Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 3 глава
Существенно влияет на демографические процессы растущая криминализация общества. Фиксируется 34 убийства на 100 тыс. населения, а вместе с умершими от увечий эта цифра превышает Для досоветской России были характерны очень высокие рождаемость и смертность, но и высокий естественный прирост населения. Воспроизводство населения было расширенным, население быстро росло и оставалось очень молодым. Самый высокий естественный прирост населения в России был в 20-е гг. ХХ в. (23,4 чел. на 1000 жителей). Этот демографический взлет произошел также По итогам всех четырех послевоенных государственных переписей численность женского населения в Алтайском крае была больше мужского. В 1989 г. она превышала мужскую на 152,4 тыс. чел., в 2002 г. – на 175,8 тыс. чел. Конечно, в значительной степени такой дисбаланс является следствием Великой Отечественной войны, однако в конце ХХ в. он снова стал нарастать.
Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении в Алтайском крае за 2006 г. по расчетам Федеральной службы государственной статистики составила 64,5 года, в том числе у мужчин – 58,6 года, у женщин – 71,1 года. Для простого воспроизводства населения женщина, которая может иметь детей, в среднем должна родить 2,2 ребенка. Если на селе этот показатель еще имеет место, то во всех городах России все больше матерей (семей) с одним ребенком, что ведет к депопуляции населения. В целом на негативную демографическую обстановку в обществе влияет множество причин. Экономические факторы играют здесь немаловажное значение. В одном из наиболее развитом социальном государстве – Германии – на семейные пособия, по утверждению известного российского демографа А. Вишневского, расходуется до 3% ВВП, в России – в 10 раз меньше. Но низкий уровень рождаемости нельзя сводить только к экономическим причинам. В ФРГ, несмотря на все финансовые затраты, рождаемость сокращается, и в среднем на одну женщину там приходиться только 1,36 ребенка, т.е. нет даже простого воспроизводства населения. Все чаще женщины выбирают между семьей и деловой карьерой последнее, и в России с дальнейшим внедрением европейских стандартов в образ жизни эта проблема будет стоять во многих семьях.
Конечно, такие тенденции имеют место почти во всех развитых странах Европы. Так, в Испании на каждую женщину, Регулирование демографической ситуации в стране – это сложный, трудно управляемый процесс, который начинает сказываться только по истечении десятков лет при реализации соответствующих экономических, социальных, политических условий, при определенной нравственно-моральной обстановке в обществе. Стало абсолютно ясным, что в последние 25–30 лет этот вопрос наиболее заметно решается на религиозно-этническом уровне: численность населения за счет высокой рождаемости увеличивается в регионах страны с преобладанием мусульманского населения. Уместно сказать, что аналогичные процессы, с соответствующими поправками, происходят в европейских странах: в Германии увеличивается численность турок и албанцев, во Франции – арабов и т.п. При формировании демографической политики в субъектах РФ религиозно-этническому аспекту не принято уделять внимания, поскольку большинство работников администраций боятся обвинений в религиозной нетерпимости, сгущении красок в вопросе национального состава регионов и т.п. При всей сложности проблемы органы власти и управления региона должны, на наш взгляд, иметь собственные подходы к регулированию данных процессов. Сейчас и в Алтайском крае, и в других приграничных территориях Российской Федерации практически ни одна экономическая структура власти не может назвать достоверную цифру о численности иностранного населения. Например, самые серьезные расхождения имеют место в цифрах, характеризующих численность китайцев
К сожалению, демографическая обстановка на Алтае и в дальнейшем будет, по нашим расчетам, ухудшаться. Если в начале 2000-х гг. на двух работающих приходился один пенсионер, то через 20–25 лет при сохранении существующих тенденций в рождаемости это соотношение будет один к одному. В конце 80-х – начале 90-х гг. в Алтайский край был значительный приток беженцев и вынужденных переселенцев. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась: наметилось постепенное снижение миграционного притока с 8,1 тыс. чел. в 1997 г. до 2,2 тыс. чел. в 2000 г., а с 2001 г. в крае сложилось отрицательное сальдо миграции с преобладанием выезда людей в трудоспособном возрасте. Много жителей края уезжает в другие регионы страны: Москву и Московскую область, Краснодарский край, Кемеровскую область и проч. Во внутрироссийской миграции Алтайский край в настоящее время является регионом-донором. За 2005 г. миграционная убыль сохраняется со всеми федеральными округами, кроме Дальневосточного. Наибольший миграционный отток наблюдается в территории Центрального и Сибирского федеральных округов. В 2005 г. из края выехали 4701 чел. в другие страны, а приехали – 5994 чел. Миграционный прирост – 1293 чел. В 1,5 раза за этот год увеличился миграционный прирост из государств-участников СНГ. 67,2% (2,5 тыс. чел.) этого прироста составили иммигранты из Казахстана, 17% (0,6 тыс. чел.) – из Киргизии, 10,1% – из Узбекистана. Отрицательное сальдо миграции отмечено с Белоруссией.
По данным Территориального органа государственной статистики по Алтайскому краю за последние 15 лет на Алтай из сопредельного Казахстана прибыло около 180 тыс. чел., в противоположном направлении выбыло 50 тыс. чел. Ежегодно в регионе оседает от 7 до 11% иммигрантов из Казахстана в Россию (Постоянные Позитивное воздействие миграции с Казахстаном проявляется в улучшении демографической ситуации и системы расселения в крае, замещении непрестижных рабочих мест, росте этнического и культурного многообразия, развитии нетрадиционных производств, увеличении численности населения. В результате миграций повышается плотность населения в сельских районах Алтая, улучшается возрастная структура населения региона, увеличивается численность детского и трудоспособного населения. За счет миграции край приобретает более качественную рабочую силу, обладающую повышенной трудовой активностью. Отрицательное влияние миграции выражается в росте нагрузки на инфраструктуру, повышении конкуренции на рынке труда, увеличении масштабов бедности и нищеты, повышении уровня цен на жилье. Среди негативных Всего с 1990 по 2005 г. в край из-за его пределов приехали 617665 чел., выбыли 528034 чел. Численность вынужденных переселенцев на начало 2006 г. составила 4756 чел. с начала регистрации (данные управления по делам миграции Алтайского края).
В настоящее время внешняя миграция лиц трудового возраста минимально регулируется правительственными структурами, и фактически она контролируется частными фирмами. Растет угроза расширения потоков в страну мигрантов этнически далеких от России национальностей и вместе с ними – дальнейшая криминализация жизни (наркомания, преступность, проституция, СПИД и проч.). Рассматривая социальную ситуацию в регионе, нельзя не коснуться вопроса о национальном составе населения. На Алтае свыше 92% населения – русские (по переписи 1989 г. – 89%). За последние годы в крае значительно уменьшилась численность немцев, несмотря на то, что в регионе существует один из двух в России немецких национальных районов. Доля армян, азербайджанцев таджиков, цыган и некоторых других национальностей стала расти. На наш взгляд, нарастающая национальная однородность не способствует развитию предпринимательства на Алтае. Как показывает опыт разных стран, территорий, появление у них других Сейчас есть определенная нетерпимость, напряженность по отношению к азиатским нациям: китайцам, вьетнамцам, пуштунам (афганцам) и др. Но имиграционные процессы административно очень трудно остановить, тем более, когда Россия вступит в ВТО. Совершенно ясно, что должно быть государственное регулирование миграции, но пока и в крае, и в целом в Сибирском федеральном округе эти вопросы, на наш взгляд, вне активного интереса управляющих структур. На культурный и интеллектуальный уровень населения Алтайского края большое влияние оказали последствия различных событий по административному переселению граждан, произошедших Среди них были поляки, евреи, латыши, литовцы, эстонцы, украинцы, чей высокий образовательный ценз позитивно сказывался на повышении общего культурного и производственного уровня экономики Алтая на протяжении 20–30 лет. Многие врачи, инженеры, преподаватели в регионе родились и выросли в семьях этих переселенцев. Во время войны на Алтай были переселены сотни тысяч немцев, калмыков, чеченцев и др. Обычно они трудились на тяжелых лесозаготовительных, строительных, сельских и иных работах. Немецкое население прирастало до конца 80-х гг., а граждане других высланных национальностей, как правило, вернулись в свои республики после восстановления их статусов в 50-е гг. Таблица 8.2 Национальный состав населения Алтайского края
* В советский период алтайцы и кумандинцы считались одной национальностью. При освоении целинных земель после 1954 г. в села Алтая приехали десятки тысяч человек из европейской части страны, но большинство из них недолго прожили в крае и через несколько лет уехали. Оценивая по истечении времени влияние таких громадных волн пребывающего населения на развитие Алтайского края (не беря во внимание личные человеческие трагедии), в целом однозначно можно утверждать, что оно было позитивным. Сейчас в край приезжают в основном русскоязычные граждане, а также увеличивается количество прибывающих на постоянное жительство армян, азербайджанцев, китайцев, которые видят на Алтае больше перспектив для своей предпринимательской деятельности, чем на своей исторической родине. 8.4. Создание системы социальной защиты населения В Алтайском крае в 2005 г. 26,5% населения имели доход ниже прожиточного минимума. Среднероссийский показатель равен 15,8%, в Кемеровской области – 15%, Томской – 18,7, Новосибирской области – 23,6%. По состоянию на 1 января 2006 г. в крае поставлено на учет 1,108 млн чел., нуждающихся в социальной помощи, что составляет 43,5% от всего населения региона. Несмотря на рост доходов К 2006 г. в регионе сложилась разветвленная достаточно эффективная система органов социальной защиты и поддержки нетрудоспособного населения, бедных семей с детьми, представленная прежде всего краевыми, районными, городскими комитетами по социальной защите населения, комплексом учреждений по пенсионному и медицинскому обслуживанию, рядом территориальных центров по оказанию широкого круга социальных услуг. Появились также учреждения краевого уровня, оказывающие психологическую поддержку обратившимся за помощью. В систему социальной защиты населения входят следующие структуры: Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, 77 районных, городских комитетов, 126 учреждений социального обслуживания края, в том числе 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, дом-интернат для ветеранов войны, 29 домов-интернатов малой вместимости, 7 психоневрологических интернатов, 3 дома-интерната для умственно отсталых детей, 59 центров социальной помощи семье и детям, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 4 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, 7 социальных приютов для детей и подростков, кризисный центр для мужчин, кризисный центр для женщин, центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, центр социально-психологической реабилитации населения, центр социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства, центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Также Структура социальных выплат выглядит следующим образом: пособия на рождение ребенка; субсидии; доплаты к пенсиям заслуженным лицам и государственным служащим; пособия на детей; выплаты в связи с монетизацией льгот, на возмещение вреда здоровью ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк»; доплаты к пенсиям федеральных служащих; ряд компенсаций и доплат, установленных законодательством РФ и Алтайского края о социальной защите пенсионеров, инвалидов, других незащищенных категорий граждан. По решению Малого совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1994 г. с целью осуществления более эффективной социальной защиты населения края было выделено 10 категорий малоимущих, чей совокупный доход ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда, определены дополнительные источники формирования средств краевого фонда социальной поддержки населения и схемы их распределения. Городские, районные Советы народных депутатов, администрации городов и районов применяют практику оказания конкретной адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, Одним из важных направлений деятельности учреждений социальной защиты населения является адресная социальная помощь и поддержка малообеспеченных семей с детьми, нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов, других категорий граждан, попавших В 2005 г. в крае социальную поддержку в различных формах получили 1 млн 152 тыс. чел. Ежемесячные денежные выплаты были источниками дополнительных доходов у 308 тыс. чел. Социальные выплаты в 2004 г. составили 1,2 млрд руб., в 2005 г. – 2,9 млрд руб. В 2006 г. на 34 вида выплат и предоставление 12 мер социальной поддержки в натуральном выражении предусмотрено 5,4 млрд руб. На Алтае объем средств, затраченных в 2005 г. на адресную помощь, по краевым и муниципальным программам составил 288,7 млн руб. Средний размер на одного получившего в 2005 г. составил 3071 руб., что почти в 2 раза больше по сравнению с 2004 г. Ежемесячные пособия на детей получали 315 тыс. чел, а общая сумма Больше всего средств в качестве адресной социальной помощи в 2005 г. направлялось на субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг – 1,8 млрд руб. (в 2004 г. – 333 млн руб.). С учетом данного факта, а также в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства в деятельности органов социальной защиты возрастает значение совершенствования адресной социальной помощи малообеспеченным категориям населения, более обоснованного предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, сжиженного газа и создания базы данных жителей края, нуждающихся в их получении. Меры социальной поддержки различных категорий малообеспеченных граждан на Алтае осуществляются в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» и краевой целевой программой «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам В крае, в силу большого числа занятых в сельскохозяйственном производстве, а также работающих в личных подсобных хозяйствах, пенсионная проблема более значительна в сравнении с другими регионами страны. Собственных отчислений для выплаты пенсий 687 тыс. чел. не хватает. Аналогично тому, как в бюджет края поступают значительные дотации из федерального бюджета, так и краевой пенсионный фонд почти полностью зависит от перечислений из Пенсионного фонда России. Из-за маломощности алтайских банков денежные накопления пенсионеров Алтая смогут аккумулироваться только в столичных банках, поскольку по законопроекту о размещении пенсионных На 1 января 2006 г. в крае проживали 704,5 тыс. пенсионеров, в том числе 217,9 тыс. инвалидов. С 2002 г. численность последних увеличивается. Обслуживание пожилых людей и инвалидов в системе социальной защиты занимает наибольшее место. Одной из адресных форм социальной поддержки семей с детьми являются ежемесячные пособия на детей. В конце 90-х – начале 2000-х гг. сохранялась сложная ситуация с их выплатой, что привело к большой сумме задолженности. С 2003 г. пособия выплачиваются регулярно. По данным Главалтайсоцзащиты, на 1 января 2006 г. в крае насчитывалось 251 тыс. семей с детьми, нуждающихся в помощи, что составило свыше четверти всех семей региона. Из них было В ряде городов и районов комитеты по социальной защите населения совместно со структурами по образованию, занятости, культуре, РОВД, по физической культуре и спорту, здравоохранению, а также военкоматами составляют графики выходов и выездов по территории с целью выявления безнадзорных и беспризорных детей, а также нуждающихся в помощи со стороны органов власти и т.п. На наш взгляд, более достоверной информацией о количестве беспризорных должны обладать военкоматы, так как эффективность их работы по призыву в армию напрямую зависит от данных показателей. Для временного пребывания безнадзорных и беспризорных подростков в некоторых центральных районных больницах выделяются постоянные койко-места.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|