Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыка коррекции эмоционального состояния партнера




 

Положительные эмоциональные состояния — ра­дость, ликование, восторг, восхищение, упоение, удоволь­ствие, удовлетворение, умиление, благоговение, вооду­шевление, вдохновение, блаженство, самозабвение, оча­рованность, гордость, самолюбование, счастье, наслаждение, безмятежность, надежда, предвкушение, энтузиазм, торжество и т. п.

Отрицательные эмоциональные состояния — до­сада, разочарование, огорчение, уныние, тоска, депрес­сия, подавленность, скорбь, тревожность, страх, ужас, дискомфорт, смятение, отчаяние, шок, обида, зависи­мость, униженность, гнев, негодование, мстительное чув­ство, зависть и т. д.

«Нейтральные* или амбивалентные состояния — любопытство, интерес, удивление, внимание, скука, рав­нодушие, спокойствие, смущение, грусть (от «горькой» до «сладкой»), веселость, облегчение, возбуждение, ожи­дание, нетерпение, напряжение, «спортивная» злость, азарт, влечение, ревность, порыв, бунтарство, сосредото­ченность, расслабленность, созерцательность, отстранен­ность, умиротворенность, смирение, примирение и т. д.

Снижает напряжение:

1. Подчеркивание общности с партнером (сходство целей, интересов, мнений, личностных черт и т. д.).

2. Подчеркивание значимости партнера и его мнения в ваших глазах.

3. Вербализация эмоционального состояния (своего или партнера).

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

5. Предоставление партнеру возможности выговориться.

6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8. Обращение к фактам.

9. Спокойный, уверенный темп речи.

Ю.Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота

и наклона тела.

Повышает напряжение:

1. Перебивание партнера.

2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера.

3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дела и пре­увеличение своего.

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме парт­нера.

5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Переход на «личности».

9. Резкое убыстрение темпа речи.

Ю.Избегание пространственной близости и наклона тела.

 

Упражнения

 

Упражнение «Подчеркивание общности с мячом»

Цель:

• отработка умения находить общее между собой и дру­гим человеком и сообщать ему об этом. Один из наиболее ощутимых эффектов дает упражне­ние с несколько забавным названием «подчеркивание общ­ности с мячом». Один из участников получает от тренера мяч. Он должен передать его кому-нибудь из участников группы со словами: «Мне кажется, Игорь, нас объединяет такое качество, как...» (и здесь он называет качество). Иног­да я считаю важным, чтобы это были личностные качества, потому что найти общие личностные качества гораздо труд­нее, чем с радостью обнаружить, что вы оба одно время жили на Камчатке, предпочитаете одну марку сигарет (автору­чек, автомашин и т. п.) или закончили одну и ту же школу, но в разные годы. Однако для практических целей такие «внешние» критерии общности могут оказаться более по­лезными. Осознание общности с партнером по «хитрости» или «вспыльчивости» может даже повысить напряжение.

Участник, которому передали мяч, отвечает на об­ращенное к нему высказывание либо «Согласен!», либо «Я подумаю над этим». В этом проявляются партнерские отношения — уважение к мнению другого человека и го­товность принять к сведению то, что он сказал, даже если ты вначале с этим не согласен.

 

Упражнение «Комплименты»

Цели:

• проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой;

• повысить самооценку и уровень доверия к товарищам у членов группы.

Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлом занятии вы сказали много добрых слов о своих близких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром в сердце. А те, кто присут­ствует сегодня на занятии нашей группы? Давайте нач­нем наше общение именно с доброго слова. Постарайтесь •найти для каждого человека нужные слова. Это будет еще одной небольшой проверкой того, насколько доброжела­тельно вы относитесь друг к другу, умеете ли видеть хоро­шее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым чле­ном группы. Обращайте внимание на свои ощущения, за­поминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой.

Группа делится на две подгруппы.

Инструкция: Одной подгруппе надо придумать и запи­сать как можно больше комплиментов, которые можно об­ратить к женщине, другой — к мужчине. Задача каждой подгруппы придумать как можно больше вариантов комп­лиментов, но с учетом условия, что все они могут быть использованы в деловом общении для достижения постав­ленных задач.

 

Ролевая игра «Разделение по признаку»

Цель:

• отработка техник регуляции эмоционального напряжения. Сейчас нам понадобятся два ведущих. Они будут трени­ровать свою способность по наблюдаемым признакам опре­делить личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут. Когда они вернутся, здесь будут две группы людей, представляющих собой два полю­са, два полярных качества, например: чрезмерно осторож­ные - опрометчивые или агрессивные - податливые и т. п.

Полюса будут либо оба положительными, либо оба от­рицательными. Например, у нас не может быть полюсов «аккуратность — неаккуратность» или «доброта — злоб­ность», так как здесь один полюс слишком явно положи­телен, а второй — отрицателен. Вместо этого у нас могут быть полюса: чрезмерная агрессивность — чрезмерная по­датливость. Быть агрессивным — плохо, но иногда оправ­данно. Быть податливым — тоже плохо, но иногда оправ­данно. И все же эти полюса представляют собой противо­положности. Задача ведущих — дать обеим группам какие-то задания, например, попросить их придумать себе девиз, спеть свой гимн, а затем продемонстрировать вам, как они ведут себя в ситуациях эмоционального напряже­ния... Лучше использовать задания, в которых не подразу­мевается индивидуальных ответов или реакций. В отве­тах на вопросы проявятся индивидуальные особенности, и это может увести далеко в сторону. Вам нужно опреде­лить групповые различия. Постарайтесь придумать та­кие задания, чтобы их выполняли всей командой. По тому, как будут выполнять задания две команды, вы сможете определить, в чем различие между этими двумя команда­ми. Итак, кто хочет быть ведущим?.. Наши ведущие — Игорь и Маша. Вы выходите из комнаты на несколько ми­нут. Там вы должны подготовить задания для команд. Ког­да вы вернетесь, то должны будете предложить командам выполнить ваши задания. По тому, как команды выполнят задания, вы должны будете определить, какие два проти­воположных качества разделяют эти команды. Пока вы будете готовиться за дверью, мы здесь немного порепети­руем... Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

После того как оба ведущих выйдут за дверь, тренер пред­лагает выбрать два полюса. Игра проходит острее, если оба полюса — «негативные», например: «твердолобые» — «мяг­котелые»; «педантизм, доходящий до абсурда» — «пол­ное разгильдяйство»; «упрямство» — «конформизм»; «оголтелые консерваторы» — «оголтелые радикалы»; «на­хальные» и «занудные»; «циники» и «наивные»; «муравьи» и «стрекозы»; «волки» и «лисы»; «волки» и «овцы» и т. п.

Некоторые из этих вариантов разделения могут быть не только острыми, но даже опасными. Например, в груп­пу «волков» наверняка попадут более активные и агрес­сивные участники группы. Разделение на две группы по­чти автоматически порождает их противостояние. Коман­да «овец» фактически обречена на то, что ее будут подавлять. Однажды такая ситуация произошла у меня на тренинге. К сожалению, я не сразу сообразила, что трене­ру необходимо присоединиться к группе «овец», даже если он чувствует себя «волком». Необходимо помнить, что при любом разделении тренер должен присоединиться к бо­лее слабой команде — по составу или по численности.

Менее острым, но в то же время эффективным, будет использование двух «позитивных» полюсов, например:

• «телики» и «парателики» (получающие удовольствие от результата и получающие удовольствие от процесса);

• «мастера» и «творцы» (т. е. стремящиеся к совершен­ству в следовании уже существующим образцам, с од­ной стороны, и стремящиеся к созданию чего-то ново­го, пока не существующего — с другой);

• «покоряющие людей своей красотой» — «покоряющие людей своим умом» и т. п.

Тренер должен помочь группе выбрать полюса, которые отвечают текущей задаче. В данном случае это отработка техник регуляции эмоционального напряжения, поэтому если оба полюса будут «негативными», участники, скорее всего, будут использовать техники, повышающие эмоцио­нальное напряжение. Например, «волки» будут игнориро­вать эмоциональное состояние партнера, «принижать лич­ность» и т. п., а «овцы» могут оказаться слишком «сладки­ми» в подчеркивании значимости партнера и т. п. Игра может пойти по принципу «сделай это неправильно». В этом слу­чае «сухим остатком» будут выявленные в процессе игры типичные ошибки и перехлесты в использовании техник.

Однако если тренер хочет закрепить использование техник, ему лучше использовать два одинаково (или по­чти одинаково) положительных полюса.

В этой игре полезно назначить независимого наблюда­теля. Его задачей будет записывать формулировки техник регуляции напряжения, которые будет использовать каж­дая из команд.

При подведении итогов упражнения можно обсудить следующие вопросы:

1) с какими качествами оказываются связанными доб­рота и ум?

2) какие техники использовали те, у кого преобладает «ум», и те, у кого преобладает «доброта»? Если в игре был независимый наблюдатель, он должен прочитать свои за­писи для прояснения вопроса 2.

Как правило, для многих участников становится ин-сайтом, что то качество, которое они проявляли, оказа­лось связанным с другими качествами. В приведенном примере преобладание ума над добротой оказалось свя­занным с интриганством, а преобладание доброты — со слащавостью и дурашливостью.

Команда «преобладания ума» продемонстрировала тех­ники обращения к фактам, вербализации чувств, подчер­кивания общности и подчеркивания значимости. Коман­да «преобладания доброты» продемонстрировала техни­ки предложения конкретного выхода из создавшейся ситуации и проявления интереса к проблемам партнера.

«Сухой остаток» игры. Использование техник должно быть искренним и органичным. Лучше использовать те техники, которые гармонично сочетаются с твоими лич­ностными особенностями.

 

Упражнение «Словарь эмоций»

Цель:

• развитие возможностей в вербализации эмоциональ­ных состояний.

Сейчас мы объединимся в команды: первую, вторую и третью. (Тренер формирует команды по номерам.) В дело­вом взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые бывает трудно определить. Часто парт­нер или мы сами оказываемся в неопределенном состоя­нии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук како­го-то чувства... Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

Необходимо не игнорировать возникшее эмоциональ­ное состояние, а квалифицировать и признать его — по двум причинам:

1) для того чтобы это эмоциональное состояние стало менее интенсивным и благодаря этому перестало быть помехой пониманию;

2) для того чтобы это эмоциональное состояние, буду­чи названным и понятным, стало важным сигналом, спо­собствующим более точному пониманию партнера и са­мого себя.

Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состоя­ний. Это будут и не отрицательные, и не положительные эмоции, а промежуточные — например, заинтересован­ность, нетерпение, взволнованность. Эти состояния со­держат в себе элементы и положительных, и отрицатель­ных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность, нетерпение — это и предвкушение радостного события, и тревожное ожида­ние чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным... Итак, каждая команда придумывает спи­сок из эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний. Допустимо, если какой-то из этих элементов будет перевешивать. Главное, чтобы при­сутствовали и те, и другие элементы. Есть ли какие-ни­будь вопросы? На эту работу дается 10 минут. Побеждает команда, обнаружившая большее количество таких амби­валентных эмоциональных состояний.

По истечении 10 минут тренер предлагает командам начать турнир. Каждая команда называет одно состояние. Если это состояние уже было названо другой командой, повторять его нельзя. Вы просто должны будете вычерк­нуть его из своего списка. Если ваш список исчерпан, вы выбываете из игры. Победит та команда, которая останет­ся последней после того, как из игры выйдут две осталь­ные команды.

Турнир должен протекать динамично; приз должен быть чем-то ценным для команды — это могут быть книги, коробка конфет, «жетон» на выполнение желания коман­ды другой командой или тренером и т. п.

При обсуждении итогов упражнения тренер может за­дать вопрос: «Какие новые состояния вы для себя откры­ли?» Как правило, участники обращают внимание на то, как беден их повседневный язык, в котором для описания состояний редко используются иные слова, кроме «нормально» или «неважно». Участники вновь открывают для себя такие слова, как смятение, сумбур, азарт, наслаж­дение опасностью, сосредоточенность, озабоченность, озадаченность, удивление, напряженное ожидание, неуютно, дискомфортно.

В процессе обсуждения тренер может коснуться так­же вопроса о том, что вербализация чувств может совер­шаться с разной степенью почтительности по отношению к партнеру.

Использование более богатого словаря эмоций переда­ет партнеру сигнал о том, что его эмоциональное состоя­ние действительно имеет значение для его собеседника. Будучи названным, эмоциональное состояние утрачива­ет свою интенсивность и власть над человеком.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...