Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ сцены смерти Базарова.




- обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа? (чувство жалости, что гибнет такой человек)

- почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(в нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «я люблю вас. Прощайте.» Базаров становится человечнее)

- почему же все – таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями? (Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители. У героя нет положительной программы, он только отрицает и не может ответить на вопрос «а что дальше»? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова.)

Билет №23 1. Орфография, ее значение. Орфография (от греч. orthos «правильный, прямой» и graphs «пишу»), или правописание — это система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных, раздельных и дифференцирующих написаниях, об употреблении про­писных букв, о правилах переноса.

Как орфоэпия требует соблюдения единых правил произношения, так и орфография требует соблюдения единых правил правописания всеми пишущими на русском языке. Соблюдение таких правил об­легчает письменное общение, ибо если письмо орфографически не­грамотно, читающий обращает внимание на то, как написано, а не на то, что написано. Орфографически неграмотное письмо затруд­няет процесс чтения, а следовательно, и понимание текста.

Основной принцип русской орфографии. Основным принципом русской орфографии является морфоло­гический принцип правописания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. Тот или иной корень, повторяясь в родственных словах в разной фонетической огласовке, те или иные приставки, суффиксы и флексии, получая в разных словах разное звучание, на письме всегда имеют одно и то же обозначение. На­пример, корень сад- в словах [саду] — [сат] — [сад]6вник - [съд]о-вод имеет разный фонетический облик, но орфографически он пере­дается в виде сад; приставка от- в [6т]пуск — [бд]был — [лт]пу-стйть произносится по-разному, но орфографически она передается только как от; суффикс -с/с- в поль[ск]ий и дё[ц]кий произносится по-разному, но пишется всегда с/с; Как видно из примеров, морфологический принцип русской ор­фографии находит применение в написании как гласных, так и со­гласных букв. На основе этого принципа построено правило право­писания безударных гласных, согласно которому в безударном поло­жении должна писаться та буква, которая обозначает гласный под ударением в той же морфеме. На морфологическом принципе полно­стью основано правило правописания глухих-звонких согласных, по которому на письме передается тот согласный, какой произносится в данной морфеме в сильной позиции, т. е. перед гласными, сонор­ными согласными и [в], [в'].

Отступления от основного принципа русской орфографии незна­чительны; в одних случаях они объясняются сложностями самих языковых явлении (таковы, например, некоторые правила право­писания безударных гласных, когда безударный звук позиционно меняется с разными ударными: зарязори и зарево), а в других -непоследовательностью в проведении самого морфологического прин­ципа (таково, например, правило о различном написании -ецо и -ице в пальтецо и платьице, хотя под ударением здесь может быть только е.

Отступлением от морфологического принципа являются некоторые фонетические написания, принятые в русской орфографии.

Фонетические написания в русской орфографии связаны с правописанием з или с в приставках без-, воз-, вз-, из-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через-. В этих приставках пишется з, если далее следует звонкий согласный, и пишется с, если далее следует глухой согласный: без­домныйбесплодный, воздатьвоспеть, избитьиспить, раз­бить-растянуть, низвергнутьниспослать, чрезвычайночерес­полосица. Подобные же фонетические написания обнаруживаются в соотношении приставок роз- (рос-) и раз- (рас-): под ударением вы­ступают роз- (рос-), а без ударения — раз- (рас-): розливразли­вать, росписьрасписка.

Традиционные написания. Наряду с морфологическими (фо­немными) и фонетическими написаниями, в русской орфографии есть и традиционные, или этимологические, написания: это такие написания, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях или в фонетической системе, а сохраняются лишь по традиции. Таково, например, написание буквы г в окончаниях родительного падежа един­ственного числа прилагательных, причастий и неличных местоимений мужского и среднего рода: молодого, кипящего, моего, которое сохра­няется с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г]. Этимологическими, никак не подтверждаемыми современными от­ношениями являются написания с так называемыми непроверяемыми безударными гласными а и о: забор, забота, сапог, баран, собака — или с е: снеток, железо.

Слитные, полуслитные и раздельные написания. Если фо­нетические и традиционные написания имеют непосредственное от­ношение к основному принципу русской орфографии, являясь от­ступлениями от него, объясняемыми разными причинами, то слит­ные, полуслитные и раздельные написания такого отношения к этому принципу не имеют и регулируются особыми пра­вилами.Русская орфография строится таким образом, что каждое само­стоятельное слово пишется отдельно, и относится это правило не только к свободным сочетаниям слои, по и к сочетаниям устойчивым, фразеологизированным, лексикализованным, т. е. к таким, когда сочетание, например, двух слов выражает одно понятие: железная дорога, красный уголок, синий чулок и т. п. Однако в языке постоянно идет процесс образования новых слов, причем это образование может быть связано с потерей двумя лексическими единицами своей само­стоятельности и с превращением их и одно слово. Такой процесс идет постепенно и медленно, и разные лексические единицы в каждый данный момент могут находиться на разных ступенях своего превра­щения в слово. Этот процесс в определенной степени находит свое отражение в орфографии в виде полуслитных и слитных написаний. Полуслитные (через дефис) написания отражают незаконченность превращения двух лексических единиц в одно слово, тогда как слит­ные— завершенность этого процесса. В орфографии закрепляются те слитные написания, в которых смысловое единство объединившихся лексических единиц, находит свое структурное выражение: наличие соединительных гласных, одного ударения, одной системы флексий и т. д.

Современные правила о слитных и особенно полуслитных напи­саниях достаточно сложны и в некоторых моментах противоречивы (таковы, например, правила о правописании сложных прилагатель­ных), однако все же возможно выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи и четко регламентирующих полуслитное или слитное написание.

Так, через дефис пишутся сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с разными приставками или корня с разными аффиксами: чуть-чуть, еле-еле, маленький-маленький, жить-пожи­вать, большой-пребольшой. Сюда же примыкают сложные слова, образуемые соединением синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Полуслитно принято писать слова с иноязычными приставками: экс-чемпион, вице-президент, обер-кондуктор; специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы алфавита и цифра или число: ЗИЛ-150, ТУ-134, ИЛ-62, и некоторые иные образования.

Слитно всегда пишутся сложносокращенные слова: партком, колхоз, райкомовский, комсомольский и т. п., слова, первой частью которых выступают числительные: пятилетка, семидневный, шести­часовой, двадцатитонный, троюродный и т. п., и некоторые иные об­разования.

Все же сложность языковых процессов, ведущих к образованию новых слов из ранее самостоятельных лексических единиц, приводит к сложности и противоречивости орфографических правил их написа­ния. Поэтому задача упорядочения правил о полуслитных и слитных написаниях стоит как одна из важнейших задач усовершенствования русской орфографии.

Прописные буквы. И точно так же обстоит дело с правилами употребления п р о п и с н ы х букв. Среди них есть четкие и устойчивые правила. Например, с прописной буквы всегда пишется первое слово текста или слово, начинающее повое предложение после точки; с прописной буквы пишутся собственные имена (имена, отче­ства, фамилии людей, клички животных, индивидуальные прозвища, названия газет, журналов и т. д.), названия астрономических и ге­ографических объектов (планет, звезд, рек, о.чер, гор и т. д.), наиме­нования высших государственных и партийных учреждений, орденов и т. д. Однако вместе с тем в составных собственных именах и геог­рафических названиях, а также в ряде других случаев правила упо­требления прописных букв колеблются: в одних случаях все слова, входящие в такие составные образования, пишутся с прописной буквы, в других —только первое слово. Достаточно строгих правил в этом отношении пока не выработано.

2. Орфографические правила. Орфограммы — реальные явления письменной формы языка — имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Называется эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после шипящих».

Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения, они одновременно являются и заглавиями орфографических правил.

В школьную программу по русскому языку в качестве содер­жания обучения включаются названия видов орфограмм; в учеб­никах для учащихся они представлены в виде заголовков орфо­графических параграфов и в формулировках заданий к упражне­ниям. Формулировки орфографических правил помещаются в учеб­никах для изучения и запоминания.

Выбор правописной нормы (т. е. орфограммы) зависит от оп­ределенных условий. Так, употребление букв ё и о в словах шё­пот и шорох зависит от следующих условий: фонетических — поло­жение гласных после шипящих и под ударением, словообразователь­ных — в корне слова. Эти условия входят в орфографическое пра­вило, регулирующее выбор в корне после шипящих в одних словах буквы ё, а в других — буквы о.

Орфографическое правило — это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависи­мости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфо­граммы или условия запрета на какое-либо написание. Приводим примеры таких правил: «В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с»; «В сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется». Большинство орфографических правил кон­статирующие.

Развитие у учащихся орфографической зоркости. Выбор пра­вильных написаний в словах начинается с нахождения в них ор­фограмм, или, по-другому, «точек» применения орфографических правил. Эти «точки» в словах имеют зрительно-слуховые приме­ты, например [ца] на конце глаголов (одна из примет орфо­граммы — неразделительный мягкий знак: «-тся и -ться в глаго­лах»), наличие приставки кое- (одна из примет орфограммы — дефис в словах между морфемами) и т. п.

Приметы, или опознавательные признаки «точек» применения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфо­граммы, а тот или иной тип орфограмм. Так, наличие шипящих на конце слова сигнализирует о том, надо или не надо писать букву мягкий знак после них. Видов орфограмм, имеющих данную примету, несколько: они имеются в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях.

Приметы «точек» применения правил находятся вне орфограмм (левее ее), например наличие шипящих и ц внутри слова (шё­пот, сучок, свечой, горячо, бережёт, цирк, цоколь), или в са­мой орфограмме, например безударность гласной (стена), нали­чие звука [и] после согласных (шью, съем). Приметы орфограмм в учебном процессе выполняют одновременно две функции: сигнала орфограммы и одного из условий выбора конкретной орфограммы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...