II. СБП неоднородного состава
А) СБП обусловленности. В них сообщается о 2 взаимосвязанных явлениях, при этом второе вытекает из первого как его результат, следствие. По значению они близки с придат-и условными или врем-и. М/о вставить соответств.союз когда, если в 1ПЧ. По знач СБП обусловленности делятся на 2 разновидности: с услов-следств знач-ем и следств-времен знач-ем. - П.с услос-следств знач – 1ПЧ выраж условие, а 2ПЧ следствие, вытекающее из этого условия (в основном это пословицы: Поспешишь – людей насмешишь). - П.со следс-врем знач: время действия, названное во 2ПЧ, явл-ся результатом следствия в действии, названного в 1ПЧ: Напролом идут, волос не жалеют. Б) причинно-следств СБП Этот тип предложений распадается на две группы: со значением причины и значением следствия. Предложения обеих групп характеризуются двучленным строением. Значения причины и следствия зависят от лексического наполнения частей. В избах и по дворам было пусто: все ушли на огороды копать картофель (вставка союза так как); Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце (вставка союза так что) В начале второй части в качестве дополнительного средства выражения следствия могут употребляться частица так, наречия поэтому, оттого и др.: в) Бессоюзные сложные предложения с изъяснительно - объектным значением. Предложения данного типа всегда двучленны. Первая часть содержит в себе слово со значением восприятия речи, мысли, чувства или слово, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, раскрывает их содержание. В зависимости от строения первой части и интонации сложного предложения все предложения данного типа делятся на две группы:
- Предложения, первая часть которых включает в себя изъясняемое слово, нуждающееся в распространении с помощью внутреннего объекта; вторая часть выражает этот объект и таким образом как бы замещает незамещенную позицию при изъясняемом слове в первой части. Большинство таких предложений синонимичны сложноподчиненным с придаточными изъяснительно-объектными Например: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант - Предложения, в первой части которых нет слова, непосредственно выражающего процессы восприятия, но имеется слово, указывающее на то, что эти процессы совершаются (прислушался, присмотрелся, оглянулся, приблизился, подошел и др.). Такие глаголы со значением действия, сопровождающего процесс восприятия, как бы берут на себя роль глаголов, обозначающих этот процесс. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла тишина. Это СБП с прервано-возобновл стр-ой. г) Бессоюзные сложные предложения с распространительно-присоединительным значением. В предложениях этого типа вторая часть распространяет: а) один из членов первой, б) всю первую часть. Поэтому для таких предложений характерно употребление во второй части анафорических местоимений: а) он, тот, там, туда, оттуда и др., указывающих на соответствующие члены первой части; б) местоимения это или сочетания вот что, указывающих на все содержание первой части (реже, на какую-то его часть). Все такие предложения могут быть только двучленными. Например: Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый, вкусный запах... д) Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. В предложениях этого типа содержание всей первой части или каких-либо ее членов раскрывается одночленной или многочленной второй частью. Например: Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную. (вставка союзов то есть, а именно) 2.Специфика изучения СБП в систематическом курсе синтаксиса в школе….
В школьном учебнике бессоюзные предложения сгруппированы не по структурно-семантическому сходству, а по знакам препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Это вызвано методическими соображениями: сложностью пунктуации в бессоюзных сложных предложениях и необходимостью выработки у школьников пунктуационных навыков, что легче достигается при обобщении сведений об употреблении отдельных знаков препинания. Бессоюзные сложные предложения имеют яркую разговорную окраску и отличаются большей эмоциональностью, чем союзные. В сложных союзных предложениях смысловые отношения благодаря союзам обозначены более определенно, поэтому они предпочтительны (особенно сложноподчиненные предложения) в деловой и научной речи, где требуется точное указание временной или причинно-следственной обусловленности явлений и экспрессивность высказывания не играет роли. Интонация является необходимой составной частью структуры БСП, восполняя отсутствующие союзы, интонация приобретает особое значение для выражения смысловых истилистических значений бессоюзной конструкции. Задача учителя — на протяжении всей темы добиваться правильного чтения бессоюзных предложений. При изучении бессоюзных сложных предложений необходимо знать что для них характерны: - перечислительная интонация, выражающая отношения логической однородности между предложениями: одновременности или следования во времени. Например: Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь (Ю. Греков). Весна берет свои права; в реке местами глубь ясна, на дне видна трава (А.Фет); - интонация сопоставления, выражающая отношения сопоставления и противопоставления. Она характеризуется повышением тона в конце первого предложения и одинаковыми ударениями на сопоставляемых словах. Например: Трижды громкий клич прокликали — ни один боец не тронулся, лишь стоят да друг друга подталкивают (М.Лермонтов); - интонация обусловленности, выражающая отношения уступительные, условные, следственные, временные. Например: На белые верхушки облаков нельзя было смотреть — так они светились от солнца. Вдали за лесом мутно розовело небо — должно быть, за облаками подымалась луна (К. Паустовский);
- объяснительная интонация, выражающая отношения причинные, дополнительные пояснительные. Она характеризуется понижением тона в конце первого предложения и более быстрым темпом второго предложения. Например: Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты (И. Крылов). Особую трудность представляет чтение предложений с точкой с запятой: они требуют спокойного и неторопливого чтения. Бессоюзные предложения с точкой с запятой произносятся в более низком регистре, с понижением голоса на конце каждой части (как при точке), с большими, довольно ощутимыми паузами. Например: Они проверяли победу свою пред каждой порой обмолота; они вспоминали, как в этом краю седое дымилось болото (М.Иса-ковский). При изучении сложных предложений наиболее ценны упражнения, связанные с наблюдением над возможностью выразить мысль по-разному, с активной речевой деятельностью, и, конечно, пунктуационные упражнения. Чаще всего в школьной практике используются: - конструирование предложений по схемам, по грамматическим заданиям и др.; - лингвистический эксперимент: перестройка предложений с целью наблюдения над смысловыми значениями частей сложного предложения; - работа над грамматической синонимией: сопоставление придаточных предложений с причастными и деепричастными оборотами, второстепенными членами и др.; работа над выразительными возможностями типов сложного предложения; - наблюдение над стилистически целесообразным употреблением языковых средств в сложном предложении; - редактирование: исправление ошибок и неточностей в построении сложного предложения (нарушение порядка следования частей, отрыв придаточного от главного, неуместное употребление союзов и т.п.). 3. Роман написан в 1861 г. Время действия – 1855 – 1861 гг. – период сложный для России. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию. Аристократическая молодёжь училась для себя. Разночинцы же на такую роскошь средств не имели. Они выбирали естеств. науки, духовный мир они отрицали. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей.
В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Базаров – умный и глубокий человек. Он отрицал все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма, но он ничего не может предложить взамен, кроме желания разрушить старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как у него отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего. Автор не только не разделяет нигилистических убеждений героя, но всем ходом романа их развенчивает. Сама личность Базарова привлекает автора. И действительно, Тургенев, стремясь полюбить и понять Базарова, создает образ небезупречный, но очень интересный, вызывающий вначале любопытство, а к финалу романа – сострадание. Автор ни на секунду не выступил как идейный сторонник Базарова. С его точки зрения, нигилизм обречён, ибо не имеет конечной позитивной цели. 4. Анализ способствует углубленному восприятию текста, и приводит в систему. Пути анализа зависят от условий обучения. В методике разработаны традиционные пути анализа(вслед за автором, пообразный, проблемно – тематический). 1. вслед за автором. Учащийся воспроизводит произведение в развитии сюжета от эпизода к эпизоду. Путь анализа помогает последовательность развития сюжета, способствует пониманию композиции произведения, развивает навыки мотивировки поступков, поведения героев. 2. пообразный. Этот анализ позволяет поставить в центре внимания личность героя и через него подойти к нравственным проблемам произведения. 3. проблемно – тематический анализ. Представляет группировку материала вокруг центральной темы. Понятия: проблемный вопрос и проблемная ситуация. Проблемный вопрос возникает в проблемной ситуации и требует ответа. Поиски ответа на вопрос создает проблемную ситуацию, в которой ученики овладев предметом спора, способами изучения произведения, развивают творческие способности. Проблемная ситуация должна быть увлекательна. Проблемное обучение требует от учителя мастерства, потому что в проб. ситуации организуется мыслительная деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|