Уголовно-исполнительная система России в период с 1997 до конца двадцатого столетия
С 90-х годов XX века с началом в стране глубоких демократических преобразований идеи гуманизма пенитенциарной системы в России получили свое дальнейшее развитие в законах Российской Федерации. В Законе РФ от 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-прцессуальный кодекс РСФСР», в Законе РФ от 18 февраля 1993 года и Законе РФ от 6 июня 1993 года «О внесении изменений в УК РСФСР и ИТК РСФСР» впервые в истории осуждённым был гарантирован ряд прав и свобод. Так, осуждённым к лишению свободы было гарантировано право свободы совести и вероисповедания; вводились нормы, обеспечивающие осужденным право на личную безопасность; допускались отпуски с выездом за пределы мест отбывания наказания и т.д. Вместе с тем, отменялись такие виды наказания, как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательны привлечением к труду; упразднялись исправительно-трудовые колонии усиленного режима и т.д. Эти законы заложили прочную основу в фундамент реформирования всей уголовно-исполнительной системы, идеи которой вскоре были материализованы в «Концепции», одобренной Президентом РФ 13 января 1996 года. 28 июля 1998 года Указом Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» УИС вошла в подчинение вышеупомянутого ведомства. Центральным органом УИС РФ стал ГУИН (Главное Управление исполнения наказаний). В 1999 году в системе ГУИН было сформировано 19 Управлений, в состав которых вошли 65 отделов, 6 отделений и 3 инспекции. Изменения соподчиненности УИС были проведены не случайно. Это закономерный этап развития демократизации общества российского государства, его гуманизации.
Вышеизложенным процессам предшествовала подача 7 мая 1992 года России заявки на вступление ее в Совет Европы. В связи с этим обстоятельством среди первоначальных условий, поставленных перед Россией членами Совета Европы, были обозначены следующие: - в соответствии с Рекомендацией единых европейских пенитенциарных правил улучшить условия содержания заключенных в ИТК, и в следственных изоляторах; - установить мораторий на исполнение смертных приговоров (мораторий на смертную казнь был установлен в соответствии с Указом Президента РФ от 16.05.1996 года); - принять Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Новый УИК РФ был принят в июле 1997года Государственной Думой РФ. Изменения в Кодекс были внесены Федеральным Законом №25 от 09.03.2000 года. Таким образом, одной из основных задач в формировании пенитенциарной системы России оставалась работа над первым пунктом, т.е. улучшать условия содержания заключенных в ИТК и следственных изоляторах. Реформирование органов УИС РФ с учетом нового концептуального подхода к пенитенциарной системе было рассчитано на период до 2005 года. Проект был разработан МВД РФ и одобрен Президентом РФ 13 января 1996 года. Конечной целью данной реформы было признано приближение функционирования уголовно-исполнительной системы РФ к международным стандартам. К началу 2001 года, т.е., за три года функционирования УИС РФ в структуре Министерства юстиции РФ, несмотря на все трудности болезненного этапа реорганизации системы, удалось: - полностью сохранить материальную базу и кадровый потенциал; - повысить эффективность взаимодействия аппарата УИС с другими правоохранительными органами. В результате чего на треть возросло количество преступлений, раскрытых совместно оперативными подразделениями УИС и других правоохранительных органов; - значительно укрепить силовую составляющую уголовно-исполнительной системы;
- увеличить численность подразделений специального назначения, розыска, собственной безопасности; В течение только 1999 года в УИС произошел ряд структурных изменений. Система приняла на себя дополнительные функции: конвоирования, медицинского, пенсионного, ревизионного, кадрового, тылового обеспечения, капитального строительства, формирования и содержания специальных учебных заведений УИС. Ранее эти функции выполняли подразделения МВД РФ, «обслуживая» и уголовно-исполнительную систему. В целях повышения профессионального уровня, улучшения качественного состава указанных подразделений УИС квота офицерского состава была увеличена с 6 до 31 %. В отмеченный период был сделан большой шаг вперед в вопросах медицинского обслуживания личного состава УИС РФ: образована собственная система лечебных, оздоровительных и санаторных учреждений. Так, в Кемеровской области начала полноценную работу поликлиника для сотрудников УИС и членов их семей, были завешены строительство Центра медицинской и социальной реабилитации и ремонт здания санитарно-эпидемиологической службы, в 2002 году приступили к строительству больничного стационара. В 2002 году уголовно-исполнительная система РФ стала одним из важнейших государственных институтов по поддержанию и обеспечению правопорядка и внутренней безопасности страны. Уголовно-исполнительная система Кузбасса, являясь одной из крупнейших в России, состоит из 29 исправительных учреждений. В их числе: -исправительных колоний – 23(общего, строгого, особого видов режимов; колония-поселение); -следственных изоляторов - 4; -воспитательных колоний (для несовершеннолетних) - 2; -при исправительных учреждениях функционируют 30 предприятий, 6 больниц и один Дом ребенка; В составе УИС Кемеровской области находятся 42 уголовно -исполнительные инспекции. Общая численность спецконтингента составляла на 01.01.2002 года -29557 человек. Указанная цифра ежегодно незначительно изменяется в сторону увеличения, либо уменьшения. Характеризуя криминогенный состав осужденных, необходимо заметить, что свыше 40% лиц отбывали наказание за тяжкие преступления, а 62% от числа всех осужденных были судимы неоднократно.
Таким образом, реформирование УИС РФ происходило с учетом существовавших в тот период единых европейских пенитенциарных правил и стандартов в свете решения проблемы гуманизации содержания осужденных, улучшения их правового, материального, медицинского и социального обеспечения. По вышеизложенной проблематике в России было сделано в период до 2002 года многое. Прежде всего, были внесены существенные изменения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы РФ. 14 марта 2001 года были внесены дополнения в Уголовный кодекс РФ: -значительно увеличена категория лиц с отбыванием наказания в колониях-поселениях; -существенно сокращен установленный ст. 79 УК РФ срок фактического отбывания наказания для условно-досрочного освобождения; -судам предоставлено право, применить отсрочку исполнения наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей до достижения ребенком 14-летнего возраста (согласно ст. 82 УК РФ); Вместе с тем, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ: - часть 8 статьи 74 определила круг осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях. Такими осужденными считались лица, страдающие открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. - женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, были сняты ограничения на количество посылок, передач и бандеролей; - значительные изменения были внесены в статью 175, из содержания которой следовало, что при отбытии осужденным установленной законом части срока наказания, администрация учреждения обязана в течение месяца рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо об отказе в представлении лица к условно-досрочному освобождению, независимо от условий содержания. Кроме того, в рамках установленного курса на гуманизацию пенитенциарной системы с момента перехода УИС из МВД в Минюст РФ было проведено несколько амнистий. Так, 30.11.2001 года была объявлена амнистия в отношении несовершеннолетних и женщин. Под действие этого акта только в Кемеровской области по формальным признакам подпадали 2532 приговоренных лиц к лишению свободы, в том числе подпадали под освобождение- 1081 человек. Одновременно уголовно-исполнительные инспекции планировали применить акт амнистии к 2350 приговоренным лицам к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
28 декабря 2001 года Президентом РФ был подписан Указ «О комиссиях по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации». По результатам деятельности комиссии по Кемеровской области в период до 2002 года из мест лишения свободы было помиловано и освобождено 288 человек. В Кемеровской области уже в 2000 году на первый план было вынесено решение проблем материально-технического обеспечения и медицинского обслуживания осужденных. Для решения указанных проблем было закуплено дорогостоящее медицинское оборудование: ультразвуковые аппараты, эндоскопическое оборудование, оборудование для стерилизации и др. С помощью перечисленных аппаратов можно своевременно выявлять и предупреждать у осужденных различные заболевания, применять передовые методы лечения. Санитарно-эпидемиологическая служба ГУИН Кемеровской области плодотворно начала сотрудничать с такими международными организациями, как «Красный крест», «Врачи без границ», а также участвовать в программах по борьбе с туберкулезом, СПИДом и др. В 2002 году ГУИН по Кемеровской области разработал новые подходы в решении проблемы спада производственных мощностей, которые произошли за годы перестройки производства в целом по стране. Были принят ряд конкретных мер, позволяющих в будущем наращивать объемы промышленного производства, увеличение посевных площадей, поголовья скота, заготовки и переработки леса. В этот же период времени приступили к созданию Торгового Дома ГУИНа, где, помимо реализации продукции своих предприятий, планировалось производить глубокую переработку древесины, выпускать продукты питания, оказывать бытовые услуги. Также планировалось сделать упор на развитие внутриведомственной кооперации с целью обеспечения продуктами питания и промышленными товарами спецконтингента и, в первую очередь, сотрудников УИС. В настоящее время реформа уголовно-исполнительной системы РФ продолжается в намеченном направлении и в поставленные государственными органами сроки.
Тема 2 Прокуратура России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|