Словари на уроках русского языка 3 глава
Знаки препинания — это графические знаки, с помощьюкоторых в устной речи передаются особенности интонации, а на письме — особенности строения предложения. Различаются выделительные знаки препинания (при обособленных членах предложения, обращении и др.), разделительные знаки препинания (при однородных членах предложения, частях сложного предложения и др.) и знаки завершения (в конце предложения). Пунктуационное правило — это своего рода инструкция, на основании которой ученик должен выбрать правильный знак препинания для выделения определенного пунктуационно-смыслов ого отрезка. Пунктуационная норма — «это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте»***. Пунктуационная ошибка — ошибка в письменной речи, связанная с неправильнымделением предложения на пунктуационно -смысловые отрезки. Выделяются следующие виды пунктуационных ошибок: • неправильная постановка знаков препинания; • пропуск знака препинания; • постановкалишнего знака препинания; • неправильный выбор знака препинания. Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации Пунктуационное умение — этоумение правильно выделять пунктуационно-смысловые отрезки предложения и на этой основе безошибочно ставить знаки препинания. К таким умениям относятся следующие: • выразительно читать и на этой основе находить смысловые отрезки в предложении (тексте), требующие выделения их знаками препинания на письме; • ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; • обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака препинания;
• находить, объяснять и исправлять допущенные пунктуационные ошибки. Принципы обучения пунктуации В методике преподавания русского языка выделяется три принципа обучения пунктуации: • связь методики обучения пунктуации с синтаксисом — синтаксические понятия рассматриваются как основа усвоения пунктуационных правил. Понимание структуры предложения — • связь методики обучения пунктуации с выразительным чтением способствует правильному смысловому членению предложения (текста), что, в свою очередь, является основой для пра • связь методики обучения пунктуации с развитием мышления и речи — на этапе подготовки к изложению или сочинению проводятся специальные занятия по пунктуации, что позволяет Упражнения по пунктуации: 1. Пунктуационный разбор формирует умение не только находить пунктограмму, но и объяснять постановку знаков препинания с помощью пунктуационного правила. 2. Наблюдение над синтаксич конструкциями может проводится с пом выраз чтения, списывания. 3. Обучающие диктанты (комментированный, предупредительный, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, творческий д). 4. Реконструирование (видоизменение синт конструкций): Спишите П-я, располагая прич обороты после определяемого слова (От тарелок поднимался пахнущий раками пар). 5. Конструирование (составление П по схемам, опрным словам; составление П по определенной теме, данной ситуации): Составьте СПП с дан союзами и определите вид придаточных. Работа над пунктуационными ошибками на уроке Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составленияпоурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темойочередного урока и включается в его план как органическаячасть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы: - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей: - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников). В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал. Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IXклассах урок в основном посвящается пунктуации. Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных. В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (впервую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы: -записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте; - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений; -включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.
На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками. Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах. Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются: - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения; - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы. Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки. Пунктац. Разбор. И вся эта страшная перемена совершилась с ним только оттого, что он перестал верить себе, а стал верить другим. 1 – СПП местоименно-соотн-е, 2 – ССП противительное, собственно сопоставительное. 3. Роман «Воскресение» (1899г.). Поздние романы Толстого неотделимы о начала его исканий. И свои философские и религиозные взгляды Т излагал во многих произ-ях. Новая религия Т. сформировалась на основе всех мировых религий, представляет собой синтез ислама, православия, буддизма – что-то новое, далекое от рус православной церкви, которую он очень критиковал. В основе критики разрыв м\у учением Христа и философским оправданием церковью насилия, убийств как формы общественной жизни. Излагает в своей работе и соединение и перевод 4-х евангелиев. Такие критич выпады не могли понравиться церкви и т был отлучен от нее. Т. начинает отказываться от св худ-го наследия, ему кажется, что он творил не для св народа (В «Войне и мире» переводит все диалоги и монологи на РЯ). Полный пересмотр св худ-ой позиции.
Название романа символично, т.к. обозначает дущевно-нравственное возрождение глав героев, как в романе Достоевского грешник и блудница. Образ Нехлюдова занял в романе большое место потому, что через него в значительной степени осуществляется критика господствующих классов и представителей власти дворянско-буржуазного государства. Образ Нехлюдова, человека, порывающего с миром угнетателей и стремящегося соединиться с миром угнетенных, давал писателю возможность провести через весь роман принцип контраста двух миров. Роман «Воскресение» — крупнейшее достижение не только Толстого, но и всей литературы критического реализма. Развивая ее принципы с позиций защитника интересов многомиллионного патриархального крестьянства в обстановке бурного общественного подъема, когда на сцену выступил пролетариат, Толстой в романе «Воскресение», особенно в последней его части, выдвинул — хотел он этого или не хотел —тему революции как центральную для русской литературы на грани XIX—XX веков. Внешний конфликт – конфликт 2-х миров: мира угнетателей и мира угнетенных. Внутренний конфликт – конфликт героя с самим собой (переоценка поступков, духовно-нравственного мира). 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ. Теоретико-литературные понятия являются не только составной частью школьного курса литературы, но и своего рода научной основой преподавания. Курс литературы содержит теоретические понятия в двух основных формах. Одни входят в пояснение к каждой теме программы, встречаются в объяснениях учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изучения (например, волшебное в сказках, жизненная основа произведения, мастерство писателя, отношение автора к героям повести, историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров, психологизм произведения, традиции и новаторство ит. д.). Другие понятия программа особо выделяет под рубрикой; «Теория литературы» (например, язык художественной литературы, основные ее жанры, обобщающее значение художественного образа, познавательное и воспитательное значение художественной литературы, классицизм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм, народность и партийность литературы и др.).
Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий: первые — постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе, вторые — выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы. Еще до начала курса литературы дети (в детском саду, в I—III классах школы) знакомятся с разными видами художественных произведений, слышат имена писателей, получают некоторые сведения о них, учатся чувствовать и воссоздавать воображением художественный образ. Ученики IV—V классов, знакомясь с художественной речью, с элементами художественного изображения, вместе с тем учатся воспринимать произведение как целое, где каждая деталь имеет свое значение, как творение автора—человека вдумчивого, наблюдательного, мудрого, чьими глазами мы смотрим на людей и события. В VI классе, на основе накопившихся наблюдений и обобщений, ученик получает представление о писателе и о народе-сказителе как художнике. В программу введены формулировки: «Мастерство Тургенева в изображении детей», «Мастерство Горького в изображении быта и человеческих характеров». Семиклассники осмысливают литературу в целом как особый вид человеческой деятельности, как образное воспроизведение жизни; они размышляют о том, как писатель преображает действительность силой творческой фантазии, как вымысел в произведениях искусства открывает правду жизни. Этому помогают сведения о жизни писателей, о времени создания и творческой истории их произведений. В VIII классе начинается изучение литературы как художественного отражения жизни народа в ее историческом движении. Здесь закладываются представления об историческом развитии литературы, о ее великих традициях и вечном обновлении, о все более глубоком и полном отражении жизни в искусстве слова. Восьмиклассники изучают личность и творческий путь писателя, открывают в его произведении индивидуальное, неповторимое воплощение закономерностей литературы, постигают связь литературного творчества с общественной борьбой и роль художников слова как вождей и наставников народа. В IX и X классах эта работа продолжается, но возникают и новые задачи. Десятиклассники осваивают диалектику отражения жизни в литературе, вникают в одну из труднейших проблем науки о литературе — взаимосвязь между социальной позицией писателя и его творческой деятельностью, учатся понимать сложную зависимость между политической борьбой и литературным творчеством. Уже первые теоретические обобщения, с которыми встречаются дети в IV классе, весьма сложны. Так, например, изучая пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», они должны узнать о близости сказки к народной, о поэтичности изображений волшебных событий, о выразительности языка и стихотворной форме сказки. В итоге они должны получить начальное понятие о Я ХЛ. Многие последующие понятия в 6-7 кл будут развивать и углублять первоначальные представления о худ Я Надо позаботиться, чтобы эпитет, сравнение, олиц-е, метафору и др приемы худ изобраз-ти ученики воспринимали не как украшение речи, а как спослбы точного и глубокого изображ-я жизни. (Некрасов «Крестьянские дети»). В связи с изучением этого стих-я нужно дать понятие о сравнении. В 5 кл в связи с изучением былины уч-ки получают понятие о гиперболе. А в VII классе, в связи с изучением «Капитанской дочки» Пушкина, программа предусматривает обстоятельный анализ этой сложной проблемы-—единства жизненной правды и художественного вымысла в литературном произведении. Ученики сопоставят историческое описание с художественным. текстом и поймут, что в «Капитанской дочке» создан мир, похожий на исторически существовавший и вместе с тем вымышленный, в нем исторические лица и «придуманные» персонажи общаются вполне естественно, как живые, и в исторических героях естественно соединяется то, что доподлинно известно, и то, что угадано, домыслено писателем. Художественный мир «Капитанской дочки» открывает читателям ту глубокую правду, которая скрыта за поверхностью фактов и которая помогает понять и время Пугачева, и время Пушкина, и вообще многое в жизни. СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. Историзм в подходе к литературе должен присутствовать и в пропедевтическом курсе. Например, в VI классе при изучении отрывка из «Полтавы» Пушкина дается важнейшее понятие о метафоре («Горит восток зарею новой» - не только утро битвы, но и утро «молодой России»). ИСТОРИЗМ КАК ВЕДУЩИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП КУРСА СТАРШИХ КЛАССОВ. К пониманию исторической основы произ-я 8-миклассники уже полготовлены курсом истории: еще в 7 кл они изучали Древнюю Русь в эпоху феодальной раздробленности, узнали о существовании «Слова о полку Игореве», о его патриотической идее. Важнейший момент в этой работе – показать рождение традиций, которые пронизывают всю историю нашей лит-ры. Надо понять, что художественное произведение порождается той или иной исторической эпохой, способно запечатлеть черты своего времени, показать исторические причины событий исторические условия, формирующие человеческие характеры, - и благодаря этому выйти за пределы своего времени, стать современным в иные эпохи. Этот отрывок повествует о размышлении Нехлюдова над самим собой, своим духовно-нравственным состоянием. После вечера, проведенного у Корчагиных, он переосмысливает св жизнь и хочет отказаться от прошлого. Учеб ситуация по определению идейно художественных функций изобразительных средств. (- Ребята, перед вами отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Восресение». Определите, о чем рассказывается в нем. С помощью какого приема изобразительно-выразит средств построен этот фрагмент? (антитеза). Что помогает выразить этот прием? (он помогает сопоставить прошлое героя с его настоящим, ярко показывает отрицательные поступки героя). Приведите примеры противопоставления на основе контекстуальных антонимов. (мир божий – тайна – все ясно, просто; важно было общение с природой – теперь нужны и важны были человеческие учреждения, перестал верить себе, а стал верить другим и др.). Какие еще средства языковой выраз-ти автор употребил в дан фрагменте и с какой целью? (Эпитеты, чтобы ярко, передать образ Нехлюдова: честный, самоотверженный юноша; развращенный, утонченный эгоист; метафора, чтобы зримо представить образ женщины в мировоззрении Н.: женщина представлялась таинственным и прелестным существом; женщина была одним из лучших орудий испытанного уже наслаждения.).Б. 29. 1. В СРЯ все предложения с учетом струк-х и сем-х признаков делятся на структурно-семантические типы. В зависимости от функции (по цели высказывания) все П-я делятся на: 1. повествоват-е 2. побудительные 3. вопростельные. Каждому типу соответ-т определенная форма мысли: - суждение - вопрос - побуждение. Повествоват П содержит сообщение о каком-либо факте явл-я действительности, для них хар-на особая интонация, а именно, постепенное повышение тона в нач П и постеп понижение к концу. Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Вопросительные П заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном для говорящего. Они имеют свою особую грам форму, которая представлена вопросительными словами, частицами и особой вопросит интонацией. Для вопр П-ий характерно повышение тона на конце П или на слове, заключающем в себе вопрос. Любовь Андреевна. Все вещи забрали?Не всякие П-я, вопросительные по форме, содержат в себе вопрос, поэтому вопросит по форме П в зависимости от семантики делятся на несколько разновидностей: 1. Собственно вопросит П (истинные вопр П, кот закл в себе вопрос, обязательно требующий ответа и побуждающий собеседника либо дать нужную информацию, либо подтвердить или опровергнуть к-л утверждение говорящего). Лопахин. Что это у тебя голос такой? Епиходов. Сейчас воду пил, что-то проглотил.2. Вопросительно – риторические П. Они не предполагают и не требуют ответа, потому что в них уже содержится скрытое утверждение или отрицание чего-либо, кот выражает эмоции человека. Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) 3. Вопросительно – побудит П служат для выражения скрытого побуждения в форме вопроса. В них нет собственно вопросит значения, т.к. говорящий и не намеревается получить какую-либо инф-ю, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие. Побудительные П выр-т побуж-е к действию, обращение к собеседнику или 3 лицу. Общ значение побуждения в П м\конструироваться как приказ, требование, побуждение, просьба, предложение, мольба. Средствами оформления побуд П явл осб интонация, форма повелит накл гл, побуд частицы. Трофимов (надевая калоши). Идем, господа!..И повествоват и побуд и вопросит П могут быть: - Эмоционально нейтральными, если в них не выр-ся чув-ва говорящего и произ-ся без воскл инт-ии - Эмоц окраш-ми, если в них выр чув-ва говорящего и они произ-ся с воскл инт-ей. Следовательно, П-я бывают: не эмоц-ми (невоскл.) и эмоц-ми (воскл.). С пом эмоц П м\б выражены все человеческие чувства. Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Кроме воскл инт-ии эмоциональность м\выражаться с помощью междометий, эмоционально усиливающих частиц. Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..В конце эмоц П всегда став-ся воскл знак. Все П в РЯ по структуре делятся на простые и сложные. Этот критерий класиф-ии является основным и сама класс-я явл-я ступенчатой. Основной явл класс-я деления на ПП и СП, которые регулир-ся м\у собой как по структуре, так и по семантике. Со струк точки зренияПП строятся из простых словосочетаний+синтаксемы и содержат в себе 1 предикативное словосоч-е. СП строятся из ПП-й и содержат в себе несколько предик С\С. С семантической точки зрения ПП выражают прост мысль и содержат 1 предикативность, обозначают 1 сит-ю. А СП выр слож мысль, сод-т неск-ко предик-ей и обозн неск-ко ситуаций. Уходит Яша и Шарлотта с собачкой. – ПП Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь... – СП Синт раз-р ПППовеств., т.к. закл в себе сообщ о факте явл-я действит-сти, произносится с повеств интонацией, в конце П став-ся точка. Невоскл., т.к. не содержит эмоц окраску, произносится без воскл. интонации, на конце П отсутствует воскл. знак. Простое, т.к. содержит 1 ГО, 1 предик-ть, выр прост мысль, наз-т 1 ситуацию. Утвердит., т.к. утверж-ся то, что сооб-ся о предмете речи. Членимое, т.к. с лог т. зр в П выр-ся типич лог суждение со словесно представ-ми S и P, с синт т. зр. делится на ЧП. Двусостав., т.к. ГО состоит из 2 ЧП./ Односостав: опр-лич –деятель не назван, но мыслится как вполне опр лицо. Неопр-лич – деятель мыслится как неопр лицо. Обобщ-лич, деятель мыслится как обобщ лицо. Безлич., выр-ся действие или сост-е, возникшее или существующее независимо от деятеля. Инфинит-е, обоз-т возможное, необходимое или неизбеж дей-е, несоотнес-е с деятелем. Номинатив, утв-ся бытие, наличие существования пред речи (бытийные, указательно-бытийные, оценочно-быт, побудит-но-пожелат-е, именит. темы, именит. представ-я). Вокатив – это обращения, но ослож-е выр-м нерасчл. мысли, восклиц-я говорящего (ВП призыва, ВП, выр реакцию на слова и дей-я собес-ка). Полное, присут-т струк-обяз ЧП. Распр, кроме ГлЧП в П есть и ВтЧП. Ослож/неослож. Содержание П мыслится как реал ф., отнес в план… Средство выр-я предик-ти: Флексия спр. Ф. гл… Модель П. Парадигма. Подлеж-е, это гл струк. независ ЧП, кот отраж лог струк мысли (S), заним осн синт поз-ю, входит в струк сх П, обозн предмет речи как…, выражен… Морф/Неморф. Сказуемое, это гл струк завис от подлеж ЧП, кот отраж лог стрк мысли (P), заним осн синт поз-ю после подлеж, вхолит в струк сх П, обозначает предик признак предмета речи как…в модально-врем плане (Из.н, пр.вр, сов.в.). Тип сказ-го: ПГС. Ослож/Неослож типа. CГС (Фазис гл./мод. гл/гл. эмоц оценки/фразеол-зм + инф-в). СИС (нул связка/полуотвл св (казался, является)/знамен cв + имен. часть). ССГТ: 1. Мод гл + фазис гл + инф. 2. Фазис гл + мод гл + инф. 3. Мод гл + мод гл + инф. ССИТ: 1. Фазис гл + связка в инф + имен часть. 2. Мод гл + связка в инф + имен часть. СССТ: 1. Крат предик ИП + отвл связка + инф. 2. Кат. Состояния + отвл cв + инф. 3. Модальное слово + отвл связка + инф. 4. ИС оценки (охотник, мастер…) + отвл cв + инф. 5. Отриц словоф-ма (не с кем, не у кого…) + отвл cв + инф. 6. Крат причастие (решено, велено…) + отвл cв + инф. 7. Несв.с/с глаг типа(считать возмож-м,находить удоб-м)+инф Остальные ЧП - второстеп-е: ОЧП, связ м\у с соч cв с пом перечисл инт и соч союза И, явл-я синт-ки равноправными, сем-ки и синт-ки независ (М/пом местами), заним одну синт поз-ю (…) и обозн-т предик признак пред речи, отв на?, представ-ны разными лексемами, т.к. имеют разное фон офрмление и л/з, выр лог одноплан понятия (…), имеют одинак морф выраж-е (…). Осн ср св: Переч инт, соч союз; Доп ср св: общий определяемый ЧП, с кот они связ по типу соподчинения. Блок закр/открытый. Прислов/пристстав; Однознач; По функции; Морф/Неморф; Соглас /управ/ Примык; Струк-фак/Струк-обяз. 2. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. В VII классе в порядке повторения даются сведения о повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях, с которыми учащиеся уже знакомились ранее. Поэтому, не задерживаясь долго на раскрытии понятия об этих типах предложений, следует на одном-двух примерах показать смысловые и грамматические различия между ними. Это лучше всего делается путем сопоставления таких повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, которые по своему словарному составу не различаются между собой. Примерно, это могут быть такие простые предложения, как.: Ты едешь в лагерь; Ты едешь в лагерь'. (в значении пожелания, приказания); Ты едешь в лагерь? Сопоставление этих предложений должно показать учащиеся различие в цели высказывания (сообщение, вопрос), в эмоциональной окраске высказывания (спокойное повествование, восклицание), в интонации (что очень важно с точки зрения навыков выразительности речи). Полезно поупражнять школьников в громком произнесении подряд и раздельно подобных типов предложений, а также в выразительном чтении статей и отрывков, в составе которых встречаются эти три типа предложений. Чаще всего это будут тексты с диалогической речью — стихотворения в прозе и отрывки из художественных произведений типа: Знаете ли вы украинскую ночь? О! Вы не знаете украинской ночи (Н. В. Г о г о л ь.) и т. п. Как правило, различия между этими типами предложений учащимися усваиваются без особых затруднений, хотя в постановке знаков препинания, несмотря на кажущуюся прозрачность соответствующих пунктуационных правил, ученики все еще продолжают делать ошибки и после прохождения данного раздела программы. В связи с рассмотрением вопросительных предложений следует поупражнять учащихся в выделении при помощи логического ударения различных частей предложения и показать при этом, как меняется смысл предложения в зависимости от изменения места логического ударения. Это полезно проиллюстрировать на тех же примерах, которые были взяты вначале для сравнения вопросительных предложений с другими типами простого предложения. Ты едешь в лагерь? (а не кто-либо другой); Ты едешь в лагерь? (хотя и не собирался); Ты едешь в лагерь? (а предполагал в санаторий, на дачу). Таким образом выясняется и самое понятие логического ударения и его роль в речи людей. Что касается структуры вопросительных предложений, то и о ней нужно сказать несколько подробнее, чем это делалось раньше. Так, например, нужно обратить внимание на то, что одни вопросительные предложения имеют особое вопросительное слово: Когда ты едешь в лагерь! Зачем ты едешь е лагерь? Почему ты едешь в лагерь? С кем ты едешь в лагерь? Другие же могут передавать значение вопроса и без таких слов, как это было в предыдущих примерах: Ты едешь в лагерь? Изучение правил пунктуации при вопросительных и восклицательных предложениях представляет большие возможности для упражнений в правильном пользовании интонацией. Эти возможности учитель не должен упускать. Контрольное задание для закрепления темы «Типы предложений по цели высказывания». 1. Запись предложений под диктовку. 2. Прочтение предложений учениками вслух, соблюдая интонацию повествовательного П (с повышением тона в начале П и с его понижением к концу П), побудительного П (с выражением голоса дружеского совета, настойчивого требования, просьбы и пр.), вопросительного П. 3. Выделить в данных предложениях грам основы, определить тид предложения по цели высказывания. (1. Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. 2. Все вещи забрали? 3. Идем, господа!.. 4. Что это у тебя голос такой? 5. Уходит Яша и Шарлотта с собачкой. 6. Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь... 7. Все здесь? 8. Никого там нет? 9. Прощай, дом! 10. Прощай, старая жизнь!) 3. « Новая драматургия» А.П.Чехова. Новаторство А.П. Чехова: 1. Вводит новый тип конфликта. Привычный конфликт, на котором построен сюжет, сменяется психологическим конф-м – борьбой героя с самим собой. Коллизии борьбы м\у чувством и долгом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|