Особенности наполнения ПЧ.
Интонация – важный элемент структуры СП в устной речи, средство создания его единства, и целостности. Она объединяет ПЧ внутри СП, делая его законченным, как коммуникативную единицу; выражает смысловые отношения между ПЧ. Союзы и союзные слова – важные средства связи между ПЧ в СП. Бывают: - семантические – характеризуются однозначностью смысловых отношений, их основные выразители (так что – следствен. союз); - Асемантические – характеризуются многозначностью смысловых отношений. Не являются носителями ГЗ СП (и, а чтобы). Особенности строения ПЧ определяются необходимостью взаимоприспособления ПЧ при их включении в состав СП для создания его смысловой целостности.. К ним относятся: 1)Структурная неполнота одной ПЧ. 2) Синтаксический параллелизм 3) Соотношение форм глаголов – сказуемых. 4) Общие второстепенные компоненты. 5) Анафорическое местоименное слово. 6) Порядок следования ПЧ. Особенности лексического наполнения ПЧ. Объединению ПЧ в СП можно способствовать, используя в них типизированные лексические элементы: 1) Синонимы. 2) Антонимы. 3) Слова одной лексической группы. 4) Повторы. Структурно – семантическая классификация СП впервые была представлена Поспеловым, затем В.А. Белошапковой, Л.Ю. Максимовым. СП: 1. Союзные: - СПП -СПП - Переходные 2. Бессоюзные. Примеры в тексте: ССП –21 СПП – СБП – 2, 7, 9. 1. Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).
<В методике синтаксиса применяются следующие принципы>интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).<При формировании учебно- языковых умений используют>синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это: . отграничение одних синтаксических структур от других; . определение структуры данной синтаксической единицы; . нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; . составление схем предложений; . составление предложений по схемам; . составление предложений указанной структуры; . полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладение пунктуацией, а также рядом речевых умений»1. Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации. В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет: «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения. Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать».
2 На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всех союзов приведённых в таблице. Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание «а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами; б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы; г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов. Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ. Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов. Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений. На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).
В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования» Изучение темы идёт в следующем порядке: Программа Ладыженской Т.А. и др. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е. 1. Союзные сложные предложения. a) сложносочинённые (5 часов); b) сложноподчинённые (17 часов). 2. Бессоюзные сложные предложения (6 часов) 3. Сложные предложения с различными видами связи (5 часов). Программа Бабайцевой В.В. и др. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е. 1. Сложносочинённые (5 часов). 2. Сложноподчинённые (13 часов). 3. Сложные бессоюзные (6 часов). 4. Сложные предложения с различными видами связи (4 часа). Программа Разумовской М.М. и др. С и н т а к с и с с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я. 1. Сложное предложение (2 часа). a) сложносочинённое (5 часов); b) сложноподчинённое (15 часов); c) бессоюзное сложное предложение (7 часов); d) сложное предложение с различными видами связи (5 часов) + 6 часов резервных. Программа Бабайцевой оказалось более систематизированной Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др. 1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения. 2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. 3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. 4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи. К концу 9 класса: производить все виды разборов<…>синтаксический; находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;
находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Бабайцевой и др. Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами. Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными. 3. Белов родился в 1932 году в далекой вологодской деревеньке Тимонихе, где сейчас, как свидетельствует писатель(«осталось всего шесть домов — одни старушки», Поначалу биография складывалась как и у тысяч его сверстников: деревенское детство, тяготы военного времени, бедственное положение в послевоенный период. Гражданский пафос, искренняя заинтересованность писателей в судьбе деревни роднят эту прозу с предшествующим «деревенским очерком», который вызвал широкий резонанс в обновленной общественно-исторической атмосфере середины 50-х годов. После страстного правдивого очерка читатель был вправе ожидать от литературы не меньшей «глубины вспашки» при освоении серьезных проблем народной жизни. А проблем было много.
4. “Эпизод (от греч. букв. — вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени” (1, 511).Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения. С одной стороны, он является некоторым законченным целым (“Автор эпического произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не только в целом произведении... Все композиционные элементы в эпическом произведении... стремятся к завершённости и относительной замкнутости” (курсив мой. — Е.Б.) (2,12); с другой стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями. Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, который раскладывается на те же составляющие, что и “классический” порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку Прежде всего нужно установить “ближайшие” связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет.Чаще всего событие, заключённое в конкретном эпизоде, содержит в себе какой-то определённый мотив. Так, мотивом к эпизоду «Чичиков у Коробочки» (из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души») является описание пути главного героя, едущего в “довольном расположении духа” от Манилова к Собакевичу. Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых художественных деталей. Они фокусируют внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным. Детали являются мельчайшими единицами, несущими значительную идейно-эмоциональную нагрузку. “Деталь... призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости... Выразительная, счастливо найденная деталь — свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали — свидетельство культуры, филологической грамотности читателя... справедливо обращая внимание на её большое смысловое и эстетическое значение, С одной стороны, “ смысл и сила детали в том, что в бесконечно малое вмещено целое ” (5, 303); с другой — “при всей художественной значимости и композиционной важности деталей отдельная деталь или многие детали, взятые, так сказать, сами по себе, вне связи между собой и другими средствами художественной изобразительности, не могут дать полного представления ни о стиле писателя, ни об особенностях словесного построения того или иного произведения. Деталь важна и значима как часть художественного целого ” (4, 252). “Деталь — миниатюрная модель искусства. В индивидуальном характере — тип. В цепи единичных событий — время, история. В частной коллизии — противоречия общества. В отдельных судьбах — закономерности эпохи. Ни характеры, ни обстоятельства невозможны, немыслимы вне «бесконечно малых моментов»” (5, 304).Сделаем попытку определить содержательные функции двух композиционных компонентов, особенно часто встречающихся в эпизоде, — описания интерьера и пейзажа. Необходимо дать учащимся своего рода ключ, при помощи которого они могли бы через деталь выйти на героя, его характер, авторскую позицию. Интерьер (фр. — внутренний) — изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. Там время остановилось навсегда.Детали менее экспрессивные и менее характерные называются подробностями. “Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности ” (курсив мой. — Е.Б.) (5, 304).Вот описание кухни, чулана, буфета в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, у которой Илья Ильич Обломов нашёл материализовавшееся воплощение своей мечты об Обломовке. И.А. Гончаров даёт длинный ряд подробностей, перечисление которых убеждает читателя в том, что герой покойно “жил как будто в золотой рамке жизни”: “...всё было уставлено поставцами с посудой... блюдами, соусниками, чашками, грудами тарелок, горшками чугунными... Целые ряды огромных, пузатых и миньятюрных чайников... Большие стеклянные банки с кофе, корицей, ванилью, хрустальные чайницы, судки с маслом, с уксусом...” Билет 42 1. Сложноподчиненное предложение. Особенности структуры и семантики СПП. Многочленное СПП и их разновидности. СПП, т.к. предикативные части связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза или союзного слова, яв-ся грамматически неравноправными, есть главная и придаточная часть. СПП. Выделить главную и придаточную часть. Нерасчленной структуры, т.к. прид. часть относится ко всей глав. части Расчленной структуры, т.к. придат. часть относится к одному контактному слову. Расчлененной струк. А) Обстоятельственные: Места: где, куда, откуда. Соотн. слова: нигде, везде, впереди, назад. Образа действия, цели: чтобы, дабы, для того чтобы, стем чтобы, затем чтобы, лишь бы, только бы. Уступки: хотяЮ несмотря на то, что, невзирая на то, что, пускай, пусть. Условия: если бы, коли, когда бы, раз, кабы. Причины: потому что, оттого что, так как, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, поскольку, ибо. Сравнения: как, подобно тому как, как будто, словно, точно, как если бы. Б) СПП с придаточным следствия, т.к. присоединяется к главной части союзами так что и всегда находиться в постпозиции. В) СПП с прид. подчинительно-присоединительн, т.к. прикрепляется к главн. части относительно мест. что, оттого, почему, зачем. Прид. часть выражает подчинительно-присоединительное значение, содержит добавочное сообщение оценку того, о чем говориться вглавн. части. СПП нерасчленн. структуры. А) Присубстантивно-определительные СПП, т.к. придаточная часть распространяет контактное слово в главной части, выражает атрибутивное значение, выражает признак предмета, присоединяется союзными словами который, какой, чей, где, куда. 1) Атрибутивно-выделительное, тк. главная часть обязательно нуждается в придаточной части, которая поясняет контактное слово в главной части путем указания на такой предмет,котрый выделяет его из однородных предметов. В глав. части при контактном слове используется указательно-соотносительные слова тот, такой. 2) Атрибутивно-распрастранительные, т.к. гл.часть не нуждается в придаточной, которая поясняет контактное слово, путем указания на признак, лишь формально зависит ои главной части и в смысловом отношении не является обязательныс, т.к. гл.часть имеет вполне определенное значение. Б) Объектные СПП, т.к. прид. часть распространяет контактное слово в главной части, обязательно требующей объектного распространенния и выполняет роль этого объекта. 1) Изъяснительно-объектные, т.к. прид.часть поясняет, распространяе глаг.,сущ,прилаг, категор. состояния. Придаточное присоеденяется союзами как, будто, что, чтобы, куда, словами: зачем, что, почему, сколько. 2) Сравнительно-объектные, т.к. прид.часть поясняет контакт. слово, выраженное прил, наречием,категорией состояния в сравнитель. степени, для полноты смысла нуждается в обязательном распространении и присоединяется к гл. части союзами чем, нежели. В) Местоименно-соотносительные СПП, т.к. прид. часть поясняет контактное слово в гл.части, соотносится по значению по значению с с.с. и раскрывает конкретное содержание того, на что они указывают. Связь осуществляется с помощью: тот-кто, тот-что, такой-какой, таков-таков, столько-сколько, насколько-настолько, как-так. Соотносительные слова в глав. части являются структ- обязательными и не опускаются. Порядок частей свободный. Г) Местоименно-союзно-соотносительные, т.к. прид. часть поясняет контактное слова такой, так, столько, настолько, в такой степени в гл. части, раскрывая конкретное содержание того, на что они указывают и присоединяются к главной с помощью союзов что, чтобы, будто, как будто, словно, точно, как если бы. Средства связи. Вид придаточного. Многочленное СПП. Многочленное, тк. состоит из 3 и более предикативных частей. СПП. Многочленное СПП с последовательным подчинением, т.к. глав. часть является таковой только для 1ой прид. части, прид. части связываются друг с другом последовательно, каждая последующая часть становится главной для следующей. Многочленное СПП с соподчинением, т.к. придаточная часть одновременно относятся к главной части. А) С однородным соподчинением, т.к. прид части относятся к контактному слову или ко всей глав. части в целом, одинаково поясняет их, выражает одинаковые смысловые отношения, связываются одинаковыми средствами связи, являются придаточными одного и того же вида. Б) С неоднородным соподчинением, т.к. придаточные части относятся к главн. части одновременно, но по-разному, по-разному поясняя ее. Контактное слово выражает разные смысловые отношения, относятся к разным видам придаточных. 2. Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении с сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения».2 Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов. При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях овторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3 Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. 1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения. 2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. 3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. 4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи. К концу 9 класса: производить все виды разборов<…>синтаксический; находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Бабайцевой и др. Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами. Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными. Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений 3. Основные даты жизни и творчества 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. "Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро". Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. "Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, "не рожено, не прошено, папой с мамой брошено", тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры". Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. "Группу и профессию в ФЗО я не выбирал -- они сами меня выбрали", расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, -- время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей. В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете "Чусовской рабочий", Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ "Гражданский человек"; впоследствии он назовет его "Сибиряк". С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе "Прикамье",журнале "Смена", сборниках "Охотничьи были" и "Приметы времени". С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега". В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. 60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть "Кража" (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах "Последний поклон": "Зорькина песня" (1960), "Гуси в полынье" (1961), "Запах сена" (1963), "Деревья растут для всех" (1964), "Дядя Филипп - судовой механик" (1965), "Монах в новыхштанах" (1966), "Осенние грусти и радости" (1966), "Ночь темная- темная" (1967), "Последний поклон" (1967), "Где-то гремит война" (1967), "Фотография, на которой меня нет" (1968), "Бабушкин праздник" (1968). В 1968 году повесть "Последний поклон" выходит в Перми отдельной книгой. К 1965 году начал складываться цикл затесей -- лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году "Затеси" выходят отдельной книгой в издательстве "Советский писатель" - "Деревенское приключение". "Песнопевица", "Как лечили богиню", "Звезды и елочки","Тура", "Родные березы", "Весенний остров", "Хлебозары", "Чтобы боль каждого...", "Кладбище", "И прахом своим". "Домский собор", "Видение", "Ягодка", "Вздох". К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве. В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое "радостное детище" - "Оду русскому огороду". С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах "Царь-рыба": "Бойе", "Капля", "У золотой карги", "Рыбак Грохотало", "Царь-рыба", "Летит черное перо", "Уха на Боганиде", "Поминки", "Туруханская лилия", "Сон о белых горах", "Нет мне ответа". Публикация глав в периодике - журнале "Наш современник" - шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех нор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы "Норильцы", опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием "Не хватает сердца". Впервые "Царь-рыба" была опубликована в книге "Мальчик в белойрубахе", вышедшей в издательстве "Молодая гвардия" в 1977 году. 17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю. На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне - роман "Прокляты и убиты": часть первая "Чертова яма" (1990-1992) и часть вторая "Плацдарм" (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.В рассказе «Людочка» раскрывается трагедия «маленького» человека. Астафьев как бы продолжает одну из излюбленных тем русской литературы XIX века. Здесь описывается судьба несчастной деревенской девушки, которая приехала в город на поиски счастья, но натолкнулась на равнодушие и жестокость людей. Над ней надругались, но это не самое страшное: люди, которых она любила, не захотели понять ее. И, не найдя ни в ком моральной поддержки, она покончила с собой.Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки, каких у нас сотни. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Из жалости к одинокой женщине девушка массировала ей больные ноги. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню — лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. «Предают, предают его живые! И не его боль, не его жизнь — им свое сострадание дорого, и они хотят, чтобы скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Мать до гадалась, что с ней случилось, но не пожалела ее, потому что «русская баба обязана вынести все». А девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде! Это чудовищное непонимание и подтолкнуло ее к самоубийству. Только после смерти дочери мать поняла свою ошибку. Можно ли винить ее за это? Всю жизнь эта женщина прожила в.погибающей деревне Вычуган и трудилась от зари до зари. Живя с мужем-алкоголиком и одна воспитывая дочь, эта женщина захотела чуть-чуть счастья, связав свою жизнь с человеком, вышедшим из тюрьмы, но не растерявшим человеческие качества. Мать видела, как на ее глазах гибнет деревня, и поэтому отправила дочь в поселок, мол, тут делать нечего. Изображая гибель русской деревни, писатель создает символический образ старой яблони, которая погибла только потому, что отдала все свои соки растущим на ней плодам, как мать старается отдать все лучшее своим детям. «Голый, плоский ствол остался с расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Еще одной». Да, умирают деревни, отдав все лучшее, все народные традиции и обычаи русскому человеку. Вот почему большинство велики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|