Глава 10.. Сокровищница
Глава 10. Сокровищница
Тензин и Дон Мен не были обременены ритуалами. Впрочем, расклад жизненных правил в монастыре не назовёшь исполнением ритуалов. Это жизнь. Произвольному перемещению по монастырю Тензина и Дон Мена никто не препятствовал. Вскоре они оказались у ворот и вышли за стены монастыря. Было тихо. Горный воздух обволакивал нежным ароматом всё окружающее. Невдалеке шумела речка. Солнце уже залило горы своим сверкающим отблеском. Было свежо и комфортно. Дышалось легко, а грудь наполняла свежая радость. - Для чего ты ходишь по монастырям? - спросил Тензин после того, как они расположились у мирно журчащей речки. - Цели нет. Цель ставят только те, кто живёт миром ума. Я пребываю в своей родной среде, как эта вода плывёт в пределах берегов. Но вода ощупывает края. Я тоже ощупываю русло своего течения. - Мне показалось, что ты ищешь мастеров и учителей. - Ты, насколько я понял, хорошо знаком с основами Жанг Жунг. Вспомни, что говорится там о преемственности учителей: «Духовные учения не рождаются из мыслей основателей религий в физическом пространстве-времени. Они пробуждаются в их глубоком сознании и берут истоки в пространстве «религии». Это пространство находится вне хронологического времени и географической местности». - Как понять «пространство религии»? - Тензину нравились эти темы. - Понять это означает отразить на плоскость ума, то есть на область пространства и времени. При таком конформном отображении дух смысла. исчезает, как исчезает живое в портрете, написанном художником. - Меня эти темы стимулируют. Я не собираюсь их понимать. - Это другое дело. Тут я вижу благородную миссию ума, когда вместо сортировки и угнетения, он взывает к стимуляции.
- Ты часто мне напоминаешь об этом. - Не удивительно. Тут тонкий момент. Как только ум видит материал, из которого можно ткать паутину понимания, он автоматически включает этот процесс. Человек мгновенно делает скачок в тот мир, где чудес не бывает. Мастер ума должен точно знать этот момент. Иначе путь к развитию ему закроется, а откроется путь в интеллектуальные знания. Пока ты занимался магией, то там было всё поставлено так, что ум не находил материала для понимания. Теперь ты соприкасаешься с учениями, где доля ума замешивается с качествами. Есть шанс потерь. Ты станешь грамотным, но потеряешь даже свойства мага. Другое дело, когда ум находит материал, но не включает свой механизм причин и следствий, то есть понимания. Кстати, именно на это свойство ума рассчитывает понятие о шуньяте. Как и в магии ум не находит основания для построения концепций, теорий и не свивает клубок понимания. - Что же делает тогда ум? - То же что и в магии. Он стимулирует, но не знает. - Значит, область рождения религий понять не возможно? - Эта область не имеет ни пространства и хронологического времени, ни географического месторождения. Она везде и сразу. Она тысячи лет назад и тысячи лет вперёд и всё же это тут и теперь. - Трудно вообразить. - Умом. - Трудно ощутить даже с позиции магии. - Хорошо. Ты практиковал когда-нибудь Малую Смерть? - Нет. - А впадал когда-нибудь в такое помутнение сознания, когда само сознание сохраняется, но ты в обмороке? - Такое бывало. - Прекрасно. Тогда ты знаешь, что в этом состоянии ты переживал целую содержательную и заполненную конкретикой жизнь. В это же самое время ты находился в обмороке считанные секунды. - Это так. - Ты не задумывался над этим странным явлением? - Нет. - Жаль. Тогда ты пришел бы к тому, что время относительно.
- Как это понять? - Представь себе не стихийное попадание в обморок с сохранённым сознанием, а вполне управляемое. Такое практиковали ещё в древней Индии, совершая джаляндхару бандху. Теперь это практикуют монахи в монастырях Тибета и отшельники, исполняя «позу льва». Вот ты, находясь рядом с тем кто погрузился, проживёшь только несколько минут содержательной жизни. За это же время он переживёт целую жизнь. Она будет окрашена одним из качеств. Содержание же этой жизни будет конкретным и не меньшим, чем ты проживёшь свою жизнь за долгие - долгие годы. - Потрясающе! - Вот что такое разные миры. Вот что такое относительность времени. Вот что такое реинкарнация. Вот что такое параллельные миры. - Не говори так много. У меня это не укладывается. - Куда «не укладывается»? В понимание? Не дай бог. Это не понимается, а находится и переживается путём практики, а затем констатируется как факт. - Меня это должно стимулировать. Например, бытующее в народе понятие реинкарнации меня раньше не стимулировало. Теперь я чувствую, что здесь скрыт совершенно другой смысл, чем последовательное переживание одной жизни за другой. - Для людей, живущих миром ума это так, но им чудеса не прилагаются. Вот они и отобразили услышанный от мастеров факт реинкарнации в понимания только линейного процесса цепи рождений и смертей. Твоё попадание в обморок с сохранённым сознанием подсказывает другое. - Что именно? - Ты заметил, что там главным является не информация, а психическая окраска? - Это факт. Во сне происходит то же самое. Есть практика сновидений. В этой практике каждый раз добиваются смены окрасок. Бывает, что содержание то же самое, но смысл несопоставимо другой по причине другой окраски. Я проходил такую практику. - Великолепно. Теперь тебе и тем более легко понять смысл каждой фазы реинкарнации. Человек может прожить все варианты своей Жизни путём относительности времени. Вот чего добиваются монахи и отшельники. - Если я осмыслю факт относительного времени, которое переживал, то получится, что... при завершении круговорота этих изменений, то есть жизней, не будет ничего того, что я не знаю напрямую, - рассуждал Тензин. - Это так. Это же говорят просветлённые.
- Не будет никакого содержания в прошлом и будущем, не зависимо от величины времён, которое мне не известно тут и теперь. - Это так, - подтвердил Дон Мен. - Для меня нет причин и следствий, так как они во мне тут и теперь. Причина она и есть следствие. - Это так. - Не существует больше кармы, а точнее все виды кармы я уже содержу в себе тут и теперь. Что же тогда это?! - Всепоглощающее существование вне существования. - А ещё как определить? - Определять это не по моей части. Я ещё только ученик мира ума. Давай вернёмся в монастырь и спросим учёнейшего монаха, - предложил Дон Мен. В монастыре найти грамотного и хорошо знающего содержание не сложно. К радости Тензина это оказался приверженец течения Бон. Он посмотрел внимательно на пришельцев тем взглядом, когда смотрят не глазами, а сущностью; мало ли бродит бездельников, особенно европейцев. Они пытаются охватить учения умом. Зря время отнимают. Хотя пищу своему уму дают, но ум от этого ещё больше закрывает Путь. - Вижу, что вы знакомы с основными положениями Бон, - сказал, наконец Юм Дупа. - Всё сводится к Жанг Жунг Ньян Гьюд, которое представляет собой собрание текстов, состоящих из семисот страниц учений коренных Тантр. Сюда же причисляются несколько томов мастеров данной линии преемственности. Это наставления по практике. Есть также разделы по ранней истории Жанг Жунг и Тибета. - Нам говорили в монастыре, что Жанг Жунг пришло откуда-то с Запада. Основателем в Тибете является Шенраб, - сказал Тензин. - Из Тянь-Шань, - непринуждённо вставил Дон Мен. - Из уважения к вам я не «огрею» вас табуретом по голове, - прервал их Юм Дупа. - Только те, кто служат миру ума, находят причины и первоисточники. Для них что-то должно происходить от чего-то. Поэтому они пребывают во мраке страданий. - Извините, почтенный, - сказал искренне Дон Мен, - конечно, мы знаем, что учения не происходят от умствования мудрецов. Кроме того, они не рождаются хронологически и не зависят от географического места. Они возникают там, где есть их собственная почва и Реальность. Точно так же, носители учений появляются не зависимо от географического расположения и от хронологии по времени. Такое явление называется аватар. У них нет учителей. Они в себе и есть учителя.
- Хорошо говоришь, - одобрил Юм Дупа. - А как же факты того, что учение Бон в Тибет принёс Шенраб, а индийскую линию принёс Тилопа? - возразил Тензин. - В этом нет противоречия, - остановил его Юм Дупа. -В Тибете и было соответствующее место, а религия здесь уже являлась собственным условием. Поэтому не в Азии, а в Тибете появился Шенраб. Одно соединилось с другим своим же. Если бы Шенраб явился в Азии, то ничего бы не произошло и Шенраба бы не состоялось. И мы об этом явлении ничего бы не знали. - Видите, почтенный, и бить нас по голове не стоит потому, что Шенраб пришел из Тянь-Шаня, - пошутил Дон Мен. Монах пропустил это мимо ушей и продолжал: - Для понимания приведу вам в пример «Указания по Шести Сияниям Света». Первый Свет содержит объяснение того, что истинной природой феноменального существования является пустота. - Шуньята, - вставил Тензин. - Да, так будет точнее, - подтвердил монах. - Это метод для постижения основы всего; сущности изначальной природы существования. Тензин только крякнул на эту учёность. Но монах никак не отреагировал на его изумление и продолжал: - Второй Свет - это метод иллюстрирующий сияние света изначальной мудрости в физическом сердце. Иными словами, этот метод содержит объяснение того, что свет изначальной мудрости пребывает в человеческом сердце из плоти и крови. - Человек создан из сгустка крови, говорится в Коране, - вставил Дон Мен, но монах опять не отреагировал. - Третий Свет - это метод иллюстрирует то, как свободная от любых помех мудрость возникает на пути света белого центрального канала. - Сушумны! - воскликнул Тензин. - Он содержит описание восприятий тонких каналов тела йогина. Обыденному человеку эти восприятия не даются в готовом виде. В этом тонком теле циркулирует свет мудрости. - В учениях Индии говорится о пяти тонких телах, - вставил Дон Мен. - Четвёртый Свет - это метод иллюстрирующий возникновение видения изначальной мудрости через врата света-воды. Он содержит объяснения методов созерцания изначальной мудрости, которая в равной степени пронизывает внутреннюю и внешнюю реальность. Всё феноменальное существование описывается как являющееся проекцией Изначального Света. Этот Изначальный Свет пребывает в физическом сердце и проявляется через глаза. Вот так я увидел, что вы не представители шатающихся по горам зевак. Вы должны понять, что объективная реальность не истина, а являет собой некоторую иллюзию, видимость.
Для Дон Мена такая трактовка Майи было новой, но он промолчал. - Пятый Свет - это метод, иллюстрирующий непоколебимую решимость заняться практикой трикайи посредством света, ведущего в чистые измерения. Дон Мен хотел уточнить что Юм Дупа подразумевает под трикайей, но монах не дал ему открыть рот и продолжал: - Этот метод даёт объяснения используемых при посвящении созерцательных практик, открывающих практикующему Дзогчен чистые измерения через лучи Радужного Света и звуки. - Что такое трикайя, - перебил всё же его Дон Мен. Монах посмотрел на него внимательно и сказал: - Нужно ли тебе это знать? - Любопытно. - Это не в двух словах. - Надеемся услышать от Вас, почтенный, - попросил Дон Мен. - Шестой Свет, - продолжил Юм Дупа, - это учение о методе Света в бордо, где достигается предел иллюзий и понимания и происходит раздел самсары и нирваны. Тензин и Дон Мен молчали. Об этом они только что беседовали у речки. Там, где кончается причина, там нет следствия. Там нет страданий. Это и есть нирвана. До этого была самсара, то есть существование в пространстве и времени, в причинах и следствиях. - Здесь содержится объяснение по практикам, выполняемым в состоянии бардо, которое наступает после смерти. Только тут понимание реальности приведёт к освобождению. Если же практикующий подвержен иллюзии, то он вернётся обратно в самсару. - Следовательно, под смертью понимается какое-то продолжение? - спросил Тензин. - Без смерти вообще не бывает продолжений, - спокойно ответил монах. - В философском смысле? - поинтересовался Дон Мен. - В практическом. Ты напрасно испытываешь меня. Ведь ты владеешь всеми приёмами вхождения в Малую Смерть. Поэтому прекрасно знаешь и об относительности времени и о том, что смерть рождает тебя заново в молодых процессах, где нет причин и следствий. - Да. Эти сбросы я делаю постоянно, - признался Дон Мен. - Значит, ты знаешь что такое бардо на практике. - Это так, почтенный. - Теперь я вижу, что для возрождения в самсаре или для её прекращения каждый начинает с наличия, - уверенно сказал Тензин. Осмысление необходимо каждому, кто собирается трансформировать найденные эффекты и свойства на плоскость ума. Если нет надобности в этом, то применяют ритуалы. Это тоже последовательность, но таких действий, где нет ума. До этого Тензин продвигался в своей практике через ритуалы. Однако учёность монахов была не случайной. Ритуал строится на уже имеющихся свойствах психики и эмоций у человека. Ум в ритуальной практике играет очень незначительную роль в воспитании любви к мифам. Иными словами, ритуал, то есть свершаемое особое действие, должно сразу же настроить исполнителя на психологический чётко окрашенный тон. Ритуалами полнится магия. Тензину это родное и знакомое. Другое дело осмысление. Здесь труднее вызвать чётко заданную окраску психики, но зато даётся оповещение о тех, кто получал запредельные свойства. Ум может только направить луч внимания, но качествами он не заведует. Кстати, появляется риск работы ума на самого себя. Об этом свидетельствует масса теоретиков и знатоков, которые всё знают и трещат словами без умолку, но ничем не владеют. Тензин шагнул на тропу осмысления. Обычно для этого шага назначается наставник. Задача наставника заключается в том, чтобы не дать уму ученика скатиться на теоретизирование. Однако Тензин был мастер. Это могло его перестраховать. - Что я вижу, - сказал он Дон Мену, когда они вышли за ворота монастыря, - для того, чтобы родилось учение, нужна мерзость, нужны страдания и болезни. Именно в этой мерзости произрастают корни будущего просветления. Значит, эта мерзость содержит в себе святое? Дон Мен усмехнулся, но продолжал молчать. - Зачем тогда говорят о святом, как о лишенном грязи? -продолжал Тензин. - Ещё я вижу, что для того, чтобы родиться, нужно умереть. - А разве не умер в тебе тот Тензин, который с обидой ушел из монастыря? - Я раньше не думал об этом. - А разве не умер в тебе тот Тензин, который замёрз бы от холода? - Все эти перерождения произошли как-то само по себе. Теперь я ощутил, что для полного перерождения нужна Большая Смерть. Что подразумевал Дупа, когда говорил тебе о Малой Смерти? - В Тибете знают только одну направленность такого умирания с тем, чтобы возродиться заново. С детства я владел ещё одним видом Малой Смерти. Тибетское умирание направленно на гипнотическом погружении. При этом методе внешний мир отмирает, то есть выключается этап за этапом. Такая смерть происходит или мгновенно от случайных событий, или постепенно путём практики. Мгновенную смерть с сохранением сознания часто отмечают люди Запада. Для практикующего такая дикость не пристала. Практикой ухода, то есть умирания, добиваются не самого умирания, а сброса. - От тебя я о сбросе уже слышу не первый раз. Что это такое? - В практике Малой Смерти сохраняется сознание. Оно становится тем чистым ростком, который не запятнан знаниями и любым отягощением. Зато предыдущее накопление, которое затмевает сущность человека, отмирает. Поэтому в монастыре скажут, что само изначальное сознание чистое и не запятнанное. - Как выражается эта незапятнанность? - По мере развития каждый человек начинает процесс притягивания. Он притягивает знания, богатства, уважение к себе, связи с друзьями, связи по работе. Он притягивает права, он закрепляет себя обязанностями. Со временем этот ком нужно сохранять и обеспечивать. Появляются законы, правила, обязанности. Всё это давит с такой силой, что человек получает психическую безрадостность. - Получилось, что полная радость там, где ничего нет. - Что ты подразумеваешь под радостью? - Стимул. - Стимул бывает и от успешного притягивания, приобретения. Он появляется на беспрепятственное свершение того, что ожидает ум. Такой стимул кратковременный. Есть постоянный стимул. Такая радость происходит при освобождении. - От чего «освобождении»? - От принципа притяжения и всего, что уже успешно было накоплено. Поэтому в момент Малой Смерти сразу же сбрасывается сам принцип притяжения и всё, что уже было накоплено. Такое освобождение делает сознание чистым. - Как грязь с тела, - неумело вставил Тензин. - Ты говорил, что знаешь ещё вид освобождения, то есть малой Смерти? - Да. Тибетцы практикуют через глубокий гипноз. Терминами китайской медицины это полный Инь. Процессы Ян при этом полностью выключаются. После совершения Малой Смерти, то есть достижения полного Инь, сознание делает скачок к Ян. Этот скачок идёт в биологическом времени. Поэтому в Бардо он отсчитывается днями биологического времени. Лучшим вариантом будет «включение» Ян изначальное. Его называют Изначальный Ясный Свет. Впрочем, о состояниях Бардо поговорим позже. Ян - качества ставятся на первом месте, но могут появиться остаточные Инь - качества, тогда говорят о Гневных Божествах. Если сброс не произойдёт, то будет возвращение так же, как человек засыпает вечером и просыпается утром. Останутся, конечно, несравненные, сильные впечатления. - Ты изложил потрясающе просто принцип Бардо. Ну, а другой метод Малой Смерти? - Здесь совершается уход в полный Ян. Он стоит противоположно уходу в полный Инь, как это делают в Тибете. Такая Малая Смерть «выключает» Инь - процессы. В исторических справках такая смерть не описывается. - Откуда ты знаешь о ней? - Осваивать Бардо мне пришлось практикой, а вот такой уход в Ян - смерть мне был дан изначально от рождения. Мне он кажется лучшим. - Что сбрасывается в этом случае? - Аналогично, но всё наоборот, - Как это? - Бардо погружает в Инь, то есть в гипноз умирания. Этот процесс болезненный даже для постоянно практикующих. Нужно сделать «противоход», то есть двигать свою физиологию по «звезде». - Как это? - Давай отложим процесс умирания. Это специальная тема не для ума, а для практики. Для ума пока скажу, что умирание в сторону Ян для меня было безболезненным. Интересным является момент возрождения. После Бордо сознание делает скачок в чистый Ян, то есть в раскрытие. Это подобно мячу, который от удара по земле отскакивает в противоположную сторону. Другое дело после умирания в сторону Ян. Отраженное сознание вырывается в потрясающей величины Инь. - Что это значит? - Вспомни. Инь это знания, Инь это работоспособность и могущество, Инь это творчество, Инь это содержание. Это означает, что после такой Малой Смерти я знал всё напрямую. Вот почему я не умею думать, но знаю. Я неутомимо работал и ходил по горам. В школе я никогда не учил уроки, так как знал все варианты доказательства теоремы, кроме того варианта, который предлагал учитель. Я прекрасно рисовал, композировал даже на гармошке, сочинял стихи, играл в шахматы наравне со взрослыми. Был практически неуязвим, потому что меня защищала сама природа. Всякий, кто поднимал на меня руку, вскоре издыхал. Брат и мать стали мне намекать на то, что у них сильно болит голова, если они обо мне плохо подумают. Поэтому я стал прекращать практику Малой Смерти Ян. Вот что такое Могучий Инь, являющийся после Ян - смерти. Но до сих пор я не научился думать. - Ты так учёно говоришь с монахами. Разве это не мышление? - Нет. Это знание напрямую. Я даже знаю, что они скажут дальше. Кроме того, я знаю «потолок» такого знания. - Может быть, это и есть мышление? - Нет. Я сопоставлял и наблюдал с детства. Никто из учителей, а впоследствии профессоров, не знал все доказательства теорем сразу же. Даже Евклид доказывал свои теоремы. Это означает, что они бегут по ниточке мысли как муравей, который тоже не знает что он найдёт. Они думают вслепую. Никто из спорящих не знает, куда его принесёт. Они живут путём отталкивания, отрицания. Их мысль рефлектирует и они сами не знают куда. Я же знаю заранее все траектории мысли целостно. - Я слышал о телепатии, то есть чтении мысли на расстоянии. - Это не то. Мысль имеет варианты свершения. Кроме того, она зависит от свойств органа мышления. Например, мысли Лао Цзы имеют противоположные свойства, чем мысли Сократа. Если следовать в мыслях одного по свойствам мышления другого, то придёшь к парадоксу. - Что такое парадокс? - Это когда мысль уничтожает всё своё творение. Поэтому я не занимаюсь телепатией. Это слишком примитивно. - Зачем же тебе тогда учиться думать?! - Для того, чтобы постигнуть отрицание. Чтобы вкусить чувство собственного достоинства, чувство унижения и оскорбления, гнев, ярость, раздражение, чувство своей правоты, справедливости. Чтобы понять для чего люди возвеличивают, восхваляют, превозносят, а потому по этой причине убивают друг друга. - Я это прошел и не нахожу в том ничего хорошего. Для чего тебе эта мерзость? - Это реальная среда и я хочу её знать. Кроме того, именно здесь зарождается отрицание и сознание начинает страдать. Скажи Тензин, есть ли Путь из отрицания? - Все исходят оттуда. Кто же будет искать счастье, если уже в нём живёт?! Находят разное. Спроси лучше учёного монаха. - Какие вам пути интересны Высшие или Низшие? - уточнял Юм Дупа. - Ни о тех, ни о других мы учёности не имеем, - ответил Дон Мен. - Правда, Тензин проходил некоторое обучение в монастыре, но это похоже на магию. - Низшие Пути это пути причины. Они содержат путь богов и людей. Здесь один полагается на другого. Запомните это. - Уж это точно, - подтвердил Тензин. - Люди в мире ума цепляются за правили и друг за друга. Психические тона тоже зависят один относительно другого. - Это хорошо, что ты сразу понимаешь, что божество не есть что-то стороннее, - продолжал монах. - Есть ещё путь тех, кто получил понимание самостоятельно, и тех, кто следует за Шенрабом. Это и есть Низшие Пути. - Вот не ожидал, что следование за Шенрабом относится к Низшему Пути, - воскликнул с удивлением Тензин. - Высшие Пути тоже относятся к пути причин, - не отреагировал на восклицание монах, - поэтому третьим Путём можно считать Путь сострадательных Ботхисаттв. На этом Пути необходимо обрести понимание отсутствия независимого существования, как самого себя, так и феноменальных объектов. Необходимо практиковать Десять Парамит: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию, силу, сострадание, преданность, мастерские средства, мудрость. - Как их сочетать?! Разве сила вяжется с мудростью? И кому должен быть предан мудрец? - удивился Дон Мен, - кроме того, когда есть мудрость, то исчезает слово «терпеть». - Ты не должен понимать эти слова в двойственном тоне. Здесь терпение понимается как утверждение в намерении. Только в таком ракурсе понимания ты достигнешь совершенного состояния Будды, относящегося к Трикайе. - Здесь для меня большой вопрос: получается, что посредством ума можно достигнуть совершенного состояния Будды, - сказал Дон Мен. - Почему «ума»? Разве речь шла о философствовании? - Это же Путь причин, а причины связаны напрямую с умом. Это его детище и его же продукция. - Об уме здесь идёт речь как о мудрости. Мудрость тоже имеет причинность, но не двойственность. Остальное всё практика качеств. Не перебивай! - Свободным от концептуальных измышлений будет четвёртый Путь. Это путь Ботхисаттв. Этот Путь предполагает необходимость достижения понимания непостоянства и пустотной природы своего «Я» и всех феноменальных объектов. Здесь выполняется практика Десяти Парамит и Четырёх Добродетелей. Обучение учеников совершается согласно их интеллектуальному уровню, но согласно учению. Тут Дон Мен опять выразил нетерпение: - Разве каждый вид ума способен нести содержание Трикайи? Можно, конечно, нарисовать лошадь, но это будет мёртвый объект. - Под уровнем ума понимается не его качества, а степень учёности. Что касается качеств мышления, то это уже хорошо определено в древней Индии, когда шудре, например, учение Вед во вред. - Да, да дураку и учение во вред. Но разве свойства нелинейного и не двойственного ума даются человеку в готовом виде? - Поэтому мы не учитываем степень учёности. Имеется ввиду, конечно, учёность не двойственного вида. Это я говорю тебе потому, что ты сейчас же спросишь меня: « А как быть с Высшим и Низшим Путями? ». В этих определениях заложено двойственности ровно столько, сколько они причинные. Нет здесь двойственной иерархии. Но вот мы пришли уже к не концептуальному Пути. Надеюсь, что теперь ты успокоишься. Пятый и Шестой Путь относятся к внешним тантрическим путям. Пятый Путь это Путь Изначального Бон чистого поведения и ритуальной деятельности. Это путь Крийя-Тантры, на котором основное внимание уделяется чистоте поведения. На этом пути необходимо утвердиться в изначальном естественном состоянии. Оно не подвластно никаким изменениям. Поклоняться нужно божественному «существу, наделённому знанием». Практиковать нужно Десять Парамит и Четыре Добродетели, то есть щедрость, дружелюбную речь и выполнение практик согласно учению. Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе. Кажется, у тебя есть вопросы, обратился Дупа к Тензину? - Практика добродетелей исключает отрицание. Но вот, например, лютый мороз это отрицание. Жажда и голод это тоже отрицание. Как быть в этом случае? - Разве ты не заметил, что Путей девять. В них учтены всякие состояния человека. Нет универсального для всех случаев Пути. Всё зависит от сложившейся ситуации и индивидуальной предрасположенности ученика. - И, тем не менее, почтеннейший, я отмечаю, что пока все перечисленные Пути делают нагрузку на человеческие взаимоотношения, - вставил Дон Мен, - и вообще есть странная особенность в религиях, они строятся так, словно кроме человека нет птиц, животных, рыб и прочей твари и растительности. - Проблемы человека находятся внутри самого человека. Таких людей две группы. Одни связывают своё внимание и реагирование с социальными и межчеловеческими отношениями. Другие создают проблемы сами для себя, но и чувствительны к своему мировоззрению. Если человек «расколет» этот «орех», то, как правило, за остальным проблемы не бывает. Потом, ты склонен искать методы вне человека. Вы оба не заметили, что я уже сменил точку отсчёта. Внешний тантрический Путь относится только к качествам сознания. Более того, речь, а точнее практика, строится только на божественных состояниях. Например, в отличие от Крийя -Тантры, то есть Пятого Пути, следующий Шестой Путь практикуют на отношении к «существу, наделённому знанием» как к брату. Это Путь Ясного Знания. Он раскрывает все аспекты и называется Чарья - Тантра. Здесь также нужно укрепиться в изначальном естественном состоянии. Если вам не подойдут предыдущие Пути внешних Тантр, то есть ещё три Пути внутренних Тантр. Это я говорю к тому, что Дон Мену неймётся услышать своё родное. - Это так, почтенный. Как можно быть слугой у собственного эмоционального переживания, как это практикует Крийя?! Или вот относительно Чарьи. Моё же психическое переживание всегда моё, а Чарья практикует как на стороннее кумовство. - Разве я сказал, что Крийя и Чарья для тебя? Есть много людей, которые робеют перед божествами. Им не втолкуешь, что это их собственные переживания и психические абсолюты. Что тогда посоветовать этим людям? - Извините, почтенный. - Тебе нечего извиняться, так как ты уже свершился. Но продолжим. Седьмым Путём является Путь Проявления Сострадания через визуализацию. Тут я вас сразу предупреждаю, что слова не трактуются в обыденном двойственном смысле. Например, Сострадание это то самое радостное внимание, которое вы уделяете внешнему своему, как самому родному. - Для чего эти предостережения? - удивился Дон Мен. - Что такое «Я» человека? Это такое мироотношение, когда своё же другое называется «чужим» и отрицается. - Этот спектакль мне известен, - сказал Тензин. - Значит, если бы не было таких характеров у людей, то не было бы и необходимости специально обращать внимание на внешнее своё «Я» словом «Сострадание»? - Ты слабо это ощущаешь, - вздохнул Дупа. - Разъясните, почтенный. - Вот тебе-то и разъяснять незачем. Ты уже наделён расположенностью ко внешнему миру. Это и есть Сострадание, о котором говорится в писаниях. Но по привязанности к своему «Я» некоторые люди под Состраданием понимают сочувствие. Беда с ними. - А кто им виноват, - сказал Тензин, - разве Тантры для них? - Это верно, - вздохнул Дупа, - итак, здесь необходимо в высшей идее абсолютной истины, но так, чтобы пребывать в изначальном естественном состоянии, неподвластном изменениям. Практиковать при этом нужно процесс порождения божества преображения. При этих словах монах глянул на своих слушателей: «понимают ли? ». - Придётся уточнить, - согласился Дон Мен. - Я легко вхожу в небесные и несравненные качества раскрытия, то есть в Ян - функции и ТАО - характеры. Не меньший абсолют психических окрасок я переживаю в Инь - функциях и ХУМ - характерах. Они имеют закономерности появления, а точнее, процесс переливов как переливается радуга в брызгах водопада. Это ли имеет ввиду Седьмой Путь? - Иногда Седьмой Путь называют Махайога. Это мужской вид просветления. Поэтому под «высшей идеей абсолютной истины» понимают то прямое намерение, когда сознание устремлено к абсолюту переживания психики в том смысле, как мужчина служит своей цели. Ты это не замечаешь, так как получаешь процесс появления божеств напрямую. Однако есть те практикующие, которые не склонны к абсолютным переживаниям. Им необходимо практиковать настрой на это. Это для них. Теперь, сам процесс ты назвал правильно. Остаётся только добавить для Тензина, что эти божества не есть что-то стороннее, а представляют из себя собственные переживания. - Почему? - удивился Тензин. - Ты много практиковал в магии. Там есть ориентиры на внешние явления. В этом спектакле самосознания ум закрепляет отношение к сверхсилам, как к чему-то стороннему. - Что это меняет? - спросил Дон Мен. - Сознание остаётся в двойственности, а, следовательно, нет шансов практиковать изначальное состояние. Вы, наверное, заметили, что уже Махаяна настаивает на инструменте шуньяты. В Тантрах Ваджраяны это доводится до непосредственного пребывания сознания в шуньяте. Вот почему я говорю о неизменном, то есть неподвластном никаким изменениям состоянии сознания. Без этого условия не существует Тантр. - Однако Дон Мен сказал о переливах окрасок абсолютного сознания и о процессе, - возразил Тензин. - Дон Мен не ошибся. Он знает, что в любом из божественных состояний он и есть божество. Это означает, что он не подвержен изменениям пространства и времени. - Но он сказал... - Да, он говорит относительно стороннего слушателя, которым ты и являешься. Отсюда возник парадокс. Как только ты станешь богом, то тут же прекратятся изменения пространства и времени. Везде ты будешь одновременно тут и теперь. - Вот что такое «укрепиться в изначальном естественном состоянии»! - воскликнул изумлённый Тензин. - Не мало. Стать богом! А Вы говорите об этом как бы между прочим. - Это не сложно, - утешительно сказал Дон Мен. - В тебе кричит и протестует двойственность. Ох, уж этот ум! Сознание не может иметь что-то стороннее. Нет ничего вне твоего сознания. Остаётся тот пустяк практики, когда твоё сознание достигнет абсолюта. - Хорошо сказал, - закивал довольно головой Дупа. - Поэтому Дон Мену будет понятен Путь, на котором всё является совершенным и значимым. Это Восьмой Путь. Его называют ещё Ану - йога. Как я уже говорил, здесь необходимо непрерывно пребывать в изначальном естественном состоянии и высшей идее абсолютной истины. Отличительным от Анну - йоги является то, что пространство и осознание неотделимы друг от друга. Под пространством не следует понимать зрительные образы, - предупредил Дупа. - Как это ощутить? - наивно спросил Тензин. В ответ Дупа только рассмеялся. - Речь идёт о качествах сознания, - начал объяснять Дон Мен. - Как-то однажды ты мне сказал, что слышишь собственное сердцебиение. Тогда я рассказал тебе о методе, который разработал взамен втыкания в тело игл. - Да, это я делаю по желанию. - Так вот, ты слышишь или видишь, или осязаешь сердцебиение? - Я его и слышу, и вижу, и осязаю... - Зрением? Слухом? - Нет. - Ты его воспринимаешь так, что тебе пульс видится, не зрением, слышится, но не слухом, ощущается, но не осязанием. Ты воспринимаешь пульс. Понятно? - Да. Это так. - Вот так же и понимай сейчас слова. «Визуализация» это не видение, а «пространство» это не объект зрения, абстрагированный в уме. - Зря ты стараешься, - остановил его Дупа. - Когда ты говорил о сердечном пульсе, то ему было понятно напрямую, потому, что он этим владеет. Попробуй объяснить это тому, кто не имеет практики восприятия сердечного пульса. Зря будешь терять время. Словами никогда не отобразить качества. - Пусть так, но словами даётся хоть какой-то ориентир. - Для чего? Для пищи ума? Это только отдалит болтуна от практики и наполнит его тем самомнением, что он владеет. - Для стимула, - ответил за Дон Мена Тензин. - Это другое дело, - согласился Дула. - Я уже привык предупреждать свих учеников о вредоносности теоретизирования. - Нам это тоже напоминать не мешает, - согласился Тензин. - Ану - Йога это йога «Великого Союза». Её называют также женским типом просветления. Махайогу можно назвать порождением, а Ану - йогу назвать завершением. Это Путь, на котором всё является совершенным и значимым. Укрепившись в высшей идеи абсолютной истины, нужно пребывать непрерывно в изначальном естественном состоянии и совершать визуализацию божества преображения. - Есть истины два типа, - повернулся Дон Мен к Тензину. - Один тип идёт как качество ума. Поэтому обыденные люди говорят об истине. Они могут говорить о высшей истине. Они могут бороться за истину, но за всем этим кроется желание их ума, чтобы свершалось всё так, как они понимают. Так как каждый желает этой беспрепятственности, то люди охотно соглашаются на неприкосновенность истины. Подерутся они на конкретном, так как начнёт выясняться индивидуальное мироотношение ума. Другим вариантом истины является качество. Оно тут и теперь в сознании светит так, что не возникает никакого сомнения о божественном явлении. - Это так, - согласился Дупа, - поэтому посредством такого состояния достигается совершенство Будды, относящееся к Трикайе. Девятым Путём является Дзогчен. Это и есть Непревзойдённый Путь Высшего Уровня Изначального Дзогчен. Данный Путь имеет три серии учений: Семде, Лонгде и Меннагде. Семде содержит серию учений об уме и сущностной пустотности естественного состояния. Лонгде содержит серию учений о пространстве и природной ясности естественного состояния. Меннагде содержит серию тайных наставлений по неразрывному единству пустоты и ясности. Эта ясность проявляется в виде энергии сострадания. Тут Дон Мен громко рассмеялся. - О каких тайных наставлениях может быть речь, когда получить даже изначальное естественное состояние не каждый может?! -воскликнул он. - Горячий ты, - спокойно отреагировал Дупа, - ещё в Ведах говорится: «Если увидишь, что шудра слушает Веды, то залей ему свинцом уши». Много ещё вреда примитивным людям принесёт учение даже Х
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|