Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 17 глава
Жилищно-коммунальное хозяйство края получило качественное развитие только в 70–80-х гг. В 1976–1980 гг. было введено 6024 тыс. кв. м жилья, в 1981–1985гг. – 6393, в 1986–1990 гг. – С конца 1970-х гг. жилищно-коммунальное хозяйство становилось все более убыточным сектором экономики. На его поддержание потребовались значительные бюджетные средства. Квартплата и плата за коммунальные услуги покрывали только часть их стоимости из-за существовавшей в то время скрытой инфляции, К 1975 г. более половины всех жилых помещений принадлежало предприятиям и организациям. Они не имели права распоряжаться жилищным фондом по своему усмотрению, однако должны были нести ответственность за его финансирование и управление. В 1981 г. Правительством СССР было принято решение о постепенной передаче ведомственного жилищного фонда местным Советам. Но процесс этот шел медленно, централизованная система управления ЖКХ была громоздкой и крайне неэффективной. Организации по управлению и обслуживанию жилья не имели необходимой самостоятельности, а в решении технологических вопросов предпочтение всегда отдавалось проектам с большой степенью централизации и концентрации мощностей. Поэтому, например, обеспечение отопления с ТЭЦ сопровождалось строительством теплосетей большой протяженности даже к самым удаленным объектам. Это вело
Суть нынешней жилищной реформы состоит в передаче жилищного фонда в управление самим владельцам и создании рынка коммунальных услуг, на котором собственники жилья смогут найти то, что соответствует их требованиям и возможностям. Трудность решения жилищного вопроса заключалась не только в нехватке средств, но и в отсутствии конкурентной среды. Службы, ответственные за управление жильем и его обслуживание, выступали одновременно заказчиками и подрядчиками работ и услуг. Организации по снабжению водой, теплом, установке и ремонту лифтов, вывозу мусора занимали монопольное положение, стимулов к улучшению работы у них не было. В среднем советская семья улучшала свои жилищные условия только раз в 20–25 лет. Поэтому одной из главных социальных задач перестройки и реформ стало ускорение решения жилищной проблемы. По государственной целевой программе «Жилище» 1993 г. предполагалось обеспечить каждую российскую семью
Если раньше были громадные очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то сейчас для большинства населения существуют иные сложности – отсутствие финансовых возможностей для приобретения жилья. Особенно это касается молодых По обеспеченности населения жильем Россия уступает многим соседним странам, не говоря уже о развитых. Из-за сокращения бюджетных ассигнований на жилищное строительство снижен При узаконивании частной собственности в стране возник
Рис. 6.2. Динамика ввода жилых домов за счет всех источников
Жилищный фонд Алтайского края на начало 2006 г. составил более 50,2 млн кв. м.По душевой обеспеченности жильем на одного человека край занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе – 18,4 кв. м общей площади. Этот показатель приближается к нормативному – 19 кв. м (по России показатель равен 20 кв. м). Рост данного показателя во многом достигается за счет снижения численности населения. В Алтайском крае общие затраты на капитальный ремонт жилья в 2004 г. составили 156,8 млн руб., в том числе на ремонтно-строительные работы – 155,5 млн руб. В городских поселениях на капитальный ремонт израсходовано 152,3 млн руб., или 97,1% общего объема затрат. На начало 1999 г. в органах местного самоуправления городов и районов края состояли на учете на получение жилья 93,1 тыс. В начале 2005 г. в очереди на получение жилой площади в домах государственного, муниципального, общественного, смешанного жилищного фонда и фонда ЖСК состояли 65,1 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что на 2 тыс. меньше, чем в 2004 г. Среди них 725 семей инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и семей, приравненных к ним (1,1% от общего числа стоящих на очереди), 906 участников войны (1,4%), 328 принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (0,5%), 17 беженцев (0,03%), 1226 вынужденных переселенцев (1,9%), 887 военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас или отставку (1,4%),
С начала приватизации в частную собственность граждан Таблица 6.3 Распределение жилищного фонда Алтайского края
В Барнауле в 2003 г. проживали в коммунальных квартирах 2587 семей (13,5% из 19202 семьей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий), в общежитиях – 6193 (32,3%), в ветхом В домах жилье разделилось на муниципальное – для очередников города и коммерческое – для экономически обеспеченной В 2000–2005 гг. произошел заметный скачок в динамике роста объемов ветхого и аварийного жилья из-за того, что дома, построенные десятки лет назад, в последние годы не подвергались капитальному ремонту и реконструкции. Функции по поддержанию жилищного фонда были переданы муниципальным образованиям, и многие из них с возложенной на них обязанностью не справились.
Жилищный фонд как объект недвижимости требует создания сети дополняющих объектов социально-бытовой инфраструктуры, соблюдения рациональной плотности застройки, формирования благоприятной природной и социальной среды. Объем и качество жилищных услуг в значительной степени определяются характеристиками месторасположения жилья, его близостью к транспортным сетям, предприятиям торговли и бытового обслуживания, учреждениям образования, культуры, здравоохранения, местам отдыха, развлечений, занятий спортом, а также плотностью застройки, удобством планировки, чистотой и озелененностью дворов. Жилье как капитальное и ресурсоемкое благо имеет высокую стоимость, а его приобретение в собственность для определенных категорий населения оказывается затруднительным или нецелесообразным. Часть граждан предпочитает наем жилья (его аренду), т.е. покупает жилищные услуги отдельно от жилищного фонда. Другая часть населения приобретает жилье как источник дохода В крае в 2000–2005 гг. ежегодный ввод общей площади жилья – около 400 тыс. кв. м за счет всех источников финансирования. По экспертным оценкам у населения наибольшая потребность в однокомнатных квартирах – 40% от общего числа граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий (инвалиды, одинокие, пожилые, молодые семьи), но строятся в основном многокомнатные квартиры. В очереди за жильем стоят, как правило, граждане, относящиеся к социально незащищенным слоям населения. Хотя за последние 15 лет основные показатели по благоустройству и инженерному обеспечению жилищного фонда края
Рис. 6.3. Благоустройство жилищного фонда в России
В 2005 г. отпуск тепла населению и предприятиям на коммунально-бытовые нужды осуществляли 2425 котельных, суммарная мощность которых составила 13,8 тыс. Гкал. в час. 79,3% таких объектов расположены в сельской местности (в 2003 г. – 77,4%). Среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей источников теплоснабжения – 3461,9 млн руб. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составила 3712,4 км, из них 707,8 км (19,1%) нуждаются в замене (2003 г. – 19,2%). В начале 2006 г. на балансе 634 организаций и предприятий числилось 1392 водопровода мощностью 1340,1 тыс. куб. м воды в сутки и 39 отдельных водопроводных сетей. Их имеют все города, рабочие поселки и 1122 сельских населенных пункта (69,6% от их численности в крае). Среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей водопроводов и отдельных водопроводных сетей составила 2197,3 млн руб., в водопроводном хозяйстве работает 5287 чел. (в 2003 г. – 5199). В 2005 г. в системе водоснабжения края произошло 6069 аварий – порывов водопроводных сетей и нарушения работы сооружений (в 2004 г. – 6048). Примерно в год на каждые 100 км сетей приходится 35–37 аварий. Главная причина – ветхое состояние водоводов и уличных сетей, из которых нуждаются в замене соответственно 16,1 и 35,6% (в 2004 г. – 16,7 и 35,7%). Объем утечки и неучтенного расхода воды составил 48,0 млн куб. м, или 21,7% от поданной В крае в 2005 г. водоотведение из жилых домов и коммунально-бытовых объектов проходило через 77 канализаций и 23 отдельные канализационные сети. Установленная пропускная способность очистных сооружений – 631,6 тыс. куб. м в сутки, их мощность по обработке осадка – 39,4 тыс. куб. м в сутки. Все города края (кроме Змеиногорска), 4 поселка городского типа (кроме Тальменки) и 56 сельских населенных пунктов (3,5% от их общего числа на Алтае) имеют канализационные сооружения. Среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей канализаций и канализационных сетей на конец года составила 877,9 млн руб. (в 2004 г. – 1275,2 млн руб.). В канализационном хозяйстве края работает Высокой остается степень изношенности объектов: износ В конце 2005 г. принят закон, который позволяет регулировать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Суть его заключается в том, что у правительства появляется возможность установить предельные темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для регионов. Регионы в свою очередь должны установить такие предельные темпы роста для муниципальных образований. Рост тарифов на услуги ЖКХ ведет к неконтролируемому В крае для радикальных преобразований в жилищно-коммунальной сфере в 1996 г. был принят Закон «Об участии Алтайского края в реализации Государственной программы «Жилище», ФЦП «Свой дом», а так же других жилищных программ», который наметил ежегодное выделение средств на жилищное строительство не менее 5% консолидированного бюджета края. Региональным законом 2000 г. «О порядке предоставления ипотечных жилищных кредитов жителям Алтайского края за счет средств краевого бюджета» определен порядок предоставления ипотечных кредитов. На Алтае с 1 января 2005 г. стандарт максимально допустимой доли (МДД) собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составлял 22%. Постановлением администрации Алтайского края от 8 февраля 2005 г. №51 при среднедушевом доходе на одного члена семьи до двух (включительно) величин установленного в крае прожиточного минимума стандарт МДД снижен до 14%. В результате анализа выяснилось, что свыше 95% получателей субсидий в большинстве районов края имеют доход не выше двух прожиточных минимумов на человека, и только остальные 5% имеют доход свыше этого. В некоторых бедных районах края такая доля составляет менее 1% получателей субсидий. В число получателей субсидий вошли работники бюджетной сферы: младший медицинский персонал, учителя и др. В 2005 г. в крае субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг были предоставлены 244,5 тыс. семей, что составило 25,1% от общего количества квартиросъемщиков. Переход к оплате населением всей стоимости жилищно-коммунальных услуг должен быть обеспечен значительным ростом доходов основной части населения, демонополизацией обслуживания муниципального жилищного фонда и формированием рынка услуг, организацией ресурсосбережения. Как и в других отраслях экономики, в жилищной сфере государство старается уйти от решения вопросов финансирования жилья, оставляя за собой на разных уровнях управления контрольные функции: выделение земель под строительство, определение стандартов, требования к окружающей среде. В целом население страны, страдая от отсутствия доступной системы кредитования строительства жилья, государственных и муниципальных гарантий качества и надежности строительных фирм, не в состоянии обеспечить себя первым и необходимым условием существования. По статистике только 1,5% населения РФ сегодня способно самостоятельно купить квартиру. Нуждаются же в улучшении жилищных условий 80% россиян. Для сравнения: по обеспеченности жильем в Германии на одного жителя приходится 35 кв. м жилья, в Швейцарии, Норвегии, Канаде – по 40, США – 70, России – 19,3 кв. м. Алтайский край обладает лучшими по сравнению с другими регионами Сибири и Дальнего Востока природно-климатическими условиями. Сюда всегда приезжало достаточно много людей с Севера, они приобретали здесь жилье, предпочитая Алтай другим В связи со снижением инвестиционной активности в жилищном строительстве в данной сфере и смежных с ней отраслях наблюдается упадок, что отрицательно сказывается на экономическом состоянии региона. Новые строительные предприятия, создаваемые в форме акционерных обществ на базе старых государственных структур, не являются надежными строительными фирмами, осуществляющими возведение объектов жилья «под ключ» с хорошим качеством. В связи со значительными темпами инфляции и монополией в инфраструктурных отраслях цены на вновь возводимое жилье растут достаточно высокими темпами. Сохраняется проблема качества строительных работ. Из-за отсутствия строгого контроля частных строительных фирм со стороны государства и местных властей, проверки их надежности в части по обеспеченности реальными мощностями и средствами для удовлетворения запросов населения растет недоверие к ним и разочарование ими со стороны граждан. В Барнауле свидетельством этого является скандал с финансовой пирамидой, сооруженной строительной компанией ООО «СП Барнаулстрой». Частные лица, ставшие дольщиками этой компании, внесли более 132,3 млн руб. Из 1026 дольщиков, вложивших деньги в долевое строительство по непомерно низкой цене (3,5 тыс. руб. за 1 кв. м при реальной стоимости в 6–7 тыс. руб.), судом признаны потерпевшими от мошеннических действий руководителей ООО С 2002 г. большинство субъектов Федерации приняли программы обеспечения жильем молодых семей. Но почти повсеместно их реализация была неудовлетворительной из-за недостаточного выделения средств. Многие молодые семьи утратили надежду С начала 1990-х гг. в пригородном поясе Барнаула были выделены тысячи участков под строительство коттеджей. Но со временем у значительной части застройщиков изменились финансовые возможности, а город не реализовал свои намерения по обеспечению строящихся поселков инженерно-транспортной и социальной инфраструктурой. В результате строительство большинства односемейных домов не завершено. С другой стороны, исторически существуют поселения, включенные в городскую черту, но сохранившие сельский уклад жизни. Это важный ресурс развития города, так как расположены они в ряде случаев на потенциально ценных территориях. Хаотичное и мало контролируемое строительство коттеджей, по всей видимости, уже скоро приведет к новым проблемам функционирования городского коммунального хозяйства. Комплексное решение проблемы обеспечения населения жильем на территории края предполагает создание в жилищной сфере конкурентной среды, переход к обязательному конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту, а также управлению жилищным фондом. В государственной поддержке нуждается модернизация жилищно-коммунального комплекса. Необходимо разработать систему регионального регулирования жилищной сферы, предполагающую воплощение комплекса целевых мер, направленных на стимулирование спроса и предложения жилищного фонда и жилищных услуг, в том числе: 1) централизованное финансирование инвестиций в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социального жилья, предназначенного для улучшения жилищных условий малообеспеченных слоев населения; 2) прямое (раздаточное) распределение государственного и муниципального жилого фонда; 3) административное регулирование уровня минимальных (медицинских) и средних (социальных) жилищных стандартов; 4) государственное кредитование общественных жилищных организаций и индивидуальных застройщиков; 5) предоставление налоговых и иных льгот предприятиям и организациям, осуществляющим инвестиционно-строительную деятельность; 6) субсидирование расходов населения на строительство, приобретение, содержание и наем частного и государственного жилья; 7) общая нормативно-правовая регламентация взаимодействий между субъектами жилищных отношений. Система бесплатного жилищного обеспечения, которая существовала в социалистический период, освободила население от Законодательная база России продолжает нести отпечаток социальных стереотипов и представлений о жилищных правах граждан, унаследованных от советских времен. Важным шагом должна стать законодательная отмена бесплатной приватизации, так как она сужает возможности муниципалитетов по обеспечению жильем социально незащищенных слоев общества. Необходимо внести в законодательную базу РФ и каждого региона нормы выделения социального жилья гражданам-очередникам муниципалитетов, предоставлять квартиры жилой площадью не 9–12 кв. м жилой площади на человека, как это было по Жилищному кодексу 1983 г., а по санитарно-минимальной норме – 6 кв. м на человека. Это позволит поддержать граждан с минимальными доходами. При нынешних темпах ветшания жилищного фонда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|