Словари на уроках русского языка 5 глава
В методике принято выделять синхронные и диахронные межпред связи. Синх МС предполагают использование одинаково изученных фактов в курсе родственных дисциплин. Происходит такое очень редко. Асинхрон МС м\быть перспективными и ретроспективными. Перспективные МС. Готовясь к уроку литры учитель представляет его в развитии других учебных предметов («Отечественная война 1812 года» изучается позднее на уроках истории, чем стихотворение Лермонтова «Бородино» в 6 классе. Соответственно необходимо усвоить урок, особенно его вступит часть, где нужно подробно рассказать об этой войне ученикам). Ретроспективные МС. (При изучении произ-я «Война и мир» в 10 кл возникает необходимость оприраться на знания учащихся). Большое кол-во лит произ-ий создается на основе ист фактов, но при этом литру нельзя рассматривать как иллюстрацию исторических событий. Лит произ-я помогают лишь проникнуть в сущность историч процесса, эстетически, художественно осмысленного писателем. Лит произ-я концентрируют внимание на характеристиках, типах, событиях и явлениях. Акцент необходимо делать на том, что сближает читателя и героев произ-я, вызывать чувство сопричастности, и тогда история предстает п\д учениками не только как цепь отдаленных от времени и отвлеченных событий, но как неразрывный, непрекращающийся процесс, в котором на равных участвуют предшественники и современники. Органич связь урока литры с Ур РЯ. Помогает развивать речь, обогащать ее, делать образной и богатой, знакомить со стилистическими богатствами Я. На уроках РЯ лит тексты м\быть использованы в кач-ве материала для наблюдения над языковыми явл-ми, для закрепления грам правил, для диктантов, изложений, для обучения разным жанрам устных и письменных высказываний, угубленного знакомства с изобразительно-выразительными средствами Я и их идейно-худ-ми функциями в тексте.
Литра+ИЗО. К ИЗО учителя обращаются часто, используют портрет, тематич картину, иллюстрации. Важное место при знакомстве с творч-м пис-ля занимает зрительное восприятие. Портрет помогает нам увидеть внешность пис-ля, увековеченную худож-м. Часто использ-ся репродукции (сюжетная картина, повествоват картина), худ иллюстрация (Крамской «Русалка»). Музыка на Ур Литры. Прослушивание м помогает создать эмоц настрой урока, вызвать эмоции. Л и М обладают удивительной взаимопроникаемостью (музыка стиха). В отл от литры М не может передать конкрет понятия, но она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. М использ-ся на Ур Л в разных жанрах: муз иллюстрация, муз произ-е авторов, писателей (Грибоедов), тематич музыка, ассоциирующая произв-я, эмоционально близкие к худ произ-ю. 31. 1. С т\зр экспресс-стил в лексике СРЛЯ выд-ся межстил пласт, кот примен-ся во всех стилях, пред с ряд эмоц-неокраш, э-нейтр слов (назв предм, явл…)- нетр лексика. Слова, стил огранич, дел на 2 гр: разг-быт и книж лек. Р-Б л употр в неприн беседе, придает разг оттенок. Р-Б дел-ся на: 1. обшенар Р-Б л; 2. Р-Б л, соц-но и диалектно огран-ю. Общенар Р-Б л дел-ся на лит-ю, не наруш норм РЛЯ, и простореч, характер для промт, неприн речи, не связ с нормами – нелит сл (выд-ся вульгаризмы, несут окраску грубости). В разр книж л вход такие сл, кот, встреч преим в письм речи. Книж л – строго нормир речь, науч пр-я, офиц бумаги, делов док-ты, я ХЛ, обществ – полит и тех термины, абстр л. В книж л т\ж входят экзотизмы(инояз лек, харак-я быт и нац черты т\иного народа). Книж стиль Я вкл 3 подстиля (науч, офиц-дел, публиц). Объединяя близ по экспрессии слова, м\выд-ть: 1)слова, выр полож оценку назыв понятий (высокие, ласкат, отчасти шутлив); 2) сл, выр отриц оцен (иронич, неодобрит, бран). Выс л необходима в том случае, когда говорят о чем-то важн, значительн. Эта л нах примен в вывтуп ораторов,в поэт речи, где оправд торжеств, патетич тон.
2. В 6 кл при изуч общеупотр и огран л шк-ки д\знать: различие слов РЯ по сфере употр (общеуп и сл огран употр), нормы употр-я диалек и проф л. Д\уметь: польз толк словарями для опр-я сф употр-я т\и слова; опр-ть уместность – неуместность использ диал и общеупотр сл в обих речи, в ХП. Детям нужно сообщить, что диадект сл – нелит-е, но сохранены в РЯ как историч ценность наш народа. (Упр-е: выпис-е из Т диалек сл и их объяснений). Проф-мы: понятие, сф употр. Жаргонизмы – речь, понят лишь узк кругу людей, сф их употр. К жарг примык молод сленг. 3. Маяк вместе с Хлеб входил в гр «Гилея». М – 1 из лидеров футуристов. Идея – создать новое, револ ис-во. Поэзия М 1913-1917 – многоголосная, никакими уставами неогранич. Образ города – сущ-во странное, ущербное («Ночь»). Выраж-е уличных метомарфоз («Лысый фонарь сладостр-но снимает с улицы черный чулок» - «Из ул в ул») так сказано о загоревш свете. В город картинах смело выдел черты уродства: «гроба домов пуб-х», «враждующ букет булвар проституток» (Утро). Злые и гнус силы влад страш властью. Сгущ-ся тем краски в гроз годы мир войны. Царство порока, похоти, кровопр-я – повсемест несч-е. Автор сочув-т («Война объявлена»). Город М творит прест-я, он и облит слезами, окутан болью. Люди – крох песчинки лишены осмыс-ти поступков. Образы толпы – все массово, спутано, лишено смыс. П\му над люд торж-т вещи. Поэт в негодован открыв подлин, пустое лицо обыв-ля. (Нате!). «Вам!» - гнев стихотвор памфлет. Тема отн-й поэта и бурж-мещ общ-ва разраб в нем в формах резко заостр соц облич-я. Вызов М бурж миру стал актив антивоен, антибурж протестом, призывом к демокр массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наж-ся на народ горе. Худ ср-ва: аллит-и, ассон, неолог-мы, инверсии,метаф, метон – все это уложено в сбивч разг-р улицы или монолог потряс наблюд. (перебивы ритма, раздел по строч связ по смыс сл). Лир герой многолик. Боль –гл эмоц лир г. Передана с искрен, многогран, силой, перелом, в душе зреет злость и вызов. 4. Моногр тема содер жизнь и ТВ-во пис-я и предполаг детал из-е 1 или неск-х его пр-й. Стр-ра МТ одинакова:
1. Установочная часть, 2. биог п-ля, 3. твор. Путь, 4. анализ включ в прог пр-ий, 5. выводы с оценкой п-ля, 6. его роль в лит проц. Биог п-ля в ср кл содерж небол объем свед и вкл те факты, кот имеют отн-е к пр-ю. Задачи: 1) пок-ть своеобраз лич-ти п-ля. 2) вызвать интерес, 3) создать устан-ку на чтение его пр-й 4) сохр яркость впеч-й, необх-мо использ нагл-ть и ТСО. В ст кл объем и хар-р услож-я. Задачи: 1)пок своеоб-ие лич п-ля и судьбы. 2)объяс эстет-е и ист взгл п-ля. 3)пок ед-во его жизн повед-я и творч прог. 4)вызвать интерес к лич п и его пр. 5)создать ус-ку на чтение и изуч пр-й. 6) дать верное пред-е о твор эволюции п на конкр мат-ле. 7) пок отн-е к п чит-ей в раз эпохи. Виды работы: лекции, беседы, доклады, состав-е хрон-х таблиц, сообщение, инсцен-е фрагментов. Вопросы: – Какие мысли положены в основу замысла поэта?(о народе, о людях подчин-ся законам, живущим только для себя и о будущем России)– С чем соглашается и не соглашается поэт? Что хотел нам донести своим стихотворением?– как в стих-и выражен конфликт поэта и толпы?(Лир герой М-го – носитель гармонии – не находит понимания. Этот лир герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок) 32. 1. Слова, относящ к ИП-м, имеют обобщен знач-е приз предмета. Под приз принято понимать шир круг свойств, качеств, явл-й, отн-й, характер-х предметы (молодой, добрый высокий и др.). Этот обобщ признак выр-ся с пом особых категорий и форм. По названию грам-е категории ИП сходны с грамм-ми категориями ИС (род, число, падеж). Формы рода, числа и падежа ИП — это ф-мы синт-е, так как они опр-ся т-о в соч-ии с ИС-ным: новый стол, новая школа и т. д. Если ИП употр-ся без ИС, оно само переходит в разряд ИС. В зав-ти от способа выр-я признака все ИП делятся на ЛГР: кач-е; относ-е; притяж-е. Кач ИП обозн признак пред непосред-но, без отн-я к др предметам, признак этот м\проявляться в больш или мен степ. По св л\з КП обозн кач-ва и св-ва предметов, восприн-е органами чувств (белый, тихий, ароматный, мягкий, сладкий), физ кач-ва людей и животных (худой, слепой, толстый), внутр кач (хитрый, веселый, добрый), простран-е и врем
аиый,йьныенак П лексико-грамма-т (прямой, отвесный, мгновенный), общ оценки (приятный, милый, удобный). Для КП хар-ны след форм-е признаки: 1.Спос-сть образовывать крат ф-му: веселый -весел; 2.Образ-е ст срав-я: белый — белее — белейший; 3.Соч-сть с наречиями меры и ст: очень умный; 4.Вхож-е в антонимич-е пары: холодный — горячий; при этом антонимы легко образ-ся путем прибав приставки не-: сладкий — несладкий; 5.возможность образ ИП со значен субъектив эмоц оценки: красивый — красивенький; 6.способность образ отвлеч ИС: синий — синева; 7.способность образов кач наречия (на -о, i или -и): веселый — весело; налич среди них слов как с непроизвод, так и с производ основой. Относит ИП наз отн-я предметов к Эл-м окруж действ-и не прямо, а опосредованно, т. е. через отн-е к др пред или приз. Относ ИП могут обоз приз по отн-ю к лицу (студенческая Жизнь — жизнь студента), к животному (конский след — след Коня), к предмету (институтское общежитие — общежитие при институте), к действию (стиральная машина — машина, которая стирает), к месту (городской житель — житель города), ко времени (вчерашний посетитель — посетитель, который приходил вчера), к материалам (нейлоновая куртка — куртка из нейлона). От таких ИП нe образуются кр ф-мы, ф-мы степ срав-я, а также ИП со зн-м субъектив оценки. Они не имеют антонимов. У отн ИП всегда производ. Притяж ИП хар-ся целым рядом форм и семантич признаков, отгранич-х эту группу от других. Если кач и относит ИП отвеч на? «какой?», то притяж — на? «чей?». С семантико-синтаксич т зр, притяж ИП синонимичны конструкциям со зн-м обладания: Петина книга = книга, которую имеет Петя; лисья нора = нора, принадлежащая лисе. Для притяж ИП хар-ны особ словообразоват суффиксы: -ов, -ев, -ин, -j (ий) (ja): братов, Игорев, дядин, медвежья, пастуший. Кр форма образуется от многих кач прил путем приб к основе ИП особых оконч: нулевого (м. р.), -а, -я (ж. р.), -о, -е (ср. р.), -ы, и (мн. ч). Больш-во кач ИП имеют обе формы — полн и крат. Нек кач ИП имеют т-ко полную форму: 1. назв цветов и мастей жив-х, 2. слова с суффиксами субъект оценки: зелененький, толстенький, сладенький; 4.слова с суффиксами -ск-, -ое-, -ев-, -н- 5. ИП на -ический. 6. ИП с суффиксом -л-: отсталый, горелый, дохлый; 7. ИП, входящие в состав фразеологизмов: круглый сирота, белый свет; 8. ИП с префиксами раз-, пре- и суффиксами -ущ-, -ющ-: развеселый, пренеприятный, худющий и др.; 9. ИП, явл-ся по св происх формами срав ст: больший, старший, младший и др. От прил большой кр форма образуется супплетивно: большой — велик, велика, велико, велики. Кр ф, в отл от полной, не изм-ся по падежам.
Срав ст пок, что обознач ИП признак хар для дан предмета в большей степени, чем для другого: этот подарок красивее, чем тот. Простая форма срав ст ИП образ синтетически — прибав к основе полож ст продуктив суффикса -ее/-ей, непродуктив суффикса -е, в единичных случаях суффикса -ше/-же: милый — милее. Слож форма срав степени ИП образуется аналитически — приб к форме полож ст слова более или менее. По склонению ИП делятся на 3 типа: 1) кач и отн с ок-ми в и.п. ед ч, м р -ый (-ий), -ой: алый, синий, земной; 2) притяж с суф (-ий) и нул окон-м в и.п., ед ч, м.р: птичий, волчий, лисий, козий; притяж ИП с суф -ов/-ев, -ин и нул-и оконч-ми в и.п., ед ч, м.р: отцов, Игорев, папин. Разновид-ть: ТВ – на ТВ согл основа, мягк – на мягк, смеш – на к, г, х. Субст-ия — переход ИП в ИС. Мор.фразбор: Н-р: БОЖЕСТВЕННАЯ (ПЕНА) 1. ИП, т.к. им. ОКЗ признака предмета, выражает его в ЧГК р, ч, п. и отв. На вопос какая? 2. Стоит в падежной форме, которая образована от основы божествен с пом. Окончвния – ая. 3 Н.ф: божественный 4. ЛГР: Кач. ИП, т.к. обоз. Приз. Как кач-во, к-рое может проявляться в большей или меньшей степени, имеет степ. сравнения, пол-крат. ф-му, обр. нар на –о, м-т сочетаться с нар. Меры и степ. – очень, м-т иметь антоним, ИП со знач. Субст., абстрактное ИС – божественность. Стоит в полной ф-ме, положит. Ст.ср., т.к. обозн. Признак предмета без сравнения с др. приз. Пред. 5. адъективный тип склонения, т.к. это кач. ИП, основа оканчивается на ТВ. Согл. 6. Употреблено с ИС пена, согласуется с ним в ед.ч., ж.р., И.п. 7. Согласованное определение. 2. После 1 ур, посвящ теме «ИП» (6 кл), учащиеся д\уметь т-ко выделить в дан им П ИП (т. е. не смешивать их с др ЧР), указать их нач форму и сказать, на как вопрос отвечает ИП. После изуч того, как делятся ИП по знач и что такое ст срав-я, хар-ка тех же ИП может быть уже знач-но полнее, а ответ ученика м\быть примерно таким: белая — ИП, нач форма — белый, -ая, -ое; кач, полное, от него могут быть образованы ст срав, отвечает на вопрос какая? 3. По окончании изуч темы ученик отвечает: (на) песчаном (берегу) — ИП, нач форма слова — песчаный, -ая, -ое; относ, полное, степеней срав не имеет; ИП м р, стоит в пред п ед ч, отвт на вопрос (на) каком?, зависит от ИС (на) берегу. 3. Впервые название «Серебряный век» было предлож философ Бердяевым, но за рус поэзией модернизма оно закрепилось после появл в 1933 г. статьи Николая Оцупа «Сереб век русской поэзии». Вр Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие, он звал отеч золотым веком, а последов-е за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — Сереб веком. В литературовед-и термин «Сер век» постеп закрепился за той частью худ к-ры России, которая была связ с новыми, модер-и течениями. 1 употр выр «Сер век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя». Модернизм (от франц. — новейший, современный) подраз новые явл-я в лит и ис-ве по срав с искус прошл, его целью было создание поэтич к-ры, содействующей дух-му возрождению челов-ва, преображе мира сред-ми ис-ва. Особая роль отводилась автору, художнику — роль прорицателя, пророка, способного постичь ср-ми ис-ва мир гармонию. М объединил целый ряд теч, наиб значительными среди кот стали символизм, акмеизм и футуризм. В каж напр б\ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Символизм — лит-но-худ-е напр-е, считавшее целью ис-ва интуитивное постижение мир единства через символы. Объед-щим началом такого единства виделось искусство. Ключевым худ сред символизма является символ — многозначное иносказание. Символ является и полноценным образом. Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Это направление представлено именами В. Брюсова, Д. Мережковского, К. Бальмонта, И. Анненского, А. Белого, А. Блока. Именно симв-сты способств-ли утверждению восприятия Пушкина как нац поэта, открыли знач Дост для рус к-ры. Они впервые в РЛ провозгласили субъектом истории человеч личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи. Акмеизм (от греч. «акте» — высшая степень чего-либо) возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотич, деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов. Поэты-акмеисты: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангард течение в евр и рус ис-ве нач XX в., отрицавшее худ и нрав наследие, проповед разруш форм и условностей ис-ва ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы поставили ч-ка в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалир-сти, мистицизма. Футуристы противопоставили всему обществу свои радикальные взгляды, тезису «Искусство для искусства» — лозунг «Искусство для масс». Выдв идею ис-ва, способную реально словом преобр-ть мир. Они добивались обновления поэт языка (слово-новшество, «само витое» слово), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества. (В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин (эгофутурист) и др.) Временные рамки Сер века м\обозначить лишь условно, но в целом это период, охват годы с начала 1890-х и до начала Первой мир войны. 4. Открытость выражения автор сознания — одно из характер св-тв лирики; им в знач ст опредся тот эмоц резонанс, который возник в душе чит-ля при соприкос с поэзией. Душ движения и эмоц состояния че-ка передаются в лирике с опр ст сгущенности, кот создает присущий ей особый строй речи, а именно стих. Важнейшей же особ-ю стиха явл ритм. Ритмичность, выр-ть и многозн-ть слова в стихе, особая поэт инт-я явл не просто Эл-ми ф-мы в лир, но создают ее сод-е. Все они взаимодей-т, и нельзя вполне понять смысл стих, не проникнув в его образную структуру. Содерж-ть формы, присущая люб роду лит-ры, единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно в лирике. ПРИЕМЫ: ВЧ, анализ, наблюдение за движением авт-х переживаний, вхождение во внутр. мир через осмысление жанра, способств. пониманию, прием сопоставления разных стих-ий (одного поэта и разных). Сопост-е стих-я с его интерпретац. в музыке и живописи. Необходимо прививать ученикам систему стиховедческих знаний. Общ цели: через частные наблюдения приводить школьников к пониманию обобщающей мысли, раскрывать поэтический мир лир пр-я, обнаруж содерж-ть Эл-в формы. Фраг ур: Анализ стих-я. В тексте нет ни 1 случ слова: каждое из них имеет глуб смысл, и именно п\му такое короткое стих\е м\производить столь глуб впеч-е. Попробуем опр эти смыслы. «бессонница» здесь связана с лир, задуш переж-ми автора. Обратим внимание на Гомера, кот встреч-я в стихот-ии, мы видим, что в стихах Манд не меньше «эллинства».– Найдем в тексте тропы и фигуры речи! (эпитеты, риторические вопросы, олицетворение. анафора и т.д.) Какую роль они играют в стих-нии?– Выпишите глас и согл фонемы. (обильно представлены плавные: м,н,л. Все это вместе создает картину контрас и примиренную одновр-но, широкую и спокойно-печальную). 33. 1. глав ЧП- явл ком-ми пред с\с, отраж лог струк мыс (SиP), заним осн синт поз-ии, входят в струк сх П-я. Сказуемое, т.к. яв-ся структурно завис от подл ЧП, отражает лог стр. мысли – предикат, заним 2 осн синт позицию, входит в стр. схему П, обоз признак пред в мод-вр плане. Выражено…Тип: ПГС, т.к. ВЗ и Гз выр нерасч в 1 глаг сл\форме. СГС, тк. ВЗ и Гз выр расчленно в 2-х глаг сл\формах. Осн ч предст инф и выр ВЗ, вспом ч пред СпрГЛ (фазис, мод, гл эмоц. оценки), выражает ГЗ. СИС, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчленно в 2-х глаг. сл-ф-мах – глаг и имен. Осн ч предст им, выр ВЗ, всп ч пред спр.гл и выр ГЗ. Тип связки: отвлеч, полуотвлеч, знам .ССГТ, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчл в 3-х гл. сл\формах осн ч пред инф и выр ВЗ, всп ч пред Фазис/ Модальным/ Гл. эмоц. оценки и выр-т Гз. ССИТ, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчл в 3-х сл\формах: 2-х глаг и 1-ой именной. Осн ч предст именем и выражает ВЗ, вспом часть предст фазис/ мод/ врем/ гл эмоц оценки и инф и выр ГЗ. Тип связки: знамен, полузнамен, отвлеч. СССТ, т.к. ВЗ и ГЗ выраж расчленно в 3-х словоформах: 2-гл и 1ой именной. Осн часть представ инф + отв/знамен/полуотв связкой и выр ВЗ, всп ч предст именем и выражает ГЗ. Синт раз-р ПП Повеств., т.к. закл в себе сообщ о факте явл-я действит-сти, произносится с повеств интонацией, в конце П тав-ся точка. Невоскл., т.к. не содержит эмоц окраску, произносится без воскл. интонации, на конце П отсутствует воскл. знак. Простое, т.к. содержит 1 ГО, 1 предик-ть, выр прост мысль, наз-т 1 ситуацию. Утвердит., т.к. утверж-ся то, что сооб-ся о предмете речи. Членимое, т.к. с лог т. зр в П выр-ся типич лог суждение со словесно представ-ми S и P, с синт т. зр. делится на ЧП. Двусостав., т.к. ГО состоит из 2 ЧП./ Односостав: опр-лич –деятель не назван, но мыслится как вполне опр лицо. Неопр-лич – деятель мыслится как неопр лицо. Обобщ-лич, деятель мыслится как обобщ лицо. Безлич., выр-ся действие или сост-е, возникшее или существующее независимо от деятеля. Инфинит-е, обоз-т возможное, необходимое или неизбеж дей-е, несоотнес-е с деятелем. Номинатив, утв-ся бытие, наличие существования пред речи (бытийные, указательно-бытийные, оценочно-быт, побудит-но-пожелат-е, именит. темы, именит. представ-я) Вокатив – это обращения, но ослож-е выр-м нерасчл. мысли, восклиц-я говорящего (ВП призыва, ВП, выр реакцию на слова и дей-я собес-ка). Полное, присут-т струк-обяз ЧП Распр, кроме ГлЧП в П есть и ВтЧП. Ослож/неослож. Содержание П мыслится как реал ф., отнес в план… Средство выр-я предик-ти: Флексия спр. Ф. гл… Модель П. Парадигма. Подлеж-е, это гл струк. независ ЧП, кот отраж лог струк мысли (S), заним осн синт поз-ю, входит в струк сх П, обозн предмет речи как…, выражен… Морф/Неморф. Сказуемое, это гл струк завис от подлеж ЧП, кот отраж лог стрк мысли (P), заним осн синт поз-ю после подлеж, вхолит в струк сх П, обозначает предик признак предмета речи как…в модально-врем плане (Из.н, пр.вр, сов.в.). Тип сказ-го: ПГС. Ослож/Неослож типа. CГС (Фазис гл./мод. гл/гл. эмоц оценки/фразеол-зм + инф-в). СИС (нул связка/полуотвл св (казался, является)/знамен cв + имен. часть). Остальные ЧП - второстеп-е: ОЧП, связ м\у с соч cв с пом перечисл инт и соч союза И, явл-я синт-ки равноправ, сем-ки и синт-ки независ (М/пом местами), заним одну синт поз-ю (…) и обозн-т предик признак пред речи, отв на?, представ-ны разными лексемами, т.к. имеют разное фон офрмление и л/з, выр лог одноплан понятия (…), имеют одинак морф выраж-е (…). Осн ср св: Переч инт, соч союз; Доп ср св: общий определяемый ЧП, с кот они связ по типу соподчинения. Блок закр/ открыт. Прислов/пристстав; Однозн; По ф-и; Морф/Неморф; Соглас /управ/ Примык; Струк-фак/Струк-обяз. 2. Изучение темы сказуемого (гЧП) в 5 классе продолжается. По В.В.Бабайц ученики продолж работу над осмысл-м того, зачем нужно прав-но находить гЧП и опр, ск-ко ГО они образуют. Учитель объясняет связь между подлеж и сказм в П; совершенст орф и пунктуац умения и навыки уч-ся. Сложность у уч-ся возник при пост-ке тире м\у подлеж и сказ, п\му уч-ль разъясняет и дает на повт эту тему. При отсут связки м\у подлеж и сказ ставится тире в следх случаях:1) если –и= выраж ИС-ми в форме и. п. 2) если – и = выр неопред фор гл. 3) если 1 из ГЧП выр неопр формой гл, а др — им п ИС. 4) если – и = выражены числит в им п или если 1 из ГлЧ выр числит, а др —ИС в и.п. 5) перед словами это, вот, значит, это значит, присоединяющ= к -: Любить(П) — значит делать(С) доброе. 6) если - выр неопр формой гл, а = предик нареч на -о, когда м\у гл чл П делается пауза: Уступить(П) — позорно(С). 7) если = явл фразеол обор. Тире м\у – и = обычно не ставится: 1) если = выр оборотом с союзами как, будто, словно, точно, вроде, что и др. 2) если м\у – и =, выр ИС в им п, стоит ввод сл, иногда нареч, союз или частица: Риск(П), как известно, дело(С) благородное; 3) если =ому предшест не согласов с ним ВЧП: Путешествие(П) для него отдых(С); 4) если перед =, выр ИС в и п, стоит частица не: Добро(П) не жалость(С) и не слабость(С. 5) если - выр лич мест: Я (П)еще молодой человек (С). 6) если 1 из ГлЧ выр вопрос-но-относит мест, а др — ИС в и п или лич мест: Кто (П) этот человек(С 7) если = выр ИП, местоименным ИП или предложно-именным сочетанием: Скупой богач(П) беднее(С) нищего Когда в 8 кл проходят 1сост и 2сост П уч-ль объясняет, что = бывает неск типов: ПГС, СГс, СИС. Тут же даются понятия типа связок (отвлеч, полуотвлеч, знамен). 1состав наз-ся такие п, кот имеют один грам состав. 2 состава в таких П-х или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не создает неполноты, а явл струк особ этих П-й. подлежащего в таком случае не может считаться признаком неполноты предложения. К 1состав П-м отн опр-личные, неопро-личн обобщ-лич безлич, инф и номин П-я. 1состав П м\быть распр и нераспр в зав от того, пояс ли ГлЧ доп словами или нет. Опр-лич наз П, ГлЧ кот выр формой гл 1 или 2 лица наст и буд вр. Глв таком случае не нуждается в наличии мест-я, так как в его форме закл указ-е на вполне опред лицо. Гл в опр-лич П м\быть в форме как изъяв, так и повел накл. Неопр-лич наз так 1состав п, в кот гл ч выр гл в форме 3-го лица мн ч наст и буд вр или в форме мн ч прош вр и обоз Дей-е, соверш неопр, т. е. необознач, лицами. Обобщ-лич наз 1состав п, глав чл кот выр гл2-го лица ед ч (насто и буд вр), причем обозначаемое гл Дей-е в таких п-х в рав мере относ к люб лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно. Безлич наз 1состав пр, гл ч кот не допуск обознач-я субъекта Дей-я в форме им п и назт процесс или состоян независимо от актив Дея-ля. Грамматичо - в таких п-х не м\быть по самому их строению, поск-ку в форме = не заключ знач лица, выр формой им п, его нельзя установить и по связям с другими ч п. Гл чл 1состав п м\быть выр инф, не зависящим ни от какого другого слова в п. Такие п наз инфинитивными. (зн-я: должен-ие, побуждение, необходимость, возмож-сть и невозможность, неизбежность действия и др.). Задание: Учся дается сделать разбор предложения: Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Спрашивается ск-ко гл ч в п. (одно: не пекли, не торговали). Исходя из этого: Вот такие п наз односост и Гл член выр глв форме 3-го лица мно ч Прош.вр. Глагол этот обозначает действие, совершаемое неопред лицами. Такие односост п наз неопред-лич. 3. В к. 1980-н.90-х гг. гл фактором литер подъема стал масштабный процесс возвращ литры, находившейся под цензур запретом. «Возвр» л-ра была очень неоднор, в ней м\выделить след. составляющие :- пр-я классиков ХХ века – это рус религ филос-я нач ХХ века, поэзия Гумилева, «Окаянные дня» И.Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Мы» Замятина и др. – пр-я периода «оттепели», вышед за пределы «оттепельного» либер-зма: «Жизнь и судьба» Гросс-а, ром Солж и его «Архипелаг ГУЛАГ», «По праву памяти» А.Твард, мемуары Н.Я.Манд и Л.К.Чуковской, «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинц и др.- л-ра русской эмиграции - наследие В.Набокова, Вл.Ходасевича, Г.Иванова, Б.Поплавского, Г.Газданова. - публикация пр-й, напис в 1970-80-у гг, но запрещ в силу их «авангард», эксперимен х-ра – проза Вен.Ерофеева, поэзия Вс.Некрасова, И.Холина, Г.Сапгира, Д.Пригова. Возвращ пр-ий Солж б\одноврем актом культ сближения л-ры «метрополии» и «эмиграции». Но характерно, что критич дискуссии завязыв не вокруг слож и эстетич новатор пр-й, а вокруг тех текстов, кот в достат традиц манере обсуждали острые полит вопросы и кот предлагали популяр антитоталитар модель сов истории. Александр Исаевич Солженицын род. В Кисловодске в семье землевладельца. С 1924г. Жил в Ростове-на-Дону. Закончив школу, поступил на физико-мат фак Ростов ун-та. Заочно обучался в МИФЛИ. В 1941г. – выпускник университета, ушел на фронт. В феврале 1945г. Был арестован за высказывание в письмах о Ленине и Сталине. Тюрьмы и лагеря – жизнь Солженицына до 1955г. К этому п-ду отн нач писат деят-ти. Затем ссылка в Кон-Тереке. В 1956г. С. Реабилитир-н. Жил в Рязани, работал учителем в шк. С 1959-1966гг. б\опубликованы рас-зы С. Последующие пр-я: «Красная калина», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» - запрещ парт руков-м. В 1969г. Его исключ из Союза пис, а после публикац пр-ний за границей С. Выслали из страны. В 1970г. С. Была присуждена Ноб премия. Живя в США, он продолжал л-ную д-ть. В 1990г. С-ну было возвращено гражданство. Он вернулся на родину. Рассказ «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»). Жизнь Матрены как притча о святой, кот несмотря ни на какие обстоят-ва остается верной к себе в отн-и к людям, к проявлению доброты, отзыв, бескорыстия. Особые знач для лит-ры в н. 60-х гг. имело изображ писателя среды, в кот-м показана Матрена: беспросветная, голодная жизнь деревни, в кот главной становится выжить любыми способами. Октябрь становится образом родни Матрены, который эксплуатир ее и растаск-т скучное хоз-во, когда она уходит из жизни. Образ автора-повествователя. Игнатьич – учитель и этим он близок к автору, его стремление быть и остаться в объективном повествовании, то есть «Матренин двор» создала натуральную школу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|