Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный мир «Слова о полку Игореве».




Функции старославянизмов в речи.

являются словами нейтрального стиля, общеупотребительны и вытеснили однокоренные русские слова.

1) Существуют параллельно с русскими словами, но разошлись с ними в значениях. Гражданин и горожанин.

2) Принадлежат к книжному стилю речи. Возбранять, праздный.

3) Выступают в качестве культовых названий и широко распространены в церковной практике. (храм, рождество.)

4) Встречаются в специальных текстах, как термины. (вселенная, млекопитающееся)

Остаются в сфере книжного стиля и обладают стилистической функцией высокого, поэтического, торжественного или воссоздают языковой стиль эпохи.

Ответ 2. Раздел «лексика и фразеология» изучается по ступенчатому принципу в 5 – 6 классах. В 5 кл рассматриваются понятия, связ с л\з слова, в 6 – вопросы происхож-я и употребления слова. В основе обучения теме «Заимствованная лексика» лежит диахронический принцип, который предусматривает анализ слова с точки зрения исторических изменений в Я и обществе. Занятие на тему «Заимствованные слова» в 6 кл м\проходить след образом: 1. ученики выписывают заимст сл в соответ-ии с признаками заим слов, с кот их д\будет ознакомить учитель, из какого-л текста. 2. Отмечают, какие признаки указ-т на то, что они заимст-е. 3. С помощью словаря иностранных слов выясняют из какого Я пришло данное слово. Знание этимологии помогает не только лучше знать значение слова, но и запомнить его написание. 4. Определить значение слова с пом толкового словаря. 5. Подобрать синонимы к заим словам (если это возможно) – сувенир – подарок. 6. Составить несколько П-й с этими словами.

Обучение лексике преж всего связ с обогащением слов запаса уч-ся. Обогащение слов запаса уч-ся на Ур РЯ обеспечивается систематической словарной работой. 1 из важнейших требований к слов раб – развитие у шк-в умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Большое внимание в процессе из-я Л и Ф уделяется работе с толковым словарем РЯ, словарем иностран слов и др.

Ответ 3. Жанр лир песни – стихотвор произ-е, которое поется в одиночку или хором, один из видов синтетического словесно-музыкального ис-ва, который м\рассматриваться и как поэзия, и как музыка.

Лир. Песня выражает действительность, передает мысли, чувства, кот она выражает.

Выр ср-ва: анафора (уж-уж, как-как, родная-родная), эпитеты (горы высокие, сер горюч камешек, речка быстрая, част ракитов един куст, млад сизо¢й орел, черного ворона; на белы¢х грудях, резвы¢х ногах), повторы (летал, да полетывал; летал-то, летал), Отриц частица НЕ, ступенчатое сужение образов ( горы - орел); ступ структура (как река, ручьи, роса), цифра 3, уменьшит-ласк суффиксы ( камешек, речка, реченька, на кусточке).

Ответ 4. Организация работы над языком х\п:

- анализ выраз средств и выяснение их роли в тексте.

Развернутый план учеб ситуации: 1. Выразительно прочитать дан лир песню. 2. найти в Т устаревшие слова, установить их значение. 3. Обратить внимание на интонац рисунок песни. В связи с этим проследить по т прием аллитерации и ассонанса. 4. Определить, какие выр сред-ва Я встречаются в Т, их функция.

Билет3.1.Ударение.

Словесное ударение – это выделение одного из слогов и односложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.Типы ударения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение, такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. (["]). Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ["']. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. В некоторых словах в речи наряду с основным ударением может возникать дополнительное ударение, которое стоит ближе к началу слова, такое ударение называется побочным. Оно встречается у многосложных слов. Побочным ударением могут выделяться части сложных и сложносокращенных слов, например пединститут. Побочное ударение появляется у слов редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющимися чертами. Клитики:энклитики,проклитики. Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками обычно бывают односложные частицы. Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним, в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове. (до сада – досада.) Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, характеризуются иным произношением отдельным звуков, чем внутри одного лексического слова.

Ответ2. С определением места ударения в слове ученики знакомятся в начальных классах. Чтобы определить место ударения в слове, рекомендуются такие приемы, как произнесение слова по слогам и отбивание ногой такта в момент произнесения ударного слога, постукивание, взмах рукой сверху вниз. Быстрое проговаривание слова несколько раз подряд. Эффективным приемом является и искусственное изменение места У в слове, например: хорош о, х о рошо, хор о шо. Можно расширить знания детей об У, указав, что особенностью у явл-я его разноместность, подвижность.

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что умение правильно поставить ударение необходимо для того, что бы не ошибаться в словах, правила написания которых основываются на ударении, для правильного понимания и произношения слов, различающихся только ударением. (атлас - атлас), для повышения культуры устной речи, для того чтобы разбираться в стихосложении. При изучении У необходимо познакомить уч-ся со словарем РЛит произношения и ударения (Аванесов, Ожегов) или справочником для работников радио и ТВ. Раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» изучается в 5 кл.

Задачи обучения Ф и О: - закрепить знания о звук системе Я, - развивать фонематич слух и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьников, - научить их различать звуки и буквы, - формировать произносительные навыки школьников.

Устная речь, также как и речь письменная, должна подчиняться единым, общеобяза-тельным нормам. Учащиеся за время обучения должны овладеть важнейшими правилами произношения: гласных; согласных; ряда специфических сочетаний звуков и некоторых грам форм, которые часто в просторечном и диалектном произношении звучат иначе, чем в ЛЯ. Это такие правила, как: а) произ-е О как А,Е – как звука, близкого к И в предуд и зауд слогах; б) приз-е Г взрывного, тверд Ж, Ш, Ц, различение Ц и Ч; в) произ-е сочет-ий ЧТ как ШТ в слове что, ЧН как ШН – конечно; г) произ-е окончаний род.п ед.ч прилагательных м.р. и ср.р как –о [в]о при орфографическом –ого, окон-ий 3-го лица и неопр формы возвратных глаголов как [цца] при орф-ом –тся, ться.В работе над произношением учителю приходится преодолевать прежде всего книжность произношения, т.к. многие учащиеся читают так, как написано.

Упражнения. 1. фонетический разбор, сопровождающийся анализом образования звуков, сравнением артикуляций, характеристикой работы органов речи. 2. анализ текста с точки зрения их произношения и правописания (соотношение звука и буквы). 3. Уроки по обучению произношению: хоровое чтение. 4. Устные сочинения и изложения на спец подобранные темы с прямой речью, речью диалогической и монологической. 5. использование технических средств радио, проигрыватель, ТВ для прослушивания образцовой речи.

Ответ 3. Былина – жанр русского фольклора, эпическая песнь героического или историко-бытового содержания, повествование о богатырях и народ героях, отражающее жизнь средневековой Руси. Особенности былины: эпич жанр, историч материал, типизация в образах главных героев; глав кач-во, характериз-е богатырей – гипербола.

Циклизация былины. Многие ученые предлагают св периодизацию былин. Аникин выделяет 4 периода: 1 – мифологический, 2 – киевский, 3 – владимиро-суздальский, 4 – новгородский. Согласно этой классиф-ии наша былина относится ко 2 п-ду (былины 9-13 века, кот состредотач св действие вокруг г. Киева и стольного киевс князя). Гл герой – Илья Муромец – сам старший и справедливый богатырь. Крестьян сын, родом из с. Карачаева г. Мурома. До 30 лет был болен (не владел ни руками, ни ногами). Калики перехожие дали выпить ему питье, он приобрел силы и выздоровел. Он очистил часть леса для пашни (для родителей). Но сила его должна была принести пользу всей Руси. Идет в Киев, совершает первые подвиги. Разбивает вражеское войско под Черниговом. Освобождает фантастич дорожку от Соловья-разбойника. Отрывок из былины «Илья и Соловей». Он заканчивается тем, что с пленным С Илья отправляется в Киев. Хар-ка С: При хар-ке образа С используются след худ-изобраз сред-ва: эпитеты (свист – свищет да по-соловьему, кричит по-звериному); природа реагирует на его свист (все травушки-муравы уплетаются, А лазуревы цветки прочь отсыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются). Описывается место, где сидит Соловей: гипербола (много множество), повторное использование частицы НЕ (не прохаживал, не проезживал, не прорыскивал, не пролетывал), эпитеты (славный город, добрый конь, славная речка, лазуревы цветки), уменьшит-ласк суффиксы (речка, травушка, лесушки), цвет (темный лес, черный).

Ответ 4. Приемы работы над образом в этом произведении: 1. выразительное чтение, 2. работа над приемами хар-ки дан текста (былинная инт-я, повторы, уменьшит-ласк суффиксы, глаголы (сидит, свистит), эпитеты, топос (место, в которое помещен былин герой - пустынное). Почему в такое место помещен герой? (Потому что он разбойник). Обратить внимание на поведение, внеш хар-ки, пейзаж, речевые хар-ки.

Задания по тексту. Образ былинного героя. -Какую роль играет природа в образе С-Р? – Выделите глаголы, сопровождающие образ С. Проч

Билет № 4

1. В процессе общения у нас часто возникает необходимость передать чужую речь. При этом в одних случаях важно передать не только содержание, но и саму форму чужой речи, а в др. – только содержание. В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи:

1)формы прямой передачи (прямая речь)

2)формы косвенной передачи (косвенная речь)

3)несобственно – прямая речь.

Прямая речь. Предложения с прямой речью предназначены для точного воспроизведения чужой речи (её содержания и формы). Представляют собой бессоюзное объединение частей, в одной из которых – авторских словах – устанавливается самый факт чужой речи и называется ее источник, а в др. – прямой речи – воспроизводится сама чужая речь.(Киров ответил: «Астрахань сдана не будет»). Слова, вводящие прямую речь, могут обозначать процессы речи или мысли (сказал, приказал, думал, спросил). Такие слова нуждаются в обязательном распространении; часть, содержащая прямую речь, восполняет их смысловую недостаточность. Связь между авторскими словами и прямой речью в таких предложениях более тесная. Авторские слова по отношению к прямой речи могут занимать: 1) препозицию, 2) постпозицию, 3) интерпозицию.

1)при препозиции авторских слов предложение может члениться:

а) на две части (авторские слова – прямая речь)

б)на три части (авторские слова – прямая речь – продолжение авторского повествования).При препозиции авторских слов порядок главных членов в них прямой: на первом месте стоит подлежащее, на втором – сказуемое.

2)при постпозиции авторских слов предложение членится на две части (прямая речь – авторские слова).

При постпозиции авторских слов порядок главных членов в них обратный.

3)при интерпозиции авторских слов предложение членится на три части (прямая речь – авторские слова – продолжение прямой речи).

При интерпозиции авторских слов они близки по своей роли к вводным предложениям.

В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, различных по своему строению, интонации, модальности, временному плану. В прямой речи воспроизводятся любые конструкции живой разговорной речи, в том числе включающие в себя междометия, обращение, вводные слова. В прямой речи местоимения употребляются не с точки зрения автора, передающего чужую речь, а с точки зрения того, кому она принадлежит. Косвенная речь. Предложения с косвенной речью представляют собой СПП с придаточными изъяснительно – объектными. Не производят точно чужую речь, а лишь передают её содержание. Очень многие формы живой разговорной речи вообще не могут входить в речь косвенную. Не может быть выражено интонационное своеобразие чужой речи. Местоимения и личные формы глаголов в косвенной речи употребляются с точки зрения автора, передающего содержание чужой речи. Придаточная часть, содержащая косвенную речь, относится к одному из слов главной, нуждающемуся в обязательном распространении. Косвенная речь вводится только словами, прямо указывающими на речь или мысль (говорит, сказал, спросил, попросил, приказал, вопрос, мысль). В отличие от предложений с прямой речью в предложениях с косвенной речью взаиморасположение частей более постоянное: часть, передающая содержание чужой речи, чаще находится в постпозиции. Несобственно – прямая речь. Чужая речь в этом случае как бы сливается с авторской. Автор как бы перевоплощается в своих героев и, рассказывая об их мыслях, передавая их речь, прибегает к тем грамматическим, лексическим и фразеологическим средствам, к которым прибегли бы его герои в изображаемой ситуации. Такая передача чужой речи представляет собой литературный прием, с помощью которого писатель может вводить специфическую речь героев в авторское повествование, характеризуя тем самым своих героев. Несобственно – прямая речь не имеет специальных синтаксических форм. С косвенной речью её сближает употребление местоимений, с прямой речью – сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи: в несобственно – прямой речи могут передаваться различные интонационные типы речи, в том числе различные интонационные типы речи, в том числе различные конструкции вопросительных и восклицательных предложений. Гораздо свободнее передаются различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи. Несобственно – прямая речь обычно представляет собой самостоятельное предложение или ряд предложений, которые непосредственно включаются в авторское повествование.Для введения косвенной речи употребляются разные союзы и союзные слова, выбор которых связан с целенаправленностью чужой речи. Если чужая речь представляет собой повествовательное предложение, то при оформлении ее в виде косвенной используется союз что (после некоторого молчания дама сказала, что в этой части Италии лучше ездить ночью без света. После некоторого молчания дама сказала: «В этой части Италии лучше ездить ночью без света»). Если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то при оформлении косвенной речи используется союз чтобы. Если в чужой речи, оформленной как вопросительное предложение, нет местоименных слов, то косвенный вопрос выражается при помощи союза ли. При оформлении чужой речи в виде косвенной происходят некоторые лексические изменения. Эмоциональные лексические элементы, имеющиеся в чужой речи(междометия, частицы), в косвенной речи опускаются, и значения, выражаемые ими, передаются иными лексическими средствами.

2. Изучение прямой речи и диалога начинается в 5 кл. (по программе стаб учеб-в и по Бабайцевой). Ученики изучают такие темы, как ПР после слов автора и перед ними, знаки препинания при Пр. Нужно обратить внимание на отличие кавычек в печатном тексте и кавычек при оформлении в тетради, т.к. ученики иногда пишут кавычки так как они напечатаны в тексте. Учитель должен дать понятие о ПР и словах автора. Ученики должны научиться определять ПР и СА, составлять П-я с ПР, выразительно читать их, составлять схемы П-й. В 8 кл (по стаб учеб-м) и в 9 кл (по Баб) нач-ся изучение способов передачи чужой речи. Ученики изучают след темы: слова автора внутри ПР. Знаки преп-я при оформлении ПР, КР. Учатся заменять ПР КР и наоборот, правильно интонировать П-я с ПР и КР, прав-но ставить знаки преп-я в П-х с ПР и КР и обосновывать их постановку.

Художественный мир «Слова о полку Игореве».

Время создания «Слова…» - последние 15 лет ХII в. Текст принято делить на три части: вступление, основная часть и заключение. Вступление носит лирический характер. Автор обращается к слушателям, говорит о цели своего произведения и размышляет о способе его создания, вспоминая о Бояне, некогда воспевавшем деяния русских князей. Во вступлении намечена еще одна особенность композиции «Слова…»: соединение в нем лирического и эпического начала, автор называет свое произведение и «песней», и «повестью». Центральная часть произведения, в свою очередь, делится на три подчасти.

1). Сюжетная – автор рассказывает о походе Игоря против половцев. Завязка сюжета – выступление Игоря в момент солнечного затмения. Развитие действия - встреча Игоря с Всеволодом, путь к месту битвы. Развязка – поражение Игорева войска и пленение князей.

2) вторая подчасть лишена сюжетного развития. Она представляет собой сочетание лирических и лирико – публицистических фрагментов: сон Святослава Киевского.

3) соединяет лирический фрагмент – плач жены Игоря Ярославны. Эпилог – рассказ о побеге Игоря из плена и его возвращении на Русь. Третья часть «Слова» возвращает читателя к вступлению: автор вспоминает славы, петые Бояном. Жанр –лиро – эпическая песнь, стиль – сказовый (вымысел). Система образов – нет единого главного героя. В каждой из трех подчастей центральной части свой главный герой: Игорь, Святослав Киевский, Ярославна. Каждый из них отражает общий замысел автора. Игорь – воин и прежде всего человек мужественный и храбрый. Желание славы затмевает доводы разума, сочетание неразумной храбрости делает его человеком, приносящим бедствие Руси. Святослав Киевский – идеальный герой «Слова…», противопоставлен Игорю и Всеволоду. Образ Ярославны – обобщенный образ, символ всех мирных русских людей, теряющих близких в многочисленных войнах.

Второстепенные персонажи. Всеволод Святославич(брат Игоря). В нем воплощены лучшие черты русских князей – воинов.

Образы князей прошлого. Олег Святославич. Осуждается автором, подчеркивает противоестественность деятельности князя.

Дан начальный фрагмент. Произведение изучается в 9 классе.

4. Вопросы по работе с текстом:- Для чего автор включает в повествование не связанные с сюжетом части? Как в них находит выражение идея «Слова»?. (Мысль о вреде междоусобиц, призыв к единению.).

- Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?.(это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине).

Билет5.

1. Фонема – это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами.

Для гласных фонем русского литературного языка постоянными признаками являются степень подъема языка и наличие – отсутствие лабиализации. Поэтому можно установить следующий состав гласных фонем, каждая из которых будет характеризоваться различной комбинацией этих двух признаков:

верхнего подъема нелабиализованная (и) лабиализованная (у) среднего подъема нелабиализованная (е) лабиализованная (о) нижнего подъема нелабиализованная (а)

Признак степени подъема языка является дифференциальным; по этому признаку противопоставляется каждая гласная фонема другой; признак наличия – отсутствия лабиализации также является дифференциальным, так как он противопоставляет (и) и (у) в зоне верхнего подъема и (е) и (о) в зоне среднего подъема; для (а) этот признак оказывается избыточным, ибо в зоне нижнего подъема нет лабиализованной гласной фонемы.

Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением: именно в этой позиции различаются пять гласных фонем. В рус.лит.яз. есть пять сильных гл.ф.: (и), (у), (е), (о), (а), котор.,выступают в позиции под удар. и, противопоставляясь друг другу, различают слова и формы рус.яз. Например: дал – дул – дол. Ф.(а), (о), (у) выступают в аллофонах задней зоны образования в абсолютном нач. слова перед тверд.согл., в позиции между тверд.согл -ми и в абсолют.конце сл. после тверд.согл.: А з, пред о бразом, у стнех; М а рфа, нижегор о цких, в ск у дости; тогд а, во ин о, жен у. В позиции после мягк согл п\д ТВ эти фонемы выст-т в аллофонах звуках, сдвинутых вперед в нач стадии артикуляции: л ˙ю к; в позиции после ТВ согл п\д мягк – в аллофонах-звуках, сдвинутых вперед в конеч стадии артик-ии: м а˙ ти, н о˙ щи, горт а˙ нь; в позиции м\у мягк согл-ми – в аллофонах-звуках, сдвинутых вперед на всем протяжении артик-ии: нач ˙а˙ льник.

Ф.(и), (е) выступают в аллофонах переднего образования в абсолютном начале слова, после мягкого перед тверд. и в абсолютном конце слова после мягкого: и мя, е я; от е ц, сирот и на; сел е, на пут и. В позиции после тверд. перед тверд. и в абсолютном конце слова после тверд. ф.(и) и (е) выступают в аллофонах – звуках, сдвинутых назад на всем протяжении артикуляции: об ы кох, б ы хом, огр ы з, п ы хнул; перст ы, с(э)р; в позиции после твердого перед мягким – в аллофонах – звуках, сдвинутых назад в начальной стадии артикуляции и вперед – в конечной: в ы˙ бил; в позиции между мягкими согл. – в аллофонах – звуках напряженного, закрытого характера: в˙ и˙ дев, мол˙ и˙ тися, д˙ е˙ вица.

В связи с тем что в рус.яз. (ы) не может находиться в абсолютном начале сл., т.е. в независимой от предшествующего согласного позиции, тогда как (и) в такой позиции возможен, основным аллофоном признается (и), а потому и ф.обозначается как (и).

Итак, 5 сильн глас фонем РЛЯ выступают в след св аллофонах:

<а> - [а], [˙а], [а˙], [ä]; <о> - [о], [˙о], [о˙], [ö]; <у> - [у], [˙у], [у˙], [ÿ]; <е> - [е], [э], [э˙], [ê]; <и> - [и], [ы], [ы˙], [û].

Позиции без удар. являются слабыми для гл.ф, т.к. в них различается меньшее кол-во фонологически значимых единиц. В этих позициях выступают слабые гл.ф.

В безуд позициях глас звуки подвергаются редукции – сокращению. В 1 предуд слоге после ТВ согл на месте буквы О, А произ-ся ^, после шипящих Ш, Ж и после ЦЫ с призв Э, на месте Е. В 1 предуд слоге после мягк согл произ-ся И с призЭ на месте А, Я, Е. Во 2 предуд слоге и в послед после ТВ согл на месте О, А - Ъ, после мягк согл – Ь. Позиция абсол нач слова: О, А - ^, Э – И с прЭ. И, У, Ы в безуд позиции подвергаются колич редукции и звучат более кратко.

1. [п^/дj’эст]

2. [п^] а) прикрытый, п/ч начин с согл зв,

Б) открытый, т.к. закан на глас Зв,

В) начальный, т.к. стоит в нач слова,

Г) безуд, т.к. не пад удар-е, предудар,

Д) восходящ, т.к. строится от менее звучного к бол звуч.

[дj’эст]- а) прикрытый

Б) закрытый, т.к. закан на согл Зв,

В) конечный, т.к. стоит в конце слова,

Г) ударный, падает уд-е,

Д) восходящее-нисходящий, п\ч строится от наим звуч к бол звуч, и от бол Зв к наим Зв.

3. Ударение на 2 слоге, подвижно, п\ч меняет св полож-е при измен-ии слова в однокор словах (подъезжать, выезд).

4. [п] – согл, шумн, глух, губ, губ-губ, взрыв, тверд;

В [п] реализуется <п>, по глух/Зв – сильн, т.к. нах в сильн поз-ии, п/д глас фонемой, по ТВ/мягк - сильн, т.к. нах в сильн поз-ии, п/д глас фонемой перед ряда;

На письме обзн-ся буквой П.

[^] – глас, ср ряда, ниж подъема, нелаб, неполн обр, безуд;

В [^] реализ-ся <о>, слабая, т.к. нах-ся в слаб поз-ии, в 1 предуд слоге после ТВ согл. Фонемы, выст-т в виде вар-та ^;

На письме обозн-ся О.

[д] – согл, шумн, Зв, языч, переднеязыч, зуб, взрыв, ТВ;

В [д] реал-ся <д>по глуз/Зв сильн, т.к. нах в сильн поз,п/д сонор j, слабая, п/ч нах в слаб поз-ии, п\д внепар фонемой по ТВ\мягк j;

На письме обозн Д.

[j’] – согл, сонор, языч, среднеязыч, средненебный, щелевой, мягк;

В [j’] реализ-ся<й> по глух/Зв, ТВ/мягк внепарн поз-я не опр-ся, но она выступает в осн виде j’, п/ч нах-ся п/д удар гл фонемой;

На письме обозн-ся Е.

[э] – гл, перед ряда, сред подъема, нелаб, полного образ-я, удар;

В [э] реализ-ся<э> - сильн, т.к. нах-ся в сильн поз-ии под удар-м;

На письме обозн Е.

[с] – согл, шумн, глух, языч, переднеяз, зуб, щелев, ТВ;

В [с] реализ-ся<з> - слабая, т.к. нах в слаб поз-ии, п\д шумн согл фонемой, слаб, т.к. нах в слаб поз, зуб п\д зуб;

На письме обозн З.

[т] – согл, шум, глух, яз, переднеяз, зуб, смыч-взрыв, ТВ;

В [т] реализ-ся<д> по глух\зв – слаб, т.к. нах в слаб поз, на конце слова, по ТВ/мягк – сильн, т.к. нах в сильн поз, на конце слова;

На письме обозн Д.

5. [^] – позицион процесс, кач редукция: гл [о] нах в слаб поз-ии, в 1 предуд слоге, после ТВ согл, меняет св кач-во и звучит как [^].

[т] – позиц процесс, оглушение. Звон [д] оказ-ся в слаб поз-ии, на конце слова, мен св кач-во и звучит как [т].

[с] – комбинатор процесс, ассимиляция по глухости: [з], находясь в слаб поз, п/д шум согл попадает под его влияние и становится тоже глухим.

Регрессив ассим- я, т.к. последующий звук влияет на него.

Частич ассим- я, т.к. не по всем признакам уподоб-ся [д].

1. В слове 7 звуков, 7 букв.

2. Несоответствия: [^] – О, [j’], [э] – Е, [с] – З, [т] – Д, [-] – Ъ.

2. В 5 кл в разделе «Фонетика и графика» изучаются: образование звуков речи; гласные и согл звуки, согл ТВ и мягк, звонкие и глухие, алфавит, обозначение мягкости согл на письме, звук значение букв е, ё, я, ю, ударение, слог. Все эти сведения, за искл образ-я звуков речи и звук значения букв е, ё, я, ю, школьникам в опр ст уже известно, но знания недостаточно четки и прочны: учащиеся часто путают звуки и буквы, не всегда могут опред-ть место удар-я в слове, нетвердо знают алфавит и название букв. В 5 кл знания по Ф и Г приводятся в систему.

Деление звуков на гласные и согл известно учащимся из предыд Кл, но не известна природа гл и согл. Обращается внимание на то, что общим условием для образования всех гласных звуков явл наличие голоса при их произношении, об этом говорит и их название – гласные-голосные. Разные глас звуки а, о, у, э, и, ы получаются от различ положения органов речи в полости рта (языка, губ) и от степени сужения полости рта при прохождении через него воздушной струи. Произнося гласные, уч-ся следят за артикуляцией. Характеризуя гл Зв, уч-ся указывают ударный он или безуд. При этом устанавливается, что гл Зв, на кот падает ударение, звучат более отчетливо, а в безуд положении они произносятся ослаблено, менее отчетливо. Особенно это заметно при произношении Зв О, кот в безуд полож близко к Зв А.

Правописание безуд гл. Чтобы не ошибиться в правоп-ии безуд гл, надо изменить слово или подобрать такое родств слово, в кот этот глас оказался под ударением: помощницу – помощь (проверяемая гласная). Правописание гл во многих словах нельзя проверить ударением: сосед (непроверяемая гласная), такие слова следует смотреть в словаре и запоминать их написание. В корнях с чередующимися гл кос-кас, лож-лаг пишется А, если за корнем следует суф А, клон-клан, твор-твар, гор-гар без удар пиш О (поклонúлся). Зор-зар – без уд – А. Плав-плов – пишется только в 2 словах (пловец, пловчиха), в ост словах пиш-ся А. В раст-рос без уд п\д СТ Щ пиш А, п\д С без последующего Щ пиш О. Искл: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой.

Приемы формир-я орф навыков: 1. Орф разбор формирует умение не только нах орфограмму, но и обосновывать написание слова с по морф правила. Он м\б полным, частичным и выборочным. Порядок: 1. Установить хар-р орф-мы, 2. Сформулир-ть правило правопис-я дан орф-мы. 3. Подобрать провер слово. 4. Сделать вывод.

2. Списывание ослож/неослож. Неослож – формирует умение находить, обозн, объяснять орф-мы. Ослож - подч букв, морфем, содерж орф-мы, вставкой пропущ букв, слогов, подбором пров слова и т.д. Выборочное списывание предусматривает выбор слов с опред орф-ой.

3. Обучающие диктанты (комментированный, предупредительный, объяснительный, выборочный, по памяти, творческий) явл эффектив методом обучения орф-ии. Творч Д – уч-ся дается задание изменить формы слов, вставить слова. Своб Д –Т читается учителем, пересказ-ся учеником. Повторное чтение по абзацам. Кажд абз чит-ся 1 раз. Уч-ся записывают, свободно выбирая и располагая слова.

4. Работа с орф-м словарем.

3. Жития святых (агиография) – жизнеописание людей, признанных святыми христианской церковью. Они отл от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемого. Как правило, анонимны. В русской христианской средневековой л-ре житие - худ биография, легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых.

Очень ярким и показательным образцом литер.17 в. в ее эволюции по пути к реализму является сочинения вождя и вдохновителя старообрядчества протопопа Аввакума, особенно его «Житие», им самим написанное в промежуток от 1672 до 1675 г.

Человек огромного темперамента, фанатически упорный в защите старой веры, шедший в своей борьбе на тяжкие страдания, обрекший на них свою семью и закончивший свои дни на костре, Аввакум прожил жизнь, полную всяческих испытаний и порой нечеловеческих лишений.

От Аввакума, помимо его автобиографического «Жития», известно в трех редакциях, до нас дошло свыше восьмидесяти сочинений разного характера и объема. Тут и беседы, большей частью по вопросам, связанным с современной ему церковной практикой, и толкования на библейские книги, и поучения, и полемика по догматическим вопросам, послания и письма.

Новаторство Аввакума сказывается прежде всего в том, что он традиционное житие с его стилистическими и тематическими шаблонами деформирует в полемически заостренную автобиографию, в повествовании не о каком – либо постороннем угоднике, а о самом себе. К 17 в строгие житийные каноны претерпели изменения: в житийное описание включается индивидуальное, авторское начало. Не только по своему содержанию, но и по форме «Житие» и другие его произведения представляют собой необычное, своеобразное явление. Первое, на что обращает внимание в сочинениях Аввакума, - это его живая русская речь, церковнославянизмы. Для оживления речи Аввакум вводит в нее поговорки, присловья и пословицы.

Житийный герой – облик живой, бытийный. Новаторские особ-ти – автобиография+ исповедь. В произ-ии звучит авторский голос. Отчетливо прослеж-ся гражданская позиция: убеждать в своей правоте. Аввакум, будучи старообрядцем, отрицал реформы Никона.

4. Метод творческого чтения. Целью его явл активизация худ восприятия и в нач изучения произ-я, и после анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию МТЧ: Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке проблемы. Виды учеб д-ти школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций.

Осн методы: выр чтение, комментированное чтение. Дать задание по выр чт: 1.Прочитать выраз-но к-л абзац, передав авторскую интонацию, переживания автора (регуляция тембра, скорость – замедление, убыстрение, паузирование).

2. Ком-е чтение (работа вместе с учителем).

Билет №6

1. Категория лица глагола. Морфологическая категория глагола, выражающая отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Выделяется три лица – 1, 2, 3 в ед. и мн. Числе.

Глагол в форме 1 – го лица ед. числа обозначает, что действие совершается говорящим (субъектом действия явл. говорящий). Иду на помощь.

Глагол в форме 2 – го лица ед. числа обозначает, что действие совершается собеседником.

Глагол в форме 3 – го лица ед. числа обозначает, что действие совершается лицом или предметом, не принимающим участие в речевом акте.

Глагол в форме 1 – го лица мн. Числа обозначает, что действие совершается несколькими лицами т лица говорящего. Мы с ним лежим на песке.

Глагол в форме 2 – го лица мн. Числа обозначает, что действие совершается несколькими собеседниками (слушателями).

Глагол в форме 3 – го лица мн. Числа обозначает, что действие совершается несколькими лицами или предметами(производителями действия), не принимающими участия в речевом акте (выражает неотнесенность действия к участникам речи). Значения категории лица глагола сходны со значениями этой категории в сфере личных местоимений, где первое лицо имеет значение говорящего, второе – собеседника. А третье указывает на лицо или предмет, не участвующий в речевом акте. Сходство также в том, что глаголы не называют лица, а только указывают своими окончаниями на характер этого лица. Глаголы в прошедшем времени не имеют форм лица.

Личным глаголам, имеющим категорию лица с её специфическими значениями для 1, 2, 3 – лица, противостоит группа безличных глаголов. Безличные глаголы используются в роли сказуемых в безличных предложениях и имеют постоянную форму 3 – го лица, ед. числа(значения числа и лица эти глаголы не имеют): вечереет, светает. Безличные глаголы по своему образованию дел.: 1) собственно – безличным (вечереет), 2) безличные, образованные от личного с помощью постфикса –ся (хочется, думается), 3)личные в значении безличного (в комнате пахнет сиренью).

Связь категории лица с категориями наклонения и времени. Показателями изъявительного наклонения является наличие форм времени и наличие личных окончаний 1 2 спряжения (изменение по лицам и числам возможно только в изъяв. накл). Формы мн. Числа 2 – го лица повелительного наклонения образуются путем присоединения аффикса – те. Возникает трудность при определении показателей изъявительного наклонения, которое в отличие от повелительного и сослагательного не имеет ни специфических суффиксов, ни специальных частиц., но имеет свои показатели – это наличие личных окончаний а наст. и будущ времени, а в прош. отсутствие частицы.

Показателем настоящего времени явл. принадлежность глагола к несов. в, изменение по лицам и числам, т. е. налич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...