Глава 6. Хинаяна. Махаяна. Южные Сокровища
Глава 6. Магия Буддийские праздники здесь отмечают с благоговением. Паломники направляются в свои священные места. Одни идут, чтобы восполнить качества, которые гасят житейские дела, другие в надежде получить благословение. Ожидание заполняет духом эти вереницы лент, движущиеся по горам. Кажется, что не будет конца этой пёстрой ленте, которая тянется по дну ущелья, или по склонам гор. Там в долине тоже праздник. Здесь на площадях собрались те, кто не может пуститься в долгий путь. Шумная торговля, исполнение обрядов, демонстрации различных способностей, любопытство зевак, бурлит как весёлый ручей. Гадают везде. Исполнители воли проведения имеют важный вид и вещают без тени сомнений. Гадают по-тибетски и по-китайски. Смешались народные традиции, благодаря единящему их буддизму. Даже систему Бон, которая идёт не от Будды Гаутамы, а от Шенраба, причисляют к буддизму. Школы буддизма более «научные». Здесь изучают разные виды необыденных свойств человека, а точнее варианты Девяти Колесниц. Каждому виду кто-то отдаёт предпочтение. Но обучаются детально. Даже Тантры имеют некоторую академичность. Другое дело Бон. Издревле эта система включала в себя магию, как основной атрибут. Изучающему буддизм, скажем, в традиции Ниньгма, будет непривычно смотреть на разбрасывание костей, верёвок, лент, а затем трактовка специалистом по образовавшемуся рисунку чьих-то судеб и событий. Здесь же продают амулеты от всего и на все случаи жизни. Тибетец с заплетённой косой, длина которой составляла около трёх метров, почти нагой привлек больше других к себе внимание. - Кто это? - обратился Дон Мен к присутствующему.
- Это святой. Он получил просветление и чудесные свойства самостоятельно. - Как это? - Обычно сан или различные чудесные свойства получают в монастырях, - охотно и деловито стал рассказывать тибетец, - но что там делать ребёнку или юноше, у которого бедные родители? Он находится в плохом положении. - Разве есть различие в монастырях? - Везде люди. У кого богатые родители, тому и внимание больше и сан дают раньше. - Ядумал, что владение чудесами не зависит от сана или социального положения. - Сколько их, владеющих? Остальные становятся обыкновенными духовными лицами. Чем выше сан, тем благополучнее жизнь. - Какие же они духовные, если не владеют? - Э, это не так. Духовный человек грамотный. Он знает как общаться с духами, как отвести беду, как сопроводить умершего наиболее благоприятно в путешествие по сансаре. - Я не хотел принизить их достоинство, но отдаю предпочтение людям, владеющим чудесами. - Мало таких. Ещё меньше их появляется здесь, в среде народа. Говорят, что Драгпа Тензин воплощение самого Вайрочаны, - собеседник выразительно и с благоговением посмотрел в сторону святого. - Он берёт только на пропитание, но расскажет вам всё. - Как он стал святым? - В монастыре к нему относились плохо, так как он из бедной семьи. Что остаётся таким юношам? Сан им будет не скоро. Нужно готовить себя к пропитанию. Тогда они делают отчаянный ход. Они знают, что если владеть чудесами, то это перекроит их бедность и отсутствие сана. Много таких, которые рискуют. Они начинают увлекаться магией. - Может ли маг сравниться с тренированным йогином? - Даже почтенные люди говорят, что это равнозначно. Кроме того, магией занимаются те, кто уже прошел подготовительное знание в монастырях. Они знают все козни демонов и спасательные крючки просветлённых учителей. - Чем тогда отличается практика магии? - Риском. - В чём этот риск?
- Тот, кто тренируется последовательно, тот вовремя уводится учителем от козней демонов. Его не посещают кошмары. Зато рискующий находится в воле случая. Практика такая, что нужно войти в страну переживаний. - Поясни, пожалуйста. - Можно много знать и быть учёным мужем, но магом ты не станешь до тех пор, пока не научишься входить в чистые переживания. Ну, это так же как бывает эмоция, только, если она охватит тебя целиком до корней волос. - А как быть со знаниями? - Чудак ты! Знания находятся в уме. А я тебе говорю о состояниях сознания. Ты что, никогда не имел эмоций? - Имел. - Ну, и какие на эмоцию существуют знания? - Я её могу назвать. Например, счастье. Могу говорить о ней. - А от слов пробовал получить эмоцию? - Не получается, кроме отрицания, если кого-то очень критиковать. - Вот видишь, от слов накапливается яд. Это может привести к кошмарам, когда начнётся водопад эмоции. Вот что такое демоны. - О пяти ядах я знаю. - Сомневаюсь, если не понимаешь, что болтовня тренирует один из ядов. - Ну, хорошо. Предположим, что я вхожу в страну переживаний. Я так понимаю, что это чистые состояния Будды. - Э, какой ты быстрый. Ты сначала научись хотя бы весну ощущать или радость по своему желанию. Уж потом будешь говорить об их всеохвате. - Это и есть тренировка в магии? - Я тебе объясняю просто, чтобы ты хоть что-нибудь понял. - Я понял, что ум теперь ни к чему. Ещё я понял, что нужно тренировать психические окраски напрямую, то есть без слов. - Ну, что ж, пусть будет так. Так вот, поскольку это не просто, то вероятна стихия. Но важнее другое, эмоция должна быть потрясающей всё существо. Теперь понимаешь силу риска? - Если явится отрицательное переживание, то психика выльется в кошмар. - Мало сказать так. Я видел, как молодой парень рискнул в присутствии учителя магии. Он катался по земле, рвал на себе одежду и волосы, ударялся о камни, страшно вопил. Это и есть власть демонов. Он получил демонические переживания. - А что делал его учитель? - Сидел и пил чай. Наблюдал, мне кажется, с любопытством. - А что делал ты? - Дрожал от страха, как бы демоны не перекинулись на меня. - Злые духи? - Демоны это личные переживания. - Как чужие переживания могут переброситься с одного человека на другого?
- Так же, как если зевнёт один, так и другие начинают подрожать. - А я думал, что демоны живут независимо. - Я хоть и не имею монашеского звания, но достаточно грамотный в их знаниях. Любой демон - это твои личные переживания, а не что-то стороннее. - Что было с тем парнем, который рисковал в могучих эмоциях? - Ему повезло. Наверно благородные духи выпустили к нему крючки милости. - Ты же говоришь, что все переживания несторонние. - Это так. Но в каждом человеке накапливается тот или иной дух. Это зависит от поступков, совершаемых в жизни. Когда вспыхивают в тебе злые духи, то ты можешь собрать по крупицам в своей памяти все добрые дела в одну цепочку. Это и есть крючок добрых дел. Крючки бывают разные. Когда-нибудь, например, ты был счастлив или ощущал нечто прекрасное. - Как Драгпа Тензин получил чудесные переживания? - Он ушел из монастыря с огромной завистью и чувством униженного человека. Закипело в нём что-то. Ушел в горы и сел нагишом на скалистый выступ. Сидел там много лет. - В мороз? - И в мороз. Сжалились миряне и стали приносить ему еду. Там и выросла его коса. - А просветление? - Надоело, видно, ему сидеть. Может понял, что это не то. И пошел к отшельнику. Мудрый был отшельник. Он посмотрел на крепко сложенного Драгпа Тензина и сказал: - «Аскетизм не совершенствует дух. Ты имеешь волю, но не ищешь себя». - «Как? », - спросил Тензин. - «Разберись в своих качествах. Из монастыря ты ушел от зависти. Это плохое качество. Обида тоже не помощник развитию». - «У меня не было других», - сказал Тензин. - «Даже яд можно переварить в нектар. Посмотри на павлина, он поедает змей и украшает свои перья. Даже ненависть можно переварить в возвышенные чувства. Разве не обучали тебя Ваджраяне в монастыре? ». Жаловаться этому мудрому человеку Тензин не осмелился. Он удалился в горы. Нашел пещеру и стал изучать свои состояния. - «Как я сам это не заметил», - размышлял он. - «Когда был жуткий мороз, а я не имел одежды, разве это не была ярость ощущений? Но я переварил этот яд жуткого холода в блаженное тепло. Из этого же яд Миларепа получил тумо, как и я. Это тепло результат не благополучия, а злейшего холода». Питаться ядом, чтобы получать нектар стало темой размышления Тензина. Он находил яд в злостном отношении к себе в монастыре, он видел его в своём негодовании, в оскорблениях, в своих обидах. Всё это яркое отрицание. Тогда он опять пошел к мудрому отшельнику.
- «Я понял, что ядом является любое раздражение, любое отрицание. Мороз и плохое отношение ко мне меня этому научили. Но понял я это только тогда, когда нашел блаженное тепло. Как найти такое же тумо от яда людей? », - обратился к старцу Тензин. - «Когда ты сидел нагишом на скале, то забрался туда уже от яда людей, а не от жары». - «Но злоба людей меня не грела». - «Мороз пришелся на твоё упрямство и на желание превосходства. Желание превосходства накопили у тебя те яды, которыми осыпали тебя в монастыре в виде унижений и оскорблений. Согласись, что если бы у тебя было всё благополучно, то ты не рискнул бы усесться нагишом на голых скалах». - «Теперь я начинаю это понимать. Я вижу, что цепь злоключений и ядов привели меня к находке тумо. Но я могу переваривать только яд мороза». - «Понимаю. Ты не желаешь всю жизнь просидеть в скалах. Яд человеческих отношений пугает тебя». - «Для получения удовольствия от мороза я совершал поиск по опыту Миларепы. В глубине живота я нашел ощущение, которое называют дань-тянь. Там я вызывал огонь разными представлениями и образами. Наконец, тело стало приобретать блаженное тепло тумо. Даже на лютом морозе мне было уютно и жарко. Возможно, что кто-то имеет такой же опыт, какой имел Миларепа, но в среде людей? ». - «Там ты нашел тумо в теле. Теперь ищи в уме. Там был телесный мороз. Здесь мороз человеческих отношений. Они определяются и складываются умом». - «Может ли кто-нибудь стать прообразом, каким был для меня Миларепа? ». - «Лучше начинать с того, когда знаний нет. Поставь себя на место Миларепы. Разве он знал что такое тумо? Оставшись в холодной пещере на зиму без еды и топлива, отрезанный от селений завалами снега, он должен был либо погибнуть, либо выжить чудом. Чудо состоялось: он нашел тумо. Ты был поставлен в «морозные» условия там в монастыре. Почему ты не ищешь сам, как Миларепа? ». - «Наверное, у меня нет таланта первооткрывателя». - «В этом ты прав. Кто был учителем у Будды, Шенраба, Тилопы, Миларепы? Они сами себе учителя. Последователям нужен иной дух жизни. Тогда обратись к высказываниям Будды. Там и у его последователей ты найдёшь советы, как быть в случаях умственных ядов».
Тензин не удовлетворился советом. Об этом он знал ещё в монастыре. Все знают о просветлении, но мало кто идёт этим путём действительно. Однако деваться некуда. - Разве Тензину не достаточно было того, что он освоил чудо тумо? - прервал повествование Дон Мен. - Тензин сначала сам так считал, - с чувством знающего и понимающего глубже, чем этот любопытный усмехнулся рассказчик. - Многие так считают, что стоит только достигнуть чудес, как остальное приложится. Но все они разбиваются об авторитеты. - Как это? - Все места и саны уже распределены и заняты. Кто подвинет себя для новоявленного претендента? - Я об этом как-то не подумал. - Тензин опять столкнулся с недоброжелательностью. Раньше недоброжелательно относились к нему по бедности его. Теперь - по нежеланию делиться своими привилегиями. Раньше простой народ кормил его из сострадания, теперь он авторитет и должен быть им полезным. - Да, парадоксальное положение чудотворца. - Тензин это понял, когда появился среди служителей в монастырях. Но даже в селениях уже были авторитетные колдуны, маги, монахи с духовным саном. Опять он избрал ход риска. - Это очень интересно. Пойдем, я накормлю тебя в приличном месте, а ты расскажешь мне всё, что приключилось дальше с Тензином, - предложил Дон Мен. Рассказчик был доволен своей учёностью. Он шел важно с горделивой осанкой. Много чего он ещё знает, был бы слушатель. Слушатель оказался хорошим человеком. Вежливый, не перебивает и не лезет со своей учёностью. Было уже время хорошо поесть. Дон Мен заказал еды много и вкусно. Конечно, здесь не было мясных блюд; неприлично поедать живые души. Но всё, включая рис, было приготовлено так искусно, что о мясе не вспомнил бы даже большой его любитель. Себе Дон Мен заказал привычный для гор чай, заправленный маслом и мукой. Не торопя рассказчика, Дон Мен выжидал. Тот явно подобрел от еды. Это хороший признак гармоничного организма. Он тоже не собирался спешить. Молчание длилось долго, но не тягостно. - Это самая трудная тема для всех людей, - начал он без высокомерия, - каждый обжигается о мороз человеческих отношений. Есть те, кто может не употреблять пищу по нескольку лет. Есть те, кто живёт без воздуха часами. А вот выдержать человеческие яды мало кто способен. Рассказчик замолчал. Он говорил из личного опыта. Все проходят путь сначала в детстве иллюзорного ощущения беспрепятственной жизни, а затем натыкаются на проблемы. Проблемы бывают двух видов. Один вид от условий к существованию. Второй от - ума. К первому виду относится холод или жара, отсутствие пищи, отсутствие условий для ночлега. Ко второму - неудовлетворённость тем, что имеешь. Эта неудовлетворённость появляется на сопоставлении. У кого-то больше, у кого-то вкуснее, у кого-то краше. Тот, кто приобрёл, тот боится потерять. Сюда же относится желание ещё достичь. Препятствия и неудачи переживаются. - Выхода не бывает в том существовании, которое имеешь, - взял он круто. - Здесь толпятся все. Кто-то строит каменный дворец, кто-то накапливает богатства, кто-то добивается безопасности общественным положением или охраной, кто-то имеет гардероб одежд на все сезоны жизни и в запас. Но выход из всего этого столпотворения в другом. Для выхода из страданий телом существует йога. К этому случаю и относился Тензин, когда переварил яд холода. Но ещё глубже спрятано сознание. Со временем человек сливает себя с умом. Поэтому, каков ум, такими будут и реагирования. Какова Основа, таков и Плод. Сначала нужно ощутить умом, что сознание едино. Если это так, то нет в нём грязи. Оно есть, а, следовательно, изначально оно чистое. Как небо, затянутое облаками скрывает солнце, так и мысли скрывают изначальную чистоту сознания. Эмоциональные или умственные омрачения, как тучи. - Но как рассеять эти тучи? - Процесс осознания этого факта называют состоянием пути Будды. Это не так просто. Пробуют многие, но привычка прежнего мышления выбивает их из такого осознания, когда оно становится качеством. Много там подводных камней. Например, если ты считаешь себя как часть огромного мира, то ты не ощутишь того, что всё есть твоё сознание. - Иными словами, мир является частью моих восприятий? - И это будет не полно. Мир - это свойства твоего сознания. А, следовательно, изначально он пуст. Практикуя шуньяту, то есть пустоту, мы можем получить Плод. Это и есть существование сознания в своей изначальной чистоте. Оно не омрачается ни эмоциями, ни умом. - А как быть с умом? Он много значит для человека, особенно если тот живёт миром ума. - Ты ещё не готов в ученики, поэтому сопротивляешься именно умом. В тебе есть и другие свойства, но ты пропускаешь в сознание всё только через призму ума. - А как научиться пропускать и другие свойства? - Для этого нужно прекратить плыть по произволу. Развивай самосознание. - Драгпа Тензин нашел путь превращать яд человеческих невзгод в нектар? - Однажды я видал, как он вошел в ярость и вдруг лицо его осветлилось и он стал весь светиться. Теперь для него нет отрицательного в виде самоуничтожения. Злость, ярость, гнев, он переваривает в нектар. - Свой гнев. А если его будут оскорблять, унижать, избивать? - Как ты не поймёшь, что человек унижает сам себя! Что касается избиения, то это можно воспринимать как мороз себе в удовольствие. Такое используют когда тренируют железную рубашку. - Пойдём к Тензину, - предложил Дон Мен. - К нему не пробьёшься сквозь толпу желающих. - Попробуем. Густое скопление людей стало расступаться, образуя проход к Тензину. Дон Мен подошел к нему вплотную и хотел дать пощёчину для проверки. - Не стоит этого делать, - спокойно сказал Тензин, - ты можешь удостовериться иначе. Поскольку речь шла о граничных свойствах, то было интересно, как Тензин решает их в пользу жизни? Дон Мен навалился вторым телом на Тензина. И вдруг ощутил, что они превратились в одно тело. Это и был он сам Дон Мен. Не было второго и чего-то отличающегося. - «Превосходно»! - отметил Дон Мен. - «Сам себе границу не создашь». С этим пониманием он помчался вторым телом в качестве Светлого Ян. Изменений не произошло; они пo-прежнему были едины. - Теперь попробуй ты, - сказал Тензин. Крепкий мороз пронзил осязание Дон Мена. Спасти может только тумо. Дон Мен погрузился в дань-тянь и стал распекать там жар. Вспыхнул сладостный огонь. Как смола капает с горящих еловых веток, так огонь дань-тянь устремился в нижнюю часть позвоночника. Разгораясь, он устремился вверх и вскоре весь позвоночник и всё тело горели приятным обжигающим огнём. Всё это длилось в двух временах. С позиций внешнего наблюдателя, это происходило считанные секунды. В биологическом времени Дон Мена этот процесс занял ровно такую продолжительность, которую потребовал каждый этап развития тумо. Биологическое время относительно. Оно отличается от физического времени тем, что физическое время принадлежит лишь механическим отношениям неживой природы. Резко Тензин вошел в ярость. Это качество Дон Мен не ощутил. Затем ярость переплавилась в озарение, в светлое и радужное качество психики. - Впрочем, тебе пока эти крайности не к чему, - спокойно отметил Тензин, - ты не пришел ещё к граничному существованию. Но тебя это ждёт впереди. - Когда? - Когда ты глубже проникнешь в тело людей Запада. Там нет религии, там на тему религии идёт спектакль. - Как это понять? - По качествам. Говорить о любви, призывать к любви это означает заниматься насилием. Любовь это качество, которое от слов не зависит. Люди Запада потеряли непосредственные и созидательные чувства. Поэтому они наращивают разрушение в борьбе с этим же разрушением. - Ты что, был в среде людей Запада? - Для этого не нужны географические перемещения. Я пережил яд отрицания здесь. Ты, как я понял, уже был в среде людей Запада, но яд их жизни не вкусил. Ты слишком прекрасен для того, чтобы эта грязь замазала тебя. Ты был всего лишь свидетелем чужой грязи и чужих ядов. Считай, что тебя не было в среде людей Запада. - Но я испытал на себе насилие специальных служб России. - Испытать и жить этим... Ты не прочувствовал тему соучастия. Ты не был соучастником мерзостей. - Как это понять? - Я только что пришел в ярость. Я соучастник ярости. Ты не нашел в себе это свойство, хотя знал, что я нахожусь в крутом отрицании. Ты был свидетель, но не соучастник. Точно так же в мерзостях людей Запада ты был свидетель. Чтобы стать соучастником, тебе самому нужно совершать подлость как делают они. При этом они уверены, что творят добрые дела. - А факты? - Какие факты? - Повышения преступности, потери праздника на душе, механическое и безрадостное существование, организация «правильных» убийств и войн. - Для них это не факт, а очередная тема для учинения бойни. Они отмечают факт преступления для наращивания преступлений. - Я надеялся на благоразумие. - Напрасно. Когда ты сам будешь исполнять мерзости «во имя», тогда ты или погрязнешь в своей правоте негодяя, или просветлеешь окончательно, как это сделал я. Поэтому мне нет необходимости присутствовать в среде людей Запада. Я всю эту мерзость пережил. Нового они мне ничего не прибавят. - Ты прошел путь граничных состояний и вкусил прелести мерзостей. Яд природных морозов ты осилил сидя в скалах. Как ты осилил яд человеческих мерзостей? Тензин внимательно посмотрел на Дон Мена тем взглядом, когда смотрят глаза, но воспринимается сущность человека. - Может быть тебе это и ни к чему знать. Сначала нужно определить, действительно ли ты достоин того, чтобы шагнуть в мир отрицаний, - тут Тензин размотал свою косу и бросил на землю. Она оказалась значительно длиннее, чем смотрелась издалека. Случайного падения волос не оказалось. Они были как живые. На земле волосы поползли и сложились в причудливые узоры. Эта мозаика напоминала мандалы. Тензин слил себя с этим содержанием, а затем изрёк: - За тобой право выбора. Ты построен так, что отрицание тебе не присуще. Это означает, что в пределах тела существования у тебя нет границ. Однако ты можешь менять это тело. Для вхождения в «укороченное» существование ты имеешь права собственной воли. Выбирай. - Давай попробуем это отразить на плоскость ума, то есть понять. - Зачем тебе это? - Я практикую мир ума. - Для этого тебе нужно идти к учёным мужам. Они служат уму и практикуют его постоянно. - Пошел бы. Но они находятся в рабстве у законов мышления, они служат им, как пёс служит хозяину, и не зрят сущности. Эти законы я знаю, в отличие от них. - Вот ты куда... Хорошо. Я помогу тебе. Твоё сознание озарено созидательностью. Значит, оно не ведает страданий. Образ страданий для тебя как непроявленная тень. Как в зерне есть потенция будущего дерева, так граница области страдания лишь светит в тебе. Поэтому о страданиях ты знаешь, но не участвуешь в них. Страдания начинаются с момента отрицания. Но ты лишен скепсиса, критичности, сомнений, споров, возражений, борьбы за справедливость. У тебя есть всё, а значит, тебя не посещают неудовлетворения. В своей скромной одежде и ноше за плечами ты богаче любого богатейшего на земле человека. Ты питаешься тем, что даёт природа и ситуация, но живёшь в роскоши достатка. У тебя лёгкая одежда, но ты защищён от морозов лучше, чем тот, кто греется у камина и кутается в роскошные шубы. Ты наслаждаешься тонкими ароматами природы более красочно, чем кто-то владеет парфюмерными богатствами. Поэтому у тебя нет недостатка. Вот почему ты не страдаешь, не борешься, не споришь, не отрицаешь, не доказываешь. Иными словами, ты не шагнул в область отрицания, а значит и в область страданий. Ощути яд человеческих отрицаний, и ты поймёшь что такое борьба. Ты станешь справедливым, но насильником. Ты будешь покорять знаниями, но угнетая других людей. Ты будешь примером своего совершенства, но затмишь их собственный путь. Вот так появляются злодеи. Они справедливы. Они сильны. Они величественны. Но они угнетатели. Природа не терпит справедливость потому, что для этого должны быть «несправедливые». Поэтому она тут же откликнется встречной силой. Вот тогда ты и начнёшь своим совершенством плодить зло, так как вынужден будешь вступить со злом в борьбу. Чем больше будет торжество добра, которое понесёшь ты, тем больше будет встречного зла. Тело добра и зла пухнет за счёт массажирования друг друга. Борьбой со злом оно только вырастает пропорционально величине этой борьбы. Так люди накапливают страдания. - Ты говоришь о двойственности. Но есть движение в многополярность. - В том-то и печаль твоя, что её не ведает никто. Она тоже в потенции. Тебе выбирать. В потенции ты несёшь свои страдания. В потенции ты несёшь многополярность. Реализация и того, и другого нуждается в действительной почве. - Не скрою, что всё сказанное тобой для меня тоже гипотеза. Что можешь ты посоветовать мне конкретного с учётом того, что я уже решил освоить мир ума. - Если бы ты был обыденным человеком, то я посоветовал бы тебе начать изучать разные науки. Но такие знания для тебя слишком просты. Попробуй пройти познание Девяти Колесниц. Мастеров от каждой школы ты встретишь достаточно. Начни с Хинаяны. Я могу познакомить тебя с последователем пратьекабудды. Наверное, Тензин не случайно выбрал направление пратьекабудды. Это практикуют одиночки. Такое направление буддизма относится к Хинаяне. Так называют ту часть практикующих, которая считает, что каждый человек способен получить только своё. Логика в том большая. Нельзя жить чужую жизнь. Нельзя пережить чужие эмоции. Нельзя иметь чужие мысли и знания. Поэтому, всякий раз ты натыкаешься на отражение самого себя, будешь ли говорить с кем-то или участвовать в событии. Назвали «Малую Колесницу», то есть Хинаяну так потому, что она игнорирует движение масс. Занимаясь самореализацией, последователь Хинаяны не тормозит себя оглядками на других, на общественное мнение, на всеобщую правду, на моду, на сторонние замечания. Он знает, что каждый живёт только свою жизнь. Он знает, что нельзя пережить чужую эмоцию, чужое событие, чужую мысль. Основа Хинаяны просматривается ещё в Упанишадах: «Ты есть Брахма. Брахма это ты». Нет ничего вне сознания и даже «ничего» и «нет» уже находятся в сознании. Тут начинается повышение роли осмысления, а, следовательно, кончается магия.
Глава 7. Хинаяна
Сказать, что последователь пратьека-будды - «одинокий Будда», будет неверно. Если мы скажем так, то уже предполагаем и других Будд. Уникальность высказывания «Ты есть Брахма» уже исключала существование чего-то стороннего и вне тебя. Появляется мнимая замкнутость, но и это будет ложно, поскольку для введения слова «замкнутость» нужно иметь ещё что-то стороннее. Иными словами, ты и есть весь мир. Получится, что Космос, твоя одежда, твои родственники, люди окружающие и предполагаемые - это всё части твоего сознания. Такая точка отсчёта исключает границу, поскольку граница уже полагает наличие чего-то иного. Нет сомнения в том, что эта концепция ума не имеет ни доказательств, ни опровержений. Это удел веры. Она не менее убедительна, чем концепция двойственности, где полагается, что человек лишь часть огромного Космоса. Концепция двойственности такой же продукт ума и тоже удел веры. - У меня нет времени на праздное разглагольствование, - твёрдо сказал Сингх на появление Тензина с Дон Меном. - Он не из учёных, - ответил Тензин. - Тогда зачем он теряет время на слова и построение из них понятий? Чем ум поможет ему? Или он решил войти в страну страданий? - Ты говоришь тоже словами, - мягко начал Дон Мен, - твои убеждения тоже принадлежат миру ума. Разве зрением или обонянием ты ориентируешь себя на пути пратьекабудды? - Это по причине своего несовершенства и необходимости общаться с болтунами. - Значит, факт ты признаёшь. Как собираешься ты справиться с этим своим свойством? - Только что я закончил обет молчания. - То есть борьбы с умом. Ты же посадил ум на голодовку. Разве отрицанием можно освободиться от чего-то?! Если бы это было возможным, то именно все болтуны были бы счастливы в первую очередь. Это они без удержу борются со злом, с безобразием, с преступлениями. Давно бы уже справились за многие тысячелетия. - Голодовка ума нужна была мне для выигрыша времени и внимания на свершение новых свойств сознания. Никакой борьбы в том не было. - Согласись, Сингх, если я тут, то это своё событие ты обязан пережить. - В том и есть моё несовершенство. - Иными словами, ты не управляешь ещё своим телом обстоятельств? - Это так. - Но для того чтобы управлять, нужно знать, как должно быть правильно. - Лукавый ты. О каком знании ты говоришь? Об области ума или о непосредственном знании? В непосредственном знании нет отрицания. Ум же, наоборот, не мыслим без отрицания. Всем известно, что отрицание делает человека старым и бесперспективным в смысле развития. Так вот я не намерен тренировать ум. - Напрасно ты так. Тензин научился отрицание переваривать в нектар. Гнев он трансформирует в озарение и восторг. Холод он трансформирует в тумо. Яд он трансформирует в нектар. Представь себе такой ум, который своё отрицание, то есть яд в себе, будет трансформировать в созидание. - Тензина я знаю. Он великий мастер. Терплю твою болтливость только из уважения к нему. Раз он привёл тебя ко мне, то не случайно. - Вот я и Тензин есть части твоего существования. Чем ты можешь быть недоволен? - Своей кармой. Непрестанно изменяясь, она порождает явления, уводящие меня от совершенства. - Значит, ты знаешь что такое совершенство? - Лукавый ты. Если я скажу, что знаю, то ты тут же скажешь, что я и есть само совершенство. Я знаю, что есть неудовлетворение. - Вот это другое дело! Значит, ты всё время убегаешь от неудовлетворённого сознания. Если бы ты знал куда бежать, то наверняка уже состоялся бы. Не ты один такой. Люди Запада постоянно призывают к лучшему. Они много знают, но суетятся во мраке. Они советуют, говорят о правильности, о правилах, а на деле убегают от страданий. Никто не знает КУДА и КАК. Ты тоже не знаешь. Почему бы тебе ни заняться магией? Там нет ума. Умный маг это бесперспективный болтун. Маг не убегает, а стоит перед фактом страдания и ищет выход всем своим существом. - Чем же он отличается от меня? - Признанием факта. - Разве я не признаю факт? - Нет. Если ты стремишься к совершенству, то уже не признаёшь совершенным то, что тебе дано тут и теперь. Следовательно, уже находишься в отрицании самого себя. Ты что, собрался сам себя победить?! Другое дело маг. Он не побеждает себя. Он движется по полю своего существования в непрерывном поиске. Он обладает молодыми свойствами. Знания это старость. Молодое существует. - Ты Тензина выставил каким-то дураком, а он не глуп даже очень. - Ничуть. Мне Тензин более понятен, чем ты, Но я его охватываю не умом, а непосредственным знанием. Внешне это может показаться как работа мышления. - В чём разница? - Прежде, чем заняться Хинаяной, ты изучал буддизм умом. Затем ты осмыслил, то есть построил некоторую конструкцию ума. Твоя интуиция привела тебя к такой работе ума, когда он прекращает поставлять препятствия. Это очень большая находка в сравнении с людьми Запада. Ты высвободил молодые процессы средством мышления. Тензин, наоборот, был отравлен конструкцией ума. Он вжился в двойственность, а она ведёт к страданиям. Стремясь к лучшему, он постоянно продуцировал неудовлетворённость. Такова природа двухполярного ума. Изнывая от яда страданий, он ринулся в магию. Это не был ход осмысления, как у тебя. Теперь он ближе к тому, куда ты ещё идёшь. - Ты о нас говоришь так, словно сам всё знаешь наперёд. - Я о вас говорю по себе. Это и есть считывание знаний с самого себя, то есть непосредственное знание. Молодые процессы не бывают порожденными знанием. А развитие идёт только на молодых процессах. Поэтому Тензин и стал мастером чудес. Ты, Сингх, тоже нашел хороший ход, но в твоём сознании есть доля отрицания. Именно это старит тебя. - Чем ты измеряешь совершенство? - Чудесами. На этот ответ Дон Мена Сингх громко рассмеялся. Он уже вжился в то понятие, когда любое превосходство, совершение чудес, неуязвимость не являются показателем освобождения. - Напрасно смеёшься, - спокойно сказал Дон Мен, - твой смех от слабости той концепции, которую построил твой ум. С моих же позиций смех есть быстрый физиологический переход, когда препятствие слишком простое. Когда ситуация сложная, то не до смеха. - Освобождение не зависит от чудес. - Это ты мне заявил вкусом или глазами, или обонянием, или слухом, или телом, или осязанием? - Словами. - То есть умом. Понимай всегда то, что совершаешь. Итак, ты умом изрёк, что освобождение не зависит от чудес. - Да. - Ты что, освобождённый? - Нет ещё. - Умеешь творить чудеса? - Такие как Тензин, нет. - Откуда ты тогда знаешь о роли чудес? - Из авторитетных источников. - Вот перед тобой два человека, которые умеют творить чудеса. Надеюсь, ты не станешь заявлять, что это не те чудеса? - Это факт. - Остаётся выяснить, что ты понимаешь под освобождением? - Это существование вне сансары. - То есть вне круговорота рождений и смертей? - Да. - Рождения и смерти идут во времени? - Да. - Следовательно, это выход из пространства и времени? - Пусть будет так. - Почему ты говоришь неуверенно? - Будда отказывался говорить что будет дальше. Нирвана не имеет определений. - Почему? - Словами не выразить. - Итак, умом, то есть процессом слов, ты заявил об освобождении и этим же умом отказываешься следовать дальше? Получилось, что ты говорил о том, сам не зная о чём. Это я теперь должен смеяться. - Слишком словоохотливый ты. Вместо ответа Дон Мен появился одновременно в нескольких местах этой небольшой комнатушки. Затем слился в один образ и исчез из поля зрения. Тензина охватил восторг. Такое он ещё не видел. - Теперь поговорим о существовании вне пространства и времени, - начал Дон Мен после завершения этих явлений. - Не стоит, - сказал Тензин, - лучше покажи ещё что-нибудь. Впечатляет. - А для чего? - усмехнулся Дон Мен. - Для стимула, - тут же ответил Тензин. - Это другое дело. Но мы исходили из ума, а там обязательно должно быть назначение: «для чего? », «в чём смысл? », «какая цель? », «в чём причина? », «в чём смысл жизни? », «как получить? », «что нужно делать? », «каковы будут последствия? », «как это понять? ». Явления же не происходят «для чего» и «почему». Они совершаются без причин и без следствий. Что касается «стимула», то это уже не из области ума. Это качество стремления к жизни. Поэтому ты мастер. Ты живёшь качествами. Сингх находится в оковах умственной конструкции. Однако поверь мне, Сингх, ум не правомочен сотворить чудеса или знать к ним метод. Иначе на Западе каждый был бы чудотворец. - Я говорил о том, что чудеса не есть путь к освобождению. - Ты это говорил умом. - Я это говорил из опыта тех людей, которые дают достоверные свидетельства. - Вера, значит. - Да, я им верю. - Итак, от ума мы скакнули опять к качеству. Надеюсь, что те, кому ты поверил, получили освобождение? - Несомненно. - Чем это выразилось? Словами? Чудесами? Исчезновением из пространства и времени, как это сделал только что я? Сингх молчал. Он стал понимать куда клонит Дон Мен. Знания состоят из слов, а слова не имеют пути к просветлению. Как же быть? - Я не собеседник тебе, - уклончиво сказал он, - здесь есть шраваки. Они учат. У них есть ученики. Наверное, они знают, как ответить тебе. В течении Хинаяны есть одиночки, но есть и те, кто обучает через слушание. Называют их шраваками. Дон Мену больше импонировали пратьекабудцисты. Шраваки строят такие знания, которые будут способствовать развитию до момента освобождения. Но это, всё равно, знания. В самом себе это процесс ума. В общениях это слова, слова, слова. Вот что такое знания. Приходилось ставить общения так, чтобы определить назначение слов и степень их влияния на сознание. Каждый знает, что нет пути от слов к качествам просветления. Поэтому пратьекабудды взяли очень оригинальную точку отсчёта ума. Всепоглощающим является Атман, то есть твоё совершенное сознание. Выводы из этого постулата потрясающие. Нет ни внешнего мира, ни внутреннего. Нет моего и нет чужого. Нет материализма и нет идеализма. Нет внеземного и космического. Нет прошлого и нет будущего. Всё это свойства твоего сознания. Двойственный ум тут же захлебнётся в такой области. Он будет возражать и опровергать. Но вся прелесть такого постулата, что он не подвержен опровержению. У него такие же основания, как и у двойственного ума. Для чего тогда ум изыскивает разные свойства в себе? Человеку Запада этого пока не понять. Западный ум вцепился в двухполярность, как в единственное свойство мышления. Но если однажды кто-либо в среде людей Запада поймёт, что страдания идут от конструкций ума, которые не совпадают с действительным, то он тут же будет требовать от самого ума. Восток опередил людей Запада на много эпох. Каждая из Девяти Колесниц имеет концепцию. Любая концепция это продукт отличающихся свойст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|