Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словари на уроках русского языка 5 глава




В методике принято выделять синхронные и диахронные межпред связи. Синх МС предполагают использование одинаково изученных фактов в курсе родственных дисциплин. Происходит такое очень редко.

Асинхрон МС м\быть перспективными и ретроспективными.

Перспективные МС. Готовясь к уроку литры учитель представляет его в развитии других учебных предметов («Отечественная война 1812 года» изучается позднее на уроках истории, чем стихотворение Лермонтова «Бородино» в 6 классе. Соответственно необходимо усвоить урок, особенно его вступит часть, где нужно подробно рассказать об этой войне ученикам).

Ретроспективные МС. (При изучении произ-я «Война и мир» в 10 кл возникает необходимость оприраться на знания учащихся).

Большое кол-во лит произ-ий создается на основе ист фактов, но при этом литру нельзя рассматривать как иллюстрацию исторических событий. Лит произ-я помогают лишь проникнуть в сущность историч процесса, эстетически, художественно осмысленного писателем. Лит произ-я концентрируют внимание на характеристиках, типах, событиях и явлениях. Акцент необходимо делать на том, что сближает читателя и героев произ-я, вызывать чувство сопричастности, и тогда история предстает п\д учениками не только как цепь отдаленных от времени и отвлеченных событий, но как неразрывный, непрекращающийся процесс, в котором на равных участвуют предшественники и современники.

Органич связь урока литры с Ур РЯ. Помогает развивать речь, обогащать ее, делать образной и богатой, знакомить со стилистическими богатствами Я. На уроках РЯ лит тексты м\быть использованы в кач-ве материала для наблюдения над языковыми явл-ми, для закрепления грам правил, для диктантов, изложений, для обучения разным жанрам устных и письменных высказываний, угубленного знакомства с изобразительно-выразительными средствами Я и их идейно-худ-ми функциями в тексте.

Литра+ИЗО. К ИЗО учителя обращаются часто, используют портрет, тематич картину, иллюстрации. Важное место при знакомстве с творч-м пис-ля занимает зрительное восприятие. Портрет помогает нам увидеть внешность пис-ля, увековеченную худож-м. Часто использ-ся репродукции (сюжетная картина, повествоват картина), худ иллюстрация (Крамской «Русалка»).

Музыка на Ур Литры. Прослушивание м помогает создать эмоц настрой урока, вызвать эмоции. Л и М обладают удивительной взаимопроникаемостью (музыка стиха). В отл от литры М не может передать конкрет понятия, но она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. М использ-ся на Ур Л в разных жанрах: муз иллюстрация, муз произ-е авторов, писателей (Грибоедов), тематич музыка, ассоциирующая произв-я, эмоционально близкие к худ произ-ю.

31. 1. С т\зр экспресс-стил в лексике СРЛЯ выд-ся межстил пласт, кот примен-ся во всех стилях, пред с ряд эмоц-неокраш, э-нейтр слов (назв предм, явл…)- нетр лексика. Слова, стил огранич, дел на 2 гр: разг-быт и книж лек. Р-Б л употр в неприн беседе, придает разг оттенок. Р-Б дел-ся на: 1. обшенар Р-Б л; 2. Р-Б л, соц-но и диалектно огран-ю. Общенар Р-Б л дел-ся на лит-ю, не наруш норм РЛЯ, и простореч, характер для промт, неприн речи, не связ с нормами – нелит сл (выд-ся вульгаризмы, несут окраску грубости). В разр книж л вход такие сл, кот, встреч преим в письм речи. Книж л – строго нормир речь, науч пр-я, офиц бумаги, делов док-ты, я ХЛ, обществ – полит и тех термины, абстр л. В книж л т\ж входят экзотизмы(инояз лек, харак-я быт и нац черты т\иного народа). Книж стиль Я вкл 3 подстиля (науч, офиц-дел, публиц). Объединяя близ по экспрессии слова, м\выд-ть: 1)слова, выр полож оценку назыв понятий (высокие, ласкат, отчасти шутлив); 2) сл, выр отриц оцен (иронич, неодобрит, бран). Выс л необходима в том случае, когда говорят о чем-то важн, значительн. Эта л нах примен в вывтуп ораторов,в поэт речи, где оправд торжеств, патетич тон.

2. В 6 кл при изуч общеупотр и огран л шк-ки д\знать: различие слов РЯ по сфере употр (общеуп и сл огран употр), нормы употр-я диалек и проф л. Д\уметь: польз толк словарями для опр-я сф употр-я т\и слова; опр-ть уместность – неуместность использ диал и общеупотр сл в обих речи, в ХП. Детям нужно сообщить, что диадект сл – нелит-е, но сохранены в РЯ как историч ценность наш народа. (Упр-е: выпис-е из Т диалек сл и их объяснений). Проф-мы: понятие, сф употр. Жаргонизмы – речь, понят лишь узк кругу людей, сф их употр. К жарг примык молод сленг.

3. Маяк вместе с Хлеб входил в гр «Гилея». М – 1 из лидеров футуристов. Идея – создать новое, револ ис-во. Поэзия М 1913-1917 – многоголосная, никакими уставами неогранич. Образ города – сущ-во странное, ущербное («Ночь»). Выраж-е уличных метомарфоз («Лысый фонарь сладостр-но снимает с улицы черный чулок» - «Из ул в ул») так сказано о загоревш свете. В город картинах смело выдел черты уродства: «гроба домов пуб-х», «враждующ букет булвар проституток» (Утро). Злые и гнус силы влад страш властью. Сгущ-ся тем краски в гроз годы мир войны. Царство порока, похоти, кровопр-я – повсемест несч-е. Автор сочув-т («Война объявлена»). Город М творит прест-я, он и облит слезами, окутан болью. Люди – крох песчинки лишены осмыс-ти поступков. Образы толпы – все массово, спутано, лишено смыс. П\му над люд торж-т вещи. Поэт в негодован открыв подлин, пустое лицо обыв-ля. (Нате!). «Вам!» - гнев стихотвор памфлет. Тема отн-й поэта и бурж-мещ общ-ва разраб в нем в формах резко заостр соц облич-я. Вызов М бурж миру стал актив антивоен, антибурж протестом, призывом к демокр массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наж-ся на народ горе. Худ ср-ва: аллит-и, ассон, неолог-мы, инверсии,метаф, метон – все это уложено в сбивч разг-р улицы или монолог потряс наблюд. (перебивы ритма, раздел по строч связ по смыс сл). Лир герой многолик. Боль –гл эмоц лир г. Передана с искрен, многогран, силой, перелом, в душе зреет злость и вызов.

4. Моногр тема содер жизнь и ТВ-во пис-я и предполаг детал из-е 1 или неск-х его пр-й. Стр-ра МТ одинакова:

1. Установочная часть, 2. биог п-ля, 3. твор. Путь, 4. анализ включ в прог пр-ий, 5. выводы с оценкой п-ля, 6. его роль в лит проц. Биог п-ля в ср кл содерж небол объем свед и вкл те факты, кот имеют отн-е к пр-ю. Задачи: 1) пок-ть своеобраз лич-ти п-ля. 2) вызвать интерес, 3) создать устан-ку на чтение его пр-й 4) сохр яркость впеч-й, необх-мо использ нагл-ть и ТСО. В ст кл объем и хар-р услож-я. Задачи: 1)пок своеоб-ие лич п-ля и судьбы. 2)объяс эстет-е и ист взгл п-ля. 3)пок ед-во его жизн повед-я и творч прог. 4)вызвать интерес к лич п и его пр. 5)создать ус-ку на чтение и изуч пр-й. 6) дать верное пред-е о твор эволюции п на конкр мат-ле. 7) пок отн-е к п чит-ей в раз эпохи.

Виды работы: лекции, беседы, доклады, состав-е хрон-х таблиц, сообщение, инсцен-е фрагментов. Вопросы: – Какие мысли положены в основу замысла поэта?(о народе, о людях подчин-ся законам, живущим только для себя и о будущем России)– С чем соглашается и не соглашается поэт? Что хотел нам донести своим стихотворением?– как в стих-и выражен конфликт поэта и толпы?(Лир герой М-го – носитель гармонии – не находит понимания. Этот лир герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок)

32. 1. Слова, относящ к ИП-м, имеют обобщен знач-е приз предмета. Под приз принято понимать шир круг свойств, качеств, явл-й, отн-й, характер-х предметы (молодой, добрый высокий и др.). Этот обобщ признак выр-ся с пом особых категорий и форм. По названию грам-е категории ИП сходны с грамм-ми категориями ИС (род, число, падеж). Формы рода, числа и падежа ИП — это ф-мы синт-е, так как они опр-ся т-о в соч-ии с ИС-ным:

 

новый стол, новая школа и т. д. Если ИП употр-ся без ИС, оно само переходит в разряд ИС. В зав-ти от способа выр-я признака все ИП делятся на ЛГР: кач-е; относ-е; притяж-е. Кач ИП обозн признак пред непосред-но, без отн-я к др предме­там, признак этот м\проявляться в больш или мен степ. По св л\з КП обозн кач-ва и св-ва предметов, восприн-е органами чувств (белый, тихий, ароматный, мягкий, сладкий), физ кач-ва людей и животных (худой, слепой, толстый), внутр кач (хитрый, веселый, добрый), простран-е и врем

аиый,йьныенак П лексико-грамма-т (прямой, отвесный, мгновенный), общ оценки (приятный, милый, удобный).

Для КП хар-ны след форм-е признаки: 1.Спос-сть образовывать крат ф-му: веселый -весел; 2.Образ-е ст срав-я: белыйбелеебелейший; 3.Соч-сть с наречиями меры и ст: очень умный; 4.Вхож-е в антонимич-е пары: холодный — горячий; при этом антонимы легко образ-ся путем прибав приставки не-: сладкийнесладкий; 5.возможность образ ИП со значен субъектив эмоц оценки: красивый — краси­венький; 6.способность образ отвлеч ИС: синийсинева; 7.способность образов кач наречия (на -о, i или -и): веселыйвесело; налич среди них слов как с непроизвод, так и с производ основой. Относит ИП наз отн-я предметов к Эл-м окруж действ-и не прямо, а опосредованно, т. е. через отн-е к др пред или приз. Относ ИП могут обоз приз по отн-ю к лицу (студенческая Жизнь — жизнь студента), к животному (конский след — след Коня), к предмету (институтское общежитие — общежитие при институте), к действию (стиральная машина — машина, которая стирает), к месту (городской житель — житель горо­да), ко времени (вчерашний посетитель — посетитель, кото­рый приходил вчера), к материалам (нейлоновая куртка — куртка из нейлона). От таких ИП нe образуются кр ф-мы, ф-мы степ срав-я, а также ИП со зн-м субъектив оцен­ки. Они не имеют антонимов. У отн ИП всегда производ. Притяж ИП хар-ся целым рядом форм и семантич признаков, от­гранич-х эту группу от других. Если кач и относит ИП отвеч на? «ка­кой?», то притяж — на? «чей?». С семантико-синтаксич т зр, притяж ИП синонимичны конструкциям со зн-м обладания: Петина книга = книга, которую имеет Петя; лисья нора = нора, принадлежащая лисе. Для притяж ИП хар-ны особ словообразоват суффиксы: -ов, -ев, -ин, -j (ий) (ja): братов, Игорев, дядин, медвежья, пастуший. Кр форма образуется от многих кач прил путем приб к основе ИП особых оконч: нулевого (м. р.), -а, -я (ж. р.), -о, -е (ср. р.), -ы, и (мн. ч). Больш-во кач ИП имеют обе формы — полн и крат. Нек кач ИП имеют т-ко полную форму: 1. назв цветов и мастей жив-х, 2. слова с суффиксами субъект оценки: зелененький, толстенький, сладенький; 4.слова с суффиксами -ск-, -ое-, -ев-, -н- 5. ИП на -ический. 6. ИП с суффиксом -л-: отсталый, горелый, дохлый; 7. ИП, входящие в состав фразеологизмов: круглый сирота, белый свет; 8. ИП с префиксами раз-, пре- и суффиксами -ущ-, -ющ-: развеселый, пренеприятный, худющий и др.; 9. ИП, явл-ся по св происх формами срав ст: больший, старший, младший и др. От прил большой кр форма образуется супплетивно: большойвелик, велика, велико, велики. Кр ф, в отл от полной, не изм-ся по па­дежам.

Срав ст пок, что обознач ИП признак хар для дан предмета в большей степени, чем для другого: этот подарок красивее, чем тот. Простая форма срав ст ИП об­раз синтетически — прибав к основе полож ст продуктив суффикса -ее/-ей, непродук­тив суффикса -е, в единичных случаях суффикса -ше/-же: милыймилее. Слож форма срав степени ИП образуется аналитически — приб к форме полож ст слова более или менее. По склонению ИП делятся на 3 типа:

1) кач и отн с ок-ми в и.п. ед ч, м р -ый (-ий), -ой: алый, синий, земной;

2) притяж с суф (-ий) и нул окон­-м в и.п., ед ч, м.р: птичий, волчий, лисий, козий;

притяж ИП с суф -ов/-ев, -ин и нул-и оконч-ми в и.п., ед ч, м.р: отцов, Игорев, папин. Разновид-ть: ТВ – на ТВ согл основа, мягк – на мягк, смеш – на к, г, х. Субст-ия — переход ИП в ИС.

Мор.фразбор: Н-р: БОЖЕСТВЕННАЯ (ПЕНА)

1. ИП, т.к. им. ОКЗ признака предмета, выражает его в ЧГК р, ч, п. и отв. На вопос какая?

2. Стоит в падежной форме, которая образована от основы божествен с пом. Окончвния – ая.

3 Н.ф: божественный

4. ЛГР:

Кач. ИП, т.к. обоз. Приз. Как кач-во, к-рое может проявляться в большей или меньшей степени, имеет степ. сравнения, пол-крат. ф-му, обр. нар на –о, м-т сочетаться с нар. Меры и степ. – очень, м-т иметь антоним, ИП со знач. Субст., абстрактное ИС – божественность. Стоит в полной ф-ме, положит. Ст.ср., т.к. обозн. Признак предмета без сравнения с др. приз. Пред.

5. адъективный тип склонения, т.к. это кач. ИП, основа оканчивается на ТВ. Согл.

6. Употреблено с ИС пена, согласуется с ним в ед.ч., ж.р., И.п.

7. Согласованное определение.

2. После 1 ур, посвящ теме «ИП» (6 кл), учащиеся д\уметь т-ко выделить в дан им П ИП (т. е. не смешивать их с др ЧР), указать их нач форму и сказать, на как вопрос отвечает ИП. После изуч того, как делятся ИП по зна­ч и что такое ст срав-я, хар-ка тех же ИП может быть уже знач-но полнее, а ответ ученика м\быть примерно таким:

белая — ИП, нач форма — белый, -ая, -ое; кач, полное, от него могут быть образованы ст срав, отвечает на вопрос какая? 3. По окончании изуч темы ученик отвечает: (на) песча­ном (берегу) — ИП, нач форма слова — пес­чаный, -ая, -ое; относ, полное, степеней срав не имеет; ИП м р, стоит в пред п ед ч, отвт на вопрос (на) каком?, зависит от ИС (на) берегу.

3. Впервые название «Серебряный век» было предлож философ Бердяевым, но за рус поэзией модернизма оно закрепилось после появл в 1933 г. статьи Николая Оцупа «Сереб век русской поэзии». Вр Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие, он звал отеч золотым веком, а последов-е за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — Сереб веком. В литературовед-и термин «Сер век» постеп закрепился за той частью худ к-ры России, которая была связ с новыми, модер-и течениями. 1 употр выр «Сер век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя». Модернизм (от франц. — новейший, современный) подраз новые явл-я в лит и ис-ве по срав с искус прошл, его целью было создание поэтич к-ры, содействующей дух-му возрождению челов-ва, преображе мира сред-ми ис-ва. Особая роль отводилась автору, художнику — роль прорицателя, пророка, способного постичь ср-ми ис-ва мир гармонию. М объединил целый ряд теч, наиб значительными среди кот стали символизм, акмеизм и футуризм. В каж напр б\ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глу­бину направления.

Символизм — лит-но-худ-е напр-е, считавшее целью ис-ва интуитивное постижение мир единства через символы. Объед-щим началом такого единства виделось искусство. Ключевым худ сред символизма является символ — мно­гозначное иносказание. Символ является и полноценным образом. Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Это направление представлено именами В. Брюсова, Д. Мережковского, К. Бальмонта, И. Анненского, А. Белого, А. Блока. Именно симв-сты способств-ли утверждению восприятия Пуш­кина как нац поэта, открыли знач Дост для рус­ к-ры. Они впервые в РЛ провозг­ласили субъектом истории человеч личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи. Акмеизм (от греч. «акте» — высшая степень чего-либо) возник на от­рицании мистического, полного туманных намеков искусства символи­стов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реаль­ного мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотич, деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов. Поэты-акмеисты: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангард течение в евр и рус ис-ве нач XX в., отрицавшее худ и нрав наследие, проповед разруш форм и условностей ис-ва ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы поставили ч-ка в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалир-сти, мистицизма. Футуристы противопоставили всему обществу свои радикальные взгляды, тезису «Искусство для искусства» — лозунг «Искусство для масс». Выдв идею ис-ва, способную реально словом преобр-ть мир. Они добивались обновления поэт языка (слово-новшество, «само витое» слово), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества. (В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин (эгофутурист) и др.) Временные рамки Сер века м\обозначить лишь условно, но в целом это период, охват годы с начала 1890-х и до начала Первой мир войны.

4. Открытость выражения автор сознания — одно из характер св-тв лирики; им в знач ст опредся тот эмоц резонанс, который возник в душе чит-ля при соприкос с поэзией. Душ дви­жения и эмоц состояния че-ка передаются в лирике с опр ст сгущенности, кот создает присущий ей особый строй речи, а именно стих. Важнейшей же особ-ю стиха явл ритм. Ритмич­ность, выр-ть и многозн-ть слова в стихе, особая поэт инт-я явл не просто Эл-ми ф-мы в лир, но создают ее сод-е. Все они взаимодей-т, и нельзя вполне понять смысл стих, не проникнув в его образную структуру. Содерж-ть формы, присущая люб роду лит-ры, единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно в лирике. ПРИЕМЫ: ВЧ, анализ, наблюдение за движением авт-х переживаний, вхождение во внутр. мир через осмысление жанра, способств. пониманию, прием сопоставления разных стих-ий (одного поэта и разных). Сопост-е стих-я с его интерпретац. в музыке и живописи. Необходимо прививать ученикам систему стиховедческих знаний. Общ цели: через частные наблюдения приводить школьников к пониманию обобщающей мысли, раскрывать поэтический мир лир пр-я, обнаруж содерж-ть Эл-в формы. Фраг ур: Анализ стих-я. В тексте нет ни 1 случ слова: каждое из них имеет глуб смысл, и именно п\му такое короткое стих\е м\производить столь глуб впеч-е. Попробуем опр эти смыслы. «бессонница» здесь связана с лир, задуш переж-ми автора. Обратим внимание на Гомера, кот встреч-я в стихот-ии, мы видим, что в стихах Манд не меньше «эллинства».– Найдем в тексте тропы и фигуры речи! (эпитеты, риторические вопросы, олицетворение. анафора и т.д.) Какую роль они играют в стих-нии?– Выпишите глас и согл фонемы. (обильно представлены плавные: м,н,л. Все это вместе создает картину контрас и примиренную одновр-но, широкую и спокойно-печальную).

33. 1. глав ЧП- явл ком-ми пред с\с, отраж лог струк мыс (SиP), заним осн синт поз-ии, входят в струк сх П-я. Сказуемое, т.к. яв-ся структурно завис от подл ЧП, отражает лог стр. мысли – предикат, заним 2 осн синт позицию, входит в стр. схему П, обоз признак пред в мод-вр плане. Выражено…Тип: ПГС, т.к. ВЗ и Гз выр нерасч в 1 глаг сл\форме. СГС, тк. ВЗ и Гз выр расчленно в 2-х глаг сл\формах. Осн ч предст инф и выр ВЗ, вспом ч пред СпрГЛ (фазис, мод, гл эмоц. оценки), выражает ГЗ. СИС, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчленно в 2-х глаг. сл-ф-мах – глаг и имен. Осн ч предст им, выр ВЗ, всп ч пред спр.гл и выр ГЗ. Тип связки: отвлеч, полуотвлеч, знам .ССГТ, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчл в 3-х гл. сл\формах осн ч пред инф и выр ВЗ, всп ч пред Фазис/ Модальным/ Гл. эмоц. оценки и выр-т Гз. ССИТ, т.к. ВЗ и ГЗ выр расчл в 3-х сл\формах: 2-х глаг и 1-ой именной. Осн ч предст именем и выражает ВЗ, вспом часть предст фазис/ мод/ врем/ гл эмоц оценки и инф и выр ГЗ. Тип связки: знамен, полузнамен, отвлеч. СССТ, т.к. ВЗ и ГЗ выраж расчленно в 3-х словоформах: 2-гл и 1ой именной. Осн часть представ инф + отв/знамен/полуотв связкой и выр ВЗ, всп ч предст именем и выражает ГЗ.

Синт раз-р ПП Повеств., т.к. закл в себе сообщ о факте явл-я действит-сти, произносится с повеств интонацией, в конце П тав-ся точка. Невоскл., т.к. не содержит эмоц окраску, произносится без воскл. интонации, на конце П отсутствует воскл. знак. Простое, т.к. содержит 1 ГО, 1 предик-ть, выр прост мысль, наз-т 1 ситуацию. Утвердит., т.к. утверж-ся то, что сооб-ся о предмете речи. Членимое, т.к. с лог т. зр в П выр-ся типич лог суждение со словесно представ-ми S и P, с синт т. зр. делится на ЧП. Двусостав., т.к. ГО состоит из 2 ЧП./ Односостав: опр-лич –деятель не назван, но мыслится как вполне опр лицо. Неопр-лич – деятель мыслится как неопр лицо. Обобщ-лич, деятель мыслится как обобщ лицо. Безлич., выр-ся действие или сост-е, возникшее или существующее независимо от деятеля. Инфинит-е, обоз-т возможное, необходимое или неизбеж дей-е, несоотнес-е с деятелем. Номинатив, утв-ся бытие, наличие существования пред речи (бытийные, указательно-бытийные, оценочно-быт, побудит-но-пожелат-е, именит. темы, именит. представ-я) Вокатив – это обращения, но ослож-е выр-м нерасчл. мысли, восклиц-я говорящего (ВП призыва, ВП, выр реакцию на слова и дей-я собес-ка). Полное, присут-т струк-обяз ЧП Распр, кроме ГлЧП в П есть и ВтЧП. Ослож/неослож. Содержание П мыслится как реал ф., отнес в план… Средство выр-я предик-ти: Флексия спр. Ф. гл… Модель П. Парадигма. Подлеж-е, это гл струк. независ ЧП, кот отраж лог струк мысли (S), заним осн синт поз-ю, входит в струк сх П, обозн предмет речи как…, выражен… Морф/Неморф. Сказуемое, это гл струк завис от подлеж ЧП, кот отраж лог стрк мысли (P), заним осн синт поз-ю после подлеж, вхолит в струк сх П, обозначает предик признак предмета речи как…в модально-врем плане (Из.н, пр.вр, сов.в.). Тип сказ-го: ПГС. Ослож/Неослож типа. CГС (Фазис гл./мод. гл/гл. эмоц оценки/фразеол-зм + инф-в). СИС (нул связка/полуотвл св (казался, является)/знамен cв + имен. часть). Остальные ЧП - второстеп-е: ОЧП, связ м\у с соч cв с пом перечисл инт и соч союза И, явл-я синт-ки равноправ, сем-ки и синт-ки независ (М/пом местами), заним одну синт поз-ю (…) и обозн-т предик признак пред речи, отв на?, представ-ны разными лексемами, т.к. имеют разное фон офрмление и л/з, выр лог одноплан понятия (…), имеют одинак морф выраж-е (…). Осн ср св: Переч инт, соч союз; Доп ср св: общий определяемый ЧП, с кот они связ по типу соподчинения. Блок закр/ открыт. Прислов/пристстав; Однозн; По ф-и; Морф/Неморф; Соглас /управ/ Примык; Струк-фак/Струк-обяз.

2. Изучение темы сказуемого (гЧП) в 5 классе продолжается. По В.В.Бабайц ученики продолж работу над осмысл-м того, зачем нужно прав-но находить гЧП и опр, ск-ко ГО они образуют. Учитель объясняет связь между подлеж и сказм в П; совершенст орф и пунктуац умения и навыки уч-ся. Сложность у уч-ся возник при пост-ке тире м\у подлеж и сказ, п\му уч-ль разъясняет и дает на повт эту тему. При отсут связки м\у подлеж и сказ ставится тире в следх случаях:1) если –и= выраж ИС-ми в форме и. п. 2) если – и = выр неопред фор гл. 3) если 1 из ГЧП выр неопр формой гл, а др — им п ИС. 4) если – и = выражены числит в им п или если 1 из ГлЧ выр числит, а др —ИС в и.п. 5) перед словами это, вот, значит, это значит, присое­диняющ= к -: Любить(П)значит делать(С) доброе. 6) если - выр неопр формой гл, а = предик нареч на -о, когда м\у гл чл П делается пау­за: Уступить(П)позорно(С). 7) если = явл фразеол обор.

Тире м\у – и = обычно не ставится:

1) если = выр оборотом с союзами как, буд­то, словно, точно, вроде, что и др. 2) если м\у – и =, выр ИС в им п, стоит ввод сл, иногда нареч, союз или частица: Риск(П), как извест­но, дело(С) благородное; 3) если =ому предшест не согласов с ним ВЧП: Путешествие(П) для него отдых(С); 4) если перед =, выр ИС в и п, стоит частица не: Добро(П) не жалость(С) и не слабость(С. 5) если - выр лич мест: Я (П)еще молодой человек (С). 6) если 1 из ГлЧ выр вопрос-но-относит мест, а др — ИС в и п или лич мест: Кто (П) этот человек(С 7) если = выр ИП, местоимен­ным ИП или предложно-именным сочетанием: Скупой богач(П) беднее(С) нищего

Когда в 8 кл проходят 1сост и 2сост П уч-ль объясняет, что = бывает неск типов: ПГС, СГс, СИС. Тут же даются понятия типа связок (отвлеч, полуотвлеч, знамен). 1состав наз-ся такие п, кот имеют один грам состав. 2 состава в таких П-х или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не создает неполноты, а явл струк особ этих П-й. подлежащего в таком случае не может считаться признаком неполноты предложения. К 1состав П-м отн опр-личные, неопро-личн обобщ-лич безлич, инф и номин П-я. 1состав П м\быть распр и нераспр в зав от того, пояс ли ГлЧ доп словами или нет. Опр-лич наз П, ГлЧ кот выр формой гл 1 или 2 лица наст и буд вр. Глв таком случае не нуждается в наличии мест-я, так как в его форме закл указ-е на вполне опред лицо. Гл в опр-лич П м\быть в форме как изъяв, так и повел накл. Неопр-лич наз так 1состав п, в кот гл ч выр гл в форме 3-го лица мн ч наст и буд вр или в форме мн ч прош вр и обоз Дей-е, соверш неопр, т. е. необознач, лицами. Обобщ-лич наз 1состав п, глав чл кот выр гл2-го лица ед ч (насто и буд вр), причем обозначаемое гл Дей-е в таких п-х в рав мере относ к люб лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно. Безлич наз 1состав пр, гл ч кот не допуск обознач-я субъекта Дей-я в форме им п и назт процесс или состоян независимо от актив Дея-ля. Грамматичо - в таких п-х не м\быть по самому их строению, поск-ку в форме = не заключ знач лица, выр формой им п, его нельзя установить и по связям с другими ч п. Гл чл 1состав п м\быть выр инф, не зависящим ни от какого другого слова в п. Такие п наз инфинитивными. (зн-я: должен-ие, побуждение, необходимость, возмож-сть и невозможность, неизбежность действия и др.). Задание: Учся дается сделать разбор предложения: Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Спрашивается ск-ко гл ч в п. (одно: не пекли, не торговали). Исходя из этого: Вот такие п наз односост и Гл член выр глв форме 3-го лица мно ч Прош.вр. Глагол этот обозначает действие, совершаемое неопред лицами. Такие односост п наз неопред-лич.

3. В к. 1980-н.90-х гг. гл фактором литер подъема стал масштабный процесс возвращ литры, находившейся под цензур запретом. «Возвр» л-ра была очень неоднор, в ней м\выделить след. составляющие :- пр-я классиков ХХ века – это рус религ филос-я нач ХХ века, поэзия Гумилева, «Окаянные дня» И.Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Мы» Замятина и др. – пр-я периода «оттепели», вышед за пределы «оттепельного» либер-зма: «Жизнь и судьба» Гросс-а, ром Солж и его «Архипелаг ГУЛАГ», «По праву памяти» А.Твард, мемуары Н.Я.Манд и Л.К.Чуковской, «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинц и др.- л-ра русской эмиграции - наследие В.Набокова, Вл.Ходасевича, Г.Иванова, Б.Поплавского, Г.Газданова.

- публикация пр-й, напис в 1970-80-у гг, но запрещ в силу их «авангард», эксперимен х-ра – проза Вен.Ерофеева, поэзия Вс.Некрасова, И.Холина, Г.Сапгира, Д.Пригова. Возвращ пр-ий Солж б\одноврем актом культ сближения л-ры «метрополии» и «эмиграции». Но характерно, что критич дискуссии завязыв не вокруг слож и эстетич новатор пр-й, а вокруг тех текстов, кот в достат традиц манере обсуждали острые полит вопросы и кот предлагали популяр антитоталитар модель сов истории.

Александр Исаевич Солженицын род. В Кисловодске в семье землевладельца. С 1924г. Жил в Ростове-на-Дону. Закончив школу, поступил на физико-мат фак Ростов ун-та. Заочно обучался в МИФЛИ. В 1941г. – выпускник университета, ушел на фронт. В феврале 1945г. Был арестован за высказывание в письмах о Ленине и Сталине. Тюрьмы и лагеря – жизнь Солженицына до 1955г. К этому п-ду отн нач писат деят-ти. Затем ссылка в Кон-Тереке. В 1956г. С. Реабилитир-н. Жил в Рязани, работал учителем в шк. С 1959-1966гг. б\опубликованы рас-зы С. Последующие пр-я: «Красная калина», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» - запрещ парт руков-м. В 1969г. Его исключ из Союза пис, а после публикац пр-ний за границей С. Выслали из страны. В 1970г. С. Была присуждена Ноб премия. Живя в США, он продолжал л-ную д-ть. В 1990г. С-ну было возвращено гражданство. Он вернулся на родину. Рассказ «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»). Жизнь Матрены как притча о святой, кот несмотря ни на какие обстоят-ва остается верной к себе в отн-и к людям, к проявлению доброты, отзыв, бескорыстия. Особые знач для лит-ры в н. 60-х гг. имело изображ писателя среды, в кот-м показана Матрена: беспросветная, голодная жизнь деревни, в кот главной становится выжить любыми способами. Октябрь становится образом родни Матрены, который эксплуатир ее и растаск-т скучное хоз-во, когда она уходит из жизни. Образ автора-повествователя. Игнатьич – учитель и этим он близок к автору, его стремление быть и остаться в объективном повествовании, то есть «Матренин двор» создала натуральную школу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...