Принятие решения и завершение общения
Для перехода к принятию решения используются моменты, когда атмосфера беседы наиболее благоприятна, например, при достижении хорошего контакта или согласия собеседника по ряду важных вопросов. Надо внимательно наблюдать за собеседником и уловить момент, удобный для завершения беседы. Иногда признаком его наступления являются замечания партнера, свидетельствующие о том, что решение им уже принято. Например: «Как обстоит дело со сроками...», «Выиграю ли я в этом случае...» Об окончании общения говорят такие виды поведения: 1. Пребывавший в расслабленном состоянии собеседник наклоняется вперед с выражением либо заинтересованности, либо незаинтересованности, разводит или сжимает руки. 2. Проявляет знаки общей дружеской реакции, одобрения. 3. Собеседник снова просматривает документы по обсуждаемому вопросу или переспрашивает о фактах. 4. Изменяется темп высказывания собеседника и степень участия в разговоре. Если замечаете, что собеседник демонстрирует неуверенность и колебания (например, морщит лоб и т. п.), постарайтесь «вытянуть» из него оставшиеся сомнения и возражения с помощью различных приемов-техник. На этот случай всегда держите про запас сильный аргумент, который может в решительный момент склонить чашу весов в вашу пользу, попробуйте еще раз обратиться к фактам. Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «Нет», испробуйте все возможности. На случай «отступления» обдумайте запасные варианты, постарайтесь «навести мосты» для следующей встречи. Не держитесь напряженно, а главное, не демонстрируйте собственной неуверенности, иначе собеседник непременно начнет колебаться. Избегайте преждевременных выводов, основанных на поверхностном впечатлении об одной-двух чертах личности.
Оцените «плюсы», сопоставьте их с «минусами» и определите возможность устранения недостатков или компенсации. В конце беседы необходимо сделать резюме, сформулировать основные выводы, итоги. В заключение обобщите ваши важнейшие соглашения. Достигнув цели, попрощайтесь с собеседником, скажите ему, что он будет доволен своим выбором. В любом случае будьте вежливы, постарайтесь остаться в добрых отношениях со своим партнером. Итак, общение завершено и решение принято. Но нередко случается так, что даже хорошие решения не реализуются полностью и с ожидаемым эффектом. Чаще всего это происходит по той причине, что, принимая соответствующее решение, оппоненты не продумывают до конца условия наиболее успешной его реализации. Поэтому, принимая деловые решения одновременно, необходимо обговорить (прийти к решению) по ряду важных вопросов: • В какие сроки должно быть реализовано принятое решение? • Каковы основные условия успешного выполнения данного решения? • Кто персонально отвечает за выполнение данного решения? • По каким критериям и признакам можно будет судить о том, что данное решение действительно полностью выполнено? • Кто, когда и как должен будет дать оценку реализации принятого решения? • Какие конкретные шаги могут быть предприняты в том лучае, если решение по каким-либо причинам не будет выполнено в нужные сроки и с заданным качеством? (В последнем случае имеются в виду шаги, направленные на коррекцию самого решения, процедуры или условий его выполнения таким образом, чтобы добиться в конечном счете желаемого результата).
Упражнения
Игра «Принятие решений» Цель: • сравнить способы, которые используются при индивидуальном и групповом принятии решений. В ходе данной игры участникам придется принимать как индивидуальные решения, т. е. самостоятельно, так и групповые, т. е. как член группы.
Группа делится на несколько подгрупп (по 3-4 человека). Решения касаются трех разных личных проблем героев ситуации. Главный персонаж в каждой ситуации стоит перед выбором одного из двух возможных способов действия. Один из вариантов предпочтительнее, но он всегда связан с большим риском. 1. Прочитайте описание каждой ситуации и определите минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы главный персонаж воспользовался более желательным вариантом. Например, если вы считаете, что вариант следует использовать только в том случае, когда он точно приведет к успеху, то выберите ответ «10 шансов из 10, что этот вариант приведет к успеху». А если вы считаете, что вариант следует пробовать при равных шансах, то выберите ответ «5 шансов из 10». Прочитайте описание каждой ситуации и примите решение. СИТУАЦИЯ 1 Опытный шахматист С. участвует в национальном шахматном турнире. В одной из первых партий его соперником оказывается фаворит турнира. С. получил довольно низкий рейтинг по результатам своих выступлений в предыдущих турнирах. Во время игры с фаворитом С. замечает, что можно провести рискованную комбинацию, которая может принести ему быструю победу. В то же время, если эта комбинация не удастся, С. останется в незащищенной позиции, за которой почти неминуемо последует поражение. Представьте себе, что вы даете советы С. Ниже приводятся вероятности или шансы в пользу того, что обманный маневр С. завершится успешно. Отметьте минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы пытаться провести указанную рискованную комбинацию. • 0 шансов из 10, что игра будет успешной (т. е. С. точно проиграет). • 1 шанс из 10. • 2 шанса из 10. • 3 шанса из 10. • 4 шанса из 10. • 5 шансов из 10. • 6 шансов из 10. • 7 шансов из 10. • 8 шансов из 10. • 9 шансов из 10. • 10 шансов из 10, что игра будет успешной (т. е. С. обязательно выиграет).
СИТУАЦИЯ 2 Г. сейчас заканчивает колледж и очень хочет заниматься химией в аспирантуре, чтобы получить степень доктора философии. Она принята в аспирантуру университетом X и университетом Y. Университет X имеет во всем мире отличную репутацию в области химии. В то время как степень, полученная в университете X означала бы прекрасную подготовку в этой области, требования в этом университете столь высоки, что только часть претендентов на степень получает ее на самом деле. С другой стороны, престиж университета У в области химии значительно ниже, но почти все поступившие в аспирантуру получают степень доктора философии, поэтому эта степень ценится гораздо ниже, чем такая же степень, полученная в университете X.
Представьте себе, что вам надо дать совет Г. Ниже приводятся вероятности или шансы в пользу того, что Г. будет удостоена более престижной степени доктора в университете X. Отметьте, пожалуйста, минимальную вероятность, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы Г. стоило поступить в аспирантуру университета X, а не университета У. • 0 шансов из 10, что Г. получит степень в университете X. • 1 шанс из 10. • 2 шанса из 10. • 3 шанса из 10. • 4 шанса из 10. • 5 шансов из 10. • 6 шансов из 10. • 7 шансов из 10. • 8 шансов из 10. • 9 шансов из 10. • 10 шансов из 10.
СИТУАЦИЯ 3 И. — капитан футбольной команды колледжа X. Колледж X играет против своего традиционного соперника, колледжа У в последней игре сезона. Идут последние секунды игры, и команда И., то есть колледж X, отстает на три очка. У команды колледжа X остается время, чтобы разыграть только одну комбинацию. Капитан И. должен решить, что лучше — свести игру к ничьей, разыграв почти абсолютно надежную комбинацию, или попробовать более сложную и рискованную комбинацию, которая принесет победу в случае успеха, но в случае неудачи закончится поражением. Представьте, что вы должны дать совет И. Ниже приводятся вероятности или шансы в пользу того, что рискованная комбинация будет успешной. Отметьте, пожалуйста, минимальную вероятность, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы использовать эту комбинацию. • 0 шансов из 10, что рискованная комбинация будет успешной.
• 1 шанс из 10. • 2 шанса из 10. • 3 шанса из 10. • 4 шанса из 10. • 5 шансов из 10. • 6 шансов из 10. • 7 шансов из 10. • 8 шансов из 10. • 9 шансов из 10. • 10 шансов из 10.
2. После коллективного обсуждения проблем и принятия групповых решений внесите эти решения в таблицу по образцу. Затем внесите в нее свои индивидуальные решения.
3. В третьем столбце таблицы для каждой из ситуаций укажите, чье решение было более рискованным (т. е. имело более низкую вероятность успешного исхода): групповое, индивидуальное или они не отличались друг от друга. Есть ли в этих результатах какая-нибудь закономерность? Например, есть ли в таблице строка или столбец решений, которые более рискованны по сравнению с другими? Сравните свои результаты с результатами других студентов группы. Можно ли на основе обоих результатов сделать вывод о наличии различий в рискованности индивидуальных и групповых решений?
4. Если между групповыми и индивидуальными решениями существуют очевидные различия, как вы можете их объяснить? Что произошло во время группового обсуждения, что могло заставить вас поддержать решение, отличавшееся от вашего самостоятельного решения? Упражнение «Непрошеный гость» Цели: • развитие навыков завершения контакта; • через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций всех участников группы. Группа делится на пары или небольшие подгруппы. Перед всеми стоит одна задача — успешно выйти из сложившейся довольно сложной ситуации. Ситуация такова: Представьте себе, что вы опаздываете на очень важную встречу, а к вам неожиданно приходит очень значимый для вас человек, которого вы никак не ожидали увидеть сейчас. Причем от этого человека зависит решение очень важного вопроса (проблемы), и вы собирались вскоре обратиться к нему. Что делать... Вам необходимо быть на встрече, а отменить ее нет никаких возможностей. Потерять расположение непрошеного гостя вы также не можете. Ваша задача: найти способы корректного завершения встречи в кратчайшие сроки, при этом, чтобы «И волки были сыты, и овцы целы». В процессе обсуждения необходимо обратить внимание на чувства и ощущения которые возникли у обоих участников прерванного общения. Выяснить, удалось ли создать предпосылки следующим конструктивным и продуктивным встречам? Удалось ли сохранить хорошие взаимоотношения? Может ли дать какие-либо советы, высказать пожелания нежданный гость к своему оппоненту?
Упражнение «Завершить общение» Цели: • развитие навыков эффективного общения; • отработка приемов завершения беседы. Группа делится на подгруппы (по 3-4 человека). Перед каждой подгруппой стоит задача: закончить общение в следующих ситуациях: • Разговор зашел в тупик, решение так и не принято, лимит времени, отведенный на беседу, исчерпан (варианты: к данному вопросу придется вернуться; эта встреча может быть последней). • Уже все решено, сказано, но никак не удается расстаться с собеседником. • Решить проблему собеседника нет никакой возможности, но он продолжает настаивать и упрашивать вас «Давайте еще подумаем...». Данные ситуации можно инсценировать. Ситуации могут быть предложены самими участниками тренинга. Данное упражнение можно провести в виде соревнования между подгруппами: одна задает ситуацию, другая ее решает.
ГЛАВА 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|