Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение тренинга общения




 

Тренер предлагает участникам мысленно еще раз прой­ти события этих дней (или часов) тренинга и сказать, чем были для каждого эти дни — что это был за опыт.

Часто в этой последней сессии участники начинают говорить не сразу. Пусть пауза предшествует этим после­дним высказываниям. Тренеру не стоит взглядом или сло­вами торопить кого-либо.

Часто последняя обратная связь бывает очень важной. Многие участники говорят о том, что они сделали много открытий в себе и в других, что у них появилась надежда реально улучшить процесс взаимодействия с другими людьми. Многие благодарят за приобретенные инструмен­ты, «техники», которые помогают сделать возможным то, что ранее казалось недостижимым.

Тренер должен поблагодарить группу за работу, совме­стное творчество, за новые уроки и те открытия, которые он сделал для себя в процессе работы с нею.

Обратная связь — это не только критика, хотя многие остерегаются обратной связи, подозревая, что этот тер­мин — интеллигентское наименование, синоним жест­кого «разбора полетов», нелицеприятного разговора.

Те, кто боится давать обратную связь, рискуют навсегда остаться непонятыми окружающими их людьми и протас­кать всю жизнь тонну камней за пазухой. Такая тактика не­продуктивна и вредна для здоровья как психического (стрес­сы, готовность к обиде, синдром непонятого), так и физичес­кого (сердечные, желудочно-кишечные и другие проблемы).

Те, кто боится принять обратную связь, пряча опасе­ния за напускным безразличием, цинизмом или за реаль­но «запирающими» стеснительностью и блоками общения, лишают себя ощущения причастности к кругу общения, к другим людям. Их проблемы так и остаются непрорабо-танными, а иногда попросту и незнакомыми для самих же субъектов. Не зная плох ты или хорош, трудно пове­рить в себя, непросто повысить хотя бы в своих же глазах собственную значимость, почти невозможно усовершен­ствоваться, скорректировать что-то, чтобы стать, по тол­стовскому выражению, «вполне хорошим»...

Итак, обратная связь, или фидбек, — дело нужное, по­лезное, раскрывающие горизонты самопознания и позна­ния других, стимулирующее творческое мышление, помо­гающее комфортному и взаимообогащающему общению.

Упражнения и игры, предлагаемые в данной главе, по­могут тренеру организовать в группе взаимодействие по приему и даче обратной связи, причем дадут возможность сделать это в форме непугающей, щадящей, порой — за­камуфлированной, чтобы приучить тренинговую группу к необходимости фидбека.

 

 

Упражнения

 

Упражнение «Дружеская пародия»

Цели:

• передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении;

• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям пере­дачи информации в процессе общения;

• способствовать созданию атмосферы доброжелатель­ности и концентрации внимания на партнере.

Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сло­жившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой про­вести следующую игру. Называется она «Дружеская па­родия». Пародия — потому что вам придется продемонст­рировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не сарка­стический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить само­му, без подсказки.

Игра «Взаимное цитирование»

Цели:

• осмысление пройденного группой пути;

• отработка умения запоминать высказывания других людей.

Мы сыграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по своим коленям и дважды называю свое имя «Елена-Елена», а затем два раза хлопаю в ладоши в воздухе, вызывая кого-либо другого, например, «Михаил-Михаил». Михаил сначала два раза стучит ладонями по коленям, а затем произносит в воз­дух чье-либо имя, например, «Катя-Катя». Теперь Катя пере­нимает ход, и т. д. Важно не смотреть на того участника, кото­рого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, куда-то наверх. Это упражнение сначала будет легким, а потом станет очень сложным. Начинаем!

После того как каждого участника вызовут по крайней мере один раз и водящим окажется тренер, инструкция продолжается: я произнесу какую-либо цитату из выска­зываний человека, например:

— Раньше я не верил в возможности тренинга... Кто-нибудь узнает свое высказывание? Тот, кто его узнал, дол­жен назвать себя, а затем тоже в пространство процити­ровать чье-либо чужое высказывание.

Часто поначалу игра идет тяжело. Участники не могут вспомнить ни одного высказывания друг друга или вспоми­нают их неточно. «Возникает впечатление собственной глу­хоты и немоты», — признался однажды один из участников группы. При обсуждении результатов упражнения тренер может задать вопросы: «Что мешало точно процитировать высказывания других людей?» или «Какой возникает отклик в душе, когда другие люди цитируют твое высказывание?»

Отвечая на первый вопрос, участники обычно призна­ются в том, насколько это большой и непривычный для них труд — точно запомнить слова другого человека. Не­которые сетуют на то, что не помнят не только чужих, но и своих собственных высказываний. Однажды один учас­тник тренинга никак не мог узнать свои слова, несмотря на то, что они были узнаваемы для всех остальных участ­ников группы. Наконец, он с улыбкой произнес: «Навер­ное, это цитата из меня раннего!»

При ответе на второй вопрос участники говорят о том, что теперь им стало яснее, что из сказанного ими важно для других, а что оказалось неважным, так как никому не запомнилось. Некоторые делают для себя вывод о том, как важно точно и ярко сформулировать свою мысль, чтобы она запомнилась. Нередко участники говорят о том, на­сколько точнее в памяти отпечатывается метафора.

Это упражнение является вызовом для самого тренера. Он должен быть готов к тому, что ему придется высказы­ваться чаще всех, потому что участники будут цитировать чаще всего именно высказывания тренера. Ведь его-то по крайней мере слушали (может быть...). А друг друга участ­ники не всегда слушают. Поэтому у тренера должны быть готовы цитаты из высказываний каждого участника. Упраж­нение позволяет тренеру процитировать тех участников, кто говорил меньше всех. Вот когда пригодятся записи! Но их нужно перечитать до начала этого упражнения.

«Сухой остаток» упражнения. Цитирование другого человека — это подчеркивание его значимости.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...