Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словообраз-я, мат-выр,регуляр, старослав происх-я.




2. Морфемика – это раздел науки о Я, в кот рассматриваются вопросы, связанныес составом (строением) слова. Важность изучения дан раздела определяется тем, что более двух третьих всех орфографич правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу. Знакомство уч со значимыми частями слова происходит уже в нач шк (пропедевтич курс). Школьники к началу изучения систем курса уже владеют такими понятиями, как корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, умеют производить м.а., подбирать родственные слова. Задачи обучения разделу: подвести уч-ся к пониманию морфемы как значимой части слова, научить школьников обоснованно выделять морфемы, формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня, добиться осознанного усвоения школьниками структуры слова (морфемики), научить уч-ся понимать семантику морфем и на этой основе определять структуру слова, на основе морфемного анализа формировать орфографические навыки. По программе Бабайцевой, по стаб учебникам морфемика из-ся в 5 кл. В 5 кл рассматривается структура слова. Программа предусматривает также усвоение орфографических правил, связ с основными способами словопроизводства (правоп-е глас и согл в приставках; черед-ся глас в корне, буквы з-с на конце приставок). Учитель д\показать, что окончание имеют только измен слова. Отдельно требует объяснение слова, в окончаниях кот глас буква обозначает 2 звука. Умение прав-но выделить основу и окон-е явл ключевым, т.к. при этом происходит не только закрепление понятий корня, суффикса, приставки, но и выраб-ся орфограф зоркость. В школе морфемному разбору уделяется значительно большее внимание, чем словообразовательному и фонетическому, т.к. это способствует формированию осознанных навыков грамотного письма. Для правильного морфемного членения, учащиеся проделывают сложную интеллектуальную работу, связанную с нахождением однокоренных слов. Развитие памяти, речи, логического мышления. МР слова имеет целью выявить значимые части слова, установить изменяемость\неизм-ть слова, определить его основу. В зависимости от целевой установки МР м\б полным или частичным. Полн разбор проводится на закл этапе изуч-я слова, когда школьники уже знакомы со всеми понятиями, необходимыми для этого вида работы.

Рекомендуемая модель морфемного разбора

1. Определить часть речи (изменяемая, неизменяемая) 2.Если слово изменяемое, то выделить в нем окончание.3. Выделить основу 4. Выделить корень. 5. Выделить приставку 6.Выделить суффикс

Школьная схема

1. Выделить окончание 2 Выделить основу 3.Выделить приставку, суффикс 4Выделить корень

Школьная схема неверная, провоцирует на ошибки. Частичный разбор предполагает выделить только одну к-л морфему: приставку или суффикс.

Приемы формирования умений и навыков МР: упраж-я в определении значения аффиксальных морфем и их функций; упр-я в подборе слов заданной структуры (с опр приставками, суффиксами), построение слов опр модели по ее значению.

3. С точки зрения своего тематического состава книга Радищева тяготеет к полифонии микротем и микросюжетов, замкнутых в пределах одной композиционной единицы: каждая глава имеет свою собственную, изолированную сюжетную основу: в «Любанях» это пашущий крестьянин, в «Зайцове» рассказ крестьянина о бунте крепостных, в «Хотилове» проект о будущем. В пределах одной главы могут совмещаться по два-три самостоятельных микросюжета.

Даже когда самостоятельные микросюжеты связаны между собой неким проблемно-тематическим единством (семейно-нравственная тема для глав «Крестьцы» - «Яжелбицы» - «Валдай» - «Едрово», все-таки в чисто сюжетном плане они лишены единства последовательного развертывания общего сюжетно-тематического мотива. И композиционный прием, при помощи которого соединены эти разностильные, разножанровые, полифонические в тематическом аспекте фрагменты, тоже выглядит на первый взгляд чисто формальным. Сюжет «Путешествия» не может быть выведен из тематического материала книги: все разнообразные впечатления путешественника не самоценны, а явно подчинены иной, высшей цели. Что касается, композиционной структуры «Путешествия», как совокупности глав-станций, то и она не может быть фактором, определяющим или раскрывающим логику поступательного развития этого высшего замысла. Г.П. Макогоненко: «Единым сюжетом «Путешествия» Радищев сделал историю человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и «правила», ради которых стоило жить и бороться, историю идейного и морального обновления путешественника». Композиция «Путешествия» обладает всеми признаками риторической композиции, исключительно продуктивной в старших жанрах русской литературы 18в.: проповеди, сатире и торжественной оде, традиции которых очевидно актуальны для всех уровней поэтики «Путешествия» - от типологии бытовой и идеологической художественной образности до двойной отрицательно-утвердительной этической установки книги в целом и включения жанровых образцов оды («Вольность») и проповеди («Слово о Ломоносове») в сам ее текст.

Эпиграф из поэмы В.К. Тредиаковского «Тилемахида».

Посвящение Кутузову. Роль посвящения: основная проблематика: крепостное право, чиновничья, бюрократическая власть

4. Виды комментарий:

- исторические комментарии (обрисовать историческую обстановку)

- культурологический комментарий (кто такой А.М.К)

- лингвистический комментарий

- литературоведческий комментарий (художественные приемы). При изучении этого произведения важно знать особенности классицизма и сентиментализма для понимания текста, т.к. трудно воспринимаемое, трудно воспроизводимое произведение.

- Как вы думаете, почему в св произведении Радищев выделил посвящению целый композиционный элемент? (Радищев придавал большое значение посвящению, т.к. оно дает ключ, которым открывается и цель, и образ система, преследуемая автором.)

- В каких отношениях находился Радищев с Кутузовым? (Дружеские, уважительные, он восхищался им).

- Какие обстоятельства оказали на автора такое влияние? Почему его вступление носит такой сопереживающий характер? (Автор, осмыслив общественную ситуацию в стране, хочет открыть глаза всем, оповестить о несправедливости, которая царит повсюду).

Билет 10. Ответ1. 1. Словообразование изучает образование (или деривацию) слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившиеся формально-смысловые соотнош. Между производящ. И производн. Основным понятием словообразования является понятие производности. Под произ-ю поним-ся такое соотнош. Между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены (мотивированы) формой и значением другого слова или нескольких слов (лес –––лесной). Слово, не мотивированное по форме и смыслу другими словами, н-р, лес, называют непроизводным, слово же, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова (или основами нескольких слов), называется производным (или дериватом). Обычно у производного слова устанавливается какое-либо одно производящее (петь––пропеть). Однако иногда сразу несколько производящих мотивируют форму и значение деривата (пять этажей –– пятиэтажный) – что называется производящей базой. Формантом называется элемент словобразовательн. Стр-ры, представляющий собой конретное средство, с помощью которого данное производное слово образовано от производящего. Различаются форманты аффиксальные, безаффиксные и смешанные. Аффиксальные – это суффиксы, префиксы и постфиксы. Безаф. – сокращение производящ. Основы (заведующий - зав), сложение неск. Производящ. Основ, замена флексии при основе. Смешанные форманты – это единство аффиксальных и безаффиксн. Средств словообразования в пределах одного и того же производного слова: старшеклассник –– старший, класс + ник. Необходимо четко разграничивать словобразовательный анализ современного слова и этимологический анализ того же слова. Последний связан с этимологией и позволяет установить, когда и каким образом в языке образовалось то или иное производное слово. Словообразовательный А устан-ет лишь обнаруживаемые в СРЯ отношения между родственными словами.Словобразование СРЯ – сравнительно молодая отрасль язык-ия. В СРЯ можно разграничивать следующие способы словообраз-я: аффиксальные: а) префиксальный (в том числе нулевая суффиксация) – один из основных аффикс., способов словообраз-я. Формантом явл., префикс. При префиксации производящее и производное всегда относятся к одной части речи: история – предыстория; б) суффикс. – наиболее продуктивн., способ, при котором формантом явл., суффикс. Характерен для образ-я сущ-х: читать-читатель, ИП: медь – медный, Г: запеть – запевать, наречий: быстрый – быстро, ИЧ: пять – пятеро, модальных слов: вероятный – вероятно, реже – междометий: спасибо – спасибочки. Нулевая суфф-я: супруга – супруг. в) постфиксальный – продуктивный способ образования глаголов: ссорить – ссориться. Используется также при образовании неопределенных местоимений: что – что-то. Формантом явл., словобраз., постфикс. Г) префиксально-суф., способ характерен для произв. слов. где в кач-ве форманта исп-ся единство префикса и суф. Реализуется при образовании ИС: смысл – бессмыслица, ИП: дар – бездарный, Г: петь – припевать, наречий: белый – добела. Д) преф.-постфиксальн., это способ образования глаголов, когда в качестве форманта используется единство префикса и постфикса: смотреть – всмотреться. е)суф.,-постфикс., когда в качестве форманта используется единствосуф.,-постфикс: присес(ть) – присаж ива (ть) ся д)преф.,-суф.,-постфикс. когда в качестве форманта используется единствопреф.,-суф.,-постфикс.: блужда(ть) – за блуд и (ть) ся. К безаффиксным способам словобр., отн-ся: СЛОЖЕНИЕ: это обощенноенаименование для нескольких безаффиксных способов словообразования, при которых производящее слово представлено двумя или более основами, а формантом считается строго фиксированный порядок расположения производящих основ в структуре производного слова и единственное основное ударение. Разновидностями сложения явл.: ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ (объединен. Неск. ПЩО в неусеченном виде, обычно сопровожд. интерфиксацией), АББРЕВИАЦИЯ: это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав ПНО в усеченном виде; СРАЩЕНИЕ: представляет собой образование адъективных и глагольных ПНС на базе сочетания слов и словоформ, связанных подчинительными отнош. (умалишенный – лишенный ума). СУБСТАНТИВАЦИЯ – это такой способ С. Отадъективных существительных, при котором средством выражения словобр-ых отнош. Явл. Коренное изменение грамматич. Признаков производного слова по сравнению с производящим. К числу таких признаков относится частеречное (общекатегориальное) значение и особенности словоизменения (уменьшение количества грамматич. форм слова). УСЕЧЕНИЕ – это сокращение части корня или аффикса пол влиянием присоединяемого словообр. аффикса: итальянец – итальянка. НАЛОЖЕНИЕ – это частичное совмещение в структуре слова двух соседних морфов (такси + ист).

Словообразовательный разбор.

1. Ч.Р. изменяемая/ неизменяемая.

2. Н.ф.

3. Производное, т.к. образовано от другого слова.

4. Пщс.

5. Пщо

6. выделить форманты.

7. Определить способ словообразования: Аффиксальный (суффиксальный, префиксальный.)Сложение двух основ.

8. Выявить морфонологические явления в процессе словообразования.

9. Сделать модель.

Ответ 2. Изучение раздела словобр-ие имеет очень важное значение. Без умения выделять в слове его составн. Части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучение частей речи, усвоение многих орфографических правил, понимания знач-я больш-ва слов, сознательное изучение грамматики. Работа по изучению грамматики ведется в нач. шк., и по мере перехода из класса в класс усложн-ся. При изучении раздела даются сведения о том, какое место эта тема занимает в общей системе работы по грамматике, какова послед-ть ознакомл-я учащимися со значим., частями слова (корень, приставка, суф., окончание), в чем состоит взаимодействие между составом слова и способами образования слов, между навыками правописания частей слова и знаниями в области словообразования и грамматики. Изучение состава слова и словообразования — процесс дли­тельный, не ограниченный только - временем прохождения соот­ветствующего раздела программы, рамками одного какого-либо класса. Эта работа должна вестись попутно с прохождением изме­няемых частей речи. В VI—VIII классах.Помимо умения выделять в слове значимые части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова. Изучение дает возможность показать учащимся, как образуются новые слова от уже существующих: путем присоединения к известному слову суффикса (одного или двух), приставки (одной иди двух), одновременно и приставки, и суффикса, бессуффиксным способом, путем сложения основ, слиянием сочетания слов в одно слово, путем перехода слова из одной части речи в другую.Показать учащимся, насколько богаты и разнообразны способы словообразования путем анализа какой-либо большой группы однокоренных слов, напри­мер слов с корнем бел-. В результате такого анализа может быть установлена их принадлежность к различным частям речи (бе­лила — существительное, белый — прилагательное, белеть — гла­гол, набело — наречие), возможность образования разных по зна­чению однокоренных слов в пределах одной и той же части речи (существительные: белила, беляк, белок, побелка, пробел). Общие сведения о способах образования слов в русском языке сравнительно хорошо должны быть изучены учащимися еще до перехода их к систематическому изучению частей речи. Поэтому, естественно, при изучении частей речи должны даваться уже достаточно обстоятельные (в пределах материала учебника) сведения о специфических способах образования частей речи, о наиболее продуктивных морфемах (корнях, приставках, суффиксах), кото­рые образуют слова, относящиеся к данной части речи.

Обычная для школьной практики схема словообразовательного анализа такова — при разборе ученик указывает:а) значение слова, к какой части речи оно относится б) от основы какого исходного слова образовано данное слово;в) каким способом образовано данное слово;г) чем отличается разбираемое слово по значению от того, от которого оно образовано. Проф. В. И. Лебедев рекомендует сочетать упражнения в разборе слова по составу со словообразовательной работой. Эти упражнения представляются в следующем виде: выделение морфемы, при помощи которой образовано разбираемое слово от другого; мотивированное выделение в слове основы исравнение ее с основой исходного слова; самостоятельное составление списка слов, принадлежащих к различным частям речи (существительным, прилагательным), но образованных при помощи одноименных (омонимичных) «суффиксов; образование рядов слов, в составе каждого из которых были бы и приставки и суффиксы (суффиксально-префиксальный способ образования слов);

образование новых слов при помощи:

а)разных приставок;

б)разных суффиксов;

в)соединительных гласных;

г)без соединительных гласных (бессуффиксный способ).

Ответ3. В последней трети 18 века в поэзии, как и в драматургии, произошли большие сдвиги. Настоящий бунт в царстве жанров сосвершил Гавриил Романович Державин. (1743-1816). Большую роль в этом сыграла его служба в Преображенском гвардейском полку, в отличие от большинства дворянских недорослей, рядовым. Именно в казарме поэт узнал жизнь народа, овладел его языком – тем «просторечием», которое потом понесет в свою поэзию.Первая книга Д.(1776) наз-сь «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читагалае 1774 года». В ней были собраны произведения об общ-ых неустройствах.(«на великость»). В его произведениях впервые перед писателем предстали картины сельской жизни, совр., политич., события, природа. Главн., предметом изображ., стала чел., личность, живой человек с реальн., судьбой и лишь ему присущими чертами. Поэт заговорил в стихах о самом себе, раскрыл страницы собственной биограф., - все это для рус., лит-ры б. ново и необычно. Низкое и высокое, печальное и смешное соединились в одном и том же произвед. Новое содерж., поэзии требов. Новых форм его выраж-я. Этот поиск Д. начал с трансформации жанра торжественной оды. Программным стих. Д. была «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице…». Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки. Эта ода – наглядн.. В поэзию вносится личностное начало.Нововведением Д. явилось включение в оду образца натюрморта. Отмечена «простота стиля».

Важное место в твор-ве Д. занимают гражданско-обличит. Стих-я. «Вельможа», Ряд стихотворений поэта образует цикл философск. Лирики. О законах природы и человеческого бытия. («Бог», «Водопад»). Д. говорит о скоротечночти бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Бог же для него – начало всех начал, вся природа, все мироздание.Большой раздел поэзии Д. составляют анакреонтич., стихи. Обращение поэта к анакреонтике отразило тот новый интерес к античности, кот., в конце 18в. Возник у литераторов. А., пр-ия Д., предст-ют собой не дословный перевод или подражания античным оригиналам, а их переработку и переделку на русский лад. Для этого поэт обращ-ся к русским песням и сказкам, использует народную лексику. Имена античных богов часто заменяются славянскими. («Анакреон у печки», «Спящий Эрот»).Значит. Место в тв-ве Д. занимает героико-патриотич. Тема. Боевые подвиги поэт прославлял с нач. русско-турец., войны и кончая победами над Наполеоном. («На взятие Измаила», «Снигирь», надгробие «На смерть графа Суворова».). Главн. Героем этого этого цикла явл., «росс»-обобщенный образ русского воинства. Д. в эмоционально-приподнятой манере, с использованием многих славянизмов рисует картины боя, в кот., проявляет чудеса храбрости «росс».Суворов как неповторимая человеч. Личность раскрывается в лирич., стих-ии «Снигирь». Несмотря на особенности жанра (эпитафия), Д. не побоялся показать человека, выглядевшего в глазах дворянского общ-ва странным и даже смешным. Суворов – «вождь», «богатырь», привыкший всегда быть «первым в мужестве строгом», - не отделим от солдат. Суворова Д. глубоко чтил как полководца и был с ним в дружеских отношениях Суворов и богатырь, и вождь, он же и страдалец, он и простой обычный мужик.Среди изобразительных средств Д. особенно богата его эпитетика. Эпитеты Д. разнообразны. С помощью эпитетов, а также метафор перед нами возникает портрет Суворова: сильный, храбрый, быстрый – здесь можно даже проследить скрытую, нечеткую градацию. Это славный муж, это человек, обладающий мужеством строгим … Следующие эпитеты помогают нам прочувствовать скорбь поэта, в связи со смертью великого полководца: томный вой, бранная музыка. Отдельные полнокровные, эмоциональные метафоры помогают нам достаточно ясно представить этого человека: львиное сердце, крылья орлиные …реализации метафоры: северные громы в гробе лежат. Успехи русского театра вдохновили Д. на создание драматич. Произведений, кот., однако не отличались высокими лит., достоинствами и не имели успеха.

Ответ4.

Лирика сосредоточена на внутреннем состоянии, переживании человека. Ее характериз-ет открыто эмоц., отношение автора к высказываемому, сжатость поэтич., мысли и чув-ва. Слово в стих-ии нагружено больше, чем в прозе, а знач-е его всегда шире непосредственно прямого смысла. Худ. содерж-е лирич. произ-ия создает и звучание слов, их располож-е в строке, ритмич. чередование. У школьника отсутствует эмоц., опыт. Необходимо прежде всего опираться на воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоц., оценке. Кроме того, важно акцентир-ть личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных чит., впечатлений. Так может начаться и анализ стихотворения.

Для верного восприятия и понимания стих., необходимо приблизить учеников к состоянию, пережитому поэтом. Нужно тщательно продумать вступительное слово. в стихотворении «Снигирь» вступител., слово очень важно. Необходимо отметить жанр стихотворения, вспомнить что такое эпитафия? Отметить кому оно посвящено, спросить у ребят, что они знают о Суворове, как к нему относились властьпридержащие, какие отношения их связывали с поэтом – это очень важно для понимания этого стих-я.

Чтобы лирич., произ-е произвело впечатл-е на учеников, оно должно быть хорошо прочитано. Обязательно учителем, или хорошо подготовленным учеником. Важной является работа над выразительным чтением стихотворения. ВЧ надо рассматривать в 3 ракурсах - выразительное чтение мастера худ., слова как образец, ВЧ как анализ, ВЧ учеников как показатель того, что они поняли его.

Даже если ученики не все понимают в худ., содержании стих-ия, они почти сразу эмоционально реагируют на его ритм, мелодию. После чтения нужна «минута молчания» - та пауза в уроке, когда ученик еще находится во власти эмоций, когда он внутренне, интуитивно воспринимает тот слой лирич. текста, кот., доступен его непосредств-ому человеч., и чит., опыту. И лишь после этого наступает пора анализа. В принципе не существует какого-то единого, магистрально­го пути разбора лирических произведений. Вы­бор формы, приема работы больше всего зависит от специфики лирического текста. Главной целью является добиваться сопереживания, соразмышления. В лирическом произ-ии все средства худ., выр-ти подчинены раскрытию и развитию лирич. Мотивов. В лирике особою роль играют слова, имеющие косвенное, переносное значение. Тропы передают то, что в прямом значении передать невозможно. При анализе поэтич., текстов, необходимо научить школьников слушать и слышать музыку стиха, находить в поэтич., тексте слова значимые, яркие. Работа над такими словами и составляет основу школьного анализа, т. к., без них невозможно понять мысль поэта и смысл стихотворения. Необходимо научить ребят не только обнаруживать художественные приемы, но и уметь определять их идейно-худ., роль в тексте. Основа анализа – это то, без чего нельзя обойтись: настроение, смена чувств. Можно определив их перейти к работе над поэтическим словом и образом. Необходимо не только научиться выделять в тексте эпитеты и метафоры, но и указать на их функцию, что они помогают понять.. Так и стихот., «С» можно спросить у ребят: какую функцию вып-ют эпитеты в тексте? Метафоры? Как автору удалось выразить свое отношение к Суворову?В финале анализа определить идею как выражение душевного опыта поэта. В старших классах приемы анализа расширяются, углубляется, усложняется лит., мат-л, стих-я рассматрив-ся в контексте творчества и в ист-лит. перспективе. ПРИЕМЫ: ВЧ, анализ, наблюдение за движением авт-х переживаний, вхождение во внутр. мир через осмысление жанра, способств., пониманию, прием сопоставления разных стих-ий (одного поэта и разных).сопост-е стих-я с его интерпретац., в музыке и живописи. Наряду с подобным обучающим анализом возможны и более свободные формы работы над лирикой, когда учитель опирается прежде всего на читательскую самостоятельность школьников.

При всех отличиях в подходе к анализу стихотворений в IV—VII классах нельзя забывать общие цели: через частные наблюдения приводить школьников к пониманию обобщающей мысли, раскрывать поэтический мир лирического произведения, обнаруживать содержательность элементов формы.

Билет 11.

Ответ1. 1. Кат. рода в ед.ч. имеют как изм., так и не­изм., сл.,: а) клен — м. р.; зима — ж. р.; лето, - ср. р.; б) хинди — м. р.; мадам, авеню, МТС — ж. р.; шоссе, ралли, — ср. р. Во мн.ч. ИС кат. рода не обладают. Поэтому слова, употребляющ., т-ко во мн.ч. (сани,), ни к какому роду не отн-ся. Кат. рода имеет разное сод-е в неодуш., и одуш. ИС. В неодуш., ИС она выступает как чисто грам-е явление. Знач. рода здесь явл-ся немотивированным. Сл., го­род, поселок, Ленинград потому муж.р., что в рус.яз. все неодуш. ИС, оканч-ся на тверд.,согл., (за исключ., шипяш.,) или йот, имеющие в им. пад., нулевое оконч., а в род. Пад., окончание -а(-я), отн-ся к муж­.р. ИС столица, деревня, Москва отн-ся к жен., р., потому что в им. пад. ед.ч. им., оконч., -а, в род. пад.,- и(-ы) и т. д. Сущ., село сред., рода,так как в им. пад. ед. ч., им., оконч., -о, в род. пад. и т. д.Нетрудно заметить, что родовые различия неодуш., ИС выр-ся системой флексий. Они выр-ся также в формах согласования с существительными прилагательных, порядковых числительных, причастий, местоимений и глаголов в прош., вр.. Ср.: красивый город, первый город, строящийся город, наш город, город строился; красивая столица, первая столица, строящаяся столица, наша столица, столица строилась; красивое се­ло, первое село, строящееся село, наше село, село строилось.

Кат., рода в одуш., ИС яв­л., лексико-грамм-ой. Здесь она тоже обнаруживается в формальных свойствах слов, но сама принадлежность слова к тому или иному роду опр-ся его лексической семантикой. Слова со значением лица мужского пола и названия самцов животных отно­сятся к муж.р., а названия лиц жен., пола и названия са­мок — к жен. Ср.: отецмать, узбекузбечка, коровабык. Грам-ое знач., рода в таких случаях органически слито с лексическим значением. Род выступает как знаменательная кат., и в случаях образно-поэтич., олицетворения неодуш., предметов, Ср: Как бы мне, рябине, К дубу перебраться, Я б к нему прижалась Тонкими ветвями… Сред-ва выраж., знач., рода в РЯ. Для выраж., род-ых знач., исп-ся сред-ва различ., уров­ней: морфологич., лексич., словообра-ые, синтак­сич. Поскольку кат.рода – это морфологич. Кат., осн. Сред-ом выраж. родовых различий явл-ся соб­ственно морфологич. средства — окончания. Кажд. род располагает своей системой оконч. Ср.: нос0, носа, носу, нос0, носом, (о) носе (м. р.); голова, головы, голове, голову, головой, (о) голове (ж. р.); ухо, уха, уху, ухо, ухом, (об) ухе (ср. р.). Однако есть исключ. Так, оконч. в им. пад. ед. ч. им. слова не т-ко жен. рода, но и некоторые разряды ИС муж., рода (воевода, юноша; хвастунишка, шалунишка и т. п.), слова общего рода (неряха, кривляка и т. п.); оконч. -о, типич. для слов сред.р, имеют также ИС муж., рода (умишко, хлебушко, голосишко и т. п.).

Лексич. Выраж-е кат., рода представлено в некот-ых названиях людей и животных: отецмать, братсест­ра, быккорова и т. п.Словообраз-ные средства также использ., лишь в назв-ях людей и животных: учительучительница, слонслониха. Синт. средства (формы соглас-ия) чаще все­го использ-ся наряду с морфологич., средствами (оконч.): большой дом, большая школа, большое помещение; При неизм., словах окончания соглас-ых с ними слов выступ., как единств., показатели рода: красивое кашне, дорогое пальто. Только с помощью форм соглас-ия выраж. род и в ИС типа (маленький) домишко, (высокий) юноша, (такой) хвастунишка, неряха (ср.: такой неряха и такая неряха). Распред-ие ИС по родам. Скл. ИС распределяются по родам с учетом их морфол., призн. Лишь отдельные слова и группы слов отн-ся к тому или иному роду по значению.К мужскому роду относятся:а) по морфологич., признакам: 1) все ИС с ос­новой на тверд., согл., (кроме ж, ш) и на йот, имеющие нулевое оконч., в им. пад. ед. числа: мороз, стол, паштет, чай, соловей, музей, 2) все ИС с основой на ж, ш и мягк. Согл., имеющ. Оконч., -а(-я) в род. пад. ед. числа: багаж, камыш, выигрыш, пень, день, читатель и т. п.;б) по значению: 1) слова с окончанием -а(-я) в им. пад. ед. числа, обозначающие лиц мужского пола: слуга, юноша, Дима и т. п.; 2) сло­ва с увеличительными суффиксами -ин(а), -ищ(е), образованные на базе ИС муж., р.: домина, домище (ср. дом), то­мище (ср. том), сапожище (ср. сапог) и т. п.; 3) ИС с уничижит. и уменьшит., суфф., -ишк(о), -ушк(о), -ишк(а), образ., на базе слов муж., рода: домишко (ср. дом), хлебушко (ср. хлеб), лгунишка (ср. лгун) и т. п.; 4) слово подма­стерье; 5) слово путь.

К жен.,р., по морфологич., признакам отн-ся: 1) ИС с оконч., -а(-я) в им. пад. ед. числа: дорога, бригада, сестра, басня и т. п. (за исключением слов, обознач., лиц мужского рода: слуга, юноша и т. п.; слов с увеличит., суф­ф. -ин(а), разносклоняемых ИС на -мя и слова дитя); 2) ИС с основой на мяг., согл., (кроме слова путь) и на ж, ш, имеющ., оконч., в род. пад. ед. числа: зябь, ветвь, бязь, шинель, рожь, тушь и т. п.

К сред., р. Отн-ся: 1) ИС с оконча­нием -о(-е) в им. пад. ед. числа: стекло, белье, поле и т. п.; сюда не вхо­дят: а) ИС муж.,р. с суфф. -ишк(о), -ушк(о), -ищ(е); б) ИС муж.р. подмастерье; 2) разно­скл., ИС на -мя: время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя; 3) слово дитя. За исключ. немногих слов, нескл., ИС распред-ся по родам с учетом их лексич., знач.К муж. роду отн-ся: 1) ИС, обозна­ч., лиц муж., пола: маэстро, мосье, рантье, буржуа, атта­ше и т. п.; 2) названия животных (кроме слова цеце): гну, фламинго, шимпанзе, пони и т. п.; 3) названия ветров: сирокко, торнадо и др.; 4) названия языков: хинди, суахили, фиджи и т. п.; 5) отд-е ИС разных тематич., групп: кофе, пенальти, га, су-лугуни (сыр), бри (сыр), экю. К жен., роду отн-ся: 1) ИС, обозн-ие лиц жен. пола: мисс, фрау, пани, мадам, леди 2) слова цеце (вид мухи), салями, иваси, авеню, бере (сорт груш), кольраби, бери-бери (болезнь).К сред. р. Отн-ся назв. неодуш-ых пред­метов: кашне, депо, такси, портмоне, кино, эскимо, антраша, амплуа, какао и т. п.К общ. роду отн-ся: 1) назв. лиц по народности (коми, саами, манси и др.); 2) фамилии типа Гюго, Неру, Шевченко, Милых (Милых-младший, Милых-младшая), Чавчавадзе (Илья Чав-чавадзе сказал. Нина Чавчавадзе сказала) и т. п.Род нескл. Геогр., названий опр-ся по роду ИС, наз-их родовое понятие. Так, слово Хоккайдо муж.,р., т.к. соотносится со словом остров; Тбилиси, Туапсе, Дели муж. (ср. город); По, Миссисипи, Колорадо жен.(ср. река); Марокко, Конго, Чили сред. (ср. Государство. По этому принципу распр-ся назв-я газет, журналов: вечерняя «Юманите», французский «Нувель обсервер». Род сложносокращ., слов опр-ся по роду опорного слова словосоч., на базе кот., образов. эти со­кращения: ЦК мужского рода (ср. Центральный Комитет). Колебания в роде имен существительных. Немногочисленная группа слов (около 150) имеет по две родовые формы — чаще всего оконч. Муж., и жен., рода. Ср.: ставень и ставня; заусе­нец и заусеница; вуаль, -и (ж. р.) и вуаль, -я (м. р.). Очень редко встре­ч., параллельные формы муж., и сред., жен. и сред­. рода. Ср.: плес и плесо, кайла и кайло. Родовое варьирование ИС идет на убыль. В рез-те конкуренции одна из форм вытесняется из языка. Поэтому боль­ш-во вариантных форм рода неравноправно. Ср.: жирафжирафа (реже), заусенецзаусеница (реже), перифразперифраза (чаще), ботинокботинка (разг.), шампунь, -яшампунь, -и (разг.), рельсрельса (прост.), Стилистически не дифференцир-ые вар-ты в системе ИС СРЯ занимают незначитель­ное место. По данным словарей, к ним относятся: ставеньстав­ня; унтунта; спазмспазма; лангустлангуста; шпротшпрота; лосось,-ялосось,-и; выхухоль,-явыхухоль,-и и др.Колебания в роде испытывают также нескл., ИС: авеню — ж. и ср. р.; сиртаки — м. и ср. р.; цунами — ж. и ср. р.; липси — ср. и м. р.; болеро — ср. и м. р.; джерси — ср. и м. р.; медресе — ж. и ср. р.; манго — м. и ср. р. и др.

Морф разбор: желанного

1. Причастие, т.к. имеет ОГЗ процес-го признака предмета, выр его в частн гр кат-х залога, времени, рода, числа и падежа, ов на? к нач форме какой? И на вопрос в тексте: сокрыт что? (край желанного)

2. Стоит в падеж ф-ме, кот образована от жела с пом НН и ого

3. НФ - желанный

4. Вид – несов, т.к.т.к. обозн дей-е, неогранич-е внутр пределом и отв на? желать – что сделать? непарный 5. Страд залог, показатель – НН прош вр

6. Перех, т.к. обоз дей-е, прямо переходящ на предмет.

7. Невозврат.

6. Пр. вр.

7. Полная форма, показатель – ого

8. Ср.р., ед.ч, в.п.

9. парадигма склонения по родам, числам и падежам, п времени, п залога.

10. Дополнение (Сокрыт (что?) край желанного).

Там

1. Частица, т.к это служ слово, придающ различ смысл оттенки П-м, служащие средством образования грам аналит форм.

2. Разряд – смысловая, 3.Подразряд – вопросительная. 4. Морф свойства – отсутствие морф категорий, неизменяемость. 5. простая – сост из 1 слова. 6. Найдется ль (где?) там – наречие.

2. При изучении рода ИС в 5 кл. ученики д\знать о принадлежности ИС к 1 из 3-х родов; уметь опред-ть род ИС, согласовывать ИП и ГЛ пр вр с ИС.

Иногда неправильно определяется род ИС при согласовании их с ИП и Гл пр вр.

- Подберите к дан ИС ИП и ГЛ в пр вр: ветерок, поток, душа, весна, вышина, весть, голос, старина, птичка, странник, путь.

3. Русский романтизм возникает как часть общеевропейского романтизма (нач. 19 века). С историч. точки зрения необходимо подчеркнуть вторичность рус. ром-зма. Особенности: лит. направл-е, кот. вытекает из сентим-зма, сохр-ет глубокий интерес к душе чел-ка. Основополаг. черта - существование антитезы: мечта-действит-ть того, что есть и того, о чем мечтаем. Р возник-ет как реакция разочарования. Гл. пафос -безысходность, тоска, стремление к более гармонич-му, прекрасному миру. Характерен интерес ко всему дальнему в пространстве и во времени. 1) время: историч., прошлое, время древн. Греции и Рима, время преданий и легенд, мифов и сказок; 2) пространство: экзотич. страны, Кавказ, Крым, восточные страны; 3) Мистич. миры: потусторонний мир, мир мечтаний. В отл. от классиц-ма отрицается разум. В их понимании мир создан хаотично, он не м.б. познан с пом. разума и науки. Законы мира м\постичь в мин. творч. озарения. Дано это композит-ам, худ-ам в мин. вдохновения. Поэтам отведена роль пророков (связующее звено между Богом и людьми). Для ром-зма характерен особый ром-ий герой, кот. ненавидит законы, ограничения, загадочный, внебытовой чел-к (Мцыри, н-р). Ром. герой одержим страстью-любовь, ненавистью, ревностью, но чувство порабощает его. Для ром. произв-ия хар-но особое композиц-ое построение-отрывочное, отсут-ет спокойное повеств-ие. Герой изображ-ся в трагич. момент жизни. Мотивы: бегство, изгнанничество. Строгая периодизация: 1801-1812 – проникновение Р в Россию. Осуществлен перевод элегии Т.Грея «Сельское кладбище». Перевел Жуковский. Самый хар-ый жанр – элегия, жалоба, недовольство, тоска. 1812 – всплеск патриотич. самосознания и разочарования действ-ю. 1812-1825-расцвет ром-зма (разгром декабристского восстания. Разочарование царем). 1825-40 19 века размывание ром-зма, смена реализмом. Рус. ром-ки к мистике относились с иронией, скептичеки, целомудренно и скромно отн-сь к эротике. Культ лени. Типология: 1) Гражданский ром-зм поэтов-декабристов: Тютчев, Гоголь, Пушкин, Лермонтов; 2) Созерцат. ром-зм В.А. Жуковского, христианский; 3) Эпикурейский ром-зм К.Н. Батюшкова (эпикур – праздная жизнь), либо онтологический; 4) Ром-зм поэтов Пушк. Плеяды, особый, синтетический: Давыдов Д., Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, А. Дельвиг, Ф. Вяземский, И.Козлов, Д.Веневитинов. 5) Историч. Р. Марлинского-Бесстужева. 6) филосовский и байронический ром-зм. Жуковский (1783-1852). Ж. принадлеж. к эпохе предром-зма и к ром-зму совершает важнейш. шаг, он поворачивает поэзию в сторону чел-ка, к миру его чувств. Он счит. жизнь полной несправедл-ти, страдания, верит в потусторонний мир, что за гранью бытия сущ-ет другая жизнь, где все встретятся и обретут счастье, покой, обращ-ся к миру мечты. Ром-зм Ж: нравственный, этико-психологический, с пафосом религиозности. Ж. стремился передать в поэзии зыбкие, неуловимые нюансы,<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...