Выступление (на совещании)
Для подготовки устного выступления мало поработать над письменным текстом. В своей речи надо еще уметь пользоваться двумя очень важными вещами: правилом рамки и правилом цепи. Что же это такое? Дело в том, что ваше устное выступление должно быть хорошо структурировано. Так вам будет удобней его излагать, оно станет выглядеть логичнее, убедительнее, а ваши слушатели легче его воспримут и запомнят. Для этого ридется заключить его в «рамку». Понятно, что, начиная свое выступление, вы как вежливый человек сначала обратитесь к слушателям. Вы их поприветствуете, представитесь сами (если вас еще не представили раньше). Все это уже можно считать началом «рамки». Вторая часть «рамки» — это самое краткое подведение итогов (просто завершающая фраза), прощание со слушателями, выражение благодарности им за терпение (понимание, поддержку и т. п.). Свой материал вы излагаете отдельными блоками, которые, однако, все вместе должны выглядеть и восприниматься как единый, логичный, связный текст, а отнюдь не как отдельные куски, мало связанные между собой. Как это достигается? Очень просто: с помощью слов или фраз-переходников, которыми чаще всего служат вводные слова или прямые обращения к слушателям. Благодаря этим «переходникам» текст воспринимается как единое целое, выглядит убедительней и логичнее, а обращения к слушателям помогают удержать их внимание и интерес к вашему выступлению. Разумеется, не забывайте при этом пользоваться и другими приемами, о которых мы уже говорили ранее, такими, как моделирование голоса, использование пауз, изменение амплитуды, громкости голоса и т. д. Ниже приводятся примеры некоторых слов и фраз-переходников:
итак, таким образом, а теперь мы можем перейти к.., понятно, что.., вы, наверное, уже поняли, что.., теперь нам стоит обсудить.., но разве можем мы не сказать о.., но это еще не все, ведь.., кстати, при этом.., само собой разумеется, что надо еще напомнить и о.., и т. д. При желании вы и сами можете составить целую коллекцию подобных слов. Благодаря использованию этих слов, ваше выступление хотя как бы и состоит из отдельных звеньев, но составляет единую цепь, вот почему этот прием и получил название «правило цепи». Слушатели вряд ли запомнят более трех тезисов (тем), затронутых в вашем сообщении. Поэтому не гонитесь за количеством, как это делают неопытные ораторы, умейте вовремя остановиться. Лучше дать слушателям три, максимум четыре тезиса (темы, утверждения), которые они все-таки запомнят, чем десять, которые будут забыты сразу после вашего выступления. Самые важные вещи следует говорить в начале и в конце выступления, так как в силу психических особенностей человека лучше всего запоминается именно то, что происходит в конце и в начале. Ваши самые главные идеи (тезисы, выводы, требования, призывы) повторите два раза, но разными словами — в начале и в конце выступления. Если в начале речи вы употребляете какие-то термины, нейтрально окрашенную лексику, то в конце скажите фактически то же самое, употребив образные, эмоционально окрашенные слова. Например: Мы совершенно не согласны с политикой нашего Президента, который... Далее, в основной части выступления, вы приводите свои доводы, доказательства ваших утверждений. И в конце говорите: За последний год наш Президент сделал больше поворотов на 180 градусов, чем берлинский таксист за всю свою жизнь. Понятно, что логические и эмоциональные доводы, подкрепляя друг друга, к тому же еще по-разному действуют на людей разного психологического склада: логические доводы лучше запоминаются мужчинами, а эмоциональные — женщинами.
Упражнения
Упражнение «Публичное выступление» Цель: • развитие навыков выступления. Перескажите в группе содержание прочитанного и обработанного вами материала в соответствии с общим планом всей группы. Вместе проанализируйте и дайте оценку вашего выступления — насколько были оправданы все ваши трансформации, помогли ли они лучшей подаче материала в устном изложении? Зафиксируйте время, которое заняло ваше выступление. Упражнение «Расширение» Цель: • развитие навыков публичного выступления и управление временем. После того, как вы зафиксировали время, потребовавшееся вам для устного выступления по заданной теме, попробуйте, минимально пользуясь дополнительными материалами, выступить снова, но удлинив ваше выступление на 2-3 минуты. За счет чего вы смогли это сделать? Упражнение «Рамка» Цель: • развитие навыков публичного выступления. Текст, предложенный ведущим участники тренинга должны заключить в рамку и представить его слушателям. Прослушав «рамки» товарищей по группе, студенты делают замечания, говорят, что понравилось, что нет и как можно улучшить. Упражнение «Конкурс» Цель: • развитие навыков публичного выступления. В группе проводится конкурс. Для этого участники тренинга готовят заранее выступление на 4—5 минут по любой теме. Коллективно определяется лучшее выступление и приводятся убедительные, аргументированные доводы почему именно понравившееся выступление лучшее. Упражнение «Паузы» Цели: • научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи; • тренировка умения приветствовать аудиторию. Студенты по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом. Ведущий следит за тем, чтобы походка оратора была уверенной, голова приподнята. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помогающим последовательно охватить взглядом всех собравшихся. Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.
Ведущий следит за тем, чтобы был зрительный контакт со всеми, а интонация приветствия соответствовала смыслу слов. Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здравствуйте!» с интонацией, выражающей радость от встречи. Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана начальная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слушателей.
Упражнение «Выступление» Цель: • тренировка умения начинать и заканчивать выступление. Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация) и постараться, чтобы они перекликались. Примеры тем: 1. Сотвори себя сам. 2. Дружба помогает жить. 3. Берегите любовь. 4. Как жить, не старея. 5. Резервы психики человека. 6. Как научиться владеть собой. 7. Космическое будущее человечества. 8. Лучше гор могут быть только горы. 9. Море — мир красоты и чудес. Ю.Музыка в нашей жизни. 11. Когда приходит успех.
Упражнение «Подход» Цель: • тренировка умения найти подход к профессиональной или специальной теме в любой аудитории. Студентам дается задание рассказать об искусстве косметики в мужской аудитории; рассказать о коллекционировании бабочек сотрудникам библиотеки и т. д.
Упражнение «Снятие напряжение» Цель: • быстро снять напряжение перед началом выступления. 60-секундная процедура снятия физического и умственного напряжения до начала выступления. Ее можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь укромном месте на территории клиента, например, в туалете. • Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т. п. • Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.
• Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах. • Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. • Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти. • Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спокойствие», стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка вашего тела. • И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.
Общение по телефону
К разговору по телефону накануне встречи следует отнестись очень серьезно, так как слишком настойчивая просьба о приеме или, наоборот, заискивающая интонация могут иметь обратный эффект — оттолкнуть собеседника. Начинающие деловые люди нередко жалуются, что договориться о встрече с работодателем или потенциальным заказчиком — самое трудное в деловом общении: секретарь допытывается, кто звонит, а потом сообщает: «Его нет» или «Идет совещание», «Он занят», а если и удается застать шефа, он отвечает: «Нам это не нужно», даже не выслушав до конца. Прежде чем снять телефонную трубку, нелишне взвесить: а обязательно ли звонить по данному вопросу этому человеку? Может быть, лучше сначала послать письмо или факс, а позвонить потом, когда он познакомится с информацией? Не исключено также, что информация заинтересует партнера настолько, что он позвонит сам, а это позволит чувствовать себя хозяином положения. Если же необходим именно телефонный разговор, нужно сделать все для того, чтобы он был успешным. И прежде всего позвонить в то время, когда есть вероятность застать нужного человека. Кроме того, желательно предварительно выяснить, в какое время у него больше всего посетителей, проводятся совещания и т. п. К телефонному разговору нужно так же тщательно готовиться, как и к непосредственной деловой беседе. Прежде всего следует определить: 1. Фамилию, имя и отчество человека, с которым необходимо поговорить. 2. Наиболее удобное для звонков время. 3. Цель звонка. 4. О чем конкретно вы хотите договориться. Деловой разговор по телефону должен быть предельно кратким, иначе он теряет свою эффективность. Специалисты называют оптимальное время до четырех минут.
Для любого телефонного разговора подходит следующая схема. Ее легко запомнить как «Семь "П"»: П1. Приветствие. П2. Представление. ПЗ. Причина: объяснение цели звонка. П4. Проблема: обсуждение вопроса. П5. Подведение итогов обсуждения. П6. Признательность: выражение благодарности. П7. Прощание. Продолжительность каждого этапа разговора (в секундах): П1 + П2 = 15; ПЗ = 20; П4 = 150; П5 = 35; П6 + П7 = 20. Следует продумать свои слова и возможную реакцию партнера на каждом этапе разговора. Перед тем как позвонить, рекомендуется мысленно представить человека, с которым состоится разговор, подумать о чем-то приятном. Поздороваться лучше с улыбкой, как и при личной встрече. Улыбка хорошо слышна в голосе и сразу же располагает к разговору. Назвать себя (и свою организацию) следует сразу же не дожидаясь расспросов. Имя и фамилия, название организации должны звучать четко, так, чтобы их можно было без труда расслышать и запомнить. Говорите с достоинством, симпатией к себе. Затем спокойно, без напряжения объясните цель звонка. Не следует мучить собеседника предположениями, начиная издалека. Коммерческие агенты часто именно так и поступают, боясь, что им откажут. Да, эти опасения не беспочвенны: директор фирмы часто не в состоянии встретиться со всеми желающими. Вот и используют все способы, чтобы заинтриговать, заинтересовать собой и добиться прихода в офис. А потом? Результат зависит от обаяния и настойчивости посетителя. Если преобладает первое, могут последовать различные предложения, в том числе и неделовые... Если партнер мало заинтересован поступившими предложениями, а посетитель действует искусно и настойчиво, возможно, контракт будет подписан, но, скорее всего, на короткий срок. Постоянным заказчиком партнер, принявший решение под напором, вряд ли станет. Так стоит ли тратить свое и чужое время? Практика показывает, что лучше использовать его, чтобы выяснить, кому действительно нужен ваш товар или услуга, чем дальше брать измором каждого, кто, по вашему мнению, должен заинтересоваться вашим предложением. Существует и другая тактика: «разведывательные» звонки с целью выявления возможных клиентов, работодателей или заказчиков. Но чтобы она дала результат, таких звонков должно быть чрезвычайно много. А это очень непросто, ведь с каждым партнером нужно быть предельно вежливым, разговаривать спокойно и с достоинством, при объяснении цели звонка использовать так называемый «Вы-подход», говорить живым языком, найти фразы, способные заинтересовать. Можно попробовать и ту, и другую тактику, чтобы найти партнера, который будет заинтересован во встрече. Вероятно, в процессе разговора придется называть кое-какие цифры, ссылаться на документы. Все это следует приготовить и иметь перед глазами. Информация должна быть предельно краткой. Сказать нужно ровно столько, чтобы партнер понял — да, ему это нужно, и захотел выяснить все детали при встрече. Предоставьте собеседнику назначить удобное для него время. Нельзя сказать: «Так я к вам зайду тогда-то», это будет нарушением этикета, ведь статус того, кто просит о встрече, ниже, чем у его собеседника, и диктовать условия он не вправе. Очень важно поблагодарить за разговор. Причем надо найти в себе силы сделать это даже в том случае, если договоренность не достигнута. Извиниться за отнятое время. Прощание должно быть таким же теплым, как и приветствие. Нередко все впечатление от звонка или встречи портит неожиданно быстрое и равнодушное «до свидания», когда все вопросы решены. Тогда становится ясно, что собеседник был расположен к вам только в интересах дела. Последнее слово по телефону должно прозвучать так, чтобы захотелось увидеть того, с кем было приятно разговаривать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|