Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 13 глава
5.3. Рост оборотов торговли и общественного питания при переходе к рынку Среди отраслей экономики торговля имеет наиболее существенные позитивные изменения. За годы перестройки и реформ во много раз увеличилось количество рабочих мест в торговле с учетом того, что в стране миллионы, а в крае сотни тысяч людей занимаются торговлей как индивидуальным видом деятельности, множество граждан формально нигде не зарегистрированы. Торговля стала спасением для многих людей, потерявших работу при переходе экономики к рынку, она дает значительной части населения доходы, которые позволяют им выжить после слома старой экономической системы. Эта социальная составляющая имеет не меньшее значение, чем основная функция торговли – доведение товаров от производителя до потребителя. В настоящее время торговля обеспечивает доходы, по некоторым оценкам, не менее 35–40% населения активного экономического возраста и будет расти, поскольку в большинстве отраслей края, занимающихся производством товаров, оказанием услуг, численность персонала неуклонно уменьшается. Торговля вместе с такими видами деятельности, как общественное питание, коммунальное хозяйство, туризм, связь, информационные услуги, по всей видимости, и дальше будет наращивать численность занятых. Десятки тысяч людей работают на рынках, неорганизованных (часто без соответствующего разрешения властей) торговых точках, занимаются челночной торговлей и т.п. При стабилизации ситуации в экономике роль рынков по официальным данным уменьшилась, и сейчас в крае на них реализуется около 19% общего объема розничных продаж, хотя малая величина этой цифры вызывает сомнение.
В советское время экономическая наука относила торговлю, общественное питание, всю сферу услуг к непроизводственной сфере, в которой не создается прибавочная стоимость, поэтому эти предприятия оставались без должного внимания властей и развивались очень плохо. В результате вся сфера услуг была не просто слабо развита, а практически затрудняла жизнь всех граждан. Только Наибольшие позитивные изменения в годы реформ достигнуты именно в этом секторе экономики. В крае появились довольно большие торговые капиталы, создающие современные комплексы, в которых предоставляются различные, неплохие для нашей страны услуги. Пока качество обслуживания уступает лучшим зарубежным магазинам, но за 20 лет пройден больший путь становления, что позволяет надеяться на дальнейшее улучшение ситуации в этой сфере. В 2005 г. оборот розничной торговли в крае составил 81,9 млрд руб., в сопоставимых ценах он увеличился за год на 11,3%. При этом только примерно 5% товаров продавалось на государственных предприятиях и в организациях потребительской кооперации.
Не меньше, чем в розничной торговле, продается товаров организациями оптовой торговли. В 2005 г. ее оборот в крае составил 82,3 млрд руб., а также на 15 млрд руб. реализовали продукции предприятия неторговых отраслей. Весь оборот оптовой торговли был равен 97,3 млрд руб. и увеличился на 12,3% по сравнению с 2004 г. (по данным Росстата). Среди 61,5 тыс. предприятий и организаций края на 1 января 2006 г. 22,3 тыс. занимались оптовой и розничной торговлей. По сравнению с другими регионами Западной Сибири данная отрасль в крае развита больше (но вряд ли она обслуживает качественнее). На наш взгляд, это связано с тем, что жителям Алтая труднее найти место работы в другой сфере, а также все больше начинает сказываться фактор приграничного расположения Алтая. Через его территорию проходит внешняя (в том числе и так называемая челночная) торговля с другими государствами (включая Китай и Казахстан), растет она устойчивыми и быстрыми темпами. В 2005 г. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования дали 21,2% из всех собранных в крае налоговых платежей. Одно из направлений формирования нового рынка рабочих мест являются торговля и общественное питание. Вся страна сильно отстала в этих сферах от развитых цивилизованных стран. Так, для сравнения в Варшаве в начале 2000-х гг. на 1 тыс. чел. приходилось 214 кв. м торговых площадей, в Лондоне – 275 кв. м, в Париже – 398 кв. м. В Москве в середине 2000-х гг. (в зависимости от района) – от 200 до 400 кв. м. Гораздо хуже ситуация в провинции. Но здесь выделяется Барнаул. По данным барнаульского городского комитета по потребительскому рынку и услугам, на 1 января 2006 г. в городе было 257,2 тыс. торговых площадей, что на 46% выше норматива обеспеченности ими населения города (Морозов, 2006, с. 24–25). На наш взгляд, такое ускоренное развитие торговли в городе – это не показатель успешного перехода к рынку, а свидетельство отсутствия других мест для приложения капитала. Также это можно считать признаком криминализации среды и отмывания средств, полученных незаконным путем.
В настоящее время торговый капитал вместе с капиталом зернопереработчиков – это уникальные крупные состояния, которые в основном принадлежат жителям Алтайского края, так как большими предприятиями других секторов экономики владеют, как правило, лица из других регионов. Куда эти капиталы будут вложены У Алтая есть определенные достижения в развитии торговли. Так, в число крупнейших региональных продуктовых сетей страны (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), кроме «Магнита» (Краснодар), «Пятачка» (Нижний Новгород), «Кировского» (Екатеринбург), «Купца» (Екатеринбург), входит и «Мария-Ра» (Барнаул). Барнаульской торговой фирме «Мария-Ра» из 1500 магазинов в городе принадлежит всего 3%. Из 1700 производителей продуктов в крае «Мария-Ра» работает с 75. Всего у «Марии-Ра» в середине 2005 г. было 60 магазинов, 41 – в Барнауле, остальные в Бийске, Рубцовске, Новоалтайске, Камне-на-Оби, а также в Новосибирске, Томске, Новокузнецке. По оценке известной московской фирмы «Росбизнесконсалтинг», «Мария-Ра» входит в число 600 крупнейших частных организаций страны, и в 2005 г. ею получена выручка в 120 млн долл. Перед владельцами сети стоит задача – не только выжить в период конкуренции, но и разместить новые структуры
В Бийске подобная торговая система «Аникс» контролирует значительную часть городского торгового оборота продовольственных товаров. На наш взгляд, появление таких крупных фирм уже привело к снижению конкуренции, а значит, и качества обслуживания. Такие организации уже чем-то начинают напоминать городские управления торговли, которые были в недавнее время. В Барнауле растет влияние иногородних фирм, и новосибирская сеть «Холидей Классик» уже контролирует свыше 10% оборота продовольственных товаров города. По некоторым данным, ведущей компанией по продаже колбасной продукции на Алтае уже стал Кузбасский пищекомбинат. Хотя на территории края работает 136 фирм-производителей колбасы, доля края в производстве и продаже этого товара падает, поскольку нет стремления и усилий противостоять Кузбассу в сохранении собственного рынка сбыта как условия обеспечения занятости населения, отсутствует необходимая поддержка со стороны краевой администрации. Алтайские фирмы типа «Рики» (Барнаул), «Брюкке» (Немецкий район), Овчиниковский (Косихинский район) и Рубцовский мясокомбинаты не могут соперничать с кузбасской фирмой, которая в состоянии снижать себестоимость продукции благодаря громадным объемам. Покупая на Алтае за низкую цену мясо, кемеровчане перерабатывают его у себя, а потом реализуют во многих регионах Сибири, получая немалые доходы. В Барнауле много лет не было большого, современного торгового центра. Новый ЦУМ в городе начали сооружать в 1986 г., но потом строительство было заброшено. В 2002 г. здание перекупил Барнаульский пивоваренный завод и создал (с привлечением банковского капитала) крупнейший торговый центр столицы края – «Сити».
Гораздо хуже ситуация в алтайских селах, но и там по сравнению с советским периодом много положительных сдвигов. Главное, что мешает развитию этих видов деятельности в малых городах, райцентрах, деревнях края, – это низкий жизненный уровень работников АПК, интеллигенции, малый размер пенсий, что не 5.4. Внешняя торговля в регионе В середине 90-х гг. ХХ в., когда в Алтайском крае шло резкое сокращение производства, уменьшалось количество рабочих мест, стало казаться, что на Алтае происходит возврат к натуральному хозяйству: край все меньше вывозит продукции не только за пределы страны, но и региона, меньше покупает товаров в других странах, а также в субъектах РФ. Проведение такого исследования экономики затруднено недостаточным объемом собираемой в 1995–1997 гг. органами государственной статистики информации, но анализ имеющихся в крае цифр подтверждал такие тенденции. Тем не менее мы считаем, что все поставки за пределы территории можно рассматривать как экспорт и применять при оценке реального экономического роста. Это особенно актуально при угрозе дальнейшей натурализации экономики Алтая, когда все больше и больше товаров собственного производства потребляется внутри края, а удовлетворение спроса регионов-соседей происходит без Алтайского края. Анализируя современное состояние региона, основное внимание мы уделяем вопросам производства, хотя не меньшее, а может быть, и большее значение в условиях снятия ограничений для предприятий во внешней торговле, скорого вступления России в ВТО имеет проблема реализации товаров и услуг за пределами собственной территории. В сложившейся экономической системе в России наделение транспортными льготами удаленных от европейской части страны организаций, предприятий-производителей товаров минимально. По этой причине хозяйственные структуры Алтая Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2005 г. составил 949,5 млн долл. и вырос за год на 6% (53,6 млн долл.), при этом экспорт увеличился на 81,1 млн долл., а импорт уменьшился на 27,5 млн долл. В 2005 г. экспорт товаров по Алтайской таможне был равен 745,4 млн долл. (в 2004 г. – 664,2 млн долл.), импорт – 204,2 млн долл. (231,6 млн долл.). Таким образом, сальдо внешнеторгового баланса сложилось положительным – 541,2 млн долл. (по данным Алтайской таможни). Основные страны-импортеры алтайских товаров: Казахстан – 30,7%, Украина – 20,5, Иран – 10,6, Узбекистан – 7,9, Япония – 4,4, Кипр – 3,1, Индия – 3,1, Таджикистан – 3,0, Внешней торговлей в крае основном занимаются акционерные общества (69,2% экспорта и 38,2% импорта), общества с ограниченной ответственностью (17,8 и 17,7% соответственно), граждане России (5,4 и 11,4%), государственные предприятия (2,3 и 0,5% соответственно). Прочие регионы вывозят через Алтайскую таможню 4,3%, а ввозят 31,7% от всех ввозимых в край через нее товаров. Вывозит край в основном минеральное топливо (кокс и коксовая мелочь) на Украину, в Иран, Казахстан, Кипр, Индию, Японию, Словакию – 47,7% от всего экспорта, древесину (Казахстан, страны Средней Азии, Китай) – 19,1, вагоны – 10,0 (Казахстан, Эстония), продукцию сельского хозяйства и продукты питания – 5,1 (мука В объемах импорта в Алтайский край больше всего продуктов питания и продукции сельского хозяйства – 52,4%, а также машин и оборудования – 11,8, транспортных средств – 10,0, черных металлов – 8,8, продуктов неорганической химии – 1,3%. Край ввозит Ведущие экспортеры региона: ОАО «Алтай-кокс» – 45,4% Казахстан покупает в Алтайском крае вагоны, кокс, лесоматериалы, различные машины и оборудование. Значительная часть южной территории Алтая напрямую зависит от торговли с пограничными областями этой республики. Из негативных тенденций торговли с Казахстаном нужно отметить уменьшение объемов экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости (станки, котлы и т.п.) и рост доли продукции лесного хозяйства. Заметную роль во внешнеторговом обороте Алтайского края играют Украина, Иран, Кипр, Индия, но только из-за покупки ими кокса. Узбекистан приобретает в Алтайском крае разные товары. Примерно каждые два года на тракторный завод в Рубцовск поступал большой по современным понятиям заказ на изготовление 500 тракторов в год для хлопковых хозяйств. Во многом за счет торговли с Узбекистаном и сохраняется «Алттрак». По данным Алтайской таможни, экспорт Алтайского края в республики Средней Азии и Казахстана составляет свыше 43%, импорт – свыше 73%, но с каждым годом доля этих стран снижается. Учесть объем алтайских товаров, которые реализуются московскими, питерскими и другими организациями, очень сложно. С 2001 г. вырос объем торговли Алтайского края с Республикой Беларусь, однако она не проходит таможенный учет. Алтайский край – 4-й торговый партнер республики в России, и его оборот в 2005 г. составил 50 млн долл. Хотя Беларусь находится на расстоянии 5 тыс. км от Алтая, растет торговля изделиями машиностроения, деревоперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, и во многом это обеспечивается за счет государственной поддержки. Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2004 г. составил 1,2% от ВРП (данные за 2005 г. будут только в 2007 г.). Если сделать корректировки с учетом торговли через неалтайские предприятия, а также челночную торговлю, то он увеличится примерно в 2 с лишним раза и составит 2,6%. В РФ этот показатель равен 8% от ВВП. Для роста экономики края необходимо увеличивать внешнеторговые связи со странами СНГ, но потенциал бывших республик Советского Союза невелик, и поэтому, на наш взгляд, необходимо искать новые направления торговли с Китаем, а также Монголией Предприятия края пытаются развивать внешнеэкономическую деятельность и устанавливать торговые связи с Германией, США, Австрией, Нидерландами, а также со странами Юго-Восточной Азии с целью осуществления инвестиционных проектов по деревообработке, глубокой переработке продукции сельского хозяйства, переоснащению и реконструкции промышленных предприятий. В начале 90-х гг. либерализация цен, ликвидация монополии внешней торговли, свободное обращение иностранной валюты, В Алтайских горах сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Территории всех этих государств имеют среднее или слабое экономическое развитие, но в Китае последние десять лет происходят большие экономические изменения, и пока не поздно Алтайскому краю необходимо найти свою нишу в торговле с его близлежащей территорией. В настоящее время Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на северо-западе Китая готов покупать в Алтайском крае энергетические котлы, станки, прессы и изделия деревоперерабатывающей промышленности, строительные материалы, продукцию сельского хозяйства и т.п. Пока товарооборот между Алтайским краем и СУАР небольшой, но регион с населением в 18 млн чел. динамично развивается, он проявляет непосредственный интерес к изделиям тех отраслей промышленности, которые не находят сбыта в отдаленных от края районах России. В 2003–2004 гг. шли проработки крупного инвестиционного проекта по строительству нефтепровода через Алтай в Китай. В Большом Алтае сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых. Можно предположить, что через 10–20 лет их добыча и переработка внесут значительный вклад в развитие данных регионов. Мало кому из предприятий РФ, занимающихся изготовлением конечной продукции, удалось завоевать место на мировом рынке, Таблица 5.8 Основные показатели внешнеэкономической деятельности Алтайского края (в тыс. долл. США)
Глава 6. Положение в социальной сфере
Современное российское общество переживает очередной трудный этап социального развития. Переход в качественно новое состояние сопровождается существенными структурными изменениями и характеризуется как процессами разрушения устойчивых образований, так и появлением элементов и звеньев иной социальной системы, в том числе и других общественных отношений, типов их организации. Этот процесс сложно протекает в социальной сфере, где актуальной стала проблема существования многих ее услуг для большинства членов общества, поскольку доступными они становятся в основном за плату. При рассмотрении функционирования производственных отраслей хозяйства края было отмечено, что создавались они в основном в другой экономической системе. Реформы в национальном хозяйстве, начатые в 1991 г., оказывают не меньшее по значимости влияние на функционирование социальной сферы, но, на наш взгляд, в изменившихся условиях в ней пока еще не закончился период первоначального становления. Самым сложным в реформировании социальной сферы является осознание утраты принципов, целей и задач этой отрасли, имевшихся в советское время. Детские сады, школы, больницы, поликлиники, дома культуры, другие социальные объекты государство строило планово, в зависимости и по мере достижения определенного уровня развития материальной сферы. В настоящее время, когда на Алтае промышленность и сельское хозяйство по объему производства отброшены на 15–20 лет назад, практически нет индустриального строительства, социальный сектор лишился устойчивых источников финансирования, а некоторые подотрасли, например высшее, среднее и специальное образование, полностью потеряли заказ на свою деятельность. Основная часть учреждений социальной сферы переведена на бюджетное финансирование, хотя рыночная экономика предполагает альтернативные формы обеспечения их средствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|