Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 12 глава




В 2005 г. в Рос­сии дей­ст­во­ва­ло 53 ФЦП, 21 из ко­то­рых име­ла уз­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную на­прав­лен­ность, поэтому Ал­тай­ский край не мог в них уча­ст­во­вать. Все­го в крае реа­ли­зо­ва­ны 22 ФЦП, а их сред­ст­ва в со­пос­та­ви­мых це­нах пре­вы­си­ли уро­вень 2004 г. на 17%. В 2005 г. объ­ем фи­нан­си­ро­ва­ния ФЦП и объ­ек­тов не­про­грамм­ной час­ти со­ста­вил 5180,9 млн руб., в том числе сред­ст­ва фе­де­раль­но­го бюд­же­та – 2959,5 млн руб. (57,1% от об­ще­го объ­е­ма), крае­во­го бюд­же­та – 328,6 млн (6,3%), ме­ст­ных бюд­же­тов – 32,1 млн (0,6%), вне­бюд­жет­ные ис­точ­ни­ки – 1860,7 млн руб. (36%).

В 2005 г. наи­боль­шие сред­ст­ва вы­де­ле­ны на реа­ли­за­цию сле­дую­щих про­грамм: «Мо­дер­ни­за­ция транс­порт­ной сис­те­мы Рос­сии» (под­про­грам­ма «Ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги») – 863,3 млн руб., «Жи­ли­ще» (2002–2010 гг.) –182,4 млн руб., «По­вы­ше­ние пло­до­ро­дия почв Рос­сии на 2002–2005 го­ды» –168 млн руб., «Со­кра­ще­ние раз­ли­чий в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии ре­гио­нов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» – 101 млн руб., «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ава­рий на Чер­но­быль­ской АЭС и ПО "Ма­як" на пе­ри­од до 2010 го­да» – 84,4 млн руб.

В 2005 г. в рам­ках реа­ли­за­ции ФЦП вве­де­ны в экс­плуа­та­цию в Бар­нау­ле: сред­няя шко­ла на 1296 уча­щих­ся, ле­чеб­ный кор­пус дет­ской боль­ни­цы на 123 кой­ки, при­строй­ка к учеб­но-ла­бо­ра­тор­но­му кор­пу­су Ал­тай­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, жи­лой дом для ра­бот­ни­ков УВД, га­зо­вая ко­тель­ная в до­ме-ин­тер­нате для пре­ста­ре­лых и ин­ва­ли­дов; в Руб­цов­ске: 56-квар­тир­ный
жи­лой дом для ин­ва­ли­дов-ко­ля­соч­ни­ков; в Бий­ске при­об­ре­те­но пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щее обо­ру­до­ва­ние и вве­ден жи­лой дом для ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов.

В сель­ской ме­ст­но­сти по­строе­но 7,2 тыс. кв. м и при­об­ре­те­но 18,0 тыс. кв. м жи­лья, вве­де­но 8 км во­до­про­вод­ных се­тей, 12,3 км га­зо­вых се­тей, га­зи­фи­ци­ро­ва­но 156 квар­тир. Осу­ще­ст­в­ле­но оро­ше­ние 50 га зем­ли, вы­пол­не­ны ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и ре­кон­ст­рук­ции оро­си­тель­ных сис­тем на пло­ща­ди 10 тыс. га.

В рам­ках реа­ли­за­ции ФЦП «Жи­ли­ще» (на 2002–2010 гг.) обес­пе­че­но жиль­ем 107 мо­ло­дых се­мей (об­щая пло­щадь жи­лья 2,9 тыс. кв. м), при­об­ре­те­на 61 квар­ти­ра для вы­ну­ж­ден­ных пе­ре­се­лен­цев (2,9 тыс. кв. м); вы­да­но 59 жи­лищ­ных сер­ти­фи­ка­тов для во­ен­но­слу­жа­щих, уво­лен­ных в за­пас, 7 сер­ти­фи­ка­тов уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ава­рий, 2 сер­ти­фи­ка­та для гра­ж­дан,
вы­ехав­ших из рай­онов Край­не­го Се­ве­ра, кро­ме то­го, 20 сер­ти­фи­ка­тов – для пре­дос­тав­ле­ния жи­лья бар­на­уль­цам, по­стра­дав­шим от зем­ле­тря­се­ния в 2003 г. (дан­ные ад­ми­ни­ст­ра­ции Ал­тай­ско­го края).

В це­лом по краю в 2005 г. по­строе­но и ре­кон­ст­руи­ро­ва­но 32 км ав­то­мо­биль­ных до­рог.

В свя­зи с тем, что дей­ст­вие Про­грам­мы «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ядер­ных ис­пы­та­ний на Се­ми­па­ла­тин­ском по­ли­го­не» за­кон­чи­лось, а пре­ду­смот­рен­ные це­ли и за­да­чи бы­ли дос­тиг­ну­ты лишь час­тич­но, Пра­ви­тель­ст­во РФ при­зна­ло не­об­хо­ди­мость про­дол­же­ния на­ме­чен­ных ме­ро­прия­тий. Для это­го в 2002 г. бы­ла ут­вер­жде­на ФЦП «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ава­рий до 2010 го­да», со­стоя­щая из трех под­про­грамм, сре­ди ко­то­рых «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий на Чер­но­быль­ской АЭС», «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ава­рии на ПО "Ма­як"» и «Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ядер­ных ис­пы­та­ний на Се­ми­па­ла­тин­ском по­ли­го­не», по­след­няя из ко­то­рых
реа­ли­зу­ет­ся не толь­ко на тер­ри­то­рии Ал­тай­ско­го края, как пре­ж­де, но и в Рес­пуб­ли­ке Ал­тай.

Се­ми­па­ла­тин­ская под­про­грам­ма фи­нан­си­ро­ва­лась в 2005 г.
на 87% за счет ин­ве­сти­ций из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, до­ля средств из крае­во­го бюд­же­та – 8,4%, а ме­ст­ных – 4%.

Прин­ци­пи­аль­но но­вым, спе­ци­фич­ным имен­но для рын­ка яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость соз­да­ния ши­ро­ко­го спек­тра квар­тир, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га не толь­ко ар­хи­тек­тур­ны­ми
ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, но и по стои­мо­сти. Име­ет смысл воз­во­дить де­ше­вое жи­лье, уро­вень ком­фор­та ко­то­ро­го не вы­ше, а мо­жет быть, да­же ни­же, не­же­ли в пя­ти­этаж­ках 60-х гг. ХХ в. В ус­ло­ви­ях рын­ка строи­тель­ст­во ис­клю­чи­тель­но по по­вы­шен­ным нор­ма­ти­вам при­ве­дет к «вы­мы­ва­нию» де­ше­во­го жи­лья. Это не­из­беж­но вы­зо­вет зна­чи­тель­ное сни­же­ние его дос­туп­но­сти для мно­гих ка­те­го­рий по­тре­би­те­лей.

Рей­тин­го­вое агент­ст­во «Экс­перт РА» по дан­ным за 2004–2005 гг. по­ста­ви­ло Ал­тай­ский край в груп­пу ре­гио­нов 3С1: по­ни­жен­ный
по­тен­ци­ал – вы­со­кий риск. В 1998 г. край (так же, как Ни­же­го­род­ская, Ир­кут­ская, Рос­тов­ская об­лас­ти, Крас­но­дар­ский край) от­но­сил­ся к чис­лу ре­гио­нов ти­па 2В (при­ем­ле­мые ус­ло­вия ин­ве­сти­ро­ва­ния при сред­нем уров­не рис­ка), в 2002 г. к груп­пе 3В1 (по­ни­жен­ный по­тен­ци­ал – уме­рен­ный риск). Пе­ре­ход его в груп­пу 3С1 еще раз под­твер­жда­ет глу­би­ну не­га­тив­ных про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих на Ал­тае. По ин­ве­сти­ци­он­но­му по­тен­циа­лу Ал­тай­ский край на­хо­дит­ся на 28 мес­те (2003–2004 гг. – на 26, 1995–1996 гг. – на 23). (При­ло­же­ния 10, 11).

В рей­тин­ге ин­ве­сти­ци­он­но­го рис­ка рос­сий­ских ре­гио­нов
Ал­тай­ский край в 2004–2005 гг. за­нял 72 ме­сто (2003–2004 гг. – 74, 2002 г. – 49, 1998 г. – 48 ме­сто (Экс­перт, 2005).

При­то­ку пря­мых ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку пре­пят­ст­ву­ет низ­кий рей­тинг Ал­тай­ско­го края. Для при­вле­че­ния ка­пи­та­ла не­об­хо­ди­мо при­зна­ние со­лид­но­го рей­тин­го­во­го агент­ст­ва на про­тя­же­нии как ми­ни­мум 3–5 лет. По­ка это­го нет, не бу­дет и раз­ме­ще­ния круп­ных ин­ве­сти­ций из дру­гих субъ­ек­тов, не го­во­ря уже о за­ру­беж­ных вло­же­ни­ях.

Су­ще­ст­вен­ное не­га­тив­ное влия­ние на рост объ­е­мов жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва ока­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное от­ста­ва­ние в фор­ми­ро­ва­нии ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры. Осо­бен­но ост­ро сто­ит во­прос раз­ви­тия се­тей и под­го­тов­ки тер­ри­то­рии, где осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ин­тен­сив­ное строи­тель­ст­во жи­лья.

В го­ро­дах и рай­онах края не­об­хо­ди­мо про­вес­ти ана­лиз и раз­ра­бот­ку пред­ло­же­ний по пер­во­оче­ред­ным объ­ек­там ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния для пла­ни­руе­мых пло­ща­док строя­ще­го­ся жи­лья. Для это­го в со­от­вет­ст­вии с по­треб­но­стя­ми жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва в це­лом по краю не­об­хо­ди­мо еже­год­но вкла­ды­вать при­мер­но 250 млн руб. в дан­ную сфе­ру дея­тель­но­сти.

Сре­ди ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на раз­ви­тие жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва в Ал­тай­ском крае, наи­бо­лее важ­ным яв­ля­ет­ся реа­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по мо­дер­ни­за­ции ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ской ба­зы строи­тель­ной ин­ду­ст­рии. В нее вхо­дит око­ло 160 соб­ст­вен­но строи­тель­ных ор­га­ни­за­ций, 20 из ко­то­рых от­но­сят­ся к груп­пе круп­ных и сред­них. Их мощ­но­сти с тру­дом по­зво­ля­ют обес­пе­чи­вать со­вре­мен­ные по­треб­но­сти ка­пи­таль­но­го строи­тель­ст­ва и ре­монт­но-экс­плуа­та­ци­он­ных ра­бот в ос­нов­ных ви­дах строи­тель­ных ма­те­риа­лов, из­де­лий и кон­ст­рук­ций. Ас­сор­ти­мент и ка­че­ст­во от­дель­ных ви­дов строи­тель­ных ма­те­риа­лов не удов­ле­тво­ря­ют на­рас­таю­щие за­про­сы об­ще­ст­ва. Вы­со­кая сте­пень фи­зи­че­ско­го и мо­раль­но­го из­но­са ос­нов­ных фон­дов не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти про­из­во­ди­мой про­дук­ции.

Уси­ле­нию ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти ме­ша­ет не­дос­та­точ­ное раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры края. Ал­тай за­ни­ма­ет боль­шую тер­ри­то­рию, ме­ж­ду его на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми зна­чи­тель­ные рас­стоя­ния. Обу­ст­рой­ст­во од­но­го квад­рат­но­го ки­ло­мет­ра тер­ри­то­рии об­хо­дит­ся краю в 2–4 раза до­ро­же, чем Ке­ме­ров­ской об­лас­ти, не го­во­ря уже об об­лас­тях ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии или Ура­ла. Из ин­фра­струк­тур­ных со­став­ляю­щих в крае име­ет­ся дос­та­точ­но раз­ви­тая же­лез­но­до­рож­ная сеть, а так­же сис­те­ма эле­ва­то­ров и хле­бо­при­ем­ных пунк­тов для пе­ре­ра­бот­ки и хра­не­ния зер­на.

Од­на из глав­ных про­блем в уве­ли­че­нии ин­ве­сти­ций – это вло­же­ние средств в раз­ви­тие про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, рас­по­ло­жен­ных в рай­онах края. На­ло­го­вые по­тен­циа­лы го­ро­дов края и его сель­ских на­се­лен­ных пунк­тов про­сто не­со­пос­та­ви­мы. Для пре­одо­ле­ния это­го по­ло­же­ния в эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке Ал­тая не­об­хо­ди­мо боль­ше вни­ма­ния уде­лять фор­ми­ро­ва­нию про­из­вод­ст­вен­ной ин­фра­струк­ту­ры в се­лах. Осо­бо ост­рым яв­ля­ет­ся во­прос га­зи­фи­ка­ции. На на­ча­ло 2006 г. при­род­ный газ был толь­ко в 6 из 71 го­ро­дов
и рай­онов края. Рас­счи­ты­вать на бы­строе раз­ви­тие ма­ги­ст­раль­ных и ме­ст­ных га­зо­вых се­тей нет ос­но­ва­ний. При со­хра­не­нии ны­неш­них тем­пов га­зи­фи­ка­ции при­род­ный газ к 2010 г. бу­дет, в луч­шем слу­чае, толь­ко в 15–18 рай­онах и го­ро­дах края.

Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал в по­след­ние го­ды ста­но­вят­ся соб­ст­вен­ные сред­ст­ва пред­при­ятий: на их до­лю в 2005 г. при­хо­ди­лось 49,9% всех ин­ве­сти­ций, но с 1998 г. они сни­зи­лись на 7,1%.

С 2004 г. ут­вер­ди­лась по­зи­тив­ная тен­ден­ция уве­ли­че­ния бан­ков­ско­го кре­ди­то­ва­ния эко­но­ми­ки края. До­ля кре­ди­тов бан­ков в струк­ту­ре фи­нан­си­ро­ва­ния ин­ве­сти­ций воз­рос­ла в 2005 г. до 10,6% про­тив 3,9% в 2000 г., а в 1998 г. она бы­ла толь­ко 0,4%. Все еще низ­кий уро­вень кре­ди­то­ва­ния бан­ка­ми ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки обу­слов­лен со­хра­няю­щи­ми­ся зна­чи­тель­ны­ми рис­ка­ми кре­ди­то­ва­ния пред­при­ятий, свя­зан­ны­ми с не­дос­тат­ка­ми в за­ко­но­да­тель­ной ба­зе (в пер­вую оче­редь в час­ти за­щи­ты прав кре­ди­то­ра), а так­же
с их ог­ра­ни­чен­ным спро­сом на ссу­ды бан­ков.

Тенденция к рос­ту кре­ди­то­ва­ния пред­при­ятий бан­ка­ми бы­ла обу­слов­ле­на сни­же­ни­ем про­цент­ной став­ки. В ре­зуль­та­те на Ал­тае до­ля кре­ди­тов, пре­дос­тав­лен­ных на срок бо­лее од­но­го го­да, в об­щем объ­е­ме со­ста­ви­ла на 1 ян­ва­ря 2006 г. 7,3 млрд руб., и бы­ла боль­ше в 1,7 раза, чем на 1 ян­ва­ря 2005 г.

Таб­ли­ца 5.5

Мощ­ность вве­ден­ных в экс­плуа­та­цию объ­ек­тов со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в Ал­тай­ском крае в 1992–2005 гг.

На­име­но­ва­ния объектов Еди­ни­цы из­ме­ре­ния Все­го В том чис­ле по фе­де­раль­ным про­грам­мам, аб­со­лют­ное чис­ло Процент вы­пол­не­ния про­грамм
Боль­ни­цы ко­ек     73,1
Ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ские уч­ре­ж­де­ния по­с­е­­ще­ний в сме­ну     64,2
До­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния мест     22,7
Шко­лы мест     24,1
Ком­му­нал­ь­ные се­ти, в том чис­ле во­до­про­вод км км 732,86 492,7   48,0 28,0
Уч­ре­ж­де­ния со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния мест нет дан­ных  
Жи­лье тыс. кв. м нет дан­ных  

 

На се­го­дняш­ний день объ­ем ино­стран­ных ка­пи­та­ло­вло­же­ний в эко­но­ми­ку края не со­от­вет­ст­ву­ет ре­аль­ным по­треб­но­стям ре­гио­на и воз­мож­но­стям их ос­вое­ния.

Оп­ре­де­лен­ная спе­ци­фи­ка Ал­тай­ско­го края по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать его в ка­че­ст­ве по­тен­ци­аль­ной сфе­ры эф­фек­тив­но­го при­ло­же­ния ино­стран­но­го ка­пи­та­ла по срав­не­нию с Рос­си­ей и с ос­таль­ны­ми ре­гио­на­ми Си­би­ри. Это обу­слов­ле­но сле­дую­щи­ми фак­то­ра­ми:

· со­хра­не­ние раз­лич­ных ви­дов про­мыш­лен­ной дея­тель­но­сти,
в том чис­ле обо­рон­ной;

· от­но­си­тель­но не­пло­хие при­род­но-кли­ма­ти­че­ские ус­ло­вия (по срав­не­нию со мно­ги­ми ре­гио­на­ми Си­би­ри);

· бла­го­при­ят­ное для про­цес­сов ин­те­гра­ции гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние (бли­зость к сред­не­ази­ат­ским стра­нам СНГ, Ки­таю, че­рез Ал­тай про­хо­дит ав­то­мо­биль­ный тракт, со­еди­няю­щий Мон­го­лию с Рос­си­ей);

· уни­каль­ные ус­ло­вия для рек­реа­ции и ту­риз­ма;

· на­ли­чие за­па­сов при­род­но-сырь­е­вых ре­сур­сов (ме­тал­лов, вклю­чая зо­ло­то, се­реб­ро; ми­не­раль­но-строи­тель­ных, в том чис­ле мра­мор; ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний и т. д.).

Ана­лиз инвестиций за пе­ри­од с 1998 г. по­ка­зы­ва­ет, что ос­нов­ной объ­ем за­ру­беж­ных ин­ве­сти­ций при­хо­дил­ся на 1999–2000 гг. (табл. 5.6), что свя­за­но с вло­же­ния­ми в круп­ные про­мыш­лен­ные пред­при­ятия, та­кие как ОАО «Ал­тай-кокс» и ОАО «Кон­ди­тер­ская фирма “Ал­тай”».

Таб­ли­ца 5.6

По­сту­п­ле­ния ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в Ал­тай­ский край

Год Все­го по­сту­п­и­ло ин­ве­сти­ций Пря­мые Порт­фель­ные Про­чие
тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб.
          - - - -
  3960,6 196815,6 3960,6 120840,1 - - - 75975,5
  2703,4 108191,3 2703,4   - 2,3 - -
    41130,3   41116,3 -   - -
  66,3 28805,3 66,3 28802,9 - 2,4 - -
  287,9 53555,5 287,9 47729,3 - - - 5826,2
  - 43376,1 - 42815,7 - 0,2 - 560,2
  - 45302,1 -   -   - 1664,1

В крае есть пря­мые вло­же­ния в «про­чие от­рас­ли», прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют порт­фель­ные ин­ве­сти­ции. С на­ча­ла 2000-х гг. за­ру­беж­ные ин­ве­сто­ры фак­ти­че­ски уш­ли из Ал­тай­ско­го края.

Таб­ли­ца 5.7

На­ко­п­ле­ния ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в Ал­тай­ском крае

Год Все­го на­ко­п­л­е­но на на­ча­ло го­да Пря­мые Порт­фель­ные Про­чие
тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб. тыс. долл. тыс. руб.
          - -    
    215170.4   213423,9 - 141,1   605,4
  2980,1 411916,9 2930,1 335194,9 - 141,1   76580,9
  2695,3 444068,9 2645,3 443320,1 - 143,4   605,4
  1987,5 477572,6 1987,5 477415,2 - 157,4 - -
  923,3 505327,8 923,3   - 159,8 - -
  1008,3 558758,3 1008,3 552772,3 - 159,8 - 5826,2
  1008,3 593387,1 1008,3 592367,3 -   - 859,8

 

По этой при­чи­не ос­нов­ная часть на­ко­п­лен­ных в крае ин­ве­сти­ций при­хо­дит­ся на пря­мые ино­стран­ные ин­ве­сти­ции.

При­чи­на­ми от­сут­ст­вия ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ке Ал­тай­ско­го края мож­но счи­тать сле­дую­щие фак­то­ры:

· не­ста­биль­ная со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская си­туа­ция в ре­гио­не (час­тая сме­на глав ад­ми­ни­ст­ра­ции);

· аг­рар­ная на­прав­лен­ность эко­но­ми­ки Ал­тая, не­же­ла­ние ино­стран­ных ин­ве­сто­ров вкла­ды­вать сред­ст­ва в рис­ко­ван­ное сель­ское хо­зяй­ст­во;

· от­сут­ст­вие ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов с бы­ст­рой оку­пае­мо­стью;

· не­раз­ра­бо­тан­ность в крае спе­ци­аль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, ре­гу­ли­рую­ще­го при­вле­че­ние ино­стран­ных ин­ве­сти­ций.

В 1998–2005 гг. в эко­но­ми­ку края ин­ве­сти­ро­ва­ли Бель­гия, Гер­ма­ния, Гре­ция, Кипр, Швей­ца­рия, Ка­на­да, Ки­тай, Объ­е­ди­нен­ные Араб­ские Эми­ра­ты, Со­еди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, Сло­ве­ния, Ин­дия, а так­же рес­пуб­ли­ки стран СНГ: Ка­зах­стан, Бе­ла­русь, Уз­бе­ки­стан. Од­на­ко к 2005 г. ко­ли­че­ст­во стран-ин­ве­сто­ров со­кра­ти­лось до 4 го­су­дарств.

Пер­вое ме­сто по объ­е­му ин­ве­сти­ро­ва­ния тра­ди­ци­он­но за­ни­ма­ет Гер­ма­ния. На­чи­ная с 1998 г. дан­ная стра­на вло­жи­ла в край 16,4 млн долл. США, 99% этой сум­мы бы­ло на­прав­ле­но в от­расль «фи­нан­сы, кре­дит, стра­хо­ва­ние, пен­си­он­ное обес­пе­че­ние». По­сле 2000 г. Гер­ма­ния ос­та­ет­ся прак­ти­че­ски един­ст­вен­ным ин­ве­сто­ром, и ее до­ля в об­щем объ­е­ме ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в 2005 г. со­ста­ви­ла 96,3%.

На вто­ром мес­те – Бель­гия. По­след­ние и не­зна­чи­тель­ные вло­же­ния этой стра­ны в эко­но­ми­ку края бы­ли в 2003 г. (ГУП «Бар­на­уль­ский за­вод “Кри­сталл”»). Дру­гие стра­ны-ин­ве­сто­ры по объ­е­му вкла­ды­вае­мых средств в на­шу тер­ри­то­рию не ком­пен­си­ро­ва­ли уход Бель­гии, ко­то­рая, в про­ти­во­по­лож­ность Гер­ма­нии, раз­ме­ща­ла свои сред­ст­ва в про­мыш­лен­ность (об­ра­бот­ка ал­ма­зов).

Мож­но вы­де­лить на­рас­таю­щую ак­тив­ность в 2002–2005 гг. Ки­тая и Ка­зах­ста­на.

Ес­ли оце­ни­вать по­зи­ции Ал­тай­ско­го края по при­вле­че­нию ино­стран­но­го ка­пи­та­ла в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге, то они не­срав­ни­мы с ре­гио­на­ми, имею­щи­ми боль­ше воз­мож­но­стей для до­бы­чи и реа­ли­за­ции сы­рья, об­ла­даю­щи­ми зна­чи­тель­ным нау­ко­ем­ким, про­мыш­лен­ным и ин­ве­сти­ци­он­ным по­тен­циа­лом. Это Ом­ская, Но­во­си­бир­ская, Ир­кут­ская об­лас­ти. Имен­но они за­ни­ма­ют пер­вые мес­та в при­вле­че­нии ино­стран­ных ин­ве­сти­ций. У Ал­тай­ско­го края вось­мое ме­сто. До­ля края в об­щем объ­е­ме ино­стран­ных ин­ве­сти­ций по СФО со­став­ля­ет все­го 0,12%.

Ин­ве­стор до сих пор рас­смат­ри­ва­ет­ся ме­ст­ны­ми вла­стя­ми как субъ­ект, ко­то­рый хо­чет по­лу­чить ди­ви­ден­ды от дос­ту­па к объ­ек­ту ин­ве­сти­ций, по­это­му пре­ж­де чем его по­лу­чить, он дол­жен за­пла­тить за все, вплоть до по­дар­ков чиновникам. Ме­ж­ду тем во всем ми­ре под­ход к про­бле­ме со­вер­шен­но дру­гой: ин­ве­стор – это бла­го, ра­бо­тая на дан­ной тер­ри­то­рии, он соз­да­ет ра­бо­чие мес­та, пла­тит на­ло­ги, при­но­ся до­хо­ды бюд­же­ту. По­это­му в дру­гих стра­нах про­це­ду­ры при­вле­че­ния ин­ве­сто­ров уп­ро­ща­ют­ся, вла­сти ста­ра­ют­ся обес­пе­чить мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат. В Рос­сии же си­туа­ция пе­ре­вер­ну­та с ног на го­ло­ву.

Се­го­дня це­лый ряд ре­гио­наль­ных бюд­же­тов вы­ну­ж­ден тра­тить до 70%, а по­рой и вы­ше, сво­их до­хо­дов на фи­нан­си­ро­ва­ние за­ра­бот­ной пла­ты. Ко­неч­но, ни о ка­ком ин­ве­сти­ци­он­ном влия­нии этих бюд­же­тов го­во­рить не при­хо­дит­ся. От­рас­ле­вая струк­ту­ра ин­ве­сти­ций со­хра­ня­ет инер­ци­он­ность, меж­от­рас­ле­во­го пе­ре­то­ка ка­пи­та­ла по­ка не про­ис­хо­дит, по-преж­не­му наи­боль­ший удель­ный вес в об­щем объ­е­ме ин­ве­сти­ций за­ни­ма­ют от­рас­ли ТЭК и транс­порт.

Су­ще­ст­ву­ет мно­го раз­ных под­хо­дов к объ­яс­не­нию не­удач в ин­ве­сти­ци­он­ном сек­то­ре. Так, А. Лив­шиц на­зы­ва­ет та­кие про­бле­мы, ко­то­рые, по его мне­нию, ме­ша­ют фор­ми­ро­ва­нию бла­го­при­ят­но­го ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та в стра­не: не­пред­ска­зуе­мость та­ри­фов
ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий, не­ста­биль­ность на­ло­го­вой и рос­сий­ской су­деб­ной сис­тем. Не мень­шее зна­че­ние, на наш взгляд, иг­ра­ет от­сут­ст­вие ре­гио­наль­ной ин­ве­сти­ци­он­ной по­ли­ти­ки для раз­лич­ных по уров­ню раз­ви­тия субъ­ек­тах РФ.

 

5.2. Роль транс­пор­та и свя­зи в эко­но­ми­ке края

На Ал­тае от­но­си­тель­но дру­гих тер­ри­то­рий Си­би­ри су­ще­ст­ву­ет раз­ви­тая сеть же­лез­ных до­рог. Их об­щая про­тя­жен­ность – 1733 км, 866 км – же­лез­но­до­рож­ные пу­ти про­мыш­лен­ных пред­при­ятий. Пре­ж­де все­го это ли­ния Но­во­си­бирск–Бар­на­ул–Се­ми­па­ла­тинск, а так­же ма­ги­ст­ра­ли Слав­го­род–Ку­лун­да–Пав­ло­дар и Ло­коть–Усть-Ка­ме­но­горск. По­сле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны бы­ли по­строе­ны уча­ст­ки юж­но-си­бир­ско­го (Ку­лун­да–Бар­на­ул–Ар­тыш­та) и сред­не­си­бир­ско­го (Бар­на­ул–Ка­мень-на-Оби–Ка­ра­сук) на­прав­ле­ний. В со­став За­пад­но-Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги вхо­дят 90 же­лез­но­до­рож­ных стан­ций и разъ­ез­дов, 4 ло­ко­мо­тив­ных и 4 ва­гон­ных де­по, 4 дис­тан­ции сиг­на­ли­за­ции и свя­зи, 7 дис­тан­ций пу­ти. Но в по­след­ние го­ды ин­тен­сив­ность их ра­бот умень­ша­ет­ся, эти струк­ту­ры по­сто­ян­но на­хо­дят­ся в ста­дии ре­фор­ми­ро­ва­ния, по­ни­жа­ет­ся их ста­тус. Де­ло до­хо­дит до де­мон­та­жа вто­рых ли­ний. В 2005–2006 гг. де­мон­ти­ро­ва­на до­ро­га Ло­коть–Ма­ли­но­вое Озе­ро, и ал­тай­ское же­лез­но­до­рож­ное коль­цо ис­чез­ло.

Да­же та­кие ди­на­мич­но рас­ту­щие во мно­гих ре­гио­нах Рос­сии от­рас­ли, как связь и транс­порт, в де­прес­сив­ных тер­ри­то­ри­ях не по­лу­ча­ют аде­к­ват­но­го раз­ви­тия. В Ал­тай­ском крае при пе­ре­хо­де к рын­ку ис­чез­ла по­треб­ность во вто­рой же­лез­ной до­ро­ге, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла но­вый пря­мой вы­ход на Куз­басс (ее за­ме­ни­ли ав­то­мо­биль­ной до­ро­гой).

Дли­на ав­то­мо­биль­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния – 15,5 тыс. км, бо­лее 16 тыс. км – про­тя­жен­ность внут­ри­хо­зяй­ст­вен­ных до­рог. С на­ча­ла 2000-х гг. все рай­он­ные цен­тры свя­за­ны с Бар­нау­лом ав­то­мо­биль­ны­ми до­ро­га­ми с твер­дым по­кры­ти­ем, 90% цен­траль­ных уса­деб сель­хоз­пред­прия­тий с рай­он­ны­ми и крае­вым цен­тра­ми – современными ав­то­до­ро­га­ми. Пас­са­жир­ский транс­порт об­ще­го поль­зо­ва­ния об­слу­жи­ва­ет 78% всех на­се­лен­ных пунк­тов.

В пе­ре­ход­ной эко­но­ми­ке зна­че­ние транс­пор­та на Ал­тае зна­чи­тель­но из­ме­ни­лось. Пре­ж­де все­го из-за рос­та та­ри­фов до­ля транс­порт­ной со­став­ляю­щей в се­бе­стои­мо­сти про­дук­ции рез­ко уве­ли­чи­лась, что сде­ла­ло не­вы­год­ной ра­бо­ту мно­гих про­мыш­лен­ных пред­при­ятий. Гео­гра­фи­че­ская уда­лен­ность края с рас­па­дом Сою­за ста­ла ока­зы­вать еще боль­шее не­га­тив­ное влия­ние на эко­но­ми­ку, нет
ус­той­чи­вых рын­ков сбы­та для мно­гих ал­тай­ских то­ва­ров, по­куп­ка сы­рья в не­ко­то­рых не­за­ви­си­мых го­су­дар­ст­вах ста­ла не­вы­год­ной.

В 2005 г. транс­порт и связь да­ли 10,3% из всех со­б­ран­ных на­ло­гов и ак­ци­зов в крае, и по это­му по­ка­за­те­лю они за­ни­ма­ют 3-е ме­сто сре­ди ос­нов­ных ви­дов эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти ре­гио­на.

В на­стоя­щее вре­мя из края ин­тен­сив­но вы­во­зят кокс, сы­рье и из­де­лия из де­ре­ва, а с 2004 г. так­же лом чер­ных ме­тал­лов и дру­гие ме­тал­ли­че­ские от­хо­ды. В свя­зи с не­га­тив­ной си­туа­ци­ей в этой сфе­ре в стра­не во­прос о кри­ми­наль­но­сти та­ких пе­ре­во­зок ста­но­вит­ся все бо­лее ост­рым.

До тех пор, по­ка крае­вые пред­при­ятия не бу­дут иметь льгот­ных та­ри­фов для пе­ре­воз­ки сво­их из­де­лий по же­лез­ной до­ро­ге, они не смо­гут адап­ти­ро­вать­ся к рын­ку. Не сле­ду­ет за­бы­вать, что имен­но по­ни­жен­ные та­ри­фы ста­ли ве­со­мым фак­то­ром по­вы­ше­ния до ре­корд­ных объ­е­мов про­из­вод­ст­ва на ОАО «Ал­тай-кокс». В на­стоя­щее вре­мя про­мыш­лен­ная про­дук­ция края реа­ли­зу­ет­ся в ос­нов­ном на рас­стоя­нии его гра­ниц до 2 тыс. км, и по­это­му рез­ко воз­рас­та­ет зна­че­ние внеш­ней тор­гов­ли с Ка­зах­ста­ном, Ки­та­ем, Мон­го­ли­ей.

Уве­ли­че­ние же­лез­но­до­рож­ных та­ри­фов не­га­тив­но по­влия­ло на пе­ре­дви­же­ние на­се­ле­ния. Су­ще­ст­вен­но умень­ши­лось ко­ли­че­ст­во пас­са­жир­ских по­ез­дов из края. Изо­ли­ро­ван­ность Ал­тая – один из фак­то­ров, от­ри­ца­тель­но влияю­щих на на­строе­ние лю­дей в де­прес­сив­ной про­вин­ции, и она ста­ла еще боль­ше в свя­зи с при­ва­ти­за­ци­ей авиа­ци­он­но­го транс­пор­та. 2,6 млн жи­те­лей края те­перь пол­но­стью за­ви­сят от по­ли­ти­ки авиа­пе­ре­во­зок ка­кой-ни­будь ино­го­род­ней авиа­ци­он­ной фир­мы и ее же­ла­ния по­лу­чать как мож­но боль­ше при­бы­ли. Эта уда­лен­ность от сто­лиц, ку­рор­тов, за­гра­ни­цы осо­бен­но бо­лез­нен­но ска­зы­ва­ет­ся на мо­ло­дом на­се­ле­нии и сти­му­ли­ру­ет его стрем­ле­ние уе­хать из края.

Не от­ве­чаю­щие со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям ав­то­мо­биль­ные
и же­лез­ные до­ро­ги, воз­душ­ные и дру­гие ком­му­ни­ка­ци­он­ные свя­зи ско­вы­ва­ют уси­лия по раз­ви­тию меж­ре­гио­наль­ной тор­гов­ли и рын­ков.

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт боль­шое раз­ви­тие в Рос­сии по­лу­чил в кон­це ХХ – на­ча­ле ХХI в. Не стал ис­клю­че­ни­ем здесь и Ал­тай. Воз­рос­ли объ­е­мы ме­ж­ду­го­род­них пе­ре­во­зок, поя­ви­лись ав­то­бус­ные рей­сы из Ал­тая да­же до ФРГ, не го­во­ря уже о со­сед­них об­лас­тях Рос­сии и Ка­зах­ста­на. Зна­чи­тель­но рос­ло ко­ли­че­ст­во внут­ри­го­род­ских мар­шру­тов, и те­перь ав­то­мо­биль­ный транс­порт по­сле за­кры­тия мно­гих про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, со­кра­ще­ния ко­ли­че­ст­ва авиа­по­ле­тов стал ос­нов­ным ис­точ­ни­ком за­гряз­не­ния воз­ду­ха
в го­ро­дах.

В 2004 г. в Ки­тае при­ня­то стра­те­ги­че­ское ре­ше­ние о строи­тель­ст­ве ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги в Рос­сию че­рез Ал­тай­ские го­ры.
За два го­да Ки­тай го­тов про­ло­жить 80 км «сво­их» до­рог, а Рос­сия долж­на по­стро­ить 120 км на сво­ей тер­ри­то­рии.

Транс­порт­ная си­туа­ция в крае с ка­ж­дым го­дом ус­лож­ня­ет­ся. Про­дол­жа­ет­ся рост пар­ка ав­то­мо­би­лей. В то же вре­мя диф­фе­рен­циа­ция гру­зо­вых и пас­са­жир­ских по­то­ков, строи­тель­ст­во гру­зо­вых объ­езд­ных до­рог, уст­рой­ст­во дву­уров­не­вых транс­порт­ных раз­вя­зок, рас­ши­ре­ние су­ще­ст­вую­щих ма­ги­ст­ра­лей и улиц не осу­ще­ст­в­ля­ет­ся. В ре­зуль­та­те су­ще­ст­вен­но воз­рас­та­ет на­груз­ка на ряд ос­нов­ных транс­порт­ных ма­ги­ст­ра­лей.

В Рос­сии с 1990 по 2005 г. в 2,8 раза уве­ли­чи­лось чис­ло в лич­ной соб­ст­вен­но­сти лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в рас­че­те на 1000 чел., что яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых дос­то­вер­ных фак­тов по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва жиз­ни на­се­ле­ния в пе­ри­од ре­форм. Но на­рас­та­ет про­бле­ма, ко­то­рую ме­ст­ные вла­сти не спо­соб­ны ре­шать аде­к­ват­но. Ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги с ма­лым ко­ли­че­ст­вом по­лос, от­сут­ст­вие транс­порт­ных раз­вя­зок, тун­не­лей, пло­хие мос­ты рез­ко ухуд­ша­ют об­ста­нов­ку на до­ро­гах, безо­пас­ность на ули­цах всех по­се­ле­ний, ве­дут к гро­мад­но­му ко­ли­че­ст­ву травм и смер­тей. Ни­кто, кро­ме вла­стей, не в со­стоя­нии ре­шать эти во­про­сы, но в крае к ним прак­ти­че­ски да­же не
под­сту­па­ют. В год на Ал­тае гиб­нет в ав­то­мо­биль­ных ава­ри­ях до
600 чел., по­лу­ча­ют трав­мы до 5,5–6 тыс. чел., и эти циф­ры не умень­ша­ют­ся (по дан­ным МВД РФ).

По объ­е­му плат­ных ус­луг на­се­ле­нию Ал­тая связь за­ни­ма­ет третье ме­сто по­сле ком­му­наль­ных и транс­порт­ных. В ос­нов­ном
к этим услугам от­но­сят­ся поч­та и те­ле­фон. Од­на­ко зна­че­ние поч­ты с ка­ж­дым го­дом па­да­ет. Во мно­гих рай­онах уже за­кры­ты или по­ни­же­ны ста­ту­сы рай­он­ных от­де­ле­ний, что край­не бо­лез­нен­но вос­при­ни­ма­ет­ся по­жи­лым на­се­ле­ни­ем. В 2005 г. ус­луг свя­зи ока­за­но на 3,9 млрд руб., или на 33,2% боль­ше, чем в 2004 г. Не­сколь­ко лет еже­год­но объ­ем ус­луг свя­зи на­се­ле­нию при­рас­та­ет на треть, и они смог­ли уже обой­ти бы­то­вые ус­лу­ги. Во мно­гом это про­изош­ло бла­го­да­ря раз­ви­тию со­то­вой те­ле­фон­ной свя­зи. Прав­да, со­то­вый те­ле­фон и спут­ни­ко­вое те­ле­ви­де­ние рас­про­стра­не­ны на Ал­тае в сред­них или да­же в ма­лых мас­шта­бах (кро­ме го­ро­дов) и с тру­дом вне­дря­ют­ся в сель­ских рай­онах.

От­но­си­тель­но дру­гих от­рас­лей крае­вой эко­но­ми­ки мно­го ин­ве­сти­ций вкла­ды­ва­ет­ся в элек­тро­связь – те­ле­фон.

От­расль, де­мон­ст­ри­рую­щая ре­корд­ные тем­пы рос­та, как и вез­де в стра­не, – со­то­вая те­ле­фо­ния. Об­щее ко­ли­че­ст­во в на­ча­ле 2005 г. со­то­вых те­ле­фо­нов-або­нен­тов в Ал­тай­ском крае, по дан­ным
iKS-Consulting, бы­ло у 631 тыс. Это 24% от об­щей чис­лен­но­сти
на­се­ле­ния. Фир­мы-ли­де­ры на Ал­тае – это «Вым­пел­Ком» – 73,1%
от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва но­ме­ров – и МТС (19%). Да­лее идут «Ал­тай-связь» (6,1%), на по­след­ним мес­те – Юж­но-си­бир­ская со­то­вая связь (1,2%).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...