Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словари на уроках русского языка 6 глава




Билет34. 1.Глагол – это самостоятельная часть речи, по ОГЗ процессуальности обозначает действие, по частным категориям вида, залога, наклонения, времени, лица. При решении вопроса о форме глагола (спрягаемая /неспрягаемая) следует помнить, что спрягаемая форма также называется личной. Термин «личные» следует использовать как противопоставление термину «безличные». Глаголы в формах настоящего, будущего и прошедшего времени в любом из наклонений называются спрягаемыми. К неспрягаемым относится инфинитив. Классы глагола определяются соотношением двух основ. Классы глаголов – это определенный тип, существуют продуктивные и непродуктивные классы. Продуктивные классы глаголов- это такие, по которым активно образуются новые слова. Непродуктивные классы отличаются уникальностью, исключительностью, по продуктивным моделям не строятся новые слова.

К 5-му продуктивному классу относятся такие, в которых –ну имеет значение мгновенного, однократного действия.

Вид глагола обозначает отношение действия к внутреннему пределу.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида –что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.

По наличию/отсутствию видовой пары все глаголы делятся на 2 группы:

-парные(имеющие видовую пару);

-непарные(не имеющие видовую пару).

В научной грамматике под видовой парой понимаются глаголы противоположных видов с тождес-м ЛЗ.

Видовые формы в РЯ образуются след.способами:

-имперфективация(при котором глаголы совершенного вида переходят в глаголы невов-го, например, рассказать – рассказывать, при помощи суффиксов –а, -ва, - ива,)

-перфективация(глаголы несовершенного вида переходят в глаголы совершенного вида, при этом приставка не должна ЛЗ, а иметь только видовое значение, например, строить – построить, рисовать - нарисовать)

В русском языке есть глаголы, которые в одной словесной форме совмещают значение обоих видов, значение вида проявляется только в контексте. Такие глаголы относятся к двувидовым. Совпадение двух видов глагола происходит в формах инфинитива и прошедшего времени. Адресовать - адресовал.

Морфологический разбор глагола.

1. глагол, т.к. имеет огз процессуальности и выражет его в частных грамматических категорях вида, времени, залога, наклоненеия, лица; Отвечает на вопрос...

2. Стоит в спрягаемой форме глагоала, т.к. охарактеризаовано по признаку наклонения, отнесен к... действительности,...времени, субъекта.

Образовано от основы... с помощью...

3. НФ.

4. Несовершенный вид, т.к. обозначает действие не ограниченное внутренним пределом, отвечает на вопрос...

Совершенный вид, т.к. обзначает действие ограниченное внутренним пределом и отвечает на вопрос...

По виду парный/ НЕПАРНЫЙ (ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ)

5 Класс.Непродуктивный,Т.К. ГЛАГОЛ ИМЕТ СООТНОШЕНИЕ ДВУХ ОСНОВ, КОТРОЕ НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ У ВНОВЬ ОБРАЗУМЫХ СЛОВ.

Продуктивный, т.к. глагол имеет такое соотношение основ инфинитива и настоящего времени, которое встречается у вновь возникающих в современном русском языке слов.

Класс.

6. Залог. Действительный, обозначает действие самого субъекта.

Страдательный, т.к. субъект не обозначает производителя действия, а испытывает действие на себе.

Парный/непарный; парный, т.к имеет соотносительную видовую пару; непарный, т.к. не имеет соотносительную видовую пару.

7. Непереходный, т.к. обозначает действие не переходящее на предмет, не может сочетаться с сущ в вин. падеже без предлога.

Переходный, т.к. обозначает действие переходящее на предмет, сочетается с сущ. в вин падеже с предлогом.

8. Возвратный/ невозвратный.

9. наклонение: изъявительное, т.к. обозначает действие в реальной действительности; повелительное, т.к. выражает волю говорящего, побуждение к действию; сослагательное, т.к. обозначает предположительность действия.

Время.Прошедшее,т.к. обозначает действие до момента речи, суффикс.л

Число.

Род.

Синтаксичекая роль в предложении.

2. Глагол в курсе РЯ - в V классе - не с Г., неопр форма, виды Г., спряж, правоп-е оконч I и II спряжений; в VI классе -разноспряг Г., перех-е и неперех Г., накл-я Г., безлич Г., словооб-е Г.; в VII классе – прич-е и деепр-е; в VIII классе – синтаксич роль г; в IX классе -обобщ повтор-е. Прогр изуч Г. построена ступен­чато. Во вступ сл к изуч этой ЧР препо­д отмеч, что г, как и сущ, — 1 из важн ЧР, так как он пок-т, что делает предмет, что с ним делается, в как сост-и он нах; г играет оч важ роль в П, выступая в ка­ч 2 ГЧП— сказ.

Хотя прич и деепр не явл особ ЧР, а пред с ф-мы г, пон о них и их опр-е постр по тому же плану, и методика их изуч ничем принц не отл от самост ЧР. Дается различ м\у соверш и несовер видом; неопр форма гл (отвечает на вопрос Что делать? Или что сделать? Это нач форма Г: она не показывает ни вр, ни числа, ни лица, ни рода. Окан-ся на –ть, -ти, -чь). При напис гл II спряж в пр вр уч-я нередко допуск груб орф ошибки т-ко п\му, что форму пр вр они образовывают не от осн неопр ф-мы, а от осн наст вр. Отсюда ошибки типа «видили» (вм. видели), «зависили» (вм. зависели). Без различения грам знач гл с -тся и -ться уч-я не смогут орф пр-но писать возвр гл 3-го лица ед ч наст и будо вр и те же гл в неопр форме (он встретится и он должен встретиться). ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ 1. Отрицание не с г (в лич форме, в инф, в форме деепр) пиш раздельно, напри­мер: не знать, не был, не ведая, не спеша. Примечание 1. Пишутся слитно с не глаголы, кото­рые без не не употребляются: нездоровится Прим 2. Гл хватать в люб зн пишется раздельно с не. Прим 3. Устарелый гл взирать и употр его в форме деепр с част и в выраж не взирая на лица – разд.

2. Пишутся слитно г с состав приставкой недо! придающей гл знач неполноты, недостат Дей-я Прим. Следует различать гл с пристав­кой недо-, обознач, что Дей-е выполнено ниже нормы, И одинаково звучащие гл с прист до-, кот предшествует отрицание не, обознач, что дей­-е не довед до кон, ср.: недосмотреть за ребенком (сделать упущение при надзоре) — не досмотреть пьесы (не окончить смотреть). По общ правилу раздельно пиш не с гл, имеющими приставку до-, например: не добе­жать.

Корень рас(т)- пишется в Г: перед следующим ст расти. исключения: отрасль (хотя нет «ст»), ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть «ст»). В корнях с черед глас кос-кас, лож-лаг пишется А, если за корнем следует суф А, клон-клан, твор-твар, гор-гар без удар пиш О (поклонúлся). Зор-зар – без уд – А. Плав-плов – о пишется только в 2 словах (пловец, пловчиха), в ост словах пиш-ся А.

Упражнение: Для успешного обучения орф зоркости, т.е. способность уч-ка видеть, замечать не т-о напис слово, но и отд составные его элементы (буквы и их сочетания). Из текста 1-ый абзац, образцовый по содержанию и в языковом отношении разбирается на уроке, после чего ученики заучивают отрывок, и он предлагается для записи по памяти.

3. Литература 1960-1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины», к народным нравственно-этическим идеалам. В прозе Распутина, которую критики назвали «деревенской», продолжается художественное исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической проникновенностью раскрывается духовный облик человека, живущего в деревне. Распутин рос в деревне с напевным названием Аталанка, которую потом перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матеры писатель почувствовал на себе и своих земляках. Герои Распутина тоже родились в Сибири. Сибирская природа, тайга, река Ангара в ее былой красе и мощи оживают на страницах его очерков, рассказов, повестей. Критики не раз отмечали в Распутине редкую для писателей 20 в. способность к глубокому созерцанию природы.

О годах своего военного детства писатель затем скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».такая спаянность людей, ощущение каждым чужого горя как своего остались для Распутина эталоном человеческих взаимоотношений. В детстве же Распутин пристрастился к чтению. К маленькому деревенскому грамотею старухи нередко обращались с просьбами прочитать или написать письмо, и он с удовольствием это делал.

Повесть «прощание с Матерой» - одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли) приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матера, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матера: материк(земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. «Это произведение на мировую тему, - считает Д.Лихачев, - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире».

Психологические детали в тексте:

-плакала(душевное состояние человека, слезы)

-сжало душу(боль в душе)

-ни одна боль в ней не вызрела(боль не созрела)

-беспокойство(тревожное состояние)

-привязанность к деревне(привычка)

-убежать от судьбы(избежать какие-то моменты жизни, которые преподносит тебе судьба)

-смотреть в оба глаза(быть осмотрительным)

-говорить в пол-языка(говорить тихо, шепотом, чтоб никто не слышал)

4. Система анализа эпич пр-й в стар кл строится на использ многообразия методов и приемов анализа. В работе со стар-ми особ вним след уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после набл над отд частями текста, особ в усл обзор изуч-я. Углуб-е воспр-я мат-ла, излож уч-ся, связ с организ-ей набл-й над указ-ми отрывками из текста. В проц обсуж-я отмечаем цел-ть комп-и всего цикла, объединен образом рас-ка. Важ знач в анализе текста имеет обдум-е авт позиции, его концепции человеч лич-ти. Совершен-е деят-и старшекл-в связ-го с увеличением их творч самостоят-ти в ходе анализа лит прй. Особ знач имеет постеп услож-е заданий старшекл-м, целенаправ-е форм-е умений и навыков: от набл-й над особ-ми стиля пр-й рус пис-й, от первонач выводов и обобщений, кас-ся отд-х компонентов стиля, - к владению теоретико-лит понятием стиля в конкрет анализе худ текста.

Лит форма Драмы связ с обращ-м к театру, где хар-ры действх лиц созд-ся реч языком, а не опис-м. Позиция автора здесь скрыта больше, чем в произ-ях др родов, и ее выяв-е требует от чит-ля вним и размыш-я. Сфера драмы – выявл-е конфл-в, противоречий жизни. Готовясь к анализу отд действия, уч-ль опр для себя центр проблему работы над ним. Для реш этой задачи отбираются явл и ставятся осн вопросы. Одним из методх приемов явл-я создание воображ-х мизасцен, иначе говоря, им в процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в опред момент действия, представить их положения, жесты, движения. В стар кл реком-ся посещение спектаклей и их обсуждение. Лирика отл св худ природой, хар-ом эмоц воздей-ия на чит-ля. При анализе лирики в ст кл усложняется лит материал, серьезнее становятся теор вопросы, раскр-щие ученикам сущность поэзии как особого рода лит-ры. В ст кл стих-е рассм-ся в контексте ТВ-ва поэта и отчасти в историко-литй перспективе. Вопросы по тексту: – Повесть «Прощание с Матёрой» - одно из вершинных пр-й дерев прозы. Какое мировоззрение писателя мы здесь видим?– Как раскрывается хар-р Настены в данном эпизоде?– Какую роль данный отрывок играет в раскрытии твор замысла В.Распутина?

Билет35. 1 Фразеология – наука о об устойчивых сочетаниях слов. Фраз.оборот – это воспроизводящая единица языка из 2-х и более ударных компонентов, целостная по значению и устойчивая по структуре.

По своей структуре фразеологизмы соотносятся с определенными частями речи, они могут иметь морфологическую структуру: глагольный фразеологизм(они вопроизводят роль, функцию глагола, обозначают действие или состояние, имеют грамат. Категории глагола-времени, вида, числа, лица, например, валиться с ног), субстантивное(например, шут гороховый, козел отпущения), наречный(сломя голову, душа в душу, обозначает качество действия, не имеют формы изменения), адъективный(тяжелый на подъем, на рыбьем меху), междометный(вот тебе и на!). Фразеологизм обладает выразительно-изобразительным характером значения, отлич-е его от нейтральных язык.единиц. экспрессивная фраз.единица хар-ет лицо, действие, признак и.т.д. с качественной или количественной стороны, но так, что колич.хар-ка переходит в новое качество, например, белены объелся – обезумел, одурел. Фразеологические сращения – такие семант.неделимые фраз.обороты, в которых ценностное значение совершенно не соотносительное, с отдельными значениями составляющих их слов(бить баклуши). Фраз.единства, такие фраз.единицы, к-е яв-ся семант.неделимыми и целостными, однако, их целостная семантика яв-ся уже мотивиров-й, отдельными значениями составляющих их слов(закинуть удочку, зарыть талант в землю). Свойство реально существующей образности- это основное свойство фраз.единств. В отличие от фраз.сращений, они не представляют собой застывшую массу, их части могут отделяться вставками других слов. Фраз. сочетания- такие обороты, в к-х имеются слова, как со свободным, так и со свободным употреблением. Пример, закадычный друг(друг свободное слово, но закадычный прикреплено к слову друг и может употребляться с ним.). фраз.выражения – это такие фраз.обороты, к-е яв-ся не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов, со своб.значениями(любви все возрасты покорны, оптом и в розницу, не все то золото, что блестит)

Фраз.обороты СРЛЯ подобны словам, среди них выд-ся 4 группы:-исконно-русские,

-заимст-е,

-фраз.кальки,

-фраз.полукальки

Основная масса- исконно-русского происхождения(ищи ветра в поле, в чем мать родила). Меньшая часть- остальные(железный зановес – калька с анг. –проглатить пелюлю, полукалька с франц.). Фраз.калька – фраз.оборот, появившийся в РЯ в результате буквального перевода инояз.оборота, т.е перевод по составляющим его компонентам, по словам. Фраз.полукальки – полуперевод, полузаимст-е чуждого фраз-го оборота(это когда часть компонентов иноязычного оборота переводится, а часть заимс-ся из перевода, например, желтая пресса- англ.yellow press).

По сфере употребления фразеологизмы используются в разговорной речи, в художественной литературе и публицистике, т.к. это яркое стил-е ср-во, к-е делает речь эмоц-й, красочной, образной.

Варианты фраз.оборота. В качестве определенных значимых фраз.единиц употребляются в языке по-разному: одни всегда выступают в одном лексико-грам.составе(плакучая ива, ирония судьбы), другие функционируют в виде нескольких равноправных вариантов. Варианты фраз.оборота – это его лексико-грам.разновидности, тождественные ему по значению и степени семантической слитности.

Различия фраз.вариантов могут быть большими или меньшими. Варианты одного и того же фраз. Оборота могут отличаться друг от друга отдельными элементами в его лексическом составе и структуре, а так же и стилистической окраской (бросить камень – бросить камнем, гроша ломанного не стоит – гроша медного не стоит). Стоит от вариантов отграничивать синонимические фраз.обороты, имеющие в своем лексическом составе общие члены(задать баню – задать перцу, это синонимы)

2. В настоящее время Ф. изучается в VI классе (тема «Лексика и фразеология») и в различных темах курса в связи с культурой речи. работа над Ф.: усвоение основных понятий, анализ значений и этимологии, включение в собственную речь. Исходным понятием при определении объекта фразеологии – фразеологизма – является понятие свободных и несвободных сочетаний Ф. Противопоставляются свободным сочетаниям, отграничиваются от них. Дается понятие о Ф. как несвободном сочетании, обладающем лексическим постоянством и смысловой целостностью. При усвоении понятия смысловой целостности можно при­бегнуть к приему замены фразеологизма одним словом или слово­
сочетанием. Следует каждый раз отмечать, что значение фразеологизма глубже за счет об­разности. Нужно показать, что не все фразеологизмы допуска­
ют такую замену (ср.: лезть на рожон) Со­поставление фразеологизмов и ошибочно построенных словосо­четаний наглядно демонстрирует этот признак: семь пятниц на неделе и «семь суббот на неделе». Учитель во время беседы с учениками должен сообщить им, что фразеологизмы также имеют антонимы, что фразеологизмы вступают в антонимические отношения со сло­вами, например: кот наплакалмного, куры не клюютмало: На этом занятии полезно сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов. Для этого можно ис­пользовать ряды со значениями «быстро» и «медленно» («быст­ро»: одним махом, одним духом). Для закрепления полученных знаний выполняются упражне­ния следующих типов: 1) нахождение антонимических пар фра­зеологизмов; 2) объяснение значения фразеологизмов-антонимов; 3) группировка фразеологизмов на антонимические пары; 4) подбор фразеологизмов-антони­мов;

С фразеологическими словарями и справочниками учащиеся знакомятся впервые, поэтому сведения о них учителю целесооб­разно сообщить в своем рассказе. Одним из сложных вопросов описания фразеологизмов яв­ляется вопрос о том, как располагать их в словаре. Иногда Ф. располагаются по грамматически господствующему слову. Это требует от учащихся навыка нахождения та­кого слова. Закрепляются полученные знания и формируются навыки пользования словарями при выполнении упражнений следую­щих типов: 1) сопоставление словарных статей фраз словаря, фраз справочника и толков сло­варя; 2) нахождение во фраз словаре Ф., в лексический состав которых входят, напри­мер, слова нога, зуб, небо и др. (по какому-либо словарю); 3) нахождение грамматически ведущего слова во фразеологиз­ме и отыскание во фразеологическом словаре этого фразеоло­гизма по грамматически ведущему слову.4) подбор фразеологизмов на темы: названия домашних живот­ных, цвет. Упражнение на закрепление материала: Ответьте Ф-мом. Как говорят о человеке, который… 1) чистосердечный (с открытой душой), 2) очень болтлив (язык без костей), 3) держится неестественно прямо (как аршин проглотил), 4) часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе), 5) всегда выполняет свое обещание (человек дела), 6) понял настоящую правду (глаза открылись).

3. В 1990-е годы в литературе начинается новая эпоха, и возникает новое направление – постмодернизм. Лишенная цензурных ограничений литература обретает свободу. Эпоха постмодернизма ознаменована появлением большого числа выдающихся произведений, в полной мере отразивших дух современности (В.Пелевин, В.Маканин, А.Королев, Т.Толстая и др.). Для современной литературы постмодерна характерна ориентация на мировую и национальную л-ную традицию, интермедиальность, двууровневость (два плана: сюжетный и философский), ориентация на массового читателя, увлекательный сюжет, глубокий философский подтекст, оригинальность формы, необычность пространственно-временной организации. В 90 гг представителя советского андеграунда открыли для себя понятие обществопотребление, после чего пришел новый термин «Общество глобализации». В задачу постмодернистов вошло художественными средствами отобразить стремление массовости, как желание сотворить коллективное оборачивается производством безличности. Творчество Петрушевской тоже относят к постмодернизму. Многим ее произведениям долго пришлось лежать в столах, так как писала о том, о чем говорить было не принято. Формирование психологии проститутки, мироощущение запившей матери-одиночки в рассказе «Страна» привлекли внимание писательницы задолго до бума журналистских публикаций на подобные темы. Петрушевская в своем рассказе показала «маленького человека» в том смысле, в каком ее понимали в прошлом веке. Заметная фигура среди женских персонажей Петрушевской – женщина-мать. Материнство – это поиски как бы в потемках невидимых, но желанных связей с родным человеком и нередко неумелые потуги воспитания во имя ложно понятого счастья своего дитяти и всегда – усилие по спасению собственного ребенка. Петрушевская смотрит на абсурд жизни по-женски, а значит, по-матерински. Писателя интересует лишь ситуация. Личность же рассматривается ею как кирпичик общего мироздания.

4. Литература формирует сознание читателя. А формировать общественное сознание человека — значит вооружать его научными знаниями, развивать -у него политические, философские, правовые и эстетические взгляды, воспитывать лучшие моральные качества характера. Художественная литература дает богатейшие возмож­ности для достижения этих целей.

Начинается процесс формирования сознания средствами лите­ратуры с изучения самого произведения. Это прежде всего знание художественного текста (жизненных ситуаций, изображенных в произведении, героев, участвующих в этих ситуациях, их поведе­ния, поступков, отношений друг с другом); знание авторского отношения к тому, что изображается в произведении; знание осо­бенностей родовой и жанровой формы произведения, т. е. знание художественной структуры произведения — всех ее элементов; кроме того, знание истории создания художественного произведе­ния; знание вопросов теории литературы, необходимых для того, чтобы воспринимать художественное произведение как факт искус­ства.

Все это важно не только с точки зрения образовательной, но и воспитательной. Во-первых, потому что в процессе изучения произ­ведения сам художественный текст оказывает непосредственное воспитывающее воздействие на читателя, во-вторых, приобретение, расширение, углубление знаний формирует такие качества -харак­тера человека, как целеустремленность, терпение, усидчивость, формирует умственные навыки и умения.

Читая художественное произведение, чтец остается самим собой, т. е. не перевоплощается ни в поэта, ни в его лирического героя. Исполнитель доносит до слушателя свои чувства, пережи­вания, мысли, настроения, вызванные данным художественным текстом. Но эти мысли, чувства, настроения, переживания появ­ляются только в процессе исполнительского анализа. Исполнитель­ский анализ — это путь чтеца к поэту, наилучший способ про­никновения в поэтическую идею исполняемого произведения, в систему образов и картин; это средство, с помощью которого проясняется отношение чтеца к произведению.

Нравствнное возрождение: на пимере данного текста читатель делает выводы такой жизни, отмечает про себя отдельные слова и выражения; понимает обстоятельства, отдельные жизненные ситуации, с которыми связано возникновение замысла текста. Именно такое чтение и осмысление способствует эмоциональному проникновению в художественную ткань текста, является своеобразным предварительным комментарием к отдельным образам и картинам текста.

Задание: –Какое значение в построении образа пьющей женщины имеет описание их жизни?

–Каково отношение матери к дочери и в чем это выражается?

– Как характеризуют героев их поступки?

– Основная идея текста.

Билет36.1 Сложноподчиненными наз-ся предложения, в которых пред.части связываются подчинительной связью, связаны подчинительным союзом, яв-ся грамматически неравноправными (есть главная и зависимая ПЧ).

СПП. Выделить главную и придаточную часть.

Нерасчленной структуры, т.к. прид. часть относится ко всей глав. части

Расчленной структуры, т.к. придат. часть относится к одному контактному слову.

Расчлененной струк.

А) Обстоятельственные:

Места: где, куда, откуда. Соотн. слова: нигде, везде, впереди, назад.

Образа действия, цели: чтобы, дабы, для того чтобы, стем чтобы, затем чтобы, лишь бы, только бы.

Уступки: хотяЮ несмотря на то, что, невзирая на то, что, пускай, пусть.

Условия: если бы, коли, когда бы, раз, кабы.

Причины: потому что, оттого что, так как, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, поскольку, ибо.

Сравнения: как, подобно тому как, как будто, словно, точно, как если бы.

Б) СПП с придаточным следствия, т.к. присоединяется к главной части союзами так что и всегда находиться в постпозиции.

В) СПП с прид. подчинительно-присоединительн, т.к. прикрепляется к главн. части относительно мест. что, оттого, почему, зачем. Прид. часть выражает подчинительно-присоединительное значение, содержит добавочное сообщение оценку того, о чем говориться вглавн. части.

СПП нерасчленн. структуры.

А) Присубстантивно-определительные СПП, т.к. придаточная часть распространяет контактное слово в главной части, выражает атрибутивное значение, выражает признак предмета, присоединяется союзными словами который, какой, чей, где, куда.

1) Атрибутивно-выделительное, тк. главная часть обязательно нуждается в придаточной части, которая поясняет контактное слово в главной части путем указания на такой предмет,котрый выделяет его из однородных предметов. В глав. части при контактном слове используется указательно-соотносительные слова тот, такой.

2) Атрибутивно-распрастранительные, т.к. гл.часть не нуждается в придаточной, которая поясняет контактное слово, путем указания на признак, лишь формально зависит ои главной части и в смысловом отношении не является обязательныс, т.к. гл.часть имеет вполне определенное значение.

Б) Объектные СПП, т.к. прид. часть распространяет контактное слово в главной части, обязательно требующей объектного распространенния и выполняет роль этого объекта.

1) Изъяснительно-объектные, т.к. прид.часть поясняет, распространяе глаг.,сущ,прилаг, категор. состояния. Придаточное присоеденяется союзами как, будто, что, чтобы, куда, словами: зачем, что, почему, сколько.

2) Сравнительно-объектные, т.к. прид.часть поясняет контакт. слово, выраженное прил, наречием,категорией состояния в сравнитель. степени, для полноты смысла нуждается в обязательном распространении и присоединяется к гл. части союзами чем, нежели.

В) Местоименно-соотносительные СПП, т.к. прид. часть поясняет контактное слово в гл.части, соотносится по значению по значению с с.с. и раскрывает конкретное содержание того, на что они указывают. Связь осуществляется с помощью: тот-кто, тот-что, такой-какой, таков-таков, столько-сколько, насколько-настолько, как-так. Соотносительные слова в глав. части являются структ обязательными и не опускаются. Порядок частей свободный.

Г) Местоименно-союзно-соотносительные, т.к. прид часть пояняет контакное слова такой, так, столько, настолько, в такой степени в гл. части, раскрывая конкретное содержание того, на что они указывают и присоединяются к главной с помощью союзов что, чтобы, будто, как будто, словно, точно, как если бы.

Средства связи.

Вид придаточного.

2. В 5 кл изучпропед (подгот) курс синт. Системат курс синт изуч в 8-9 кл.

СПП в 5 кл. Учитель д\обратить вним уч-в на то, что 2 часть П не м\сущ-ть без 1. Некотор П-я похожи на с\с; в них 1 часть явл гл (независ), от нее м\постав вопров к др – завис, подчин, придат Ч. В Кл с сильн составом м\ввести термин СПП. Как пок опыт, уч-ся на практич уровне способны уже в 5 кл усвоить это пон-е при усл пост раб над сост схем П, выполнений зад, связ с сост-м П по дан схемам. Конструирование (состав-е П-й по схемам, опорным словам; по опр теме, дан ситуации). Формир-е пунктуацо навыка. П н – это почти всегда осознан Дей-я, при вып-и кот 1 операция идет за др, измен-е усл-й требует и изм-е операций, соч-е их последов-ей. В 5 кл записывая под диктовку П-я уч-ки слышат повтор-ся ЧП, в процессе письма уточняют какой это ЧП. В основе ПН лежат умения анализ-ть П, видеть в построении такие Эл-ты и их соч-я, находить такие части П и устанав-ть отн-я м\у ними, по кот узнается модель, схем-ки представ-я в пунк правиле. Создать такой навык – это значит спроецировать схемы и представления этих моделей во внутр речи (долговрй памяти) и закрепить их, чтобы использовать в св речи и обнаруживать потом в чужой р, когда необх-мо ее пункт-но оформить. Под моделью здесь поним-ся такое построение, признаки кот явл усл-ми пунк нормы. Это м\б и часть П (например ОЧП, обособ), и ПП и СП. Система Дей-й пунк правила оп-ся разными факторами: спецификой самой пунктограмы, типом правила, особ-ми самого письма – записью под диктовку или произвольным письмом. Х-р пунктограммы опр и методику работы над правилом. Выделяется 4 этапа обуч п-ции. 1 э — нач шк — предусматр знакомст­во с пунк-ей на практич основе. 2 эт связан с изуч пропед курса син­таксиса в 5 классе. На этом этапе происходит закрепл знаний уч-ся о постановке знаков преп в конце П и при ОЧП, м\у частями СП. Шк-ки запоминают правила пост-ки зн препи-я в П-х с пр речью и обращением. Вопросы: Определите вид СП. Выделите гл и прид часть. К какому слову гл П-я или к П-ю в целом прид часть относится? Какое место занимает по отношению к гл? Какие ср-а связи использ в дан П?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...