Стиль гор 4 страница
Выбирать было всё равно кого. Новый стиль Дана должен ещё прорасти. Как это будет выглядеть, Дон Мен не знал. Знает лишь тот, кто «вчера», кто повторяет одно и то же, как механизм. Повторение остановленных процессов и есть знание умом. А если каждый раз новая ситуация? Не дай бог вступит в силу знание! Так опрометчиво поступают люди Запада. Опираясь на знания, они и не предполагают, что рассчитывать могут лишь на повторяющиеся процессы. А если это ситуация жизни? Каждое событие особенное. Провал обеспечен. А если человек стоит перед неизведанным или неопределённым? В лучшем случае будет подгонка под старое знание. Но новое этим самым будет уничтожено. Много что рассказать о людях Запада. - Кого выбрал Дон Мен? - подошел У Сян. - Не знаю. - Как может Дон Мен не знать?! - По причине неопределённости. Ученики находятся в потенции. Потенцию никто знать не может. - Почему? - Если кто-то знает потенцию, то это вчерашние свойства. О какой тогда потенции речь? О вчерашней? Такое допустимо, когда варишь суп. Но оно совершенно неприемлемо при новизне. Каждый человек несёт в себе потенцию чудес. Кто эталонировал чудеса?! Чудо это не суп. - Даже в монастырях есть метод. - Не уподобляйся людям Запада, У Сян. Метод монастыря это постоянное отсутствие знаний о том, что произойдёт. Для такого метода нужно мастерство реагирования на факт. Такую изменяемость не выдержит ни один метод. Метод - это наработка прошлого опыта и констатация его повторяемости. Он пригоден лишь для развития подобного одному и тому же. Например, люди Запада делают открытия... одного и того же принципа ума. Им мнится, что они находят новое. - Откуда у них такая уверенность?
- Они не зрят метод самого ума. Инструмент их ума состоит из линейности, выборки главного и сортировки на «положительное» и «отрицательное». Так одним и тем же инструментом они доказывают теоремы, строят системы логик, развивают электронику и компьютерную технику, летают в космос. - Летают?! - Да. - В монастырях не получают такой левитации. - Это не левитация. Каждый человек, летящий в самолёте, кем был, тем и остаётся. - Телега? - Да. Телега в небе. - Никак не пойму хорошо это или плохо. - Я рад за тебя. Когда ты поймёшь, то начнёшь стареть и деградировать. Знания всегда «вчера». Повторение вчерашнего закрепляет. Это и есть формула старения. - Я говорил о понимании, а не о знаниях. - Понять без системы знаний нечем. Понимание это привязка к уже существующим знаниям очередной информации. Однако «привязывается» не каждая информация и тогда говорят: «Несет чушь. Ничего не понятно. Ошибается». - Кто говорит? - Тот, у кого права. - Чем определить права и правоту? - Ты уже один раз сказал. - Силой? - Да. Эта сила выражает отрицание. Впрочем, отрицать можно и словом, и кулаком, и плевком, и соответствующей физиономией. Всё это язык отрицания. То, что мне не подходит, я отрицаю напрочь. - Как Дон Мен может отрицать?! - Это я говорю именем человека Запада. - Они так говорят? - Нет, они не рискнут до этого додуматься. - Почему? Что здесь сложного? - Сложного ничего нет, но кто рискнёт говорить от своего имени, например, «Ты должен угождать моему мнению и пониманию». Куда бесстрашнее сказать «ошибаешься». За этим смотрится всеобщая правда, а вот собеседник ошибся. - Лукавят? - По причине инстинкта страха. - Перед кем? - Перед силой. Общественное мнение не изменяет качество мышления, но собирает в кулак объединённую силу. Поэтому все говорят именем народа, человечества, общества. Рискнуть на индивидуальность может лишь сильный духом. Я попробовал.
- У них что, нет силы духа? - Нет. Они принадлежат миру ума. В этом мире кто выше, тот авторитет. Инстинкт ума никогда не позволит свободно общаться с крупным авторитетом. Это - добровольное рабство. - А авторитеты? Разве они не свободные в духе? - Нет. По причине всё того же ума. Они становятся незримыми насильниками. Но именно это приковывает их. Я прошел все стадии общественных инстинктов людей Запада. Проводил эксперименты. - Ну, и как? - При равноправном поведении, во время встречи с авторитетом, вызывал у него агрессию. При равноправном высказывании своего мнения вызывал возмущение. Наконец, стал искать лояльный ход. Мне показалось, что люди науки должны любить новое. Они на этом кормятся. Я предложил им многополярность. В дополнение к существующей повсеместно двухполярности, это был огромный подарок. Мир науки мог обогатиться резко скачком, а не топтаться по крупицам. Для себя я не требовал ничего. Однако они натравили на меня специальные службы. - Невероятно! Но зачем? - Тебе этого не понять. Ты не живёшь инстинктом ума. Я же говорил: отрицается всё, что не угождает уму слушающего человека. Дальше дело рабства. - Как это? - Если авторитет сказал, что ты говоришь непонятно, то нужно извиниться и заглядывать ему в глаза собачьим взглядом. Тогда он почувствует инстинктом, что ты не посягаешь на его уровень. - Разве Дон Мен посягал на примитив ума учёных? Разве их ум достигает уровня чудес Дон Мена? - Нет. Но само предложение инструмента ума, в котором все научные наработки становятся частным случаем и есть посягательство. Так я проверял все слои общества. Никому для людей Запада не нужны чудеса. О чудесах они мечтают и много говорят, но стоит появиться такой реальности, как тут же набрасываются с целью уничтожить. - Парадокс. Но почему? - Ум признаёт лишь вариации уже существующих его свойств. От инородного он агрессивно защищается. Поэтому «чудом» для ума может быть лишь то, что умножает его содержание, но не отрицает это содержание. - Если не будет отрицания предыдущего, то откуда явится чудо? - Из мира ума. Например, техническое решение в двухполярном варианте. - А если показать им настоящую левитацию? - Показывал.
- Признали? - Нет. - Но Дон Мен показывал здесь в монастырях и прохождение сквозь стены, и исчезновение из видимости. Неужели это не может убедить людей Запада?! - Нет. - Дикари! - Они себя так не считают. - Э, Дон Мен, теперь я тоже умён. Какой же человек рискнёт считать себя дикарём? - А почему нет? - засмеялся Дон Мен. - Ум всегда оценивает только по себе. Помню тот урок. Чужой ум знать нельзя. Нельзя оценивать чьи-то знания чужим умом. Слушающий всегда судья. Но они как-то воспринимают чудеса? Тут Дон Мен поднялся в воздух и исчез из поля зрения У Сяна - «Не поймёшь его, - думал У Сян, - то он восторгается Западом, то рассказывает о дикарях, которые гордятся своей дикостью и называют это цивилизацией». По просьбе Дон Мена собрались все желающие практиковать Дана. Настоятель оповестил учеников о стиле Дон Мен, в котором общение в виде вопросов и ответов является основным. Дон Мен появился неожиданно. Он сказал одному из сидящих, что тот сильно напряг нижнюю часть таза. Другому предложил прекратить голодовку, так как она не совершенствует его. Так, проходя между рядов сидящих учеников, он каждому что-то советовал. - Я вынужден обращаться к вам словом. Почему? Каждый из вас имеет потенцию возможностей. Но каждый имеет определённое мировоззрение. Есть мировоззрение, с которого созидается только механика. Это принадлежит людям Запада. Есть мировоззрение, на котором можно получить отличное здоровье. Это принадлежит Йоге. Есть мировоззрение, на котором можно вывести сознание из пространства и времени. Это принадлежит Дзогчен. Надеюсь, что с практикой Девяти Колесниц вы знакомы на уровне информации. Правда, информация - это всего лишь оповещение, но и теперь я начинаю с оповещения о Дана. Практика Дана построена на удовольствии. Удовольствие мы можем получить от семи органов сознания: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, тела и ума. Нет ничего иного у обыденного человека, кроме этих семи. Удовольствие имеет разные окраски и это называют эмоциями. Но в любом случае сознание получает удовлетворение. Неудовлетворённое сознание выражается страданиями и болями. В чистом виде монахи практикуют также качества сознания. Это будет восьмым. Откуда сознанию взять новые органы?
- В заповедях Будды говорится не о приумножении жизненных возможностей, а о выходе из круговорота рождений и смертей, - сказал один из наставников. - Даже при том, что Дана не строится на признании Четырёх Благородных истин, я уважаю Будду. Однако я понимаю выход из сансары иначе. Если сосуд заполнен, то поступление в него воды прекращается. Кто из вас уже заполнил сосуд жизни? Нет таких? О каком прекращении тогда речь? Искусственно жизнь не форсируешь. Тогда будет нелепым понимание, что любое свершение жизни против сансары. Итак, предположим, что сущность кого-то из вас не исчерпана. Если, с другой стороны, органы сознания уже созрели, то остановится ли жизнь? - Что подразумевает, светлейший под исчерпанием? - С возрастом у каждого человека полностью развивается зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тело. Что дальше? Это становится базой для рождения нового органа - ума. Вот почему свойства ума не есть продолжение свойств органов восприятия. Это я чётко почувствовал, когда был на Западе. Как цветы тундры созревают за короткое лето, так и люди северных стран быстрее других людей Земли пришли к созреванию. Это я ощутил до ухода из монастыря на Запад. Отставая в глубине развития органов восприятия, люди Запада опередили Восток своим созреванием. Это массовое свершение сущности Человека привело к продолжению. Таким продолжением оказался уход в глубину. Это называется мышлением. Для сознания открылась новая область восприятий. Из чего строит ум свой мир? - Из воспринятых ранее явлений. - Верно. - Откуда приходят воспринимаемые явления? - Из внешнего мира. - Может ли сознание делить мир на внутренний и внешний? - Нет. Это деление двойственного ума. - Да. Для сознания есть только восприятия. Поэтому слова «внутренний мир» появились по недоразумению именно ума, истолковывающего информацию органов восприятия. Подумайте. - Зрение воспринимает только внешнее. Оно видит внутренние органы анатомического вскрытия тоже как внешние. Но ум делит мир на «моё» и «не моё», - сказал У Сян. - Этого мало. - Подскажите, почтенный. - Ум имеет своим свойством линейное движение от второстепенного к главному, от причины к следствию. Двигаясь от причины, ум словно пятится назад. Получается так, что причина большого должна быть в малом. Так появилась атомистика. Основы её заложил в древней Индии Канада. Это учение называлось вайшешика. Но вернемся к словам «внутренний мир». Надеюсь теперь вам понятно, что никакого «внутреннего мира» не существует для сознания. Для сознания любое новое восприятие является вторым миром. Можете назвать его «зеркальным миром». Ум открыл собою начало «зеркального мира». Вот почему я стал учеником мира ума и ушел на Запад.
- Но люди Запада живут двайтой! - И это верно, - подтвердил Дон Мен. - С древних времён мудрейшие предупреждали о разрушительной силе двойственности. - И это тоже верно. - Как нам быть с заповедью «адвайты»? - Вы заметили, что Четыре Благородных истины Будды имеют только свою область, где они состоятельны. В среде счастливых людей эти истины не правомочны. Они не правомочны и там, где развивается что-то новое. Они для старости. Точно так же «адвайта» имеет свои права только в некоторой области свойств Человека. - Разъясните, почтенный. Это рушит наши традиции. Мы привыкли строить практику на заповедях Будды, И если бы вы не были мастером выше любого воображения, то мы не стали бы слушать эту ересь. Теперь Вы покусились на другую основу. Древнейшие писания говорят, что все проблемы от деятельности ума. - К сожалению, я тоже поддался этим писаниям на веру. И это было хорошо. Но в глубоких медитациях ощущалась тоска по несвершенному. Это были потрясающие душу переживания. Они беспокоили. Я творил чудеса, но ощущал своё несовершенство. Меня тревожила потенция сознания. Новый росток был у каждого из вас. Это ум. Даже сейчас вы этим пользуетесь, слушая меня. Был он и у древних. Однако рождение ума, в тех условиях созревания сущности Человека, было преждевременным. Вот откуда такой конфликт и предупреждение относительно ума. Да, действительно в «Шива Самхите» пишется, что почётные звания, богатства, роскошные одеяния, подарки и поклонения, золочёные кареты и почести являются препятствием. Всё перечисленное относится к миру ума. Но я вернусь к тому моменту, когда спросил вас: что будет, когда все органы сознания созреют? Ответом может быть только то, что если не исчерпана сущность Человека, то будут рождаться новые органы сознания. Их было шесть. Затем стал рождаться «зеркальный» орган, то есть ум. И тут же на этого ребёнка набросились из-за того, что он доставляет много хлопот. Запрет «адвайты» не состоятелен. Кто из вас способен отменить ум? - Мы вынуждены признать факт ума. - Хорошо сказано. А главное честно. - Но через ум идёт путь страданий, - сказал настоятель. - Это тоже факт. Вы мудрейшие. Вам и надлежало честно решать проблему ума. Но все твердили догму о сансаре, а на деле избегали страданий. К счастью, сознание не согласно с догмами, даже благородными. - Раз Дон Мен так говорит, то значит, он нашел опять Путь, - сказал настоятель. - Это так. Для себя я нашел. Ум мне не враг и страданий у меня от него нет. Меня нельзя оскорбить или унизить, хотя я пользуюсь иерархией мира ума. Меня нельзя испортить похвалами и подарками, хотя я понимаю ценности мира ума. Не отягощают меня ни высокие звания, ни нищета. От чувства преимущества не является мне чувство правоты и насилия над глупыми людьми. Владея всеми искусствами, я не искушаюсь учить и назидать. Видя человека насквозь, я не изнываю необходимостью его лечить и кормиться на его страданиях. Получив уважение людей, я не могу стать паразитом и кормиться за их счёт. Как простой дехканин я тружусь с осознанием, что должен сначала отдать, а потом взять. Меня нельзя ни купить, ни запугать. Все эти «болезни» людей мира ума меня не коснулись. Почему? - Вы владели чудесами, - сказал Фан. - Ты не понял, Фан. Чудеса относятся к другой области существования человека, но не к уму. Область чудес определяется непосредственным существование. Ум же представляет следующую ступень и иную область. - У Вас были развиты другие знания, - сказал У Сян. - Вот это верно. Я имел альтернативу в уме. Чем отличаются люди Запада? - У них нет альтернативы свойств ума. - Верно. Когда действуют только одни и те же свойства, то нет им ограничения. Что будет с характером такого человека? - повернулся Дон Мен к ученикам. - Он будет уверен в непогрешимости. - Такой человек уязвим, - сказал У Сян. - Уточни. - Там, где есть определения себя выше других, будет оскорбление. Там, где есть определения себя ниже других, будут обиды. Там, где есть цель, всё иное будет уничтожаться. Там, где не свершились надежды на поставленную цель, будет угнетение. При потере назначенных ценностей идёт психическое расстройство. При не достижении назначенных ценностей будет переживание и беспокойство. - Ты, У Сян, всё это пережил на себе, - засмеялся Дон Мен, - но теперь я полностью с тобой согласен. Однако У Сян повествовал своё наблюдение за состояниями. Всех их объединяет одно и то же. Что именно? - Занижение жизненных сил. - Каких? Опять вы выставляете предпочтение. Подскажу. При наличии отрицания угнетается восприятие, но ум активизируется. Итак, выводим формулу: как только сознание натыкается на препятствие, то оно ищет новую область восприятий. - Но бывает, что при окончании восприятий человек засыпает. - А если сознание сохраняет активность? Куда ему направить своё существование, если восприятия органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, и движения угасли? Вот в этом и есть феномен Запада. Натыкаясь на препятствия, люди Запада сохраняют активность сознания. Так оно начинает строить новый мир. Это и есть мир ума. - В монастырях тоже практикуют пратьяхару, - сказал монах сидевший недалеко от Дон Мена. - Отлично. Уточним. Четыре благородных Истины тоже говорят о препятствиях в виде страданий. Сознание монахов тоже ищет, как только наткнётся на препятствия. Но при этом поиске рождаются новые восприятия. В этом люди Запада и монахи братья. Но они отличаются по рождению новых свойств. Новым свойством у людей Запада стал ум. Новым свойством у монахов стали качества. Пратьяхара монахов не использует память. Люди Запада используют материалом для сознания память. Пратьяхара использует эмоциональные переживания. Люди Запада используют предметность. Поэтому их ум имеет механические связи между объектами. Они переживают систему отношений между объектами. Это называется «думать». Набор систем отношений и есть знания людей Запада. Переживания пратьяхары можно сравнить с едой за столом; пока есть еда во рту, есть её вкус, с прекращением еды вкус исчезает. Не удивительно, что в пратьяхаре используются только мгновенные органы. Поняли разницу? - Пратьяхара не может закреплять организм. После практики пратьяхары характер человека лёгкий и контактный. - Пратьяхара омолаживает, - сказал наставник. - Ум старит человека, - добавил У Сян. - Но понятие пратьяхары нам ещё пригодится, - продолжал Дон Мен. - Теперь мы пришли к простой формуле активного сознания: оно живёт или непосредственным восприятием или в новом мире. Есть ли страдания, когда человек совершает пратьяхару? -Нет. - Есть ли страдания, когда человек думает? - Нет. - Бывают «тяжелые» раздумья, - сказал У Сян. - Когда? - Когда мысли о препятствиях. - Об этом поговорим потом, когда речь будет о патологии ума. А сейчас отметим вторую формулу: нет страданий ни в непосредственном восприятии, ни в процессе мышления. Запомните это, так как мы найдём причины Четырёх Благородных истин Будды. Когда же появляются страдания? - Когда будет конфликт. - Может ли быть конфликт даже в примитивном уме? - Нет, ум в себе не противоречив. - Может ли быть конфликт в органах восприятия? - Какой конфликт может быть в зрении, или слухе?! - Вот мы подошли и к третьей формуле: лишь на грани двух миров начинаются страдания, - сказал Дон Мен и добавил, - задам вам такой вопрос: страдает ли животное? - Нет. Я наблюдал. Даже когда животное болеет, то оно просто затихает. Оно не страдает и тогда, когда умирает, - ответил настоятель монастыря. - Надеюсь, теперь вам понятно, что страдает Человек по причине совмещения двух миров. Получив препятствие в органах восприятия зрении, слухе, обонянии, осязании, вкусе, телесных изменениях сознание обязано угасать без страданий. Это угасание вы наблюдали во время грозы. На вас находит сонливость, то есть сознание теряет активность. Но нет при этом страданий. Вот почему животные угасают без страданий. То же самое, когда вы задремали. Уже нет непосредственных восприятий, но вам приятно. Так же и у думающего человека. Внутренние движения ума не доставляют страданий. Но другое дело патология. Что вы скажите, опираясь на третью формулу? - Ум может запомнить преграды и размышлять на эту тему. - Не верно. Ум и начинается с преград, - отклонил Дон Мен. - Ум мешает органам восприятия, так как сознание только одно. Оно или присутствует в органах восприятия, скажем, в зрении, или находится в мире размышлений. - В этом ответе игнорируется факт наших наблюдений. Мы видим людей, смотрящих и говорящих одновременно. - Я догадался, - встал Фан. - Присутствие двух миров в сознании ведёт к уничтожению. Впрочем, об этом Дон Мен говорил уже. Ум внедряется в органы восприятия и наносит по ним удар. Он перевоспитывает их под свои свойства. Организм от этого начинает болеть. - Хорошо, что ты это осознал сам. Может ли, например, зрение перевоспитать ум? Тогда не будет удара по здоровью. - Нет. Такого опыта люди не имеют. - Почему? - Зрение живёт по законам непостоянства. Сохранение картинки в зрении означает его болезнь. Ум же живёт только за счёт памяти, то есть сохранения. - И всё же я не случайно вас провёл таким длинным путём понимания. Все учения выходят из страданий. Но страдания бывают только в момент наложения двух миров. Нет страданий в каждом мире отдельно. Как осуществляется это наложение? - Ум предлагает свой мир как действительный. Но сознание от рождения воспринимает действительным мир зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха, телесных изменений. - Это сказано точно. Встречаются два действительных мира. Они по свойствам исключают друг друга. Какому миру вы отдадите предпочтение? - В монастырях отдают предпочтение молодому и изменяющемуся миру Тут и Теперь, то есть миру свойств органов восприятия, - сказал настоятель монастыря. - Да, - подтвердил наставник. - Все понятия древней Индии направлены в эту сторону. Шуньята и Майя не должны иметь постоянных свойств. - Но вот наступила новая эпоха. Сможете вы избавиться от нового мира, то есть от мира ума? - Нет. - Как быть тогда с практикой монастырей? Получается, что они уклоняются от потенции сознания. -Нужен ли ум? - Это риторический вопрос. Ум уже факт. Да, Патанджали рекомендует в Раджа-Йоге: «Ограничивай деятельность ума». Для здоровья это выгодно было в те времена. Упанишады отдали предпочтение Абсолюту в свойствах восприятия. Так и повелось в дальнейших традициях Востока. Но теперь перед нами активный факт феномена Запада. Что? Будем его игнорировать? - Факт нужно признать. Но как сделать его созидательным? Если ум не способен существовать только в себе, то страдания и болезни обеспечены Человеку. - Вот теперь пора поговорить о практике Дана. Предварить вас нужно было обязательно. Осмыслить неизбежность активного сознания означает для вас: не относиться догматически к прежним традициям практики. Более того, в том, что считалась источником страданий, вам предстоит найти новый мир. Но, в отличие от людей Запада, вы должны поставить ум на созидательную основу. Для этого нужно стать мастерами ума. Я повторю. Не мастерами мышления, а мастерами ума. Мастерами мышления являются учёные Запада. Мастер мышления служит свойствам ума. В отличие от этого, мастер ума должен владеть самим умом. Мастера мышления имеют звания профессоров, докторов, академиков. Для отличия, мастеров ума назовём словом «тау». Что должен знать мастер ума? Прежде всего, понимать место ума в сознании. Этот седьмой орган сознания имеет свойства «зеркальные» органам восприятия. Об этом мы уже говорили. Свойства ума не совместимы со свойствами органов непосредственного восприятия. Это мы тоже говорили. Результатом признания мира ума действительным становится наложение двух действительных, но несовместимых миров. Они угнетают друг друга. Это становится причиной болезней и страданий. Об этом мы тоже говорили. Теперь очередным является знание граничных условий ума. Ответьте мне, когда человек счастлив, то будет он думать? - Нет. Счастье это качественное состояние. Оно не имеет ограничения. Ум вступает в права лишь на ограничении. - Кто имеет опыт мышления, тот пусть скажет, когда ум останавливает свою активность? - Когда мысль свершается удачей, - сказал У Сян. - Что происходит при этом? - Организм получает стимуляцию. Но стимулируется не ум, а двигательные функции. Идёт возбуждение непосредственных восприятий. - Так, один переход с выключением ума мы нашли, - констатировал Дон Мен. - Прекрасной явилась и роль ума: он возбудил стимуляцию к жизни. Кто ещё имеет наблюдения за умом? - Когда мечтаешь, то ум постепенно переходит от конкретных событий к обобщению. Я пробовал в мечтах опять возвращаться к конкретным сценам, но сознанию это не нравится, - сказал один из учеников. - Вот и второй момент вырождения ума. Он гаснет в обобщении. Кто знает крупные обобщения, в которых уму делать нечего? - Вселенная, Абсолют, бесконечность. - Бог. Миры Ваджры и Будды. - Внеземное, запредельное. - Прекрасно. Вам это понятно потому, что в монастырях этими приёмами наставники гасят в вас конкретику ума. Но что вы при этом испытываете? - продолжал Дон Мен. - Стимуляции. - Итак, ум гаснет в глобальных, но пустых по содержанию своих категориях. - Разве Вселенная не имеет содержания? - удивился ученик. - Попробуй, перечисли его. - Вселенная содержит всё. - «Всё» и «ничего» это одно и то же. Когда ты сказал всё, то содержанием было только слово «всё». Заполнения там нет. - Но мы не говорим, вселенная не содержит ничего. - Почему? Вот вам и предстоит практика «тау». Подумайте. - Для этого нужно «отодвинутся» от ума, - сказал У Сян, - но уму может создать контраст либо другой стиль мышления, либо... качества человека. - Верно. Другого стиля пока, предположим, нет. Второе мышление предстоит освоить и осмыслить мастерам тау. - Тогда качества. Во вселенной содержащей всё, действительно нет ничего конкретного, но есть свойство стимуляции в такой постановке слов. Так, ум в слове «всё» несёт обещание простора и беспрепятственного развития. В слове «ничего» светится качество окончания. - Вот мы отметили переход от ума к качеству. Ум в глобальных словах «Вселенная», «Абсолют», «Бог», заканчивается стимулом. Пример мечтающего юноши вам, надеюсь, понятен. Мечта заканчивается глобальным умом. Вернуться к конкретике - это значит повернуть ум вновь в себя. Забегая вперёд скажу, что любой фазовый ход назад ведёт к разрушению. Сознание не любит этого и у здорового сущностью человека выражает неудовлетворение. Вот мы и нашли границы ума. Итак, ум может быть в себе и тогда он не несёт страданий. Ум может завершаться в себе глобальными обобщениями. В этом случае он передаёт стимуляцию органам непосредственного существования. Ум может смешаться с действительным и вот только теперь наступает конфликт между фактом и предположением ума. - А если схема ума совпадёт с действительным фактом? - Сознание при этом радуется, а ум получает подтверждение. Это означает, что удачный ход закрепится в уме. Но, увы, такая удача во вред человеку. - Почему? - Закрепив успешный вариант, ум будет повторять его как заготовку. Если ситуация не будет никогда меняться, то это оправдано. Например, в приготовлении пищи, или выращивании капусты. Но в изменяющихся условиях ум начнёт новому событию предлагать старый вариант. Вот так и получаются страдания от успеха ума. Успешный ум вредит адаптации. - У меня такое впечатление, что ум вообще не совместим с адаптацией, - сказал настоятель монастыря. - Не имею возражений. К сожалению, это так. Но практика древних ещё имеет три хода преобразования ума в созидательность. Один из них практикуют монахи. Они воспитывают ум на супертеории так, что от неё переводят стимуляцию сознания к чистому качеству. Вот когда нужны «понимания» о мирах Будды, о Самбхога Кайе и Нирмана Кайе. Эти теории тоже не имеют содержания. Они построены на восторгах и восхищении. Кстати, на этом же базируется Дао. Точно так же в религии Запада воскрешение Иисуса Христа из мёртвых не имеет содержания. Его назначение в стимуляции. - Этот факт практики Дон Мен подметил верно, - сказал наставник монастыря. - Другой ход предложил Лао Цзы. Он внедряется умом в сам ум. Двойственность при этом остаётся, но конструкция ума проводится зеркально. Эту практику продолжили даосистские монастыри разработкой коанов. - Что такое «зеркальный ум»? - Можно заметить, что люди, утверждающие истину, несут не добро, а насилие. По обыденному варианту ума все, кто несёт добро - люди положительные. По второму варианту эти же люди насильники. Одно исключает другое. Теперь ум имеет альтернативу: как отнестись к тому, кто несёт добро? По первому варианту нужно его приветствовать, а по второму избегать. Точно так же, если кто-то уничтожает зло, то кто он: герой или злодей? По первому варианту, когда он «наш», то герой, а вообще-то он убийца. Как быть? Герой или убийца тот, кто уничтожает зло? - Герой. Он несёт справедливость для угнетённых людей, - убеждённо сказал ученик. - Убийца. Он убивает кого-то ради надуманной справедливости, или в угоду группе людей, - возразил другой. - Он наносит вред себе, - сказал Фан. - Молодец, Фан. Поясни для всех. - Этот герой, или он же и есть убийца, на деле находится в отрицании. Поэтому, нет смысла ни хвалить его, ни ругать. Он достоин сочувствия и сострадания к нему. Его ждут болезни и бесперспективность. - Ответ точный. Разделение на двойственность происходит умом. Точку отсчёта в уме можно менять на противоположную. Это и есть «метод» Лао Цзы. Жизнь найдёт подтверждение и тому и другому вариантам. Но Фан добавил ещё одну точку отсчёта - качественное состояние человека. Здесь ум вырождается параметрами жизни. И герой, и убийца это люди одинакового качества отрицания. Отрицание ведёт к угнетению своих физиологических функций. Если кто-то из учеников станет героем, то его тут же удалят из монастыря как бездарного. В отрицании он не способен развиваться. Герои, точно так же как убийцы, обречены на прекращение развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|