Часть IV. Управление и организационная поддержка систем
Стр 1 из 136Следующая ⇒ MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS MANAGING THE DIGITAL FIRM Seventh Edition Kenneth С Laudon New York University Jane P. Laudon Azimuth Information Systems
Upper Saddle River, New Jersey 07458
Дж. Лодон, К. Лодон УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
7-е издание
Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования РФ по программам «Мастер делового администрирования» в качестве учебника для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования»
Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков • Минск ББК 32.988.02 УДК 681.324 Л28 Лодон Дж., Лодон К. Л28 Управление информационными системами. 7-е изд. /Пер. с англ. под ред. Д. Р. Трутнева. — СПб.: Питер, 2005. — 912 с: ил. — (Серия «Классика МВА»).
ISBN 5-318-00088-6
Книга посвящена основам управления информационными системами современной организации, для которой эффективное использование информационных технологий становится одним из ключевых факторов достижения и удержания конкурентного преимущества. Содержащиеся в книге описания особенностей различных технологий, тенденций их развития и многочисленные практические примеры познакомят заинтересованного читателя с потенциалом всего спектра возможностей, а предлагаемые методы управления помогут ему принять взвешенные решения по выбору и внедрению тех из них, которые наиболее полно отвечают интересам его бизнеса. Книга предназначена для руководителей предприятий, менеджеров, студентов МВА. Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования РФ по программам «Мастер делового администрирования» в качестве учебника для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования».
ББК 32.988.02 УДК 681.324
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 0-13-033066-3 (англ.) ISBN 5-318-00088-6
© 1996, 1998, 1000, 2002 Prentice Hall © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2005 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2005 Содержание Предисловие к русскому изданию..................................................................................15 Часть I. Организации, менеджмент и сетевые корпорации.................................................17 Глава 1. Управление киберкорпорациями...................................................................... 18 Фирма GUESS превращается в киберкорпорацию...........................................................18 1.1. Почему информационные системы?.........................................................................20 Конкурентная бизнес-среда и появление киберкорпораций..................................................21 Определение информационной системы..................................................................................25 Информационные системы в бизнесе.......................................................................................31 1.2. Современный подход к информационным системам..............................................38 Технический одход.....................................................................................................................38 Анализ на поведенческом уровне.............................................................................................39 Тема данной книги: социотехнические системы.....................................................................39 1.3. На пути к киберкорпораций: новая роль информационных систем в организациях.............................................................................................................41 Расширение сферы применения информационных систем....................................................41 Сетевая революция и Интернет.................................................................................................42
Новые виды организационных структур: киберкорпорация и сетевое предприятие..........45 Киберкорпорация: электронная коммерция и электронный бизнес......................................51 1.4. Использование информационных систем: новые возможности и проблемы..................................................................................................................................54 Информационные системы: ключевые вопросы управления................................................54 Резюме..................................................................................................................................................60 Ключевые термины.............................................................................................................................63 Контрольные вопросы.........................................................................................................................63 Групповой проект...............................................................................................................................64 Практический пример.........................................................................................................................64 Сможет ли General Electric стать киберкорнорацией?....................................................................64 Глава 2. Информационные корпоративные системы..................................................................... 70 С помощью информационной системы Alpina развивается быстрее.............................................70 Проблемы управления................................................................................................................72 2.1. Основные системы, используемые в организациях…………................................................73 Различные виды информационных систем..............................................................................73 Шесть основных типов информационных систем...................................................................76 Взаимосвязь информационных систем.....................................................................................85 2.2. Информационные системы: функциональные различия…………........................................86 Системы сбыта и маркетинга.............................................................................................................87 Производственные информационные системы...............................................................................88 Финансовые и бухгалтерские системы..............................................................................................89 Системы управления человеческими ресурсами............................................................................92 2.3. Интеграция функций и бизнес-процессов: корпоративные системы и межкорпоративные сети.............................................................................................93 Бизнес-процессы и информационные системы...............................................................................93
Управление взаимоотношениями с клиентами и цепочками поставок.........................................95 Информационные корпоративные системы.....................................................................................98 Достоинства и недостатки корпоративных информационных систем........................................102 Расширенные корпоративныеи промышленные сети...................................................................105 Резюме................................................................................................................................................108 Ключевые термины...........................................................................................................................111 Контрольные вопросы......................................................................................................................111 Практический пример....................................................................................................................... 112 Корпоративная система Omens-Coming..............................................................................................................112 Глава 3. Информационные системы, организации, менеджмент и стратегия........................ 117 Компания Procter & Gamble выходит в Интернет: выполнение электронных платежей.............................................................................................................................................117 Проблемы управления..............................................................................................................119 3.1. Организации и информационные системы...........................................................................120 Что такое организация?............................................................................................................120 Общие признаки различных организаций..............................................................................123 Уникальные признаки организаций........................................................................................126 3.2. Изменение роли информационных систем в деятельности организаций...........................129 Информационная инфраструктура ислужбы........................................................................129 Каким образом информационные системы влияют на организации?.................................132 Организации и Интернет..........................................................................................................138 Создание и внедрение информационных систем.................................................................138 3.3. Менеджеры, принятие решений и информационные системы...........................................139
Роль менеджеров в организациях...........................................................................................139 Менеджеры и принятие решения............................................................................................142 Практика системного проектирования...................................................................................148 3.4. Информационные системы и бизнес-стратегия....................................................................149 Определение стратегической информационной системы....................................................149 Бизнес-стратегия и система оценки стоимости.....................................................................150 Стратегия фирмы и информационныетехнологии..............................................................160 Отраслевая стратегия и информационные системы: конкурентные силы и сетевая экономика..................................................................................................................162 Использованиесистем для получения конкурентного преимущества: вопросы управления.................................................................................................................................166 Резюме................................................................................................................................................168 Ключевые термины...........................................................................................................................170 Контрольные вопросы......................................................................................................................170 Практический пример.......................................................................................................................171 Компания RandMcNally прокладывает путь в компьютерное будущее.......................................171 Глава 4. Киберкорпорация: электронная коммерция и электронный бизнес........................ 176 Авиакомпания SwissAir превращается в киберкорпорацию..........................................................176 Проблемы управления.............................................................................................................178 4.1. Электронная коммерция, электронный бизнес и развивающаяся киберкорпорация........................................................................................179 Интернет-технологии и киберкорпорацпи.............................................................................180 Новые бизнес-модели и выгодные предложения..................................................................181 4.2. Электронная коммерция..........................................................................................................189 Категории электронной коммерции........................................................................................189 Розничные продажи, ориентированные на потребителей....................................................190 Электронная коммерция типа «бизнес—бизнес»: новые производительности и отношения..............................................................................................................................197 Системы платежей в электронной коммерции......................................................................205 4.3. Электронный бизнес и киберкорпорация..............................................................................209 Каким образом интранет-сети поддерживают электронный бизнес...................................209
Интранет-сети и корпоративное сотрудничество..................................................................210 Применение иитранет-сетей в электронном бизнесе............................................................211 Координация и управления цепью поставок..........................................................................216 4.4. Управления возможностями и методами решения проблем..................................................218 Непроверенные бизнес модели................................................................................................219 Требования к изменению бизнес-процессов..........................................................................222 Вопросы законности................................................................................................................222 Безопасность и конфиденциальность.....................................................................................223 Резюме................................................................................................................................................224 Ключевые термины...........................................................................................................................227 Контрольные вопросы.......................................................................................................................228 Практический пример.......................................................................................................................228 Компания Boo.com: ошибка при осуществлении электронной коммерции?...............................228 Проект части I. Анализ бизнес-процессов в корпоративной системе........................................ 234 Часть II. Информационная инфраструктура.........................................................................................237 Глава 5. Управление аппаратными ресурсами............................................................................... 238 Правильные компьютеры в войне с мегадилерами........................................................................238 Проблемы управления..............................................................................................................240 5.1. Инфраструктура аппаратного обеспечения и информационных технологий..............................................................................................241 Компьютерная система.............................................................................................................241 Форма представления данных компьютерами......................................................................242 Первичная память и ЦПУ........................................................................................................245 Микропроцессоры и быстродействие компьютеров.............................................................249 Использование нескольких процессоров для выполнения параллельной обработки..................................................................................................................................252 5.2. Организация памяти, а также ввод и вывод данных...........................................................253 Технологии, применяемые в устройствах вторичной памяти..............................................253 Устройства ввода/вывода........................................................................................................259 Интерактивные мультимедиа-средства..................................................................................266 5.3. Категории компьютеров и компьютерных систем...............................................................268 Категории компьютеров...........................................................................................................269 Компьютерные сети и клиент-серверные вычисления.........................................................271 Сетевые компьютеры................................................................................................................273 Одноранговые вычисления......................................................................................................274 5.4. Управление аппаратными ресурсами.....................................................................................275 Требования к аппаратной технологии, применяемой для электронной коммерции и в киберкорпорацни............................................................................................275 Приобретение аппаратных средств и общая стоимость владения (ОСВ) технологическими ресурсами..................................................................................................279 Мониторинг технологических тенденций..............................................................................282 Резюме...............................................................................................................................................283 Ключевые термины...........................................................................................................................287 Контрольные вопросы.......................................................................................................................288 Практический пример.......................................................................................................................288 Управление технологическими ресурсами и деятельность компании American Home Products.......................................................................................................................................288 Глава 6. Управление программными ресурсами........................................................................... 293 Аренда программ в Интернете: стратегия компании Med.com.....................................................293 Проблемы управления..............................................................................................................295 6.1. Программное обеспечение: определение..............................................................................296 Программы................................................................................................................................297 Основные типы программ........................................................................................................297 6.2. Системное ПО............................-.............................................................................................297 Функции операционной системы............................................................................................298 Мультипрограммность, виртуальное хранилище, разделение времени и многопроцессорная обработка.............................................................................................299 Трансляция с языков программирования и утилиты.............................................................302 Графические интерфейсы пользователя.................................................................................304 Операционные системы персональных компьютеров..........................................................305 6.3. Прикладное ПО...........................................................................................................................312 Языки программирования........................................................................................................313 Языки четвертого поколения и инструментальные средства ПК........................................316 ПО корпоративной интеграции: корпоративное и промежуточное ПО..............................324 6.4. Современные инструментальные средства разработки программ......................................326 Объектно-ориентированное программирование............................................................................326 Java......................................................................................................................................................329 Гипертекстовый язык разметки (HTML) и XML...........................................................................331 Язык XML..........................................................................................................................................332 6.5. Управление программными ресурсами.................................................................................334 Аренда или разработка программ: провайдеры услуг приложений............................................334 Сопровождение программного обеспечения..................................................................................338 Выбор программного обеспечения для организации.....................................................................338 Резюме................................................................................................................................................340 Ключевые термины...........................................................................................................................343 Контрольные вопросы......................................................................................................................344 Практический пример.......................................................................................................................344 Фирма Sunburst Hotels International обращается к провайдеру услуг приложений...................344 Вопросы к практическому примеру.................................................................................................348 Глава 7. Управление ресурсами данных.......................................................................................... 349 Успехи компании Famous Foolware связа.ны с улучшением обработки данных.......................349 Проблемы управления..............................................................................................................351 7.1. Структурирование данных в традиционной файловой среде..............................................352 Структурирование файлов: термины и концепции...............................................................353 Проблемы, возникающие в традиционной файловой среде.................................................354 7.2. Базы данных: особый подход к управлению данными.........................................................357 Системы управления базами данных......................................................................................357 Типы баз данных.......................................................................................................................362 Запросы в базах данных: элементы SQL................................................................................368 7.3. Формирование среды базы данных........................................................................................370 Создание базы данных..............................................................................................................370 Распределенные базы данных..................................................................................................373 Требования к управлению системами баз данных................................................................374 7.4. Тенденции развития баз данных.............................................................................................376 Многомерный анализ данных..................................................................................................376 Информационные хранилища и извлечение данных (datamining).......................................378 Базы данных и Web...................................................................................................................383 Резюме................................................................................................................................................387 Ключевые термины...........................................................................................................................392 Контрольные вопросы.......................................................................................................................392 Практический пример.......................................................................................................................393 Отзыв с рынка автошин Ford и Firstone: самая большая цена за отсутствие нужной информации в истории........................................................................................................393 Вопросы к практическому примеру.................................................................................................400 Глава 8. Телекоммуникации и сети................................................................................................. 401 Сеть Electronic Child Health Network в Торонто объединяет удаленных медицинских работников..................................................................................................................401 Проблемы управления..............................................................................................................402 8.1. Телекоммуникационная революция.......................................................................................403 Союз между компьютерами и коммуникациями...................................................................404 Информационная супермагистраль........................................................................................404 8.2. Компоненты и функции телекоммуникационной системы..................................................405 Компоненты телекоммуникационных сетей..........................................................................405 Функции телекоммуникационных систем..............................................................................406 Аналоговые и цифровые сигналы...........................................................................................407 Коммуникационные каналы....................................................................................................408 Коммуникационные процессоры и ПО..................................................................................417 8.3. Коммуникационные сети.........................................................................................419 Сетевые топологии...................................................................................................................419 Частные системы передачи информации, локальные вычислительные сети (ЛВС) и глобальные вычислительные сети (ГВС)...........................................................................422 Сетевые услуги и широкополосные технологии..................................................................427 Сетевая конвергенция...............................................................................................................432 8.4. Технологии электронной коммерции и электронного бизнеса...........................432 Электронная почта и ПО коллективной работы...................................................................432 Голосовая почта и факс............................................................................................................434 Телеконференции, телеконференции с передачей данных и видеоконференции...........434 Цифровые информационные услуги и дистанционное обучение.......................................436 Обмен электронными данными..............................................................................................436 Резюме...............................................................................................................................................438 Ключевые термины...........................................................................................................................440 Контрольные вопросы.......................................................................................................................441 Практический пример.......................................................................................................................441 Наблюдение за сотрудниками по сети: неэтичная или хорошая практика?.......................441 Вопросы к практическому примеру........................................................................................446 Глава 9. Интернет в инфраструктуре новых информационных технологий........................... 447 По дороге с фирмой АМВ Property Management............................................................................447 Проблемы управления..............................................................................................................449 9.1. Новая инфраструктура информационных технологий, применяемых в киберкорпорациях..................................................................................................................449 Корпоративные сети, а также межсетевые вычисления.......................................................450 Стандарты и связность в цифровой интеграции систем.......................................................452 9.2. Интернет: инфраструктура информационных технологий, применяемых в киберкорнорации..................................................................................................................455 Что такое Интернет?.................................................................................................................455 Интернет-технологии и службы..............................................................................................456 Следующее поколение Интернета: широкополосная сеть и Интернет...............................463 9.3. World Wide Web........................................................................................................................465 Поиск информации в Web.......................................................................................................467 Интранет-сети и экстрасети.....................................................................................................469 Беспроводный Web...................................................................................................................471 Организационные выгоды в случае применения Интернета и web-технологий..............477 9.4. Поддержка электронной коммерции и электронного бизнеса............................................484 Web-серверы и серверы электронной коммерции.................................................................484 Отслеживание заказчиков и элементы персонализации.......................................................486 Инструментарий по управлению web-содержимым.............................................................488 Инструменты по мониторингу эффективности работы в Web............................................489 Службы web-хостинга..............................................................................................................490 9.5. Вопросы и решения, связанные с управлением.....................................................................491 Проблемы управления, связанные с инфраструктурой новых информационных технологий.................................................................................................................................491 Некоторые решения..................................................................................................................495 Резюме................................................................................................................................................496 Ключевые термины...........................................................................................................................499 Контрольные вопросы......................................................................................................................499 Практический пример......................................................................................................................500 Компания General Motors сбавляет темпы информатизации.....................................................500 Вопросы к практическому примеру...............................................................................................506 Проект части II. Организация нового бизнеса в Интернете........................................................ 508 Виртуальное путешествие но сайтам электронной коммерции...................................................508 Выбор бизнес-модели в Интернете, а также разработка web-стратегии.....................................509 Бизнес 1. ln/oInc..................................................................................................................................510 Бизнес 2: Aerospace Metal Alloys......................................................................................................510 Бизнес 3: Коламбиана........................................................................................................................511 Бизнес 4: Portable Energy Inc............................................................................................................511 Бизнес 5: Brawny Luggage Inc...........................................................................................................512 Часть III. Построение информационных систем в киберкорпорациях.............513 Глава 10. Перестройка организации при внедрении информационных систем ………….... 514 Компания TVA Nuclear разрабатывает новую систему технического обслуживания....................................................................................................................................514 Проблемы управления.............................................................................................................517 10.1. Информационные системы и плановые организационные изменения..............................518 Связывание информационных систем с бизнес-планом.......................................................518 Определение требований к информации, предъявляемых организацией..........................519 Разработка систем и организационные изменения................................................................523 10.2. Реинжиниринг бизнес-процессов и тотальное управление качеством (TQM)......................................................................................................................528 Реинжиниринг бизнес-процессов............................................................................................528 Этапы эффективного реинжиниринга....................................................................................529 Усовершенствование процессов и тотальное управление качеством.................................532 10.3. Обзор технологий системной разработки.............................................................................535 Анализ системы.........................................................................................................................536 Проектирование системы.......................................................................................................537 Создание информационной системы: завершающие шаги..................................................539 10.4. Альтернативные подходы к построению информационной системы................................543 Жизненный цикл системы.......................................................................................................543 Создание прототипа.................................................................................................................546 Пакеты прикладных программ................................................................................................548 Разработка конечными пользователями.................................................................................549 Аутсорсинг................................................................................................................................552 Объектно-ориентированная технология разработки ПО и быстрая разработка приложений (RAD)...................................................................................................................553 Разработка приложений для киберкорпорашш.....................................................................557 Резюме................................................................................................................................................559 Ключевые термины...........................................................................................................................561 Контрольные вопросы.......................................................................................................................562 Практический пример.......................................................................................................................563 Новая информационная система для Toromont Industries.............................................................563 Вопросы к практическому примеру................................................................................................564 Глава 11. Понимание ценности информационных систем и управление изменениями............................................................................................................................. 566 Неудачное внедрение повой системы обслуживания клиентов в компании Omni Hotels...…..566 Проблемы управления..............................................................................................................568 11.1. Понимание ценности информационных систем...................................................................569 Традиционные модели экономической оценки капиталовложений....................................570 Практический пример: фирма Primrose, Mendelson, and Hansen........................................572 Стратегические соображения..................................................................................................580 11.2. Влияние управления изменениями па успехи и провалы информационных систем..................................................................................................................585 Проблемные области и информационных системах.............................................................586 Управление изменениями и концепция внедрения...............................................................589 Причины успехов и неудач внедрений...................................................................................590 Управление процессом внедрения..........................................................................................593 Трудности управления изменениями при внедрении корпоративных систем и реинжиниринге бизнес-процессов.......................................................................................596 Слияние предприятий: что происходит с информационными системами?........................596 11.3. Управление внедрением.........................................................................................................597 Управление факторами риска..................................................................................................597 Разработка проекта для организации......................................................................................601 Управление проектами четвертого поколения......................................................................603 Резюме................................................................................................................................................603 Ключевые термины...........................................................................................................................605 Контрольные вопросы......................................................................................................................605 Практический пример.......................................................................................................................606 Информационная система компании Hershey................................................................................606 Вопросы к практическому примеру.................................................................................................609 Проект части III. Перестройка бизнес-процессов в компании Healthlite Company........................................................................................................... 610 Информационные системы в области маркетинга и продаж: основы........................................612 Задание................................................................................................................................................613 Часть IV. Управление и организационная поддержка систем киберкорпорации............................................................................................................615 Глава 12. Управление знаниями: обработка знаний и искусственный интеллект ……….. 616 Система продаж Roche Laboratories становится интеллектуальнее благодаря интеграции знаний.............................................................................................................................616 Проблемы управления..............................................................................................................618 12.1. Управление знаниями в организации....................................................................................619 Системы и инфраструктура управления знаниями...............................................................620 Обработка знаний и производительность..............................................................................622 12.2. Системы обработки информации и знаний..........................................................................624 Распределение знаний: системы управления документооборотом и офисные системы..................................................................................................................625 Продуцирование знаний: системы обработки знаний..........................................................628 Распределение знаний: системы коллективного сотрудничества и среды знаний предприятия..............................................................................................................................632 Системы организации коллективной работы........................................................................633 12.3. Искусственный интеллект......................................................................................................639 Определение искусственного интеллекта..............................................................................639 Почему бизнес заинтересован в искусственном интеллекте?.............................................640 Сохранение знаний: экспертные системы..............................................................................640 Организационный интеллект: прецедентная аргументация.................................................648 12.4. Другие интеллектуальные технологии..................................................................................650 Нейронные сети........................................................................................................................650 Нечеткая логика........................................................................................................................654 Генетические алгоритмы..........................................................................................................657 Интеллектуальные агенты.......................................................................................................658 Резюме................................................................................................................................................659 Ключевые термины...........................................................................................................................662 Контрольные вопросы......................................................................................................................662 Практический пример.......................................................................................................................663 Компания Hill & Knowlton ищет систему управления знаниями.................................................663 Вопросы к практическому примеру................................................................................................666 Глава 13. Совершенствование методов принятия управленческих решений …………......... 667 Фирма IBM поддерживает планирование производственной мощности с помощью CAPS...............................................................................................................................667 Проблемы управления..............................................................................................................669 13.1. Системы поддержки принятия решений...............................................................................670 Системы УИС и СППР.............................................................................................................670 Типы систем п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|