Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение антонимов в V классе.




Впервые об антонимах дети узнают в 5 классе. Учитель дает общеознакомляющие сведения о них, говорит о существовании словарей антонимов. На примере одного из них объясняет правила работы с ними, показывает содержание словаря, дает задания, связанные с работой по словарю.

В 1971г. вышел первый «Словарь антонимов русского языка» Л.А.Введенского. Словарь содержит свыше 1000 пар слов, представляющих собой однокорневые антонимы. В переработанном виде словарь переиздан в 1982г. В 1972г. опубликован «Словарь антонимов русского языка» Н.П. Колесникова под редакцией Н.М. Шанского. В словаре имеется свыше 1300 пар антонимов или противопоставленных в каком-либо отношении лексических пар. В 1978г. вышел в свет «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова под ред Л.А. Новикова, содержащий около 2000 антонимических пар. Этот же автор опубликовал в 1981 году «Школьный словарь антонимов русского языка, включающий свыше 500 словарных статей».

Система упражнений:

Игра «Кто больше.?».

Учащиеся записывают по вариантам антонимичные пары, обозна­чающие:

время пространство чувство, характер человека

рано (поздно) далекий (близкий) веселый (грустный)

утро (вечер) длинный (короткий) умный (глупый)

день (ночь) узкий (широкий) добрый (злой)

Игра «Отгадай, что я».

Я антоним к слову зной, Я антоним шума, стука,

Я в реке, в тени густой Без меня вам ночью мука,

И в бутылке лимонада, Я для отдыха, для сна,

А зовут меня... (прохлада). Да и в школе я нужна,

Называюсь…(тишина).

3. Первыми «поющими поэтами» советской эпохи стали М. Анча­ров и Б.Окуджава, начавшие в 1940-е, а в 1950-е имевшие уже не только замечательные песни («Кап-кап» — Анчаров, «Надежда, я вернусь тогда» и «До свидания, мальчики» — Окуджава), но и замечательных единомышленников-последователей (в основном из студенческой среды), глотнувших свежего воздуха свободы в нача­ле «оттепели». Н. Матвеева, Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, Е. Клячкин, А. Городницкий, Ю. Кукин — это «первая волна» авторской песни. Впрочем, тогда ее называли еще не авторской, а студенче­ской или туристской, ориентируясь на преимущественную сферу бытования и тематику. Конец 1950-х годов был этапом «экстенсив­ного» развития жанра: от «камерного» исполнения, «когда поэт пишет музыку и в узком кругу поет свои стихи под гитару, выра­жая серьезные настроения» (Б. Окуджава), до многолюдных (чаще, правда, неофициальных) концертов.

1960-е годы характеризуются не только тем, что жанр стал по­истине массовым (клубы самодеятельной песни по всей стране насчитывали 2 млн. человек, проводились грандиозные фестивали под Самарой со стотысячной аудиторией слушателей), но и тем, что с приходом таких ярких творческих индивидуальностей, как В. Высоцкий и А. Галич, независимость и оппозиционность этого движения по отношению к официальному искусству стала осо­бенно явной, а поэтика значительно обогатилась. Вообще 1960-е годы можно считать временем окончательного утверждения бардовской песни как самостоятельного течения в отече­ственном искусстве.

Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращаю­щихся споров. Ее противники заявляют о самоценности поэтиче­ского слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защит­ники в ответ предлагают им попробовать добиться такой же гармо­нии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощенный синтаксис и ослабленную мета­форичность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.

«...Лучшие из бар­дов и не песни-то вовсе писали. И не стихи. И не музыку. Они себя писали. Писали так и теми средствами, какими им было удобней, сподручней. <...> Нужно говорить о бардах как о явлении абсолют­но самостоятельном, вне литературном. Это один из жанров души» (Е. Бершин). Искренность, непосредственность, отсутствие актер­ского начала и есть, действительно, главный, исходный принцип авторской песни и способ ее существования.

Вполне логичен вопрос: а как же «ролевые» песни — даже целые циклы! — Галича, Высоцкого и других? Действительно, Высоцкий пел от лица шофера, спортсмена, психически больного; утончен­ный интеллигент Галич перевоплощался в недалекого Клима Пет­ровича Коломийцева — профсоюзного активиста... Но, как ни стран­но на первый взгляд, это даже и не «исключения из правила», а просто иной уровень той же закономерности. Отсутствие актерства на этом уровне есть отсутствие отчужденности. «Я» автора здесь рас­ширяется и приобщается к другому «я», вбирая его и делая частью себя. От внимательного слушателя-читателя не ускользнет тот факт, что и Галич, и Высоцкий понимают своих незадачливых героев, сострадают им, ощущая общность, по большому счету родство с ними в несвободном и абсурдном мире. Впрочем, анализируемое свойство — общее для всего истинного искусства, просто в автор­ской песне такое «вбирание другой жизни» в силу законов жанра более резко, более непосредственно ощущается воспринимающим.

В бардовской песне принципиально иное, нежели в эстрадной, значение имеют авторская интонация, манера исполнения — во­обще все проявления индивидуального начала. Так началась револю­ционная эпоха авторской песни, в которой обрела свой голос интеллигенция». И неожиданная порой «разговорность» Визбора — даже в самые лиричные моменты, и «яростная» фонетика Высоцкого («Свежий ветер избранных пьянил...»), если заглянуть в сегодня, особая мягкость Олега Митяева — не только в тембре голоса, но и в каком-то «растворяющем» отставании словесной фразы от музыкальной...

Ведущая стихия авторской песни 1960-х, безусловно, не музы­кальная, а словесная. Раскрепощение, которое испытывало прак­тически все искусство в годы «оттепели», коснулось в первую оче­редь художественного слова и происходило в двух направлениях: к слову, несущему правду, и к слову, богатому звуком, образом И смыслом.

В тематике авторской песни в 1960-е годы явно обозначились три акцента:

лирически-интимный, походно-романтический, социально-критический.

Булат Окуджава

Булат Окуджава занимает особое место среди поэтов-«шестидесятников», Биографически он принадлежит к фронтовому поколению - он ушел на фронт восемнадцатилетним, и в памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души. Его лирический герой - мальчик, которому выпало жестокое время. Как сказал сам Окуджава, «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее».

Мальчики и девочки, ровесники поэта, сменившие школьную парту на окопы, - герои песни «До свидания, мальчики!». Антивоенный пафос заключается уже в самом названии, жестокость, разрушительная сила войны направлена, прежде всего, на будущее, на молодых. Отсюда, из войны, чувство хрупкости жизни и потребность в спасительных, добрых началах, которые бы поддерживали человека и давали ему надежду. Источник человечности Окуджавы - сострадание отдельному человеку, стремление помочь, избавить от одиночества. Образ одиночества в поэзии Окуджавы часто связан с образом надежды, даже если эти понятия словесно не выражены.

«Полночный троллейбус» (1957). Троллейбус уподобляется кораблю, который кружит по Москве, «чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи // крушенье, крушенье». И только чувство плеча других одиноких душ на корабле-спасителе успокаивает душевную боль: «И боль, что скворчонком стучала в виске, // стихает, стихает».

Окуджава создал свой особый художественный мир, в котором живут его герои - Арбат. Арбат, в отличие от официального центра, Красной площади и Кремля, был неофициальным ядром столицы, неформальным центром. Поэт подчеркивает «реальность» Арбата, его бытовую обыкновенность: арбатский двор «был создан по законам вечной прозы», арбатские пешеходы- «люди невеликие». Но именно такой повседневный Арбат становится у Окуджавы центром мира.

Мир Арбата изменчив- то прост и обыден, то сказочен: «где полночь и двор в серебре, // и мальчик с гитарой в обнимку // на этом арбатском дворе». Это мир мечты, мир юности, мир ностальгических чувств, и «призвание», и «религия», и «отечество».

«Песенка об Арбате» (1959). « Арбатская» тема продолжала развиваться в творчестве поэта до 80-х годов, сочетая автобиографическую конкретность («Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант») и символическую обобщенность («Арбатство, растворенное в крови, // Неистребимо, как сама природа»). Арбат остался той родной почвой, которая постоянно питала поэзию Окуджавы. Герои песен более поздних лет сохранили
братство-«арбатство», сохранили и романтизм, и подчеркнутую старомодность, и рыцарство, и нежность, и стойкость, и сердечную чуткость, душевность - все то, что помогает не терять надежды, избежать одиночества, верить в любовь, пересилить беду и «не пропасть поодиночке».) Окуджаву называют романтиком: ведь он преображает жизнь. Но противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения в его поэзии того свойства, которое сказочник-драматург Е. Шварц однажды счастливо определил как «обыкновенное», - обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле.

Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Она обращена как бы не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы» - это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее...

Владимир Высоцкий В его поэзии со­знание лирического героя обнимает собой огромный социальный
мир, разорванный кричащими конфликтами, и вбирает их всех, в самых невозможных, гротескных, взрывоопасных комбинациях, внутрь себя. Высоцкого много «ролевых» стихотворений.

Для него персонаж – это форма самовыражения. Конечно, легко «заметить разности» между автором и субъектом таких стихотворений, как «Товарищи ученые», «Диалог у телевизора», « Честь шахматной короны», «Письмо на сельхозвыставку» или «Письмо с сельхозвыставки». Но как быть с ранними «блатными» текстами («Татуировка», «Нинка» или «Серебряные струны»), как быть с песнямиот лица бродяг, альпинистов, пиратов, разбойников, спортсменов, солдат штрафбата, и даже, от лица иноходца, самолета («Я ЯК-истребитель») или корабля? А «Охота на волков» — здесь монолог от лица волка безусловно становится одним из самых существенных манифестов лиричес­кого героя Высоцкого. И даже в таких отчетливо «ролевых» тек­стах, как «Милицейский протокол», «Лекция о международном положении» или «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное — невероятное" с Канатчиковой дачи», бросается в глаза не столько дистанцированность автора от персонажей, сколь­ко радость перевоплощения и возможность от лица «другого» вы­сказать «свое». Всю художественную концепцию Высоцкого отли­чает «вариативное переживание реальности», образ «поливариант­ного мира». Лирический герой Высоцкого в конечном счете пред­стает как совокупность многих разных лиц и ликов, в том числе и далеко не самых симпатичных.

В его стихах буквально каждый мог услышать отголоски своего, личного или социального опыта. Театральность поэзии Высоцкого восхо­дит к традиции карнавала и в особенности к такой версии карна­вальной культуры, как русское скоморошество. В соответствии с бахтинской философией карнавала можно сказать, что многоликий автор Высоцкого утверждает огра­ниченность любой монологической позиции, даруя слушателю (или читателю) радость узнавания в правде какого-нибудь Вани, отправ­ленного на сельхозвыставку, или «космических негодяев», или даже самолета, стремящегося освободиться от власти пилота, — свое, личное, казалось бы, абсолютно непохожее ни на что «другое».

Показательно, что самые смешные «сказовые» тексты Высоц­кого, как правило, основаны на"далеко"выводящих за пределы конкретного «материала» социально-философских метафорах — всегда гротескных. Так, «Диалог у телевизора» строится' на последо­вательном обнажении сходства между телевизионным цирковым представлением и жизнью «простого советского человека», ис­полненного собственного достоинства. Точно так же «Письмо с Канатчиковой дачи» уподобляет модные мифы массовой культу­ры, типа бермудского треугольника, клиническому безумию.

Многоголосие лирики Высоцкого воплощает особую концеп­цию свободы. Свобода автора в поэзии Высоцкого — это свобода не принадлежать к какой-то "одной правде, позиции, вере, а соеди­нять, сопрягать их все, в кричащих подчас контрастах внутри себя. Показательно, что Высоцкий, явно полемизируя с русской поэти­ческой традицией, мечтает не о посмертном памятнике, а о его раз­рушении: «Саван сдернули —/ как я обужён!'—/Нате, смерьте! Не­ужели/ такой я вам нужен/ После смерти?» («Памятник»).

Но с другой стороны, Высоцкий, явственно тяготится неопре­деленностью своей лирической позиции. Доказательством тому слу­жат такие «мирообразы», как гололед, заколдованный дикий лес, ту­ман, удушье, погружение в темную глубину, безвыходный лаби­ринтСоединение отчаянно-горького текста с отчаянно-раздольной мелодией пере­дает состояние лирического героя Высоцкого, который чувствует себя свободным, потому что в мире все сдвинулось с места и потеряло цену; который боится своей свободы («Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»), поскольку она неотделима от нарастающего хаоса; и который дорожит этой свободой превыше всего, ибо в ней то, что придает жизни смысл, — «гибельный восторг»! Средства выражения иронии в стихотворении «Утренняя гимнастика»

- иронические эпитеты: гимнастика отрезвляющая, бег общепримиряющий,

- повторы: сели-встали, сели-встали

- антитеза: сели-встали, первых, начинающий - отстающих, хилый, гроб – здоровье, коньяк и кофе – спорт

- градация: бодрость, грация, пластика; общеукрепляющая, отрезвляющая;

- интонационно-графические средства выражения иронии: обилие восклицательных П.

4. Данные многочисленных исследований и наблюдений за деят-ю учащихся позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы учащимися различного возраста.

Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство старшеклассников способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. Этому возрасту присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое. Вопрос о харак-ре восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индив-х возможностей учащихся (преобладание наглядных и образных или словесных и логических моментов).

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы, что поможет четче раскрыть хар-р первоначального восприятия и его последующего углубления. Основной особенностью лирики явл-ся сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся 5-7 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 8-9 классов, когда у многих подростков наступает временная «глухота» к поэзии. В 10-11 кл. интерес к лирике возвращ-ся, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы. На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств; важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа.

Билет 46 Ответ1. служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Разряды их по образованию, составу, значению.

Предлоги — это служебные слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием, между объектом и признаком в составе словосочетания. В качестве названий объектов выступают имена существительные (включая субстантивированные слова), местоимения, числительные (примеры не представлены): в годы золотые, взор из-под платка, плат до бровей. Предлоги служат для выражения падежных значений. Эти значения они передают в сочетании с именами в форме косвенных падежей.

В семантике предлогов органически слиты их лексические и грамматические значения. Падежные значения — это их грамматич е с к и e значения, а семантические элементы, связанные с пространственными, временными и т. п. отношениями, составляют их лексические значения. Поэтому разные предлоги, соче­тающиеся с одной и той же падежной формой имени, обладают спо­собностью выражать неодинаковые значения. Ср. формы родительного падежа, образуемые с помощью разных предлогов: плат до бровей, взор из-под платка. Эти сочетания отличаются друг от друга именно лексическими значениями предлогов, _

Предлоги, как и другие слова, могут быть однозначными и многозначными. Однозначными чаще всего являются производные, обычно «молодые» предлоги. Так, предлог вследствие (единст­венное значение — «по причине») в русском языке появился в середине XVIII — первом десятилетии XIX в.

Разнообразные значения отношения, выражаемые предлогами, сос­тавляют обширную и сложную систему. Перечислим лишь основные типы отношений: 1) пространственные (локальные) отношения: в расхлябанные колеи, в дали дорожной; 2) в р ем e н н ы e (темпоральные) отношения: в годы золотые; 3) объектные отношения:?; 4) целевые отношения:?; 5) причинные отношения:?; 6) отношения срав­нения:?; 7) отношения лишения, удаления: за исключением брата; сюда же: кроме, вместо, сверх, вопреки, в отличие от и др.; 8) отношения орудия:?; 9) определительные от­ношения: взор из-под платка, плат до бровей; 10) отношения образа действия: смеяться от души, стараться изо всех сил, говорить с восторгом, налить через край и др.

Предлоги используются для выражения падежных значений. Сами падежные формы имен (существительных, числительных, местоимений) выражают лишь самые общие значения отношения (места, направления, времени, цели, причины и т.п.). Предлоги же конкретизируют, уточняют эти отношения.

По образованию и строению предлоги не составляют однородной группы системы предлогов образуют

н e пр о и з в о д н ы е (пер­вообразные) предлоги без (безо), в (во), для, до, за, из (изо), к(ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (пе­редо), пред (предо), по, под (подо), при, про, ради, с (со), у, через (чрез). Сюда же относятся близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди, сквозь, которые обычно рассматриваются в составе так называемых наречных предлогов, хотя в современном русском языке нет омо­нимичных им наречий. Слова из-за, из-под также следует рассматривать как непроизводные. Их значения не складываются из семантики двух предлогов из + за, из + под. Они выступают как немотивированные слова.

Среди непроизводных предлогов преобладают односложные слова. Двусложность их объясняется или наличием беглого о на конце (ср.: об этом - обо мне, к дому - ко мне), или полногласием (ср.: предперед, чрезчерез), или наречным происхождением (кроме, среди и др.). Трехсложными являются только предлоги вопреки, передо (пе­редо мной).

Непроизводные предлоги характеризуются тем, что: а) после них иеред местоимениями 3-го,лица употребляется вставное н: для неё, перед ним, среди них', б) между непроизводными предлогами и падеж­ными формами имени обычно невозможно употребление частицы же, между тем как производные предлоги допускают такую вставку (на­встречу же весне, посреди же комнаты).

Непроизводные предлоги являются безударными: за горой, над го­рой, у горы, до города, вне дома. Если они становятся ударными, то лишается ударения падежная форма имени: без вести, за год, за душу (берет), на зиму, под гору.

Среди производных предлогов принято выделять нареч­ные, отыменные и деепричастные.

Наречные предлоги: вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, изнутри, кругом, мимо, навстречу, наискось, накануне, наперекор, напротив, около, поверх, позади, подле, после, по­перек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, подобно, относительно, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно Отыменные предлоги: ввиду, в виде, в деле, в период, во время, в, заключение, в продолжение, в течение, в ходе, в кругу, в меру, в области, в отношении, в лице, в начале, в рамках, в силу, вследствие, в свете, в целях, за исключением, за неимением, за счет, по части, с помощью, по причине, на путях, по пути, по линии, по мере, по поводу, А со

Деепричастные предлоги: благодаря, включая, выключая, исключая, не считая, начиная, кончая, спустя и др. Их особенностью „ является сохранение системы глагольного управления. В предлоги обычно переходят деепричастия несовершенного вида (исключение составляет только спустя), которые не имеют ярких выразителей залоговых и видовых значений (постфикса -ся, суффиксов -ыва, приставок и т.д.).

Союзы — это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями: Не пропадешь, не сгинешь, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты. Лес да поле. Союзы и, но соединяют однород­ные члены предложения: Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу. Союзы но и соединяют части сложного предложения.

Союзы занимают строго определенное место в предложении, но не являются членами предложения. Как и предлоги, они выражают разно­образные синтаксические отношения.

Граммати­ческое (категориальное) значение союзов — это общее указание на связь синтаксических единиц, на характер синтаксической связи между ними. По грамматическим значениям союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Лексическое значение союзов — это указание на конкретные типы синтаксических отношений. Таковы пространствен­ные, временные, целевые, причинные, определительные, сравнитель­ные и т.п. значения и их оттенки. Например, в словаре С. И. Ожегова союз или характеризуется так: «1. разделительный. Связывает два или несколько предложений, а также однородных членов предложения, находящихся в отношениях взаимоисключения. Он или я. Или она уйдет, или ты меня больше не увидишь... 2. присоединительный. Употр, при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего. Поищи хорошенько на столе, на полках или в шка­фу. 3.Противительный. Иначе, в противном случае. Уйди, или наговорю тебе лишнего. 4. вопросительный. Употр. в начале предложения в знач. разве, неужели (разг.). Или ты не знаешь об этом?.. 5. поясни­тельный. Употр. для соединения разных названий одного понятия в знач. «иначе». Аэроплан, или самолет».

По значению сочинительные союзы делятся на: 1) соедини­тельные, выражающие отношения перечисления (и, да, и...и, ни...ни также, тоже):Эй, противительные, выражающие от­ношения противопоставления, различия, несоответствия (но, а, да, зато, же, все же, однако): Прошло уже не семь, а целых двенадцать лет (Тургенев). ŞI слышу речь не мальчика, но мужа (Пушкин);,3) разделительные, выражающие отношения взаимоисключения (либо, или, либо...либо, или...или, то...то, не то...не то, то ли...то ли): тому времени все, кто мог и хотел уйти из Краснодона и ближайших районов, ушел или выехал на восток (Фадеев); 4) со постав и-т e л ьн ы e (как...так и, не только...но и): В Сибири много особен-ностейкак в природе, так и в людских нравах (Гончаров); 5) п р и с ое д инительные (и, да и, да и то): Напомнила взять тазик и кисточку для бритья. И крем для сапог. И щетку (Панова); 6) п о я с-нитёльные (то есть, как-то, или, а именно), выражающие от­ношения уточнения между членами предложения, частями слож­ного предложения и самостоятельными предложениями: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями (Тургенев).

Подчинительные союзы выражают отношения: Î) временные (когда, как, пока, едва, лишь, только, как только, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.): Приятно, когда есть насеете люди, кото­рым хочется помочь (Павленко). Перед тем как они спустились & блиндаж, он еще успел заметить,'::кШ::&Ьаць^.. отняли от стволов ка-кие-то тяжёлые части (Фадеев); 2) изъяснительные (что, чтобы, как, будто): Морозка понял?.. что. разговор окончен (Фадеев). Марийка не слышала, как позади окрикнула дверь (Бубеннов); 3) це-левые (чтобы, дабы): Комфмольцы расставили всех собравшихся вдоль поля, чтобы каждый1тог видеть работу новой земледельческой машины (Первенцев); 4);п р и ч и н и ы e (потому что, так как, ибо, ввиду, того что, из-з&тоёо что и др.): Следует почаще менять девчат на постах, потому что к,вечеру мороз крепчает (Б. Полевой). Нель­зя жить только Сегодняшним, ибо оно чаще всего незаконченное вчераш­нее (Павл£Йко); 5) условные (если, ежели, раз, кабы, коли, когда, как скоро и др.): Если не было дождей и туманов, кровать Воропаева вы­катывалась наружу, во двор (Павленко); 6) уступительные (хотя, пусть, пускай, а то, даром что, между тем как, несмотря на то что и др.): Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тя­желый снег (Семушкин); 7) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно и др.): В ушах верещало, будто в них возились' сверчки (Бубеннов); 8) следствия (так что, до того, что): Лед на реке уже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно (Павленко).

Многозначные союзы выражают несколько типов отношений и со­ответственно входят в несколько групп по значению. Так, союз когда Выражает временное и условное значение: Когда стемнело, снова по­дошли двоеВаря и еще кто-то (Фадеев). Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет (Крылов).

Один и тот же союз может употребляться и как сочинительный (в простом предложении), и как подчинительный (в сложном предло­жении). Ср.: Он хотя и маленький, но вполне хороший. Хоть видит око, да зуб неймет (пословица).

Типы союзов по структуре. По своему строению союзы де­лятся на простые и составные. К простым относятся слова а, и, но, или, то, как, что, когда, потом, едва, только и т. п. С о с т а вн ы ми являются союзы ввиду того что, в связи с тем что, после того как, с тех пор как, перед тем как, в силу того что*, между тем как, в то время как, по мере того как, с целью того чтобы, вследствие того что, подобно тому как, несмотря на то что и др. Этот разряд союзов активно пополняется.

ЧАСТИЦЫ Частицы — это служебные лова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения или всему высказыванию, например: 1) Значения частиц. В отличие от предлогов и союзов, которые выполняют грамматические функции, частицы обслуживают различ-ые семантические потребности слов, членов предложения или целых предложений. При этом они не только повышают информативные возможности этих единиц, но и делают их более точными и выразительными, эмоционально и экспрессивно насыщенными. Эти свойства частиц заложены в их лексических значениях. Лексические значения частиц разнообразны. Семантика частиц связана с отношением говорящего к сообщаемой информации. При помощи частиц высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается омнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так ли иначе оценивается содержание высказывания.

Частицы, как и слова других частей речи, могут быть однозначными многозначными. Так, частицы неужели, ишь однозначны, а частица а в словаре С. И. Ожегова зафиксирована в шести значениях.

Большинство частиц многозначно. Полисемия не характерна для составных частиц типа отнюдь нет, отнюдь не, далеко не, куда там, то за и др.

Разряды частиц по значению. Частицы очень разнообразны о семантике. Принято выделять: 1) частицы, имеющие смысловые значения (указательные, определительные, выделительно-ограничительные); 2) эмоционально-экспрессивные частицы; 3) модальные частицы.

Частицы, имеющие смысловые значения

1. Указательные частицы: вот, вон, это, оно, во. Частица от употребляется, когда необходимо указать на что-либо находящееся близи: (Алеша) направился в школу... Вот школьный забор. Вот парадный подъезд (Горбатев). При указании на что-нибудь находящее еся вдал и употребляется частица вон: Вон вдали огни, где жгут. уголь, вон огонь от пожара (Чехов).

-2. Определительно-уточняющие частицы: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др. При помощи этих частиц уточняется, определяется смысл слов или "словосочетаний в предложении: Подготовку к выпуску начи­нать, гораздо ранее, приблизительно в февралемарте (Ма­каренко)

3. Выделительно-ограничительные частицы: лишь, только, только Лишь, разве лишь, все, исключительно, единствен­но всего, всего-навсего, хоть, хоть бы, хотя бы и др. Они логически вьь дёляют слова или словосочетани я или

Эмоционально-экспрессивные частицы

К этому типу относятся частицы, которые усиливают выразитель­ность, эмоциональность высказывания: что за, как, вот так, куда, где там, куда там, куда как, что там, то-то, вот, ну и, о и др. Примеры: И что это за жизнь была! (Гарин). Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? (Пушкин).

Модальные частицы

Модальные частицы выражают отношение к достоверности фактов, явлений, сообщаемых в высказывании: возможность, необходимость, сомнение, подтверждение, наличие и отсутствие чего-либо и т. п.

1.Утвердительные частицы: да, так, точно, определенно, как же, ага, угу и др. В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы (Фадеев).—? (Вересаев).

2. Отрицательные частицы: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не, отнюдь нет и др. Никак не можем помириться с тем, Что люди умирают не в постели, Что гибнут вдруг, не дописав поэм, Не доле­чив, не долетев до цели (К. Симонов). Скала, у который мы стали на якорь, защищает нас только от северных, но отнюдь не от южных ветров (И. Гончаров).

3. В о просительные частицы: ли, разве, неужели, ужели, что, а, да% что ли и др. Рашелы Неужели вы воспользуетесь моим, по­ложением,? Не верю! (Горький). Досужее: Отчего ж ты пешком? Лоша­дей, что ли, у вас нет? (А. Островский). Небось я уже надоел вам, а? (Чехов).

4. Сравнительные частицы: как, как бы, словно, будто, как будто, будто бы, точно, вроде и др. Значение сравнения в них орга­нически слито со значением модальности. Примеры: Мария подошла ко мне, взяла за руку, волосы поправила, и сразу мне вроде легче стало (Б. Полевой). Где-то вдали от опушки Будто бы слышно: ку-ку (Фет).

5. Частицы, указывающие на чужую речь: -де, дес­кать, мол, якобы. Частицы этого разряда могут выражать сомнение в истинности чужих высказываний, несогласие говорящего с содержа­нием этих высказываний: Говорили, что вот-де какой молодой, а как себя хорошо держит (Гайдар). Раз... к ней пришли и сказали, что князь, мол, убит на дуэли (Апухтин).

Строение частиц. Частицы делятся на непроизвод­ные (а, и, же, даже, не, ни, вон, вот и др.) и производные (именно, почти, лишь, это, все, оно, прямо, точно, ровно, куда, как, исключительно, определенно, единственно, приблизительно, подлинно, решительно, всего и др.).

Ответ 2.Изучение служебных слов в школе. Предлоги. Задачей же изучения этого раздела в VI классе является обобщение и закрепление ранее пройденного, т. е. правил о раз­дельном написании предлогов с другими частями речи, о разли­чении омонимичных предлогов и приставок, о правильном упо­треблении предлогов в речи.

Ошибки учащихся обычно заключаются:?

б) в неправильном построении сочетаний с предлогами (не с тем падежом, которого требует данный предлог; «согласно правила» вместо согласно правилу «благодаря хорошей погоды»
вместо благодаря хорошей погоде; диалектное — «ради тебе» вместо ради тебя); в) в pазличении многозначных предлогов («просил за тебя» в значении о тебе и «кричал за тебя» вместо тебя).

Орфографические ошибки, связанные с написанием сочетаний с предлогами (большей частью грубые), заключаются вслитном написании предлогов со словами, с которыми они должны писаться раздельно, и в написании сложных предлогов (и з-под) без дефиса.

При устранении названных выше речевых и орфографические ошибок существенную помощь могут оказать упражнения типа:

1. Выписать из книг и придумать по два своих примера на употребление предлогов в, на, за, с, под с разными падежами. В выписанных предложениях подчеркнуть предлоги и слова, с которыми они употребляются. Рядом: в скобках записать вопрос к слову с предлогом и указать падеж.

Образец. Кто с мечомч e м? — творительный падеж) к нам (к кому? — дательный падеж) войдет, тот от меча (от ч e г о? — родит. п.) и Погибнет. (А. Невский.)

2. Из данных учителем примеров-предложений (количеством от трех до шести) выписать сочетания слов с предлогами и придумать с этими же предлогами свои примеры.

Хороша доля с колхозного поля. В колхозном поле колосится высокая рожь. Наши прадеды и деды завещали нам в бою насмерть биться до победы за Россию за свою.

Союзы.

При этом могут быть использованы в качестве вспомогатель­ных методических приемов такие, как:

1) перестановка или опущение слов в предложениях типа Что бы вы могли еще сделать для подшефного колхоза? Что вы могли бы еще сделать для подшефного колхоза? За то пальто уплачено сто рублей и За пальто уплачено сто рублей;

2) сопоставление союзов с омонимичными сочетаниями: Я не допускаю, чтобы вы ничего не могли сделать для подшефного колхоза и Я знаю, что бы вы могли еще сделать для подшефного колхоза.

В связи с письменными упражнениями, изложениями и сочи­нениями и устными ответами необходимо следить за правильным употреблением учащимися союзов в речи. Надо предупреждать неоправданное повторение одних и тех же союзов, когда, напри­мер, каждое (или почти каждое) следующее предложение начи­нается одним и тем же

Частицы

В ходе анализа беседы по теме необходимо показать, что частицы: а) это служебные слова; б) употребляются только с дру­гими словами; в) придают отдельным словам и речи в целом определенные оттенки значения; г) что значения частиц разнообразны и устанавливаются из контекста; д) что среди них нужно различать частицы, которые выражают отношение говорящего к тому, что говорится в предложении, и частицы, при помощи которых образуются новые слова или их формы, и, наконец, е) что частицы по их значению и роли в предложений группируются в разряды. Это частицы формообразующие, отрицательные и модальные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...