом человека иметь свое мнение и думать определенным образом: «Да, я вас понимаю...» («нет» и «но» употреблять нельзя).

3. Задайте ряд уточняющих вопросов, чтобы найти корень возражения, понять его источник, точку опоры оппонента.

4. Бейте в точку опоры (вырывайте корень). Работай­те внутренними убеждениями. Подвергайте их сомнению с помощью формирующих вопросов, контрпримеров, ут­рирования, создания метафор и другими путями.

5. Подкрепите вашу мысль и доводы фактами.

6. Расскажите историю, начало которой похоже на начало истории оппонента: «Кстати, у одного моего зна­комого (клиента, сотрудника и т. д.)...»

 

Три основных правила работы с возражениями:

Правило 1. Никогда не спорьте с клиентом. Подстраи­вайтесь и ведите.

Правило 2. Никогда не нападайте на клиента. Любой человек имеет право иметь свое мнение.

Правило 3. Всегда старайтесь сделать так, чтобы че­ловек сам возражал на свои собственные возражения.

 

Важное замечание: При работе с возражениями люди, как правило, делают одну, но, к сожалению, за­частую решающую ошибку. Они выслушивают возра­жение и... сразу же начинают отвечать на него, высы­пая на клиента кучу доводов и выливая на него море фактов.

 

Важная информация: Существует два типа людей — внутриреферентные люди и внешнереферентные люди. Не погружаясь глубоко в определение этих типов, отметим следующую вещь.

Внутриреферентные люди собирают информацию из разных источников, проверяют ее и в итоге принимают окончательное решение только сами так, как считают правильным. Для них советы не работают. Они сами зна­ют, что им надо. Чужой опыт или чужой выбор их убежда­ет слабо. Для них истории о людях, которые не являются для них авторитетом, неинтересны и не работают. Эти истории их только раздражают.

Внешнереферентные люди принимают решение на основании чужого авторитетного мнения. Чем больше людей вокруг считают что-то правильным, тем более убе­дительно это для них. Именно они приводят с собой дру­зей для того, чтобы получить совет, «брать или нет». Имен­но для них надо рассказывать истории о том, как кто-то что-то купил и остался очень доволен. Это их убеждает.

 

Техники работы с возражениями:

1. Метод формирующих вопросов

Формирующими будем называть вопросы, в которых уже содержатся определенные ответы или подсказки.

Например:

Вы ведь знаете, что изображение на плоском экране лучше? (Здесь фактически идет прямая реклама качества телевизора. Попутно мы создаем ассоциацию с рекламным роликом, где говорят о преимуществах телевизоров с плос­ким экраном.)

2. Метод контрпримеров

Если человек категорически на чем-то настаивает, то единственное, что может поколебать его веру в собствен­ное мнение и свою информацию, — это контрпример. То есть вам необходимо найти ситуацию, в которой его высказывание неверно.

Например:

— Эти приборы недолговечны.

— А сколько они должны служить?

— Ну, минимум 2-3 года.

— Так у Сашки точно такой же прибор вот уже 4 года безотказно служит. И Игорь вместе с Сашей покупал — не жалуется.

3. Метод утрирования

В данном контексте под утрированием подразумевает­ся доведение идеи оппонента до абсурда.

Утрировать необходимо осторожно. Желательно даже перевести это в шутку. Это редкий случай работы с возра­жениями. Но он очень полезен при общении с агрессив­ными клиентами или очень самоуверенными и непоколе­бимыми в своей правоте людьми.

Пример:

— Все вы говорите одно и то же. Знаю я вас. А потом приедешь по вашей путевке, а там не отель, а сарай.

— Простите, как вы можете так говорить?

— Ой, бросьте. Всем вам нужны только деньги, а что дальше, вас не интересует.

— Вы совершенно правы. Верить никому нельзя. Все врут. Ни одно туристическое агентство не исполняет сво­их обещаний. Все туристы сразу попадают в лачуги, и их обманывают на каждом шагу. И зачем они приходят к нам еще и еще раз? И на что живут отличные отели, если все живут в лачугах? И почему люди врут, что им понравился отдых?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...