Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокуратура социалистической России




После Октябрьской революции органы прокуратуры были упразднены Декретом №1 «О суде» от 24 ноября 1917 года, в котором отмечалось: «…Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры».[98, с.15]

В роли обвинителей могли теперь выступать все «непорочные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Надзор и контроль над исполнением законности входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его Президиума, и заканчивая губернскими и уездными отделами юстиции.

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал в России вопрос о создании прокуратуры. Спустя пять лет после Октябрьского переворота, по предложению В.И. Ленина Наркомат юстиции РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который в мае 1922 года был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК 9 созыва.

Представленный проект Положения вызвал на сессии оживленную дискуссию. Оппозиция, в лице Зиновьева, Каменева, Рыкова, Осинского и других, решительно выступала против создания централизованной, независимой от местных органов власти прокуратуры. Они предлагали создать прокуратуру с «двойным» подчинением. С одной стороны – центральной прокурорской власти, с другой стороны – Губисполкомам.

В.И. Ленин и его соратники резко выступали против «двойного» подчинения. По-предложению Н.В. Крыленко, проект «Положения о прокурорском надзоре» был вынесен на постатейное голосование, которое состоялось 22 мая 1922 года.

28 мая 1922 года Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» было подписано председателем ВЦИК М.И. Калининым и секретарем ВЦИК А.С. Енукидзе. С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.

В «Положении о прокурорском надзоре» нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры. К числу таких принципов относятся: централизация и единоначалие органов прокурорского надзора; строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам; независимость органов прокуратуры от местных влияний; опора прокурорских органов на помощь широкой общественности.

В Положении определялся предмет и пределы прокурорского надзора за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры были возложены:

- осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушении закона;

- непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;

- поддержание обвинения в суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Организационно органы прокуратуры не представляли собой самостоятельного государственного органа. Прокуратура входила в качестве отдела в Народный Комиссариат Юстиции РСФСР. Народный Комиссар Юстиции являлся одновременно и Прокурором Республики. В таком виде, с небольшими изменениями, органы прокуратуры просуществовали до 1936 года.

Принятая 5 декабря 1936 года Конституция СССР (Основной Закон) впервые в истории конституционного законодательства ввела понятие «высшего надзора за точным исполнением законов». Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113 Конституции СССР).

Прокурор Союза ССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Все нижестоящие прокуроры назначались или их назначение утверждалось Прокурором Союза ССР сроком на 5 лет (статья 116 Конституции СССР).

В период культа личности Сталина карательная и исправительно-трудовая политика государства была полностью сосредоточена в руках ОГПУ и НКВД.

Многие прокуроры были репрессированы за отказ в санкционировании незаконных задержаний граждан.

16 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины, прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Важной вехой в истории российской прокуратуры явилось участие в Нюрнбергском процессе на правах стороны обвинения.

В послевоенное время и период восстановления народного хозяйства, усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. После XX съезда КПСС, «развенчавшего» культ личности И.В. Сталина, потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. С этой целью расширяются надзорные полномочия местных судебных органов, вместе с этим и сфера деятельности прокуроров в области судебного надзора.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года в составе Верховных Судов союзных республик, краев, областей, судов автономных республик, автономных областей образовываются Президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов. Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений, как судов, так и внесудебных органов (созданных в период репрессий «троек» и т.д.), провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период «культа личности».

24 мая 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». В Положении содержались весьма важные требования к органам прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все его подчиненные прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

В Положении также были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также перечень возможных средств реагирования на выявленные и установленные нарушения законов, применительно к каждой из закрепленных в Положении отраслей прокурорского надзора.

Таким образом, Положение способствовало организации более четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей прокурорского надзора, устранению параллелизма в работе прокуроров различных подразделений органов прокуратуры и способствовало повышению ответственности прокуроров за качество выполненной работы. Указанное Положение действовало практически без изменений до принятия новой Конституции СССР.

Принятая 7 октября 1977 года Конституция (Основной Закон) СССР, способствовала значительному усилению влияния прокуратуры на политику государства.

В статье 168 Конституции СССР было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют свои полномочия, независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР». Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применение на всей территории Советского государства.

Однако позднее были внесены коррективы в статью 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.

30 ноября 1979 года Верховным Советом СССР был принят Закон «О прокуратуре СССР», который регулировал в законодательном порядке организацию и деятельность органов прокуратуры в государстве до принятия нового Закона.

С самого начла своего существования, советская прокуратура действовала под политическим руководством партийных органов. По справедливому выражению А.Я. Сухарева, «…прокуратура стала частью запретительного механизма, придатком командно-бюрократической системы управления».[???? ]

В период «застоя» прокуратура стала подменять органы ведомственного управления и ведомственного контроля. Она боролась с нарушениями трудовой дисциплины, пьянством, за повышение надоев молока, со сверхнормативным простоем железнодорожного транспорта, нарушениями графика движения поездов, с безбилетным провозом пассажиров и т.д.

Среди формально-юридических отличительных признаков советской прокуратуры выделялись следующие:

- независимость от иных органов власти, но при этом подотчетность высшему представительному органу;

- жесткая централизация; наделение широким правом доступа к информации во всех инстанциях в целях надзора за выполнением нормативных актов высших государственных и партийных органов (от контроля над законотворчеством до участия в гражданских спорах).

В 1991 году прокуратуре было предоставлено право опротестования незаконных актов в суде, тогда как по ранее действовавшим правилам прокурор мог обращаться с протестом либо непосредственно в орган, издавший данный акт, либо в вышестоящий орган.

В итоге, общей тенденцией развития прокурорского надзора советского периода стало расширение его предмета и пределов. С формальной точки зрения, новых конструкций не появилось, скорее всего, речь можно вести о новом «витке развития» данного института, который, помимо функции представления публичных интересов в судебных инстанциях, присущих российской прокуратуре после реформы 1864 года, приобрел общенадзорные функции, имевшие место до указанной реформы. При этом в деятельности прокуратуры прослеживался на всем протяжении ее существования четкий политический оттенок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...