Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 17 глава




Жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во края по­лу­чи­ло ка­че­ст­вен­ное раз­ви­тие толь­ко в 70–80-х гг. В 1976–1980 гг. бы­ло вве­де­но 6024 тыс. кв. м жи­лья, в 1981–1985гг. – 6393, в 1986–1990 гг. –
7304 тыс. кв. м. В 1980 г. обес­пе­чен­ность жиль­ем со­став­ля­ла
12,5 кв. м на од­но­го жи­те­ля, в 1985 г. – 14, в 1995 г. – 16,5 кв. м.
На Ал­тае боль­шую часть ра­бот в ЖКХ, где ра­бо­та­ет бо­лее 30 тыс. чел., вы­пол­ня­ют тер­ри­то­ри­аль­но-про­из­вод­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния.

С кон­ца 1970-х гг. жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во ста­но­ви­лось все бо­лее убы­точ­ным сек­то­ром эко­но­ми­ки. На его под­дер­жа­ние по­тре­бо­ва­лись зна­чи­тель­ные бюд­жет­ные сред­ст­ва. Кварт­пла­та и пла­та за ком­му­наль­ные ус­лу­ги по­кры­ва­ли толь­ко часть их стои­мо­сти из-за су­ще­ст­во­вав­шей в то вре­мя скры­той ин­фля­ции,
по­это­му ос­но­вой го­су­дар­ст­вен­ной жи­лищ­ной по­ли­ти­ки ста­ло уде­шев­ле­ние строи­тель­ст­ва.

К 1975 г. бо­лее по­ло­ви­ны всех жи­лых по­ме­ще­ний при­над­ле­жа­ло пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям. Они не име­ли пра­ва рас­по­ря­жать­ся жи­лищ­ным фон­дом по сво­ему ус­мот­ре­нию, од­на­ко долж­ны бы­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его фи­нан­си­ро­ва­ние и управ­ле­ние. В 1981 г. Пра­ви­тель­ст­вом СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о по­сте­пен­ной пе­ре­да­че ве­дом­ст­вен­но­го жи­лищ­но­го фон­да ме­ст­ным Со­ве­там. Но про­цесс этот шел мед­лен­но, цен­тра­ли­зо­ван­ная сис­те­ма управ­ле­ния ЖКХ бы­ла гро­мозд­кой и край­не не­эф­фек­тив­ной. Ор­га­ни­за­ции по управ­ле­нию и об­слу­жи­ва­нию жи­лья не име­ли не­об­хо­ди­мой са­мо­стоя­тель­но­сти, а в ре­ше­нии тех­но­ло­ги­че­ских во­про­сов пред­поч­те­ние все­гда от­да­ва­лось про­ек­там с боль­шой сте­пе­нью цен­тра­ли­за­ции и кон­цен­тра­ции мощ­но­стей. По­это­му, на­при­мер, обес­пе­че­ние ото­пле­ния с ТЭЦ со­про­во­ж­да­лось строи­тель­ст­вом те­п­ло­се­тей боль­шой про­тя­жен­но­сти да­же к са­мым уда­лен­ным объ­ек­там. Это ве­ло
к ог­ром­ным по­те­рям те­п­ла, зна­чи­тель­ным за­тра­там на со­дер­жа­ние те­п­ло­се­тей и не­удоб­ст­ву для жиль­цов из-за от­клю­че­ний ото­пле­ния и го­ря­че­го во­до­снаб­же­ния, свя­зан­ных с ава­рия­ми и лет­ни­ми про­фи­лак­ти­че­ски­ми ра­бо­та­ми.

Суть ны­неш­ней жи­лищ­ной ре­фор­мы со­сто­ит в пе­ре­да­че жи­лищ­но­го фон­да в управ­ле­ние са­мим вла­дель­цам и соз­да­нии рын­ка ком­му­наль­ных ус­луг, на ко­то­ром соб­ст­вен­ни­ки жи­лья смо­гут най­ти то, что со­от­вет­ст­ву­ет их тре­бо­ва­ни­ям и воз­мож­но­стям.

Труд­ность ре­ше­ния жи­лищ­но­го во­про­са за­клю­ча­лась не толь­ко в не­хват­ке средств, но и в от­сут­ст­вии кон­ку­рент­ной сре­ды. Служ­бы, от­вет­ст­вен­ные за управ­ле­ние жиль­ем и его об­слу­жи­ва­ние, вы­сту­па­ли од­но­вре­мен­но за­каз­чи­ка­ми и под­ряд­чи­ка­ми ра­бот и ус­луг. Ор­га­ни­за­ции по снаб­же­нию во­дой, те­п­лом, ус­та­нов­ке и ре­мон­ту лиф­тов, вы­во­зу му­со­ра за­ни­ма­ли мо­но­поль­ное по­ло­же­ние, сти­му­лов к улуч­ше­нию ра­бо­ты у них не бы­ло.

В сред­нем со­вет­ская се­мья улуч­ша­ла свои жи­лищ­ные ус­ло­вия толь­ко раз в 20–25 лет. По­это­му од­ной из глав­ных со­ци­аль­ных за­дач пе­ре­строй­ки и ре­форм ста­ло ус­ко­ре­ние ре­ше­ния жи­лищ­ной про­бле­мы. По го­су­дар­ст­вен­ной це­ле­вой про­грам­ме «Жи­ли­ще» 1993 г. пред­по­ла­га­лось обес­пе­чить ка­ж­дую рос­сий­скую се­мью
к 2000 г. от­дель­ным жиль­ем – квар­ти­рой или ин­ди­ви­ду­аль­ным
до­мом. Пла­ни­ро­ва­лось, что ка­ж­дый тре­тий дом бу­дет воз­во­дить­ся на сред­ст­ва гра­ж­дан. Но эти идеи не бы­ли реа­ли­зо­ва­ны, це­лый ряд не­от­лож­ных во­про­сов к се­ре­ди­не 2000-х гг. так и не был ре­шен.
В це­лях ком­плекс­но­го ре­ше­ния про­блем пе­ре­хо­да к ус­той­чи­во­му функ­цио­ни­ро­ва­нию жи­лищ­ной сфе­ры, обес­пе­чи­ваю­щего дос­туп­ность жи­лья для гра­ж­дан, безо­пас­ные и ком­форт­ные ус­ло­вия про­жи­ва­ния в нем, в 2001 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ бы­ла при­ня­та на пе­ри­од 2002–2010 гг. ФЦП «Жи­ли­ще». Сущ­ность дей­ст­вую­щей жи­лищ­ной про­грам­мы – соз­да­ние рын­ка жи­лья, даю­ще­го воз­мож­ность реа­ли­зо­вать пра­во ка­ж­дой се­мьи и со­вер­шен­но­лет­не­го чле­на об­ще­ст­ва вы­би­рать наи­бо­лее при­ем­ле­мый для них спо­соб улуч­ше­ния жи­лищ­ных ус­ло­вий.

Ес­ли рань­ше бы­ли гро­мад­ные оче­ре­ди ну­ж­даю­щих­ся в улуч­ше­нии жи­лищ­ных ус­ло­вий, то сей­час для боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния су­ще­ст­ву­ют иные слож­но­сти – от­сут­ст­вие фи­нан­со­вых воз­мож­но­стей для при­об­ре­те­ния жи­лья. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся мо­ло­дых
се­мей, а так­же ра­бот­ни­ков бюд­жет­ной сфе­ры.

По обес­пе­чен­но­сти на­се­ле­ния жиль­ем Рос­сия ус­ту­па­ет мно­гим со­сед­ним стра­нам, не го­во­ря уже о раз­ви­тых. Из-за со­кра­ще­ния бюд­жет­ных ас­сиг­но­ва­ний на жи­лищ­ное строи­тель­ст­во сни­жен
объ­ем вво­да но­во­го жи­лья в це­лом по Рос­сии к се­ре­ди­не 90-х гг.
в 2 раза, а по де­прес­сив­ным и от­ста­лым ре­гио­нам – еще боль­ше.

При уза­ко­ни­ва­нии ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти в стра­не воз­ник
ры­нок жи­лья, че­му не­ма­ло спо­соб­ст­во­ва­ла по­ли­ти­ка бес­плат­ной при­ва­ти­за­ции. Она по­зво­ля­ет ре­шать про­бле­му бо­лее эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния жи­лищ бла­го­да­ря воз­мож­но­сти об­ме­нять квар­ти­ру, про­дать или за­ло­жить ее. Те­перь ры­нок жи­лья фор­ми­ру­ет­ся из двух сег­мен­тов: ку­п­ля-про­да­жа объ­ек­тов но­во­го строи­тель­ст­ва (пер­вич­ный ры­нок), а так­же ку­п­ля-про­да­жа и об­мен су­ще­ст­вую­щих квар­тир (вто­рич­ный ры­нок). Ку­п­ля-про­да­жа и об­мен при­зва­ны при­вес­ти ка­че­ст­во и ко­ли­че­ст­во за­ни­мае­мо­го жи­лья в со­от­вет­ст­вие с фи­нан­со­вы­ми воз­мож­но­стя­ми и по­треб­но­стя­ми се­мей.

 

Рис. 6.2. Ди­на­ми­ка вво­да жи­лых до­мов за счет всех ис­точ­ни­ков
фи­нан­си­ро­ва­ния (1990 г. – 100%) (Ос­нов­ные по­ка­за­те­ли эко­но­ми­че­ско­го
и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края, 2001, 2005)

 

 

Жи­лищ­ный фонд Ал­тай­ско­го края на на­ча­ло 2006 г. со­ста­вил бо­лее 50,2 млн кв. м.По ду­ше­вой обес­пе­чен­но­сти жиль­ем на од­но­го че­ло­ве­ка край за­ни­ма­ет чет­вер­тое ме­сто в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге – 18,4 кв. м об­щей пло­ща­ди. Этот по­ка­за­тель при­бли­жа­ет­ся к нор­ма­тив­но­му – 19 кв. м (по Рос­сии по­ка­за­тель ра­вен 20 кв. м). Рост дан­но­го по­ка­за­те­ля во мно­гом дос­ти­га­ет­ся за счет сни­же­ния чис­лен­но­сти на­се­ле­ния.

В Ал­тай­ском крае об­щие за­тра­ты на ка­пи­таль­ный ре­монт жи­лья в 2004 г. со­ста­ви­ли 156,8 млн руб., в том чис­ле на ре­монт­но-строи­тель­ные ра­бо­ты – 155,5 млн руб. В го­род­ских по­се­ле­ни­ях на ка­пи­таль­ный ре­монт из­рас­хо­до­ва­но 152,3 млн руб., или 97,1% об­ще­го объ­е­ма за­трат.

На на­ча­ло 1999 г. в ор­га­нах ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния го­ро­дов и рай­онов края со­стоя­ли на уче­те на по­лу­че­ние жи­лья 93,1 тыс.
се­мей, 19 тыс. из них про­жи­ва­ли в об­ще­жи­ти­ях и ком­му­наль­ных квар­ти­рах, 2,2 тыс. се­мей – в вет­хом и ава­рий­ном фон­де. В 1996–2001 гг. в крае за счет всех ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния по­строе­но и вве­де­но в экс­плуа­та­цию 2,7 млн кв. м об­щей пло­ща­ди жи­лых до­мов, в том чис­ле в сель­ской ме­ст­но­сти – бо­лее 1 млн кв. м. Но­во­се­ла­ми ста­ли 30494 се­мьи.

В на­ча­ле 2005 г. в оче­ре­ди на по­лу­че­ние жи­лой пло­ща­ди в до­мах го­су­дар­ст­вен­но­го, му­ни­ци­паль­но­го, об­ще­ст­вен­но­го, сме­шан­но­го жи­лищ­но­го фон­да и фон­да ЖСК со­стоя­ли 65,1 тыс. се­мей, ну­ж­даю­щих­ся в улуч­ше­нии жи­лищ­ных ус­ло­вий, что на 2 тыс. мень­ше, чем в 2004 г. Сре­ди них 725 се­мей ин­ва­ли­дов Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, по­гиб­ших во­ен­но­слу­жа­щих и се­мей, при­рав­нен­ных к ним (1,1% от об­ще­го чис­ла стоя­щих на оче­ре­ди), 906 уча­ст­ни­ков вой­ны (1,4%), 328 при­ни­мав­ших уча­стие в ра­бо­тах по ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС (0,5%), 17 бе­жен­цев (0,03%), 1226 вы­ну­ж­ден­ных пе­ре­се­лен­цев (1,9%), 887 во­ен­но­служа­щих, уво­лен­ных и уволь­няе­мых в за­пас или от­став­ку (1,4%),
740 во­ен­но­слу­жа­щих-ве­те­ра­нов Аф­га­ни­ста­на (1,1%), 3906 мно­го­дет­ных (6,0%) и 4494 мо­ло­дых (6,9%) се­мей.

С на­ча­ла при­ва­ти­за­ции в ча­ст­ную соб­ст­вен­ность гра­ж­дан
пе­ре­да­но 460 тыс. жи­лых по­ме­ще­ний (квар­тир, ком­нат в ком­му­наль­ных квар­ти­рах, от­дель­ных жи­лых строе­ний) в до­мах го­су­дар­ст­вен­ной, му­ни­ци­паль­ной, об­ще­ст­вен­ной и сме­шан­ной форм соб­ст­вен­но­сти, или 82% жи­лых по­ме­ще­ний, под­ле­жа­щих при­ва­ти­за­ции. В 2005 г. при­ва­ти­зи­ро­ва­но 21 тыс. жи­лых по­ме­ще­ний об­щей пло­ща­дью 1009,8 тыс. кв. м.

Таб­ли­ца 6.3

Рас­пре­де­ле­ние жи­лищ­но­го фон­да Ал­тай­ско­го края
по фор­мам соб­ст­вен­но­сти в 2004 г.

По­ка­за­тель   В про­цен­тах к 2003 Спра­воч­но 2003 в % к 2002
Пло­щадь квар­тир – все­го, тыс. кв. м 49935,8 100,6 100,6
в том чис­ле в жил­фон­де:      
ча­ст­ном 44340,5 102,2 101,3
из не­го в соб­ст­вен­но­сти:      
- гра­ж­дан 42787,0 102,6 101,6
- юри­ди­че­ских лиц 1553,5 92,5 94,1
го­су­дар­ст­вен­ном 842,3 94,7 83,9
му­ни­ци­паль­ном 4689,5 88,9 99,0
об­ще­ст­вен­ном 4,0 24,7 98,8
сме­шан­ной фор­мы соб­ст­вен­но­сти 59,5 71,9 79,2

 

В Бар­нау­ле в 2003 г. про­жи­ва­ли в ком­му­наль­ных квар­ти­рах 2587 се­мей (13,5% из 19202 семь­ей, со­стоя­щих на уче­те по улуч­ше­нию жи­лищ­ных ус­ло­вий), в об­ще­жи­ти­ях – 6193 (32,3%), в вет­хом
и ава­рий­ном жил­фон­де – 327 (1,8%). Со­стоя­ли на уче­те 10 лет и бо­лее 14682 се­мьи (76,5%).

В до­мах жи­лье раз­де­ли­лось на му­ни­ци­паль­ное – для оче­ред­ни­ков го­ро­да и ком­мер­че­ское – для эко­но­ми­че­ски обес­пе­чен­ной
ка­те­го­рии на­се­ле­ния, ко­то­ро­го се­го­дня на Ал­тае не бо­лее 10–15%. Над­ви­га­ет­ся серь­ез­ный со­ци­аль­ный кри­зис, по­доб­ный по­сле­во­ен­но­му пе­рио­ду ин­ди­ви­ду­аль­но­го строи­тель­ст­ва, вре­ме­ни ук­ра­ша­тель­ст­ва, строи­тель­ст­ва жи­лья для из­бран­ных. Для ос­нов­ной мас­сы на­се­ле­ния де­прес­сив­но­го Ал­тая (85%) по су­ще­ст­ву нет воз­мож­но­сти ре­шать жи­лищ­ные про­бле­мы, глав­ным об­ра­зом, из-за от­сут­ст­вия де­неж­ных средств.

В 2000–2005 гг. про­изо­шел за­мет­ный ска­чок в ди­на­ми­ке рос­та объ­е­мов вет­хо­го и ава­рий­но­го жи­лья из-за то­го, что до­ма, по­стро­ен­ные де­сят­ки лет на­зад, в по­след­ние го­ды не под­вер­га­лись ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту и ре­кон­ст­рук­ции. Функ­ции по под­дер­жа­нию жи­лищ­но­го фон­да бы­ли пе­ре­да­ны му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ям, и мно­гие из них с воз­ло­жен­ной на них обя­зан­но­стью не спра­ви­лись.

Жи­лищ­ный фонд как объ­ект не­дви­жи­мо­сти тре­бу­ет соз­да­ния се­ти до­пол­няю­щих объ­ек­тов со­ци­аль­но-бы­то­вой ин­фра­струк­ту­ры, со­блю­де­ния ра­цио­наль­ной плот­но­сти за­строй­ки, фор­ми­ро­ва­ния бла­го­при­ят­ной при­род­ной и со­ци­аль­ной сре­ды. Объ­ем и ка­че­ст­во жи­лищ­ных ус­луг в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­ка­ми ме­сто­рас­по­ло­же­ния жи­лья, его бли­зо­стью к транс­порт­ным се­тям, пред­при­яти­ям тор­гов­ли и бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния, уч­ре­ж­де­ни­ям об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, здра­во­охра­не­ния, мес­там от­ды­ха, раз­вле­че­ний, за­ня­тий спор­том, а так­же плот­но­стью за­строй­ки, удоб­ст­вом пла­ни­ров­ки, чис­то­той и озе­ле­нен­но­стью дво­ров.

Жи­лье как ка­пи­таль­ное и ре­сур­со­ем­кое бла­го име­ет вы­со­кую стои­мость, а его при­об­ре­те­ние в соб­ст­вен­ность для оп­ре­де­лен­ных ка­те­го­рий на­се­ле­ния ока­зы­ва­ет­ся за­труд­ни­тель­ным или не­це­ле­со­об­раз­ным. Часть гра­ж­дан пред­по­чи­та­ет на­ем жи­лья (его арен­ду), т.е. по­ку­па­ет жи­лищ­ные ус­лу­ги от­дель­но от жи­лищ­но­го фон­да. Дру­гая часть на­се­ле­ния при­об­ре­та­ет жи­лье как ис­точ­ник до­хо­да
и сда­ет в арен­ду, вы­сту­пая про­дав­цом жи­лищ­ных ус­луг. В свя­зи
с этим строи­тель­ст­во и при­об­ре­те­ние жи­лья с це­лью сда­чи его в арен­ду ста­но­вит­ся осо­бым ви­дом пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки жи­лье как объ­ект не­дви­жи­мо­сти ста­но­вит­ся эф­фек­тив­ным спо­со­бом со­хра­не­ния стои­мо­сти, т.е. слу­жит сред­ст­вом на­ко­п­ле­ния (Ро­гат­кин, 2000, с. 9).

В крае в 2000–2005 гг. еже­год­ный ввод об­щей пло­ща­ди жи­лья – око­ло 400 тыс. кв. м за счет всех ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния.
В по­след­ние го­ды уве­ли­чи­лась до­ля жи­лых до­мов, по­стро­ен­ных на­се­ле­ни­ем за свой счет и с по­мо­щью кре­ди­тов. В 2005 г. она
со­став­ля­ла 85,2% (по РФ – 40,3%).

По экс­перт­ным оцен­кам у на­се­ле­ния наи­боль­шая по­треб­ность в од­но­ком­нат­ных квар­ти­рах – 40% от об­ще­го чис­ла гра­ж­дан, со­стоя­щих на уче­те по улуч­ше­нию жи­лищ­ных ус­ло­вий (ин­ва­ли­ды, оди­но­кие, по­жи­лые, мо­ло­дые се­мьи), но стро­ят­ся в ос­нов­ном мно­го­ком­нат­ные квар­ти­ры. В оче­ре­ди за жиль­ем сто­ят, как пра­ви­ло, гра­ж­да­не, от­но­ся­щие­ся к со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ным сло­ям на­се­ле­ния.

Хо­тя за по­след­ние 15 лет ос­нов­ные по­ка­за­те­ли по бла­го­ус­т­рой­ст­ву и ин­же­нер­но­му обес­пе­че­нию жи­лищ­но­го фон­да края
вы­рос­ли, бла­го­ус­т­рой­ст­во имею­щих­ся квар­тир ос­тав­ля­ет же­лать луч­ше­го. Толь­ко 68% жи­лья обо­ру­до­ва­но во­до­про­во­дом, 59% – ка­на­ли­за­ци­ей, 47% – ван­на­ми (ду­ша­ми), 64% – га­зом, 39% – го­ря­чим во­до­снаб­же­ни­ем. В ма­лых го­ро­дах до 50% жи­лья еще не бла­го­ус­т­рое­но.

 

Рис. 6.3. Бла­го­ус­т­рой­ст­во жи­лищ­но­го фон­да в Рос­сии
и в Ал­тай­ском крае в 2005 г., в %

 

В 2005 г. от­пуск те­п­ла на­се­ле­нию и пред­при­яти­ям на ком­му­наль­но-бы­то­вые ну­ж­ды осу­ще­ст­в­ля­ли 2425 ко­тель­ных, сум­мар­ная мощ­ность ко­то­рых со­ста­ви­ла 13,8 тыс. Гкал. в час. 79,3% та­ких объ­ек­тов рас­по­ло­же­ны в сель­ской ме­ст­но­сти (в 2003 г. – 77,4%). Сред­не­го­до­вая ба­лан­со­вая стои­мость про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей ис­точ­ни­ков те­п­ло­снаб­же­ния – 3461,9 млн руб.

Про­тя­жен­ность те­п­ло­вых и па­ро­вых се­тей в двух­труб­ном ис­чис­ле­нии со­ста­ви­ла 3712,4 км, из них 707,8 км (19,1%) ну­ж­да­ют­ся в за­ме­не (2003 г. – 19,2%).

В на­ча­ле 2006 г. на ба­лан­се 634 ор­га­ни­за­ций и пред­при­ятий чис­ли­лось 1392 во­до­про­во­да мощ­но­стью 1340,1 тыс. куб. м во­ды в су­тки и 39 от­дель­ных во­до­про­вод­ных се­тей. Их име­ют все го­ро­да, ра­бо­чие по­сел­ки и 1122 сель­ских на­се­лен­ных пунк­та (69,6% от их чис­лен­но­сти в крае). Сред­не­го­до­вая ба­лан­со­вая стои­мость про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей во­до­про­во­дов и от­дель­ных во­до­про­вод­ных се­тей со­ста­ви­ла 2197,3 млн руб., в во­до­про­вод­ном хо­зяй­ст­ве ра­бо­та­ет 5287 чел. (в 2003 г. – 5199).

В 2005 г. в сис­те­ме во­до­снаб­же­ния края про­изош­ло 6069 ава­рий – по­ры­вов во­до­про­вод­ных се­тей и на­ру­ше­ния ра­бо­ты со­ору­же­ний (в 2004 г. – 6048). При­мер­но в год на ка­ж­дые 100 км се­тей при­хо­дит­ся 35–37 ава­рий. Глав­ная при­чи­на – вет­хое со­стоя­ние во­до­во­дов и улич­ных се­тей, из ко­то­рых ну­ж­да­ют­ся в за­ме­не со­от­вет­ст­вен­но 16,1 и 35,6% (в 2004 г. – 16,7 и 35,7%). Объ­ем утеч­ки и не­уч­тен­но­го рас­хо­да во­ды со­ста­вил 48,0 млн куб. м, или 21,7% от по­дан­ной
в сеть (в 2003 – 15,5%). Че­рез очи­ст­ные со­ору­же­ния про­пу­ще­но 125,1 млн куб. м, или 56,5% от об­ще­го объ­е­ма во­ды, по­дан­ной
в сеть (в 2003 г. – 49,9%).

В крае в 2005 г. во­до­от­ве­де­ние из жи­лых до­мов и ком­му­наль­но-бы­то­вых объ­ек­тов про­хо­ди­ло че­рез 77 ка­на­ли­за­ций и 23 от­дель­ные ка­на­ли­за­ци­он­ные се­ти. Ус­та­нов­лен­ная про­пу­ск­ная спо­соб­ность очи­ст­ных со­ору­же­ний – 631,6 тыс. куб. м в су­тки, их мощ­ность по об­ра­бот­ке осад­ка – 39,4 тыс. куб. м в су­тки. Все го­ро­да края (кро­ме Змеи­но­гор­ска), 4 по­сел­ка го­род­ско­го ти­па (кро­ме Таль­мен­ки) и 56 сель­ских на­се­лен­ных пунк­тов (3,5% от их об­ще­го чис­ла на Ал­тае) име­ют ка­на­ли­за­ци­он­ные со­ору­же­ния. Сред­не­го­до­вая ба­лан­со­вая стои­мость про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей ка­на­ли­за­ций и ка­на­ли­за­ци­он­ных се­тей на ко­нец го­да со­ста­ви­ла 877,9 млн руб. (в 2004 г. – 1275,2 млн руб.). В ка­на­ли­за­ци­он­ном хо­зяй­ст­ве края ра­бо­та­ет
2657 чел., в т.ч. в го­род­ских по­се­ле­ни­ях – 2413 чел. (90,8%). В 2005 г. в ка­на­ли­за­ци­он­ном хо­зяй­ст­ве про­изош­ло 38 ава­рий (в 2003 г. – 32). Как пра­ви­ло, все ава­рий­ные си­туа­ции про­ис­хо­дят на те­п­ло­вых
се­тях и ко­тель­ных с пол­ным амор­ти­за­ци­он­ным из­но­сом.

Вы­со­кой ос­та­ет­ся сте­пень из­но­шен­но­сти объ­ек­тов: из­нос
ос­нов­ных фон­дов по жи­лищ­но­му хо­зяй­ст­ву на на­ча­ло 2006 г. со­ста­вил 26,5%, по ком­му­наль­но­му хо­зяй­ст­ву – 52,5%. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во до­мов воз­ве­де­но в 1946-1970 гг., при­чем из об­ще­го
ко­ли­че­ст­ва жи­лых строе­ний бо­лее 54% име­ют из­нос от 31 до 65%. Из об­ще­го ко­ли­че­ст­ва во­до­про­вод­ных се­тей края 30,8% пол­но­стью из­но­ше­ны. Ка­на­ли­за­ци­он­ные се­ти в боль­шин­ст­ве сво­ем бы­ли
по­строе­ны в 60–70-е гг., и на се­го­дняш­ний день их про­пу­ск­ная спо­соб­ность ис­чер­па­на, тех­ни­че­ское со­стоя­ние кол­лек­то­ров не по­зво­ля­ет обес­пе­чи­вать нор­маль­ное во­до­от­ве­де­ние сточ­ных вод го­ро­да, 13% се­тей тре­бу­ют за­ме­ны.

В кон­це 2005 г. при­нят за­кон, ко­то­рый по­зво­ля­ет ре­гу­ли­ро­вать та­ри­фы на жи­лищ­но-ком­му­наль­ные ус­лу­ги. Суть его за­клю­ча­ет­ся в том, что у пра­ви­тель­ст­ва по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность ус­та­но­вить пре­дель­ные тем­пы рос­та та­ри­фов на жи­лищ­но-ком­му­наль­ные ус­лу­ги для ре­гио­нов. Ре­гио­ны в свою оче­редь долж­ны ус­та­но­вить та­кие пре­дель­ные тем­пы рос­та для му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Рост та­ри­фов на ус­лу­ги ЖКХ ве­дет к не­кон­тро­ли­руе­мо­му
вла­стя­ми рос­ту ин­фля­ции. По мне­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и тор­гов­ли Г. Гре­фа, ре­гио­наль­ные вла­сти вме­сто ре­фор­ми­ро­ва­ния сфе­ры ЖКХ и свя­зи по­вы­ша­ют та­ри­фы на эти ус­лу­ги. По­это­му в 2006 г. оп­ре­де­лять та­кие та­ри­фы бу­дет фе­де­раль­ный центр. Что­бы це­ны на квар­ти­ры не рос­ли, на­до од­но­вре­мен­но сти­му­ли­ро­вать рост пред­ло­же­ния жи­лья. Ре­гио­наль­ным вла­стям ре­ко­мен­ду­ет­ся брать ссу­ды на соз­да­ние ин­фра­струк­ту­ры на пло­щад­ках, пред­на­зна­чен­ных для строи­тель­ст­ва жи­лых до­мов, а за­тем про­да­вать их за­строй­щи­кам. Пред­по­ла­га­ет­ся, что го­су­дар­ст­во пре­дос­та­вит га­ран­тии и суб­си­ди­ру­ет ре­гио­нам про­цен­ты по этим кре­ди­там.

В крае для ра­ди­каль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в жи­лищ­но-ком­му­наль­ной сфе­ре в 1996 г. был при­нят За­кон «Об уча­стии Ал­тай­ско­го края в реа­ли­за­ции Го­су­дар­ст­вен­ной про­грам­мы «Жи­ли­ще», ФЦП «Свой дом», а так же дру­гих жи­лищ­ных про­грамм», ко­то­рый на­ме­тил еже­год­ное вы­де­ле­ние средств на жи­лищ­ное строи­тель­ст­во не ме­нее 5% кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та края. Ре­гио­наль­ным за­ко­ном 2000 г. «О по­ряд­ке пре­дос­тав­ле­ния ипо­теч­ных жи­лищ­ных кре­ди­тов жи­те­лям Ал­тай­ско­го края за счет средств крае­во­го бюд­же­та» оп­ре­де­лен по­ря­док пре­дос­тав­ле­ния ипо­теч­ных кре­ди­тов.

На Ал­тае с 1 ян­ва­ря 2005 г. стан­дарт мак­си­маль­но до­пус­ти­мой до­ли (МДД) соб­ст­вен­ных рас­хо­дов на оп­ла­ту жи­лья и ком­му­наль­ных ус­луг в со­во­куп­ном до­хо­де се­мьи со­став­лял 22%. По­ста­нов­ле­ни­ем ад­ми­ни­ст­ра­ции Ал­тай­ско­го края от 8 фев­ра­ля 2005 г. №51 при сред­не­ду­ше­вом до­хо­де на од­но­го чле­на се­мьи до двух (вклю­чи­тель­но) ве­ли­чин ус­та­нов­лен­но­го в крае про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма стан­дарт МДД снижен до 14%.

В ре­зуль­та­те ана­ли­за вы­яс­ни­лось, что свы­ше 95% по­лу­ча­те­лей суб­си­дий в боль­шин­ст­ве рай­онов края име­ют до­ход не вы­ше двух про­жи­точ­ных ми­ни­му­мов на че­ло­ве­ка, и толь­ко ос­таль­ные 5% име­ют до­ход свы­ше это­го. В не­ко­то­рых бед­ных рай­онах края та­кая до­ля со­став­ля­ет ме­нее 1% по­лу­ча­те­лей суб­си­дий. В чис­ло по­лу­ча­те­лей суб­си­дий во­шли ра­бот­ни­ки бюд­жет­ной сфе­ры: млад­ший ме­ди­цин­ский пер­со­нал, учи­те­ля и др.

В 2005 г. в крае суб­си­дии на оп­ла­ту жи­лья и ком­му­наль­ных ус­луг бы­ли пре­дос­тав­ле­ны 244,5 тыс. се­мей, что со­ста­ви­ло 25,1% от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва квар­ти­ро­съем­щи­ков.

Пе­ре­ход к оп­ла­те на­се­ле­ни­ем всей стои­мо­сти жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг дол­жен быть обес­пе­чен зна­чи­тель­ным рос­том до­хо­дов ос­нов­ной час­ти на­се­ле­ния, де­мо­но­по­ли­за­ци­ей об­слу­жи­ва­ния му­ни­ци­паль­но­го жи­лищ­но­го фон­да и фор­ми­ро­ва­ни­ем рын­ка ус­луг, ор­га­ни­за­ци­ей ре­сур­сос­бе­ре­же­ния.

Как и в дру­гих от­рас­лях эко­но­ми­ки, в жи­лищ­ной сфе­ре го­су­дар­ст­во ста­ра­ет­ся уй­ти от ре­ше­ния во­про­сов фи­нан­си­ро­ва­ния жи­лья, ос­тав­ляя за со­бой на раз­ных уров­нях управ­ле­ния кон­троль­ные функ­ции: вы­де­ле­ние зе­мель под строи­тель­ст­во, оп­ре­де­ле­ние стан­дар­тов, тре­бо­ва­ния к ок­ру­жаю­щей сре­де.

В це­лом на­се­ле­ние стра­ны, стра­дая от от­сут­ст­вия дос­туп­ной сис­те­мы кре­ди­то­ва­ния строи­тель­ст­ва жи­лья, го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных га­ран­тий ка­че­ст­ва и на­деж­но­сти строи­тель­ных фирм, не в со­стоя­нии обес­пе­чить се­бя пер­вым и не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем су­ще­ст­во­ва­ния.

По ста­ти­сти­ке толь­ко 1,5% на­се­ле­ния РФ се­го­дня спо­соб­но са­мо­стоя­тель­но ку­пить квар­ти­ру. Ну­ж­да­ют­ся же в улуч­ше­нии жи­лищ­ных ус­ло­вий 80% рос­си­ян. Для срав­не­ния: по обес­пе­чен­но­сти жиль­ем в Гер­ма­нии на од­но­го жи­те­ля при­хо­дит­ся 35 кв. м жи­лья, в Швей­ца­рии, Нор­ве­гии, Ка­на­де – по 40, США – 70, Рос­сии – 19,3 кв. м.

Ал­тай­ский край об­ла­да­ет луч­ши­ми по срав­не­нию с дру­ги­ми ре­гио­на­ми Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка при­род­но-кли­ма­ти­че­ски­ми ус­ло­вия­ми. Сю­да все­гда при­ез­жа­ло дос­та­точ­но мно­го лю­дей с Се­ве­ра, они при­об­ре­та­ли здесь жи­лье, пред­по­чи­тая Ал­тай дру­гим
ре­гио­нам юж­ной час­ти Си­би­ри. В 1990-е гг. это спо­соб­ст­во­ва­ло зна­чи­тель­но­му при­то­ку на­се­ле­ния и от­но­си­тель­но вы­со­кой стои­мо­сти жи­лья и под­дер­жи­ва­ло сред­ний ин­ве­сти­ци­он­ный рей­тинг края, не­смот­ря на кри­зис­ное со­стоя­ние про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры.

В свя­зи со сни­же­ни­ем ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти в жи­лищ­ном строи­тель­ст­ве в дан­ной сфе­ре и смеж­ных с ней от­рас­лях на­блю­да­ет­ся упа­док, что от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на эко­но­ми­че­ском со­стоя­нии ре­гио­на. Но­вые строи­тель­ные пред­при­ятия, соз­да­вае­мые в фор­ме ак­цио­нер­ных об­ществ на ба­зе ста­рых го­су­дар­ст­вен­ных струк­тур, не яв­ля­ют­ся на­деж­ны­ми строи­тель­ны­ми фир­ма­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми воз­ве­де­ние объ­ек­тов жи­лья «под ключ» с хо­ро­шим ка­че­ст­вом. В свя­зи со зна­чи­тель­ны­ми тем­па­ми ин­фля­ции и мо­но­по­ли­ей в ин­фра­струк­тур­ных от­рас­лях це­ны на вновь воз­во­ди­мое жи­лье рас­тут дос­та­точ­но вы­со­ки­ми тем­па­ми. Со­хра­ня­ет­ся про­бле­ма ка­че­ст­ва строи­тель­ных ра­бот.

Из-за от­сут­ст­вия стро­го­го кон­тро­ля ча­ст­ных строи­тель­ных фирм со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва и ме­ст­ных вла­стей, про­вер­ки их на­деж­но­сти в час­ти по обес­пе­чен­но­сти ре­аль­ны­ми мощ­но­стя­ми и сред­ст­ва­ми для удов­ле­тво­ре­ния за­про­сов на­се­ле­ния рас­тет не­до­ве­рие к ним и раз­оча­ро­ва­ние ими со сто­ро­ны гра­ж­дан. В Бар­нау­ле сви­де­тель­ст­вом это­го яв­ля­ет­ся скан­дал с фи­нан­со­вой пи­ра­ми­дой, со­ору­жен­ной строи­тель­ной ком­па­ни­ей ООО «СП Бар­на­ул­ст­рой». Ча­ст­ные ли­ца, став­шие доль­щи­ка­ми этой ком­па­нии, вне­сли бо­лее 132,3 млн руб. Из 1026 доль­щи­ков, вло­жив­ших день­ги в до­ле­вое строи­тель­ст­во по не­по­мер­но низ­кой це­не (3,5 тыс. руб. за 1 кв. м при ре­аль­ной стои­мо­сти в 6–7 тыс. руб.), су­дом при­зна­ны по­терпев­ши­ми от мо­шен­ни­че­ских дей­ст­вий ру­ко­во­ди­те­лей ООО
«СП Бар­на­ул­ст­рой» 878 чел. В ре­зуль­та­те та­ких опе­ра­ций од­ной строя­щей­ся квар­ти­рой по до­ку­мен­там вла­де­ли от 2 до 9 доль­щи­ков.
Вы­зы­ва­ет удив­ле­ние от­ме­на с 2007 г. ли­цен­зи­ро­ва­ния гра­ж­дан­ско­го строи­тель­ст­ва, что мо­жет при­вес­ти к но­вой вол­не кри­ми­наль­ных на­ру­ше­ний в дан­ной сфе­ре, а в пер­спек­ти­ве – к сни­же­нию ка­че­ст­ва вво­ди­мо­го жи­лья вплоть до уг­ро­зы тех­но­ген­ных ава­рий.

С 2002 г. боль­шин­ст­во субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции при­ня­ли про­грам­мы обес­пе­че­ния жиль­ем мо­ло­дых се­мей. Но поч­ти по­все­ме­ст­но их реа­ли­за­ция бы­ла не­удов­ле­тво­ри­тель­ной из-за не­дос­та­точ­но­го вы­де­ле­ния средств. Мно­гие мо­ло­дые се­мьи ут­ра­ти­ли на­де­ж­ду
на бы­строе ре­ше­ние жи­лищ­но­го во­про­са. Так, в 2005 г. в Бар­нау­ле из 540 та­ких се­мей квар­ти­ры по­лу­чи­ли все­го 40. Еже­год­но же в
го­ро­де об­ра­зу­ет­ся до 5 тыс. мо­ло­дых се­мей.

С на­ча­ла 1990-х гг. в при­го­род­ном поя­се Бар­нау­ла бы­ли вы­де­ле­ны ты­ся­чи уча­ст­ков под строи­тель­ст­во кот­тед­жей. Но со вре­ме­нем у зна­чи­тель­ной час­ти за­строй­щи­ков из­ме­ни­лись фи­нан­со­вые воз­мож­но­сти, а го­род не реа­ли­зо­вал свои на­ме­ре­ния по обес­пе­че­нию строя­щих­ся по­сел­ков ин­же­нер­но-транс­порт­ной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­рой. В ре­зуль­та­те строи­тель­ст­во боль­шин­ст­ва од­но­се­мей­ных до­мов не за­вер­ше­но. С дру­гой сто­ро­ны, ис­то­ри­че­ски су­ще­ст­ву­ют по­се­ле­ния, вклю­чен­ные в го­род­скую чер­ту, но со­хра­нив­шие сель­ский ук­лад жиз­ни. Это важ­ный ре­сурс раз­ви­тия го­ро­да, так как рас­по­ло­же­ны они в ря­де слу­ча­ев на по­тен­ци­аль­но цен­ных тер­ри­то­ри­ях. Хао­тич­ное и ма­ло кон­тро­ли­руе­мое строи­тель­ст­во кот­тед­жей, по всей ви­ди­мо­сти, уже ско­ро при­ве­дет к но­вым про­бле­мам функ­цио­ни­ро­ва­ния го­род­ско­го ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва.

Ком­плекс­ное ре­ше­ние про­бле­мы обес­пе­че­ния на­се­ле­ния жиль­ем на тер­ри­то­рии края пред­по­ла­га­ет соз­да­ние в жи­лищ­ной сфе­ре кон­ку­рент­ной сре­ды, пе­ре­ход к обя­за­тель­но­му кон­курс­но­му от­бо­ру под­ряд­ных ор­га­ни­за­ций для вы­пол­не­ния ра­бот по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту, а так­же управ­ле­нию жи­лищ­ным фон­дом. В го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ке ну­ж­да­ет­ся мо­дер­ни­за­ция жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са.

Не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать сис­те­му ре­гио­наль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния жи­лищ­ной сфе­ры, пред­по­ла­гаю­щую во­пло­ще­ние ком­плек­са це­ле­вых мер, на­прав­лен­ных на сти­му­ли­ро­ва­ние спро­са и пред­ло­же­ния жи­лищ­но­го фон­да и жи­лищ­ных ус­луг, в том чис­ле:

1) цен­тра­ли­зо­ван­ное фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в строи­тель­ст­во, ре­кон­ст­рук­цию и ка­пи­таль­ный ре­монт со­ци­аль­но­го жи­лья, пред­на­зна­чен­но­го для улуч­ше­ния жи­лищ­ных ус­ло­вий ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ев на­се­ле­ния;

2) пря­мое (раз­да­точ­ное) рас­пре­де­ле­ние го­су­дар­ст­вен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го жи­ло­го фон­да;

3) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние уров­ня ми­ни­маль­ных (ме­ди­цин­ских) и сред­них (со­ци­аль­ных) жи­лищ­ных стан­дар­тов;

4) го­су­дар­ст­вен­ное кре­ди­то­ва­ние об­ще­ст­вен­ных жи­лищ­ных ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных за­строй­щи­ков;

5) пре­дос­тав­ле­ние на­ло­го­вых и иных льгот пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ще­ст­в­ляю­щим ин­ве­сти­ци­он­но-строи­тель­ную дея­тель­ность;

6) суб­си­ди­ро­ва­ние рас­хо­дов на­се­ле­ния на строи­тель­ст­во, при­об­ре­те­ние, со­дер­жа­ние и на­ем ча­ст­но­го и го­су­дар­ст­вен­но­го жи­лья;

7) об­щая нор­ма­тив­но-пра­во­вая рег­ла­мен­та­ция взаи­мо­дей­ст­вий ме­ж­ду субъ­ек­та­ми жи­лищ­ных от­но­ше­ний.

Сис­те­ма бес­плат­но­го жи­лищ­но­го обес­пе­че­ния, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в со­циа­ли­сти­че­ский пе­ри­од, ос­во­бо­ди­ла на­се­ле­ние от
не­об­хо­ди­мо­сти са­мо­стоя­тель­но ре­шать свои жи­лищ­ные про­бле­мы и по­ро­ди­ла в мас­со­вом соз­на­нии ус­той­чи­вые иж­ди­вен­че­ские на­строе­ния и ил­лю­зии. В на­стоя­щее вре­мя го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны от­стра­ни­лись от ре­ше­ния жи­лищ­ной про­бле­мы ты­сяч се­мей, пе­ре­ло­жив ее на пле­чи му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

За­ко­но­да­тель­ная ба­за Рос­сии про­дол­жа­ет не­сти от­пе­ча­ток со­ци­аль­ных сте­рео­ти­пов и пред­став­ле­ний о жи­лищ­ных пра­вах гра­ж­дан, унас­ле­до­ван­ных от со­вет­ских вре­мен. Важ­ным ша­гом долж­на стать за­ко­но­да­тель­ная от­ме­на бес­плат­ной при­ва­ти­за­ции, так как она су­жа­ет воз­мож­но­сти му­ни­ци­па­ли­те­тов по обес­пе­че­нию жиль­ем со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ных сло­ев об­ще­ст­ва.

Не­об­хо­ди­мо вне­сти в за­ко­но­да­тель­ную ба­зу РФ и ка­ж­до­го ре­гио­на нор­мы вы­де­ле­ния со­ци­аль­но­го жи­лья гра­ж­да­нам-оче­ред­ни­кам му­ни­ци­па­ли­те­тов, пре­дос­тав­лять квар­ти­ры жи­лой пло­ща­дью не 9–12 кв. м жи­лой пло­ща­ди на че­ло­ве­ка, как это бы­ло по Жи­лищ­но­му ко­дек­су 1983 г., а по са­ни­тар­но-ми­ни­маль­ной нор­ме – 6 кв. м на че­ло­ве­ка. Это по­зво­лит под­дер­жать гра­ж­дан с ми­ни­маль­ны­ми до­хо­да­ми. При ны­неш­них тем­пах вет­ша­ния жи­лищ­но­го фон­да
не­об­хо­ди­мо ско­рей­шим об­ра­зом ре­шать жи­лищ­ные про­бле­мы
тех гра­ж­дан, ко­то­рые про­жи­ва­ют в ава­рий­ном и вет­хом жи­лье.
По всту­пив­ше­му в дей­ст­вие с 2005 г. но­во­му Жи­лищ­но­му ко­дек­су РФ пе­ре­се­ляе­мые гра­ж­да­не име­ют пра­во по­лу­чить пло­щадь толь­ко
в та­ких раз­ме­рах, ко­то­рые у них бы­ли рань­ше. Это бу­дет спо­соб­ст­во­вать ус­ко­ре­нию сно­са вет­хо­го жи­лья, осо­бен­но в цен­траль­ной
и ста­рой час­ти го­ро­да.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...