ответ 3.этапы изучения творчества А.Блока с школе.
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 В теме России как бы сливается весь широкий поток лирических тем и мотивов поэзии Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,» - сказал он в 1908 году (VIH, 265-). Неизменно связывая эту богатую тему с вопросом о- положении и судьбе народа, он вдохновенно разрабатывал ее и в лирике («На поле Куликовом» и многие другие стихи, вплоть до «Скифов»), и в эпосе («Возмездие»), и в драме («Песня Судьбы»), и в публицистике. Россия Блока —страна громадной, еще не проявившей себя вполне мощи и энергии, страна, неудержимо рвущаяся к новой жизни, вся устремленная вперед — в бескрайнюю «даль веков». Мотив «долгого пути», лежащего перед родиной, красной нитью проходит сквозь всю гражданственно-патриотическую лирику Блока. На первый план в ней выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта и в том, что Родине его предстоит сыграть великую, решающую, всемирно-историческую роль в жизни человечества. В годы нового подъезда освободительного движения Россия обернулась Блоку «новым ликом» — «не старческим и не постным», а юным. Поэт увидел и воспел «многоярусный корпус завода», фабричные трубы и гудки, уголь и руду — как символы национального промышленного подъема, «фабричного возрождения России». Вопрос о судьбе человека, искалеченного в «мировом водовороте» буржуазного мира, обреченного варварскими законами этого мира на «невольную тоску» и «невольные муки», особенно тревожил Блока. С болью в душе и с горечью в сердце говорил он о духовном обнищаний, нравственном упадке и безвольности этой жертвы капиталистического правопорядка.
Средства создания лирического образа:В первых строфах образ лирического героя ассоциируется с образом крестьянина, едущего на телеге, запряженной усталой лошадью. Они оба вязнут в «расхлябанных колеях» «нищей России» с «серыми избами»Во второй строфе мы узнаем образ молодого человека, влюбленного в Прекрасную Даму, романтического и впечатлительного: «Твои мне песни ветровые – как слезы первые любви!», «твои прекрасные мечты», «разбойная краса», «мгновенный взор». Ответ.4 Образ лирического героя в старших классах. К рассмотрению образу лирического героя учащиеся обращаются в 10 классе. Ранее – не целостный анализ. План рассмотрения: 1. Дата создания стихотворения. 2. Место стихотворения «Россия» в творчестве А.Блока. 3. На какие части можно разделить лирическое произведение? (Первая строфа – прошлое, 2 строфы далее – настоящее, остальное – будущее.) 4. Охарактеризуйте образы, с которыми ассоциируется образ лирического героя. (Крестьянин, Иисус Христос, слушатель ямщика). 5. Настроение, размышления лирического героя. (С помощью каких приемов автор передает их нам?) Б. 47. Ответ 1. Синонимы — слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако, называя одно и то же, синонимы обычно называют это одно и то же по-разному — или выделяя в называемой вещи различные стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Именно поэтому синонимы, обозначая одно и то же, как правило, не Являются словами абсолютно идентичными друг другу как, в отношении семантики, так и в отношении своих эмоционально-стилистических свойств. Они почти всегда отличаются друг от друга или 1) некоторыми оттенками в лексический значении, или 2) своей эмоционально-экспрессивной окраской; или 3) принадлежностью к определенному стилю речи, или 4) своей употребляемостью, способностью вступать в соединение с другими словами. Обычно различие
Лексические синонимы (гр. synonymas — одноименный) — это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно. Например: румяный — розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность— окружность, округа (разг.); преждевременный —ранний, безвременный (приподн., книжн. со словами смерть, кончина, гибель и т.п.). В зависимости от семантических или функционально-стилистических различий условно выделяются три основных типа синонимов: 1) идеографические (гр. idea — понятие + graphö — запись), или собственно семантические, 2) стилевые (по отнесенности к одному из функциональных стилей (см. указанные выше пометы разг. и книжн.), 3)собственно стилистические (т.е. такие, в значении которых есть дополнительные оценочно-экспрессивные оттенки, см. помету приподн Как в двучленных объединениях, так и в многочленных выделяется основное слово, определяющее характер всего синонимического ряда. В качестве основного всегда выступает слово (его иногда называют доминантой синонимического ряда), представляющее собой стилистически нейтральную лексическую единицу (простое наименование), без какого-либо оценочного отношения к тому, что каждое слово синонимического ряда должно быть синонимично не только основному, но и всем остальным словам данной группы. Синонимы не одинаковы по своему звучанию, структуре и происхождению. В синонимической парадигме (называемой по традиции синонимическим рядом) выделяется доминанта. Доминанта — это слово синонимического ряда с самым объемным и нейтральным значением, поэтому оно определяет общее толкование словарной синонимической статьи и является семантической точкой отсчета для других членов парадигмы. Значение каждого синонима сопоставляется со значением доминанты. Дифференциальные семы в синонимической парадигме представлены тремя типами: 1) семы содержательного характера (рациональные семы); см. гипосемы синонима — разлапый 'похожий', 'на лапы'; 2) семы, характеризующие стилевую принадлежность синонима, — разлапый (разг.); 3) стилистические коннотативные семы (эмоционально-экспрессивного характера) — бран., ирон., ласк., неодобр. и т.п.;
Набор дифференциальных сем определяет разновидности синонимов. 1)Идеографическим (семантическим) считается синоним, содержащий по отношению к доминанте различительные содержательные семы: разлапый — развесистый. 2) Стилистическим называется синоним, обладающий эмоционально-экспрессивными коннотациями: петлять, планировать (пренебреж.-ирон.). 3) Стилевым является синоним, принадлежащий определенному стилю речи: понять, раскусить (разг.), раскумекать (прост.). В отдельных случаях и доминанта oбладает стилевой пометой: самовольничать (разг.), вольничать (разг.). Поскольку дифференциальные семы входят в состав значения слова, то общий тип синонима, основанный на ceмных разновидностях, является семантическим. Возможны синкретичные (совмещенные) тип синонимов: идеографо-стилевой: легкий, немудреный; идеографо-стилево-стилистический: плёвый и др. Структурный тип синонима определяется его словообразовательным составом. Возможны: 1) однокорневые синонимы, принадлежащие к одному словообразовательному ряду: хватать, ухватывать, схватывать; 2) р аз нокорневые, не обладающие тем же самым корнем: прозвище, кличка. Стилистическое назначение синонимов определяется в текстовом анализе: выясняется их функция в произведении, устанавливается значение синонима в словаре и текст для выявления текстового приращения смысла (если о имеется), определяется его оценка (позитив/негатив) и т.д. Синонимы могут выполнять смыслоразличительную, стилеразличительную и стилистически различительную роль. Например: И скоро около дровяного склада, словно из зе ли выросши, собирается толпа... Очумелое делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А. Чехов). В синоним" ческой паре толпа — сборище второй член в значении собрание людей, толпа имеет стилистическое значение неодобр, и стилевое — разг., что «снижает» его значение тексте и служит выражением отрицательной оценки. Синоним сборище, таким образом, выполняет в тексте стилистическое и стилевое различительное назначение.
47. 2. Синонимия (синонимы) в шк курсе. С. - тождество или близость знач единиц 1 яз уровня: слов, морф форм, с\с, др синт конструк. Примеры лексич синонимии: спешить, торопиться; словообразов: заснуть, уснуть; синт: прич оборот и придаточное опред; морфологич: бочка меда, бочка меду. В программе по РЯ предусмотр изуч лексич син, практич син-я служит осн работы над КР, стил-ой, п/му в методике разраб\ся многочисл практич упр, предусмат выбор синонимич-х средств в соотв с задачей выр мысли, с ком целесо-ю. Осн виды упр-ий с С: подбор С. к дан слову; замена С. в т, обоснов-е выбора С; разгранич-е С. по их принадлеж-ти к функц стилям, по сферам употр-я, по стилист и эмоц окраскам; подбор антонимов к С. с целью уточнения знач-й; подбор фразеол С; градация С; анализ употр С. в образц т, изуч черновиков пис-й; работа со словарем С. С синонимами уч-ся познак-сь в IV классе. Они знают, что синонимы, обозначая одно и то же, различаются доп оттенк знач-й, употреб-тью, м\выражать отн-е говорящ к предмету мысли. Уч-ся имеют понятие и о наз синонимов в речи, об их ф-и в худ пр-х. Св-я о синонимич ряде целесообраз сообщить в форме лекции, содерж кот уч-ся консп-но запишут вслед за учителем. В лекции необх пок на примерах, как участ многозн слова в образ синонимич рядов. Синонимич ряд м\характер-ть с точки зр морфологии (слова, состав синон ряд, обяз отн-я к 1 ЧР), с точки зр словообр-я, наконец, с учетом кол-ва слов в синонимич ряду. СЛОВАРИ СИНОНИМОВ На дан занятии, помимо общеобраз цели познакомить уч-ся со словарями синонимов, ставится задача научить шк-в пользоваться ими для обогащения своего слов запаса. Занятие целесообр начать с повт свед, извес уч-ся о назнач толк словарей РЯ, о стр-ре словарной статьи. Уч-ся отвечают на вопросы:1) Что пред собою толк словарь и для чего он нужен? 2) Из каких частей состоит слов статья толк словаря? Далее уч-ль разъясняет назначение словарей синонимов и показ их. Затем ученики отвечают на вопросы:1) Чем отл слов синон от толк словаря? Что между ними общего? 2) Какие существуют словари синонимов? 3) Чем отличаются в них словарные статьи? 4) Как надо пользоваться слов синонимов? Закрепляются получ знания при вып упр следх типов: 1) выяснение струк слов ст словаря синонимов; 2) выяснение отлич в построен слов статей разных слов синонимов; в нем, сравнивая один синоним ряд, представ в разных слов-х син, уч-ся д\опр, какое слово явл заглавным и почему; ск-ко син входит в синоним ряд и сколько синон рядов эти синонимы образуют; каков порядок их расположения. Далее необходимо опр построение слов-й статьи; обратить вним на хар-ку каждого синон, на иллюстр материал; на ист справки. 3) составление словарной статьи на 1—2 синонимических ряда (с последующей проверкой результатов выполнения задания по словарю синонимов); 4) нахождение в словаре синонимов нужных слов с целью установить отличие их друг от друга.
3. В к. 1980-н.90-х гг. гл фактором литер подъема стал масштабный процесс возвращ литры, находившейся под цензур запретом. «Возвр» л-ра была очень неоднор, в ней м\выделить след. составляющие :- пр-я классиков ХХ века – это рус религ филос-я нач ХХ века, поэзия Гумилева, «Окаянные дня» И.Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Мы» Замятина и др. – пр-я периода «оттепели», вышед за пределы «оттепельного» либер-зма: «Жизнь и судьба» Гросс-а, ром Солж и его «Архипелаг ГУЛАГ», «По праву памяти» А.Твард, мемуары Н.Я.Манд и Л.К.Чуковской, «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинц и др.- л-ра русской эмиграции - наследие В.Набокова, Вл.Ходасевича, Г.Иванова, Б.Поплавского, Г.Газданова. - публикация пр-й, напис в 1970-80-у гг, но запрещ в силу их «авангард», эксперимен х-ра – проза Вен.Ерофеева, поэзия Вс.Некрасова, И.Холина, Г.Сапгира, Д.Пригова. Возвращ пр-ий Солж б\одноврем актом культ сближения л-ры «метрополии» и «эмиграции». Но характерно, что критич дискуссии завязыв не вокруг слож и эстетич новатор пр-й, а вокруг тех текстов, кот в достат традиц манере обсуждали острые полит вопросы и кот предлагали популяр антитоталитар модель сов истории. С Шаламовым-поэтом чит-и встретились в к 1950-х годов. А встреча с Ш-прозаиком состоялась лишь в к 1980-х. Когда словно прорвало плотину: то, что созд Ш-ым в теч 20 лет, с 1954 по1973 год, выплеснулось в счит месяцы. Здесь и восп о 1920-х годах, и автобиогр повесть «Четвертая Вологда», и «Очерки преступного мира», и пьеса «Анна Ивановна» Но гл место в шал публ заняли рас-зы Колыме (к концу 1989 года издано более ста рассказов). И в то ж время проза Ш б\как бы растворена в огромном вале воспомин, записок, док-в об эпохе сталинщины. Но «Колымские рассказы» — явление особое, это ХЛ. У Ш Колыма — это бесспор и окончат мера всего и вся. Даже когда он не пишет о Колыме, он все равно пишет Колымой. Все, буквально все — общественные нормы; филос доктрины, худ традиции — он пропускает через призму Колымы. Он отвергает идил предст-я о прогрессе: «Фашизм, да и не только фашизм, показал полную несостоят прогнозов, зыбкость пророчеств, касающихся цивилизации, культуры, религии». 4. Н а обз темы от водится несравн меньше вр, знач их в курсе вел ико: дав ая уч-м разнообраз историко-л ит свед и пред- е о лит обстановке опрх эпох о бзоры помог ш- м понять отеч лит-ру как явл движущееся и меняющ, увиде ть процесс ее разв. Задачей обзора явл выявл пафоса, стиля, героя вр изуч п-да. Так, общ хар-ка л-ры, дан в обзор теме, посвящ 1960-1990 гг., конкретизир и обогат затем в созн уча изуч-м ТВ-ва Шаламова, Ю.Казакова и др., каждый из кот отразил ист время в своих произведениях. Другим типом обз темы явл сжатая ха-ка ТВ-ва пис, рассмат-го в рамках какого-либо сквоз обзора. Здесь дается сжатое, но емкое пред-е о лич пис, подчеркя самое гл, самое цен, что делает этого худ-ка неповтор лич-тью и опр его знач-е в отеч к-ре. Все вар-ты обз тем (обзоры-введ, обзоры пер-в разв-я совет лит-ры, обз рас-е ТВ-а конкретного писателя) Очень важно добиться, чтобы получ от уч-я или через уч-к свед-я о лит-ре сочет у старшекл-в с их собств впечат или предст о сам лит-ре. Этого м\добиться, если заранее предлаг уч-м списки пр-й, включ в обзоры, и индивидуал-ть дом работу. Ос н методами в работе над обз темами явл объясн-репродуктив (в форме лек ции учителя). Однако их следует соч-ть с поисковыми и исследов Дей- ми учащихс я. В лекцию уч-я целесооб включ сооб-я уч-в по конкр теме. Рекоменд шир использ в обз худ рассказ-е; при отсутствии вр на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с лит произ-ми при изуч обзор тем. Может включ в урок и чтение пр-ий или фрагментов из них — в виде записей мастеров худ слова, заранее подготовл исполнения уч-в или ВЧ самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещ обзор темы, конспек-ие их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядност ь. Целостность худ процесса и его закон-ти рождают общность тематики и образа героя в ис-ве каждой из эпох. П\му демонстрац пр-ий живописи и скульп, прослуш муз обогащ восприят рассматр-го обзорно лит-го мат-ла и усилив его эмоц воздействие. Билет48.1. Анализ ПП предполагает выделение членов П, которые могут быть главными (подлеж. и сказ.) и второстепенными (опред-е, доп-е, обст-во). ЧП многоаспектны, поэтому глубокое и всестороннее изучение их предполагает учет всех аспектов П: · структурный; · семантический; · логический; · коммуникативный. ЧП – структурно-семантические компоненты П, которые характеризуются набором структурных и семантических признаков. Структурные признаки: 1. способ выражения 2. характер связи (согласование, управление, примыкание) 3. синтакс. позиция. Семантические: 1. логическое значение 2. категориальное значение 3. коммуникативная нагрузка Среди структурных признаков ЧП главным является способ выражения. Синтакс. функция ЧП определенным образом соотносится с их морфолог. выражением. Есть способы выражения ЧП типичные (определяемые их морфолог. природой) и нетипичные (неопределяемые морфолог. природой). В связи с этим выделяются морфологизованные и неморфологизованные ЧП. Морфологизованные – ЧП, выраженные словами тех частей речи, для которых данная синтакс. функция – наиболее типичная, основная. Для подлеж. наиболее типичны сущ., мест. в И.п. Для сказ. – спрягаемая форма глаголов. Для опред-я – полная форма прилаг-х. Для дополн-я – падежные формы ИС (предложно-падежные), личные местоимения. Для обст-ва – наречие. Постоянное беспокойство всегда ведет к совершенству. неморфологизованные – ЧП, выраженные словами тех частей речи, для которых данная синт. функция не явл-ся типичной, основной. крат. страд прич.. инфинитив субстантивир. прил. В нашем санатории принято при встречах здороваться и с незнакомыми.. В П. каждый ЧП характ-ся определенным видом связи с тем ЧП, от которого он зависит. Для сказ. и опред-я осн. связь – согласование (предикативное для сказ-х). для дополн-я – управление. Для обст-ва – примыкание. В соответствии с этим ЧП могут быть: согласуемыми, управляемыми, примыкающими. Все ЧП хар-ся закрепленными за ними синтакс. позициями. Синт. позиция – место, занимаемое ЧП в составе П. в составе П. каждый ЧП занимает строго определенное положение: Подлеж. сказуемое и т.д.. Согласованное определение – перед определяемым ЧП. Факторы, определяющие синтакс. позиции ГЧП ВЧП, различны. Синтакс. позиции ГЧ обуславливаются логич. Структурой мысли и соответствуют субъекту и предикату, поэтому эти позиции и занимают подлеж. и сказ. структурной схемы. Синтакс. позиции II степени ЧП определяются синтакс. позициями, лексико-грамматич. свойствами ГЧП, входящими в структ. схему П. Таким образом, ГЧП – компоненты предикативных сочетаний, а II степени – ькомпоненты непредик. Сочетаний. Поэтому в некот-х научных трудах как ЧП рассматриваются только подлеж. и сказ., а II степени ЧП определяются как распространители ГЧП. (Грамматика 1910г., Т.2) ЧП могут быть структ-обязательными и структ-факультативными. Обязательная сочетаемость или связь возникает тогда, когда определяемые ЧП характеризуются лексич., лексико-грамматической или синтаксич-й недостаточностью либо многозначностью. И нуждаются в обязательном распространении для восполнения своей недостаточности или снятия многозначности. Структрурно-обязательными являются ГЧП, которые занимают ключевые синтакс. позиции, определяемые логической стрктурой мысли, образуют предикативные сочетания и входят в структ. схему П. Подлеж. и сказ. – организующие центры двусоставного П (2СП), вокруг которых группируются все остальные II степени ЧП. Они образуют предикативное ядро (граммат. основу) П, занимают осн. синтакс. позиции и входят в структ. схему П. Между подлеж. и сказ. возникают предикативные отношения (предмет речи и его предикативный признак). Предикативн. отношения между сказ. и подлеж. получают свое формальное выражение с пом. предикативной связи Подлеж. как структ-семантический компонент П имеет след структ-семантич. признаки: 1. входит в структ. схему П. 2. обозначает предмет речи-мысли 3. выражается именем в И.п. 4. является структ. независимым 5. обозначает данное 6. занимает позицию перед сказ. Общий вопрос – о чем говорится в П? это вопрос позволяет одновременно выявить и предмет речи, и данное Значение предмета речи в П конкретизируется как носитель действия ( дети бегают ), как носитель состояния ( дети спят ), как носитель качественной характеристики ( дети любознательны ). Способы выражения м.б. различны. Эталон подлеж. – ИС и мест-е в И.п.: ИС называет предмет речи (мысли), а мест-е указывает на него, поэт. мест-я часто заменяют подлеж., выраженное ИС. 1. Подлеж., выраж. ИС в И.п., может обозначать живое сущ-во (Опытный скульптор может вылепить Ленина вслепую. Ораторы произносили речь.), неживой предмет (И вот наступила решающая минута.Памятник Ленину есть в каждом городе.), абстрактное понятие (Музыка стихла.), явление природы (нет примеров) и т.д. в соответствии с категориальным значением предметности, свойственным существительному как части речи. 2. Подлеж. м.б. выражено мест-ем в И.п. (Левую он держал в кармане распахнутого пальто. В наступившей тишине кто-то засмеялся.) 3. Позицию подлеж. м. занимать все части речи, однако только часть их подвергается субстантивации, т.е. приобретает некоторые св-ва ИС. 4. Подлеж. м.б.выражено инфинитивом. Инфитивное подлеж. – самое емкое в семантическом отношении, т.к. инф-в в своем категориальном значении сочетает св-ва Гл. и ИС. 5. Позицию подлеж. м. занимать цельное СС однородных членов (Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности.) 6. Подлеж. с лексическим значением приблизительности времени, кол-ва предметов и т.д. м.б. выражено и не И.п. (Собралось тысячи полторы народу.) 7. Не ясен вопрос о подлеж. в таких П: Пароходов было два. Впечатлений – тьма! 2. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС СИНТАКСИСА (V класс) Синтаксис как предварительный, пропедевтический раздел изучается в V классе. Цель раздела — познакомить пятиклассников с основными синтаксическими понятиями и правилами построения высказывания (предложения, текста) и пунктуационного его оформления. Предварительные сведения о синтаксисе как разделе грамматики на данном этапе (в V классе) нужны для того, чтобы 1) можно было в дальнейшем привлекать сложный в языковом (лексико-грамматическом) отношении материал, 2) создать синтаксическую основу для обучения пунктуации, 3) подвести синтаксическую основу для изучения морфологии, 4) создать научную основу для развития речи. Пропедевтический курс синтаксиса способствует разгрузке курса на завершающем этапе и создает базу для формирования более прочных умений и навыков. В период изучения синтаксиса учащимся дается сложная терминология грамматики: грамматика (наука, которая изучает строение и изменение слов, строение словосочетаний и предложений, грамматика включает морфологию и синтаксис), словосочетание, словоформа, предложение, виды предложений по цели высказывания (вопросительное, повествовательное, побудительное), по наличию второстепенных членов (распространенное и нераспространенное), по наличию грамматических основ (простое и сложное), по эмоциональной окраске (восклицательное и невосклицательное), сочинительная и подчинительная связь, прямая речь, диалог, обращение, вводные слова и др. Предложение Основной единицей синтаксиса является предложение. Это коммуникативная единица, так как в предложении оформляется мысль. В предложении проявляется основная функция языка — быть средством общения и обмена мыслями. Предложением называют одно слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Законченной мыслью считается то, что говорящий хотел сказать данным предложением: сообщить о чем-либо, спросить, призвать к действию, выразить эмоции. Главным собственно языковым признаком предложения является предикативность: это сложное единство временных и модальных значений, с помощью которых сочетание слов превращается в предложение, образуя коммуникативную единицу, соотнесен-. ную с реальной действительностью; предикативность выражается формами времени, наклонения, модальными глаголами, интонацией, контекстом речи. Так, высказывание День сегодня ясный заключает в себе предикативность, т. е. законченную мысль: определенное сообщение, утверждение о реально существующем в действительности факте. Это предложение: предикативность в данном «-случае выражена интонацией. Интонация законченного предложения характеризуется спокойным понижением голоса. Наиболее таблична она для повествовательных предложений. Для предложения характерно наличие главных членов (предикативного центра) предложения. Например, в предложении Радио сообщило чрезвычайно важное известие главные члены — радио (подлежащее) и сообщило (сказуемое). В смысловом отношении наиболее значительны, может быть, не эти слова, а другие (см. чрезвычайно важное известие). Но главными являются только те члены, которые составляют структурную основу высказывания: они связаны между собой предикативной связью. Два главных члена — подлежащее и сказуемое — организуют двусоставное предложение. Наличие только одного из главных членов характеризует предложение односоставное, например: Ночь. Морозит. Все слова в предложении должны быть связаны по смыслу и грамматическим законам языка: либо согласованием, либо управлением, либо примыканием — и образуют (кроме подлежащего и сказуемого) цепочки словосочетаний. Так, в предложении В утренней тишине звонко просигналил деревенский почтальон выделяются словосочетания: в тишине (какой?) утренней; просигналил (как?) звонко; просигналил (где?) в тишине; почтальон (какой?) деревенский. Связь подлежащего и сказуемого не относится к числу подчинительных связей (это предикативная связь), следовательно, они (подлежащее и сказуемое) не составляют обычного словосочетания, а представляют грамматическую основу предложения. Главные члены предложения. В V классе существенно расширяются представления о способах выражения главных членов, составляющих структурную основу, ядро двусоставного предложения. Важно, чтобы учащиеся помнили, что подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее в предложении абсолютно грамматически независимо от других членов предложения. Основной способ выражения подлежащего — именительный падеж. Чаще всего подлежащим бывают имя существительное и местоимение. Подлежащим могут выступать и все другие части речи, словосочетания и даже предложения, например: Старые всегда поучают молодых. В деревне осталось лишь несколько стариков. Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие (или состояние) подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? что делается с предметом? каков предмет? кто такой (или что такое) предмет? Основным средством выражения сказуемого является глагол, например: Скрипач поднял смычок. Однако в предложениях Этот скрипач — лауреат конкурса. Он очень талантлив сказуемое выражено именем существительным и именем прилагательным. Усваивается трудное пунктуационное правило постановки тире перед группой сказуемого, выраженного именем существительным в именительном падеже, например: Солнце — звезда. Земля — планета. Азия — самая обширная часть света на Земле. 3. Постмодернизм в поэзии и прозе 1990-х годов и начала века. Средства деидеологизции изображения – т.е. средства, благодаря которым автор сумел показать разрушение идеологии – системы взглядов, суждений, мнений не одного поколения той действительности. Ирония в изображении русской действительности того периода, людей, участвующих в тех событиях, событий, имевших место быть в то время. Гражданственный пафос, который будет снижен ближе к финалу отрывка. Ироничное изображение памятника Ленину (поза туриста). «Говорящая фамилия» скульптора – Дрыжаков. Описание эффекта толпы – кто-то засмеялся. Через минуту хохотала вся площадь. – Ребята, вы прочитали отрывок из рассказа С.Д.Довлатова «Чемодан», в котором герой, уехав за границу, случайно в шкафу обнаружил свой чемодан. Осматривая, уложенные в него вещи, вспоминает истории, связанные с ними. Перед вами одно из его воспоминаний. - О чем говорится в этом произведении? - В какое время происходит действие, описываемое в данном отрывке? - Перечислите основных героев. Дайте характеристику каждому из участников. - Какова позиция автора? Сочувствует ли он кому-нибудь из персонажей? - Каково ваше отношение к действительности того времени? 4. Уроки вн.чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку. Прежде всего здесь учитель с выборе произведений. Основное внимание уделяется русской литературе, учащиеся увлекаются произведениями своих современников. Задачи В.Ч.:1. развитие у читателей самостоятельности, 2. формирует литературные интересы учеников. Формы: 1.рассказ о писателе,2.обмен впечатлений о прочитанном. 3.чтение мемуарн. литературы и отзывов в критике. Количество часов предусматривается программой. Особенность таких уроков в оригинальности, в особой атмосфере, в яркости. Задачи в млад. классах:1. воспитание любви к книге, 2. потребности в чтении. В средних классах: 1. формирование читат. Интересов ,2. развитие худ. вкуса. В старших классах: 1. развитие личного подхода к лит. прозведению, 2. самостоятельности оценок При планировании занятий внеклассного чтения важно предусмотреть следующее:1. сочетание русской и зарубежной классики с современной литературой, 2.тематическое своеобразие, сочетание произведений разных жанров,3. чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, семинар, собеседование, консультация и др.) Организацию работы по подготовке вн. чтения можно поручить небольшой инициативной группе из трех человек, которые выступают в роли организаторов. Вопросы: 1. Какой курьез произошел в Челябинске? 2. Как зовут скульптора? 3. Опишите реакцию толпы.. 4. Как вышли из сложившейся ситуации?. 5. Какова позиция автора? Сочувствует ли он кому-нибудь из персонажей? 6. Каково ваше отношение к действительности того времени? Билет № 49 1. ОЧП характеризуютя набором структ-х и семант-х признаков: 1. связаны м/у собой сочинит.связью, вследствие этого они хар-ся синтакс-им равноправием, смысловой и грам.независ-ю друг от друга. Сочин.связь выр-ся с помощью сочин.союзов и интонации. 1.занимают позицию одного члена предложения. 2.часто имеют одинаковое морфологическое выражение. 3.грам-ки зависят от одного и того же ЧП и связ-ся с ним подчин связью по типу соподчинения. 4.обычно выражают одноплановое понятие. 5.хар-ся разнолексемностью. От ОЧП следует отличать компоненты, внешне совпадающие с ними, но таковыми не являющимися. К ним относятся: лексические повторы, осложненные формы ПГС, устойчивые выражения, разнофункциональные ЧП. Занимая в П.одну синтакс-ую позицию, ОЧП образ-ют струк-но-семантич.блок. Структура блока ОЧП. В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грам.средствами. Грам.знач. БОЧ выражаются интонацией(в устн.речи), сочинительными союзами. Интонация перечисления наблюдается в предложении без союзов и при помощи соединительных союзов. Разделительная и споставительная интонация обычно сопровождают противительные, раздел.и сопост.союзы. Структурно-семантическая цельность БОЧ в их связях между собой и с другими ЧП м.б. выражены не только союзами, но и др.средствами: предлогами, частицами, формой мн.ч. сочетающихся с блоком слов, наличием общего ВЧП, общим ГЧ в словосочет.,зависимым компонентом которого м.б. сочиненн ряд, общей вспомогат частью в составн и сложн сказ., наличием обощ.слова. Семантика БОЧ. Языковым значением является однотипность понятий, выражаемых однородными членами. Это значение обусловливает позицию в предложении, единую для всего блока синтактическую функцию: 1)отношение градации, при которой, в семантическом плане актуализируется один или несколько ОЧ; 2)Разделительные отношения. 3)Противительные отношения. Уступительно-противительные, значения возмещения с противопоставлением и др. Выражаются в основном противительными союзами, 4)Причинно-следственные отношения (местоименные наречия – потому, поэтому, отчего, водное слово следовательно).5)Временные отношения (одновременность и последовательность).БОЧП м/б открытыми и закрытыми. Закрытые Открыты/ блоки х-ся тем, что (не) могут быть продолжены другими ОЧП с той же семантикой и синтакс.функцией (бессоюзные ряды и ряды с повторяющимися союзами).В составе БОЧП м/б и обобщающие слова – это ЧП, кот.обобщенно называют то, что отдельно названо ОЧП. Обобщ.слова явл-ся теми же ЧП, что и ОЧП. В роли обобщ.слов выступают местоим-я, местоим.наречия, слова др.ЧР с отвлеч знач. (обобщ.слово в препозиции– пояснит.отнош-я, в постпозиции – собств-но-обобщ.знач). В синт.разборе: ОЧП, связ м\у с соч cв с пом перечисл инт и соч союза И, явл-я синт-ки равноправными, сем-ки и синт-ки независ (М/пом местами), заним одну синт поз-ю (…) и обозн-т предик признак пред речи, отв на?, представ-ны разными лексемами, т.к. имеют разное фон офрмление и л/з, выр лог одноплан понятия (…), имеют одинак морф выраж-е (…). Осн ср св: Переч инт, соч союз; Доп ср св: общий определяемый ЧП, с кот они связ по типу соподчинения. Блок закр/открытый. 2. Предложения с однородными членами изучаются в 8 классе. Русский язык под.ред. Бабайцевой и Чесноковой. Прием наблюдения начинается, как обычно, с записи и анализа материала для наблюдения (при записи предложений ученики должны разбирать предложения по членам и отмечать движение тона, то есть обозначать интонационный рисунок). 1) Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный. 2) То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал – Распутин. Вопросы, задаваемые поочередно при анализе каждого примера. 1. К какому из подлежащих относится опущенное сказуемое был в первом примере? После анализа этого материала можно предложить ученикам дать определение однородным членам предложения. «Однородными называются одноименные члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, подчиненные одному и тому же члену предложения или имеющие в подчинении общий член предложения и связанные сочинительной связью, то есть синтаксически равноправные. Вывод: 1. Отвечают на один общий для них вопрос. 2. Одинаковые члены предложения (одноименные члены), например сказуемые. 3. Относятся к одному и тому же члену предложения. 4. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью. 3. ШУКШИН, ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ (1929–1974), русский советский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д.Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949–1952 служил на флоте. По возвращении работал директором вечерней школы в д. Сростки. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм Живет такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно). Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|