Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 12 глава
В 2005 г. в России действовало 53 ФЦП, 21 из которых имела узкоспециализированную направленность, поэтому Алтайский край не мог в них участвовать. Всего в крае реализованы 22 ФЦП, а их средства в сопоставимых ценах превысили уровень 2004 г. на 17%. В 2005 г. объем финансирования ФЦП и объектов непрограммной части составил 5180,9 млн руб., в том числе средства федерального бюджета – 2959,5 млн руб. (57,1% от общего объема), краевого бюджета – 328,6 млн (6,3%), местных бюджетов – 32,1 млн (0,6%), внебюджетные источники – 1860,7 млн руб. (36%). В 2005 г. наибольшие средства выделены на реализацию следующих программ: «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Автомобильные дороги») – 863,3 млн руб., «Жилище» (2002–2010 гг.) –182,4 млн руб., «Повышение плодородия почв России на 2002–2005 годы» –168 млн руб., «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» – 101 млн руб., «Преодоление последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС и ПО "Маяк" на период до 2010 года» – 84,4 млн руб. В 2005 г. в рамках реализации ФЦП введены в эксплуатацию в Барнауле: средняя школа на 1296 учащихся, лечебный корпус детской больницы на 123 койки, пристройка к учебно-лабораторному корпусу Алтайского государственного медицинского университета, жилой дом для работников УВД, газовая котельная в доме-интернате для престарелых и инвалидов; в Рубцовске: 56-квартирный
В сельской местности построено 7,2 тыс. кв. м и приобретено 18,0 тыс. кв. м жилья, введено 8 км водопроводных сетей, 12,3 км газовых сетей, газифицировано 156 квартир. Осуществлено орошение 50 га земли, выполнены работы по восстановлению и реконструкции оросительных систем на площади 10 тыс. га. В рамках реализации ФЦП «Жилище» (на 2002–2010 гг.) обеспечено жильем 107 молодых семей (общая площадь жилья 2,9 тыс. кв. м), приобретена 61 квартира для вынужденных переселенцев (2,9 тыс. кв. м); выдано 59 жилищных сертификатов для военнослужащих, уволенных в запас, 7 сертификатов участникам ликвидации последствий радиационных аварий, 2 сертификата для граждан, В целом по краю в 2005 г. построено и реконструировано 32 км автомобильных дорог. В связи с тем, что действие Программы «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» закончилось, а предусмотренные цели и задачи были достигнуты лишь частично, Правительство РФ признало необходимость продолжения намеченных мероприятий. Для этого в 2002 г. была утверждена ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий до 2010 года», состоящая из трех подпрограмм, среди которых «Преодоление последствий на Чернобыльской АЭС», «Преодоление последствий аварии на ПО "Маяк"» и «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», последняя из которых
Семипалатинская подпрограмма финансировалась в 2005 г. Принципиально новым, специфичным именно для рынка является необходимость создания широкого спектра квартир, значительно отличающихся друг от друга не только архитектурными Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по данным за 2004–2005 гг. поставило Алтайский край в группу регионов 3С1: пониженный В рейтинге инвестиционного риска российских регионов Притоку прямых инвестиций в экономику препятствует низкий рейтинг Алтайского края. Для привлечения капитала необходимо признание солидного рейтингового агентства на протяжении как минимум 3–5 лет. Пока этого нет, не будет и размещения крупных инвестиций из других субъектов, не говоря уже о зарубежных вложениях.
Существенное негативное влияние на рост объемов жилищного строительства оказывает значительное отставание в формировании инженерной инфраструктуры. Особенно остро стоит вопрос развития сетей и подготовки территории, где осуществляется интенсивное строительство жилья. В городах и районах края необходимо провести анализ и разработку предложений по первоочередным объектам инженерного обеспечения для планируемых площадок строящегося жилья. Для этого в соответствии с потребностями жилищного строительства в целом по краю необходимо ежегодно вкладывать примерно 250 млн руб. в данную сферу деятельности. Среди мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства в Алтайском крае, наиболее важным является реализация инвестиционных проектов по модернизации материально-технической базы строительной индустрии. В нее входит около 160 собственно строительных организаций, 20 из которых относятся к группе крупных и средних. Их мощности с трудом позволяют обеспечивать современные потребности капитального строительства и ремонтно-эксплуатационных работ в основных видах строительных материалов, изделий и конструкций. Ассортимент и качество отдельных видов строительных материалов не удовлетворяют нарастающие запросы общества. Высокая степень физического и морального износа основных фондов негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции. Усилению инвестиционной активности мешает недостаточное развитие инфраструктуры края. Алтай занимает большую территорию, между его населенными пунктами значительные расстояния. Обустройство одного квадратного километра территории обходится краю в 2–4 раза дороже, чем Кемеровской области, не говоря уже об областях европейской части России или Урала. Из инфраструктурных составляющих в крае имеется достаточно развитая железнодорожная сеть, а также система элеваторов и хлебоприемных пунктов для переработки и хранения зерна.
Одна из главных проблем в увеличении инвестиций – это вложение средств в развитие промышленных предприятий, расположенных в районах края. Налоговые потенциалы городов края и его сельских населенных пунктов просто несопоставимы. Для преодоления этого положения в экономической политике Алтая необходимо больше внимания уделять формированию производственной инфраструктуры в селах. Особо острым является вопрос газификации. На начало 2006 г. природный газ был только в 6 из 71 городов Основным источником инвестиций в основной капитал в последние годы становятся собственные средства предприятий: на их долю в 2005 г. приходилось 49,9% всех инвестиций, но с 1998 г. они снизились на 7,1%. С 2004 г. утвердилась позитивная тенденция увеличения банковского кредитования экономики края. Доля кредитов банков в структуре финансирования инвестиций возросла в 2005 г. до 10,6% против 3,9% в 2000 г., а в 1998 г. она была только 0,4%. Все еще низкий уровень кредитования банками реального сектора экономики обусловлен сохраняющимися значительными рисками кредитования предприятий, связанными с недостатками в законодательной базе (в первую очередь в части защиты прав кредитора), а также Тенденция к росту кредитования предприятий банками была обусловлена снижением процентной ставки. В результате на Алтае доля кредитов, предоставленных на срок более одного года, в общем объеме составила на 1 января 2006 г. 7,3 млрд руб., и была больше в 1,7 раза, чем на 1 января 2005 г.
Таблица 5.5 Мощность введенных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры в Алтайском крае в 1992–2005 гг.
На сегодняшний день объем иностранных капиталовложений в экономику края не соответствует реальным потребностям региона и возможностям их освоения. Определенная специфика Алтайского края позволяет рассматривать его в качестве потенциальной сферы эффективного приложения иностранного капитала по сравнению с Россией и с остальными регионами Сибири. Это обусловлено следующими факторами: · сохранение различных видов промышленной деятельности, · относительно неплохие природно-климатические условия (по сравнению со многими регионами Сибири); · благоприятное для процессов интеграции географическое расположение (близость к среднеазиатским странам СНГ, Китаю, через Алтай проходит автомобильный тракт, соединяющий Монголию с Россией); · уникальные условия для рекреации и туризма; · наличие запасов природно-сырьевых ресурсов (металлов, включая золото, серебро; минерально-строительных, в том числе мрамор; лекарственных растений и т. д.). Анализ инвестиций за период с 1998 г. показывает, что основной объем зарубежных инвестиций приходился на 1999–2000 гг. (табл. 5.6), что связано с вложениями в крупные промышленные предприятия, такие как ОАО «Алтай-кокс» и ОАО «Кондитерская фирма “Алтай”». Таблица 5.6 Поступления иностранных инвестиций в Алтайский край
В крае есть прямые вложения в «прочие отрасли», практически отсутствуют портфельные инвестиции. С начала 2000-х гг. зарубежные инвесторы фактически ушли из Алтайского края. Таблица 5.7 Накопления иностранных инвестиций в Алтайском крае
По этой причине основная часть накопленных в крае инвестиций приходится на прямые иностранные инвестиции. Причинами отсутствия иностранных инвестиций в экономике Алтайского края можно считать следующие факторы: · нестабильная социально-экономическая ситуация в регионе (частая смена глав администрации); · аграрная направленность экономики Алтая, нежелание иностранных инвесторов вкладывать средства в рискованное сельское хозяйство; · отсутствие инвестиционных проектов с быстрой окупаемостью; · неразработанность в крае специального законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций. В 1998–2005 гг. в экономику края инвестировали Бельгия, Германия, Греция, Кипр, Швейцария, Канада, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Словения, Индия, а также республики стран СНГ: Казахстан, Беларусь, Узбекистан. Однако к 2005 г. количество стран-инвесторов сократилось до 4 государств. Первое место по объему инвестирования традиционно занимает Германия. Начиная с 1998 г. данная страна вложила в край 16,4 млн долл. США, 99% этой суммы было направлено в отрасль «финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение». После 2000 г. Германия остается практически единственным инвестором, и ее доля в общем объеме иностранных инвестиций в 2005 г. составила 96,3%. На втором месте – Бельгия. Последние и незначительные вложения этой страны в экономику края были в 2003 г. (ГУП «Барнаульский завод “Кристалл”»). Другие страны-инвесторы по объему вкладываемых средств в нашу территорию не компенсировали уход Бельгии, которая, в противоположность Германии, размещала свои средства в промышленность (обработка алмазов). Можно выделить нарастающую активность в 2002–2005 гг. Китая и Казахстана. Если оценивать позиции Алтайского края по привлечению иностранного капитала в Сибирском федеральном округе, то они несравнимы с регионами, имеющими больше возможностей для добычи и реализации сырья, обладающими значительным наукоемким, промышленным и инвестиционным потенциалом. Это Омская, Новосибирская, Иркутская области. Именно они занимают первые места в привлечении иностранных инвестиций. У Алтайского края восьмое место. Доля края в общем объеме иностранных инвестиций по СФО составляет всего 0,12%. Инвестор до сих пор рассматривается местными властями как субъект, который хочет получить дивиденды от доступа к объекту инвестиций, поэтому прежде чем его получить, он должен заплатить за все, вплоть до подарков чиновникам. Между тем во всем мире подход к проблеме совершенно другой: инвестор – это благо, работая на данной территории, он создает рабочие места, платит налоги, принося доходы бюджету. Поэтому в других странах процедуры привлечения инвесторов упрощаются, власти стараются обеспечить максимально благоприятный инвестиционный климат. В России же ситуация перевернута с ног на голову. Сегодня целый ряд региональных бюджетов вынужден тратить до 70%, а порой и выше, своих доходов на финансирование заработной платы. Конечно, ни о каком инвестиционном влиянии этих бюджетов говорить не приходится. Отраслевая структура инвестиций сохраняет инерционность, межотраслевого перетока капитала пока не происходит, по-прежнему наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций занимают отрасли ТЭК и транспорт. Существует много разных подходов к объяснению неудач в инвестиционном секторе. Так, А. Лившиц называет такие проблемы, которые, по его мнению, мешают формированию благоприятного инвестиционного климата в стране: непредсказуемость тарифов
5.2. Роль транспорта и связи в экономике края На Алтае относительно других территорий Сибири существует развитая сеть железных дорог. Их общая протяженность – 1733 км, 866 км – железнодорожные пути промышленных предприятий. Прежде всего это линия Новосибирск–Барнаул–Семипалатинск, а также магистрали Славгород–Кулунда–Павлодар и Локоть–Усть-Каменогорск. После Второй мировой войны были построены участки южно-сибирского (Кулунда–Барнаул–Артышта) и среднесибирского (Барнаул–Камень-на-Оби–Карасук) направлений. В состав Западно-Сибирской железной дороги входят 90 железнодорожных станций и разъездов, 4 локомотивных и 4 вагонных депо, 4 дистанции сигнализации и связи, 7 дистанций пути. Но в последние годы интенсивность их работ уменьшается, эти структуры постоянно находятся в стадии реформирования, понижается их статус. Дело доходит до демонтажа вторых линий. В 2005–2006 гг. демонтирована дорога Локоть–Малиновое Озеро, и алтайское железнодорожное кольцо исчезло. Даже такие динамично растущие во многих регионах России отрасли, как связь и транспорт, в депрессивных территориях не получают адекватного развития. В Алтайском крае при переходе к рынку исчезла потребность во второй железной дороге, которая бы обеспечивала новый прямой выход на Кузбасс (ее заменили автомобильной дорогой). Длина автомобильных дорог общего пользования – 15,5 тыс. км, более 16 тыс. км – протяженность внутрихозяйственных дорог. С начала 2000-х гг. все районные центры связаны с Барнаулом автомобильными дорогами с твердым покрытием, 90% центральных усадеб сельхозпредприятий с районными и краевым центрами – современными автодорогами. Пассажирский транспорт общего пользования обслуживает 78% всех населенных пунктов. В переходной экономике значение транспорта на Алтае значительно изменилось. Прежде всего из-за роста тарифов доля транспортной составляющей в себестоимости продукции резко увеличилась, что сделало невыгодной работу многих промышленных предприятий. Географическая удаленность края с распадом Союза стала оказывать еще большее негативное влияние на экономику, нет В 2005 г. транспорт и связь дали 10,3% из всех собранных налогов и акцизов в крае, и по этому показателю они занимают 3-е место среди основных видов экономической деятельности региона. В настоящее время из края интенсивно вывозят кокс, сырье и изделия из дерева, а с 2004 г. также лом черных металлов и другие металлические отходы. В связи с негативной ситуацией в этой сфере в стране вопрос о криминальности таких перевозок становится все более острым. До тех пор, пока краевые предприятия не будут иметь льготных тарифов для перевозки своих изделий по железной дороге, они не смогут адаптироваться к рынку. Не следует забывать, что именно пониженные тарифы стали весомым фактором повышения до рекордных объемов производства на ОАО «Алтай-кокс». В настоящее время промышленная продукция края реализуется в основном на расстоянии его границ до 2 тыс. км, и поэтому резко возрастает значение внешней торговли с Казахстаном, Китаем, Монголией. Увеличение железнодорожных тарифов негативно повлияло на передвижение населения. Существенно уменьшилось количество пассажирских поездов из края. Изолированность Алтая – один из факторов, отрицательно влияющих на настроение людей в депрессивной провинции, и она стала еще больше в связи с приватизацией авиационного транспорта. 2,6 млн жителей края теперь полностью зависят от политики авиаперевозок какой-нибудь иногородней авиационной фирмы и ее желания получать как можно больше прибыли. Эта удаленность от столиц, курортов, заграницы особенно болезненно сказывается на молодом населении и стимулирует его стремление уехать из края. Не отвечающие современным требованиям автомобильные Автомобильный транспорт большое развитие в России получил в конце ХХ – начале ХХI в. Не стал исключением здесь и Алтай. Возросли объемы междугородних перевозок, появились автобусные рейсы из Алтая даже до ФРГ, не говоря уже о соседних областях России и Казахстана. Значительно росло количество внутригородских маршрутов, и теперь автомобильный транспорт после закрытия многих промышленных предприятий, сокращения количества авиаполетов стал основным источником загрязнения воздуха В 2004 г. в Китае принято стратегическое решение о строительстве автомобильной дороги в Россию через Алтайские горы. Транспортная ситуация в крае с каждым годом усложняется. Продолжается рост парка автомобилей. В то же время дифференциация грузовых и пассажирских потоков, строительство грузовых объездных дорог, устройство двууровневых транспортных развязок, расширение существующих магистралей и улиц не осуществляется. В результате существенно возрастает нагрузка на ряд основных транспортных магистралей. В России с 1990 по 2005 г. в 2,8 раза увеличилось число в личной собственности легковых автомобилей в расчете на 1000 чел., что является одним из самых достоверных фактов повышения качества жизни населения в период реформ. Но нарастает проблема, которую местные власти не способны решать адекватно. Автомобильные дороги с малым количеством полос, отсутствие транспортных развязок, туннелей, плохие мосты резко ухудшают обстановку на дорогах, безопасность на улицах всех поселений, ведут к громадному количеству травм и смертей. Никто, кроме властей, не в состоянии решать эти вопросы, но в крае к ним практически даже не По объему платных услуг населению Алтая связь занимает третье место после коммунальных и транспортных. В основном Относительно других отраслей краевой экономики много инвестиций вкладывается в электросвязь – телефон. Отрасль, демонстрирующая рекордные темпы роста, как и везде в стране, – сотовая телефония. Общее количество в начале 2005 г. сотовых телефонов-абонентов в Алтайском крае, по данным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|