Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль учебников в формировании умений морфологического разбора. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.




В школьных учебниках после определений ЧР, их особенностях дается план морф разбора и образец, что помогает учащимся систематизировать знания по определен ЧР и наглядно представить этот разбор.

 

Школьный разбор.

Гул затих

 

Гул – существительное.

1. Обоз предмет и отвечает на вопрос что?

2. Н.ф. – гул

нарицат, неодуш, м.р., II скл, здесь употреблено в именительном падеже, в ед.ч.

3. В предложении является подлежащим. Что? – гул.

3. Жизненный и творческий путь Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» и его место в литературном процессе XX века. С каким эпизодом в биографии поэта и особенностями жизни страны связано стихотворение «Гамлет»? Раскройте поэтику стихотворения.

3.Жизнь и творчество

Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильеке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во вторoй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом

История «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать», К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.
Б. Л. Пастернак написал роман “Доктор Живаго” в прозе, но он, талантливый поэт, не мог не излить свою душу на его страницах более близким сердцу способом — в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органично вписывается в основной текст романа. Она — его часть, а не стихотворная вставка. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе — это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознания их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении “Гефси-манский сад” словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: “Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек”, — Юрий говорит, что установить истину с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, опальный, гонимый, “непечатаемый”, он остался для нас Человеком с большой буквы. В романе “Доктор Живаго” получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству.

4."Г" и "Гамлет" Шекспира. Пастернак предлагает, кроме всего прочего, и логический вариант своей интерпретации "Гамлета" - одной из самых знаменитых драм В.Шекспира. Традиционно главное содержание шекспировской трагедии усматривали в размышлении Гамлета над жестокостью и безнравственностью окружающего его мира, существование в котором для него настолько неприемлемо, что он задается вопросом "быть иль не быть "С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, чтобы "творить волю пославшего его"."Гамлет" не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения. Когда обнаруживается, что видимость и действительность не сходятся и их разделяет пропасть, не существенно, что напоминание о лживости мира приходит в сверхъестественной форме и что призрак требует от Гамлета мщения. Гораздо важнее, что волею слу-чая Гамлет избирается в судьи своего времени и в слуги более отдален-ного. "Гамлет" - драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения". Практически все эти слова о "самоотречении" и "долге", о суде над собственным временем и служении грядущим эпохам, можно сказать о герое пастернаковского романа, таким образом обнаруживается, что представления о Гамлете становятся и ключом к созданию и пониманию образа Юрия Живаго.

"Г" и роман "Доктор Живаго" Стихи из романа, и в том числе "Гамлет", составляют последнюю главу "Доктора Живаго", должны в контексте романа восприниматься читателем как сохранившиеся после смерти стихи главного героя. Соответственно "лирический герой" этих стихотворений должен сопоставляться в большей степени с героем романа, чем с автором - Борисом Пастернаком. Воспринимая героя стихотворения как самого Юрия Живаго, размышляющего о своей судьбе, сопоставляя ее с судьбами Гамлета и Христа, мы естественно актуализуем жизнеописательный аспект романа - роман как "житие". Г ерои же жития - святой, естественно подобен Христу (эта уподобленность Христу святых, призванных повторять в своей жизни путь Христа, подчеркивается на языковом уровне словом "преподобный", т.е. "подобный Христу"). Судьба как нечто, что не выбирается, но исполняет-ся по не зависящему от воли человека сценарию соответствует едва ли не главной идее романа - о благодатности несопротивления ходу вещей, противопоставляемый Юрию Живаго Антипов/Стрельников пытается ломать историю и судьбу и погибает, Живаго же хотя бы стихами, возникающими в качестве главы книги после физической смерти их автора, обрел бессмертие. Стихотворение "Гамлет" прямо названо в прозаической части романа, и это его упоминания позволяет добавить к содержанию еще один аспект - одиночество актера на сцене и человека в ночи оказывается сопоставленным еще и с одиночеством человека (поэта/актера) в большом городе:

В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь. В стихотворении «Гамлет», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема, напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы о. Мандельштама или доведенную до самоубийства М. Цветаеву - «Ах, Марина, давно уже время, да и труд не такой уж ахти, твой заброшенный прах в реквиеме из Елабуги перенести. «Памяти Марины Цветаевой», 1943) Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата - ему он и доверил свою тревогу за новый век. «Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе ПастернакеГамлет Пастернака говорит на равных со всей Вселенной, она слышит Гамлета как давнего знакомого. - Гамлет Пастернака пытается понять свое предназначение и соотносит его с неотвратимостью закона, которому надо подчиняться. Да его слышит Вселенная, но это не мешает ему оставаться наедине с самим собой, просто масштаб его раздумий соразмерен с масштабом Вселенной. у Пастернака Гамлет - человек, на наших глазах совершающий выбор. В этом Гамлет перекликается с образом Христа. - Каждый один на один с самим собой, перед каждым - неминуемая чаша страданий. Каждый расплачивается за грехи своих современников.

Изучение произведений в контексте творчества поэта. Выявите в стихотворении «Гамлет» автобиографические реалии и культурные реминисценции и сформулируйте задания для учащихся.

Задания:

Какова основная тема стихотворения «Гамлет», прочитанного вами?

Как вы думаете о ком это стихотворение?

Охарактеризуйте образы, с которым ассоциируется лирический герой? Что общего между ними?

Мы изучили с вами биографию писателя. Как вы думаете отразились ли каки-либо события его жизни в стихотворении? С каким моментом жизни Пастернака связан «Гамлет»?

Билет45 1. Антонимами являются слова разного звучания, которые выража­ют противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Дифференциальным признаком антонимии является наличие семы «НЕ», входящей в состав одного из членов. Антоним, содержащий сему «НЕ», включает в свое значение и все содержание другого антонима: голодный 'испытыва­ющий голод' — сытый 'не испытывающий голода'; здо­роветь, становиться здоровым' — болеть 'становиться не здоровым (больным)'. Сема 'не' может находиться в значе­нии антонима как отдельное слово, выступать в качестве приставки не- или содержаться в антонимических пристав­ках а-, анти-, бес-, против- и др.: жирный 'содержащий много жира' — постный 'не жирный'; похвальба 'лест­ный отзыв' — порицание 'нелестный отзыв'; шумный 'на­полненный шумом' — тихий 'бесшумный'. В отдельных случаях антонимичностъ создается значением антонимичных приставок у обоих слов: приближаться 'перемещаться ближе к кому-, чему-либо' — удаляться 'перемещаться в противоположном к кому-, чему-либо направлении'.

Члены парадигмы могут содержать в своих значениях лексические антонимы: встреча 'свидание с кем-, чем-ли­бо' — разлука 'расставание с кем-, чем-либо'; приближать­ся 'перемещаться на более близкое расстояние к кому-, чему-либо' — удаляться 'перемещаться на более далекое расстояние от кого-, чего-либо'. Один из лексических анто­нимов в этом случае имплицитно включает в свою семан­тику сему 'не': 'свидание' = 'не'.'+ 'расставание'; 'близ­кое' = 'не' + 'далекое'.

Интегральные семы извлекаются из лексических значе­ний антонимов, при этом они могут принадлежать или не принадлежать к той же классеме (категориальной семе ча­сти речи), что и сами антонимы. Жизнь 'физиологическое существование' — смерть 'прекращение физиологического существования': интегральная сема 'существование' совпа­дает в лексико-грамматическом отношении с классемой, так как и сема 'существование', и антонимы жизньсмерть обозначают 'предметность'.

Большой 'значительный по величине' — маленький 'не­значительный по величине': интегральные семы — 'значи­тельный', 'по величине', в то время как классема антонимов маленькийбольшой — 'признаковость' обозначает при­надлежность к имени прилагательному. В возможности не­соответствия классемы интегральной семе, которая в других парадигмах совпадает с гиперсемой в лексико-грамматиче­ском отношении, и состоит семная специфика антонимии.

Семный анализ членов антонимической пары позволяет выявить их семантические взаимодействия и определить типы антонимов.

Выделяются три семантических типа антонимов: кон­трарные, контрадикторные и конверсивные.

Контрарные (противоположные) антонимы обозна­чают противопоставленность предметов, признаков, про­цессов, отношений. Они допускают включение в свой состав «среднего» члена парадигмы — слова с нейтральным зна­чением, от которого отсчитываются позитивный и негатив­ный члены парадигмы: любимый — безразличный — нена­вистный.

Контрадикторные (противоречащие) антонимы обозначают противопоставленность предметов, призна­ков, процессов, отношений, наличие одного из которых ис­ключает существование другого. Средний член не может быть включен в парадигму: жизнь -— 0 — смерть.

К о н в e р с и в н ы e (или векторные) антонимы как особый тип антонимов могут быть включены в антоними­ческую парадигму на основании противоположной направ­ленности их семантики: входить 'идя, начинать находиться где-либо ' выходить 'идя, переставать находиться где-либо'. Конверсивы обозначают противоположность разно­направленных действий, признаков.

Особенность конверсивов заключается в их лексико-синтаксической противопоставленности: Я покупаю книгуты продаешь книгу, глаголы-конверсивы выражают дву сторонние отношения подлежащно-объектных связей (объект один и тот же, а субъекты, обозначаемые подлежащими, — разные). Сами глаголы представляют одно и то же действие в «обратных» отношениях: 'приобрести в собственность' — 'передать в собственность'.

Глагол продавать 'приобретать в собственность' харак­теризует подлежащее при неконверсивных отношениях и объект при конверсивных отношениях как один и тот же реальный субъект действия: я продаю книгукнига про­дается мне.,

Структурный тип антонимов определяется их принадлежностью/непринадлежностью к одному и тому же словообразовательному гнезду: позднорано (разнокорневые антонимы); порядок -— беспорядок (однокорневые).

Функции антонимов — это создание антитезы, оксюмо­рона и др. Антитеза — стилистическая парная фигура в тексте, используемая в экспрессивно-изобразительных, юмористических, иронических, оценочных и других целях; как средство создания контраста образа, обозначения пре­дела, проявления свойства и т.д. Например: Клянусь я перл вым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов) — антитеза используется как средство выра­жения временного контраста. Или: Но пораженъя от по­беды ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) — несов­местимые понятия выступают как константы авторского кредо.

См. еще: Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной,душа тебе быть верной не устала, тебе, тебе одной! (В. Брюсов) — и первая и вто­рая пара антитез используется для утверждения одного из сопоставляемых контрастов за счет отрицания друго­го: либо много — либо мало, либо к свету — либо во мрак.

Оксиморон (или оксюморон) — стилистическая фи­гура, основанная на двух антонимах, которые обозначают взаимоисключающие явления. Например: Будь счастли­ва несчастием моим (М. Лермонтов); О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский). Следует обратить вни­мание на то, что оксимороны — антонимы всегда принадле­жат к различным частям речи.

Антонимы могут быть разнокорневыми и однокорневыми.

В однокорневых антонимах их противоположные значения объясняются, естественно, не противопоставлением корней, которые у них одинаковы, а противопоставлением присоединяющихся к ним приставок или приставочного и бесприставочного образований (ср.: подземныйнадземный, вливатьвыливать, спокойныйбес­покойный, народныйантинародный, зачетнезачет, прибавить — отбавить, плохонеплохо, открытьзакрыть и т. п.).

В разнокориевых антонимах — противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (ср.: черст­вый — свежий, зажечьпогасить, жизньсмерть, свет — мрак, тишинашум, твердый — мягкий, все — никто, югсевер, ввер­хувнизу, вдольпоперек, жар —' холод, любовьненависть и т. п.). Как разнокорневые антонимы осознаются сейчас и слова конецначало, являющиеся по происхождению однокорневыми.

Не все слова могут иметь антонимы (например: стол, пять, Петр). Этой способностью обладают только такие слова, которые обозначают явления, имеющие качественное, количественное, временное или про­странственное значения. И напротив, в ряде случаев у одного и того же многозначного слова может быть несколько антонимов. Так, анто­нимами к слову твердый являются слова мягкий (твердый как камень — мягкий как воск), жидкий (твердое и жидкое состояния вещества), неуверенный (твердым шагом — неуверенным шагом).

Антонимы — яркое средство для антитезных построений большой художественной выразительности. Очень любил антитезные конструк­ции, построенные с использованием антонимов, М. Лермонтов: В тол­пе друг друга мы узнали, сошлисьи разойдемся вновь. Была без рад о с те й любовь, разлука будет без п еча л и.

Довольно часто в своих критических статьях прибегал к антоиимам для выражения диалектики мысли В. Белинский. Ср.: «Жизнь человеческая разделяется наб у д н и, которых в ней м н о г о, и празд­ники, которых в ней мало.

В жизни человека бывают торжественные минуты, в которых все — победа или все — падение и нет середины. Это минуты борьбы его индивидуальной особенности, требующей личного счастья или личного спасения, с долгом, говорящим ему, что он вправе стремиться к счастью или спасению, но не на счет несчастья или погибели ближнего, имеюще­го равное с ним право и на счастье, если оно ему представляется, и на спасение, если ему грозит беда. Воля человека свободна: он вправе выбрать тот или другой путь, но он должен выбрать тот, на который указывает его разум».

Не чужды антитезы, включающие в свой состав антонимы, и син­таксису такого художника слова, как Л. Толстой. Например в романе «Война и мир» можно отметить такой случай: «Княжна! Постойте, ради бога,вскрикнул он, стараясь остановить ее.Княжна!она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало б л и зк и м, возможным и неизбежным».

Особенно характерны антонимы, образующие антитезы, для ин­дивидуально-художественного стиля А. Блока, например: Познай, где свет,поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Часто прибегают к антонимам для создания антитез и советские поэты. Ср.: Не стану лучше или хуже, все тот же буду, не иной. От счастья пламенеть на стуже, от горя сты­нуть в летний зной, (Грибачев). А правда осталасьчто жизни дороже? А л о ж ь не забыласьчто смерти страшнее? Была ты милей, справедливей, моложе, я тоже казался намного прямее. (Луговской.)

Нередко используются антонимы и для заглавий: «Война и мир» Л. Толстого; «Толстый и тонкий» Чехова; «Дни и ночи», «Живые и мертвые» Симонова; «Земля и небо» Саянова и др.

Очень часты, в силу отмеченной яркой выразительности, антони­мические пары во фразеологических оборотах, в том числе в послови­цах и поговорочных выражениях: черным по белому; ни дать, ни взять; мягко стелет, да жестко спать; ученьесвет, неученьетьма; и стар и млад и т. д.

Антонимия может служить и средством создания иронии. См. у М. Горького '....Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

В качестве контекстуальных, или индивидуально-стилистических, антонимов можно привести слова волна и камень в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.

В общем употреблении эти слова в антонимических отношениях друг к другу не стоят.

Контекстуальными антонимами иногда могут быть даже слова, в общем употреблении являющиеся синонимическими. Как пример можно привести использование слов прощай и до свиданья П. Анто­кольским: Никогда не п р о щай, навсегда до свиданья, милый друг, золотой человек!

Приемы использования антонимов в речи:

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.).
По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.).

В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так... (Выc.).
Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны, но сближают людей; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений (Из газ.) Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).
Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Еc.)
Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: "Плохой хороший человек" (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: "Живой труп" (Л. Т.); "Оптимистическая трагедия" (Вишн.);...Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.
В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? (Кр.). Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.
Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).
Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков), Молодая была уже не молода (И. и П.)
Антонимы в тексте: Сели-встали Первых, начинающий - отстающих, Хилый, гроб – здоровье Коньяк и кофе – спорт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...