Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 16 глава
Алтай стал транзитной территорией для перевозчиков наркотиков из Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, других стран Азии. По оценкам экспертов, на границе с Казахстаном задерживается лишь небольшая часть привозимых в Россию наркотических веществ. Как РФ в целом не имеет надежного щита от этого негативного процесса, так и Алтайский край не защищен от него. Приходится лишь констатировать, что с открытием границы в 1991 г. распространение и потребление наркотиков на Алтае увеличилось. В регионе также много больных такой социальной болезнью, как туберкулез (11 тыс. чел.). Следует признать, что в значительной степени уровень муниципального здравоохранения остается пока сопоставимым с советским периодом благодаря работе старых медицинских кадров, их клановости и меньшей, по сравнению с работниками других отраслей, желанием заняться иными видами деятельности. Радикально изменившиеся источники финансирования медицинских учреждений, к сожалению, не позволили получать в требуемых объемах страховое медицинское финансирование. Размеры местных бюджетов не увеличились в той же пропорции, в которой возросло количество муниципальных поликлиник и больниц, и их финансирование из бюджетов не обеспечивается в необходимых объемах. Платное частное здравоохранение практически не складывается. Ускоренное разгосударствление здравоохранения, по нашему мнению, фактически ухудшило его уровень, а реальной альтернативы бюджетным учреждениями здравоохранения в депрессивных и отсталых субъектах РФ фактически нет.
К негативным моментам современного состояния здравоохранения края необходимо отнести уменьшение количества молодых врачей в малых городах и селах края. Большинство муниципальных администраций не создают нормальных условий для их жизни, что порождает дефицит определенных специалистов. Все это снижает доступность и качество медицинской помощи жителям малых В настоящее время в стране готовится кардинальная реформа здравоохранения. Считается, что советское здравоохранение добивалось улучшения здоровья за счет роста числа врачей и медицинских учреждений, создания параллельных систем оказания медицинской помощи. В итоге показатели количества врачей и больничных коек на 10000 чел. населения России – одни из самых высоких в мире, и в 2002 г. на 10 тыс. чел. приходилось 47,9 врачей и 114 больничных коек. В странах Западной Европы в среднем соответственно 39 врачей и 42 больничные койки. На 100 чел. населения в России было 22 госпитализируемых, а в странах Западной Европы – 19. В России в 2000 г. в среднем больные находились в стационарных учреждениях 15,5 дня, а в странах Западной Европы в 1998 г. – 8,2 дня. Отсюда делается вывод, что приоритет в здравоохранении при распределении ресурсов отдается относительно более затратной стационарной помощи, а не профилактике заболеваний и амбулаторно-поликлиническому лечению (Ясин, 2004, с. 196).
В экономике здравоохранения в настоящее время очень слабый уровень управленческих кадров. Главные врачи медицинских учреждений во многом определяют тактику развития своей организации, при этом они минимально внедряют инструменты, присущие рыночному ведению хозяйства. Большинство из них, по крайней мере в отсталых и депрессивных территориях, сельской местности, уверены, что все расходы по содержанию и модернизации учреждения должно нести государство. На уровне Федерации принято решение перейти на показатели эффективности функционирования здравоохранения, которые подготовлены во Всемирной организации здравоохранения. Здесь главное придается 1) здоровью населения и прежде всего показателям ожидаемой продолжительности жизни; 2) так называемой отзывчивости системы здравоохранения, отражающей степень ее гуманности, уровень физического и психологического комфорта пациентов, меру уважения к их человеческому достоинству, соблюдению их социальных прав, наличию свободы выбора провайдера медицинских услуг; 3) справедливости действующих принципов финансирования услуг здравоохранения. Основной критерий – распределение финансовых рисков, связанных с оплатой медицинских услуг, Радикальная система здравоохранения предполагает резкое сокращение врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях. Есть проекты сократить в РФ в 2007–2009 гг. 160 тыс. бюджетных ставок врачей, в Алтайском крае – до 2 тыс.
Наибольшую опасность реформа здравоохранения представляет для жителей сельской местности, поскольку увеличивается расстояние от отдельного гражданина до медицинского учреждения, пожилой человек практически лишается возможности пребывания на стационарном лечении в больнице. В Алтайском крае осуществление этой реформы может привести к развитию центростремительных сил, оттоку населения из малых и средних сел, а также
Оптимизация структуры учреждений здравоохранения должна быть в тесной связи с уже происходящими изменениями в структуре административных органов на территории Алтая. Наличие в регионе 60 сельских административных районов, 12 городов позволяет иметь расширенную сеть сельских больниц и других медицинских организаций. Изменение административно-территориальной структуры края, на наш взгляд, должно произойти по законам рыночной экономики, и количество сельских районов будет уменьшено. Это приведет к понижению статуса ряда центральных районных больниц, созданию на их базе домов социального обеспечения, сестринского ухода и т.п. С финансовой точки зрения этот процесс неизбежен, и поэтому медицинское обслуживание населения в новой территориальной системе здравоохранения во многом будет зависеть от развития транспортной инфраструктуры. При расширении сети автомобильных дорог будет возможна доставка населения в крупные специализированные больницы и т.п. Необходимо возрождать и дальше развивать такие формы медицинского обслуживания, как выезд комплексных бригад врачей в отдаленные населенные пункты, что делалось в советское время и сохранилось сейчас в некоторых субрегионах Севера. К сожалению, на Алтае в настоящее время это представляется малореальным. Если здравоохранение и дальше будет финансироваться в основном из региональных бюджетов, то позитивных изменений в повышении средней продолжительности жизни, улучшении здоровья, уменьшении общей и младенческой смертности, уровня инвалидности населения вряд ли удастся достичь. Проблемы материального обеспечения здравоохранения в 2006–2008 гг. предполагается решать преимущественно за счет
Необходимость административной реформы признается достаточно многими специалистами как в практической, так и в научной сферах. Однако есть опасность того, что на краевом уровне новые схемы различных административных систем не будут взаимоувязаны и учтены. В 2002–2004 гг. пересматривались структуры размещения учреждений почтовой связи, федеральной налоговой службы, расчетно-кассовых центров Банка России, филиалов и офисов Алтайского Сбербанка и прочих учреждений. Реформирование каждой структуры проводилось порознь, без учета их взаимодействия. В некоторых райцентрах полностью сохранены структуры этих служб, в других – частично, а отдельные райцентры практически оказались без них. В определенной степени это связано с тем, что руководители федеральных служб сами, без участия краевой администрации, реализовывали решения вышестоящих органов. Цена таких просчетов слишком велика, а если к ним добавятся и неувязки в реформе здравоохранения и образования, то это может привести к значительному сокращению населенных пунктов, деградации отдельных районов, оттоку населения из сельской местности и в целом из Алтайского края. В крае в течение 2005 г. право на дополнительное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета имели 266,6 тыс. чел., или около 10% населения. В 2004 г. их было 232 тыс. чел. Среди так называемых федеральных льготников 80% инвалидов. За 2005 г. общая сумма поставки медикаментов по федеральной льготе в аптеки края составила в отпускных ценах 1 млрд В 2005 г. правом на льготы воспользовались 184 тыс. федеральных льготников, им обеспечено 3,7 млн рецептов. В среднем на одного федерального льготника приходится около 20 «обеспеченных» рецептов. Было обеспечено бесплатных рецептов по следующим категориям льготников: «инвалиды» – 3,2 млн шт. (2004 г. – 672,3 тыс. шт.), «ветераны» – 399,5 тыс. шт. (2004 г. – 353,7 тыс. шт.). Такой большой рост за год свидетельствует о том, что ситуация с медицинским обслуживанием инвалидов была доведена до плачевного состояния, а потребность в громадных бюджетных дотациях или была не прогнозируема, или воспринималась большинством реформаторов как происки «левых». Однако все это позволило в 2005 г. сократить частоту лечения в стационарах, а почти четверть опрошенных в Алтайском крае (24,7%) оценили уровень жизни в целом как более высокий, чем Как известно, до недавнего времени в бывшем Союзе туризм существовал практически только внутри страны, и для него был характерен очень низкий уровень обслуживания клиентов. С распадом Советского Союза даже такой туризм пришел в упадок, и в настоящее время в Сибири он создается практически с нуля. Туризму после дефолта, оживления экономики и повышения уровня жизни населения (с 1999 г.) присущи очень быстрые темпы роста соответствующих услуг и увеличение числа пользователей такими услугами чуть ли на 20% ежегодно. В России четыре региона – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край – оказывают почти половину всех туристско-экскурсионных услуг. По официальным статистическим данным эти территории, а также еще 18 других, включая республики Башкортостан, Татарстан, Ставропольский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Алтайский края, Нижегородскую, Ростовскую, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Самарскую, Иркутскую, Новосибирскую, Кемеровскую и Тверскую области, оказывают почти 87% общего объема туристско-экскурсионных услуг, свыше 77% санаторно-оздоровительных и 87% всех услуг гостиниц России. На основании таких данных некоторые специалисты, например И. Бухтоярова и А. Корсакова, делают выводы о том, что в этих регионах туризм существует, а во всех остальных 57 регионах России его практически нет (Бухтоярова, Корсакова, 2004, с. 213–214). Среди соседей Алтайского края РФ туризм активно развивается в Кемеровской области и Республике Алтай. Так, в 2005 г. на территории Кемеровской области отдохнули почти 300 тыс. россиян, более 20 тыс. иностранных граждан. Это позволило создать более 1000 рабочих мест. Отчисления в бюджет области от туризма составили за год свыше 50 млн руб., на 20 млн руб. больше, чем Конечно, выводы московских авторов при более пристальном рассмотрении нуждаются в уточнении. Так, почему Республика
Рис. 6.1. Туристско-рекреационное освоение территории Алтайского края Уникальные и экстремальные природные условия, чистота Многие специалисты признают право существования туризма в Алтайском крае. Но сможет ли он в перспективе стать отраслью специализации территориального хозяйства? В крае на 1 февраля 2005 г. 97 фирм имели лицензии на турагентскую деятельность и 22 – на туроператорскую. Объем туристско-экскурсионных услуг в 2000 г. составил 13,7 млн руб., в 2001 г. – 27,4 млн, в 2002 г. – 42,5 млн, в 2003 г. – 112,5 млн руб. По состоянию на 1 марта 2006 г. 116 фирм имели лицензию на осуществление туристской деятельности, из них 27 работали в туроператорской сфере. Ввиду отсутствия многих фирм по месту регистрации Согласно данным органа Росстата по Алтайскому краю объем туристских услуг с учетом неформальной экономики за 2004 г. составил 125,8 млн руб., по сравнению с 2003 г. наблюдался рост на 7,5%. (в 2002–2003 гг. отмечен рост примерно на 50%). Доля туристских услуг в общем объеме платных услуг небольшая и составляет всего 0,8%. В 2004 г. в сфере туризма в крае работали 305 чел. Выручка от оказания туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составила 29,5 млн руб., в том числе на турфирму – 527 тыс., на одного работника – 97 тыс. руб. Расходы на оказание туристских услуг по турфирмам, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов, составили 16,4 млн руб., в том числе на одну турфирму – 654 тыс. руб. и на одного работника – 116 тыс. руб. Туристские фирмы края обслужили (по их данным) в 2005 г. 25,4 тыс. чел., 6 тыс. чел. отправились в туры по Алтайскому краю. По экспертным же данным Алтай посетили 300 тыс. туристов. Согласно официальной статистике в 2004 г. алтайскими туристскими фирмами было обслужено 9 иностранных граждан, хотя по данным, представленным районами, всего было принято 3,5 тыс. иностранных туристов, в 2005 г. – 4,9 тыс. чел. По данным паспортно-визовой службы Алтайский край в 2004 г. посетили 62,3 тыс. иностранцев: 42% из Казахстана, 10,7 – из Германии, 1,7 – из Китая, 0,7% – из США. Из них только 13% можно считать туристами, т.е. около Около 60% российских туристов, посещающих Алтай, отдают предпочтение пассивному отдыху на турбазах. На втором месте – отдых на курортах, затем идут рафтинг, конные маршруты, альпинизм. Иностранные граждане, путешествующие в крае, больше выбирают активные виды туризма: более половины туристов совершают водные, конные, пешеходные туры или комбинированные маршруты. По данным Алтайкрайстата, в 2004 г. в регионе функционировало 156 предприятий коллективного размещения отдыхающих, Растет и развивается Белокуриха. В 2005 г. курорт принял около 1800 иностранных резидентов. Общий поток отдыхающих оценивается здесь в пределах 200 тыс. чел. в год. В 2005 г. в туризм как вид экономической деятельности края было вложено 100 млн руб. частных инвестиций. В 2006 г. готовится к реализации 11 инвестиционных проектов с предполагаемым объемом вложений в 700 млн руб. в год. Наиболее масштабный осуществляемый инвестиционный проект на территории края – это туристический комплекс «Бирюзовая Катунь» (организатор проекта – ООО «Алтай-Известь»). Для строительства комплекса отведена площадь в 3380 га, которая включает в себя пастбища, леса, горы. Расчетная стоимость проекта в ценах 2005 г. – 3,2 млрд руб. К 2006 г. инвестировано всего около 300 млн руб. По прогнозам посещаемость туристического комплекса «Бирюзовая Катунь» при полном вводе в эксплуатацию может составить до 4 тыс. чел. в день. Предгорья Алтая обладают богатым потенциалом для функционирования традиционного туризма: разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира, наличие уникальных природных комплексов и археологических памятников. Также в районах этой зоны Алтая имеются хорошие условия для развития экстремального туризма, к примеру, спуск по горным рекам; курортного (Белокуриха, соленые озера и грязи Завьяловского района); охотничьего – охота на диких лосей, маралов, лисиц, волков и проч. Климат предгорья благоприятен для функционирования туристской сферы в течение 9–10 месяцев года. По мнению ряда руководителей ведущих турфирм края, цифры о туристской деятельности на Алтае занижены, и объясняется это как несовершенной системой статистического учета, так и неполным объемом информации, предоставленной турфирмами региона в органы статистики. По экспертным оценкам в крае ежегодно численность туристов и отдыхающих составляет около 200 тыс. чел. Через территорию Алтайского края проходит весь поток туристов, направляющихся в Республику Алтай, примерно 500 тыс. чел. Органы власти и управления предполагают, что к 2010 г. число Такие факторы, как сложная транспортная доступность районов, неразвитость инфраструктуры туристической отрасли, отсутствие научного обоснования рекреационного использования восточного субрегиона края и недостаток финансирования особо охраняемых природных территорий, сдерживают туристско-рекреационное освоение предгорного Алтая. Глава администрации края А. Карлин считает, что регион не должен иметь свою программу развития туризма, поскольку основные туристские объекты находятся в Республике Алтай. На наш взгляд, отсутствие продуманных действий в сфере управления туризмом не способствует улучшению ситуации в экономике края. В советский период в городах и селах Алтая сложилась такая развернутая сеть учреждений культуры, что мизерное финансирование на протяжении 15 лет, низкая, если не сказать, оскорбительная заработная плата ее работников, даже сейчас позволяет иметь громадное количество домов культуры, библиотек, музыкальных школ, театров и т.п. Во многом проблемы этой сферы аналогичны трудностям в образовании, здравоохранении, но есть и свои особенности. Хотя библиотеки в крае закрываются не очень быстрыми темпами (так, В крае много клубов и домов культуры. В 1999 г. их было 1366, в 2003 г. – 1361, в 2005 г. – 1337. Число культурно-досуговых формирований даже растет. Так, в 1999 г. в регионе было 7,6 тыс. таких организаций и 102,4 тыс. участников в них, а в 2003 г. соответственно 8,7 тыс. ед. и 116 тыс. участников. В целом нищенские финансирование и оплата труда в культурно-просветительских учреждениях не дают основания оптимистично оценивать будущее данной сферы общества. К тому же непродуманный ввод Закона №131 ставит под угрозу существование большинства организаций культуры в малых селах и райцентрах. В области культуры появляются и новые виды досуга: дискотеки, интернет-кафе и т.п. Они уже сразу действуют на платной, рыночной основе. Пока это все находит минимальное отражение
6.3. Функционирование ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – сложная макроотрасль экономики. Коммунальное хозяйство охватывает более 30 подотраслей: эксплуатация и ремонт жилья, тепло- и электроэнергетика, водопровод, канализация, электротранспорт, бани, прачечные, уборка и благоустройство территории, гостиничное хозяйство. От эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства зависят благоустройство и комфортность проживания человека, удовлетворение его насущных потребностей и в конечном счете Проблема обеспечения населения жильем, коммунальными услугами в России на протяжении многих десятилетий была и есть одной из самых сложных и трудно решаемых. Еще в 30-е гг. ХХ в. отток средств из жилищного строительства в индустриальное привел к резкому снижению финансирования жилищно-коммунального хозяйства, не обеспечивал надлежащих условий жизни населению новых городов и рабочих поселков. Индустриализация требовала притока в города рабочей силы на промышленные новостройки. В этих условиях административное распределение жилья стало инструментом привлечения и удержания рабочих на предприятиях. Массовое переселение граждан в города потребовало обеспечения их хоть каким-нибудь жильем, что привело к ухудшению качества жилищного строительства и преобладанию квартир коммунального типа. За годы Второй мировой войны и послевоенной разрухи значительная часть жилищного фонда России была просто потеряна. Многие граждане были вынуждены жить в землянках и наспех построенных бараках. С конца 50-х гг. в стране стали больше уделять внимания жилищной проблеме, в результате чего развернулось массовое жилищное строительство, и в 60-е гг. в год на одного жителя Алтайского края сооружалось примерно 0,4–0,5 кв. м жилья. Это позволило почти всех нуждающихся переселить из подвалов, полуподвалов и бараков в благоустроенные квартиры. Со времен Н. Хрущева при посемейном заселении нового жилья преобладали небольшие квартиры в типовых панельных домах, а простым людям стали доступны такие блага, как холодная и горячая вода, канализация, централизованное отопление и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|