Глава 5.. Смысл боя
Глава 5. Смысл боя Городом это поселение не назовёшь, хотя здесь городской уклад. В чисто восточном стиле идёт торговля прямо на улицах. Здесь можно покушать, попить чай, купить нужные мелочи. Этот муравейник не томит своим гомоном и непрекращающимся движением. Напротив, при расположении к такому духу ощущаешь тишину и покой. Всё, что имеет отношение к дополнительным свойствам человека, вызывает у горожан живой интерес. Поэтому можно увидеть фокусников, факиров, мастеров по боевым искусствам. Здесь же бродят монахи. Где-то недалеко монастырь обиходного ранга. Хижины врачевателей расположены так, чтобы желающий мог войти прямо с улицы. Живо и размеренно течёт жизнь и кажется, что нет ей утомления. Дон Мен зашел в чайную, хотя это, скорее всего, восточный ресторанчик. Здесь можно покушать, попить чай и даже выпить спиртное. Он сел так, чтобы было видно улицу. Услужливый молодой человек принес зелёный чай. Такой чай освежает и создаёт удачный переход организма в Инь, но так, что вторая фаза закрытия не последует. - Можно обратиться к Вам, почтенный, - подошел болезненный человек к соседнему столику, за которым сидел монах. Монах кивнул вежливо головой, но продолжал пребывать в спокойном равновесии. - «Хороший уровень», - отметил Дон Мен. Он знал, что обычно человек представляет собой некоторый «волнообразный» пакет. Это выражается тем, что на появившееся событие идёт рефлексия смещения. Но в монастырях практикуют так, чтобы любое событие было в пределах внутренней гармонии. Внешне это выражается как невозмутимость. Хороший уровень мастера это не «дубовое» бесстрастие, а вмещение в гармоничность даже экстремальных ситуаций. Прежде всего, этому служить соответствующее мировоззрение. Уязвим лишь тот, кто практиковал двухполярное мышление. Там, где есть «высшее» и «низменное», там каждый где-то себя определил на ступенях значимости. В этом он уязвим. Там, где понимают добродетели, там никто не причисляет себя к подонкам. Такой человек уязвим на конфликте, так как конфликтуют двое, и никто из них не считает себя ничтожеством. Кто из них прав?
- Невзгоды замучили меня, - продолжал посетитель, обращаясь к монаху, - посоветуйте, почтенный. Монах молчал. Он соизмерял на себе то отклонение, в котором пребывал несчастный. Только на себе и по себе каждый даёт совет другому. Хорошо, если советчик более обширен, чем жалующийся. Вон там за углом сидит знахарь. Увы, но его существо скудное, а он даёт рецепты и советы. На что рассчитана эта афера?! - Ямогу помочь тебе лишь деньгами. Так ты продлишь своё несчастное существование, - наконец ответил монах. - За деньгами я обращаюсь к горожанам, - не удовлетворился просящий. - А что ты можешь взять ещё? - Я надеюсь на мудрый совет. - Ты разве мудрец?! - Это Вас считают мудрым, почтенный. - Чем же ты почувствуешь мудрость? Для этого ты должен быть готовым. Разве ты таков? - Я не обладаю достоинствами... - Но собираешься взять их. Чем ты будешь брать? Деньги берут руками. Чем берут мудрость? - Я не хотел стать мудрецом. Я просто попал в невзгоды. Говорят, что Вы даже исцеляете больных. - Я исцеляю лишь тех, кому есть чем исцеляться. Они готовы. - Я тоже готов, почтенный. - Откуда в тебе эта самоуверенность? - Разве я хуже других? Впрочем, Вам виднее. - Подожди, не уходи. У подножья вон той горы есть плодородная земля. Она лечебная именно для тебя. Расчисть её от кустарника. Вскопай. Посади овощи. Они будут целебные не только для тебя, но и для других. Ты даже сам будешь помогать людям. Они почувствуют это и будут тебя благодарить деньгами. Вскоре ты излечишься от невзгод и от приобретённых болезней.
- За землёй нужен уход. Где мне жить, почтенный? - Там же. Я же сказал, что сама земля лечебная для тебя. Построй шалаш. Теперь уже наступили тёплые времена. -Я не умею... - Трудиться? Ты привык к подаяниям? Считай, что они грязные для твоего духа и здоровья. Общаться будешь, продавая овощи, а не в праздной болтовне, как это делаешь теперь. - Я понял, что мне нужно сменить образ жизни. А как быть с семьёй? - Ты считаешь, что у тебя есть семья?! Шутишь! - Жена, дочка... - Которым ты в наказание. Почему ты решил, что они не проживут без тебя? - Мы семья, и привыкли друг к другу. - Это тебе так хочется. Ты решил, что твоя немощь им в радость? Жена тоже в грязи твоего образа существования. Дочери скоро замуж, а ты для неё позор. То, что они покорно несут твою несостоятельность как ношу, считай от них подарком. Но нельзя жить всё время в одаривании! Проситель молча поклонился и ушел. По его спине было видно, что его не проняла такая мудрость. Скорее всего, совет он принял как нравоучение о вреде дармоедства для здоровья. Мораль. Если бы ему нужны были наставления, то он пошел бы к моралистам. Их вон сколько развелось. Сейчас он пойдёт в круг таких же дружков и посмеётся над монахом. Ну, насмешил, монах! Если бы у него было прилежание к труду, то он и без морали бы уже «пахал». Наплёл тут о «целебной земле». На кого рассчитана эта примитивная уловка?! Дон Мен усмехнулся. - Не одобряешь, - сказал ему монах, не поворачивая головы. - Наблюдаю. - Он взял своё. - Это было видно сразу. К его чести он не взял деньги у того, у кого их меньше. - Я общался с «не лучшей» своей частью. - Хорошо, что есть и такое зеркало. Людям нравятся только красивые отражения самих себя в других. Но кривое зеркало полезнее. - Каждый из осколков общения стремится набрать полную красоту самого себя. - И каждый сам себе судья в этом понимании красоты. Оттого и страдают. Вон там двое размышляют: зайти сюда или нет. Сразу видно, что они занимаются боевыми искусствами. Эти ищут отражение себя в мастерстве боя. Двое парней шумно вошли в ресторанчик. Они мельком глянули на монаха и на светловолосого парня.
- Поесть и чай, - коротко заказал тот, который постарше. Ели они тоже шумно и переговаривались. - Европейцев как мёдом намазали. Чего они ищут здесь? - сказал младший. - Не шуми, а то услышит. - Для того и шумлю, чтобы услышал. На что они способны?! - Перед служителем Будде неудобно. - О нем нет речи. Европейцы, наверное, решили, что духовность можно понять их умом или купить деньгами, - с сарказмом продолжал младший. - Если ты имеешь ввиду меня, то ума у меня хватит, чтобы понять тебя, - ответил Дон Мен, - что касается духовности, то не найдётся ума для её понимания и на Востоке. - Смотри-ка, он говорить умеет. А что ещё ты умеешь? - Не многое, но добросовестно. - Дерзок. На что ты рассчитываешь? Сил у тебя «кот наплакал». - Всякая бывает сила. Вой идёт девушка. Она слабее тебя, но ты будешь ей угождать. Её сила в красоте. Вот сидит монах. Его сила в авторитете монастырей, поэтому ты уступишь ему. О какой силе ты говоришь? - Узнаю европейца. Твоя сила в болтовне. - Согласен. На этой силе живут политики. Они подчиняют словами таких как ты. - У них в руках настоящая сила. А вот ты зря на неё надеешься. - Ты хочешь состязаться в силе мышления? - Ишь, чего захотел! Нет, уволь, я не из болтунов. Мне легче тебе синяк на глаз поставить. - Это для чего? - Для вежливости. - Перед чем? - Перед силой. - А почему бы тебе ни поставить синяк вон той девушке? У неё своя сила, у тебя своя. Давай проверим, будет ли она преклоняться перед твоей силой? - Вот всякий раз так, - сказал тот, который старше, - стоит только связаться с болтуном, как он унизить тебя норовит. - Не было желания унижать. Он предложил мне свою силу, а я предложил свою. Кто виноват, что в уме он слаб? - Тогда я проверю, силён ли ты в искусстве боя. К чести «силовика» он, почти не касаясь пола, оказался возле Дон Мена. Это было подобно дуновению ветра. - «Хороший класс», - отметил Дон Мен. Он уклонился, таким же «ветром» оказался со спины у нападающего и лёгкими ударами провёл тонизацию меридиана Мочевого Пузыря. Это мастер принял в пользу себе и совершил сальто назад. Такой ход боя понравился Дон Мену. Настоящий мастер использует противника себе в пользу. Именно этот стиль был доступен нападающему. Он преобразовался. В отличие от дерзких речей, его стиль был дружелюбным. Но в том-то и опасность. Бой для него источник и тонизатор. У такого выиграть можно лишь в миг оплошности. Каждый удар Дон Мена он принимал с удовольствием и таким мастерством, что бить его было равнозначно тому же, что поить иссыхающее дерево водой. Такой же стиль применил и Дон Мен. Мастер это понял сразу. Бой перешел на «тонкость».
Бой длился уже несколько часов. Усталость не испытывал ни один из соперников. Впрочем, теперь они не соперники. Это одно тело. Пожалуй, что каждый был заинтересован в безошибочности другого. Этим отличается боевое искусство Востока от состязаний людей Запада. Там каждый норовит «выключить» другого. С позиций здоровья и развития это не выгодно. В бое на победу, победитель проигрывает в здоровье. Себя не обманешь; победа свершается на отрицании. Отрицание - это качество исполнителя. Бой разом остановился. Насытились оба. Теперь остаются два созидательных хода: один во вторую ступень Ян, другой во вторую ступень Инь. Очередной Ян состоит из фазы ОЛО, меридиана Желудка, фазы ОЛЫ, меридиана Мочевого пузыря, и фазы ЯХВЭ, меридиана Желчного Пузыря. Иными словами, раскрытие, из лёгкости и воздушного задора, переедет в статическую созерцательность. Вхождение в одну из этих фаз не является произвольным. Всё зависит от мастера, а точнее от того в какой фазе Ян он имеет теперь шанс. Например, если бой завершен в лёгкости и радостном взлёте фазы АЛА, то очередным будет ход в фазу ОЛО (рис. 8). Она наполняет психику неизмеримой жизненностью. Тело остаётся в лёгкости. Если бой завершен в фазе АЧА на радостной гибкости, то очередным будет ход в состояние ощущения тождества с внешним миром фазы ОЛЫ. Называют это «зеркальной мудростью». Если бой завершен на гармоничности Трех Частей Тела, то созидательным будет ход в фазу ЭШЭ. Мир наполняется таинствами и интуитивным ощущением приобретения чего-то необыденного. Дон Мен сделал переход в ОЛО. Тонизация боем была огромной. Поэтому сознание заполнилось ощущением бессмертия. Рисунок 8 Иной переход сделал мастер. Он завершил бой в Высшем Ине. Действующим был меридиан Селезёнки. Поэтому созидательным для него явился ход в меридиан Сердца, фазы МИЛ (рис. 9). Он подобрел и преисполнился миролюбием. Впрочем переход в МИН, меридиана Перикарда, ему не повредил бы. Тогда его тело ощутило бы приятное утяжеление, а психика комфорт и отдых. Ход в фазу ДУМ совершается после системно-структурного существования меридиана Печени. Это хорошо делать после раздумий. В бое такое применяется не часто. ДУМ прекрасен тем качеством, что ощущается единство мира и мироздания. Это, конечно, относится к гармоничным людям.
Рисунок 9 К примеру, люди Запада в бое применяют только Высший Инь. Базой является меридиан Селезёнки. Поэтому, лишь победитель делает переход в меридиан Сердца созидательным путём. Его психику заполняет сострадание и великодушие к побеждённому. Конечно, если не «переберёт». Дело в том, что скудное существование самого боя быстро исчерпывает Высший Инь. Эта группа меридианов питается только за счёт других десяти меридианов. Затяжное «выключение» этих меридианов приводит к быстрому исчерпанию Высшего Ииь. Наступает пора переключения в меридиан Сердца, но волей спортсмен продолжает бой. Так он получает нарушение первой степени. Теперь его организм борется с естеством расширения сосудов, то есть с усталостью. Эта борьба внутри упражняет патологию и вытягивает все резервы. Любое завершение боя будет деструктивным. От такой «победы» организм получает глубинное нарушение. Психика смещается к отрицанию. Старение организма интенсивное. Эмоции гаснут. Такой человек переходит на ступень механизмов. Мастер сел рядом с напарником и сказал: - Чаще бы такое. Вот у кого тебе нужно учиться. - Мне показалось, что Вы побеждали. - Ничего ты не понял. В таком бое победителей двое. Никто не совершил деструкцию. Это означает, что бой пошел каждому на пользу. - Этот парень сидит с сияющим видом. - Он сделал переход в меридиан Желудка. - Но отчего он сияет, ведь он не победил Вас? - Если бы он ощутил меня как врага, то проиграл бы бой. В том секрет мастерства. - Почему? - Он перевёл бы свой организм и сознание в отрицание. Это губительно для здоровья. Кроме того, он быстро бы устал. А сейчас, после некоторого пребывания в качествах Ян, он может продолжать бой в закрытом стиле ещё несколько часов. И это пойдёт ему на пользу. - Почему мы его не знаем? - Есть разряд людей, которые не нуждаются в славе, почестях и известности. - Но он же европеец! - Возможно, только внешне. Мастерство у него чисто восточное. Мастер заказал свежий чай. Он пил его так, чтобы погрузиться в меридиан Перикарда, то есть в покой и глубокую тишину. Его ученик не стал мешать. Некоторое время Дон Мен сидел неподвижно. Он наслаждался этим прекрасным миром. Затем начал двигаться внутри себя вязким удовольствием. Телесный переход в Инь закончился выделением «второго тела». Для проверки уровня «второго тела» он стал двигать чайник и пиалу ученика за соседним столиком. На западе это называют телекинезом. Ученик смотрел на двигающиеся предметы выпученными глазами. Он не видел такое раньше, но слышал о мастерах монастырей. Затем он схватил пиалу и заглянул под неё. - Откуда это?! Вместо ответа мастер достал небольшую юлу, положил её на блюдце и крутанул. Он поднял блюдце в воздух и убрал его. Юла продолжала вращаться в воздухе, - Это не то же самое, но я обучу тебя. Когда ты проводишь успешно бой, то должен заметить особый оттенок ощущений. Эти ощущения - один из вариантов проявления чи. Их можно тренировать. Со временем родится орган. В некоторых монастырях его называют «вторым телом». - Это настоящее тело, или иллюзорное? - Что такое «настоящее». - Настоящее тело я вижу. - Это восприятие зрением. - Я его могу ощупать, - Это восприятие осязанием. - От тела может идти запах и можно ощутить вкус пота. - Это восприятия обоняния и вкуса. Но вот умом тело ты уже не увидишь. Точно так же при рождении нового органа. Если его иметь, как, например, зрение, то можно воспринимать, но зрением его не увидеть. - Я же видел, как двигались пиала и чайник. - Это трансформация. Чи «второго тела» может трансформироваться в движение. Движение подвластно восприятию зрением. Но он мог войти в твоё тело, и тогда тебе нечем было бы воспринимать происходящие там изменения. - Вы владеете этим, мастер? -Да. - Я не слышал от Вас раньше. - Не было причин. Да и ты ещё не созрел для развития. Слишком много было стремления к превосходству. - Мне казалось, что Вы проводите бои, перемещаясь по городам, чтобы показать, что Вам нет равных. - Вот поэтому ты и не готов. Как умному нужен собеседник, так и для мастера нужно «зеркало». Себя узнать можно только через другое. Человек себя узнает только через контакт с другим. Так по кусочкам собирает он своё «я». - Разве не знает каждый себя сам? - Имеет некоторую гипотезу. Как правило, это выбранное самовосхваление. - Почему «самовосхваление»? - Ты же не считаешь себя подлецом или ничтожеством. - Нет. - Вот так и каждый. Но только контактность с другим покажет, кто есть кто. Часто горделивые оказываются рабами, а возвышенные злодеями. - Теперь они знают кто они? - Только мудрый человек чувствителен к фактам. Кто же откажется от приписанных себе достоинств?! -Но почему? - Если кто-то честно признает факт, то он вынужден преобразовать себя. Трудное это дело и не каждому даётся. Куда проще отстаивать свою порядочность. Но тогда нужно очернять других. - Для чего? - Чтобы они меняли себя. - Вы же сказали, что менять себя дано не каждому. - Это верно. Поэтому наступает борьба за право не менять себя. Всё началось с конфликта, и усилит этот конфликт. Это распространённый вид боя. - Боевых искусств? - Нет. Этот вид боя ты встретишь в перебранке словами, в поисках правды, в отстаивании своих прав, в назидании других, в нравоучениях, в насилиях и мордобое. - Выходит, что никто из них при конфликте не хочет отказаться от своей положительности. - Говори проще: не хочет менять себя, а предлагает меняться другим. Но так того же желает каждый другой, то наступает момент боя. - Кто кого заставит? - У кого больше прав и силы. Но ещё раз напомню тебе, что это относится к низшему сословию. Искусство боя это Искусство Жизни. Не путай это никогда. - Как научиться различать? - Сперва ты должен понять разницу. Всё начинается с конфликта. Это и есть момент «зеркала». До момента «зеркала» каждый мнит себя благородным. Ничто не укажет ему его истинное лицо. Но вот конфликт. В нём выражается факт отсутствия благородства с одной или с обеих сторон. Это мы с тобой обсуждали. Вот теперь наступает ответственный момент. Изменять себя? А может быть «напереть» на другого? Иного шанса нет. Конфликт требует. - Изменять другого можно только силой. А это насилие. Вы об этом уже говорили. - Смотри глубже, насилие это отрицание. Отрицание вредит своему же здоровью. Менять себя? - Это означает признать другого, то есть принять поражение. - Пора тебе напомнить слова Лао Цзы: «Победа не лучше позора и поражения». - Я хорошо это запомнил, но смысл не ощущаю. - Это и есть показатель твоей неготовности быть мастером. Своим мироотношением человек настраивает себя. Мироотношение проявляется на ситуацию мгновенно. Каков ты будешь перед препятствием? - У меня по-прежнему является желание победить. - Победить ты можешь только за счёт поражения другого. Пока твой ум делит восприятие на миры «мой» и «чужой», ты всегда в зависимости. Мы разобрали с тобой два вида реакции на конфликт. Обе они зависят от мировоззрения. Реакция отрицать «чужое» - это достойно только низшего сословия. Вторым является реакция преобразовать себя. Но это - позор и поражение. В первом случае, при удаче, ты сохранишь себя в неизменяемости. Во втором случае ты будешь преобразовывать себя, но внешний мир неизменяем. - Достойно ли поражение благородного человека? - Ты имеешь ввиду вторую реакцию? Она равнозначна позору и поражению вовне. Но возьми отсчётом внутренний мир. - Внутри я буду меняться при поражении. - Итак, сделаем обобщение. При победе «внешнее» меняется, но неизменным останется внутреннее. При поражении внутреннее меняется, при неизменяемом внешнем. Выбирай. - Я выбираю победу. - То есть сохранение себя в неизменном виде? - Разве это плохо? - Это не реально. - Почему? - Ты ходишь со мной из города в город. Много я уже провёл боёв. Но найдётся вот такой мастер как тот парень. На какую победу тогда можно рассчитывать? Он к тому же ещё и умён. Помнишь, как он сказал о силе красивой девушки. Ты будешь её побеждать? - Нет. - Но тогда получишь приятное поражение. - Какое это поражение, если оно приятное? - Хорошо говоришь. Значит Лао Цзы прав во всех видах побед и поражений. Нет преимущества ни в одном из этих видов. Победа не лучше позора и поражения. Это высказывание говорит об отсутствии привилегии. В другой раз Лао Цзы подтверждает это иным высказыванием: «Кто отдаёт предпочтение, тот рискует потерять всё». Ты уже отдал предпочтение победе. - Должен ли я уважать поражения? - Они неминуемы. Они твой вестник о необходимости изменяться. Нужно быть глупцом, чтобы угнетать этого вестника. Поражение это прекрасный сигнал. Он может реализовать в тебе шанс. - А может и не реализовать? - Всё зависит от твоего мировоззрения. - Если я возьму мировоззрение развития себя, то должен ли я всё время быть битым? - Наивный ты. Будда говорит о «золотой средине». - Как это понимать? - Если победа не лучше позора и поражения, то нет в них преимуществ. Они согласуются и переливаются как Ян и Инь. Не было бы поражений, никто не знал бы о победах. Победа оттого и есть, что существуют поражения. - А если я всё время буду побеждать как Вы, мастер? - Красивую девушку я побеждать не могу. Но есть более главное. В каждом бою я несу с собой и поражение тоже. - Мне это не понятно. - Отчего ты стремишься к победам? - Мне так нравится. - Но ты уже знаешь о победе. Отчего? - Я вижу тех, кто побеждает и тех, кто проигрывает бой. Поэтому предпочитаю быть победителем. - Значит, в тебе уже есть поражение. Иначе как бы ты понял, что такое поражение? Ты убегаешь в самом себе от поражения. Поэтому я веду бой в двух качествах. «Позор» контролирует меня от деструктивных ходов. «Победа» стимулирует меня к свершениям. Только в гармонии этих качеств я совершенствуюсь. - Что происходит, когда Вы побеждаете? - Для меня нет побед и нет поражений. - Как это, мастер?! - Ты был не внимательным. Когда я веду бой, то уже переживаю и позор и победу. Всё это гармонично помогает одно другому. - Как этому обучиться? - Я уже сказал, что ты мировоззрением уже лишил себя такой гармонии. Отдавая предпочтение победам, ты боишься позора. Нужно, чтобы позор стал твоим другом. Понял? - Нужно любить позор?! - Опять не то. Нужно сменить мировоззрение. Ты отрицательно реагируешь на позор непосредственно и сразу. В том причина твоего мировоззрения. Ты сам в себе несёшь качество отрицания. Зачем тебя побеждать, если ты уже отрицаешь себя! Ты уже повержен. Избавься от позора в себе самом, и ты не будешь отрицать сам себя. - Как это сделать, мастер? - Пока в тебе гнездится двойственность, ты всегда будешь уязвим. Ты спросил меня, не является ли позор уделом людей достойных? Это равнозначно сменить мировоззрение на противоположное. Теперь ты станешь отрицать в себе победы. Отрицание останется. - Так живут люди, которые стесняются принижать достоинство других людей. Их считают скромными и достойными. - Почему ты не выбрал этот путь? Из двух видов отрицания они выбрали поражение. -Тогда... - Нечем стимулироваться? - Да. - Почему стимулирует стремление к победе? - У победителя нет преград. Это вдохновляет к тренировкам. - Что вдохновляет тех, которые уважают чужое мнение и предпочитают позор, чем оскорблять и унижать других людей? - Я этого не знаю, мастер. - А ты попробуй любить врагов своих. - Шутите. Какие же это враги, если я люблю их. Они тут же превратятся в друзей. - Заметил волшебный миг? - Нет, мастер. - Твой враг по волшебству становится твоим другом. - Когда это происходит? - Непонятливый ты. Враг у тебя появляется на конфликте. - Да, мастер. - Конфликт - это оповещение о твоём несовершенстве по отношению к твоему же внешнему миру. Можешь ты любить этого вестника? - Если он мой. - А чей же?! Я что ли живу твою жизнь?! Твоя жизнь и всё в ней твоё. Будь любезен, любить себя целостно. Враг это и есть ты в преграде. Это означает окончание внешних свершений. - Что следует за этим? - Внутренние изменения, внутренние свершения. - А что вовне? - Вовне ты уже остановился. Это сопровождается твоей печалью и умиротворением. В резком случае это будет обморок. - Кто же станет любить печаль и обморок?! - Мастерство заключается не в любви и ненависти. Третьим состоянием для мастера является единство внешнего и внутреннего тела. Это исключает понятие «моё» и «чужое». Это исключает предпочтение. Ты говорил, что любишь друзей? -Да, мастер. - Теперь представь, что нет врагов. - Куда они делись? - Они были лишь тогда, когда мировоззрением, то есть умом, ты делил на «моё» и «не моё». Возьми теперь мировоззрением мир так, что всё, с чем ты сталкиваешься, не может жить никто иной за тебя. Или ты способен жить мою жизнь? - Если всё есть я, то почему не всё мне подчиняется? Например, рука моя и она подчиняется моей воле. - Ты рано пришел ко мне в ученики. Нужно было бы тебе сперва пройти обучение в монастыре. - Не отказывайтесь от меня, мастер. - Ты даже не различаешь, что для зрения есть полный достаток. Что не подчиняется зрению? - Там нет такого вопроса. - Что не подчиняется обонянию, или осязанию? Так чему и что не подчиняется? - Моему желанию. - Откуда оно приходит, если зрение, вкус, обоняние, слух, осязание не имеют притязаний. - Не знаю, мастер. - От ума. - Итак, из семи органов только один имеет неудовлетворение. Это твой ум. Что подчиняется тебе? - То, что я считаю правильным. К такому у меня нет притязаний. - А теперь подумай, когда ты недоволен? - Когда что-то происходит не так, как я хотел бы. - Хорошо сказал «не так, как я хотел бы». Вот это и есть момент конфликта. Но этот конфликт внутри тебя самого. - Не легко тебе с ним, - вмешался монах, - в нём не заложено изначально, что сознание одно. В чём бы не выражалось восприятие, а в сознании оно не делится. Нет в сознании «моё» и «чужое». Раз наличествует в сознании, значит, есть, чем воспринимать. - Вот я ему и говорю, что он имеет только своё. - Он приучен к двойственному уму так, что в нём - Да, -усмехнулся монах, - получается, что мастер виноват сам в грехах своего ученика. - Нет здесь виновных и правых, - возразил Дон Мен. - Есть процесс. Но через ум этого парня теперь не преобразовать. Его заклинило на двухполярности так, что он и теперь предпочтёт победу позору. Его оттуда нужно вышибать через качества. - Как это? - искренне спросил мастер. - Начни практиковать с ним «железную рубашку». Практику веди только в раскрытом стиле. Он уважает тебя, поэтому отрицания не будет - бей его по Ян-меридианам и требуй, чтобы он не терял при этом чувство удовольствия. Удар - это граница для осязания. Сознание будет преобразовывать себя в положительное реагирование при ударах, поэтому ты разовьёшь у него принцип «раскрываться» там, где обыденные люди «закрываются» и реагируют отрицанием. - Интересно говоришь, - сказал монах, - если бы так излагали мои наставники, то я и боевое искусство поставил бы в ранг духовности. - Странно, - удивился Дон Мен, - разве в жизни есть хоть один из вариантов, который исключал бы духовное совершенство? - Бой это отрицание. - Речь тоже содержит в себе отрицание. Это тоже вид боя на плоскости ума. Вот я возразил Вам, а, следовательно, начал бой. Если Вы мне ответите, значит, приняли бой. - А если не отвечу? - Тогда следующий выбор за мной. От боя, предложенного на поле ума, я могу перейти на поле осязания и начать Вас бить. Там человек избивает словами, а здесь - кулаками. - Если я не приму бой и здесь? - Опять очередь выбора за мной. Я могу Вас убить, а могу бросить и уйти. - Произвол какой-то получается, - сказал с удивлением мастер. - Я говорю о природе человеческого существа в общении. Все любят бесконфликтность. Нет конфликта - нет препятствий. Нет препятствий - нет старения. Нет старения - человек всегда встречается только с новым. Человек не любит препятствия. Поэтому основной проблемой для всех и всегда были конфликты. Кто избежал конфликтные ситуации в своей жизни? - Мне думалось, что основными темами являются духовность и развитие, - сказал мастер. - Можно и так, - усмехнулся Дон Мен. - Это тоже приведёт к теме об избегании конфликтов. Сама тема духовности это тема бесконфликтного существования. Её можно выразить и как поиск удовлетворённого сознания и пребывание в нём. Развитие же не реально при отрицании, то есть при агрессии, раздражении, критичности, сомнениях. Иными словами, всё это показатели неудовлетворённого сознания. Вот и получается, что только при удовлетворённом сознании возможна и духовность, и развитие. Посмотрите на этого юношу. Он тоже ищет бесконфликтное существование путём превосходства. Это превосходство ему являет боевое искусство, а точнее мастерство в боевом искусстве. Поэтому он ваши наставления пропускает мимо ушей. - В духовных писаниях говорится о том, что нет пути через превосходство, - сказал монах. - Почему? - удивился Дон Мен. - Если в превосходстве нет отрицания, то это уже духовность. Когда говорят о превосходстве, то тут же подразумевают сопутствующее ему отрицание. Это ложная аксиома. - Духовные писания не ошибаются, - возразил монах. Не успел монах закончить фразу, как Дон Мен поднялся в воздухе и повис. Затем исчез из видимости и вновь явился сидящим за столиком. - Вот я продемонстрировал превосходство перед вами. Где здесь отрицание?! Точно так же вы признаёте превосходство святых и Будды. Там тоже нет отрицания. Значит дело не в определениях, а в качестве человека. Превосходство Будды вас стимулирует к жизни. При этом вы находитесь вне отрицания, сомнения, скепсиса. Юноша стремится к превосходству с отрицанием, поэтому он так бездарен. - Что-то никак не возьму в толк, - сказал мастер. - Одно и то же явление имеет как минимум два лица. Стремление к превосходству может быть у двух противоположных людей. Одно стремление осветляет, а другое затемняет. Одно делает ученика талантливым, а другое - бездарным. - Как их различить? - По проявлениям. Бездарный стремится побеждать. Талантливый находит удовольствие в развитии. Бездарный имеет всегда цель. Талантливый пребывает в процессе и удовлетворяется самим процессом. Бездарный удовлетворяется лишь при результате. К талантливому результат приходит сам; он никогда его не ждёт. - Но Вы посоветовали тренировать моего ученика «железной рубашкой». - Он относится к тем, кто имеет цель, стремится к победам, жаждет «тёмного» превосходства. Это в нём определил ум. Только ум имеет цель, причины, результаты. Его сознание привыкло к этому. Оно не знает других свойств. Если Вы желаете сделать своего ученика талантливым, то должны развить в его сознании вкус к созидательным свойствам. А пока у него вкус к разрушению, он не будет развиваться. - А при чём здесь «железная рубашка»? - Она «набивается» на осязании. Осязание не знает ни целей, ни причин, ни результатов. Его не нужно перевоспитывать как ум. Но сознание выигрывает в практике находить удовольствие там, где уже явился конфликт потому, что удар это выражение препятствия. Итак, Вы ударом возбуждаете реакцию препятствия, но он должен находить в ударе наслаждение. Это его единственный шанс. Вспомните наш бой. Во мне Вы ощущали друга. Значит, не было отрицания. Во-вторых, у вас было удовольствие от процесса. Значит, не было цели победить. Всё это создало удовольствие от боя. Поэтому не было ни раздражения, ни бездарности. Поэтому бой создал для Вас условие развития, и Вы завершили его удовлетворённо. Представьте, что бой поведёт Ваш ученик. Прежде всего, он раб цели, а, следовательно, уязвим. Любой промах для него не будет созидательным уроком. - Поэтому я запрещаю ему вести бой. - Настал кризисный момент. Он считает, что Вы не допускаете его к бою по причине его слабой подготовки. Но с таким сознанием он не будет готов к бою никогда. Его нужно переродить. Как только сознание перестанет купаться в отрицании, бой для него станет духовным существованием, и он начнёт успешно развиваться. - Но тогда слово «бой» теряет смысл, - сказал монах. - В том волшебство исчезновения. Когда человек любит, то тут же пропадает слово «терпеть». Когда рядом уважаемый человек, то тут же пропадает слово «подчиняться». Когда рядом друг, то тут же пропадает слово «руководить». Когда речь о боевом искусстве, то вопрос не о победе кого-то над кем-то, а о созидательном сразу для двоих. Это же можно говорить об искусстве любого боя: речами, поведением, моральным выражением, психическим столкновением. Вот что такое духовность. - Смелая трактовка духовности, - усмехнулся монах. - А как Вы собираетесь избегать конфликтов? Есть и такие, кто прячется за стенами и за спинами. Но этот паразитизм принуждает брать их конфликты на себя других людей. Благородный человек стоит лицом перед своими конфликтами. Вот почему тема конфликтов рождает тему духовности. - То, что конфликтов никогда не избежать, это я понял давно, - сказал мастер. - Но как сделать конфликт созидательным? - Все ищут в эту сторону и по-разному. Сначала стараются создать основания для бесконфликтности. Одни набирают недосягаемый авторитет, другие неисчерпаемый кошелёк, третьи стремятся превзойти изяществом. Одни ищут превосходство в силе, другие в знаниях, третьи в тайных силах. Опыт человечества показал, что всё это не устраняет конфликты. Ни богатства, ни авторитет, ни затаённость, ни крикливость не делает жизнь беспрепятственной. Кто богат, тот боится потерять, на авторитетные места искушаются, красота увядает, а на любую силу возникает протест. Итак, уже на первом этапе каждый изыскатель терпит фиаско. Каждый приходит к тому, что препятствие в виде конфликта настигнет его на любом месте. Ваш ученик находится на этом поприще. Он ищет беспрепятственность через силу. Победы будут симптомом удачного поиска. - Вы правы, уважаемый. - Монахи делятся на две категории. Одни ищут в удовлетворённом сознании, другие создают бесконфликтные концепции. Практика и поиск бесконфликтного сознания привели их к медитациям. Такие вкушают качества удовлетворённого сознания. Другие идут путём мудрости. Они постигают ум так, чтобы он перестал ранить сознание отрицанием. Для первых нужны специальные условия. Вот почему появились монастыри. Для вторых нужны общения, иначе уму не на чём будет отражать себя как в зеркале. Вот почему появились общины. Только в обществе людей можно говорить о правильном поведении, правильной речи и прочие. Однако конфликтность исчезает просто, так как она находится в самом сознании. Поэтому речь идёт о семи органах сознания: зрении, вкусе, обонянии, осязании, слухе, теле и уме. Шесть органов служат внешнему миру и являются мгновенным, то есть в них нет остатка от явившегося тут и теперь. Ум, наоборот, живёт только сохранённым, стабильным и ушедшим. Ума наперёд не бывает, так как событие сначала должно явиться и отпечататься в памяти. Нет памяти, нет ума. Вот в этих инструментах сознания и кроется граница, то есть конфликт. Теперь возьмём осязание. Сигналом границы является удар по телу. Если Ваш ученик, получая удары, будет наслаждаться удовольствием, то он наполняет сознание безграничным существованием. Вот этого же добиваются от других органов сознания в монастырях. Например, если Вы построите концепцию умом так, что любой говорящий Вам гадость будет для Вас мил, то сознание от любого общения умом, то есть общения словами, будет получать удовольствие. - Значит, в самом сознании нет различения от чего явилось удовлетворение? - Нет. - Почему? - Я назвал органы сознания так, что может показаться, что они нечто иное, чем само сознание. На деле, например, зрение и сознание слиты воедино. Поэтому удовлетворённость одна и та же что от зрения, что от осязания. - Позволю себе возразить Вам, - сказал монах. - Сознание, согласно Дзогчен переживает разные окраски. Это же мы видим в тибетской йоге. - Вы меня не поняли. Это уже другое. Само удовольствие имеет разные качественные окраски. Это восьмое явление сознания. Поэтому Дзогчен практикует на этом восьмом поле. Более того, на этом поле существования сознания существует такая же самостоятельность жизни качеств, как зрение не зависит от обоняния, - последние слова Дон Мен выразил особо. Он хорошо знал, что и в монастырях бывает «компот». Так практикуют пратьяхару, считая, что этим ставят сознание в некоторое особое свойство. На деле сознанию уже известно это из того, что каждый орган восприятия независим от других органов. - Практик пратьяхары и затем дхъяны это особый путь, - вно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|