Роль учебников в формировании умений морфологического разбора. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.
В школьных учебниках после определений ЧР, их особенностях дается план морф разбора и образец, что помогает учащимся систематизировать знания по определен ЧР и наглядно представить этот разбор.
Школьный разбор. Гул затих
Гул – существительное. 1. Обоз предмет и отвечает на вопрос что? 2. Н.ф. – гул нарицат, неодуш, м.р., II скл, здесь употреблено в именительном падеже, в ед.ч. 3. В предложении является подлежащим. Что? – гул. 3. Жизненный и творческий путь Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» и его место в литературном процессе XX века. С каким эпизодом в биографии поэта и особенностями жизни страны связано стихотворение «Гамлет»? Раскройте поэтику стихотворения. 3.Жизнь и творчество Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильеке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во вторoй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом
История «Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать», К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.
4."Г" и "Гамлет" Шекспира. Пастернак предлагает, кроме всего прочего, и логический вариант своей интерпретации "Гамлета" - одной из самых знаменитых драм В.Шекспира. Традиционно главное содержание шекспировской трагедии усматривали в размышлении Гамлета над жестокостью и безнравственностью окружающего его мира, существование в котором для него настолько неприемлемо, что он задается вопросом "быть иль не быть "С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, чтобы "творить волю пославшего его"."Гамлет" не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения. Когда обнаруживается, что видимость и действительность не сходятся и их разделяет пропасть, не существенно, что напоминание о лживости мира приходит в сверхъестественной форме и что призрак требует от Гамлета мщения. Гораздо важнее, что волею слу-чая Гамлет избирается в судьи своего времени и в слуги более отдален-ного. "Гамлет" - драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения". Практически все эти слова о "самоотречении" и "долге", о суде над собственным временем и служении грядущим эпохам, можно сказать о герое пастернаковского романа, таким образом обнаруживается, что представления о Гамлете становятся и ключом к созданию и пониманию образа Юрия Живаго.
"Г" и роман "Доктор Живаго" Стихи из романа, и в том числе "Гамлет", составляют последнюю главу "Доктора Живаго", должны в контексте романа восприниматься читателем как сохранившиеся после смерти стихи главного героя. Соответственно "лирический герой" этих стихотворений должен сопоставляться в большей степени с героем романа, чем с автором - Борисом Пастернаком. Воспринимая героя стихотворения как самого Юрия Живаго, размышляющего о своей судьбе, сопоставляя ее с судьбами Гамлета и Христа, мы естественно актуализуем жизнеописательный аспект романа - роман как "житие". Г ерои же жития - святой, естественно подобен Христу (эта уподобленность Христу святых, призванных повторять в своей жизни путь Христа, подчеркивается на языковом уровне словом "преподобный", т.е. "подобный Христу"). Судьба как нечто, что не выбирается, но исполняет-ся по не зависящему от воли человека сценарию соответствует едва ли не главной идее романа - о благодатности несопротивления ходу вещей, противопоставляемый Юрию Живаго Антипов/Стрельников пытается ломать историю и судьбу и погибает, Живаго же хотя бы стихами, возникающими в качестве главы книги после физической смерти их автора, обрел бессмертие. Стихотворение "Гамлет" прямо названо в прозаической части романа, и это его упоминания позволяет добавить к содержанию еще один аспект - одиночество актера на сцене и человека в ночи оказывается сопоставленным еще и с одиночеством человека (поэта/актера) в большом городе:
В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь. В стихотворении «Гамлет», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема, напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы о. Мандельштама или доведенную до самоубийства М. Цветаеву - «Ах, Марина, давно уже время, да и труд не такой уж ахти, твой заброшенный прах в реквиеме из Елабуги перенести. «Памяти Марины Цветаевой», 1943) Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата - ему он и доверил свою тревогу за новый век. «Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе ПастернакеГамлет Пастернака говорит на равных со всей Вселенной, она слышит Гамлета как давнего знакомого. - Гамлет Пастернака пытается понять свое предназначение и соотносит его с неотвратимостью закона, которому надо подчиняться. Да его слышит Вселенная, но это не мешает ему оставаться наедине с самим собой, просто масштаб его раздумий соразмерен с масштабом Вселенной. у Пастернака Гамлет - человек, на наших глазах совершающий выбор. В этом Гамлет перекликается с образом Христа. - Каждый один на один с самим собой, перед каждым - неминуемая чаша страданий. Каждый расплачивается за грехи своих современников. Изучение произведений в контексте творчества поэта. Выявите в стихотворении «Гамлет» автобиографические реалии и культурные реминисценции и сформулируйте задания для учащихся.
Задания: Какова основная тема стихотворения «Гамлет», прочитанного вами? Как вы думаете о ком это стихотворение? Охарактеризуйте образы, с которым ассоциируется лирический герой? Что общего между ними? Мы изучили с вами биографию писателя. Как вы думаете отразились ли каки-либо события его жизни в стихотворении? С каким моментом жизни Пастернака связан «Гамлет»? Билет45 1. Антонимами являются слова разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Дифференциальным признаком антонимии является наличие семы «НЕ», входящей в состав одного из членов. Антоним, содержащий сему «НЕ», включает в свое значение и все содержание другого антонима: голодный 'испытывающий голод' — сытый 'не испытывающий голода'; здороветь, становиться здоровым' — болеть 'становиться не здоровым (больным)'. Сема 'не' может находиться в значении антонима как отдельное слово, выступать в качестве приставки не- или содержаться в антонимических приставках а-, анти-, бес-, против- и др.: жирный 'содержащий много жира' — постный 'не жирный'; похвальба 'лестный отзыв' — порицание 'нелестный отзыв'; шумный 'наполненный шумом' — тихий 'бесшумный'. В отдельных случаях антонимичностъ создается значением антонимичных приставок у обоих слов: приближаться 'перемещаться ближе к кому-, чему-либо' — удаляться 'перемещаться в противоположном к кому-, чему-либо направлении'. Члены парадигмы могут содержать в своих значениях лексические антонимы: встреча 'свидание с кем-, чем-либо' — разлука 'расставание с кем-, чем-либо'; приближаться 'перемещаться на более близкое расстояние к кому-, чему-либо' — удаляться 'перемещаться на более далекое расстояние от кого-, чего-либо'. Один из лексических антонимов в этом случае имплицитно включает в свою семантику сему 'не': 'свидание' = 'не'.'+ 'расставание'; 'близкое' = 'не' + 'далекое'. Интегральные семы извлекаются из лексических значений антонимов, при этом они могут принадлежать или не принадлежать к той же классеме (категориальной семе части речи), что и сами антонимы. Жизнь 'физиологическое существование' — смерть 'прекращение физиологического существования': интегральная сема 'существование' совпадает в лексико-грамматическом отношении с классемой, так как и сема 'существование', и антонимы жизнь — смерть обозначают 'предметность'. Большой 'значительный по величине' — маленький 'незначительный по величине': интегральные семы — 'значительный', 'по величине', в то время как классема антонимов маленький — большой — 'признаковость' обозначает принадлежность к имени прилагательному. В возможности несоответствия классемы интегральной семе, которая в других парадигмах совпадает с гиперсемой в лексико-грамматическом отношении, и состоит семная специфика антонимии. Семный анализ членов антонимической пары позволяет выявить их семантические взаимодействия и определить типы антонимов. Выделяются три семантических типа антонимов: контрарные, контрадикторные и конверсивные. Контрарные (противоположные) антонимы обозначают противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений. Они допускают включение в свой состав «среднего» члена парадигмы — слова с нейтральным значением, от которого отсчитываются позитивный и негативный члены парадигмы: любимый — безразличный — ненавистный. Контрадикторные (противоречащие) антонимы обозначают противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений, наличие одного из которых исключает существование другого. Средний член не может быть включен в парадигму: жизнь -— 0 — смерть. К о н в e р с и в н ы e (или векторные) антонимы как особый тип антонимов могут быть включены в антонимическую парадигму на основании противоположной направленности их семантики: входить 'идя, начинать находиться где-либо ' выходить 'идя, переставать находиться где-либо'. Конверсивы обозначают противоположность разнонаправленных действий, признаков. Особенность конверсивов заключается в их лексико-синтаксической противопоставленности: Я покупаю книгу — ты продаешь книгу, глаголы-конверсивы выражают дву сторонние отношения подлежащно-объектных связей (объект один и тот же, а субъекты, обозначаемые подлежащими, — разные). Сами глаголы представляют одно и то же действие в «обратных» отношениях: 'приобрести в собственность' — 'передать в собственность'. Глагол продавать 'приобретать в собственность' характеризует подлежащее при неконверсивных отношениях и объект при конверсивных отношениях как один и тот же реальный субъект действия: я продаю книгу — книга продается мне., Структурный тип антонимов определяется их принадлежностью/непринадлежностью к одному и тому же словообразовательному гнезду: поздно — рано (разнокорневые антонимы); порядок -— беспорядок (однокорневые). Функции антонимов — это создание антитезы, оксюморона и др. Антитеза — стилистическая парная фигура в тексте, используемая в экспрессивно-изобразительных, юмористических, иронических, оценочных и других целях; как средство создания контраста образа, обозначения предела, проявления свойства и т.д. Например: Клянусь я перл вым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов) — антитеза используется как средство выражения временного контраста. Или: Но пораженъя от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) — несовместимые понятия выступают как константы авторского кредо. См. еще: Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной, — душа тебе быть верной не устала, тебе, тебе одной! (В. Брюсов) — и первая и вторая пара антитез используется для утверждения одного из сопоставляемых контрастов за счет отрицания другого: либо много — либо мало, либо к свету — либо во мрак. Оксиморон (или оксюморон) — стилистическая фигура, основанная на двух антонимах, которые обозначают взаимоисключающие явления. Например: Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов); О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский). Следует обратить внимание на то, что оксимороны — антонимы всегда принадлежат к различным частям речи. Антонимы могут быть разнокорневыми и однокорневыми. В однокорневых антонимах их противоположные значения объясняются, естественно, не противопоставлением корней, которые у них одинаковы, а противопоставлением присоединяющихся к ним приставок или приставочного и бесприставочного образований (ср.: подземный — надземный, вливать — выливать, спокойный — беспокойный, народный — антинародный, зачет — незачет, прибавить — отбавить, плохо — неплохо, открыть — закрыть и т. п.). В разнокориевых антонимах — противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (ср.: черствый — свежий, зажечь — погасить, жизнь — смерть, свет — мрак, тишина — шум, твердый — мягкий, все — никто, юг — север, вверху — внизу, вдоль — поперек, жар —' холод, любовь — ненависть и т. п.). Как разнокорневые антонимы осознаются сейчас и слова конец — начало, являющиеся по происхождению однокорневыми. Не все слова могут иметь антонимы (например: стол, пять, Петр). Этой способностью обладают только такие слова, которые обозначают явления, имеющие качественное, количественное, временное или пространственное значения. И напротив, в ряде случаев у одного и того же многозначного слова может быть несколько антонимов. Так, антонимами к слову твердый являются слова мягкий (твердый как камень — мягкий как воск), жидкий (твердое и жидкое состояния вещества), неуверенный (твердым шагом — неуверенным шагом). Антонимы — яркое средство для антитезных построений большой художественной выразительности. Очень любил антитезные конструкции, построенные с использованием антонимов, М. Лермонтов: В толпе друг друга мы узнали, сошлись — и разойдемся вновь. Была без рад о с те й любовь, разлука будет без п еча л и. Довольно часто в своих критических статьях прибегал к антоиимам для выражения диалектики мысли В. Белинский. Ср.: «Жизнь человеческая разделяется наб у д н и, которых в ней м н о г о, и праздники, которых в ней мало. В жизни человека бывают торжественные минуты, в которых все — победа или все — падение и нет середины. Это минуты борьбы его индивидуальной особенности, требующей личного счастья или личного спасения, с долгом, говорящим ему, что он вправе стремиться к счастью или спасению, но не на счет несчастья или погибели ближнего, имеющего равное с ним право и на счастье, если оно ему представляется, и на спасение, если ему грозит беда. Воля человека свободна: он вправе выбрать тот или другой путь, но он должен выбрать тот, на который указывает его разум». Не чужды антитезы, включающие в свой состав антонимы, и синтаксису такого художника слова, как Л. Толстой. Например в романе «Война и мир» можно отметить такой случай: «Княжна! Постойте, ради бога, — вскрикнул он, стараясь остановить ее. — Княжна! — она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало б л и зк и м, возможным и неизбежным». Особенно характерны антонимы, образующие антитезы, для индивидуально-художественного стиля А. Блока, например: Познай, где свет, — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума. Часто прибегают к антонимам для создания антитез и советские поэты. Ср.: Не стану лучше или хуже, все тот же буду, не иной. От счастья пламенеть на стуже, от горя стынуть в летний зной, (Грибачев). А правда осталась — что жизни дороже? А л о ж ь не забылась — что смерти страшнее? Была ты милей, справедливей, моложе, я тоже казался намного прямее. (Луговской.) Нередко используются антонимы и для заглавий: «Война и мир» Л. Толстого; «Толстый и тонкий» Чехова; «Дни и ночи», «Живые и мертвые» Симонова; «Земля и небо» Саянова и др. Очень часты, в силу отмеченной яркой выразительности, антонимические пары во фразеологических оборотах, в том числе в пословицах и поговорочных выражениях: черным по белому; ни дать, ни взять; мягко стелет, да жестко спать; ученье — свет, неученье — тьма; и стар и млад и т. д. Антонимия может служить и средством создания иронии. См. у М. Горького '....Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники. В качестве контекстуальных, или индивидуально-стилистических, антонимов можно привести слова волна и камень в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. В общем употреблении эти слова в антонимических отношениях друг к другу не стоят. Контекстуальными антонимами иногда могут быть даже слова, в общем употреблении являющиеся синонимическими. Как пример можно привести использование слов прощай и до свиданья П. Антокольским: Никогда не п р о щай, навсегда до свиданья, милый друг, золотой человек! Приемы использования антонимов в речи: Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так... (Выc.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|