История образования таможенных органов в России
До образования централизованного государства специальных таможенных органов в России не существовало. Несмотря на это, в Киевской Руси уже с десятого века взимались различные пошлины, как мыт и тамга. Последнее название произошло от древнерусского слова «тамга» - вид подати татарам, печать. Именно формирование единого русского (Московского) государства с его обширным государственным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов с продаваемых или привозимых товаров, явилось главным обстоятельством, определившим развитие таможенной системы с пятнадцатого до шестнадцатого веков. Примерно с середины шестнадцатого века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано законодательно. Сбор таможенных и проездных пошлин на мостах и перевозах, а также различных других натуральных платежей требовал огромного штата служащих. Начиная с середины шестнадцатого века правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности сборщиков таможенных налогов, восполняло его путем привлечения людей из высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлось не только присяга на верность, но и имущественное состояние агента. Правительство подробно определяло виды и размеры сборов. Откупщик, т.е. владелец откупа – лицо, которое имело монопольное, исключительное право на взыскание с населения определенных денежных средств. Такое право откупщику предоставлялось государством за денежный взнос с его стороны государству. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки», т.е. своего рода плановое задание, что подтверждалось его поручителями. Поручители, в случае неплатежа откупщика, должны были его задолжность погасить из собственных средств. Все откупные условия, к которым относились перечень пошлин, их размеры, способы взимания, точно и подробно определялись в таможенных грамотах, выдававшихся откупщикам.
К началу семнадцатого века сложились два основных способа организации таможенных сборов. Во-первых, члены купеческих корпораций, посадские люди, иногда уездные крестьяне служили на таможне по выбору и в соответствии с очередью. Эта служба была безвозмездной и являлась одной из повинностей, отбываемых «тяглым» населением в пользу государства. Во-вторых, таможенные сборы отдавались на откуп. Откупщик выплачивал в казну установленную сумму и собирал пошлину в свою пользу. К откупщикам не были приставлены должностные лица, обязанные следить за их действиями при сборе пошлины, тем не менее, они состояли под надзором местного начальства. Оно проверяло их меры, вес и прочее, а также помогало откупщикам в законном взимании пошлин, предоставляло приставов против неплательщиков узаконенных пошлин. Если же откупщик нес убытки из-за того, что наместник не исполнял этих своих обязанностей, то такие убытки обязан был компенсировать наместник за счет своих средств. Как правило, продолжительность действия срока откупа не превышало одного года. Законодательную основу таможенного дела в России шестнадцатого – семнадцатого веков составляли таможенные уставные грамоты, издававшиеся Московскими Великими князьями и царями в целях упорядочения таможенного обложения. В целом внутренняя организация таможен того времени была довольно однообразна и проста. В абсолютном большинстве городов устраивалась единственная таможенная изба, где взимались пошлины со всех видов товаров. Таможни имелись практически в каждом городе. На торговых путях устанавливались таможенные заставы.
Централизованным сбором средств от таможенной деятельности в семнадцатом веке ведал Приказ Большого прихода, а с 1680 года – Приказ Большой казны. В Москве находилась Большая таможня, Посольская новая таможня, которая занималась оформлением иностранных товаров и Мытная изба, куда предъявлялись подлежащие пошлинному обложению скот, сено и т.д. Одновременно в Москве находился Конюшенный приказ, надзиравший за торговлей лошадьми, и Померная изба, где оформлялись сделки на зерно, овощи и другие товары. Главное заведование над местным управлением таможенными сборами принадлежало наместникам и волостелям, которые должны были не только всячески помогать, но и одновременно осуществлять контроль над лицами, непосредственно управлявшими наземными таможенными сборами. В уездах таможенное дело находилось в ведении таможенных изб до отмены откупов в 1654 году, когда они были приняты на казенное содержание. Они управлялись «таможенными головами», при которых обычно состояли несколько помощников – «целовальников». Старший из них, имевший доступ к казне, хранившейся в специальном ящике – «ларе», назывался «ларечным». «Караульные» целовальники охраняли таможенную избу. «Ходячие» целовальники собирали пошлины на торговых площадях. Им помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в таможенные книги данные о торговцах, их товарах, суммах сборов и прочее. Самому Голове, подчиненным ему целовальникам строго запрещалось производить какие-либо операции на собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. В обязанности головы и его подчиненных входило отмечать все привезенные на торг товары и лично присутствовать при заключении всех важных сделок. При этом они производили оценку стоимости товаров и взимали таможенные пошлины с продажи. В 1712 году по сухопутной границе России была восстановлена откупная система взимания таможенных платежей, позволяющая в чрезвычайных обстоятельствах, несмотря на известные неудобства откупщиков, пополнять ресурсы государственного казначейства. Откупщикам не разрешалось отчуждать в свою пользу контрабандные товары, конфискованные на границе. Товары не отходили к ним и в том случае, если их цена при декларировании намеренно занижалась.
С 1699 года таможенное управление на местах стали осуществлять таможенные бурмистры, которые по-прежнему избирались купечеством и, по существу, ничем не отличались от таможенного Головы прежнего времени. Начиная с 1718 года, централизованными таможенными сборами ведала Коммерц-коллегия. В 1720 году институт таможенных бурмистров был упразднен. Им на смену пришли обер-цольнеры, которым ежегодно выплачивалось фиксированное денежное содержание, и они являлись представителями государственного чиновничества. При них состояли целовальники, вместе с которыми они несли не только служебную, но и материальную ответственность за поступление в казну таможенных доходов в одинаковом размере. Таким образом, произошла важная перемена в характере деятельности таможенных управленцев. Порядок таможенного контроля и таможенного оформления, составы таможенных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти преступления и нарушения, правовой статус таможенников регламентировали в 1724 году Морской торговый регламент и Таможенный тариф. В период царствования Елизаветы Петровны важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. В связи с этим обстоятельством 1 декабря 1755 был принят новый Таможенный устав. В соответствии с Таможенным уставом все конфискованные товары следовало отсылать в Канцелярию конфискации и в ее контору. В указанный период времени все таможни страны, кроме Столичной и Крондштадтской находились на большом расстоянии от Петербурга и Москвы. В связи с этим, дешевые и громоздкие товары продавались на месте их конфискации («с публичного торгу в тамошних местах от тех таможен»). Вырученные от распродажи деньги вместе с дорогими товарами по-прежнему повелевалось направлять в столичные города. Одновременно в целях ужесточения борьбы с контрабандой Сенат учредил на западной границе страны институт пограничных таможенных объездчиков.
Вместе с тем правительство пришло к убеждению о целесообразности передачи таможенного дела России на откуп в частные руки. Однако уже в 1762 году таможенная откупная система была отменена и таможня была возвращена в казенное ведомство. В связи с этим была учреждена Главная над таможенными сборами Канцелярия. 27 сентября 1782 года Именным указом Екатерины II «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. 24 июня 1811 года Александр I учредил «Таможенное управление по Европейской торговле». Было образовано 11 таможенных округов, в каждый их которых вошли «некоторое число» таможен. Накануне войны с Наполеоном по сухопутной западной границе России насчитывались 1300 таможенных объездчиков, состоящих из отставных солдат, с 40 надзирателями и 40 их помощниками. Таможенные чиновники наделялись большими правами: им дозволялось на службе носить при себе огнестрельное и другое оружие. В 1823 году в дополнение к конным объездчикам для несения пограничной таможенной охраны были учреждены также пешие стражники. В 1827 году, согласно «Положению об устройстве пограничной Таможенной стражи», пограничники были сведены в особые части – бригады, полубригады и отдельные роты, а воинские начальники пограничной стражи подчинялись начальникам 130 таможенных округов, имевшимся в стране. Главное управление пограничной стражи находилось в то время в ведении Департамента внешней торговли Министерства финансов. В 1857 году был утвержден новый Таможенный устав. Он регламентировал некоторые внутренние организационные изменения в системе таможен, а также предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны». Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений. К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом страны. При Департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам, а также таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и ряд других функций.
Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входил ряд таможен, таможенных застав, переходных пунктов. Таможенные пункты разделялись на главные складочные таможни, таможни первого, второго, третьего классов, таможенные заставы, переходные пункты. Кроме пограничных таможен существовала целая сеть внутренних таможен, осуществлявших досмотр и оформление товаров, подвергнутых в пограничных таможнях лишь внешнему контролю и отправленных транзитом вглубь страны. Таможенные уставы 1904 и 1910 годов отражали происшедшие после 1892 года перемены в таможенном деле. Они больше не содержали статей, определяющих права и обязанности пограничной стражи, так как она была выведена из Департамента таможенных сборов в Отдельный корпус пограничной стражи. Устав 1910 года предоставил таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обыска и выемки товаров в пределах стоверстной пограничной полосы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|