Уголовно-исполнительная система России в условиях социализма
В неменяющемся, по сути, виде система исполнения наказаний в России просуществовала вплоть до февральской революции 1917 года. Революция побудила правительство приступить к разработке доктрины в сфере карательной политики государства. Подготовка реформы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы возлагалась на начальника Главного тюремного Управления профессора А.П. Жижиленко. Справедливости ради необходимо отметить, что, не смотря на неподготовленность реформы к октябрю 1917 года, отдельными мерами правительство ГТУ пыталось изменить состояние тюремного дела в духе демократических преобразований. 8 марта 1917 года в Приказе №1 начальника Главного тюремного Управления отмечалось, что «главной задачей наказания является перевоспитание человека…, личное достоинство которого должно признаваться и уважаться…». В этом же Приказе тюремным чиновникам предписывалось воздерживаться от применения к арестантам телесных наказаний и наложения на них кандалов. 26 апреля 1917 года Временное правительство, осуществляя меры по упорядочению системы наказаний, своим Постановлением отменило ссылку на поселение как вид наказания. Одновременно была отменена ссылка на поселение после отбытия срока каторжных работ и наказания за бродяжничество. Этим же Постановлением Главное тюремное Управление переименовывалось в Главное управление по делам заключения; Совет по тюрьмам преобразовывался в Совет по делам заключения - как отказ от атрибутики царского режима (хотя бы внешний). После октябрьского переворота 1917 года, известного в советском периоде отечественной истории, как Великая Октябрьская социалистическая революция, происходит слом старой государственной машины.
Декретом второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года в составе Совета народных комиссаров, наряду с прочими, образуется Народный Комиссариат внутренних дел (НКВД) и Народный Комиссариат юстиции (НКЮ). В обязанности последнего входит организация судебной системы, надзор за законностью деятельности местных органов управления, наблюдение за работой судебных органов и милиции. Народному Комиссариату юстиции, как правопреемнику, переходит в подчинение ГУМЗ (Главное Управление Мест Заключения), которое переименовывается в 1918 году в Карательный, а затем 9 сентября 1919 года, вновь переименовывается в Центральный карательный отдел. В этот же период времени закладывается новая правовая основа тюремного дела. В постановлении НКЮ от 23 июля 1918 года «О лишении свободы, как меры наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)» четко обозначаются черты системы мест заключения, подведомственной наркомату юстиции. Труд в этой системе рассматривается как мера перевоспитания осужденных. НКВД, наряду с решением задач по охране общественного порядка, занимающийся организацией советского строительства на местах, обеспечивал функционирование мест лишения свободы как организационно, так и материально, действуя при этом через исполкомы Советов. С началом гражданской войны, а затем и иностранной военной интервенции, в систему исполнения наказания, не сформировавшуюся еще в полной мере и имеющую, по сути, двойное подчинение (НКВД и НКЮ), включаются новые элементы: концлагеря и лагеря принудительных работ, вызванные к жизни условиями военного времени и ожесточенным сопротивлением, прежде всего, господствующих классов. Концлагеря и лагеря принудительных работ были образованы на основании постановления Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года «О красном терроре» и постановления ВЦИК от 17 мая 1919 года «О лагерях принудительных работ». Целью первых являлась изоляция в основном противников режима и диктатуры пролетариата; целью же вторых являлась изоляция и перевоспитание осуждённых с помощью физического труда. Организация лагерей была возложена на органы Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) с последующей передачей указанных лагерей в ведомство НКВД.
Таким образом, к 1919 году в сфере карательной политики советского государства параллельно существовали как система мест заключения (подведомственная НКЮ), система лагерей принудительных работ (находившаяся в ведении НКВД), и концлагеря (впоследствии переименованные в лагеря особого назначения), созданные ВЧК. Первоначально, как уже упоминалось выше, деятельность мест заключения регламентировалась Временной Инструкцией (Постановление НКЮ от 23 июля 1918 года), которая была значительным шагом вперед в пенитенциарной политике государства. Временная Инструкция содержала в себе положения, где осужденные классифицировались в зависимости от их отношения к труду и установленному порядку. Однако уже 15 ноября 1920 года НКЮ своим постановлением утверждает «Положение об общих местах заключения РСФСР», существенно дополняя позиции Временной Инструкции 1918 года. В 1922 году в связи с трансформацией Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в Главное Политическое Управление (ГПУ) и включением последнего в структуру НКВД (вместе с местами лишения свободы) постановлением Совнаркома РСФСР от 25 июня 1922 года места заключения республики передаются в систему НКВД. Центральный карательный отдел НКЮ, который был переименован в 1922 году в Центральный исправительно-трудовой отдел, сохранил за собой право общего надзора за всеми местами заключения и руководства их деятельностью. 16 октября 1924 года постановлением ВЦИК в стране утверждается первый «Исправительно-трудовой кодекс». Его осуществлялась в недрах НКВД специально созданной для этой цели комиссией. Кодекс так сформулировал цель лишения свободы – предупреждение преступлений («дальнейших посягательств преступника…»); меры режимного характера в нем сочетались с мерами исправительно-трудового воздействия.
В Кодексе также было указано, что исправительно-трудовые учреждения предназначаются для приспособления преступников к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы. Согласно Кодексу предполагалось создание системы учреждений с различными видами режимов содержания осужденных: дома заключения; исправительно-трудовые дома; трудовые колонии; изоляторы специального назначения (для политических противников режима). Все эти учреждения предназначались для принятия мер социальной защиты исправительного характера и т.п. Гуманная сущность исправительно-трудовой политики здесь заключалась в сочетании режима содержания, труда и культурно-просветительной работы среди осужденных. Режим содержания при этом не допускал мученичества: применения кандалов, наручников, строго одиночного заключения, лишения пищи, свиданий и другого. Согласно положениям Кодекса, в каждой губернии предполагалось создать Комитеты помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, т.е. предусматривались меры социальной реадаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. В двадцатые годы на низовом уровне управление местами лишения свободы осуществлялось через Советы и соответствующие отделы их исполкомов; на уровне НКВД исправительными делами ведал ГУМЗ - Главное Управление Мест Заключения. В условиях сложной внутриполитической обстановки и острой борьбы за власть внутри руководства ВКП(б) и государства, органы системы исполнения наказания оказались к концу 20-х годов вовлечены в процесс набиравших силы репрессий. Обоснованием процесса репрессий в России послужила речь И.В. Сталина на Пленуме ЦК ВКП (б) 9 июня 1928 года и содержавшийся в ней тезис о том, что «…по мере продвижения страны вперед по пути к социализму, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, и классовая борьба будет обостряться…».[108,с.20] В это время в сфере борьбы с уголовной и политической преступностью перед ВКП (б) и правительством стояли две взаимосвязанные задачи: изолировать преступников от общества и занять их общественно-полезным трудом (с минимальными затратами на содержание мест лишения свободы), причем в наиболее отдаленных местностях Союза ССР. Решая указанные задачи, правительство страны устраняло своих противников, в том числе и физическим способом и одновременно принимало меры по осваиванию отдаленных от центра территорий государства. Для решения данных задач 6 ноября 1929 года Постановлением ЦИК и СНК СССР в действующее законодательство «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» были даже внесены соответствующие изменения.
Так, статья 13 «Основных начал…» предусматривала теперь лишение свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР. Создание ИТЛ и развитие хозяйства на труднодоступных окраинах Союза ССР было возложено на ОГПУ, что получило свое законодательное закрепление в Постановлении СНК от 11 июля 1929 года. В сентябре 1929 года на территории Сибирского края был сформирован Сибирский региональный ИТЛ с управлением в городе Новосибирске. Обширная сеть его подразделений покрыла территорию нынешней Кемеровской области. В системе ОГПУ еще с начала 20-х годов действовали так называемые лагеря особого назначения (Соловецкие и другие) и уже сложился соответствующий организационно-практический опыт. В дальнейшем основные вопросы деятельности этих специфических мест лишения свободы регулировались Постановлением СНК СССР от 2 апреля 1930 года, и такие лагеря предназначались для содержания лиц, осужденных судом или «Особым постановлением ОГПУ» на срок от трех до десяти (максимальный в то время срок) лет. В апреле 1930 года при ОГПУ было создано Управление лагерей, которое в феврале 1931 года было преобразовано в Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Основным правовым документом, регламентирующим деятельность ИТЛ в тридцатые годы, стало утвержденное Постановлением СНК от 7 апреля 1930 года «Положение об исправительно-трудовых лагерях», надолго превратившее лагерную систему СССР в жернова, которые перемалывали буквально в пыль в основном незаконно репрессированных «политических противников режима». Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года в стране образуется общесоюзный Наркомат внутренних дел, которому отныне станет принадлежать вся система исполнения наказаний государства (ГУЛАГ). Во второй половине тридцатых годов внесудебные репрессии в стране, санкционированные Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 года «О внесении изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство союзных республик», приобретают невиданный размах. В это же время ужесточается и уголовное законодательство на основании Постановления ЦИК СССР от 2 октября 1937 года. На его основании были повышены максимальные пределы наказания в виде лишения свободы от 10 до 25 лет за такие преступления, как шпионаж, террор, диверсия, измена Родине и др. К 1938 году завершилось формирование тюремной системы НКВД СССР. Все тюрьмы, как срочные, так и следственные передавались во вновь созданное Главное тюремное управление НКВД СССР, за исключением подчиненных ГУГБ НКВД, в том числе тюрьма в городе Мариинске.
К началу 1941 года «маховик репрессий» в стране вновь стал набирать обороты: по состоянию на 1 января 1941 года число заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях достигло одного миллиона 929 тысяч 279 человек. В период с 1939 по 1941 годы режим содержания в ИТЛ и колониях регламентировался «Временными инструкциями». В основу режима были положены следующие принципы: обеспечение надежной изоляции в соответствии с тяжестью уголовного наказания; наибольшая эффективность труда заключенных; обязанность работы каждого заключенного только по назначению администрации; поощрение честного отношения к труду и соблюдения режима содержания. Вместе с тем администрация имела право административно воздействовать на симулянтов и «отказчиков» от работы, вплоть до придания их за указанные нарушения суду. В 1941 году в лагерях уже установились два вида режимов: общий - для осужденных за уголовные преступления; и усиленный - для осужденных за государственные преступления. Колонии предназначались для осуждённых на срок лишения свободы до трех лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|