Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование навыков риторики (ораторского искусства)




 

Древнегреческая муза эпоса и красноречия Калиоппа считалась самой главной из девяти муз-покровительниц различных видов искусств. И это, наверное, потому, что подлинное красноречие, доставляя не меньшее удоволь­ствие, чем, к примеру, театр, способно активно влиять на внимающего ему. Давно стало привычным выражение «сила слова», известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом мож­но полки за собой повести». Вот почему изучение оратор­ского искусства притягательно во все времена.

Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим осо­бый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаи­вают известными словами Цицерона: «Поэтами рождают­ся, ораторами становятся».

Оратору необходимы и специальные способности:

• наблюдательность позволяет правильно и полно вос­принимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оце­нить состояние аудитории и, следовательно, адекват­но реагировать на него;

• развитое мышление позволяет оратору логически мыс­лить, что дает возможность анализировать информа­цию, проникать в сущность явлений,глубоко, целенап­равленно и последовательно излагать тему;

• самостоятельность ума — необходимое качество ора­тора, которое дает возможность критически относить­ся к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызы­вает уважение;

• творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образ­но рассказать о ней;

• способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности из­ложения, что положительно воздействует на слушателей;

• речевые способности определяют культуру речи ора­тора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впе­чатляюще.

Способности — необходимое, но не достаточное усло­вие становления оратора. В человеке, который берет сло­во, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Соб­ственно, только Личность и может влиять на других!

Выступлению оратора предшествует большая предва­рительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция. При подготовке к выступлению ора­тору необходимо знание основ диалектической и формаль­ной логики, чтобы выступление было глубоким по содер­жанию, логически выстроенным и обоснованным.

Существуют и общериторические законы, следование которым является непременным условием успеха любого выступления:

закон гармонизирующего диалога — отношение к речи, как к диалогу, в ходе которого рождается общее видение проблемы;

закон продвижения и ориентации адресата — та­кая логическая организация речи, которая помогает слушателям понять основную идею выступления;

закон эмоциональности речи — проявление эмоци­онального заинтересованного отношения оратора к предмету;

закон удовольствия — способ изложения, который доставляет эстетическое удовольствие слушателю. Хорошая подготовка к выступлению избавляет орато­ра от многих проблем. Подготовка к выступлению начина­ется с определения и уточнения темы. Любая тема явля­ется частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Выбирая тему выступления, следует руко­водствоваться критериями:

1) вы осведомлены в этом вопросе намного лучше, чем слушатели;

2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес;

3) это актуально, значимо для них.

Удачный выбор темы во многом предопределяет успех выступления.

Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса:

1) Кому я буду говорить?

2) Для чего?

3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Найти то, что нужно данным слуша­телям, — непросто. Назначение выступления в том, что­бы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие.

В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т. д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

 

Секреты успешного выступления

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Она включает в себя помимо основного момента работы над текстом (подбор материа­ла, создание композиции выступления (вступление, ос­новная часть, завершение)) еще и следующее:

 

1. Организационная подготовка к выступлению.

Важны и размеры зала. Реакция эмоционального зара­жения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то там людьми вообще не образуется. Размеры поме­щения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать аудиторию (зал)

поменьше.

Необходимо побывать заранее на месте предстоящего выступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих в зале, и самому быть види­мым отовсюду. Принято, чтобы лектор располагался на возвышении и был хорошо освещен. Но если для выступ­ления перед небольшой группой слушателей выделили не что иное, как актовый зал, нужно быть готовым к тому, чтобы стать как можно ближе к людям, а им предложить сесть в одном месте.

Выбор дистанции, отделяющей от публики, имеет боль­шое значение: на большом расстоянии наше воздействие ослабевает, трудно ощущать «дыхание» зала; сокращение дистанции приводит к доверительности общения и пото­му уместно для выступлений на некоторые темы, но надо заботиться о том, чтобы при этом в поле зрения были все.

Выступать за трибуной с речью информационного пла­на уместно в официальной обстановке. Да и то она удобна только для людей среднего роста. Слишком высокие или низкие выглядят за ней комично.

Несколько слов о костюме для выступления. Главное требование — он должен быть уместен, т. е. соответство­вать речевой ситуации, не привлекать особого внимания слушателей, но отличаться некоторой торжественностью, что подчеркнет уважение к аудитории и самому событию.

Заметим также, что все обстоятельства предусмотреть невозможно. Бывает, что приходится быстро принимать решения о том, где расположиться, пользоваться ли тех­ническими средствами и т. д. Успех выступления будет определяться не тем, смог ли оратор «все рассказать», а его способностью найти подход к конкретным слушате­лям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой инте­рес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызо­вет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выс­тупления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сра­зу же найти подход к слушателям, установить с ними кон­такт. Что может мешать установлению контакта? Чаще всего — возникновение барьеров восприятия.

Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспри­нимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положитель­ную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неумест­ного хвастовства.

Очень важно продумать свой имидж: внешний вид, ма­нера держаться, интонация первых фраз должны импони­ровать собравшимся. Способствует этому соблюдение так­та. В деловом красноречии неопытный оратор порой начи­нает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать «под давлением»?

 

2. Установление контакта с аудиторией.

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. По­нимая, что это не исключено, нужно заранее узнать об­становку и продумать форму установления эмоциональ­ного контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему на­кануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забав­ной историей. Во всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось ра­бочее настроение.

Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барье­ры, возникнет ли познавательный контакт, при кото­ром только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появления познавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подго­товленности слушателей.

Первая фраза выступления всегда содержит привет­ствие. Оно не должно быть формальным.

Первые фразы, которые произносит оратор для привле­чения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином.

Для привлечения внимания аудитории можно исполь­зовать предмет или наглядное пособие.

Зачином может служить шутка или остроумное за­мечание. Беспроигрышный вариант зачина — обраще­ние к непосредственным интересам слушателей.

Внезапным началом называют такой зачин, когда ора­тор начинает говорить о своих чувствах. Если его действи­тельно переполняют эмоции, такое начало выступления выглядит вполне естественно, а выражение эмоций все­гда привлекает внимание.

Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача.

Другой беспроигрышный вариант — заговорить о сво­их чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы или сказать что-либо приятное людям.

Здесь, однако, следует избегать банальностей и трафа­ретов.

Если чувствуете, что внимание слушателей завоева­но, можно переходить к введению в тему.

Обычно введение в тему состоит из одного или нескольких блоков, которые могут сочетаться тем или иным образом:

1. Сообщение о задаче выступления.

2. Разъяснение актуальности и значимости проблемы, которой посвящено выступление.

3. История вопроса.

4. Разъяснение основных терминов предстоящего выс­тупления.

5. Краткий обзор предстоящего выступления или его

план.

 

3. Способы удержания внимания. Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления.

Прежде всего сохранению внимания способствует ло­гическая организация речи (последовательность, непро­тиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ве­дет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает та­кое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совмест­ного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за та­ким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступ­ление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение до­сады и раздражения. Поэтому важнейшее условие под­держания внимания к выступлению — его содержатель­ность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, све­жие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи орато­ра. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и нагляд­ных пособий, художественных средств языка, рациональ­ное сочетание теоретических положений с фактами, пау­зы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словес­ные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффектив­ны, что способны спасти положение, когда аудитория на­чинает засыпать.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иног­да прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызыва­ет несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктив­ным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникаю­щее, когда оратор увлеченно описывает события, затра­гивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к довери­тельности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному раз­мышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступле­ние зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Жесты хороши, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональ­ность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позво­ляют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убе­дишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слу­шатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усва­ивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходит­ся прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если нее оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих бо­тинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал. Во время выступления нередко наступает момент, ког­да внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для моби­лизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроиз­вольное внимание. Проще всего изменить звучание го­лоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосред­ственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые освежаю­щие отступления звучат неожиданно и потому позво­ляют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает тол­чок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет сле­дующий. Еще больший эффект дает показ наглядных по­собий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внима­ния. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодит­ся в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюст­рацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

 

4. Завершение выступления.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выс­тупление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затя­гивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысивше­го регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибу­ной или опускают под сцену.

Умелый оратор не только хорошо, убедительно говорит, но и в случае необходимости может дать отпор словесной агрессии своих слушателей, оппонентов или противни­ков. Для этого тоже существуют свои определенные при­емы. Конечно, предусмотреть все случаи агрессии просто невозможно, но знание приемов очень часто оказывается полезным и вполне срабатывает.

Словесную агрессию условно можно подразделить на три типа:

1. Каверзные вопросы.

2. Предвзятая критика идеи, предложения, решения, пред­ложенных оратором.

3. Личные нападки на выступающего.

 

Упражнения

 

Упражнение «Хамелеон»

Цели:

• использование образной и эмоционально окрашенной лексики, развитие навыков полемики;

• развитие стрессоустойчивости.

Студентам предлагается подготовить дома любой текст (каждый — свой), чтобы затем в течение 2-3 минут изло­жить его исключительно в «хвалебном», «положительном» ключе, широко используя образную и эмоционально окрашен­ную лексику. Группа разбивается на пары, и одновременно начните «убеждать» своего напарника, который заранее не знал, о чем будет идти речь. Все в группе работают одновре­менно, не обращая внимания на разговоры окружающих. После окончания речи напарник тут же начинает излагать вам то, что только что услышал от вас, но исключительно в «отрицательном», «опровергательском» ключе, пытаясь убе­дить вас в совершенно обратном. Затем вы меняетесь роля­ми, и ваш напарник начинает излагать вам тот материал, который он приготовил дома, а вы — опровергать его. Все упражнение занимает максимум десять минут.

 

Упражнение «Мой голос»

Цель:

• привлечение внимания слушателей только голосом. Ведущий предлагает некий текст, который надо произ­несите перед слушателями, привлекая их внимание толь­ко голосовыми средствами.

 

Упражнение «Выдумщик»

Цель:

• тренировка красноречия, находчивости, воображе­ния.

Ведущий предлагает для данных ниже вставок нарас­тить текст, который составит со вставкой одно органи­ческое целое. Убедительно произнесите этот текст, не затягивая своего выступления более чем на три минуты.

A. — Доктор, помогите мне, пожалуйста, у меня так болит правое колено!

— А сколько вам лет?

— Восемьдесят.

— Так чего же вы хотите, дорогой?

— Да ведь левому колену тоже восемьдесят лет, но оно не болит!

Б. Ты все пела, это дело, так поди же, попляши!

B. Рожденный ползать летать не может.

Г. Папа, моя девушка сказала, что она не выйдет за меня замуж, если у меня не будет Фольксвагена и двухэтажной дачи!

— Ну ладно, ты можешь продать свой роллс-ройс и купить парочку Фольксвагенов, но неужели мы должны сносить тре­тий этаж нашей виллы из-за какой-то вертихвостки!?

Д. Ум хорошо, а два лучше.

Е. У соседа корова сдохла — пустячок, а приятно!

Ж. У соседки в авоське картошка всегда крупнее!

 

Упражнение «Обобщаем тему»

Цель:

• развитие навыков обобщения.

Ведущий предлагает прочитать следующие анекдоты и одним-двумя словами определить обобщенную тему каждого из них. Ответы записываются в тетради, обсуждают­ся в группе и лишь затем сравниваются с данными ответами.

1) — Когда ваша дочь собирается выйти замуж?

— Всегда!

2) Встретились два приятеля.

— Слушай, у меня для тебя две новости — хорошая

и плохая.

— Какая же плохая?

— Представляешь, наши жены стали лесбиянками!

— Какой кошмар. А какая хорошая?

— Знаешь, ты мне начинаешь нравиться!

3) — Слушай, как ты мог жениться на такой уродине?

— Зато она такая красивая внутри!

— Так выверни ее наизнанку!

4) — Официант, у меня в пиве муха, что это значит? — Откуда я знаю, я же официант, а не гадалка!

5) Жена говорит мужу:

— Знаешь, наш сын совсем отбился от рук, слушает только советы каких-то идиотов. Придется тебе погово­рить с ним!

6) Мать купила новую шубу, стоит, примеряет перед

зеркалом. Сын ей говорит:

— Мама, неужели ты не понимаешь, что твоя шуба — результат ужасных страданий бедного, безответного жи­вотного?!

— Замолчи, бесстыдник, не смей так говорить об отце!

7) — Больной, вы страдаете половыми извращени­ями?

— Что вы, доктор, я ими наслаждаюсь!

8) — Товарищ милиционер, за что?! Я же ничего не на­рушил!

— А что, по-твоему, моя семья должна ждать, пока ты

нарушишь?!

Ответы: а) невостребованность; б) необъективность, «мужская логика»; в) продажность, беспринципность, все­дозволенность, «ох уж эта молодежь!»; г) безответствен­ность, взаимонепонимание, «наш сервис»; д) нелогич­ность, «женская логика»; е) «отцы и дети», «каждый су­дит по себе», «женская логика»; ж) «их нравы», взаимонепонимание; з) продажность, коррумпирован­ность, беззаконие, бесправие.

 

Упражнение «Эстрада»

Цель:

• развитие навыков обобщения.

Каждый из слушателей группы выходит на «эстраду» и рассказывает свой анекдот. Остальные записывают на ли­стке «тему» анекдота. Затем все сравнивают свои записи и узнают то обобщение, которое имел в виду сам рассказчик, коллективно отбирается наиболее удачное обобщение.

Упражнение «Клише»

Цель:

• развитие умения отпора словесной агрессии. Ведущий просит просмотреть нижеприведенные кли­ше и определить, к отражению какого типа нападок и в какой ситуации они применимы.

• На самом деле все не так просто, как вы думаете.

• Что вы имеете в виду? Мне бы очень хотелось ответить на ваш вопрос, но мне он пока не совсем ясен.

• Я думаю, что в этом случае лекарство окажется хуже самой болезни.

• Я пока не готов ответить конкретно на заданный вопрос.

• Давайте лучше не будем спешить с выводами!

• Эта тактика вряд ли принесет нам успех.

• Нам стоит рассмотреть альтернативный вариант.

• Что вы хотите этим сказать?

• У моего оппонента просто какой-то избирательный слух!

• Пока еще рано (невозможно) давать исчерпывающий ответ на этот вопрос.

• Я только что выслушал возражения товарища Семено­ва, Что я могу сказать? У меня просто нет слов!

• Я просто не знаю, что на это сказать! Я не могу позво­лить себе отвечать на этом же уровне.

• Но ведь существует и другой способ (несколько спосо­бов) решения этой проблемы!

• По-видимому, вы меня просто не поняли. Ведь я гово­рил совсем о другом, а именно —...

• Давайте не будем суетиться!

• Не надо все сводить к спору о словах (терминах, к на­вешиванию ярлыков), надо говорить о деле (фактах).

• Разрешите оставить этот вопрос открытым.

• Я и сам бы хотел знать однозначный ответ на такой сложный вопрос!

• Ответ на такой сложный вопрос не может быть одно­значным.

• Да ведь и вы сами знаете: на самом деле (в жизни всегда так). На каждый плюс есть свой минус и наоборот — на каждый минус свой плюс.

 

Упражнение «Минутка»

Цель:

• развитие чувства времени.

Группа садится в круг, закрыв глаза руками. Дается за­дание: после сигнала преподавателя подождать одну ми­нуту (две минуты) и открыть глаза. Каждый ведет свой отсчет самостоятельно. Побеждает тот, кто угадал самое точное время. Первое время можно вести мысленный счет, но главная задача — научиться чувствовать время без внут­реннего счета. Контрольное время можно варьировать — 3, 4, 5 минут и так далее.

 

Упражнение «Оратор»

Цель:

• развитие чувства времени.

Каждый студент выходит к столу и делает устное сооб­щение на любую тему, можно, например, рассказать о себе, своем ребенке, городе, в котором вы живете, и т. п. Глав­ная задача при этом — уложиться как можно точнее в за­данное время, разумеется, не глядя на часы. Можно зада­вать любое время от трех до шести минут, а если группа маленькая - то и больше.

 

Упражнение «Стишок»

Цель:

• развитие чувства времени.

Ведущий предлагает студентам найти «свое» стихотво­рение, чтение которого они смогли бы уложить в определен­ное время, например, две (четыре) строфы — за 5 секунд.

 

Упражнение «Техника интонирования»

Цели:

• развитие навыков риторики;

• предоставить возможность участникам продемонстри­ровать и оценить свои интонационные возможности в общении.

Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произ­нести их с различными оттенками в зависимости от ситу­ации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили вы мою просьбу?», «Прошу вниматель­но отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры», и т. п.).

Затем участники должны по- разному прочитать часть какого-нибудь рассказа из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимики — пан­томимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и сни­мать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы вхо­дите в комнату, где много людей, — раздается смех).

 

Упражнение «Мысль одна, а слов много»

Цель:

• формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мыс­ли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предло­жениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл выс­казывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариан­тов.

 

Упражнение «Фраза по кругу»

Цель:

• развитие навыков эффективного общения. Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую

фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, на­чиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией: вопросительной, восклицательной, удивлен­ной, безразличной и т. д.) если участник не может приду­мать ничего нового, он выбывает из игры, и так продолжа­ется, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится раньше. Если никто из уча­стников не может придумать ничего нового

 

Упражнение «Мое»

Цель:

• концентрация, развитие красноречия.

Студенты выступают с темами, в названии которых содержится слово «мое». После каждого выступления группа должна определить его основную цель и тип речи.

 

Упражнение «Понятия»

Цель:

• развитие логики.

Студентам предлагается определить способ определе­ния понятия, найти ошибку в определениях или проком­ментировать их.

1. Акция — это ценная бумага.

2. Медицина — наука, которая изучает человеческие болезни.

3. Олигоцен — третья эпоха палеогена.

4. Маркетинг — система организации производственной и сбытовой деятельности и управления ею, ориентиру­ющаяся на требования рынка, максимальное удовлет­ворение запросов потребителя.

5. Маркетинг — система мероприятий для изучения спро­са и предложения на потребительском рынке с целью

лучшего удовлетворения покупательского спроса.

6. Внимание — резец памяти. Чем острее резец, тем глуб­же след.

7. Конфронтация — противоборство, противопоставление.

8. Соединительная ткань служит депо (складом) питатель­ных веществ.

9. Наука — способ удовлетворения любознательности отдель­ных лиц за счет государства (академик Л.А. Арцимович).

10. Революционная ситуация возникает тогда, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому.

11.Предприниматель — предприимчивый человек.

12.Предприниматель — человек, который хочет, умеет и успешно занимается бизнесом.

13.Рынок — это то, к чему мы стремимся, а дойти никак не можем.

14.Свобода предпринимательства — гарантированная возможность организовать свое дело на негосудар­ственной основе.

15.Свобода предпринимательства — узаконенная спеку­ляция.

16. Деловой человек — тот, кто не теряет времени, у кото­рого все по плану.

17.Деловой человек — предприниматель, бизнесмен.

18.Демократия — власть народа.

19.Демократия — это когда нет порядка.

20.Человек — существо, принадлежащее двум различным мирам: природной необходимости и нравственной сво­боде (Кант).

21. Человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности (по Марксу).

Упражнение «Продавец»

Цель:

• развитие навыков убеждения.

Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая поку­пателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) белую ручную мышку;

г) учебник по культуре делового общения;

д) большой оранжевый зонт.

 

Упражнение «Ошибка»

Цель:

• развитие культуры речи.

Студентам предлагается отредактировать фразы, объяснить ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание на­шей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина со­стояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литерату­ру, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось стран­ное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15.Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16.Приведенные сведения в последнем статотчете гово­рят о том, что проблема еще не решена.

17.Николай ждал меня на коридоре.

18.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать ин­струкцию.

19.Все это сказывается на работу.

20.Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Ответы:

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание на­шей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель завода.

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литерату­ру, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподава­телем литературу, им стали ясны многие сложные воп­росы.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах. Ю.Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне броси­лось странное объявление.

11.Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12.Я понял, какой намек мне сделали.

13.У нас самая низкая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугуб­лять обстановку.

15.Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи.

16.Сведения, приведенные в последнем статотчете, гово­рят о том, что проблема еще не решена.

17.Николай ждал меня в коридоре.

18.Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструк­цию.

19.Все это сказывается на работе.

20.Разрешите поднять бокал за наши успехи. Или: разре­шите произнести тост в честь наших успехов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...