Формирование навыков риторики (ораторского искусства)
Древнегреческая муза эпоса и красноречия Калиоппа считалась самой главной из девяти муз-покровительниц различных видов искусств. И это, наверное, потому, что подлинное красноречие, доставляя не меньшее удовольствие, чем, к примеру, театр, способно активно влиять на внимающего ему. Давно стало привычным выражение «сила слова», известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают известными словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Оратору необходимы и специальные способности: • наблюдательность позволяет правильно и полно воспринимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оценить состояние аудитории и, следовательно, адекватно реагировать на него; • развитое мышление позволяет оратору логически мыслить, что дает возможность анализировать информацию, проникать в сущность явлений,глубоко, целенаправленно и последовательно излагать тему; • самостоятельность ума — необходимое качество оратора, которое дает возможность критически относиться к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызывает уважение; • творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать о ней;
• способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей; • речевые способности определяют культуру речи оратора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще. Способности — необходимое, но не достаточное условие становления оратора. В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других! Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция. При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным. Существуют и общериторические законы, следование которым является непременным условием успеха любого выступления: • закон гармонизирующего диалога — отношение к речи, как к диалогу, в ходе которого рождается общее видение проблемы; • закон продвижения и ориентации адресата — такая логическая организация речи, которая помогает слушателям понять основную идею выступления; • закон эмоциональности речи — проявление эмоционального заинтересованного отношения оратора к предмету; • закон удовольствия — способ изложения, который доставляет эстетическое удовольствие слушателю. Хорошая подготовка к выступлению избавляет оратора от многих проблем. Подготовка к выступлению начинается с определения и уточнения темы. Любая тема является частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями: 1) вы осведомлены в этом вопросе намного лучше, чем слушатели; 2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес;
3) это актуально, значимо для них. Удачный выбор темы во многом предопределяет успех выступления. Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса: 1) Кому я буду говорить? 2) Для чего? 3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Найти то, что нужно данным слушателям, — непросто. Назначение выступления в том, чтобы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие. В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления: • проинформировать; • объяснить; • заинтересовать; • убедить; • переубедить; • побудить к действию; • воодушевить и т. д. Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.
Секреты успешного выступления Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Она включает в себя помимо основного момента работы над текстом (подбор материала, создание композиции выступления (вступление, основная часть, завершение)) еще и следующее:
1. Организационная подготовка к выступлению. Важны и размеры зала. Реакция эмоционального заражения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то там людьми вообще не образуется. Размеры помещения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать аудиторию (зал) поменьше. Необходимо побывать заранее на месте предстоящего выступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих в зале, и самому быть видимым отовсюду. Принято, чтобы лектор располагался на возвышении и был хорошо освещен. Но если для выступления перед небольшой группой слушателей выделили не что иное, как актовый зал, нужно быть готовым к тому, чтобы стать как можно ближе к людям, а им предложить сесть в одном месте. Выбор дистанции, отделяющей от публики, имеет большое значение: на большом расстоянии наше воздействие ослабевает, трудно ощущать «дыхание» зала; сокращение дистанции приводит к доверительности общения и потому уместно для выступлений на некоторые темы, но надо заботиться о том, чтобы при этом в поле зрения были все.
Выступать за трибуной с речью информационного плана уместно в официальной обстановке. Да и то она удобна только для людей среднего роста. Слишком высокие или низкие выглядят за ней комично. Несколько слов о костюме для выступления. Главное требование — он должен быть уместен, т. е. соответствовать речевой ситуации, не привлекать особого внимания слушателей, но отличаться некоторой торжественностью, что подчеркнет уважение к аудитории и самому событию. Заметим также, что все обстоятельства предусмотреть невозможно. Бывает, что приходится быстро принимать решения о том, где расположиться, пользоваться ли техническими средствами и т. д. Успех выступления будет определяться не тем, смог ли оратор «все рассказать», а его способностью найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт. Что может мешать установлению контакта? Чаще всего — возникновение барьеров восприятия. Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства. Очень важно продумать свой имидж: внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать «под давлением»?
2. Установление контакта с аудиторией. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение. Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появления познавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей. Первая фраза выступления всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Первые фразы, которые произносит оратор для привлечения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином. Для привлечения внимания аудитории можно использовать предмет или наглядное пособие. Зачином может служить шутка или остроумное замечание. Беспроигрышный вариант зачина — обращение к непосредственным интересам слушателей. Внезапным началом называют такой зачин, когда оратор начинает говорить о своих чувствах. Если его действительно переполняют эмоции, такое начало выступления выглядит вполне естественно, а выражение эмоций всегда привлекает внимание. Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы или сказать что-либо приятное людям. Здесь, однако, следует избегать банальностей и трафаретов. Если чувствуете, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему. Обычно введение в тему состоит из одного или нескольких блоков, которые могут сочетаться тем или иным образом: 1. Сообщение о задаче выступления. 2. Разъяснение актуальности и значимости проблемы, которой посвящено выступление. 3. История вопроса. 4. Разъяснение основных терминов предстоящего выступления. 5. Краткий обзор предстоящего выступления или его план.
3. Способы удержания внимания. Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления. Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы. Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного. Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения. Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать. О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам. Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Жесты хороши, когда они естественны. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если нее оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал. Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза. Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые освежающие отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть. Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей. Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит. Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию. В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.
4. Завершение выступления. Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Умелый оратор не только хорошо, убедительно говорит, но и в случае необходимости может дать отпор словесной агрессии своих слушателей, оппонентов или противников. Для этого тоже существуют свои определенные приемы. Конечно, предусмотреть все случаи агрессии просто невозможно, но знание приемов очень часто оказывается полезным и вполне срабатывает. Словесную агрессию условно можно подразделить на три типа: 1. Каверзные вопросы. 2. Предвзятая критика идеи, предложения, решения, предложенных оратором. 3. Личные нападки на выступающего.
Упражнения
Упражнение «Хамелеон» Цели: • использование образной и эмоционально окрашенной лексики, развитие навыков полемики; • развитие стрессоустойчивости. Студентам предлагается подготовить дома любой текст (каждый — свой), чтобы затем в течение 2-3 минут изложить его исключительно в «хвалебном», «положительном» ключе, широко используя образную и эмоционально окрашенную лексику. Группа разбивается на пары, и одновременно начните «убеждать» своего напарника, который заранее не знал, о чем будет идти речь. Все в группе работают одновременно, не обращая внимания на разговоры окружающих. После окончания речи напарник тут же начинает излагать вам то, что только что услышал от вас, но исключительно в «отрицательном», «опровергательском» ключе, пытаясь убедить вас в совершенно обратном. Затем вы меняетесь ролями, и ваш напарник начинает излагать вам тот материал, который он приготовил дома, а вы — опровергать его. Все упражнение занимает максимум десять минут.
Упражнение «Мой голос» Цель: • привлечение внимания слушателей только голосом. Ведущий предлагает некий текст, который надо произнесите перед слушателями, привлекая их внимание только голосовыми средствами.
Упражнение «Выдумщик» Цель: • тренировка красноречия, находчивости, воображения. Ведущий предлагает для данных ниже вставок нарастить текст, который составит со вставкой одно органическое целое. Убедительно произнесите этот текст, не затягивая своего выступления более чем на три минуты. A. — Доктор, помогите мне, пожалуйста, у меня так болит правое колено! — А сколько вам лет? — Восемьдесят. — Так чего же вы хотите, дорогой? — Да ведь левому колену тоже восемьдесят лет, но оно не болит! Б. Ты все пела, это дело, так поди же, попляши! B. Рожденный ползать летать не может. Г. Папа, моя девушка сказала, что она не выйдет за меня замуж, если у меня не будет Фольксвагена и двухэтажной дачи! — Ну ладно, ты можешь продать свой роллс-ройс и купить парочку Фольксвагенов, но неужели мы должны сносить третий этаж нашей виллы из-за какой-то вертихвостки!? Д. Ум хорошо, а два лучше. Е. У соседа корова сдохла — пустячок, а приятно! Ж. У соседки в авоське картошка всегда крупнее!
Упражнение «Обобщаем тему» Цель: • развитие навыков обобщения. Ведущий предлагает прочитать следующие анекдоты и одним-двумя словами определить обобщенную тему каждого из них. Ответы записываются в тетради, обсуждаются в группе и лишь затем сравниваются с данными ответами. 1) — Когда ваша дочь собирается выйти замуж? — Всегда! 2) Встретились два приятеля. — Слушай, у меня для тебя две новости — хорошая и плохая. — Какая же плохая? — Представляешь, наши жены стали лесбиянками! — Какой кошмар. А какая хорошая? — Знаешь, ты мне начинаешь нравиться! 3) — Слушай, как ты мог жениться на такой уродине? — Зато она такая красивая внутри! — Так выверни ее наизнанку! 4) — Официант, у меня в пиве муха, что это значит? — Откуда я знаю, я же официант, а не гадалка! 5) Жена говорит мужу: — Знаешь, наш сын совсем отбился от рук, слушает только советы каких-то идиотов. Придется тебе поговорить с ним! 6) Мать купила новую шубу, стоит, примеряет перед зеркалом. Сын ей говорит: — Мама, неужели ты не понимаешь, что твоя шуба — результат ужасных страданий бедного, безответного животного?! — Замолчи, бесстыдник, не смей так говорить об отце! 7) — Больной, вы страдаете половыми извращениями? — Что вы, доктор, я ими наслаждаюсь! 8) — Товарищ милиционер, за что?! Я же ничего не нарушил! — А что, по-твоему, моя семья должна ждать, пока ты нарушишь?! Ответы: а) невостребованность; б) необъективность, «мужская логика»; в) продажность, беспринципность, вседозволенность, «ох уж эта молодежь!»; г) безответственность, взаимонепонимание, «наш сервис»; д) нелогичность, «женская логика»; е) «отцы и дети», «каждый судит по себе», «женская логика»; ж) «их нравы», взаимонепонимание; з) продажность, коррумпированность, беззаконие, бесправие.
Упражнение «Эстрада» Цель: • развитие навыков обобщения. Каждый из слушателей группы выходит на «эстраду» и рассказывает свой анекдот. Остальные записывают на листке «тему» анекдота. Затем все сравнивают свои записи и узнают то обобщение, которое имел в виду сам рассказчик, коллективно отбирается наиболее удачное обобщение. Упражнение «Клише» Цель: • развитие умения отпора словесной агрессии. Ведущий просит просмотреть нижеприведенные клише и определить, к отражению какого типа нападок и в какой ситуации они применимы. • На самом деле все не так просто, как вы думаете. • Что вы имеете в виду? Мне бы очень хотелось ответить на ваш вопрос, но мне он пока не совсем ясен. • Я думаю, что в этом случае лекарство окажется хуже самой болезни. • Я пока не готов ответить конкретно на заданный вопрос. • Давайте лучше не будем спешить с выводами! • Эта тактика вряд ли принесет нам успех. • Нам стоит рассмотреть альтернативный вариант. • Что вы хотите этим сказать? • У моего оппонента просто какой-то избирательный слух! • Пока еще рано (невозможно) давать исчерпывающий ответ на этот вопрос. • Я только что выслушал возражения товарища Семенова, Что я могу сказать? У меня просто нет слов! • Я просто не знаю, что на это сказать! Я не могу позволить себе отвечать на этом же уровне. • Но ведь существует и другой способ (несколько способов) решения этой проблемы! • По-видимому, вы меня просто не поняли. Ведь я говорил совсем о другом, а именно —... • Давайте не будем суетиться! • Не надо все сводить к спору о словах (терминах, к навешиванию ярлыков), надо говорить о деле (фактах). • Разрешите оставить этот вопрос открытым. • Я и сам бы хотел знать однозначный ответ на такой сложный вопрос! • Ответ на такой сложный вопрос не может быть однозначным. • Да ведь и вы сами знаете: на самом деле (в жизни всегда так). На каждый плюс есть свой минус и наоборот — на каждый минус свой плюс.
Упражнение «Минутка» Цель: • развитие чувства времени. Группа садится в круг, закрыв глаза руками. Дается задание: после сигнала преподавателя подождать одну минуту (две минуты) и открыть глаза. Каждый ведет свой отсчет самостоятельно. Побеждает тот, кто угадал самое точное время. Первое время можно вести мысленный счет, но главная задача — научиться чувствовать время без внутреннего счета. Контрольное время можно варьировать — 3, 4, 5 минут и так далее.
Упражнение «Оратор» Цель: • развитие чувства времени. Каждый студент выходит к столу и делает устное сообщение на любую тему, можно, например, рассказать о себе, своем ребенке, городе, в котором вы живете, и т. п. Главная задача при этом — уложиться как можно точнее в заданное время, разумеется, не глядя на часы. Можно задавать любое время от трех до шести минут, а если группа маленькая - то и больше.
Упражнение «Стишок» Цель: • развитие чувства времени. Ведущий предлагает студентам найти «свое» стихотворение, чтение которого они смогли бы уложить в определенное время, например, две (четыре) строфы — за 5 секунд.
Упражнение «Техника интонирования» Цели: • развитие навыков риторики; • предоставить возможность участникам продемонстрировать и оценить свои интонационные возможности в общении. Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры», и т. п.). Затем участники должны по- разному прочитать часть какого-нибудь рассказа из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимики — пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, — раздается смех).
Упражнение «Мысль одна, а слов много» Цель: • формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли. Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Упражнение «Фраза по кругу» Цель: • развитие навыков эффективного общения. Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией: вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.) если участник не может придумать ничего нового, он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится раньше. Если никто из участников не может придумать ничего нового
Упражнение «Мое» Цель: • концентрация, развитие красноречия. Студенты выступают с темами, в названии которых содержится слово «мое». После каждого выступления группа должна определить его основную цель и тип речи.
Упражнение «Понятия» Цель: • развитие логики. Студентам предлагается определить способ определения понятия, найти ошибку в определениях или прокомментировать их. 1. Акция — это ценная бумага. 2. Медицина — наука, которая изучает человеческие болезни. 3. Олигоцен — третья эпоха палеогена. 4. Маркетинг — система организации производственной и сбытовой деятельности и управления ею, ориентирующаяся на требования рынка, максимальное удовлетворение запросов потребителя. 5. Маркетинг — система мероприятий для изучения спроса и предложения на потребительском рынке с целью лучшего удовлетворения покупательского спроса. 6. Внимание — резец памяти. Чем острее резец, тем глубже след. 7. Конфронтация — противоборство, противопоставление. 8. Соединительная ткань служит депо (складом) питательных веществ. 9. Наука — способ удовлетворения любознательности отдельных лиц за счет государства (академик Л.А. Арцимович). 10. Революционная ситуация возникает тогда, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому. 11.Предприниматель — предприимчивый человек. 12.Предприниматель — человек, который хочет, умеет и успешно занимается бизнесом. 13.Рынок — это то, к чему мы стремимся, а дойти никак не можем. 14.Свобода предпринимательства — гарантированная возможность организовать свое дело на негосударственной основе. 15.Свобода предпринимательства — узаконенная спекуляция. 16. Деловой человек — тот, кто не теряет времени, у которого все по плану. 17.Деловой человек — предприниматель, бизнесмен. 18.Демократия — власть народа. 19.Демократия — это когда нет порядка. 20.Человек — существо, принадлежащее двум различным мирам: природной необходимости и нравственной свободе (Кант). 21. Человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности (по Марксу). Упражнение «Продавец» Цель: • развитие навыков убеждения. Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать: а) ласты; б) самовар; в) белую ручную мышку; г) учебник по культуре делового общения; д) большой оранжевый зонт.
Упражнение «Ошибка» Цель: • развитие культуры речи. Студентам предлагается отредактировать фразы, объяснить ошибку в построении предложения. 1. Встреча прошла с большим интересом. 2. Я заметил характерную ему ошибку. 3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. 4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора. 5. На встрече присутствовал и представитель с завода. 6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое. 8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. 9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах. 10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление. 11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос. 12. Я понял, какой намек мне дали. 13. У нас самая дешевая стоимость товаров. 14. Я не хочу нагнетать обстановку. 15.Многие поддались на уловку квартир, работы, дач. 16.Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена. 17.Николай ждал меня на коридоре. 18.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. 19.Все это сказывается на работу. 20.Разрешите поднять этот тост за наши успехи. Ответы: 1. Встреча вызвала большой интерес. 2. Я заметил характерную для него ошибку. 3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации. 4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага. 5. На встрече присутствовал и представитель завода. 6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел. 7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое. 8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы. 9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах. Ю.Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление. 11.Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос. 12.Я понял, какой намек мне сделали. 13.У нас самая низкая стоимость товаров. 14.Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку. 15.Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи. 16.Сведения, приведенные в последнем статотчете, говорят о том, что проблема еще не решена. 17.Николай ждал меня в коридоре. 18.Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию. 19.Все это сказывается на работе. 20.Разрешите поднять бокал за наши успехи. Или: разрешите произнести тост в честь наших успехов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|