Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 16 глава




Ал­тай стал тран­зит­ной тер­ри­то­ри­ей для пе­ре­воз­чи­ков нар­ко­ти­ков из Аф­га­ни­ста­на, Тад­жи­ки­ста­на, Уз­бе­ки­ста­на, дру­гих стран Азии. По оцен­кам экс­пер­тов, на гра­ни­це с Ка­зах­ста­ном за­дер­жи­ва­ет­ся лишь не­боль­шая часть при­во­зи­мых в Рос­сию нар­ко­ти­че­ских ве­ществ. Как РФ в це­лом не име­ет на­деж­но­го щи­та от это­го не­га­тив­но­го про­цес­са, так и Ал­тай­ский край не за­щи­щен от не­го. При­хо­дит­ся лишь кон­ста­ти­ро­вать, что с от­кры­ти­ем гра­ни­цы в 1991 г. рас­про­стра­не­ние и по­треб­ле­ние нар­ко­ти­ков на Ал­тае уве­ли­чи­лось. В ре­гио­не так­же мно­го боль­ных та­кой со­ци­аль­ной бо­лез­нью, как ту­бер­ку­лез (11 тыс. чел.).

Сле­ду­ет при­знать, что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни уро­вень му­ни­ци­паль­но­го здра­во­охра­не­ния ос­та­ет­ся по­ка со­пос­та­ви­мым с со­вет­ским пе­рио­дом бла­го­да­ря ра­бо­те ста­рых ме­ди­цин­ских кад­ров, их кла­но­во­сти и мень­шей, по срав­не­нию с ра­бот­ни­ка­ми дру­гих от­рас­лей, же­ла­ни­ем за­нять­ся ины­ми ви­да­ми дея­тель­но­сти.

Ра­ди­каль­но из­ме­нив­шие­ся ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния ме­ди­цин­ских уч­ре­ж­де­ний, к со­жа­ле­нию, не по­зво­ли­ли по­лу­чать в тре­буе­мых объ­е­мах стра­хо­вое ме­ди­цин­ское фи­нан­си­ро­ва­ние. Раз­ме­ры ме­ст­ных бюд­же­тов не уве­ли­чи­лись в той же про­пор­ции, в ко­то­рой воз­рос­ло ко­ли­че­ст­во му­ни­ци­паль­ных по­ли­кли­ник и боль­ниц, и их фи­нан­си­ро­ва­ние из бюд­же­тов не обес­пе­чи­ва­ет­ся в не­об­хо­ди­мых объ­е­мах. Плат­ное ча­ст­ное здра­во­охра­не­ние прак­ти­че­ски не скла­ды­ва­ет­ся. Ус­ко­рен­ное раз­го­су­дар­ст­вле­ние здра­во­охра­не­ния, по на­ше­му мне­нию, фак­ти­че­ски ухуд­ши­ло его уро­вень, а ре­аль­ной аль­тер­на­ти­вы бюд­жет­ным уч­ре­ж­де­ния­ми здра­во­охра­не­ния в де­прес­сив­ных и от­ста­лых субъ­ек­тах РФ фак­ти­че­ски нет.

К не­га­тив­ным мо­мен­там со­вре­мен­но­го со­стоя­ния здра­во­охра­не­ния края не­об­хо­ди­мо от­не­сти умень­ше­ние ко­ли­че­ст­ва мо­ло­дых вра­чей в ма­лых го­ро­дах и се­лах края. Боль­шин­ст­во му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­ст­ра­ций не соз­да­ют нор­маль­ных ус­ло­вий для их жиз­ни, что по­ро­ж­да­ет де­фи­цит оп­ре­де­лен­ных спе­циа­ли­стов. Все это сни­жа­ет дос­туп­ность и ка­че­ст­во ме­ди­цин­ской по­мо­щи жи­те­лям ма­лых
го­ро­дов и сель­ско­му на­се­ле­нию. Толь­ко по­сле 2000 г. от­дель­ные рай­оны ста­ли ис­прав­лять по­ло­же­ние в обес­пе­че­нии мо­ло­дых спе­циа­ли­стов здра­во­охра­не­ния жиль­ем. По­зи­тив­ных из­ме­не­ний до­би­лись мень­ше де­ся­ти рай­онов из 60, а в це­лом по краю си­туа­ция не­удов­ле­тво­ри­тель­ная.

В на­стоя­щее вре­мя в стра­не го­то­вит­ся кар­ди­наль­ная ре­фор­ма здра­во­охра­не­ния. Счи­та­ет­ся, что со­вет­ское здра­во­охра­не­ние до­би­ва­лось улуч­ше­ния здо­ро­вья за счет рос­та чис­ла вра­чей и ме­ди­цин­ских уч­ре­ж­де­ний, соз­да­ния па­рал­лель­ных сис­тем ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. В ито­ге по­ка­за­те­ли ко­ли­че­ст­ва вра­чей и боль­нич­ных ко­ек на 10000 чел. на­се­ле­ния Рос­сии – од­ни из са­мых вы­со­ких в ми­ре, и в 2002 г. на 10 тыс. чел. при­хо­ди­лось 47,9 вра­чей и 114 боль­нич­ных ко­ек. В стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы в сред­нем со­от­вет­ст­вен­но 39 вра­чей и 42 боль­нич­ные кой­ки. На 100 чел. на­се­ле­ния в Рос­сии бы­ло 22 гос­пи­та­ли­зи­руе­мых, а в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы – 19. В Рос­сии в 2000 г. в сред­нем боль­ные на­хо­ди­лись в ста­цио­нар­ных уч­ре­ж­де­ни­ях 15,5 дня, а в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы в 1998 г. – 8,2 дня. От­сю­да де­ла­ет­ся вы­вод, что при­ори­тет в здра­во­охра­не­нии при рас­пре­де­ле­нии ре­сур­сов от­да­ет­ся от­но­си­тель­но бо­лее за­трат­ной ста­цио­нар­ной по­мо­щи, а не про­фи­лак­ти­ке за­бо­ле­ва­ний и ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ско­му ле­че­нию (Ясин, 2004, с. 196).

В эко­но­ми­ке здра­во­охра­не­ния в на­стоя­щее вре­мя очень сла­бый уро­вень управ­лен­че­ских кад­ров. Глав­ные вра­чи ме­ди­цин­ских уч­ре­ж­де­ний во мно­гом оп­ре­де­ля­ют так­ти­ку раз­ви­тия сво­ей ор­га­ни­за­ции, при этом они ми­ни­маль­но вне­дря­ют ин­ст­ру­мен­ты, при­су­щие ры­ноч­но­му ве­де­нию хо­зяй­ст­ва. Боль­шин­ст­во из них, по край­ней ме­ре в от­ста­лых и де­прес­сив­ных тер­ри­то­ри­ях, сель­ской ме­ст­но­сти, уве­ре­ны, что все рас­хо­ды по со­дер­жа­нию и мо­дер­ни­за­ции уч­ре­ж­де­ния долж­но не­сти го­су­дар­ст­во.

На уров­не Фе­де­ра­ции при­ня­то ре­ше­ние пе­рей­ти на по­ка­за­те­ли эф­фек­тив­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния, ко­то­рые под­го­тов­ле­ны во Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния. Здесь глав­ное при­да­ет­ся 1) здо­ро­вью на­се­ле­ния и пре­ж­де все­го по­ка­за­те­лям ожи­дае­мой про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни; 2) так на­зы­вае­мой от­зыв­чи­во­сти сис­те­мы здра­во­охра­не­ния, от­ра­жаю­щей сте­пень ее гу­ман­но­сти, уро­вень фи­зи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го ком­фор­та па­ци­ен­тов, ме­ру ува­же­ния к их че­ло­ве­че­ско­му дос­то­ин­ст­ву, со­блю­де­нию их со­ци­аль­ных прав, на­ли­чию сво­бо­ды вы­бо­ра про­вай­де­ра ме­ди­цин­ских ус­луг; 3) спра­вед­ли­во­сти дей­ст­вую­щих прин­ци­пов фи­нан­си­ро­ва­ния ус­луг здра­во­охра­не­ния. Ос­нов­ной кри­те­рий – рас­пре­де­ле­ние фи­нан­со­вых рис­ков, свя­зан­ных с оп­ла­той ме­ди­цин­ских ус­луг,
в со­от­вет­ст­вии с пла­те­же­спо­соб­но­стью до­мо­хо­зяйств, а не со сте­пе­нью рис­ка по­те­ри здо­ро­вья.

Ра­ди­каль­ная сис­те­ма здра­во­охра­не­ния пред­по­ла­га­ет рез­кое со­кра­ще­ние вра­чей, ра­бо­таю­щих в го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. Есть про­ек­ты со­кра­тить в РФ в 2007–2009 гг. 160 тыс. бюд­жет­ных ста­вок вра­чей, в Ал­тай­ском крае – до 2 тыс.
С се­ре­ди­ны 2005 г. рас­смат­ри­ва­ют­ся раз­лич­ные про­ек­ты ин­те­гра­ции ме­ди­цин­ских уч­ре­ж­де­ний на уров­не го­ро­дов, а в сель­ской ме­ст­но­сти это при­ве­дет к за­кры­тию боль­шин­ст­ва фельд­шер­ско-аку­шер­ских пунк­тов, от­де­ле­ний рай­он­ных боль­ниц, рас­по­ло­жен­ных вне рай­цен­тров. Мож­но ска­зать, что ре­фор­ма здра­во­охра­не­ния при­ве­дет к то­му, что на­се­ле­ние бу­дет по­лу­чать ме­ди­цин­ские ус­лу­ги
в со­от­вет­ст­вии с имею­щим ме­сто уров­нем раз­ви­тия эко­но­ми­ки, т.е. как и в 60–70-х гг. ХХ в.

Наи­боль­шую опас­ность ре­фор­ма здра­во­охра­не­ния пред­став­ля­ет для жи­те­лей сель­ской ме­ст­но­сти, по­сколь­ку уве­ли­чи­ва­ет­ся рас­стоя­ние от от­дель­но­го гра­ж­да­ни­на до ме­ди­цин­ско­го уч­ре­ж­де­ния, по­жи­лой че­ло­век прак­ти­че­ски ли­ша­ет­ся воз­мож­но­сти пре­бы­ва­ния на ста­цио­нар­ном ле­че­нии в боль­ни­це. В Ал­тай­ском крае осу­ще­ст­в­ле­ние этой ре­фор­мы мо­жет при­вес­ти к раз­ви­тию цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных сил, от­то­ку на­се­ле­ния из ма­лых и сред­них сел, а так­же
ма­лых и уда­лен­ных рай­онов, рас­по­ло­жен­ных в пред­горь­ях и по­лу­пус­ты­не, в чер­не­вой тай­ге. Ес­ли ре­фор­ма здра­во­охра­не­ния бу­дет про­во­дить­ся та­ки­ми же бы­ст­ры­ми тем­па­ми, как это бы­ло сде­ла­но
с раз­го­су­дар­ст­вле­ни­ем и при­ва­ти­за­ци­ей пред­при­ятий, то это при­ве­дет к но­во­му эта­пу сни­же­ния уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния. В на­стоя­щее вре­мя счи­тан­ные ус­лу­ги ока­зы­ва­ют­ся в здра­во­охра­не­нии бес­плат­но, но тем не ме­нее для зна­чи­тель­но­го чис­ла лю­дей со­хра­ня­ет­ся их дос­туп­ность. Не­об­хо­дим оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од, ко­то­рый по­зво­лил бы пе­рей­ти на ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки сис­те­мы здра­во­охра­не­ния с уче­том ис­то­ри­че­ских, тер­ри­то­ри­аль­ных, кли­ма­ти­че­ских ус­ло­вий. На­при­мер, в Ал­тай­ском крае мно­го сел, жи­те­ли ко­то­рых зи­мой на 2–3 ме­ся­ца пол­но­стью от­ре­за­ны от рай­цен­тра
из-за не­про­хо­ди­мо­сти до­рог. Сле­ду­ет воз­ро­ж­дать сис­те­му здра­во­охра­не­ния, ко­то­рая боль­ше ис­поль­зо­ва­ла ма­лую авиа­цию, вер­то­ле­ты, хо­тя это и до­ро­го.

Оп­ти­ми­за­ция струк­ту­ры уч­ре­ж­де­ний здра­во­охра­не­ния долж­на быть в тес­ной свя­зи с уже про­ис­хо­дя­щи­ми из­ме­не­ния­ми в струк­ту­ре ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ор­га­нов на тер­ри­то­рии Ал­тая. На­ли­чие в ре­гио­не 60 сель­ских ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рай­онов, 12 го­ро­дов по­зво­ля­ет иметь рас­ши­рен­ную сеть сель­ских боль­ниц и дру­гих ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций. Из­ме­не­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ной струк­ту­ры края, на наш взгляд, долж­но про­изой­ти по за­ко­нам ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, и ко­ли­че­ст­во сель­ских рай­онов бу­дет умень­ше­но. Это при­ве­дет к по­ни­же­нию ста­ту­са ря­да цен­траль­ных рай­он­ных боль­ниц, соз­да­нию на их ба­зе до­мов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, се­ст­рин­ско­го ухо­да и т.п. С фи­нан­со­вой точ­ки зре­ния этот про­цесс не­из­бе­жен, и по­это­му ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние на­се­ле­ния в но­вой тер­ри­то­ри­аль­ной сис­те­ме здра­во­охра­не­ния во мно­гом бу­дет за­ви­сеть от раз­ви­тия транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. При рас­ши­ре­нии се­ти ав­то­мо­биль­ных до­рог бу­дет воз­мож­на дос­тав­ка на­се­ле­ния в круп­ные спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные боль­ни­цы и т.п. Не­об­хо­ди­мо воз­ро­ж­дать и даль­ше раз­ви­вать та­кие фор­мы ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, как вы­езд ком­плекс­ных бри­гад вра­чей в от­да­лен­ные на­се­лен­ные пунк­ты, что де­ла­лось в со­вет­ское вре­мя и со­хра­ни­лось сей­час в не­ко­то­рых суб­ре­гио­нах Се­ве­ра. К со­жа­ле­нию, на Ал­тае в на­стоя­щее вре­мя это пред­став­ля­ет­ся ма­ло­ре­аль­ным. Ес­ли здра­во­охра­не­ние и даль­ше бу­дет фи­нан­си­ро­вать­ся в ос­нов­ном из ре­гио­наль­ных бюд­же­тов, то по­зи­тив­ных из­ме­не­ний в по­вы­ше­нии сред­ней про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни, улуч­ше­нии здо­ро­вья, умень­ше­нии об­щей и мла­ден­че­ской смерт­но­сти, уров­ня ин­ва­лид­но­сти на­се­ле­ния вряд ли уда­ст­ся дос­тичь.

Про­бле­мы ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния здра­во­охра­не­ния в 2006–2008 гг. пред­по­ла­га­ет­ся ре­шать пре­иму­ще­ст­вен­но за счет
на­цио­наль­но­го про­ек­та. В его рам­ках в 2006 г. на Ал­тай долж­но
по­сту­пить 114 ап­па­ра­тов УЗИ, 59 флюо­ро­гра­фи­че­ских ап­па­ра­тов, 167 – ЭКГ, 39 ком­плек­тов ла­бо­ра­тор­но­го обо­ру­до­ва­ния, 18 рент­ге­ноч­ных ап­па­ра­тов, 164 ма­ши­ны ско­рой по­мо­щи, 2 реа­мо­би­ля.

Не­об­хо­ди­мость ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ре­фор­мы при­зна­ет­ся дос­та­точ­но мно­ги­ми спе­циа­ли­ста­ми как в прак­ти­че­ской, так и в на­уч­ной сфе­рах. Од­на­ко есть опас­ность то­го, что на крае­вом уров­не но­вые схе­мы раз­лич­ных ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных сис­тем не бу­дут взаи­мо­увя­за­ны и уч­те­ны. В 2002–2004 гг. пе­ре­смат­ри­ва­лись струк­ту­ры раз­ме­ще­ния уч­ре­ж­де­ний поч­то­вой свя­зи, фе­де­раль­ной на­ло­го­вой служ­бы, рас­чет­но-кас­со­вых цен­тров Бан­ка Рос­сии, фи­лиа­лов и офи­сов Ал­тай­ско­го Сбер­бан­ка и про­чих уч­ре­ж­де­ний. Ре­фор­ми­ро­ва­ние ка­ж­дой струк­ту­ры про­во­ди­лось по­рознь, без уче­та их взаи­мо­дей­ст­вия. В не­ко­то­рых рай­цен­трах пол­но­стью со­хра­не­ны струк­ту­ры этих служб, в дру­гих – час­тич­но, а от­дель­ные рай­цен­тры прак­ти­че­ски ока­за­лись без них. В оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни это свя­за­но с тем, что ру­ко­во­ди­те­ли фе­де­раль­ных служб са­ми, без уча­стия крае­вой ад­ми­ни­ст­ра­ции, реа­ли­зо­вы­ва­ли ре­ше­ния вы­ше­стоя­щих ор­га­нов. Це­на та­ких про­сче­тов слиш­ком ве­ли­ка, а ес­ли к ним до­ба­вят­ся и не­увяз­ки в ре­фор­ме здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния, то это мо­жет при­вес­ти к зна­чи­тель­но­му со­кра­ще­нию на­се­лен­ных пунк­тов, де­гра­да­ции от­дель­ных рай­онов, от­то­ку на­се­ле­ния из сель­ской ме­ст­но­сти и в це­лом из Ал­тай­ско­го края.

В крае в те­че­ние 2005 г. пра­во на до­пол­ни­тель­ное ле­кар­ст­вен­ное обес­пе­че­ние за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та име­ли 266,6 тыс. чел., или око­ло 10% на­се­ле­ния. В 2004 г. их бы­ло 232 тыс. чел. Сре­ди так на­зы­вае­мых фе­де­раль­ных льгот­ни­ков 80% ин­ва­лидов. За 2005 г. об­щая сум­ма по­став­ки ме­ди­ка­мен­тов по фе­де­раль­ной льго­те в ап­те­ки края со­ста­ви­ла в от­пу­ск­ных це­нах 1 млрд
89,6 млн руб. по 442 ме­ж­ду­на­род­ным не­па­тен­то­ван­ным на­име­но­ва­ни­ям из 449, вклю­чен­ных в фе­де­раль­ный пе­ре­чень.

В 2005 г. пра­вом на льго­ты вос­поль­зо­ва­лись 184 тыс. фе­де­раль­ных льгот­ни­ков, им обес­пе­че­но 3,7 млн ре­цеп­тов. В сред­нем на од­но­го фе­де­раль­но­го льгот­ни­ка при­хо­дит­ся око­ло 20 «обес­пе­чен­ных» ре­цеп­тов. Бы­ло обес­пе­че­но бес­плат­ных ре­цеп­тов по сле­дую­щим ка­те­го­ри­ям льгот­ни­ков: «ин­ва­ли­ды» – 3,2 млн шт. (2004 г. – 672,3 тыс. шт.), «ве­те­ра­ны» – 399,5 тыс. шт. (2004 г. – 353,7 тыс. шт.). Та­кой боль­шой рост за год сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что си­туа­ция с ме­ди­цин­ским об­слу­жи­ва­ни­ем ин­ва­ли­дов бы­ла до­ве­де­на до пла­чев­но­го со­стоя­ния, а по­треб­ность в гро­мад­ных бюд­жет­ных до­та­ци­ях или бы­ла не про­гно­зи­руе­ма, или вос­при­ни­ма­лась боль­шин­ст­вом ре­фор­ма­то­ров как про­ис­ки «ле­вых».

Од­на­ко все это по­зво­ли­ло в 2005 г. со­кра­тить час­то­ту ле­че­ния в ста­цио­на­рах, а поч­ти чет­верть оп­ро­шен­ных в Ал­тай­ском крае (24,7%) оце­ни­ли уро­вень жиз­ни в це­лом как бо­лее вы­со­кий, чем
в 2004 г.

Как из­вест­но, до не­дав­не­го вре­ме­ни в быв­шем Сою­зе ту­ризм су­ще­ст­во­вал прак­ти­че­ски толь­ко внут­ри стра­ны, и для не­го был ха­рак­те­рен очень низ­кий уро­вень об­слу­жи­ва­ния кли­ен­тов. С рас­па­дом Со­вет­ско­го Сою­за да­же та­кой ту­ризм при­шел в упа­док, и в на­стоя­щее вре­мя в Си­би­ри он соз­да­ет­ся прак­ти­че­ски с ну­ля. Ту­риз­му по­сле де­фол­та, ожив­ле­ния эко­но­ми­ки и по­вы­ше­ния уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния (с 1999 г.) при­су­щи очень бы­ст­рые тем­пы рос­та со­от­вет­ст­вую­щих ус­луг и уве­ли­че­ние чис­ла поль­зо­ва­те­лей та­ки­ми ус­лу­га­ми чуть ли на 20% еже­год­но.

В Рос­сии че­ты­ре ре­гио­на – Мо­ск­ва, Мо­с­ков­ская об­ласть, Санкт-Пе­тер­бург и Крас­но­дар­ский край – ока­зы­ва­ют поч­ти по­ло­ви­ну всех ту­ри­ст­ско-экс­кур­си­он­ных ус­луг. По офи­ци­аль­ным ста­ти­сти­че­ским дан­ным эти тер­ри­то­рии, а так­же еще 18 дру­гих, вклю­чая рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан, Та­тар­стан, Став­ро­поль­ский, Ха­ба­ров­ский, При­мор­ский, Крас­но­яр­ский, Ал­тай­ский края, Ни­же­го­род­скую, Рос­тов­скую, Тю­мен­скую, Сверд­лов­скую, Че­ля­бин­скую, Перм­скую, Са­мар­скую, Ир­кут­скую, Но­во­си­бир­скую, Ке­ме­ров­скую и Твер­скую об­лас­ти, ока­зы­ва­ют поч­ти 87% об­ще­го объ­е­ма ту­ри­ст­ско-экс­кур­си­он­ных ус­луг, свы­ше 77% са­на­тор­но-оз­до­ро­ви­тель­ных и 87% всех ус­луг гос­ти­ниц Рос­сии. На ос­но­ва­нии та­ких дан­ных не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты, на­при­мер И. Бух­тоя­ро­ва и А. Кор­са­ко­ва, де­ла­ют вы­во­ды о том, что в этих ре­гио­нах ту­ризм су­ще­ст­ву­ет, а во всех ос­таль­ных 57 ре­гио­нах Рос­сии его прак­ти­че­ски нет (Бух­тоя­ро­ва, Кор­са­ко­ва, 2004, с. 213–214).

Сре­ди со­се­дей Ал­тай­ско­го края РФ ту­ризм ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся в Ке­ме­ров­ской об­лас­ти и Рес­пуб­ли­ке Ал­тай. Так, в 2005 г. на тер­ри­то­рии Ке­ме­ров­ской об­лас­ти от­дох­ну­ли поч­ти 300 тыс. рос­си­ян, бо­лее 20 тыс. ино­стран­ных гра­ж­дан. Это по­зво­ли­ло соз­дать бо­лее 1000 ра­бо­чих мест. От­чис­ле­ния в бюд­жет об­лас­ти от ту­риз­ма со­ста­ви­ли за год свы­ше 50 млн руб., на 20 млн руб. боль­ше, чем
в 2004 г. За год Ал­тай по­се­ща­ют око­ло 600 тыс. ту­ри­стов. В со­от­вет­ст­вии с ут­вер­жден­ной схе­мой ту­ри­сти­че­ских баз Рес­пуб­ли­ку Ал­тай к 2020 г. смо­гут по­се­щать круг­ло­го­дич­но 5,1 тыс. ту­ри­стов, се­зон­но – 11,7 тыс. (сей­час тур­ба­зы рес­пуб­ли­ки мо­гут при­ни­мать еди­но­вре­мен­но 6 тыс. чел.). В на­стоя­щее вре­мя на 126 тур­ба­зах рес­пуб­ли­ки за­ня­то 1,3 тыс. чел. На­ло­го­вые сбо­ры в бюд­жет рес­пуб­ли­ки от ту­ри­сти­че­ской дея­тель­но­сти долж­ны воз­рас­ти поч­ти в
7 раз и со­ста­вить 137 млн руб., при­быль – 475 млн руб. в год. Пред­по­ла­га­ет­ся, что раз­ви­тие ту­риз­ма по­вле­чет за со­бой и раз­ви­тие сель­ско­го хо­зяй­ст­ва (Схе­ма раз­ви­тия и раз­ме­ще­ния ту­ри­ст­ских
уч­ре­ж­де­ний в Рес­пуб­ли­ке Ал­тай до 2020 г.).

Ко­неч­но, вы­во­ды мо­с­ков­ских ав­то­ров при бо­лее при­сталь­ном рас­смот­ре­нии ну­ж­да­ют­ся в уточ­не­нии. Так, по­че­му Рес­пуб­ли­ка
Ал­тай не по­па­ла в чис­ло тер­ри­то­рий с су­ще­ст­вую­щим ту­риз­мом? Но, по всей ви­ди­мо­сти, в це­лом оцен­ка со­стоя­ния и раз­ви­тия ту­риз­ма в РФ пра­виль­ная. Оче­вид­но, что при скуд­но­сти ста­ти­сти­че­ской ин­фор­ма­ции о дея­тель­но­сти ту­ри­сти­че­ских баз (в том же Гор­ном Ал­тае), не­су­ще­ст­вен­ных объ­е­мах по­сту­п­ле­ния на­ло­гов от них,
дру­гие вы­во­ды сде­лать труд­но.

 


 

Рис. 6.1. Туристско-рекреационное освоение территории Алтайского края


Уни­каль­ные и экс­тре­маль­ные при­род­ные ус­ло­вия, чис­то­та
ок­ру­жаю­щей сре­ды (не­смот­ря на от­дель­ные не­га­тив­ные эко­ло­ги­че­ские фак­то­ры и на­ли­чие по­след­ст­вий от функ­цио­ни­ро­ва­ния Се­ми­па­ла­тин­ско­го по­ли­го­на по ис­пы­та­нию ра­диа­ци­он­но­го ору­жия,
па­де­ние в пред­горь­ях Ал­тая от­де­ляю­щих­ся час­тей ра­кет-но­си­те­лей, за­пус­кае­мых с кос­мо­дро­ма Бай­ко­нур в Ка­зах­ста­не) по­зво­ля­ют иметь на Ал­тае луч­шие ку­рорт­ные ус­ло­вия для от­ды­ха на­се­ле­ния
с се­вер­ных тер­ри­то­рий Си­би­ри и по­се­ще­ния Ал­тая ра­ди эк­зо­ти­ки людь­ми из дру­гих ре­гио­нов Рос­сии, раз­лич­ных обу­стро­ен­ных стран. Край в лю­бом слу­чае ос­та­ет­ся ча­стью Си­би­ри, и в нем не мо­жет быть мас­со­во­го лет­не­го про­дол­жи­тель­но­го ту­ри­ст­ско­го пе­рио­да (5–6 ме­ся­цев), но бли­зость Куз­бас­са, Но­во­си­бир­ска, Том­ской и Тю­мен­ской об­лас­тей по­зво­лит, как нам ка­жет­ся, сде­лать ту­ризм че­рез 10–15 лет од­ной из ве­ду­щих от­рас­лей спе­циа­ли­за­ции эко­но­ми­ки ре­гио­на. Соз­да­вае­мые по­сле 1998 г. ту­ри­ст­ские цен­тры в пред­горь­ях и го­рах Ал­тая за­кла­ды­ва­ют ос­но­ву это­го. В на­стоя­щее вре­мя мо­дер­ни­за­ция са­на­то­ри­ев и до­мов от­ды­ха в Бе­ло­ку­ри­хе под­ня­ла раз­ви­тие ку­рор­та до та­ко­го вы­со­ко­го уров­ня, ко­то­ро­го нет
за Ура­лом, да и в боль­шин­ст­ве ре­гио­нов Рос­сии.

Мно­гие спе­циа­ли­сты при­зна­ют пра­во су­ще­ст­во­ва­ния ту­риз­ма в Ал­тай­ском крае. Но смо­жет ли он в пер­спек­ти­ве стать от­рас­лью спе­циа­ли­за­ции тер­ри­то­ри­аль­но­го хо­зяй­ст­ва?

В крае на 1 фев­ра­ля 2005 г. 97 фирм име­ли ли­цен­зии на ту­ра­гент­скую дея­тель­ность и 22 – на ту­ро­пе­ра­тор­скую. Объ­ем ту­ри­ст­ско-экс­кур­си­он­ных ус­луг в 2000 г. со­ста­вил 13,7 млн руб., в 2001 г. – 27,4 млн, в 2002 г. – 42,5 млн, в 2003 г. – 112,5 млн руб. По со­стоя­нию на 1 мар­та 2006 г. 116 фирм име­ли ли­цен­зию на осу­ще­ст­в­ле­ние ту­ри­ст­ской дея­тель­но­сти, из них 27 ра­бо­та­ли в ту­ро­пе­ра­тор­ской сфе­ре. Вви­ду от­сут­ст­вия мно­гих фирм по мес­ту ре­ги­ст­ра­ции
в ста­ти­сти­че­ское на­блю­де­ние вхо­дят све­де­ния по 56 ту­ри­ст­ским фир­мам, 53 из них яв­ля­ют­ся ма­лы­ми пред­при­ятия­ми. Боль­шин­ст­во ту­ри­ст­ских фирм Ал­тай­ско­го края рас­по­ло­же­ны в Бар­нау­ле (46).

Со­глас­но дан­ным ор­га­на Рос­ста­та по Ал­тай­ско­му краю объ­ем ту­ри­ст­ских ус­луг с уче­том не­фор­маль­ной эко­но­ми­ки за 2004 г. со­ста­вил 125,8 млн руб., по срав­не­нию с 2003 г. на­блю­дал­ся рост на 7,5%. (в 2002–2003 гг. от­ме­чен рост при­мер­но на 50%). До­ля ту­ри­ст­ских ус­луг в об­щем объ­е­ме плат­ных ус­луг не­боль­шая и со­став­ля­ет все­го 0,8%.

В 2004 г. в сфе­ре ту­риз­ма в крае ра­бо­та­ли 305 чел. Вы­руч­ка от ока­за­ния ту­ри­ст­ских ус­луг (за ми­ну­сом НДС, ак­ци­зов и ана­ло­гич­ных обя­за­тель­ных пла­те­жей) со­ста­ви­ла 29,5 млн руб., в том чис­ле на тур­фир­му – 527 тыс., на од­но­го ра­бот­ни­ка – 97 тыс. руб.

Рас­хо­ды на ока­за­ние ту­ри­ст­ских ус­луг по тур­фир­мам, при­ме­няю­щим уп­ро­щен­ную сис­те­му на­ло­го­об­ло­же­ния и вы­брав­шим в ка­че­ст­ве объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния до­ход, умень­шен­ный на ве­ли­чи­ну рас­хо­дов, со­ста­ви­ли 16,4 млн руб., в том чис­ле на од­ну тур­фир­му – 654 тыс. руб. и на од­но­го ра­бот­ни­ка – 116 тыс. руб.

Ту­ри­ст­ские фир­мы края об­слу­жи­ли (по их дан­ным) в 2005 г. 25,4 тыс. чел., 6 тыс. чел. от­пра­ви­лись в ту­ры по Ал­тай­ско­му краю. По экс­перт­ным же дан­ным Ал­тай по­се­ти­ли 300 тыс. ту­ри­стов. Со­глас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке в 2004 г. ал­тай­ски­ми ту­ри­ст­ски­ми фир­ма­ми бы­ло об­слу­же­но 9 ино­стран­ных гра­ж­дан, хо­тя по дан­ным, пред­став­лен­ным рай­она­ми, все­го бы­ло при­ня­то 3,5 тыс. ино­стран­ных ту­ри­стов, в 2005 г. – 4,9 тыс. чел. По дан­ным пас­порт­но-ви­зо­вой служ­бы Ал­тай­ский край в 2004 г. по­се­ти­ли 62,3 тыс. ино­стран­цев: 42% из Ка­зах­ста­на, 10,7 – из Гер­ма­нии, 1,7 – из Ки­тая, 0,7% – из США. Из них толь­ко 13% мож­но счи­тать ту­ри­ста­ми, т.е. око­ло
8 тыс. чел. Все это сви­де­тель­ст­ву­ет о на­ли­чии боль­шой те­не­вой эко­но­ми­ки, гро­мад­ном по­то­ке са­мо­дея­тель­ных ту­ри­стов, ра­бо­те на тер­ри­то­рии края фирм дру­гих ре­гио­нов, и в це­лом о том, что нет ре­аль­ной ин­фор­ма­ции о раз­ви­тии ту­риз­ма.

Око­ло 60% рос­сий­ских ту­ри­стов, по­се­щаю­щих Ал­тай, от­да­ют пред­поч­те­ние пас­сив­но­му от­ды­ху на тур­ба­зах. На вто­ром мес­те – от­дых на ку­рор­тах, за­тем идут раф­тинг, кон­ные мар­шру­ты, аль­пи­низм. Ино­стран­ные гра­ж­да­не, пу­те­ше­ст­вую­щие в крае, боль­ше вы­би­ра­ют ак­тив­ные ви­ды ту­риз­ма: бо­лее по­ло­ви­ны ту­ри­стов со­вер­ша­ют вод­ные, кон­ные, пе­ше­ход­ные ту­ры или ком­би­ни­ро­ван­ные мар­шру­ты.

По дан­ным Ал­тайк­рай­ста­та, в 2004 г. в ре­гио­не функ­цио­ни­ро­ва­ло 156 пред­при­ятий кол­лек­тив­но­го раз­ме­ще­ния от­ды­хаю­щих,
в том чис­ле 91 – об­ще­го на­зна­че­ния, 65 – спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния (са­на­тор­но-ку­рорт­ные ор­га­ни­за­ции, ор­га­ни­за­ции от­ды­ха) и все­го
3 ту­ри­ст­ских ба­зы. Од­на­ко в од­ном Ал­тай­ском рай­оне име­ет­ся 31 объ­ект кол­лек­тив­но­го раз­ме­ще­ния спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния, 19 из них – ту­ри­сти­че­ские ба­зы. В этом рай­оне раз­вит ту­ризм. В 2005 г. на его тер­ри­то­рии уже бы­ло 42 объ­ек­та ту­риз­ма и от­ды­ха на
3,8 тыс. мест (в ос­нов­ном в ле­во­бе­реж­ной Ка­ту­ни и на озе­ре Ая). По дан­ным го­су­дар­ст­вен­но­го по­жар­но­го над­зо­ра, в ча­ст­ных до­мо­вла­де­ни­ях от­ды­ха­ли од­но­вре­мен­но око­ло 2,5 тыс. чел. Без уче­та от­ды­хаю­щих в па­лат­ках на этой тер­ри­то­рии ле­том еже­днев­но от­ды­ха­ют бо­лее 6 тыс. чел., а за се­зон – око­ло 250 тыс. чел, в том чис­ле в тур­ком­плек­се «Би­рю­зо­вая Ка­тунь» – 75 тыс. чел. По рас­чет­ным дан­ным, за лет­ний пе­ри­од обо­рот ту­ри­ст­ских и дру­гих ус­луг в Ал­тай­ском рай­оне со­ста­вил око­ло 500 млн руб.

Рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся Бе­ло­ку­ри­ха. В 2005 г. ку­рорт при­нял око­ло 1800 ино­стран­ных ре­зи­ден­тов. Об­щий по­ток от­ды­хаю­щих оце­ни­ва­ет­ся здесь в пре­де­лах 200 тыс. чел. в год.

В 2005 г. в ту­ризм как вид эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти края бы­ло вло­же­но 100 млн руб. ча­ст­ных ин­ве­сти­ций. В 2006 г. го­то­вит­ся к реа­ли­за­ции 11 ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов с пред­по­ла­гае­мым объ­е­мом вло­же­ний в 700 млн руб. в год. Наи­бо­лее мас­штаб­ный осу­ще­ст­в­ляе­мый ин­ве­сти­ци­он­ный про­ект на тер­ри­то­рии края – это ту­ри­сти­че­ский ком­плекс «Би­рю­зо­вая Ка­тунь» (ор­га­ни­за­тор про­ек­та – ООО «Ал­тай-Из­весть»). Для строи­тель­ст­ва ком­плек­са от­ве­де­на пло­щадь в 3380 га, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя па­ст­би­ща, ле­са, го­ры. Рас­чет­ная стои­мость про­ек­та в це­нах 2005 г. – 3,2 млрд руб. К 2006 г. ин­ве­сти­ро­ва­но все­го око­ло 300 млн руб. По про­гно­зам по­се­щае­мость ту­ри­сти­че­ско­го ком­плек­са «Би­рю­зо­вая Ка­тунь» при пол­ном вво­де в экс­плуа­та­цию мо­жет со­ста­вить до 4 тыс. чел. в день.

Пред­го­рья Ал­тая об­ла­да­ют бо­га­тым по­тен­циа­лом для функ­цио­ни­ро­ва­ния тра­ди­ци­он­но­го ту­риз­ма: раз­но­об­ра­зие ланд­шаф­тов, рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го ми­ра, на­ли­чие уни­каль­ных при­род­ных ком­плек­сов и ар­хео­ло­ги­че­ских па­мят­ни­ков. Так­же в рай­онах этой зо­ны Ал­тая име­ют­ся хо­ро­шие ус­ло­вия для раз­ви­тия экс­тре­маль­но­го ту­риз­ма, к при­ме­ру, спуск по гор­ным ре­кам; ку­рорт­но­го (Бе­ло­ку­ри­ха, со­ле­ные озе­ра и гря­зи За­вья­лов­ско­го рай­она); охот­ничь­е­го – охо­та на ди­ких ло­сей, ма­ра­лов, ли­сиц, вол­ков и проч. Кли­мат пред­го­рья бла­го­прия­тен для функ­цио­ни­ро­ва­ния ту­ри­ст­ской сфе­ры в те­че­ние 9–10 ме­ся­цев го­да.

По мне­нию ря­да ру­ко­во­ди­те­лей ве­ду­щих тур­фирм края, циф­ры о ту­ри­ст­ской дея­тель­но­сти на Ал­тае за­ни­же­ны, и объ­яс­ня­ет­ся это как не­со­вер­шен­ной сис­те­мой ста­ти­сти­че­ско­го уче­та, так и не­пол­ным объ­е­мом ин­фор­ма­ции, пре­дос­тав­лен­ной тур­фир­ма­ми ре­гио­на в ор­га­ны ста­ти­сти­ки. По экс­перт­ным оцен­кам в крае еже­год­но чис­лен­ность ту­ри­стов и от­ды­хаю­щих со­став­ля­ет око­ло 200 тыс. чел. Че­рез тер­ри­то­рию Ал­тай­ско­го края про­хо­дит весь по­ток ту­ри­стов, на­прав­ляю­щих­ся в Рес­пуб­ли­ку Ал­тай, при­мер­но 500 тыс. чел. Ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния пред­по­ла­га­ют, что к 2010 г. чис­ло
ту­ри­стов и экс­кур­сан­тов в крае дос­тиг­нет при­мер­но 800 тыс. чел.,
а к 2015 г. – 1,5 млн чел.

Та­кие фак­то­ры, как слож­ная транс­порт­ная дос­туп­ность рай­онов, не­раз­ви­тость ин­фра­струк­ту­ры ту­ри­сти­че­ской от­рас­ли, от­сут­ст­вие на­уч­но­го обос­но­ва­ния рек­реа­ци­он­но­го ис­поль­зо­ва­ния вос­точ­но­го суб­ре­гио­на края и не­дос­та­ток фи­нан­си­ро­ва­ния осо­бо ох­ра­няе­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, сдер­жи­ва­ют ту­ри­ст­ско-рек­реа­ци­он­ное ос­вое­ние пред­гор­но­го Ал­тая.

Гла­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции края А. Кар­лин счи­та­ет, что ре­ги­он не дол­жен иметь свою про­грам­му раз­ви­тия ту­риз­ма, по­сколь­ку ос­нов­ные ту­ри­ст­ские объ­ек­ты на­хо­дят­ся в Рес­пуб­ли­ке Ал­тай. На наш взгляд, от­сут­ст­вие про­ду­ман­ных дей­ст­вий в сфе­ре управ­ле­ния ту­риз­мом не спо­соб­ст­ву­ет улуч­ше­нию си­туа­ции в эко­но­ми­ке края.

В со­вет­ский пе­ри­од в го­ро­дах и се­лах Ал­тая сло­жи­лась та­кая раз­вер­ну­тая сеть уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры, что ми­зер­ное фи­нан­си­ро­ва­ние на про­тя­же­нии 15 лет, низ­кая, ес­ли не ска­зать, ос­кор­би­тель­ная за­ра­бот­ная пла­та ее ра­бот­ни­ков, да­же сей­час по­зво­ля­ет иметь гро­мад­ное ко­ли­че­ст­во до­мов куль­ту­ры, биб­лио­тек, му­зы­каль­ных школ, те­ат­ров и т.п.

Во мно­гом про­бле­мы этой сфе­ры ана­ло­гич­ны труд­но­стям в об­ра­зо­ва­нии, здра­во­охра­не­нии, но есть и свои осо­бен­но­сти. Хо­тя биб­лио­те­ки в крае за­кры­ва­ют­ся не очень бы­ст­ры­ми тем­па­ми (так,
в 1999 г. бы­ло 1205 ед., в 2003 г. – 1186 ед., в 2005 г. – 1172 ед.,
но биб­лио­теч­ный фонд книг рез­ко со­кра­ща­ет­ся. Ес­ли в 1990 г. в он был ра­вен 7313 экз. на 1000 чел. на­се­ле­ния, то в 2002 г. – 5971 экз., в 2005 г. – все­го 5930 экз., и по это­му по­ка­за­те­лю край за­ни­мал
65-е ме­сто в РФ. В Рос­сии дан­ный по­ка­за­тель со­ста­вил 7046 экз. на 1000 чел. на­се­ле­ния.

В крае мно­го клу­бов и до­мов куль­ту­ры. В 1999 г. их бы­ло 1366, в 2003 г. – 1361, в 2005 г. – 1337. Чис­ло куль­тур­но-до­су­го­вых фор­ми­ро­ва­ний да­же рас­тет. Так, в 1999 г. в ре­гио­не бы­ло 7,6 тыс. та­ких ор­га­ни­за­ций и 102,4 тыс. уча­ст­ни­ков в них, а в 2003 г. со­от­вет­ст­вен­но 8,7 тыс. ед. и 116 тыс. уча­ст­ни­ков.

В це­лом ни­щен­ские фи­нан­си­ро­ва­ние и оп­ла­та тру­да в куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских уч­ре­ж­де­ни­ях не да­ют ос­но­ва­ния оп­ти­ми­стич­но оце­ни­вать бу­ду­щее дан­ной сфе­ры об­ще­ст­ва. К то­му же не­про­ду­ман­ный ввод За­ко­на №131 ста­вит под уг­ро­зу су­ще­ст­во­ва­ние боль­шин­ст­ва ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры в ма­лых се­лах и рай­цен­трах.

В об­лас­ти куль­ту­ры по­яв­ля­ют­ся и но­вые ви­ды до­су­га: дис­ко­те­ки, ин­тер­нет-ка­фе и т.п. Они уже сра­зу дей­ст­ву­ют на плат­ной, ры­ноч­ной ос­но­ве. По­ка это все на­хо­дит ми­ни­маль­ное от­ра­же­ние
в ста­ти­сти­ке, но влия­ние этих форм до­су­га на мо­ло­дое на­се­ле­ние рас­тет очень бы­ст­ро.

 

6.3. Функ­цио­ни­ро­ва­ние ЖКХ

Жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во (ЖКХ) – слож­ная мак­ро­от­расль эко­но­ми­ки. Ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во ох­ва­ты­ва­ет бо­лее 30 под­от­рас­лей: экс­плуа­та­ция и ре­монт жи­лья, те­п­ло- и элек­тро­энер­ге­ти­ка, во­до­про­вод, ка­на­ли­за­ция, элек­тро­транс­порт, ба­ни, пра­чеч­ные, убор­ка и бла­го­ус­т­рой­ст­во тер­ри­то­рии, гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во.

От эф­фек­тив­ной ра­бо­ты жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва за­ви­сят бла­го­ус­т­рой­ст­во и ком­форт­ность про­жи­ва­ния че­ло­ве­ка, удов­ле­тво­ре­ние его на­сущ­ных по­треб­но­стей и в ко­неч­ном сче­те
ра­бо­то­спо­соб­ность и здо­ро­вье.

Про­бле­ма обес­пе­че­ния на­се­ле­ния жиль­ем, ком­му­наль­ны­ми ус­лу­га­ми в Рос­сии на про­тя­же­нии мно­гих де­ся­ти­ле­тий бы­ла и есть од­ной из са­мых слож­ных и труд­но ре­шае­мых. Еще в 30-е гг. ХХ в. от­ток средств из жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва в ин­ду­ст­ри­аль­ное при­вел к рез­ко­му сни­же­нию фи­нан­си­ро­ва­ния жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва, не обес­пе­чи­вал над­ле­жа­щих ус­ло­вий жизни на­се­ле­нию но­вых го­ро­дов и ра­бо­чих по­сел­ков. Ин­ду­ст­риа­ли­за­ция тре­бо­ва­ла при­то­ка в го­ро­да ра­бо­чей си­лы на про­мыш­лен­ные но­во­строй­ки. В этих ус­ло­ви­ях ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное рас­пре­де­ле­ние жи­лья ста­ло ин­ст­ру­мен­том при­вле­че­ния и удер­жа­ния ра­бо­чих на пред­при­яти­ях. Мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние гра­ж­дан в го­ро­да по­тре­бо­ва­ло обес­пе­че­ния их хоть ка­ким-ни­будь жиль­ем, что при­ве­ло к ухуд­ше­нию ка­че­ст­ва жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва и пре­об­ла­да­нию квар­тир ком­му­наль­но­го ти­па.

За го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и по­сле­во­ен­ной раз­ру­хи зна­чи­тель­ная часть жи­лищ­но­го фон­да Рос­сии бы­ла про­сто по­те­ря­на. Мно­гие гра­ж­да­не бы­ли вы­ну­ж­де­ны жить в зем­лян­ках и на­спех по­стро­ен­ных ба­ра­ках. С кон­ца 50-х гг. в стра­не ста­ли боль­ше уде­лять вни­ма­ния жи­лищ­ной про­бле­ме, в ре­зуль­та­те че­го раз­вер­ну­лось мас­со­вое жи­лищ­ное строи­тель­ст­во, и в 60-е гг. в год на од­но­го жи­те­ля Ал­тай­ско­го края со­ору­жа­лось при­мер­но 0,4–0,5 кв. м жи­лья. Это по­зво­ли­ло поч­ти всех ну­ж­даю­щих­ся пе­ре­се­лить из под­ва­лов, по­лу­под­ва­лов и ба­ра­ков в бла­го­ус­т­ро­ен­ные квар­ти­ры. Со вре­ме­н Н. Хру­ще­ва при по­се­мей­ном за­се­ле­нии но­во­го жи­лья пре­об­ла­да­ли не­боль­шие квар­ти­ры в ти­по­вых па­нель­ных до­мах, а про­стым лю­дям ста­ли дос­туп­ны та­кие бла­га, как хо­лод­ная и го­ря­чая во­да, ка­на­ли­за­ция, цен­тра­ли­зо­ван­ное ото­пле­ние и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...