Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 14 глава
Важнейшими составляющими становления рыночной экономической системы в России в начале 1990-х гг. были разгосударствление и приватизация государственной собственности. Подавляющее большинство промышленных и сельскохозяйственных предприятий сменило форму собственности, а организации социальной сферы оказались в сложном институционально-финансовом тупике, которому не видно конца. Еще недавно значительная часть социальной сферы – жилые дома, больницы, поликлиники, детские сады, дома культуры и другое – находилась в составе предприятий, но с середины 90-х гг. они в основном перешли на финансирование из бюджетов муниципалитетов и субъектов РФ. Практически во всех регионах страны идет затянувшийся во времени период создания экономико-финансового механизма функционирования социального сектора. Масштабы доступности для всех граждан социальной сферы по-прежнему неясны, и необходимо законодательно утверждать принципы финансового взаимодействия органов власти различных уровней, которые позволят сохранить материальную Громадное сокращение объемов производства с начала реформ привело к тому, что образовался разрыв между получаемыми населением социальными услугами и первичным по отношению к ним производством. Напомним, что многие социальные блага государство предоставляет всему своему населению при достижении определенного уровня развития. Например, в советской России в 20-е гг. ХХ в. было введено бесплатное начальное образование для всех членов общества. После достижения более высокого уровня развития страны бесплатным и обязательным стало неполное среднее образование (отсюда с 30-х гг. существование выпускных экзаменов по окончанию восьмого (девятого) класса). Государство тогда гарантировало бесплатное неполное среднее образование для всего подрастающего поколения, а полное предоставлялось после внесения определенной платы. До 50-х гг. ХХ в. не было бесплатным для определенных слоев общества страны и высшее образование.
Другие примеры развития социальной сферы. В 1961 г. в Советском Союзе было введено пенсионное обеспечение крестьян, работавших в негосударственных предприятиях – колхозах. Государство стало гарантировать обеспечение пенсиями всех жителей деревень, аулов и т.п. Это привело к тому, что сейчас большие отчисления в Пенсионный фонд лежат тяжелой налоговой нагрузкой на себестоимости продукции, что отрицательно сказывается на ее конкурентоспособности. Создание равных возможностей в пенсионном обеспечении жителей городов и сел, работников как государственных, так и негосударственных предприятий стало реальным
Аналогичные примеры можно привести и по здравоохранению. Например, в конце 1980-х гг. предоставляли отпуск женщине по уходу за родившимся ребенком на три года. Если сейчас государство по объему производства находится на уровне 1970-х гг.,
6.1. Образование и наука Уровень грамотности населения в России (99,6%) – один из самых высоких в мире, и это главный показатель, по которому ее относят к категории развитых стран. В настоящее время Алтай располагает развитым образовательным сектором, который комплексно формировался государством
По охвату детей дошкольными учреждениями (процент от численности детей соответствующего возраста) Алтайский край занимает 70-е место в стране, Новосибирская область – 68-е, Омская область – 71-е, Курганская область – 63-е, Ставропольский край – 49-е, Воронежская область – 69-е место. В 1990 г. на Алтае была 1621 школа, в 2005 г. – 1526, в том числе негосударственных – 10 (в 2004 г. – 12). В 1990 г. в крае было 399,5 тыс. школьников, в 2005 г. – 269,7 тыс., в том числе в негосударственных школах – 0,7 тыс. учеников (в 2004 г. – 1,2 тыс.). В 2005 г. в Алтайском крае во вторую смену обучалось 21,7 тыс. чел., и регион занимал по этому показателю 54-е место в РФ. Для сравнения: Новосибирская область – 41-е, Омская – 53-е, Курганская области – 49-е, Ставропольский край – 58-е, Воронежская область – 44-е место. В 2004 г. 1276 общеобразовательных учреждений края были расположены в сельской местности, и они составляли 81,8% от числа всех школ края. За десять лет (1995–2005 гг.) количество сельских школ сократилось на 75 ед. В школах края в 2005 г. работали 33,4 тыс. учителей, и это на 8,0% меньше, чем еще пять лет назад. Во многих субъектах РФ Если в 1990 г. на Алтае было 88 учреждений начального профессионального образовании, то в 2004 г. их осталось 73. Численность обучавшихся в них с 40,1 тыс. чел уменьшилась до 33,3 тыс. чел., или на 20%. Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образовании, уменьшился
Число государственных средних специальных учреждений Число вузов в крае выросло с 1990 по 2005 г. с 7 до 10, из них 3 – негосударственные. Численность студентов в государственных вузах увеличилась с 38,8 тыс. чел. в 1990 г. до 84,6 тыс. чел. в 2005 г. В двух частных вузах и 8 филиалах обучалось 11,7 тыс. чел., что В 1990 г. из вузов Алтая было выпущено 5345 специалистов, В 2005 г. в регионе аттестат об основном общем образовании получили 34263 чел. (89% к уровню 2004 г.), о среднем (полном) общем образовании – 26327 чел. (91,7%). В этом же году в коммерческие группы высших учебных заведений поступили 9,2 тыс. чел., или 48,1% от общего числа принятых. На условиях полного возмещения затрат на обучение зачислены 37,6 тыс. чел. (44,4% от всех студентов). По системе целевой контрактной подготовки обучаются 10,2 тыс. чел., из них 9,4 тыс. заключили контракты с работодателями. Численность студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, уменьшилась на 1,1% и составила 16,8 тыс. чел., или 37,9% от общего числа студентов (в 2004/2005 учебном году соответственно 17 тыс. чел., или 38,3%). Первый вуз на Алтае появился в 30-е гг. ХХ в. Это был учительский институт, ныне – Барнаульский государственный педагогический университет. В Бийске в 1939 г. также был открыт педагогический институт. С эвакуацией в 40-е гг. в край многих машиностроительных предприятий возникла потребность организации технического института для подготовки соответствующих специалистов, который получил реальное развитие, и сейчас это Алтайский государственный технический университет. В 1942 г. на базе эвакуированного из Ленинградской области вуза начал работать сельскохозяйственный институт, ныне – аграрный университет.
В послевоенный период большое внимание уделялось созданию новых и развитию уже действовавших высших учебных заведений. В 1954 г. в Барнауле открывается медицинский институт, в начале 1970-х гг. были созданы классический университет и институт культуры. В середине 1990-х гг. было закрыто Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков Министерства обороны РФ, которое существовало более 30-и лет и имело разветвленную материальную базу по всему краю (современные летные поля в Славгороде, Камне-на-Оби, в с. Калманка). В здании училища через В 90-е гг. в столице региона появилось два частных вуза, занимающихся подготовкой экономистов и юристов. На Алтае также открылись филиалы московских, санкт-петербургских и новосибирских вузов. С появлением значительного количества учреждений высшей школы в короткий промежуток времени сформировался адекватный уровень подготовки специалистов. Но необходимо также отметить и другой негативный момент: по сравнению с 50–60-ми гг. В депрессивном Алтае в 2005 г. свыше 27% краевого консолидированного бюджета составляли расходы на финансирование сферы образования. Это больше, чем обеспечение каждой из других статей бюджета Алтая. Раньше сеть детских дошкольных учреждений и школ формировалась с учетом расширенного воспроизводства населения. Часто в них, прежде всего в городских школах, В крае сейчас достаточно много неполных школ, в классах В Барнауле в конце 2005 г. в детские сады ходила 21 тыс. детей и стояли на очереди 8,5 тыс. чел. При приватизации ведомственные сады практически перестали работать по назначению, а их здания стали офисами, магазинами и т.п. Система дошкольного воспитания, которая создавалась десятилетиями, фактически разрушена. После 2000 г. начался рост рождаемости, но теперь работающим родителям некуда устроить детей. Молодое население строит свои семейные бюджеты в расчете на получаемые доходы или зарплату второго родителя при условии функционирования детских дошкольных учреждений (ДДУ). Московские власти не считают нужным углубляться в такие локальные проблемы и выделять бюджетные средства на новое строительство ДДУ, тем более что разрушение существовавшей системы произошло с участием чиновников, получивших определенную выгоду в силу занимаемых должностей. Сейчас администрации города строить новые муниципальные ДДУ не что, для этого в бюджете нет денег. Частные детские сады, которых немало появилось в столице страны, на Алтае вряд ли приживутся. Ситуация с детскими дошкольными учреждениями аналогична положению с заводами. Если они заработают, то разрушится городское хозяйство, наступит крах, так как нет резервов электроэнергии, тепла, рабочей силы. Получается, что фактически власть заинтересована в бездействии заводов, ДДУ, иных структур производства и предоставления услуг в прямом смысле этого слова. Государство уходит из таких секторов, ему выгодно функционировать в условиях странного понятия «рынка». Чиновники считают главным получать неплохие доходы, иметь другие выгоды и мало что делать реально. Однако власть все больше теряет связь с населением. Можно ли ожидать в России в целом, в Алтайском крае в частности улучшения демографической ситуации, когда нет элементарной заботы о матерях и детях, и максимум, на что могут рассчитывать правительственные органы, – один ребенок в семье. В системе среднего образования уже изменился механизм финансового обеспечения. Если раньше образовательные учреждения в целом обеспечивались по пресловутому «остаточному принципу», то теперь финансирование подушевое – из расчета на одного учащегося. Это произошло в соответствии с введенными в стране принципами финансирования социальной сферы и согласно принятому 2 июня 2005 г. Закону Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»: «Объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краевого бюджета... определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численности, действующей системы оплаты труда, типа и вида образовательного учреждения, а также на иной основе». Введением с 1 января 2006 г. Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заложены новые подходы к организации всей системы образования на основе перевода ее учреждений на единое финансирование. До 2004 г. все учреждения образования (кроме школ) – вузы, профтехучилища, колледжи, училища, техникумы, – финансировались из федерального бюджета, причем многие из них через отраслевые ведомства. Так, медицинским училищам необходимые средства выделяло Министерство здравоохранения, учреждениям по подготовке кадров для АПК – Министерство сельского хозяйства В советское время в системе высшего образования довлела немецкая модель. Главной задачей было удовлетворение потребности государства, заводов в инженерах для быстрой индустриализации, и многим вузам (даже сельскохозяйственному, классическому университету) была прописана функция технической школы. Созданные на Алтае в 1940–1970-е гг. вузы соответствовали структуре территориально-производственного комплекса региона. Главным был технический вуз (с филиалами в Бийске и Рубцовске) по подготовке инженерных кадров по специальностям, востребованным в промышленности Алтая: по дизелестроению, тракторному и сельскохозяйственному, энергетическому машиностроению, энергетическим, химическим, пищевым технологиям и аппаратам Продолжает сохраняться отраслевой подход к финансированию вузов. Экономическая ситуация в стране требует введения других основополагающих принципов, которые бы заменили ведомственные подходы, на систему, соответствующую требованиям рыночной экономики. Правительственные структуры не решаются идти на такие крайне непопулярные решения, затрагивающие судьбы миллионов людей, а в отдельных регионах, например в Алтайском крае, повлияют на жизнь десятков тысяч человек. Перевод финансирования вышеуказанных учреждений образования на региональный бюджет приведет к резкому сокращению их количества и еще большему распространению в них, чем сейчас, платного обучения. Сложившаяся значительная сеть средних специальных и высших учебных заведений была востребована плановой экономикой, в ней нуждались предприятия государственной и колхозно-кооперативной собственности, которые постоянно пополняли свои кадры специалистами с минимальным производственным опытом. Бесплатное обучение в вузах и колледжах (техникумах) осуществляется за счет средств федерального бюджета. В вузах Алтайского края в начале 2006 г. почти 37,6 тыс. бюджетных мест, в техникумах – 27,6 тыс. Эти цифры увеличивались за счет того, что к числу студенческих мест советского периода прибавились бюджетные места для подготовки специалистов, которых вузы совместно с администрацией края добились у министерств экономики и образования Изменения, произошедшие в системе образования, существенны. Прежде всего практически нет государственного заказа на подготовку кадров для различных организаций. Направления на работу, выдаваемые сейчас выпускникам вузов, которые обучались за счет бюджетных средств, никак не соотносятся с потребностями экономики края. На действующих предприятиях Алтая численность инженерных рабочих мест, а значит, и потребность в этих специальностях неуклонно сокращается. В городах существенный избыток педагогов, врачей, но больше всего – экономистов и юристов. Учитывая, что все больше населения будет вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью, малым бизнесом, это не так уж плохо. Однако стратегия и планы развития экономики края не могут прогнозировать, какие виды деятельности и высококвалифицированные кадры будут в дальнейшем востребованы. Система высшего образования Алтая, на наш взгляд, требует максимального реформирования. В основном вузы готовят студентов по тем же специальностям, которые были в советский период. К ним в значительных количествах добавились экономические Все вузы сохранили факультеты, которые были созданы в плановой экономике, но уже длительное время не получают необходимых средств из федерального бюджета на свое развитие. Наиболее сложная ситуация с техническими, естественными и медицинскими факультетами. Для нормального функционирования лабораторий и кафедр этих направлений требуется значительное финансирование, которое Министерство образования и науки РФ не предоставляет, и ситуация в обозримом периоде, вряд ли принципиально изменится. Например, в трех вузах края функционируют химические факультеты. Химико-технологические факультеты Алтайского государственного технического университета Барнаула и Бийска готовят, как и раньше, специалистов для химической и нефтехимической промышленности. Но за годы реформ число занятых в этой отрасли региона сократилось с 40 тыс. до 18,7 тыс. чел., из них работники с высшим образованием составляют не более 25–30%. Соответственно должен уменьшаться и набор на эти факультеты. Существует химический факультет в Алтайском государственном университете, который выпускает в основном преподавателей для школ. После 2010 г. в крае резко сократится число школьников, а значит, и потребность в учителях. Лаборатории всех химических факультетов вузов в силу специфики своей деятельности занимают значительные площади, требуют специального оборудования и реактивов, большого числа обслуживающих работников и т.д. Введение платного образования не изменит бедственную ситуацию на таких и аналогичных им факультетах, поскольку стоимость одного современного прибора может превысить сумму оплаты обучения десятков студентов. Краевой экономике с той структурой, которая сложилась в настоящее время, не нужно и такого количества инженеров. В течение последних лет не вкладываются средства в основные фонды вузов, колледжей (техникумов). Почти 85% получаемых средств направляются на выплату заработной платы, оплату коммунальных и энергетических услуг, что привело к резкой деградации материальной базы образовательной системы. Нет современных приборов, инструментов, литературы, не обеспечиваются требуемые образовательными стандартами условия для прохождения студентами производственной и преддипломной практик. В то же время в вузах и колледжах (техникумах) ускоренно развиваются компьютерные классы, организуется доступ в Интернет, поскольку это требует меньших средств по сравнению с затратами на другое специальное оборудование. Принимать и реализовывать решения о реорганизации системы образования на уровне региона невозможно. Создаваемая Как уже отмечалось, учебные организации находятся в подчинении разных ведомств. Но даже если они будут переведены в одно министерство, вузы, их профессорско-преподавательский состав всеми силами будут пытаться сберечь существующие факультеты. Громадное количество выпускников школ, еще функционирующие в вузах основные фонды позволяют сохранить современное status quo. Изменить ситуацию, на наш взгляд, способно только жесткое административное вмешательство в оставшееся до 2010 г. время. Тогда, может быть, удастся избежать крупных потрясений с занятостью преподавателей в вузах после того, как дети, рожденные в период демографической «ямы», достигнут возраста 17–18 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|