Основные группы жестов и поз человека
Упражнение «Контакт» Цель: • развитие навыков невербального общения. Все участники располагаются большим полукругом.
Инструкция: Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любым способом, любым доступным ему средством, но только невербальным, установить контакт с каждым участником занятия. После выполнения упражнения участникам предлагается обсудить впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов акцентируется внимание на тех средствах установления контакта, которые перечислят участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен. Упражнение «Контакт-2» Цель: • развитие навыков невербального общения. Участники садятся по кругу. Инструкция: Мы можем продолжить работу над проблемой установления контакта. Пусть кто-нибудь (кто именно, установим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или его отсутствия надо после того, как вы посмотрите на человека. После того как выбранный (вызвавшийся) участник выйдет за дверь, группа выбирает того, кто должен вступить с ним в контакт. Остальные должны демонстрировать свое нежелание контактировать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник, и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность вступления в контакт. При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к контакту. 1.2.2. Навыки установления вербального контакта Успешности установления контакта способствует приветливая улыбка и прямой взгляд. Не спешите садиться и начинать разговор. Поймайте ответный взгляд. А если вам к тому же улыбнулись в ответ, можно считать, что хорошее начало разговору положено.
Поведение хозяина кабинета определяется его знанием этикета, настроением, отношением к посетителю. Деловую даму, входящую в кабинет, мужчине следует приветствовать, встав из-за стола. В отношении других посетителей допустима различная форма приветствия: протянутая рука и даже встреча у двери. Небрежный кивок головой, приветствие сквозь зубы, глубокомысленный или озабоченный вид партнера говорят не только о его невысокой культуре, но и об отношении к вам, возможно, о настроении и психологической позиции. Важно поставить правильный «диагноз», чтобы в нужной тональности начать разговор. Если произошло вынужденное опоздание, следует извиниться и приступить к делу. Хозяин кабинета, как правило, кивком или жестом указывает, куда сесть. Напомним, что, если есть выбор, лучше расположиться не напротив, а под углом к собеседнику. Это исключает конфронтацию, дает возможность жестикулировать, менять позу, что позволяет влиять на партнера. Вступительная часть деловой беседы необходима для того, чтобы собеседник переключился от дел, которыми он был занят, на разговор с вами, а также для создания благоприятной атмосферы разговора. Чтобы партнер быстрее и лучше «включился» в разговор, рекомендуется так построить первые фразы, чтобы мобилизовать все каналы восприятия, так как с первого взгляда определить приоритетный канал восприятия партнера невозможно. Например: «Рад встрече с вами», «Приятно, что вы нашли время...» (воздействие на кинестетический канал). «Я давно слышал о вашей работе» или «Мне говорили, что у вас...», «Приятно было услышать ваше приглашение» (аудиальный и кинестетический). «Я вижу, что у вас сейчас...», «Приятно видеть, что...» (визуальный и кинестетический). Подобные фразы воспринимаются как вежливые, приглашающие к общению, но они к тому же помогают нам завладеть вниманием партнера, так как его «любимый» канал восприятия непременно «отзовется». Итак, задачи вступительной части: 1) привлечение внимания к своей персоне; 2) установление контакта с собеседником; 3) пробуждение интереса к теме разговора. Существует множество вариантов начала беседы. Все зависит от состояния партнера и его интереса к делу. Если собеседник заговаривает о своих проблемах и заботах, нужно дать ему возможность высказаться, не торопиться переходить к своему делу. Иной раз, видя, что собеседник озабочен, можно тактично разговорить его и затем, конечно, внимательно и сочувственно выслушать.
Если собеседник расположен к беседе, возможен прямой подход — напомнить ему о предмете предстоящего разговора. В противном случае началом разговора может служить прием «снятие напряженности», когда беседа начинается с приятных фраз общего характера или тактичного комплимента (партнеру, интерьеру, организации работы и т. д.). Другой вариант начала разговора в этом случае — «зацепка» — событие, личное впечатление, случай, необычный вопрос, которые можно увязать с содержанием предстоящей беседы. Установлению контакта с партнером способствует благоприятное впечатление, которое производит ваш внешний вид, манеры, проявление расположения к собеседнику, уважения к его интересам. «Самоубийственным» началом разговора считается излишняя почтительность, демонстрация полной зависимости от партнера, подобострастные извинения за то, что оторвали от важных дел, и т. п. Не годятся также проявления панибратства, фамильярный тон, демонстрация своих преимуществ, высокомерие и т. п. В процессе разговора необходимо поддерживать партнера. Показать ваше расположение можно позой, кивками, словами. Особенности делового общения заключаются в том, что: • партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта; • общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; • основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество. Сотрудничество предполагает максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей. Для этого необходимо: 1. Перед тем, как вступить в деловую беседу, четко представьте себе то, что вы хотите сообщить, обдумайте это в возможных деталях. 2. Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам. 3. Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.
4. Будьте внимательны к чувствам партнера по общению, открытыми и способными к сопереживанию. 5. Добивайтесь адекватной обратной связи.
Упражнение «Карусель» Цели: • развитие навыков установления и окончания контакта; Ведущий объясняет, что умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, и предлагает провести серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. От участников требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать беседу и приятно расстаться с ним. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Роль участника задает ведущий. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру. Примеры ситуаций для «встреч»: «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече...» «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)...» «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его». «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека...» «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую) и рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами...»
Упражнение «Предложения» Цели: • развитие навыков эффективного общения; • развитие навыков сотрудничества. Группа встает по кругу. Инструкция: Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести сегодняшний вечер. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Передавать свои предложения все должны начать одновременно по сигналу. При обсуждении упражнения ведущий обращает внимание на правильность понимания партнерами друг друга, а также на то, что помогало и что мешало достижению понимания. Полученный материал дает возможность постановки проблемы закономерностей приема и передачи информации. Ведущий запоминает появившиеся эффекты и может использовать их при иллюстрировании ориентировочных основ, относящихся к приему и передаче информации в общении.
Упражнение «Взаимодействие» Цели: • развитие навыков эффективного общения; • развитие навыков сотрудничества. Для проведения упражнения необходимо четное число участников. Участники становятся в круг. Инструкция: На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте, молча, найти себе пару. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером. Упражнение повторять не менее трех раз. При обсуждении выяснить: «Как создавалась пара?», «Как происходил выбор одинакового движения?» В ходе данного упражнения выявляются: • основные невербальные признаки, говорящие о начале контакта; • инициаторы контакта и работы пары. Следует подробнее обсудить проблему инициативы во взаимодействии. При этом могут быть выявлены следующие варианты взаимодействия: • один проявляет инициативу, при этом подавляя стремления второго; • один проявляет инициативу с полного согласия другого; • в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника к другому; • взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры полностью понимают друг друга в любой момент времени.
Упражнение «Побуждение к действию» Цели: • способствовать развитию и закреплению коммуникативных навыков с помощью эффективного игрового взаимодействия; • способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность. Участники садятся по кругу. Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда необходимо побудить кого-то что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся. А также его настроение, состояние на момент разговора. Будем опираться на эти положения в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните ситуацию, в которой вы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например: вы обращаетесь к коллеге с просьбой отдежурить за вас в выходные или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д. Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов группы по очереди. Подумайте, как вы обратитесь к каждому. Как поведете разговор, учитывая его личностные особенности. Можно записывать возникающие варианты. На работу — 15 минут. Затем каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным (по своему усмотрению выбирая к кому именно) участникам со своим предложением или просьбой. В ходе обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку. Можно выделить также следующие: • удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора; • был установлен хороший эмоциональный контакт; • помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора; • открытость; • четкое изложение причин побуждения.
Упражнение «Конкурс на должность» Цели: • знакомство с механизмами психологического воздействия на людей; • развитие навыков аргументации. Упражнение проводится в трех подгруппах по 3-4 человека. Инструкция: Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность начальника отдела кадров главного управления МВД (ФСБ) г. Москвы, персонал-менеджера в крупной фирме или т. п. Каждая подгруппа разрабатывает свои требования к кандидату (профессиональные, личностные и т. п. качества). После этого, один человек из 1-й подгруппы идет ко 2-й подгруппе; один из 2-й в 3-ю подгруппу; из 3-й в 1-ю, с тем, чтобы установить с ними контакт и узнать, каковы правила отбора, что является приоритетным. Те, к кому он обращается, занимают примерно такую позицию: ситуация отбора для вас очень важна, и вы хотите успешно ее пройти сами, кроме того, вам известно, на что обращают внимание при отборе, поэтому у вас очень серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. Кроме того, вам не выгодно иметь еще одного конкурента. Вы человек порядочный и обманывать не можете. В ваших силах лишь уйти от ответа или напрямую отказать в помощи. В тоже время, помните, что если поведение (или жизненная ситуация) того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это. Через 3-5 минут все возвращаются в свои подгруппы. Другие участники отправляются на «разведку»: из 1-й подгруппы в 3-ю; из 2-й в 1-ю; из 3-й во 2-ю. После сбора информации в подгруппах ведется подготовка кандидатов в каждую из подгрупп, с учетом выясненных требований приема. Цель каждой команды, чтобы их кандидаты были приняты на данную должность. Затем, подготовленные участники отправляются (по схеме, использованной на первом этапе игры) в «приемные комиссии» двух других подгрупп. Упражнение дает возможность каждому участнику апробировать и потренировать различные способы установления контакта, это позволяет закрепить полученные навыки и создает благоприятные условия для их переноса в реальную действительность.
Ролевая игра «Сделай это неправильно» Цели: • отработка техник вступления в контакт, активного слушания и регуляции эмоционального напряжения; • развитие творческой атмосферы в группе. Мы долго тренировались в том, как правильно задавать вопросы, как слушать партнера и регулировать эмоциональное напряжение в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все, делать неправильно! Первая команда продемонстрирует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседование для поступления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец будет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог консультанта и клиента. Консультант продемонстрирует нам образец неправильного поведения. Победит та команда, которая допустит больше ошибок. Однако это только первая победа. После этих сценок каждая команда должна будет продемонстрировать другую сценку, в которой все должно быть сделано максимально правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов. Есть ли какие-нибудь вопросы? На подготовку сценок командам дается 15 минут. После каждой «неправильной» сценки тренер должен спросить: «Что было неправильно?» После каждой правильной: «Согласны ли мы, что это было сделано правильно?» Если игра проводится ближе к концу тренинга, то фактически это репетиция целостного действия, поэтому очень важно, чтобы участники оказались максимально эффективными в «правильных» действиях. Тренеру следует помочь участникам, возможно, кое-где подсказать правильные слова и действия, «суфлировать» им. Можно прервать сценку, объявив: «Дубль два», и начать заново, чтобы добиться правильных действий со стороны участников.
Игра «Расследование» Цель: • развитие общительности во время деловых контактов. Подготовительная часть: «Дорогие друзья, сегодня нам предстоит переквалифицироваться в импровизированных детективов. Кого не покоряет необыкновенное искусство Шерлока Холмса неожиданно распутывать, казалось бы, самые безнадежные дела? Давайте-ка попробуем выступить в этом жанре и мы с вами. Но для этого нужно сначала создать запутанное дело. Предлагаем такой вариант: разделимся на две равноценные команды, каждая из которых выступит и в роли организаторов запутанного дела, и в роли детективов по распутыванию дела противоположной команды. Действуйте. Теперь — задача команд: создать свое запутанное дело, в котором по возможности участвовали бы все члены команды. Сделать это нужно, естественно, втайне от команды ее соперника. Какого характера может быть дело? Любое. Конечно, шуточное, но по возможности необычное. Например, по какому-то сигналу, которым может быть, допустим, смена галстука одним из членов команды, один игрок передает другому конверт с заданием. О задании может знать только автор и тот, кому оно предназначено. В задании может содержаться, например, инструкция одному из игроков передать свою книгу другому игроку через посредников, каждый из которых может иметь самую противоречивую информацию, от кого книга и кому она предназначена. Конечная цель: дознаться, у кого находится искомая книга. Но учтите, при расследовании на любые вопросы, задаваемые командой соперников, можно отвечать только правдой, поэтому действительно не все игроки должны располагать полной информацией. Учтите, при расследовании придется ответить на вопрос о дате и времени выполнения отдельных заданий. Поэтому все, кто выполняет эти задания, должны фиксировать дату и время выполнения заданий. Итак, сейчас команды должны договориться о времени и встрече, во время которой в условиях полной конфиденциальности будет затеяно сложное, запутанное дело, подлежащее потом расследованию. Итак, каждая команда договаривается о месте и времени встречи для создания своего запутанного дела, и времени, когда все собираются на расследование. На расследование нужно прийти с заявлением, в котором должна быть сформулирована цель расследования. Например, распутать всю цепочку, по которой задуманная вещь прошла от идеи до конечного пункта. Учтите, что никто из команды не должен располагать всей информацией, потому что на все вопросы нужно отвечать только правду, а если будет задан прямой вопрос: "Кто располагает всей информацией?", — придется на него отвечать правдой, и тогда дело будет сразу раскрыто. Если всем задание ясно, давайте приступим к выполнению и запутыванию вашего дела. Удачи вам. До нашей следующей встречи». Игровая часть «Добрый день, уважаемые детективы — последователи Шерлока Холмса. Сегодня вам предстоит посоревноваться в проницательности, догадливости, смекалке — тех качествах, которые необходимы любому детективу. Итак, ведущий, посадите, пожалуйста, одну команду детективов в одну сторону, другую команду — в противоположную. Пожалуйста. Каждая команда должна сделать сейчас заявление на расследование своего дела. Ведущий, определите, с какой команды мы начнем. Представитель команды выходит вперед и делает официальное заявление для расследования. Итак, заявление первой команды. Просим вас. Начинаем расследование. Условия расследования следующие: нужно задать минимальное количество вопросов команде соперников, чтобы ответить на заявленные вопросы. Команда детективов задает вопросы, команда истцов дает исключительно правдивые ответы. Ведущий, он же судья, считает количество задаваемых вопросов. Начали расследование. Расследование закончено. Ведущий, сообщите количество вопросов, которые были заданы. Пожалуйста. Продолжаем нашу детективную встречу. Теперь с заявлением выступает вторая команда. Пожалуйста, представители второй команды, слушаем вас. Теперь команда соперника задает вопросы. Ведущий считает их. Начали расследование, пожалуйста. Если цель расследования достигнута, ведущий, пожалуйста, сообщите количество вопросов, которое было задано этой командой. Слушаем вас. Сейчас, прежде чем окончательно оценить результат соревнований детективов, давайте проведем небольшой конкурс, конкурс на лучший вопрос. Пусть каждая команда выставит свои кандидатуры на звание лучших детективов. Ведущий, запишите, пожалуйста, предлагаемые кандидатуры. Пожалуйста. Теперь методом «всенародного» голосования давайте определим лучшего детектива сегодняшнего соревнования. Ведущий, руководите, пожалуйста. Итак, можно подвести итоги сегодняшнего соревнования. Ведущий, пожалуйста, ваше выступление с поздравлением команды-победительницы и лучшего детектива сезона. Пожалуйста, вам слово. На этом наша встреча закончена. Благодарим всех за участие».
1.3. Выявление барьеров и помощников в деловом общении В деловое общение, в отличие от дружеского вступают по необходимости. При этом контакт с одними деловыми партнерами проходит легко, с иными же лишь интересы дела заставляют продолжать общение. Ощущение дискомфорта, барьеров общения не способствуют плодотворным деловым контактам и могут привести к конфликтам. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров общения, а если уж они возникли, успешно преодолевать их. Барьерами общения называют те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение.
1.3.1. Барьеры в деловом общении Мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся и привычные барьеры общения. 1. Негативные оценки и ярлыки (оскорбления). Ты несешь абсолютную чушь! Так обращаться со мной нельзя! Это неверно! Партнера интересует не наша оценка, а его собственные чувства, желания, впечатления, его собственный внутренний мир. Все люди разные, поэтому наша оценка (какой бы верной она ни была) едва ли совпадает с точкой зрения партнера. Партнер среагирует на сам факт оценки и, скорее всего, станет оспаривать либо саму оценку, либо ваше право ее высказывать в том же самом — оценочном — стиле: Да ты и сама не большого ума. Ты меня сама провоцируешь. Не твоего ума дело — пойди поучись. Последняя фраза принадлежит уже к следующему типу барьеров — к советам. 2. Советы. Я бы тебе не советовала так со мной обращаться. Мой тебе совет — прекрати сейчас же! Не советую тебе меня злить. Если нас попросили о совете — совет следует дать. Но в других случаях советы всегда воспринимаются очень и очень настороженно и часто вызывают у партнера чувство протеста. Отстань ты от меня со своими советами! Кто ты такой чтобы мне советы давать? 3. Вопросы (на которые не нужно или невозможно ответить). Что ты здесь делаешь? Где тебя носило до двух ночи? Кто ты такой вообще? О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю? Любой вопрос предполагает ответ — но эти вопросы ответа не требуют. Предполагается, что партнер сам поймет, как вы злы, обижены, расстроены, как вы волновались. Но он-то как раз в этой ситуации вряд ли будет стремиться угадать ваши чувства. Он сам начнет задавать вопросы, не ожидая никакого ответа на них. А твое какое дело? И т. д. Партнер выйдет из себя и попробует прекратить неприятный ему разговор. Очень вероятно использование категорических требований, то есть приказов. 4. Приказы. Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Приказ — это насилие в той или иной мере, поскольку желания двух людей совпадают очень и очень редко. Приказ (даже если он абсолютно оправдан и справедлив) всегда вызывает чувство протеста и желание его оспорить. А кто тебя злит? Сам умолкни! Часто в такого рода разговорах люди теряют над собой контроль и начинают делать предложения, которые имеют отдаленное отношение к реальности, приписывают другим причины и намерения, которых на самом деле нет. 5. Ложные аргументации. Вы никогда ни в чем не идете мне навстречу! Люди для вас ничего не значат! От обычных оценок ложные аргументации отличаются тем, что в них концентрируются опасения конкретного человека, но эти опасения часто безо всяких на то оснований приписываются другому. Партнер оказывается в очень сложном положении: оспаривать ложные аргументации — значит лишь еще больше дразнить другого, соглашаться же с абсурдом тоже не резон. Некоторые из ложных аргументаций превращаются в своего рода языковые штампы, но от этого их деструктивное влияние не уменьшается: Ты меня в могилу сведешь! Ты это делаешь специально, чтобы меня позлить! Страх и агрессия, которые тесно переплетаются в такого рода высказываниях, очень сильно мешают открытой и честной коммуникации и часто являются следствием еще одной ошибки, мешающей человеку стать уверенным. 6. Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев. Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Ничего хорошего в жизни я от тебя не видел(а)! Ужасные проекты в нашей конторе поручают только мне! Такие обобщения едва ли будут верными, да к тому же партнер легко вспомнит, как он месяц назад что-то сделал для вас по собственной инициативе. Однажды встретившись с отказом, мы опасаемся отказов впредь и на этом основании приписываем другому качества, которыми он не обладает. 7. Ирония, язвительность. Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь легко можно потерять меру и перейти ту грань, за которой любые, даже самые безобидные в другой ситуации, слова начинают обижать и злить партнера. Эта грань индивидуальна, очень зависит от ситуации, отношений между партнерами, от контекста разговора. Ну ты герой! Ты просто писаная красавица! На эти и другие формы затрудненного общения люди обычно реагируют весьма эмоционально, причем эмоции чаще имеют негативный характер. Рост агрессивности, конечно, будет препятствовать формированию уверенности в себе, и барьеры общения в этом случае становятся препятствием нашему росту.
1.3.2. «Помощники» в деловом общении Выход в преодолении барьеров всегда есть. Мы можем игнорировать мешающее поведение, как бы перепрыгнуть барьер, можем запретить его, можем его нарушить. Причем запрет в этом ряду — самая неэффективная форма поведения, поскольку сами запреты — одна изформ барьеров. Важно в открытой форме говорить о своих чувствах и желаниях. В межличностных отношениях вполне допустим и даже желателен разговор о чувствах другого. Самое эффективное средство разрушения барьеров — отражение чувств партнера. Нет особой нужды подробно говорить о том, что разрушение барьеров требует больших усилий, чем их игнорирование. Но польза, которую приносит разрушение барьеров в межличностных отношениях, легко компенсирует все психические затраты. По мере укрепления отношений все реже и реже вам придется тратить на это силы и энергию. Существует несколько простых правил, в соответствии с которыми барьеры общения можно терпеть, игнорировать и разрушать. 1. Не используйте барьеры общения сами! Заменяйте их открытым выражением желаний и чувств. (Чья проблема?) 2. Говорите о своих чувствах и проблемах, если ваша проблема существенно больше, чем проблема партнера. Игнорируйте барьеры, которые строит партнер. 3. Говорите о чувствах партнера, если его проблема больше, чем ваша собственная. Разрушайте барьеры, которые строит партнер. (Наша ли это проблема?) 4. Если проблема касается ваших с партнером взаимоотношений — говорите о чувствах и отношениях. 5. Если проблема деловая и не связана с вашими взаимоотношениями — говорите о формальной сути проблемы. Человек, искушенный в деловых контактах, часто начинает беседу с так называемого «Вы-подхода» (его иллюстрирует второй столбик). Он с самого начала пытается поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отражается как на содержании, так и на форме высказываний.
Сравните, например: Я бы хотел... Вы хотите... Мне это представляется Это должно быть для вас интересным... интересно... Я пришел к такому выводу... Вам будет интересно узнать...
Учтите (и постарайтесь подготовиться), какая информация будет представлять для вашего партнера наибольший интерес.
Упражнение «Мой опыт» Цель: • определить собственные барьеры общения. Слушатели по очереди рассказывают о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсуждаются.
Упражнение «Избегание» Цель: • формирование у студентов стратегий избегания барьеров общения. Тренер предлагает слушателям назвать сначала вежливые формы обращения с просьбой (например: прошу вас, будьте так любезны и т. п.), затем — вежливые формы отказа (например: к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т. п.). Тренер объясняет предпочтительность в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении («хотелось бы...»), ответа по формуле «да, но...». Группа находит формулы просьбы и отказа, уместные в общении: с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы. Упражнение «Вежливость» Цель: • развитие навыков вежливых форм просьбы, отказа. Ведущий обсуждает со слушателями, как отклонить бестактную просьбу. Слушатели разбиваются на пары. Задание: один партнер должен придумать бестактную просьбу (например, дать конспект перед экзаменом, сходить вместо друга на свидание, гулять по вечерам с его собакой и т. п.), другой — отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с товарищем. Руководствоваться следует соображениями французского писателя-моралиста Н. Шамфора: «Кто недостаточно остер умом, чтобы вовремя отшутиться, тот часто вынужден либо лгать, либо пускаться в скучнейшие рассуждения. Выбор не из приятных! Избегать его порядочному человеку обычно помогают обходительность и веселость». Не все, однако, могут проявить эти качества в нужный момент. Можно отклонить бестактную просьбу и таким образом: откровенно, спокойно и по возможности кратко объяснить причину отказа, например: «Извини, но твоя просьба ставит меня в неловкое положение» или «Прости за отказ, но мне это не по душе».
Упражнение «Синонимия» Цель: • применение различных тактик ухода от конфликта в деловом общении. Синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации, которые по-разному воздействуют на понимание получателя и вызывают у него соответствующую реакцию. Например: фразу «ты опоздал» можно передать с помощью выражений «ты пришел поздно» и «ты не пришел вовремя». Также по форме высказывания можно определить отношение говорящего к описываемому объекту, которое может быть: положительным, отрицательным или нейтральным. Например: бережливый — скряга — рациональный; невысокий — коротышка — приземистый. Участникам предлагается самостоятельно придумать: 1) Три примера синонимии на любое понятие, отражающее различное отношение к нему. 2) Три примера фраз для сообщения сходной информации, которые по-разному воздействуют на понимание получателя и вызывают у него различную реакцию. Возможно, это будут примеры из собственной жизни, когда слова кого-то оказали воздействие на эмоциональное состояние участника. Подумать, как можно было бы перефразировать сообщение, чтобы не вызвать подобной реакции. Выделить: содержание информации, цель ее сообщения, результат. Упражнение «Расположение в контакте» Цель: • показать важность равенства позиций в общении. Группа разбивается на пары. Если количество участников нечетное, ведущий может сам принять участие в упражнении. Пары должны занять место так, чтобы никому не мешать. Парам предлагаются для беседы связанные с контекстом группы или нейтральные темы. По указанию ведущего, не прекращая беседы, пары должны будут поменять свое положение. Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу. При обсуждении выясняется, при каком положении наиболее трудно было вести беседу, в каком — наиболее комфортно. Свои ответы участники должны аргументировать. Это позволит высказать мыс.:ь о важности для эффективного установления контакта равенств позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне. Упражнение «Крокодил» Цели: • продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестом в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации; • обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении, и потренироваться в их устранении; • способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга. Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга. Каждая подгруппа придумывает слово — существительное в единственном числе, имя собственное. Затем, вызвав одного игрока противоположной команды, тихонько сообщают ему задуманное слово. Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было всем видно, и с помощью жестов и мимики в те<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|