Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словари на уроках русского языка 7 глава




3. Поэзия военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств – от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии, до итогового напутствия пережившим войну хранить Отчизну.

Стихи помогут заново пережить и богатейший диапазон чувств, рожденных этим временем, и их небывалую силу и остроту, помогут избежать ошибочного, одностороннего представления о войне-победе, с развернутыми знаменами, оркестрами, орденами, всеобщим ликованием, или о войне-поражения, с неудачами, смертями, кровью, слезами, стоящими в горле.

Поэзия военных лет – это поэзия необыкновенной интенсивности. В годы войны агитировались многие ее жанры – и те агитационные, что вели свое начало от времени революции и гражданской войны, и лирические, за которыми стояла многовековая традиция.

Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию человеческие привязанности, подчеркнула высокую ценность любви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лирическая поэзия военного времени полно отразила эту жажду человечности. Суровые испытания не ожесточили людей.

Не было человека, который не знал бы стихотворения К.Симонова «Жди меня, и я вернусь..» (1941). Его печатали в фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах с фронта и на фронт. Так после долгого перерыва ожил в те годы и получил широкое признание полузабытый жанр стихотворного послания, столь распространенный в поэзии пушкинского времени.

Литературная деятельность Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы. Киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы ВОВ, - редкий случай в поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу. Их печатали в газетах, особенно охотно во фронтовых, их читали по радио и с эстрады. Рожденные войной, несущие ее конкретные приметы, стихи Симонова обращены к общечеловеческим ценностям и проблемам. Симонов утверждал, что суть поэзии в силе чувства. В его собственных стихах эта сила, соединенная с исповедальной искренностью и обращенная к болевым точкам времени, создает неповторимы поэтический стиль.

Изучение обзорных тем.

Обзорные темы включают краткий анализ худ. текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорные темы раскрываются в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельным выступлений. Перед учителем встает задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность. На обзорные темы отводиться меньше времени, однако их в курсе очень много: давая ученикам разнообразные историко-лит. сведения и представления о лит. обстановке определенных эпох обзоры помогают школьникам понять отечественную лит., как явление движущееся и меняющееся, усидеть процесс ее развития. В жатом виде план изучения выглядит так: характеристика основных исторических и общест-пол. событий эпохи или периода; отражение их в искусстве этого времени; общая картина лит. жизни данного периода (литер. стиль, проблематика произведений, лит. борьба); крупнейшие худ. слова, выразившие время. Другим типам обзорной темы является сжатая характеристика творчества писателя, рассматриваемого в рамках какого-либо сквозного обзора.

Основными методами в работе над обзорными темами являются объяснительно- репродуктивные (в форме лекции учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. Рекомендуется широко использовать в обзорах худ. рассказывание. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Благодаря обзорным темам знания учащихся складываются в систему.

Билет 37 Ответ1. Обособлением называется смысловое и интонационное выде ление второстепенных членов с целью придания им некоторой са мостоятельности в предложении. Обособленные члены предложе ния содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они логически подчеркиваются и приобретают больший синтакси ческий вес и стилистическую выразительность в предложении.

Смысловое выделение обособленных членов предложения достигается в устной речи интонационным их выделением: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложе ния) имеется повышение голоса, делается пауза, ему присуще фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых от резков (синтагм), на которые членится предложение. Предложения с обособленными членами делят на две группы: 1) предложения с полупредикативными обособленными членами (определение, приложение и обстоятельства); 2) предложения с уточняющими и поясняющими обособленными членами. Различают общие и частные условия обособления. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения. Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Степень распространенности члена предложения имеет значение для всех обособленных членов предложения.
Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому также имеет значение для всех обособленных членов предложения. Смысловая нагрузка торостепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личного местоимения и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и пределяющего слов (слабая управляемость сущ. в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д. 1. Осложненные предложения с полупредикативными отношениями.- Обособленные согласованные определения: Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов. Определение обособляется, так как стоит после определяемого слова. - Обособленные приложения. (не представлено в тексте)
- Обособление обстоятельств. За ним, давясь плачем, тащилась Дёмчиха. 2. Предложения, осложненные уточняющими членами предложения
Наряду с обособлением в собственном смысле слова, т.е. выделением второстепенных членов предложения, существует интонационно-смысловое выделение в предложении слов, которые могут быть не только второстепенными, но и главными членами. Это так называемое уточнение и пояснение.
Под уточнением подразумевается сужение объема понятия, его ограничение. Так, в предложении Впереди, у самой дороги, горел костер (Ч.) обстоятельство места впереди ограничивается, уточняется более узким по значению одноименным членом предложения у самой дороги.

Ответ2.. Обособленные члены предложения в школьном курсе синтаксиса. Специфика изучения обособленных определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Формирование интонационных и пунктуационных навыков. Синтаксическая синонимия при обособлении. Систематизируйте обособленные члены предложения по видам и определите, какие виды не представлены в данном тексте.
- Обособленные члены предложения в школьном курсе синтаксиса. Специфика изучения обособленных определений, приложений, дополнений и обстоятельств.
В средней школе обособленные члены предложения изучаются в 8 классе. Дается понятие обособленных членов предложения, общих и частных условий их обособления, виды об. членов: определения, дополнения, обстоятельства.
Методы изучения:
-самостоятельный (самостоятельное изучение теоретич. материала и выполнения разного рода упражнений по учебнику; нахождение примеров литературных произведениях, конструирование предложения с разными видами ОЧ);
- наблюдение и анализ языковых явлений (под руководством учителя учащиеся рассматривают предложения с разными видами ОЧ, вслушиваются в интонацию, сравнивают между собой различные явления, делают выводы, обобщают, замечают закономерности.
Синтаксический разбор делается в конце изучения темы и применяется с целью достижения сознательных и прочных знаний.

- Формирование интонационных и пунктуационных навыков.
Наблюдение над интонацией начинается с первого урока на тему "Понятие о предложении", так как интонация яв ляется одним из основных признаков предложения. По зада нию преподавателя учащиеся последовательно выполняют сле дующие упражнения: 1) воспроизводят правильное в интона ционном отношении чтение преподавателя или своих товарищей; 2) прослушивают чтение одного и того же предложения не сколькими учащимися, сравнивают особенности произношения, отмечают наиболее удачное чтение соответственно структуре предложения; 3) сопоставляют варианты чтения одного и того же предложения в зависимости от постановки логического уда рения на разных словах; 4) читают примеры изучаемых синтак-, сических конструкций с соблюдением логических ударений, пауз, повышения и понижения голоса; 5) под руководством преподавателя выполняют графически интонационный рисунок данного предложения; 6) определяют на слух (с голоса препо давателя или при использовании магнитофона) интонацию конца, перечислительную, предупредительную и др.; 7) исправляют неправи
льную интонацию предложений в чужом и своем произношении; 8) систематически сопоставляют структуру и ин тонацию изучаемых синтаксических конструкций; 9) решают интонационные задачи.. При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение П. с наблюдением над паузами и интонацией. Знаки П. - это не только показатели грамматич. структуры предложения, но и знаки выразительности речи. Необходимо научить детей правильно ставить знаки и "читать" их. Выработке навыков "чтения" знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста. Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксич. анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематич. использовании пунктуационных знаков в процессе письма.
Ответ3 Изображение Великой Отечественной войны в литературе 1960 - 1990-х годов. Роль "лейтенантской прозы" в осмыслении судьбы "человека на войне". Как в приведенном фрагменте из повести В. Быкова "Сотников" отразились жизненные позиции персонажей?
Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов.
Лейтенантская проза", войдя в состав "военной прозы", задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра.
Первой в ряду подобных произведений стала повесть В. Некрасова "В окопах Сталинграда" (1946). Ее отличала достоверность. В ней отразился дорогой ценой оплаченный опыт офицеров с "передка", безымянных защитников Сталинграда, которые, не жалея себя, сражались за каждый клочок родной земли. Именно эта повесть и стояла у истоков "лейтенантской прозы", более чем на десятилетие опередив последующие за ней "Горячий снег" (1965 - 1969) Ю. Бондарева, "Навеки девятнадцатилетние" (1979) Г. Бакланова, "Убиты под Москвой" (1961) К. Воробьева.Авторы показывали, что люди были просто морально не готовы к войне. Им, как курсантам из повести К. Воробьева "Убиты под Москвой", официальная пропаганда вдалбливала, что "война будет проведена на территории врага, с малыми потерями" со стороны Советского Союза [1, c. 86]. А на самом деле мы отступали до самой Москвы. Гибли люди. Но, к сожалению, власть не очень-то считалась с людскими потерями, не задумывалась о том, какие незаживающие раны оставит война в сердцах людей, часто вынужденных идти на верную смерть. В романе "Горячий снег" Ю. Бондарев попытался развить традиции "лейтенантской прозы" (тем более что она к этому времени переживала определенный кризис). Герои романа гибнут, не дожив, многого не узнав. Но (и это самое важное) они узнали главное: истинную ценность дружбы и любви, каждого мига жизни, прошли проверку на человечность через испытание огнем. Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 - 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор хороших книг "Батальоны просят огня" (1957), "Тишина" (1962), "Горячий снег" (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне - роман "Горячий снег" Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920 - 1993). Его простая и прекрасная повесть "Сашка", напечатанная еще в 1979 году в журнале "Дружба народов" и посвященная "Всем воевавшим подо Ржевом - живым и мертвым" - потрясла читателей. Повесть "Сашка" выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра - и герой повести Сашка понимал - надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обыч ный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926 - 2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение "Момент истины" ("В августе сорок четвертого") о военной контрразведке - СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году В.О. Богомолов опубликовал яркую повесть "В кригере" (кригер - вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести "Момент истины" и "Зося". В этом вагоне - кригере собрались уцелевшие герои. Не долеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (1924), автор любимых всеми книг "А зори здесь тихие" (1968), "Завтра была война", "В списках не значился" (1975), "Аты-баты шли солдаты", которые были экранизированы в советское время, в интервью "Российской газете" от 20 мая 2004 г. отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались уже десять лет и только недавно, в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством "Вече". На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести "А зори здесь тихие...", Искра из повести "Завтра была война" и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести "В списках не значился" и др.). В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д. Сахарова "За гражданское мужество".
Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения - правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.
Как в приведенном фрагменте из повести В. Быкова "Сотников" отразились жизненные позиции персонажей? Полицаи с винтовками аготове шли по обе стороныУ полицаев нет своей жизненной позиции. Они выполняют работу, чтобы прокормить семью, чтобы выжить. Не задумываясь, чисто механически выполняют порученную работуНачальство, растянувшись, приотстало, пропуская их впереди себя.
Начальство поручает всю "грязную" работу полицаям, хочет остаться в сторонеПервым шел Петр - высокий и старый, с белою, без шапки, головой и заломленными назад руками.Мудрый старик, проживший большую трудную жизнь. Он не страшится смерти и готов умереть. Непокрытая голова - непокорность судьбе, внутренняя гордость, сознание своего "я". Заломленные руки - покорность обстоятельствам, судьбе. По натуре Петр - человек гордый, но ввиду обстоятельств вынужден покориться. За ним, давясь плачем, тащилась Дёмчиха.
Демчиха с неохотой, страхом идет на смерть. Она - молодая мать, в первую очередь думающая о сиротской судьбе своих детей.
Рядом в какой-то темной, с чужого плеча одежке с длинными рукавами быстренько семенила босыми ногами Бася.
Девочка все воспринимает как должное, не задумываясь о последствиях.
Рыбак поддерживал под руку Сотникова, который как-то на глазах сник, еще больше осунулся и, кашляя, медленно тащился за всеми, сильно припадая на раненную ногу. Почерневшая его стопа, будто неживая, костяно ковыряла пальцами снег, оставляя на нем неестественные зимой отпечатки. Он молчал, и Рыбак не отважился заговорить с ним. Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов. Рыбак хотя и чувствовал, будто виноват в чем-то, но старался себя убедить, что большой вины за ним нет. Виноват тот, кто делает что-то по своей злой воле или ради выгоды. А у него какая же выгода? Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят.
Сотников - обреченность, покорность судьбе. Он сделал выбор и смирился с ним.
Рыбак - трусость, эгоизм. Страх перед смертью затмевает жизненные ценности.
Ответ4.. Пообразный путь анализа. Составьте систему вопросов и заданий для характеристики героев в данном тексте.
Путь анализа это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. В методике и школьной практике в настоящее время сосуществуют три основных пути литературного разбора: целостный, "по образам" и проблемно-тематический.
Выбор пути анализа художественного произведения в школе определяется не только теми мотивами, которые существенны для литературоведа (художественная природа произведения, его структура, выявленность смысла произведения при иных научных подходах к нему), но уровнем развития учеников, характером восприятия ими литературных произведений, педагогической целью, которую ставит перед собой учитель в данном разборе. Традиционный анализ "по образам" в достаточной степени скомпрометировал себя в школьной практике. Деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных, "представителей" и "одиночек", сведение разбора к называнию черт героев и иллюстрирование черт цитатами все эти искажения анализа системы образов заслонили от учителей и учащихся положительные возможности этого пути разбора.Между тем характерное для учащихся VII VIII классов стремление к нравственной оценке героев произведения, к осмыслению и объяснению их характеров делает этот путь анализа в данных классах весьма плодотворным.
Одни герои откроются ученикам в своих преображениях, в смене чувств и мыслей, поступков и настроений. В этом ключе, вероятно, следует вести анализ образов героев Л. Толстого, для которого люди текучи, "как реки". Другие герои откровеннее всего выразят себя в поединке с окружающими и споре с собой (тургеневский Базаров), третьи в постоянном обогащении характера обновляющейся жизнью (Ниловна, Павел Корчагин).Составьте систему вопросов и заданий для характеристики героев в данном тексте.
1. Найдите в тексте предложения, которые "рисуют" образ. 2. Какие слова характеризуют жизненные позиции персонажей?
3. Какие художественные приемы использует автор при описании характеров героев? Как помогают эти приемы читателю?
4. Как автор относится к своим героям и в чем выражается его отношение?4. Как относятся Сотников и Рыбак к смерти?
4. Судьба Сотникова нам ясна. Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь Рыбака?
Билет 38 Ответ1. Односоставные предложения. Особенности структуры и семантики односоставных предложений. Структурно-семантические виды односоставных предложений. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения. Односоставными называются такие предложения, которые имеют один грамматический состав. Предикативность в односоставных предложениях выражается в одном главном чле не, который является его единственным организующим центром. Этот главный член не только называет определенный предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Второго состава в таких предложениях или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не созда ет неполноты, а является структурной особенностью этих предло жений. Хочу при всей людности Осипа и Федора пожаловать. Предложение неполное, подлежа щее опущено, но легко восстанавливается из контекста. В этом предложении подлежащее формально могло бы быть (Я +), но так как значение 1 лица единственного числа заключено в самой форме сказуемого хоч-у, то "пропуск" подлежащего в таком слу чае не может считаться признаком неполноты предложения.

К односоставным предложениям относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет.

Определенно-личными называются предложения, глав ный член которых выражается формой глагола первого или второ го лица настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме заключает ся указание на вполне определенное лицо. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения: Приподнял бровь. По-новому надо начинать жить.

Неопределенно-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выра жен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедше го времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т. е. необозначенными, лицами. Его стали тянуть за полу в толпу.

Обобщенно-личными называются односоставные предло жения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица един ственного числа (настоящего и будущего времени), причем обоз начаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно.

Безличными называются односоставные предложения, глав ный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предло жении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них "подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли".

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, следовательно, при нем не может быть ни безличного глаго ла, ни безлично-предикативного слова. Такие предложения называются инфинитивными.

Инфинитивные предложения имеют различные модальные зна чения: долженствование, побуждение, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др. Отучаться жить особе+

Номинативными называются такие односоставные предло жения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выражен и словосочетанием, но господ ствующее слово в нем должно иметь обязательно форму имени тельного падежа. В номинативных предложениях утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого глав ным членом.

Ответ2.. Специфика изучения односоставных предложений в VIII классе. Противопоставление двусоставным предложениям как прием изучения односоставных предложений. Трудности изучения односоставных предложений в школе. Выберите из текста односоставные предложения разных типов и составьте упражнения для объяснения нового материала.

На изучение односоставных предложений программой отводится 11 ч (9 + 2). Односоставные предложения противопоставлены двусоставным как имеющие в грамматической основе лишь один главный член предложения сказуемое или подлежащее. Главный член односоставного предложения по своим формам не зависит от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию.

Таким образом, грамматическая основа односоставного предложения состоит из одного главного члена в независимой позиции. Невозможность второго главного члена не создает неполного предложения.

Односоставные предложения сопоставляются с двусоставными. При этом они могут различаться не только по строению, но и по значению. Например, предложения В поле темнеет и В поле что-то темнеет отличаются по строению (первое односоставное, второе двусоставное) и по значению (темнеет становится темно; что-то темнеет что-то выделяется пятном на более светлом фоне).

В связи со сказанным понятно, что основное внимание должно быть сосредоточено на формах выражения главного члена предложения. Перед изучением типов односоставных предложений следует повторить материал о формах глагола, то есть вспомнить, какие формы имеет глагол, какими средствами они выражаются и какое значение имеют. Это важно, поскольку именно глагол в первую очередь входит в состав грамматической основы, именно эта часть речи своими формами создает основные типы односоставных предложений.

Среди односоставных предложений наиболее распространенными являются безличные предложения. Они же представляются и наиболее трудными для усвоения, потому что выражают несколько значений (состояние окружающей среды, состояние человека, невозможность или неотвратимость действия и др.), причем в выражении этих значений участвуют второстепенные члены предложения со значением лица или окружающей среды (Больного знобит. Нам здесь не жить. На улице светает). Затрудняет усвоение этого типа предложений то, что сказуемое имеет несколько способов выражения, поэтому на изучение безличных предложений отводится обычно больше времени, чем на знакомство с другими типами.

Определенно-личные предложения противопоставлены неопределенно-личным по значению лица и по формам главного члена: в первых говорящий или собеседник (форма 1-го или 2-го лица), во вторых не говорящий и не собеседник (форма 3-го лица множественного числа). Эти значения выражаются и в двусоставных предложениях с помощью подлежащего.

При изучении безличных предложений основное внимание также сосредоточивается на способах выражения главного члена. Поэтому после определения безличного предложения представлена таблица, в которой перечисляются все возможные типы сказуемых. В определенно- и неопределенно-личных предложениях сказуемые тоже могут быть составными (Буду рад вас видеть. Скоро начнут сеять рассаду), но все типы сказуемых, особенно составных, частотны именно в безличных предложениях. Следует иметь в виду также и тот факт, что безличные предложения преимущественно являются распространенными, а неопределенно-личные только распространенными.

Ответ3. Исторический роман А.Н. Толстого "Петр I". Тема народа и государства.

Проблема взаимоотношений народа и государства это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве, ведь каждый талантливый писатель всегда часть своего народа.

А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает осознать всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман "Петр I".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...