Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словари на уроках русского языка 2 глава




Таким образом, уже при первоначальном ознакомлении со структурой словосочетания учащиеся 5 класса замечают органическую связь его с морфологией.Продолжая работать над словосочетаниями при изучении частей речи, преподаватель тем самым создает благоприятные условия для более сознательного и углубленного усвоения учащимися основных грамматических признаков частей речи, в частности роли и значения падежей. Изучая словосочетания, учащиеся начинают понимать роль и значение падежей существительного. достигается это в результате целенаправленно проведенной беседы, во время которой учащиеся под руководством преподавателя рассматривают специально составленную таблицу однотипных словосочетаний, выясняют грамматические формы и лексическое значение главных и зависимых слов, а затем обобщают значения и приходят к выводу о том, что все зависимые слова данной таблицы обозначают принадлежность какого-нибудь предмета какому-нибудь лицу.Изучая имя прилагательное, учащиеся познают при помощи словосочетаний один из важнейших признаков прилагательного — согласование его в роде, числе и падеже с существительным, например: красный цветок, красная бумага, красное знамя.Своеобразие синтаксических связей числительного с существительным вскрывается в составе словосочетаний, например: два дома, пять домов, двум домам, двумя домами, о двух домах.Переходные глаголы узнаются только в словосочетаниях: при переходном глаголе (главное слово) зависимыми бывают существительные в винительном падеже без предлога, например: рубить березу, читать книгу, писать сочинение.При изучении наречия важнейшие его признаки – неизменяемость наречия и связь его с глаголами и прилагательными – выявляются в словосочетаниях, например: трудиться по-прежнему, сначала прочитай, идти наудачу.В процессе работы над словосочетаниями при изучении частей речи учащиеся приобретают новые сведения о типах словосочетаний. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово словосочетаний, они делятся на именные, глагольные и наречные.Благодаря соединению изучения частей речи с работой над словосочетаниями учащиеся начинают постигать жизненное значение грамматики, отвлеченность грамматических категорий в единстве с конкретностью, форму в единстве с содержанием, грамматику в единстве с лексикой. Вместе с тем учащиеся усваивают законы сочетаемости слов, обогащают свою речь различными словосочетаниями.

Для того чтобы работа над словосочетаниями при изучении частей речи носила систематический характер, желательно на уроках морфологии рассматривать слова по возможности в составе словосочетаний, особенно прилагательные, порядковые числительные, причастия, наречия.

Приступая в 7 классе к прохождению систематического курса синтаксиса, учащиеся прежде всего будут расширять и углублять сведения о словосочетаниях, рассматривать их с точки зрения структуры и значения.Под значением словосочетаний следует понимать смысловые отношения главного и зависимого слов, отражающие отношения явлений реальной действительности. Так, например, если основное слово обозначает предмет, а зависимое — признак предмета, то отношения между ними обычно называются определительными (интересная книга). Если основное слово обозначает действие, а зависимое —предмет (объект), на который распространяется действие, то отношения между ними называются объектными (плавить металл, решать задачу). Если основное слово обозначает действие, а зависимое — различные обстоятельства (место действия, время, причину, цель и др.), то отношения между ними называются обстоятельственными (приходить утром, смотреть вперед).Смысловые отношения между словами словосочетания грамматически оформляются посредством окончаний слов, предлогов, порядка слов и логического ударения, которые в своей совокупности составляют форму словосочетания. Слова словосочетаний грамматически связываются по законам согласования, управления и примыкания.Изучение словосочетаний носит по преимуществу практический характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, решают задачи; преподаватель попутно сообщает основные теоретические сведения. По заданию преподавателя школьники выполняют разнообразные упражнения: распространяют данные слова зависимыми, составляя таким образом словосочетания; доказывают отличие данного словосочетания от слова и от предложения; находят словосочетания в отрывках из художественных произведений, изучаемых в школе; классифицируют по типам выписываемые из текста словосочетания; выявляют лексическое значение главного и зависимого слов; устанавливают смысловые отношения главного и зависимого слов; проводят структурный анализ словосочетаний по установленному плану: а) главное и зависимое слова, б) морфологическая природа главного и зависимого слов, в) форма зависимости слова и его значение, г) смысловые отношения главного и зависимого слов, д) порядок расположения главного и зависимого слов; заменяют слово словосочетанием, словосочетание — предложением; используют рассмотренные словосочетания в изложениях и сочинениях; работают над ошибками в построении словосочетаний.В школе большое значение придается проведению разнообразных упражнений, особенно самостоятельному составлению учащимися словосочетаний различного типа и использованию их в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы эти упражнения располагались в определенной системе.

В качестве примера приводим систему упражнений по обогащению речи учащихся глагольными словосочетаниями, так как усвоение и применение их больше всего затрудняет школьников.1. Составьте беспредложные и предложные глагольные словосочетания по данным глаголам и вопросам при них: привлекать внимание (к ч ему?), остановить внимание (на чем?), уделить внимание (чему?), обратить внимание (на что?), упереться (во что?), опереться (на что?), примириться (с кем? с чем?), смириться (перед чем?).В составленных словосочетаниях учащиеся называют форму зависимого слова, например: тревожиться за друзей (вин. пад., мн. ч), беспокоиться о друзьях (предл. пад., мн. ч.).Каждое словосочетание включается в предложение, самостоятельно сконструированное учащимися.2. Составьте беспредложные глагольные словосочетания по данным глаголам (вопросы ставят сами учащиеся): мешать, препятствовать, сообщать, отличаться, тормозить, делиться, ждать, желать.3. Составьте глагольные словосочетания с предлогами, в которых на первые места должны быть поставлены словосочетания с зависимыми словами, имеющими конкретно-предметное значение, а на вторые — словосочетания с зависимыми абстрактного значения.

Учащиеся должны составить, например, два глагольных словосочетания с предлогом без по данным образцам: уйти без пальто (зависимое слово — сущ. в род. пад. с предлогом без, обозначает конкретный предмет, без которого совершается действие, выраженное главным словом словосочетания); жить без перемен (зависимое слово — отвлеченное сущ. в род. падеже с предлогом без, обозначает образ действия, отвечает на вопрос как?). Учащиеся приступают к выполнению задания под непосредственным руководством преподавателя.

Затем учащиеся должны составить два глагольных словосочетания с предлогом в по приведенным образцам: положить в карман (зависимое слово с предлогом в обозначает предмет, внутрь которого направлено действие), сказать в шутку (зависимое слово с предлогом в обозначает способ действия, отвечает на вопрос к а к?). Далее требуется составить два глагольных словосочетания с предлогом за по данным образцам: прийти за книгой (зависимое слово с предлогом за обозначает предмет, являющийся целью действия, выраженного главным словом); бороться за революцию (зависимое слово выражено отвлеченным сущ. в вин. пад. и обозначает предмет, ради которого совершается действие).4. Сравните неправильно составленные словосочетания с исправленными, например: беспокоиться (за) своих товарищей— беспокоиться о своих товарищах. Под руководством преподавателя учащиеся находят причину ошибки в первом словосочетании: глагол беспокоиться близок по своему значению (синонимичен) глаголу тревожиться, который управляет посредством предлога за (тревожиться за товарищей).5. Найдите ошибки в специально составленных примерах и исправьте их: в конце августа мы вернулись (с) лагеря; я уделил внимание (на) бегущ(его) спортсмен(а).6. Исправьте в словосочетаниях ошибки, обнаруженные преподавателем при проверке изложений и сочинений.

Очень важно, что работа над словосочетаниями неизбежно приводит к изучению порядка слов.Учащиеся узнают, что зависимое слово, соединяясь с основным связью согласования, обычно стоит впереди основного (прямой порядок слов). Это значит, что прилагательные, порядковые числительные, количественные числительные (в косвенных падежах), местоимения, причастия обычно стоят перед существительным, например: весенний день, одиннадцатый эшелон, четыремстам воинам, моя книга, строящееся здание. В этом проявляется закон обычного (прямого) порядка слов.Зависимое слово, соединяясь с основным связью управления, обычно стоит полсе основного слова, например: ножка стола, собирать коллекцию, честь класса и т. п.Зависимое слово, соединяясь с основным связью примыкания, в одних случаях (например, определительные наречия на о) ставится впереди основного, в других случаях (наречия цели, причины и др.) — после основного слова, например: хорошо отвечать, сделать назло, сказал сгоряча.

Ответ3. Центральный образ романа — Родион Раскольников. Его преступление — индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути своей преступны, Потому такого понятия, как «преступление», не существует. Раскольников хочет помочь людям, но понимает, что, совершая что-либо в том мире, надо играть по правилам этого мира, т. е. действовать, не выбирая средств. Раскольников решается на преступление не сразу, его подталкивают к нему страдания человеческие, которые он видит вокруг (встреча с Мармеладовым, письмо из дома, пьяная девочка на бульваре, подслушанный разговор в бильярдной, сон о лошади). Суть и основное идейное содержание романа — развенчание теории Раскольникова. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный сценарий Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета (собственно, одна из тех «страждущих», ради которых Раскольников идет на преступление), и Раскольникову приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка). Своим преступлением Раскольников«отрезает» себя от своего прошлого, от людей (кода приезжают мать и сестра, он отступает назад, не решаясь обнять их, прячет под камень украденные у старухи вещи не только потому, что боится обыска, но потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления). В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский раскрывает два возможных завершения пути, на который встал Раскольников. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет (история с подброшенной Соне кредиткой). Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед по трупам. Свидригайлов — другая модификация. Это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы (идея богоборчества, образ человека, который решил сравниться с богом, сильная личность). Свидригайлов также совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, но для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавал для себя морально-этические нормы (растление несовершеннолетней девочки, которая кончает жизнь самоубийством, издевательство над своим дворовым человеком, который также кончает жизнь самоубийством, использование своего опекунства для того, чтобы склонить к любовной связи молодую девушку, преследование Дуни и т д.). Раскольников встречается с Лужиным и Свидригайловым и в результате общения с ними постепенно понимает, что путь, на который он встал, — это тупик. для Раскольникова (а по Достоевскому ни для кого из людей) такой путь неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью: «Я не старушонку убил, я себя убил», а дальнейшее воскресение Раскольникова к новой жизни — с воскресением из мертвых, приводя в качестве аналогии библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, можно также вспомнить слова Сони, сказанные в ответ на признание Раскольникова в убийстве: «Что же это вы с собой сделали?». Воскрешение Раскольникова происходит также именем Христа. То человеческое, что было в нем (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова (слова Порфирия Петровича о том, что Раскольников «недолго себя морочил»). Окончательную точку в сомнениях Раскольникова ставит самоубийство Свидригайлова, который, таким образом, признал свое поражение перед лицом жизни (перед смертью пытается искупить свои грехи: помогает детям Екатерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню, когда та находится в его власти, просит у нее любви, признавал, таким образом, что и ему нужно «человеческое»). Достоевский показывает, что, несмотря на все различия Лужина, Свидригайлова и Раскольникова, они похожи (цели разные — средства одни, приносят людям страдания). Раскольников понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все». Воскрешает его к новой жизни (подобно Христу) Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня живет в «физической грязи», вынуждена торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепляют ее душу (также одна из центральных идей Достоевского). Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием (образ Сони, Дуни, которая жертвует собой ради родных, давая согласие выйти за Лужина, Миколка, который пытается взять на себя чужую вину и «пострадать за других»). Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни.В данном отрывке Раскольников понимает, что его теория – поражение (нашествие Наполеона). Теория избранности – всеобщая болезнь. Сон – свидетельство нравственного выздоровления Раскольникова.

Ответ4. На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом.Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными.Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство.Часто чувства и образы, которые владели нами при прощании с произведением искусства, надолго определяют наше отношение к нему. Финал произведения проясняет те волнения и размышления, которые мы испытывали в процессе чтения. Завершающий аккорд произведения — важнейшее звено в оценке героев читателем, окончательное выражение идеи, поэтому он заново освещает все происшедшее на наших глазах. Напомнить. но не повторить, схватить произведение в целом и дать новый свет всему совершившемуся. Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины, неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного.Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Все это действительно может создать общий взгляд на произведение, однако не всегда обеспечивает новое постижение его смысла, новое пробуждение чувств.

Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставать их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа.богатырях).Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Ведением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения.

Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.

В-третьих, заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.Вопросы:1. Определите. в какие периоды истории с человеком происходила подобная «болезнь»?2. Что на ваш взгляд Достоевский подразумевает под понятием «духи»?

3. Как вы считаете, кем были те несколько чистых и избранных человек по мнению Раскольникова?

Б. 28 1. Пунктуация (punktum «точка») – 1. совокупность специальных графических средств (знаков преп-я) и правил их употребления в письм. текстах. 2. Раздел науки о языке. П является необходимым дополнением к орфографии. Знание и строгое соблюдение П необходимо каждому человеку. Оно помогает пишущему правильно передать свои мысли на письме, а читателю понять написанное. Рус. Пунктуация складывалась исторически, но в отл от орфографии сложилась поздно (в н.19в.) в связи с началом книгоиздательства и развития на Руси школьного образования (2 половина 16 в.). В древнерус письменности текст не членился на слова и предложения. Знаки препинания: точка, различные сочетания точек, крест, волнист линия делили Т на смысловые отрезки или выражали остановку писца. К началу 17 в. В рус письменности использовались 8 знаков препинания: точка, запятая, полуточие (;), двоеточие, вопр знак, удивительный знак (!), единительный знак (знак переноса), вместительный знак (). Тире в к.18в стал употреблять Карамзин. Многоточие – Востоков.

Русская пунктуация характеризуется значительной устойчивостью, развиваясь постепенно, она не претерпела серьезных изменений, хотя отдельные ее правила постоянно уточняются и детализируются, что связано с развитием ЛЯ и рус грам теории.

Принципиальные основы рус П остаются неизменными. Совр РП строится на основе 3 принципов: структурного, смыслового, интонационного, из которых ведущими явл 1,2.

В соответствии со струк принц знаки препинания являются показателями синтаксического членения речи. Этот принц придает пунктуации стабильный характер. На таком основании строится большинство правил постановки зн препинания. К структурно-обусловленным относятся: точка, фиксирующая конец предложения, знаки преп-я на стыке частей предлож-я (вставные, вводные, обращения, однород, при обособленных ЧП). Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, – теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение. Структурно-обязательные знаки общеупотребительны, строго регламентированы общепринятыми правилами. Они ставятся, не допуская никаких вариантов, они не м\б факультативными, авторскими. Стук-обяз правила образуют обязательный минимум правил, изучаемый в школе.

Семантический принц П предполагает отношение к значению синтаксических единиц. Синт членение речи одновременно отражает и смысловое членение, т.к. граматич части совпадают с логически-значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой синтаксической структуры – передать образное содержание информации, мысль. Часто пунктуация регулируется преимущественно смыслом высказывания и при этом смысл членение может подчинять себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует единственно возможную структуру. На смысловом основании ставятся: запятая (м\у определительными прилагательными), знаки преп-я в составе СБП, многоточие внутри П, запятая м\у или перед частями составного союза. Тогда своим настоящим я он считал свое духовное существо, теперь он считал собою свое здоровое, бодрое, животное я. (части СБП)

Отчасти РП строится и на интонационном принц: точка на месте большой паузы и понижения тона.? при вопросит интонации.! при воскл интонации. Тире – интонационное тире. Многоточие – задумчивая инт-я. Обращение м\выделить запятой, но при особой выделительной инт-ии ставится! В ряде случаев выбор знаков зависит целиком от интонации. Интон принц действует как второстепенный. Это ясно, когда инт принц приносится в жертву структурному. ИП, как правило, действует не в чистом виде, поскольку сама инт-я часто является следствием заданного смыслового и структурного членения текста.

Для совр науки характерно структурно-сем. понимание основ П, которое находит отражение большинстве науч и методич работ. Интонация при этом не рассматривается как основа современной пунктац-ой системы, потому что знаки препинания не всегда имеют соответствие в интонации.

Знаки препинания все-таки расставляются в зависимости от того, какие грам части имеются в П и какие смысловые отношения возникают м\у ними, а смысловыми отн-ми определяется интонация сообщения. Таким образом совр П отражает структуру, смысл и интонацию речи. Знаки преп-я – это условно-графич обозначения, которые применяются на письме для обозначения грамматического и смыслового членения речи. В РП употреб-ся 10 зн преп-я. Знаки препинания в совр пункт-ой системе РЯ имеют закрепленные за ними функции. Зн препин-я либо отделяют, либо выделяют какие-либо отрезки внутри частей и в соответствии с этим они делятся на 2 группы: 1. отделяющие, 2. выделяющие.

К отделяющим относятся одиночные знаки, которые делят текст на значимые в смысл и инт отношении части (.,: … -;) Тогда своим настоящим я он считал свое духовное существо, – теперь он считал собою свое здоровое, бодрое, животное я. (философия, поэзия)

К выделяющим отн-ся парные знаки, которые служат для выделения в П особого значения его частей (придаточные, обособ., однород., чужой речи): () «» -, Тире и запятая выступают и в роли отделяющих (при одиночном употреблении), и выделяющих (при парном). Тогда мир божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, – теперь все в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился.

Пунктуация призвана отражать на письме синтаксические, смысл и отчасти инт. признаки. При этом усиливается 1 из названных функций, а в другом другая. Это находит отражение в конкретных принципах употребления отдельных знаков препинания. Выбор зн преп-я при этом фактически зависит от того, в каких смысл отношениях м\у собой нах-ся компоненты предл-я, но часто эти отн-я м\оценить по-разному. В рез-те чего возникают пунктац-е варианты, т.е. разные, но одинаково допустимые зн преп-я сходной структуры. Варьируя зн пр-я пишущий выдвигает на первый план какой-то 1 из оттенков смысл отн-ий.

Наряду с общепринятыми постоянными зн преп-я в х\т нередко мы сталкиваемся с отступлениями от этого правила. В большинстве своем эти отступления обусловлены стремлением передать какие-то дополнит функции. В х\л широко использ-ся такие зн пр-я, которые выр-т эмоц-экспресив-е кач-ва речи и ранообразные смысловые оттенки. Индивидуальное использование зн преп-я закл-ся в расширении, обогащении практики ее применения Такие зн наз-ся инд-но – авторскими. Они всегда факультативны, необяз. Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение.

Факультативные зн пр – это зн, постановка которых четко не определена правилами П. Их употребление связано с передачей на письме паузы, которая или отражает пропуск слова, или подчеркивает отсутствие грам связи м\у стоящими рядом словоформами, не составляющими словосочетание.

2. П в курсе русского языка - один из важных разделов. Среди языковых умений и навыков учащихся пунктуационные умения играют немаловажную роль. Изучается в начальных, V-IX классах. Материал по П. не выделен как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с изучаемым материалом по синтаксису, опирается на него. П. в к.р.я. способствует практической направленности изучения синтаксиса в школе, тесно связана с развитием речи учащихся: сво­бодное владение пунктуацией служит залогом успешной работы над изложением, сочинением. Важнейшие темы по П.: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложносочиненном и в слож­ноподчиненном предложениях, выделение обособленных второсте­пенных членов, употребление знаков препинания в бессоюзном слож­ном предложении, выделение прямой речи, обращения и пр.

Задачи: 1. познакомить учащихся с осн. пунктац понятиями (пунтограмма, пунктац письмо, пунк ошибка, пунк грамотность и др.); 2. научить школьников расставлять знаки преп-я в соответствии с пунктац-ми правилами; 3. сформировать у уч-ся пунктац умения на основе усвоения этих понятий; 4. сформировать умение видеть пунктац ошибки и исправлять их.

Обучение пунктуации неразрывно связано с изучением синтак­сических понятий — словосочетания, предложения, а также инто­нации, поскольку интонация является основой каждого предложе­ния.

Выделяется четыре этапа обучения пунктуации.

Первый этап — начальная школа — предусматривает знакомст­во с пунктуацией на практической основе.

Второй этап связан с изучением пропедевтического курса син­таксиса в 5 классе. На этом этапе происходит закрепление знаний учащихся о постановке знаков препинания в конце предложения и при однородных членах, между частями сложного предложения. Школьники запоминают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением.

Третий этап нацеливает на совершенствование пунктуацион­ных умений учащихся в процессе обучения морфологии. В этот пе­риод они усваивают понятия «причастный оборот», «деепричаст­ный оборот» и правила их выделения на письме. При изучении междометия школьники знакомятся и со способами их выделения: постановкой запятой или восклицательного знака.

Основной (четвертый) этап формирования пунктуационных умений и навыков — 8—9 классы, когда происходит изучение сис­тематического курса синтаксиса. На этом этапе (8 класс) углубля­ются знания школьников о постановке знаков препинания в прос­том предложении (как неосложнеином, так и осложненном), изучаются правила постановки зн преп-я в СП (9класс).

Основной единицей, над которой проводится работа в процессе формирования пунктуационной грамотности, является предложение.

Рассматривая предложение по цели высказывания, ученики знамятся со знаками препинания в конце предложения; изучая осложнение ПП, они учатся правильно ставить зн препинания в предложениях с однородными, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращениями. Анализируя структуру сложного предложения, школьники расставляют знаки препинания в ССП, СПП, СБП, в предложениях с разными видами связи. Таким образом, обучение пунктуации проходит на синтаксической основе. Рассматривая синтаксические единицы, школьники учатся находить пунктуационно-смысловыe отрезки предложения, выделяемые знаками препинания.

Содержание обучения П. Основные пунктуационные понятия, изучаемые в школе.

Пунктуационно-смысловой отрезок — это часть предложения, выделяемая на письме знаком (знаками) препинания.

Пунктограмма — это «закономерно воспроизводимый в пись­менной речи знак препинания, соответствующий правилам пунк­туации». Понятия пунктограммы и пунктуационно-смыслового отрезка связаны с понятием «знаки препинания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...